ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕНДИЗМА КАК КУЛЬТУРНОГО ЯВЛЕНИЯ А.А. Абрамова, студент
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)
Аннотация. В статье рассматривается история происхождения понятий «денди», «дендизм». Автор раскрывает основное содержание и представляет подробную характеристику данных определений в научном и в эстетическом аспекте. В работе выделены основные факторы зарождения дендизма в Англии в XVIII веке. Проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что идеи дендизма как культурного явления отражены в моде и литературе.
Ключевые слова: денди, дендизм, мода, культура, культурное явление.
Актуальность изучения происхождения понятий «денди», «дендизм» заключается в том, что в современном обществе утрачено основное содержание этого уникального феномена культуры, получившего наивысший расцвет в XIX веке.
Барбе д'Оревиль, будучи современником денди, стал одним из первых исследователей дендизма, не только как направления в моде, а как образа жизни. Помимо этого, современные исследователи (О. Вайнштейн, Р. Барт) уделяют особое внимание изучению движения культуры от отдельных авторов и персон к общим закономерностям развития европейской культуры в широком смысле этого слова. В работах О. Вайнштейн представлена история развития дендизма, дана подробная характеристика образу денди с учетом его характерных особенностей, мышления, внешнего облика.
Не смотря на то, что данная тема являлась предметом изучения для многих исследователей, все же остаются вопросы, вызывающие интерес.
Исторический анализ позволил выделить основные факторы зарождения дендизма в Англии на рубеже XVIII -XIX веков. Во-первых, в это время Лондон расцветает как столица моды, во-вторых, происходит демократизация общества, и, в-третьих, свое влияние оказывает европейский романтизм на эстетику в проявлении индивидуальной свободы личности [1, с.55].
Появление определения «дендизм» начинается с возникновения этого культурного явления в Европе в XVIII веке. Но для того, чтобы в дальнейшем оперировать в наиболее правильной интерпретации данным термином, нужно определить и наиболее точно осмыслить это понятие не только в научном, но и в эстетическом аспекте.
Так, классический словарь определяет «денди» как элегантного щеголя, «забота которого - светить своими туалетами» [2, с.63].
Отто Манн, известный немецкий исследователь, сообщает о том, что «первоначально дендизм, похоже, был лишь феноменом модного общества. Образу щеголя мало соответствовало мужское начало, даже достоинство в его внешнем облике» [3]. Однако возникает проблемный вопрос о соответствии этого определения действительному образу жизни истинного денди. Можно ли их изучать так поверхностно или рассматривать лишь внешний облик?
Из приведенных выше интерпретаций понятия «дендизм» становится заметно, что некоторые исследователи делают акцент на изучение этого явления как моды или модного направления, которое не представляется серьезным. При этом важно отметить, что денди как личность не ставится в центр исследования.
Так значит ли что дендизм - просто мода? Однозначный и наиболее полный ответ на этот вопрос даёт нам извест-
нейший теоретик дендизма Барбе д'Оревильи, который в своих статьях и монографиях подробно исследует дендизм не только как моду, а «как всю манеру жить, а живут ведь не одной только материально видимой стороной...» [4, с. 7].
Справедливо возражение самих представителей дендизма, которые выступали против восприятия денди только как модника склонного к «искусству повязывать галстук».
Основных канонов в поведении и мышлении человека, относившего себя к денди, не существовало. Однако среди негласных правил можно выделить следующие:
• элегантная, но не выделяющаяся одежда;
• контроль над своими эмоциями, быть невозмутимым в любой ситуации;
• стремление более удивлять, чем нравиться;
• направление на культ индивидуализма [3].
Из выше описанных принципов поведения денди можно прийти к заключению, что дендизм - это целое мировоззрение с определенным жизненным уклоном и манерой поведения. Внешний облик истинного денди, его действия, всегда должны соответствовать его мыслям и характеру. Денди - результат соединения внешнего образа с внутренним состоянием [5, с.95].
В словесный обиход «дендизм» начинает входить лишь в начале XIX века после письма Байрона в 1813 году к Томасу Муру, в котором описал клубный бал: «Сезон завершился балом денди». В то же время в русскую культуру входит слово «дэнди», которое первоначально употреблялось на английском языке («dandy»), но потом вошло правописание «дэнди». Если А.С. Пушкин
в романе «Евгений Онегин» еще использует английский вариант, то уже к середине XIX века это слово попадает в словари русского языка [1, с. 25].
Денди, олицетворяющий собой культурно-воспитанную личность, начал присутствовать как персонаж в литературе XIX века. Но массовый характер это литературное явление начинает приобретать позднее, когда в 1820-е годы благодаря издателю Генри Коулбер-ну начинает стремительно развиваться жанр «модного» романа - «fashionable novel», где главный герой увлекался модными направлениями и модой [1, с. 348].
Наибольший интерес в интеллектуальном плане вызвало отражение явления дендизма во французских романах: «Адольф» Б. Констана и «Оберман» Сенанкура. В чертах главного героя романа Б. Константа прослеживается очевидное сходство с денди: та же склонность к одиночеству, утаивание истинных мыслей в угоду обществу, стремление к индивидуализму [6].
Новый виток развития дендизма в литературе и эстетике связано с творчеством Ш. Бодлера, О. Уайльда, Ж.К. Гюисманса. Именно здесь денди предстает как эстетический и героический символ времени, противопоставляя себя ценностям общества. Дендизм превращается в попытку вырваться из мира обыденных человеческих чувств и отношений и сравнивается с формой освобождения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, идеи дендизма отражаются не только в сфере моды, но и в литературе. Такое явление в культуре как дендизм намного шире, чем просто изящество и изысканность во внешнем облике и поведении человека и является интересным объектом для изучения.
Библиографический список
1. Вайнштейн, О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2005.
2. Larousse. Grand Dictionnaire universel du XIX siècle. Paris, 1870. Vol. 6.
3. Манн О. Дендизм как консервативная форма жизни // Волшебная гора, М., 1998. №7 (URL: http://www.metakultura.ru/vgora/kulturol/ot_mann.htm Дата обращения 23.04.2018)
4. Барбе д'Оревильи. О дендизме и Джордже Брамелле М.: Издательство «Независимая газета», 2000.
5. Барт Р. Дендизм и мода / Пер. С.Н. Зенкина // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во Сабашниковых, 2003.
6. Констан Б. Адольф. М.: Журнально-газетное объединение, 1932. - С. 143144.
THE APPEARANCE OF DANDYISM AS A CULTURAL PHENOMENON
А.А. Abramova, student
Samara national research university
(Russia, Samara)
Abstract. The article discusses the history of the origin of the concepts of "dandy", "dandyism". The author reveals the main content and presents a detailed description of these definitions in scientific and aesthetic aspects. The paper identifies the main factors of origin of dandyism in England in XVIII century. Theoretical analysis allows to conclude that the ideas of dandyism as a cultural phenomenon reflected in fashion and literature.
Keywords: dandy, dandyism, fashion, culture, cultural phenomenon.