Научная статья на тему 'Возможные сценарии развития малого предпринимательства в российской Федерации'

Возможные сценарии развития малого предпринимательства в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICY / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / LEGISLATIVE DEVELOPMENT / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / PRIVATE PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агафонов Антон Юрьевич

Проведен анализ возможного развития малого предпринимательства в Российской Федерации в настоящее время. Предложены возможные пути разрешения сложившейся ситуации в России в отношении малого предпринимательства. Важным направлением экономической политики, направленным на стимулирование предпринимательства, должны быть институциональные реформы, нацеленные на укрепление прав собственности выполнение контрактных обязательств, четкое разделение ролей собственников и менеджеров, повышение информационной прозрачности и инвестиционной привлекательности предприятий. Ближайшие задачи разработка механизмов привлечения частных кредитов в регионах под гарантии специально создаваемых гарантийных фондов (агентств), создание центров финансового лизинга, а также отработка механизма упрощенного налогообложения и обложения по вмененному доходу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possible scenarios of development of small business in the Russian Federation

The author analyzes potential development of small business in Russian Federation at the present time. The ways of handling the actual situation in Russia's small business are shown. An important course of the economic policy toward business encouragement should be the institutional reforms aimed at consolidation of proprietary rights fulfillment of contractual obligations, close-cut sharing of roles of property owners and managers, enhancement of information transparency and attraction of a business as an investment. The immediate objectives are development of mechanisms for attraction of private credit resources in regional areas on the security of specially made guarantee funds (agencies), creation of finance lease centers, as well as elaboration of simplified tax system and imputed input taxation.

Текст научной работы на тему «Возможные сценарии развития малого предпринимательства в российской Федерации»

- © А.Ю. Агафонов, 2014

УДК 330.88

А.Ю. Агафонов

ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проведен анализ возможного развития малого предпринимательства в Российской Федерации в настоящее время. Предложены возможные пути разрешения сложившейся ситуации в России в отношении малого предпринимательства. Важным направлением экономической политики, направленным на стимулирование предпринимательства, должны быть институциональные реформы, нацеленные на укрепление прав собственности - выполнение контрактных обязательств, четкое разделение ролей собственников и менеджеров, повышение информационной прозрачности и инвестиционной привлекательности предприятий. Ближайшие задачи - разработка механизмов привлечения частных кредитов в регионах под гарантии специально создаваемых гарантийных фондов (агентств), создание центров финансового лизинга, а также отработка механизма упрощенного налогообложения и обложения по вмененному доходу.

Ключевые слова: малое предпринимательство, экономическая политика, рыночная экономика, совершенствование законодательства, частная собственность.

Стоит исходить из того, что сценарии последующего развития российского малого предпринимательства в ближайшее время возможно в трех основных направлениях, а именно оптимистическом, пессимистическом и реалистическом.

Оптимистический сценарий предполагает, что российское государство, наконец, переходит от обещаний к практическим делам - реальному снижению и упрощению налогообложения малого бизнеса, решительной борьбе с коррупцией (следует иметь в виду не столько репрессии против отдельных чиновников, сколько ликвидацию многочисленных пробелов в законодательстве и всевластия ведомственных инструкций, зачастую полностью извращающих благие намерения законодателей), снижению административных барьеров при входе на рынок (на сегодняшний день регистрация нового малого предприятия занимает в среднем 2,5-3 мес. и стоит несколько тысяч долларов), укрепле-

нию правового режима частной собственности, включая собственность на землю. Кроме того, должна прекратиться искусственная поддержка «лежачих» крупных предприятий, и их реструктуризация должна проводиться таким образом, чтобы доступ к их активам и площадям для малого бизнеса был более прямым и легким. Для этого необходимы, помимо политической воли и соответствующих приоритетов в экономической политике, определенные внешние предпосылки - сохранение в среднесрочной перспективе относительно высоких цен на основные экспортные товары России (нефть и газ), перераспределение налоговых поступлений от экспорта на стимулирование несырьевых отраслей и инноваций, минимально благоприятный режим реструктуризации внешних долгов страны.

При этих условиях сектор малого предпринимательства начнет стремительно развиваться; допускаем, что темпы его развития приблизятся

к тем, что наблюдались как в начале 1990-х годов, так и после кризиса в августе 1998 г., когда численность малых предприятий от года к году примерно удваивалась. Пытаясь оценить возможные масштабы развития малого бизнеса при максимально благоприятном варианте социально-экономической ситуации в России, следует исходить из следующих гипотез.

Во-первых, социологические исследования, проводившиеся в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют, что доля потенциальных предпринимателей обычно составляет в обществе около 4-6% взрослого населения. Аналогичные исследования, проводившиеся в последние годы в России, в целом подтверждают, что таков же порядок этой оценки и в российском обществе. Таким образом, при реализации оптимистического сценария практически все потенциальные предприниматели могли бы осуществить свои предпринимательские наклонности (причем подавляющее большинство из них, разумеется, именно в малом бизнесе), что довело бы число действующих малых предприятий до 2,8-3 млн, а численность занятых в малом бизнесе только на постоянной основе - до 18-24 млн человек.

Во-вторых, реструктуризация крупных предприятий и санация финансовой системы страны неизбежно приведет к значительному высвобождению рабочей силы. Следовательно, не может не возрасти и численность самозанятых, а также малых предпринимателей «поневоле». Если в конце 1990-х гг. их доля среди опрашиваемых малых предпринимателей составляла около 10%, то в таких условиях она неминуемо возрастет. Предположительно, в 2005-2006 гг. число зарегистрированных малых предприятий в России могло бы возрасти в первом приближении до 4 млн, численность заня-

тых - до 32-35 млн, а вклад в ВВП -увеличиться с нынешних 10-12% как минимум до 35%.

Пессимистический вариант предполагает, что продолжается политика косметического реформирования российской экономики и социальной сферы. При этом лозунги «поддержки малого предпринимательства» на деле оборачиваются дальнейшим усилением налогового пресса, вследствие чего малый бизнес все стремительнее переносит свою активность в теневую экономику. Государство реагирует на это усилением репрессий (оборотной стороной чего становится дальнейший расцвет коррупции на низовом уровне), ужесточением регистраци-онно-лицензионных процедур. В результате малое предпринимательство, конечно, не погибнет вовсе - хотя бы в силу того, что крупные предприятия не в состоянии поглотить все рабочие руки, - но в лучшем случае продолжит стагнировать примерно на нынешнем уровне, когда число малых предприятий во всей России примерно сопоставимо с численностью малых предприятий в одной Варшаве.

Реалистический сценарий - примерно посередине. Государство упрощает налогообложение, но не может его заметно снизить (в силу отсутствия политической воли или неблагоприятных внешнеэкономических и макроэкономических условий).

Совершенствование законодательства ведется медленно, вяло, чиновничество успевает отреагировать на каждое улучшение закона изощренными подзаконными актами, что в значительной мере нейтрализует положительный эффект законотворчества. Фирму становится легче зарегистрировать, но предпринимателю по-прежнему трудно получить лицензию на ведение определенного вида деятельности. Борьба за Земельный кодекс заканчивается очередной ни-

чьей - частная собственность на землю продекларирована, но механизм ее реализации законодательно не установлен; в результате практически невозможны ни ипотека, ни различные варианты залогового обеспечения кредитов. Государственная политика в отношении малого бизнеса начинает проводиться более решительно и целеустремленно, но носит скорее развращающий характер (малому бизнесу помогают, во-первых, в определенных «приоритетных» сферах, исходя из «социальной значимости» определенных видов товаров и услуг, во-вторых, механизмом такой помощи становятся льготные кредиты, выдаваемые напрямую государственными или полугосударственными специализированными кредитными учреждениями за счет бюджетных средств, как это уже отчасти было в 1993-1995 гг.).

При таких условиях возможен вялый рост численности малых предприятий и работающих в малой экономике в 1,5-2 раза по сравнению с нынешним скромным уровнем, т.е. до 1,5-2 млн малых предприятий и 1215 млн постоянно занятых, доля же его в ВВП может возрасти до 18-20%.

В этой связи следует оценить, какой же путь наиболее приемлем и возможен в настоящее время.

Системная трансформация в России при всех зигзагах, ошибках и проволочках все же неотделима от движения к рыночному хозяйству. Следовательно, стратегической целью политики государства должно быть создание рамочных условий, переводящих этот процесс в режим развития на собственной основе, т.е. в режим самовоспроизводства.

Для достижения данной цели экономическая политика государства должна быть, как минимум, нейтральной для формирующихся субъектов рыночной экономики, которые и являются мото-

ром рыночного хозяйства - частных предпринимателей. Еще лучше было бы, если бы государство целенаправленно содействовало формированию субъектов рынка. Но достаточно было бы и некоего минимума:

1) налоговая реформа с целью не только и не столько снижения, сколько упорядочения и упрощения налогообложения;

2) создание системы гарантий прав собственности, но также и экономических стимулов к перераспределению неэффективно используемой собственности в пользу более эффективных хозяев (в том числе и главным образом, малых предпринимателей);

3) отказ власти от убеждения в том, что малый бизнес - «рычаг» в руках мудрых правителей, позволяющий им «решать вопросы»; переход к системе цивилизованного партнерства;

4) открытие «шлюзов» для самоорганизации самих малых предпринимателей в кредитные и страховые союзы, с помощью которых они смогут смягчить бремя финансовых проблем, поскольку российские банки в обозримом будущем помочь им, по большому счету, не смогут.

Разумеется, и для того, чтобы реализовать этот минимум, потребуется поменять саму идеологию экономической политики государства. Принципы политики, наилучшим образом обеспечивающей общие условия для развития основанной на частном предпринимательстве рыночной экономики, сформулировал еще в середине нынешнего века немецкий экономист Вальтер Ойкен - под основным принципом понимается комплексность механизма регулирования, основанная на понимании взаимозависимости всех экономических явлений и процессов. Критерий того, насколько этот принцип реализуется, - дееспособность механизма конкурентных цен. Становление механиз-

ма конкурентного ценообразования в секторе малого бизнеса идет полным ходом. В своем ценообразовании они гораздо больше, чем, например, крупные промышленные предприятия, руководствуются ценами конкурентов и спросом, нежели собственными издержками. Следовательно, содействуя развитию малого предпринимательства, государство способствовало бы укреплению конкурентных начал в экономике в целом, что возможно является наилучшим показателем успешности рыночных реформ.

Второй принцип экономической политики, благоприятствующей развитию частного, в том числе малого предпринимательства, - принцип валютного стабилизатора, т. е. определенной стабильности стоимости денег.

В условиях высокой инфляции (1992-1995 гг.) предприниматели просто не могли просчитать эффективность инвестиций. Финансовые институты зарабатывали деньги на обслуживании государственных займов и программ, а также на высокодоходных спекулятивных операциях, они были не готовы к тому, чтобы «поднимать» капитал для частнопредпринимательских структур и нести связанные с этим риски. Инфляция в 1996-1997 гг. была приглушена, но не подавлена, а переведена из открытой в скрытую форму (задолженность по зарплате и т. п.). Это со всей очевидностью обнаружилось, когда осенью 1998 г. острейший финансовый кризис отбросил Россию на несколько лет назад с точки зрения развития денежно-финансовой системы. В результате у малых предприятий вновь исчезла возможность просчитывать свои финансовые и инвестиционные действия наперед, резко сократились возможности одних потенциальных инвесторов (банков, населения), в страхе бежали с рынка другие инвесторы (иностранные), до предела су-

зился горизонт деловой инициативы. Поэтому предсказуемость политики денежных властей и динамики курса национальной валюты (вовсе не обязательно - ее стабильность) являются важным направлением поддержки малого предпринимательства.

Третий важнейший принцип, по Ой-кену, - открытые рынки. Он означает свободу перелива капитала, товаров и рабочей силы, способствующую созданию подлинно конкурентной среды. Борьба против внутренних границ и таможен, против чиновничьих рогаток и попыток монопольного диктата не требует значительных финансовых затрат, а предполагает только наличие политической воли и слаженность усилий соответствующих ветвей власти и государственных структур. В то же время такая борьба в условиях России могла бы серьезно улучшить предпринимательский климат.

Четвертый принцип прорыночной хозяйственной политики - незыблемость частной собственности. Для малого бизнеса это тем более важно, что в современной экономике классическая частная собственность, не «замутненная» корпоративными и др. коллективными формами, существует только в этом секторе народного хозяйства. Завершившийся в основном к началу 1997 г. этап массовой приватизации способствовал разгосударствлению экономики. И все же говорить о том, что институт частной собственности в России окончательно оформился, пока не приходится. Отсутствует эффективный механизм контроля со стороны собственника за действиями наемных управляющих, нет должной правовой защиты интересов мелких акционеров, целый ряд важнейших ресурсов (например, земля) все еще не является в полной мере предметом частной собственности. Отсюда - невозможность осуществления залога недвижимости, ипотечных

операций, что сдерживает развитие кредитного финансирования предпринимательских проектов в реальном секторе.

Это особенно ощутимо влияет на малых предпринимателей, поскольку отсутствие возможности передать в залог или ипотеку имеющихся в их распоряжении квартир, автомобилей, дачных участков приводит к практическому закрытию для них легальных рынков кредитных ресурсов. Конечно, в одночасье здесь трудно что-либо изменить - законотворческий процесс имеет определенную инерцию. Но если, например, наконец заработает лизинг, то механизм поддержки малого предпринимательства даже в отсутствие многих необходимых для обеспечения прав собственности звеньев, начнет давать реальную отдачу, причем на саморасширяющейся основе.

Пятый принцип, по Ойкену, - свобода заключения договоров. Его реализация предполагает эффективную конкуренцию, возможность выбора как для покупателя, так и для продавца. Нужно сказать, что соблюдение данного принципа хозяйственной политики в условиях переходной экономики - с высокой монополизацией народного хозяйства и большой долей ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет и региональные бюджеты, - предполагает, в первую очередь, структурную реформу естественных монополий, реструктуризацию предприятий, а также внедрение конкурсных начал при формировании государственного заказа, в том числе с участием малого бизнеса, в рамках различного рода целевых программ. Реализация этих мер может способствовать преодолению ситуации ценового и внешнеэкономического диктата в отношениях между государством и крупными монополиями, с одной стороны, и малым бизнесом, с другой.

Шестой важный принцип - хозяйственная ответственность: тот, кто принимает оперативные решения, должен нести за них имущественную ответственность. Российская модель приватизации в 1992-1996 гг. предполагала быстрое разгосударствление, освобождение государства от непосильной нагрузки по управлению гигантским имущественным комплексом и финансовыми ресурсами. Сложилась во многом «ничья» собственность, чему в немалой степени способствовало распространение такой организационно-правовой формы, как закрытое акционерное общество.

Поэтому важным направлением экономической политики, направленным на стимулирование предпринимательства, должны быть институциональные реформы, нацеленные на укрепление прав собственности - выполнение контрактных обязательств, четкое разделение ролей собственников и менеджеров, повышение информационной прозрачности и инвестиционной привлекательности предприятий. Нарушение на каждом шагу прав собственности малого бизнеса со стороны властей (вроде массового принудительного «переселения» множества московских малых предприятий на задворки без реальной компенсации в связи с отчуждением территории вдоль проектируемой трассы третьего автомобильного кольца в столице) - вещь обыденная, не воспринимающаяся как ситуация за рамки вон выходящая.

Малый бизнес особенно уязвим, ибо не имеет столь мощных оборонительных редутов, как собственная юридическая служба и служба безопасности, которые отчасти помогают минимизировать издержки правового беспредела крупным предпринимательским структурам. Значит, и здесь не обойтись без усиления государственных гарантий прав собственности.

Последний, седьмой принцип - неизменность экономической политики, необходимая для того, чтобы предприниматель в своей хозяйственной деятельности мог руководствоваться долгосрочными, а не сиюминутными соображениями.

Угнетающе действует на предпринимательскую активность постоянно реформируемая, но все еще громоздкая и внутренне противоречивая налоговая система. Крайне негативное влияние на конкурентоспособность продукции оказывают платежи и сборы, исчисляемые с выручки от реализации товаров и услуг (налог с оборота и др.). Поэтому весьма важны разумные изменения в законодательстве, которые заложили бы четкие и стабильные рамки для текущей деятельности, а главное - для хозяйственного планирования субъектов малого предпринимательства. Не менее важно добиться, чтобы заложенные в них нормы на практике выполнялись, причем всеми и одинаково - и олигархами, и «челноками».

Необходимо, наконец, сформулировать и долгосрочную концепцию государственной поддержки малого предпринимательства, провести «инвентаризацию» ее методов. В качестве ближайших задач здесь стоят: разработка механизмов привлечения частных кредитов в регионах под гарантии специально создаваемых гарантийных фондов (агентств), создание центров финансового лизинга, а также отработка механизма упрощенного налогообложения и обложения по вмененному доходу. Все это должно способствовать облегчению доступа потенциальных предпринимателей к заемному капиталу для открытия и расширения бизнеса, облегчить управление и учет на вновь создаваемых предприятиях.

Кроме того, отнюдь не только мерами непосредственно экономиче-

ской политики ограничивается роль государства в формировании благоприятной среды для развития малого бизнеса. Во-первых, государство должно научиться видеть в малом предпринимательстве и ассоциациях, его представляющих, равного и достойного партнера. Это можно продемонстрировать на деле не столько эпизодически проводимыми пышными съездами «передовиков малого бизнеса», созданием сервильных малопредпринимательских объединений, сколько привлечением их представителей в постоянно действующие органы (экспертные советы и т. п.), где они могли бы участвовать в формировании политики в области малого бизнеса.

Далее, необходимо дать простор самоорганизации малого предпринимательства в области кредитования и страхования, осуществления др. финансовых услуг, которые оно не может получить по тем или иным причинам ни от государства, ни от существующих ныне институтов финансового рынка. Общества взаимного кредитования и страхования, возникающие на местах и в ряде регионов, имеют достаточный положительный опыт. Они могли бы подставить свое «кредитное плечо» микрофирмам, начинающим предпринимателям. Для этого Думе нужно лишь укрепить правовую базу их существования, приняв, наконец, соответствующие законы.

Приходится констатировать, что нынешнее российское государство и его законодательная, и его исполнительная ветвь не склонны к масштабной постановке задач и конструктивному взаимодействию с массовым, идущим «снизу», демократическим малым предпринимательством. Государству все-таки ближе теневые олигархи или директора псевдочастных гигантов постсоциалистической индустрии. Следовательно, создание нормаль-

ных условия для развития частной инициативы, для перехода малого предпринимательства от выживания к росту - задача иного государства. Добиться, чтобы оно стало таким иным

сверхзадача самих малых предпринимателей (но не только их одних), вопрос их гражданской ответственности перед своими семьями и обществом в целом.

СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ И СОКРАЩЕНИИ

1. Малое предпринимательство - МП (англ. Small business);

2. Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение - ВВП (англ. GDP);

3. Единый социальный налог - ЕСН (англ. - The uniform social tax);

4. Предприниматель - Businessman;

5. Государственная поддержка - The state support;

6. Совершенствование законодательства - Legislation perfection.

1. Авилова А.В., Бухвальд Е.М., Обыден-нова Т.Б., Чепуренко А.Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: проблемы, тенденции, адаптационные возможности // Осенний кризис 1998 года: российское общество до и после / Под ред. Горшкова М.К., Чепуренко А.Ю., Шереги Ф.Э. - М.: РНИСиНП, РОС-СПЭН, 1998. - C. 103-183.

2. Барсукова С. Август 1998 года и отечественное предпринимательство // Pro et Contra. - 1999. - Т. 4. - № 2. - C. 28-45.

3. Бережная О. Малому бизнесу помогут, но мало // Российская Федерация сегодня. -2000. - № 7.

4. Высоков В.В. Малый бизнес: made in Russia. - Ростов-на-Дону, 1999.

5. Занятость, малый бизнес и рынки труда в России и Молдове / Под ред. Обыденно-вой Т.Б., Чепуренко А.Ю. - М.: РНИСиНП, 2000.

6. Ойкен В. Основные принципы экономической политики / Пер. с нем. под общ. ред. Л.И. Цедилина и К. Херрманн-Пилла-та. - М.: Прогресс, 1995.

7. Ракхгаван А., Штайнметц Г. У европейского бизнеса нет наследников // Ведо-

_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

мости. - 2000. - № 69 (апрель).

8. Средний класс в современном российском обществе / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой, А.Ю. Чепуренко. - М.: РОССПЭН, РНИСиНП, 1999.

9. Строгов С. Форум инвесторов на Новой Басманной // Бизнес для всех. - 2000. -№ 12 (май).

10. Ойкен В. Основы национальной экономии. - М.: Экономика, 1996. - С. 335378.

11. Помелова Т. Шаг вперед, два шага назад // Московская правда. - 1994. - 4 января.

12. Гипельсон В. Рынок труда в частном секторе // Предпринимательство в России. -1997. - № 1.

13. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. - 1996. - № 7.

14. Документы. Ежемесячное приложение к газете «Экономические новости» -1994. - Март.

15. Зевелев В.А. Малый бизнес - большая проблема России. - М., 1994.

16. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в России, 2001. ЕЛЗ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_

Агафонов Антон Юрьевич - кандидат экономических наук, Московская академия экономики и права.

UDC 330.88

POSSIBLE SCENARIOS OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Agafonov A.U., Candidate of Economical Sciences, Moscow Academy of Economics and Law.

The author analyzes potential development of small business in Russian Federation at the present time. The ways of handling the actual situation in Russia's small business are shown. An important course of the economic policy toward business encouragement should be the institutional reforms aimed at consolidation of proprietary rights - fulfillment of contractual obligations, close-cut sharing of roles of property owners and managers, enhancement of information transparency and attraction of a business as an investment. The immediate objectives are development of mechanisms for attraction of private credit resources in regional areas on the security of specially made guarantee funds (agencies), creation of finance lease centers, as well as elaboration of simplified tax system and imputed input taxation.

Key words: small business, economic policy, market economy, legislative development, private property.

REFERENCES

1. Avilova A.V., Bukhval'd E.M., Obydennova T.B., Chepurenko A.Yu. Osennii krizis 1998 goda: rossi-iskoe obshchestvo do i posle. Pod red. Gorshkova M.K., Chepurenko A.Yu., Sheregi F.E. (Autumn of 1998: Russian society before and after the crisis. M.K. Gorshkov, A.Yu. Chepurenko, F.E. Sheregi (Eds)), Moscow, RNISiNP, ROSSPEN, 1998, pp. 103-183.

2. Barsukova S. Pro et Contra, 1999, vol. 4, no 2.

3. Berezhnaya O. Rossiiskaya Federatsiya segodnya, 2000, no 7.

4. Vysokov V.V. Malyi biznes: made in Russia (Small business: made in Russia), Rostov-na-Donu, 1999.

5. Zanyatost', malyi biznes i rynki truda v Rossii i Moldove. Pod red. Obydennovoi T.B., Chepurenko A.Yu. (Employment, small business and labor markets in Russia and Moldova. T.B. Obydennova, A.Yu. Chepurenko (Eds.)), Moscow, RNISiNP, 2000.

6. Oiken V. Osnovnye prntsipy ekonomicheskoi politiki. Per. s nem. Pod red. L.I. Tsedilina, K. Kher-rmann-Pillata (Key principles of economic policy. Russian translation from German. Tsedilin L.I. , Kher-rmann-Pillat K. (Eds.)), Moscow, Progress, 1995.

7. Rakkhgavan A., Shtainmetts G. Vedomosti, 2000, no 69 (April).

8. Srednii klass v sovremennom rossiiskom obshchestve. Pod red. M.K. Gorshkova, N.E. Tikhonovoi, A.Yu. Chepurenko (Middle class of the contemporary society in Russia. Gorshkov M.K., Tikhonova N.E., Chepurenko A.Yu. (Eds.)), Moscow, RNISiNP, ROSSPEN, 1999.

9. Strogov S. Biznes dlya vsekh, 2000, no 12 (May).

10. Oiken V. Osnovy natsional'noi ekonomii (Outlines of national economy), Moscow, Ekonomika, 1996, pp. 335-378.

11. Pomelova T. Moskovskaya pravda, 1994. 4 January.

12. Gipel'son V. Predprinimatel'stvo v Rossii, 1997, no 1.

13. Vilenskii A. Voprosy ekonomiki, 1996, no 7.

14. Dokumenty. Ezhemesyachnoe prilozhenie k gazete «Ekonomicheskie novosti», 1994, March.

15. Zevelev V.A. Malyi biznes - bol'shaya problema Rossii (Small business - the big problem of Russia), Moscow, 1994.

16. Chepurenko A.Yu. Maloe predprinimatel'stvo v Rossii (Small business in Russia), 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.