Н. М. Мамедова*
Возможные сценарии развития Ирана до 2050 г.
Экспертам-иранистам было предложено два сценария развития Ирана (сценарии 1 и 2), экспертами переработаны предложенные сценарии и добавлен третий.
1. «Вестернизированный Иран» основан на тенденции постепенной эрозии идеологической и религиозной составляющей существующей политической и социальной системы. Экономическое благосостояние, материальная составляющая современного образа жизни приводит к необходимости вестернизации, что в конечном итоге кардинально меняет режим. Этот сценарий предполагает изменение существующего строя как исламского. Это изменение может произойти: а) в результате внутренних причин, в том числе выборов или референдума, или б) под влиянием внешних факторов (например, военного разрешения ядерной проблемы, активного вмешательства иностранных государств в политическую жизнь Ирана).
2. «Исламский Иран». Многолетнее существование религиозного исламского государства в Иране и «арабская весна» дали стимул для укрепления существующего режима. Вполне устойчивое экономическое развитие, несмотря на ужесточающееся по инициативе Запада санкционное давление, продемонстрировали, что можно поддерживать существующую политическую систему, а религиозный характер государства не препятствует социально-экономическому развитию. Мировой кризис, начавшийся в 2008 г., стал дополнительным аргументом для сохранения исламской государственности, при этом, по мнению экспертов, возврат к модели «исламского Ирана» периода Хомейни (до 1990-х) маловероятен.
3. Третий сценарий представляет собой «смешанный вариант» первых двух и может быть представлен как «Модернизация в условиях исламской государственности». Некоторые эксперты считают более оптимальным название этого сценария — «Эволюция в условиях исламской государственности».
Иран дал наглядный пример того, как ускоренная модернизация сверху привела к смене шахского режима исламским и отказу от курса на вестернизацию. Однако опыт развития в рамках исламского правления также отчетливо продемонстрировал курс на модернизацию в русле современных мировых тенденций, на формирование рыночной модели, на снижение до минимума государственного сектора и вмешательства государства в экономику. Увеличе-
ние ассигнований на развитие инноваций, постепенное сближение демографической ситуации (к 20302050 гг.) с тенденциями развитых стран (снижение рождаемости, рост продолжительности жизни) делают эту тенденцию достаточно устойчивой. Происходит дальнейшая эволюция использования исламских принципов как в экономике, так и социально-политической жизни в зависимости от прагматических задач государства. Происходит постепенное реальное и конституционное изменение структуры государственной власти в сторону увеличения роли республиканских и уменьшения роли исламских органов, в том числе велаяте-факиха.
В опросе приняли участие 8 экспертов. Вероятность реализации различных сценариев (в %) оценена ими следующим образом (в алфавитном порядке).
Эксперты 1 ¡8 ^ аю 3 м 1* и Я гн 'га' 2 сценарий 3 сценарий
Дружиловский С. Б. (МГИМО) 10% (50:50) 20 70
Дунаева Е. В. (ИВ РАН) 5 (70:30) 20 75
Кожанов Н. А. (СанктПГУ) 10 (70:30) 10 80
Кулагина Л. М. (ИВ РАН) 10 20 70
Мамедова Н. М. (ИВ РАН) 5 (50:50) 25 70
Полищук А. И. (ЛГГУ) 20 (70:30) 20 60
Сажин А. И. (ИВ РАН) 5 (70:30) 10 85
Федорова И. Е. (ИВ РАН) 10 30 60
Итого в среднем 9,4 19,4 71,2
С большим отрывом прогнозируется вероятность развития страны по 3-^ сценарию, достаточно высокой, около 20%, оценена вероятность сохранения во власти шиитского духовенства и влияния исламских принципов на правовую, экономическую и культурную жизнь Ирана. Смена режима наименее вероятна, большинство экспертов прогнозирует это изменение в результате внутренних факторов.
* Мамедова Нина Михайловна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая сектором Ирана Института востоковедения РАН.