Научная статья на тему 'Возможные способы повышения эффективности джиггерного лова тихоокеанского кальмара'

Возможные способы повышения эффективности джиггерного лова тихоокеанского кальмара Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
733
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Кручинин О. Н., Мизюркин М. А., Богатков В. Г.

Рассмотрена зависимость промысловой эффективности джиггерного лова тихоокеанского кальмара от технических возможностей судна и показаны возможные способы интенсификации его промысла отцеживающими орудиями лова. Промысловая эффективность оценивалась индексами технической оснащенности, мореходности и автономности. В качестве отцеживающих орудий лова предлагается использовать кормовой подхват, близнецовый или разноглубинный трал, кошельковый невод или лампару. Проведенные исследования показали, что маломерные суда более целесообразно дооборудовать под промысел кальмара, чем среднеи крупнотоннажные, однако размеры судна не играют такой роли, как их специализация. На это указывают высокий индекс промысловой эффективности довольно крупного кальмароловного судна КЛС "Галмаги", спроектированного в Южной Корее специально для джиггерного промысла кальмара. Предлагаемые способы интенсификации лова тихоокеанского кальмара отцеживающими орудиями лова позволят более полно изымать скопившегося под бортом кальмара, так как уловы тральщиков и сейнеров ожидаются сопоставимыми с суточным уловом кальмароловного судна, оснащенного 4050 кальмароловными лебедками. Кроме того, на среднеи крупнотоннажных судах, какими являются тральщики и сейнеры, можно осуществлять более глубокую переработку улова, что в конечном итоге повысит экономические показатели промысла тихоокеанского кальмара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Кручинин О. Н., Мизюркин М. А., Богатков В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possible ways to increase the efficiency of squid jigging

Efficiency of commercial jigging of squids is considered in dependence on technical abilities of fishing boat. The efficiency was estimated by the indices of technical equipment, seaworthiness, and autonomy. Possible ways of the efficiency increasing by filtering gears application are shown. The filtering gears as lift-nets, pair or otter trawls, purse seines, or lampara-nets are proposed for this purpose. Small vessels are more expedient to equipment for squid jigging, than the vessels of middle or large tonnage. However, the size of vessel play lesser role than its specialization. For example, the large vessel "Galmagi", designed in Korea especially for squid jigging, is peculiar by high catch efficiency. Applying of the filtering gears ensures full withdrawal of the squid accumulated under a board. So, catch of the vessels equipped by lift-nets, pair or otter trawls, purse seines, or lampara-nets are expected to be comparable with the catch of specialized jigging vessel equipped by 4050 automatic jigging machines. Besides, the middle and large vessels, as trawlers and seiners, have abilities for deeper processing of the catch that improves economical parameters of the fishery.

Текст научной работы на тему «Возможные способы повышения эффективности джиггерного лова тихоокеанского кальмара»

Известия ТИНРО

2006 Том 146

ПРОМРЫБОЛОВСТВО

УДК 639.2.081.8

О.Н. Кручинин, М.А. Мизюркин; В.Г. Богатков (ТИНРО-центр; ОАО НБАМР, г. Владивосток)

ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЖИГГЕРНОГО ЛОВА ТИХООКЕАНСКОГО КАЛЬМАРА

Рассмотрена зависимость промысловой эффективности джиггерного лова тихоокеанского кальмара от технических возможностей судна и показаны возможные способы интенсификации его промысла отцеживающими орудиями лова. Промысловая эффективность оценивалась индексами технической оснащенности, мореходности и автономности. В качестве отцеживающих орудий лова предлагается использовать кормовой подхват, близнецовый или разноглубинный трал, кошельковый невод или лампару. Проведенные исследования показали, что маломерные суда более целесообразно дооборудовать под промысел кальмара, чем средне- и крупнотоннажные, однако размеры судна не играют такой роли, как их специализация. На это указывают высокий индекс промысловой эффективности довольно крупного кальмароловного судна КЛС "Галмаги", спроектированного в Южной Корее специально для джиггерного промысла кальмара. Предлагаемые способы интенсификации лова тихоокеанского кальмара отцеживающими орудиями лова позволят более полно изымать скопившегося под бортом кальмара, так как уловы тральщиков и сейнеров ожидаются сопоставимыми с суточным уловом кальмароловного судна, оснащенного 40-50 кальмароловными лебедками. Кроме того, на средне- и крупнотоннажных судах, какими являются тральщики и сейнеры, можно осуществлять более глубокую переработку улова, что в конечном итоге повысит экономические показатели промысла тихоокеанского кальмара.

Kruchinin O.N., Mizyurkin M.A., Bogatkov V.G. Possible ways to increase the efficiency of squid jigging // Izv. TINRO. — 2006. — Vol. 146. — P. 310-325.

Efficiency of commercial jigging of squids is considered in dependence on technical abilities of fishing boat. The efficiency was estimated by the indices of technical equipment, seaworthiness, and autonomy. Possible ways of the efficiency increasing by filtering gears application are shown. The filtering gears as lift-nets, pair or otter trawls, purse seines, or lampara-nets are proposed for this purpose. Small vessels are more expedient to equipment for squid jigging, than the vessels of middle or large tonnage. However, the size of vessel play lesser role than its specialization. For example, the large vessel "Galmagi", designed in Korea especially for squid jigging, is peculiar by high catch efficiency. Applying of the filtering gears ensures full withdrawal of the squid accumulated under a board. So, catch of the vessels equipped by lift-nets, pair or otter trawls, purse seines, or lampara-nets are expected to be comparable with the catch of specialized jigging vessel equipped by 40-50 automatic jigging machines. Besides, the middle and large vessels, as trawlers and seiners, have abilities for deeper processing of the catch that improves economical parameters of the fishery.

Исследование промысловой эффективности судна, ведущего лов кальмара вертикальными ярусами

Известно, что для лова кальмара судно должно быть оборудовано осветительной гирляндой и кальмароловными лебедками с набором джиггерных вертикальных ярусов. Считается, что чем больше мощность гирлянды и количество лебедок, тем эффективнее будет работать судно. Насколько данное техническое оснащение судна достаточно и будет ли оно соответствовать ожидаемой промысловой эффективности, выраженной в уловах, как правило, на этапе переоборудования неизвестно. Лишь в процессе эксплуатации выявляются недостатки, иногда существенные, в оборудовании и конструктивных особенностях судна, не позволяющие достигнуть высоких результатов на промысле кальмара.

Возьмем для примера три разнотипных судна: специализированный кальма-ролов "Галмаги" южнокорейской постройки (ОАО НБАМР), переоборудованные РС-300 "Гастелло" и шхуну японской постройки "Россинантэ" (БИФ ТИНРО), технические характеристики которых приведены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристики некоторых кальмароловных судов

Table 1

The technical characteristics of some vessel for catch squid

Характеристика "Галмаги" "Гастелло" "Россинантэ"

Длина судна, м 60,0 35,0 17,0

Ширина судна, м 8,0 7,0 3,5

Мощность гирлянды, кВт 280,0 28,0 7,7

Отн. мощность гирлянды 36,4 3,6 1,0

Кол-во лебедок 44 11 4

Отн. кол-во лебедок 11,0 2,8 1,0

Среднесуточный улов, кг 2375,4 241,0 174,5

Отн. улов 13,6 1,4 1,0

Из данных табл. 1 видно, что по мощности гирлянды и количеству лебедок КЛС "Галмаги" превосходит шхуну "Россинантэ" соответственно в 36 и 11 раз, а по уловам в 14 раз. РС "Гастелло" по этим показателям превосходит шхуну почти в 4 и 3 раза, а по уловам в 1,4 раза, т.е. прямой зависимости между уловами и мощностью гирлянды или количеством лебедок не наблюдается. Такое положение вещей заставило нас более детально исследовать факторы, влияющие на эффективность промысла тихоокеанского кальмара вертикальными ярусами.

Исследования проводили на РС "Гастелло", переоборудованном под лов кальмара вертикальными джиггерными ярусами. Световая гирлянда на этом судне смонтирована на носовом и кормовом участках в виде двух параллельных линий, симметричных относительно диаметральной плоскости судна (рис. 1). Расстояния между линиями в носовой части 2,6 м, в кормовой — 3,3 м. Высота подвески гирлянды над уровнем моря соответственно 4,9 и 5,25 м, а длина линий 9 и 12 м.

В каждой линии гирлянды установлены по 20 металлогалогенных ламп типа ДРИ 700-5 мощностью 700 Вт и световой отдачей 85 лм/Вт каждая. Суммарная мощность гирлянды составляет 28 кВт, суммарный световой поток — 2 380 000 лм.

Следует отметить большое расстояние между лампами (в носовой части оно составляет 1,0 м, а в кормовой — 1,3 м), а также существенное расстояние от переднего фронта носовой части гирлянды до носа судна, составляющее 8,0 м, что сравнимо с длиной этой части гирлянды (рис. 1).

311

Назначение осветительной гирлянды при лове кальмара двояко. С одной стороны, она должна быть достаточно мощной для создания обширного поля привлечения объекта лова, а с другой — должна располагаться так, чтобы создать компактную зону тени, в которой концентрируется кальмар. Оценим работу гирлянды РС "Гастелло" с этих позиций.

Рис. 1. Схема расположения световой гирлянды и кальмароловных лебедок на РС "Гастелло"

Fig. l.The points of light's garland and automatic jigging machines on vessel "Gastello"

При распространении света носовая и кормовая части судна, а также борта, расположенные на высоте Н. от поверхности моря, отбрасывают тень (рис. 2).

в

112

т_ж

В2

Нп

Рис. 2. Геометрия подвески гирлянды и граница тени: а — вид сбоку, б — вид сверху, в — вид с кормы, г — вид с носа

Fig. 2. Geometry of spreading of light's garland and border of a shadow: а — side view, б — top view, в — stern view, г — bow view

Конфигурация тени определяется следующими геометрическими параметрами (м): расстоянием между линиями гирлянды R; высотой подвески гирлянды над уровнем моря Н ; длиной гирлянды L. и расстоянием r от проекции ламп гирлянды на поверхность палубы судна до проекции на эту поверхность точки судна, отбрасывающей тень; высотой борта над водой h. Расстояние от различных участков судна до границы светотени (Dp D2, D3, D4) в общем виде определится из пропорции:

r D n rH -¡— = —-, откуда D. =—;——. (1)

H - h H ' H - h

На рис. 2 (б, в, г) нетрудно видеть, что при симметричном расположении гирлянды

r = (B. -R)/2, (2)

где В. — ширина судна в различных его частях, м.

Конфигурация теневой зоны определяется как совокупность граничных точек тени. На примере носовой части судна (рис. 2, б) координаты граничных точек находятся из следующих соотношений:

X = XL + A sin а

j Li i i

Y = Y, + A cos а

jLiii

' cos а.'

r

а. = arceos —;

ai

at (XLi - Xс.)2 + (Y, - Yd)2, (6)

где XL , YLi — координаты ламп гирлянды, м; А. — расстояние от проекции лампы на поверхность воды до граничной точки тени, м; а. — направление от проекции лампы до проекции точки, отбрасывающей тень, град; а. — расстояние от проекции лампы до проекции точки, отбрасывающей тень, м; X , Y. — координаты точек, отбрасывающих тень.

В табл. 2 приведены координаты характерных точек судна, выбранные нами для определения границ светотени.

Таблица 2

Координаты характерных точек РС "Гастелло", отбрасывающих тень

Table 2

Coordinates of vessel's points "Gastello"

Точка Левый борт X. Y. С.1 Cí Правый X Cí борт Y Cl

Нос ДП 0 17,5 0 7,5

Подзор -2 14,5 2 4,5

Корма -3 -17,5 3 -17,5

Корма ДП 0 -17,5 0 -17,5

Примечание. ДП — диаметральная плоскость судна.

С использованием формул (1-6) и данных табл. 2 произведен расчет теневой зоны при различных геометрических параметрах гирлянды (рис. 3).

Расчет произведен для трех состояний гирлянды: проектной (тень 1); с уменьшенным расстоянием между линиями в носовой и кормовой частях (тень 2); с

313

(3)

(4)

(5)

увеличенными длиной в носовой части, расстоянием между линиями и высотой подвески (тень 3). Первые два положения гирлянды, которые были опробованы в процессе проведения работ, отличаются тем, что зона тени распространяется до 40 м от носа судна и занимает большую площадь. Объясняется это значительным расстоянием от переднего фронта гирлянды в носовой части до форштевня судна (г1 = 8 м).

Рис. 3. Зона тени РС "Гастелло" при различных геометрических параметрах гирлянды

Fig. 3. A zone of a shadow on vessel "Gastello" at various geometrical parameters of light's garland

Если принять гипотезу о концентрации привлеченного светом кальмара в теневой зоне судна, то вероятность поимки кальмара одной лебедкой будет пропорциональна величине:

к Н 1 Н (7) к, = —, или к = —, (7)

5 5 г V

о ' 0

где N — количество лебедок; 50 — площадь теневой зоны, м2; У0 = г50 — объем теневой зоны, м3; 2 — глубина расположения кальмара, м.

Критерий (7) может служить объективной оценкой правильности подвески гирлянды с позиции образования теневой зоны. Чем больше площадь или объем теневой зоны, тем меньше концентрация кальмара в ней и меньше вероятность его поимки, соответственно меньше коэффициент к. Сравнивая по этому критерию гирлянду с проектными параметрами (тень 1) и гирлянду с измененными параметрами (тень 3), получаем соотношение 2,3 : 1,0. Отсюда следует, что целесообразнее было бы разместить гирлянду в носовой части ближе к форштевню. Кроме того, вся гирлянда должна располагаться выше над уровнем моря, а ее линии — на большем расстоянии друг от друга. Как видно на рис. 3, площадь тени в этом случае существенно сократится, а граница светотени приблизится к орудиям лова. Поэтому считаем, что с позиции образования компактной зоны тени расположение гирлянды на РС "Гастелло" неудачно.

Некоторые исследователи полагают, что минимальная величина освещенности, воспринимаемая органами зрения кальмара (пороговая чувствительность), составляет 0,01 лк (Сидельников, 1981; Полутов, 1985). Поэтому задача определения подводной зоны привлечения кальмара сводится к отысканию на различных расстояниях от судна глубины, на которой освещенность равна пороговому значению. Методика определения зоны привлечения кальмара заключается в том, что на различных расстояниях от судна определяется глубина, на которой освещенность от гирлянды равна пороговой величине, сначала без учета отраже-

Y, м

-10

80

-60-f

I

и и и

-4У

а п п п

п

тт

II'

м*

JL

н

К

\\1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зи-1

0

и

\\ \\

W И

\\

\1 \\ \| \\

гл

\1

■ /I

X, м

--1--Тень1

R1=2,6 м R2=3,3 м r1=8 м r2=2,2 м Н1=4,9м Н2=5,25 м

—Ж— Тень2

R1=1,8 м R2=2,6 м r1=8 м r2=2,2 м Н1=4,9 м Н2=5,25 м

- - - -ТеньЗ

R1=R2=4 м r1=3 м г2=2,2м Н1=Н2=6 м

ния и преломления светового луча. Затем расстояние от судна корректируется с учетом отражения, преломления и рассеяния светового луча (Кнорринг, 1973; Кручинин, 2003).

Рассчитанная таким образом зона подводной освещенности от гирлянды РС "Гастелло" мощностью 28 кВт и гирлянды КЛС "Галмаги" мощностью 280 кВт показана в виде графиков на рис. 4.

Рис. 4. Распределение по глубине освещенности 0,01 лк при различной мощности гирлянды

Fig. 4. Distribution on depth of lighting 0.01 luxe at various power of light's garland

Анализ кривых на рис. 4 показывает, что увеличение на порядок световой мощности гирлянды не приводит к такому же резкому увеличению глубины и площади привлечения кальмара: они увеличиваются соответственно всего в 1,25 и 1,7—1,8 раза. Объемная зона привлечения, представляющая фигуру вращения кривых на рис. 4 вокруг оси ординат, увеличивается при этом в 3,7 раза. Следовательно, при одинаковой концентрации кальмаров в этом объеме, во столько же раз увеличится количество кальмаров, вовлеченных в процесс приближения к судну.

Ранее мы предположили, что кальмар концентрируется в теневой зоне судна, откуда происходит его постоянное изъятие орудиями лова. Пополнение кальмаром зоны облова происходит, по-видимому, из объемной зоны привлечения. Коэффициент, показывающий кратность наполнения зоны облова и являющийся объективным критерием световой эффективности гирлянды, можно представить в виде

К = , (8)

где У001 — объем зоны привлечения, ограниченный снизу глубиной расположения кальмара, м3.

Для гирлянд 28 и 280 кВт и соответствующих размеров теневой зоны судов "Гастелло" и "Галмаги" значения коэффициента кЕ соотносятся как 1,0 : 1,9, т.е. световая гирлянда РС "Гастелло" для создания объемной зоны привлечения кальмара в 1,9 раза менее эффективна, чем гирлянда специализированного кальмароловного судна.

РС "Гастелло" оснащено 11 японскими кальмароловными лебедками со сдвоенными ярусами. Нумерацию лебедок произвели с правого борта по часовой стрелке (см. рис. 1). На рис. 1 видна явная недостаточность лебедок и неравномерность их расположения по периметру судна. Коэффициент (индекс) оснащенности кальмароловного судна лебедками можно представить в виде

= ^ (9)

где I — конструктивная ширина лебедки, м; I — минимальное расстояние между лебедками, м; Ь — длина борта судна, м; В — ширина кормы судна, м.

315

Принимая фактические размеры кальмароловной лебедки l = 2,0 м, l0 = 0,5 м и размеры PC "Гастелло" Lc = 35 м и Вс = 7 м, по формуле (9) получаем для этого судна весьма низкий индекс оснащенности орудиями лова, равный 0,36. Расчет индекса kN для КЛС "Галмаги" и специализированных японских кальма-роловных судов, характеристики которых приведены в обзорной информации И.Г. Смыслова (1982), показывает, что его значения для этих судов лежат в пределах 0,65-0,88.

На ярусе длиной около 90 м установлено в среднем по 20 джиггеров различного цвета, расположенных через 1 м. Цветовая гамма джиггеров на ярусах в начальный и конечный периоды рейса приведена в табл. 3.

Таблица 3

Оснащенность ярусов джиггерами различного цвета

Table 3

Equipment by jigging hooks of various colour

№ лебедки Зеленый Синий Красный Фосфор Всего,

Июль— -сентябрь

1 16 16 8 0 40

2 11 17 6 0 34

3 17 19 4 0 40

4 20 17 3 0 40

5 20 18 2 0 40

6 20 16 3 0 39

7 16 16 6 0 38

8 16 17 7 0 40

9 15 15 6 0 36

10 16 16 6 0 38

11 18 11 10 0 39

Всего, шт. 185 178 61 0 424

Октябрь

1 16 6 7 4 33

2 15 17 5 4 41

3 15 14 8 10 47

4 10 7 12 10 39

5 15 13 3 8 39

6 15 12 5 6 38

7 11 6 13 14 44

8 16 16 7 0 39

9 19 12 6 2 39

10 19 11 7 10 47

11 11 15 4 8 38

Всего, шт. 162 129 77 76 444

В процессе работ была прослежена частота попадания кальмара на джиггеры различного цвета. Всего проведено 8 наблюдений и зафиксировано 1276 поклевок кальмара. Явное предпочтение при поклевке кальмар отдает джиггерам зеленых оттенков (рис. 5).

Сравнивая данные, приведенные в табл. 3 и на рис. 5, видим несоответствие доли джиггеров определенного цвета в оснащении ярусов и частоты поклевки кальмара на этот цвет джиггера.

Критерием соответствия оснащения ярусов джиггерами определенного цвета может служить величина

, (10)

1 /(2),

где /(1)А— доля джиггеров определенного цвета в оснащенных ярусах, %; /(2)а — частота попадания кальмара на джиггеры того же цвета, %. Если коэф-

фициент к х > 1, то это указывает на избыточное оснащение ярусов джиггерами определенного цвета, и наоборот. Оптимальная цветовая гамма оснащения ярусов джиггерами достигается при к = 1.

=

со

О)

Ч ¡£ о ЕЗ Я

н о н и ев

Г

70 60 50 40 30 20 10

|

■ Зеленый И Синий

■ Красный □ Фосфор

3 4 5 6 Наблюдения (N=1276)

Рис. 5. Частота попадания кальмара на джиггеры различных цветов Fig. 5. Frequency of catch squid on hooks of various colours

Значения коэффициента kx в начальный и конечный периоды рейса (табл. 4) показывают, что цветовая гамма джиггеров в октябре стала ближе к оптимуму. Таким образом, как показа-

Таблица 4

Коэффициент соответствия цвета джиггеров в оснащении ярусов

Table 4

Conformity of colour of hooks in equipment of automatic jigging machines

Параметр Зеленый Синий Красный Фосфор

/(2)

/(1)я-

/(2)Л.

% %

Июль—сентябрь

но выше, основными техническими факторами, определяющими эффективность лова кальмара и обязательными для учета на стадии подготовки судна к рейсу, являются полнота оснащения судна орудиями лова (лебедками) и правильность установки световой гирлянды. Оценить эти факторы можно с помощью коэффициентов (индексов) из выражений (7), (8), (9). Подборка цвета джиггеров производится в процессе лова таким образом, чтобы коэффициент соответствия, оцениваемый по критерию (10), приблизился к единице.

Вместе с тем немаловажную роль играют факторы мореходности и автономности судна, которые влияют на рациональное использование промыслового времени. Суммарным (результирующим) критерием влияния этих факторов может являться величина

% %

43,6 42,0 14,4 0

52,7 30,4 16,9 0

0,8 1,4 0,9 0

Октябрь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36,5 29,1 17,3 17,1

42,9 25,5 15,8 15,8

0,9 1,1 1,1 1,1

k=т,

' т

(11)

где Т х — время промысла, сут; Т2 — календарное время, сут.

Обобщенный индекс, характеризующий технические возможности судна, позволяющие добиться определенного среднесуточного вылова кальмара, представим в виде:

к = ^ К кЕ. (12)

317

Обобщенный индекс, характеризующий дополнительно мореходность и автономность судна, позволяющие добиться определенного вылова за период рейса, можно представить в виде

k2 = k1kl. (13)

В табл. 5 приведены расчеты теоретических индексов промысловой эффективности, произведенные по формулам (12) и (13) для трех кальмаролов-ных судов: PC "Гастелло", КЛС "Галмаги" и шхуны "Россинантэ" — в соответствии с их фактическим техническим оснащением. За единицу приняты индексы PC "Гастелло". Там же приведено отношение уловов за сутки промысла (£1практ) и за весь анализируемый период (£2практ). Видна хорошая сходимость теоретических индексов промысловой эффективности с фактическими уловами по анализируемым судам, что может служить подтверждением правильности выбранных критериев.

Таблица 5

Теоретическая и фактическая промысловая эффективность некоторых кальмароловных судов

Table 5

Theoretical and actual efficiency of some vessels in catching of squid

Промыслово-технический "Гастелло" "Галмаги" "Россинантэ

показатель

Календарные сутки 35 35 35

Сутки промысла 21 32 22

Улов, кг 5060 76014 3839

Улов на сутки промысла, кг 241 2375 174

К 1,0 1,52 1,05

Мощность гирлянды, кВт 28,0 280,0 7,7

Периметр судна, м 77,0 128,0 37,5

Кол-во лебедок 11 44 4

км Объем теневой зоны, м3 1,0 2,4 0,7

18000 35000 6000

к 1,0 2,0 1,1

Объем зоны привлечения, м3 7441329 27884508 2332758

к 1,0 1,93 0,94

к, 1,0 9,54 0,77

к, 1практ к2 1,0 9,86 0,72

1,0 14,5 0,8

к2 1,0 15,0 0,76

2практ

Используя индексы технической оснащенности, мореходности и автономности, оценим ожидаемую промысловую эффективность нескольких типов отечественных судов (табл. 6) при условии дооборудования их под лов кальмара в сравнении со специализированным кальмароловным судном "Галмаги". При этом количество кальмароловных лебедок и мощность осветительной гирлянды примем максимальными в соответствии с размерами и энергетическими возможностями этих судов.

Результаты расчета показаны на рис. 6 (за единицу принят обобщенный индекс КЛС "Галмаги").

На рис. 6 видно, что маломерные суда более целесообразно дооборудовать под промысел кальмара, чем средне- и крупнотоннажные. Однако размеры судна не играют такой роли, как его специализация. На это указывает высокий индекс промысловой эффективности довольно крупного кальмароловного судна КЛС "Галмаги", спроектированного в Южной Корее специально для джиггерного промысла кальмара на свет. По-видимому, развитие других видов промысла кальмара, например с помощью отцеживающих орудий лова, позволит средне- и круп-

нотоннажным судам вышеназванных типов найти более широкое применение на промысле тихоокеанского кальмара.

Таблица 6

Технические характеристики некоторых промысловых судов (по: Сорокин, 1999)

Table 6

Characteristics of some trawl-vessels and seine-vessels (оп: Сорокин, 1999)

Тип судна Длина, м Ширина, м Высота, м Мощность главного двигателя, л.с. Автономность, сут

Траловый бот (пр. 716 БУ) 17,6 4,3 1,8 150 1

МРС-150 (пр. 1338 К) 21,8 6,0 2,6 150 2

МРС-225 (пр. 1322) 23,7 6,0 2,7 225 5

МРТ "Балтика" (пр. 1328) 25,5 6,8 3,3 300 6

РС-300 (пр. 388 М) 33,6 6,9 3,6 300 10

СТР-420 44,8 8,0 5,0 590 20

СТР-503 49,1 10,5 6,0 1320 25

КЛС "Галмаги" 52,2 8,8 3,6 1200 30

РТМ-С "Прометей" 102,0 16,2 6,9 2850 70

ES H u

о =

ы

ES н ы

л tj

ы =

S

1,2

0,8 0,6 0,4

0,2

¿Г Л /

^ ^ Я^

Тип судна

1

0

Рис. 6. Ожидаемая промысловая эффективность некоторых типов судов на джиг-герном лове кальмара

Fig. 6. Expected efficiency of some types of vessels on catch squid

Возможные способы интенсификации джиггерного промысла кальмара с применением отцеживающих орудий лова

Существенным недостатком лова вертикальными джиггерными ярусами является неполное изъятие кальмара, привлеченного в зону облова. Об этом могут свидетельствовать проведенные нами экспериментальные траления под корпусом судна, ведущего джиггерный лов кальмара. Уловы за траление составили от 1,5 до 4,5 т. После прохождения тральщика ярусный лов кальмара возобновлялся, и, как показали результаты работ, его интенсивность не уменьшалась. Дополнительный облов кальмара отцеживающими орудиями лова может приобрести особую актуальность при промысле кальмара в предрассветное время, так как с наступлением рассвета собранное под корпусом судна скопление кальмара рассеивается и фактически теряется для джиггерного лова (Полутов, 1985).

Для более полного изъятия кальмара, сконцентрированного под бортом каль-маролова, предлагаем некоторые способы интенсификации джиггерного промысла с применением отцеживающих орудий лова. При этом в качестве отцеживаю-

щего орудия лова можно использовать кормовой подхват, близнецовый или разноглубинный трал, кошельковый невод или лампару.

Способ лова кальмара кормовым подхватом

Как показывает исторический опыт, добыча кальмаров, положительно реагирующих на искусственный надводный источник света, в основном осуществляется с постановкой судна на плавучий якорь. При этом судно становится носом на ветер. Для уменьшения рыскания и предотвращения запутывания между собой вертикальных ярусов на кормовой мачте устанавливается парус (Сидельни-ков, 1981; Полутов, 1985). Результаты наших исследований дают основание предложить в качестве плавучего якоря кормовой подхват (Пат. № 2170012; Пат. № 2170013), который одновременно будет являться и орудием лова.

Способ интенсификации промысла кальмара кормовым подхватом с судов, имеющих траловый комплекс и переоборудованных под джиггерный лов может осуществляться следующим образом (рис. 7).

а

Рис. 7. Способ интенсификации промысла кальмара кормовым подхватом: а — вид сверху, б — вид сбоку

Fig. 7. Way increase of efficiency of squid rip hooks by lift-nets: a — top view, б — side view

Судно 1, оснащенное рыбопоисковой аппаратурой и световыми гирляндами 2 для поиска и концентрации кальмара, обнаружив скопление, включает свето-

320

вые гирлянды (в случае обнаружения скоплений кальмара в светлое время суток гирлянды включают с наступлением сумерек) и приступает к постановке кормового подхвата 6.

Спуск плавучего якоря (подхвата) осуществляется с кормы судна через слип 4. После схода подхвата в воду стравливается необходимое количество ваеров 5, которые намотаны на барабаны лебедок 3 (рис. 7, а). Для уменьшения рыскания судна на носовой мачте устанавливается парус 8. По завершении этих операций судно ложится в дрейф, и на палубе включают кальмароловные лебедки 9. Кормовой подхват 6 и вертикальные яруса 7 при этом занимают положение, показанное на рис. 7 (б).

Длина вертикальных ярусов 7 и глубина нахождения подхвата 6 зависят от глубины места лова и горизонта нахождения скопления кальмара под корпусом судна.

Дождавшись образования плотного скопления под корпусом судна, подхват опускают на такую глубину, чтобы нижняя подбора была на уровне или чуть ниже нижней кромки косяка, и выбирают вертикальные яруса 7 лебедками 9 на борт, дают судну ход, подводят подхват к задней кромке косяка и приступают к выборке ваеров 5. Скорость судна и скорость выборки ваеров регулируются таким образом, чтобы максимально обловить скопление кальмара и не намотать подхват на винт. После выборки подхвата и выливки улова снова следует выход на скопление, установка подхвата и продолжение промысла кальмара вертикальными ярусами до образования плотного скопления под корпусом судна.

Использование кормового подхвата в качестве плавучего якоря и попеременный облов кальмара вертикальным ярусом и подхватом позволит значительно интенсифицировать промысел кальмара судами, имеющими траловый комплекс. При этом постановка кормового подхвата значительно проще, чем плавучего якоря, и полностью механизирована.

Способ лова кальмара близнецовым тралом

Способ интенсификации лова тихоокеанского кальмара близнецовым тралом показан на рис. 8. В качестве базового судна можно использовать большой автономный траулер-морозильщик (БАТМ) пр. 1288, который, при незначительном переоборудовании промысловой палубы, способен нести на своем борту 3 пары ботов-тральщиков. В настоящее время проект такого судна имеется, и камчатской фирмой ЗАО "Дальрыбпром" запланировано строительство двух таких БАТМов.

Промысел реализуется следующим образом. Судно 1, оснащенное рыбопоисковой аппаратурой для поиска кальмара, обнаружив скопление, включает световые гирлянды 2 (в случае обнаружения скоплений кальмара в светлое время суток гирлянды включают с наступлением сумерек).

По завершении этих операций судно ложится в дрейф с помощью плавучего якоря 6 и паруса 5, вдоль бортов ярусными лебедками 3 спускаются вертикальные яруса 4 на глубину всего косяка, при этом последний крючок располагается на нижней кромке скопления.

Дождавшись образования плотного скопления под корпусом судна, с борта судна 1 попарно спускают на воду траулеры 7, оснащенные близнецовыми тралами 9. Первая пара траулеров занимает исходную позицию по носу судна для осуществления близнецового траления, при этом близнецовый трал ставят с таким расчетом, чтобы при подходе к носу судна верхняя подбора трала была ниже плавучего якоря, а горизонт хода трала соответствовал верхнему горизонту скопления кальмара (рис. 8, б). Горизонт хода трала регулируют длиной вытравленных ваеров 8 и скоростью траулеров 7. После прохода первой пары по скоплению кальмара следующая пара траулеров занимает исходную пози-

цию и проводит траление уже на более низком горизонте. После прохода второй пары по скоплению кальмара следующая пара траулеров проводит траление на еще более низком горизонте. Это позволит наиболее полно произвести облов скопления кальмаров, причем при прохождении трала 9 под корпусом судна 1 промысел кальмара вертикальными ярусами 4 прекращается. По прохождении последнего близнецового трала промысел кальмара вертикальными ярусами возобновляется.

а

Рис. 8. Способ интенсификации лова кальмара близнецовым тралом: а — вид сверху, б — вид сбоку

Fig. 8. Way increase of efficiency of squid rip hooks by pair trawl: а — top view, б — side view

Способ лова кальмара разноглубинным тралом

Лов кальмара разноглубинным тралом осуществляется аналогично близнецовому, однако для увеличения эффективности лова в районе промысла используют одно или несколько кальмароловных судов и тральщиков. В случае применения двух и более кальмароловов они располагаются на расстоянии не менее чем двойной размер зоны привлечения кальмара на источник света, в направлении, удобном для прохождения траулера с тралом (рис. 9).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе лова кальмара вертикальными ярусами под корпусами кальмаро-ловов 1 в течение всей ночи формируются скопления кальмаров. Образовавшиеся скопления облавливают разноглубинным тралом, который буксируется одним тральщиком 7, при этом тральщик проходит по корме каждого судна курсом 10 (рис. 9, а) на небольшом расстоянии и под таким углом, чтобы трал 9 максимально обловил скопления кальмара.

Для облова всей толщи скопления кальмара можно применять несколько тральщиков 7, которые идут на небольшом расстоянии друг от друга, а пелагические тралы 9 при помощи ваеров 8 ступенчато опускать на всю толщу скопления кальмаров (рис. 9, б).

а

Рис. 9. Способ интенсификации лова кальмара разноглубинным тралом: а — вид сверху, б — вид сбоку

Fig. 9. Way increase of efficiency of squid rip hooks by otter trawl: а — top view, б — side view

Способ лова кальмара кошельковым неводом или лампарой

Способ интенсификации промысла кальмара кошельковым неводом показан на рис. 10.

Лов кальмара осуществляют аналогично вышеописанным способам, однако в качестве отцеживающего орудия лова используют кошельковый невод. Замет кошелькового невода производится вокруг судна 1 и плавучего якоря 6, охватывая скопление кальмара, образовавшееся под корпусом кальмаролова. При замете кошелькового невода 9 промысел вертикальными ярусами 4 не прекращается. Вертикальные яруса 4 и плавучий якорь 6 выбирают на борт только в момент кошелькования невода. Кальмаролов покидает обметанное пространство после завершения кошелькования с выключенными световыми гирляндами 2 через вер-

хнюю подбору 8 кошелькового невода 9, отходит на расстояние не менее чем зона привлечения кальмара на источник света, включает источники света 2, опускает яруса 4 для облова кальмара и формирования нового скопления под днищем судна для следующего его облова кошельковым неводом.

Рис. 10. Способ интенсификации промысла кальмара кошельковым неводом Fig. 10. Way increase of efficiency of squid rip hooks by purse seine

Способ интенсификации промысла кальмара лампарой (рис. 11) осуществляют аналогично способу лова кошельковым неводом.

Рис. 11. Способ интенсификации промысла кальмара лампарой (пояснения в тексте)

Fig. 11. Way increase of efficiency of squid rip hooks by lampara-nets

Замет лампары 9 производится вокруг кальмароловного судна 1 и плавучего якоря 6, охватывая скопление кальмара, образовавшееся под корпусом судна. При замете лампары промысел вертикальными ярусами 4 не прекращается. Вертикальные яруса и плавучий якорь выбирают на борт в момент начала сбивки нижней подборы 10 лампары. Судно 1 покидает обметанное пространство с выключенными световыми гирляндами 2 через верхнюю подбору 8 лампары 9, отхо-

324

дит на расстояние не менее чем зона привлечения кальмара, включает источники света 2, опускает яруса 4 для облова кальмара и формирования нового скопления под днищем судна для следующего его облова лампарой. Облов кальмара лампарой возможен с маломерных судов с незначительной механизацией и при работе на небольших глубинах.

В зависимости от условий промысла и возможностей добывающих компаний в качестве кальмароловов, траулеров и сейнеров можно применять как мелкие, так и крупные промысловые суда. Предлагаемые способы интенсификации лова тихоокеанского кальмара отцеживающими орудиями лова позволят более полно изымать скопившегося под бортом кальмара, так как уловы тральщиков и сейнеров ожидаются сопоставимыми с суточным уловом кальмароловного судна, оснащенного 40-50 кальмароловными лебедками. Кроме того, на средне- и крупнотоннажных судах, какими являются тральщики и сейнеры, можно осуществлять более глубокую переработку улова, что в конечном итоге повысит экономические показатели промысла тихоокеанского кальмара.

Литература

Кнорринг Г.М. Светотехнические расчеты в установках искусственного освещения. — Л.: Энергия, 1973. — 200 с.

Кручинин О.Н. Математические модели некоторых процессов светолова и их практическое применение // Изв. ТИНРО. — 2003. — Т. 135. — С. 334-346.

Пат. № 2170012 РФ. Устройство для лова рыбы и морских беспозвоночных / Ю.В. Еремин, А.Е. Тимошок, М.А. Мизюркин. — № 99126962. Заявлено 23.12.99; Опубл. 10.07.01. — Бюл. № 19.

Пат. № 2170013 РФ. Способ лова рыбы и морских беспозвоночных / Ю.В. Еремин, А.Е. Тимошок, М.А. Мизюркин. — № 99126975. Заявлено 22.12.99; Опубл. 10.07.01. — Бюл. № 19.

Полутов А.И. Промысел тихоокеанских кальмаров. — М.: Агропромиздат, 1985. — 144 с.

Сидельников И.И. Добыча тихоокеанских рыб и кальмаров на свет. — М.: Лег. и пищ. пром-сть, 1981. — 136 с.

Смыслов И.Г. Современный промысел головоногих моллюсков за рубежом: Обзор. информ. / ЦНИИТЭИРХ. Пром. рыболовство. Вып. 1. — М., 1982. — 52 с.

Сорокин Л.И. Техника промысла рыбы, ракообразных, моллюсков и водорослей. — Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчат. гос. академии рыбопромысл. флота, 1999. — 252 с.

Поступила в редакцию 16.03.06 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.