Научная статья на тему 'Возможные пути реконструкции автомобильного завода имени Лихачева в Москве'

Возможные пути реконструкции автомобильного завода имени Лихачева в Москве Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
161
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ ЛИХАЧЕВА / RECONSTRUCTION OF INDUSTRIAL PLANTS / MOSCOW AUTOMOBILE PLANT NAMED AFTER LIKHACHEV

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бассе Маргарита Евгеньевна

Today is the plant with more than 90-years history one of samples of industrial architecture, whose destiny have to worry specialists and cultural community. Town planning, historical and social significance of the Moscow automobile plant need to approach conscious and reason to decision of fate of the plant and his territory. As come to notice details of expected reorganization of the plant territory, necessity consideration of the territory reconstruction becomes more urgent. A possibility of the plant reconstruction has three viewpoints in this article: town planning, layout and architecture. In view contemporary projects of a factory reconstruction is seem then conception of development ZIL plant should be revised. In this article are proposed some solutions of reconstruction the Moscow automobile plant named after Likhachev.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possible ways of reconstruction of automobile plant in Moscow

Today is the plant with more than 90-years history one of samples of industrial architecture, whose destiny have to worry specialists and cultural community. Town planning, historical and social significance of the Moscow automobile plant need to approach conscious and reason to decision of fate of the plant and his territory. As come to notice details of expected reorganization of the plant territory, necessity consideration of the territory reconstruction becomes more urgent. A possibility of the plant reconstruction has three viewpoints in this article: town planning, layout and architecture. In view contemporary projects of a factory reconstruction is seem then conception of development ZIL plant should be revised. In this article are proposed some solutions of reconstruction the Moscow automobile plant named after Likhachev.

Текст научной работы на тему «Возможные пути реконструкции автомобильного завода имени Лихачева в Москве»

Возможные пути реконструкции Автомобильного завода имени Лихачева в Москве

М.Е.Бассе

История Автомобильного завода им. Лихачева начинается с создания в 1916 году в Тюфелевой роще авторемонтных мастерских АМО «Товарищества Рябушинский и Кузнецов».

В 1928 году в ходе первой реконструкции были построены и реконструированы механосборочный, литейный и кузовной цехи, и ЗИЛ стал полноценным автомобильным заводом. В результате второй реконструкции, проведенной в 1934-1937 годах (авторы М.М.Титов, Е.М.Попов, М.С.Волче-горский), территория завода приобрела четкую планировочную структуру. Сегодня завод с более чем 90-летней историей относится к примерам промышленной архитектуры, судьба которых не должна быть оставлена без внимания культурной общественности и специалистов.

Территория завода является одним из лучших образцов советской промышленной архитектуры довоенных лет, имеет яркий индивидуальный архитектурный образ, мастерски вписанный в градостроительную ситуацию, с выраженным ансамблевым решением (рис. 1). При этом, как показали проведенные автором исследования, первоначально заложенные композиционные и архитектурные решения территории завода сохранились до наших дней практически в первозданном виде.

На сегодняшний день завод занимает значительную территорию (более 300 га) в срединной зоне «стремительно развивающего мегаполиса». Именно это обстоятельство в наибольшей степени ставит под угрозу судьбу предприятия и вопреки здравому смыслу и сложившейся мировой практике лишает завод перспектив существования и развития.

Градостроительное, историческое и социальное значение Автомобильного завода имени Лихачева требуют осознанно-

Рис. 1. Проект реконструкции автозавода ЗИЛ. 1934 год

го и взвешенного подхода к определению судьбы завода и прилегающих к нему территорий. По мере того, как постепенно становятся известными детали планируемой реорганизации территории промзоны ЗИЛ (рис. 2), все более насущной становится необходимость рассмотрения и общественного обсуждения вариантов развития данной площадки.

Многосторонний анализ истории создания, развития и современного состояния Автомобильного завода имени Лихачева показал его пригодность и способность к адаптации к современным условиям. Рассмотрим данную проблему с трех точек зрения: градостроительной, планировочной (генеральный план) и архитектурной.

Градостроительный аспект

К основным негативным факторам, характеризующим современное состояние территории завода, относятся чрезмерная закрытость (отчужденность) ее от городской среды,

Рис. 2. Проект реконструкции территории ЗИЛа. Разработан Урбис. Санкт-Петербург. 2006 год

предельно низкая эффективность использования территории, неудовлетворительное состояние набережной. Периферийная зона территории занята на сегодняшний день разрозненными вспомогательными и складскими зданиями, которые не оказывают существенного влияния на ход производственного процесса (рис. 3).

Проектом реконструкции заводской территории 1934 года было предусмотрено включение набережной в городскую среду, создание на ней озелененного бульвара и движение городского общественного транспорта по набережной. В ходе предполагаемой современной реконструкции заводской территории необходимо вернуться к предложениям довоенных лет по интеграции городской и заводской застроек.

Генеральный план

В результате реконструкций и расширений предприятия, проведенных во второй половине ХХ века, производственно-функциональное зонирование территории в некоторой степени потеряло четкость и ясность, заложенную в 19341937 годах. При этом, с одной стороны, наибольшее развитие получили вспомогательные цехи и цехи, не связанные с основным (автомобильным) производством. Примером может служить цех холодильников. С другой стороны, планировочное разделение производственного процесса веткой

т Ы

Рис. 3. Застройка прибрежной территории завода. Современное состояние

МКЖД создало дополнительные трудности и негативно сказалось на эффективности производства (рис. 4).

Очевидной является необходимость концентрации сохраняемого производства в северной части участка, между Автозаводской улицей и веткой МКЖД. Южную часть территории и набережную следует адаптировать к новым функциям, находящимся на стыке интересов города и производства, таким как технопарк или образовательные учреждения автомобильной или машиностроительной направленности.

Архитектурный аспект

Основные производственные цехи, находящиеся в северной части территории завода, относятся главным образом к периоду 1930-1950-х годов. Архитектура цехов отличается стилевым единством практически на всем протяжении главной заводской магистрали, направленной от Автозаводской улицы к набережной Москвы-реки (рис. 5). Исключение составляют литейные цехи и кузовной цех 1980-х годов постройки. Несмотря на это обстоятельство, необходимо уточнить, что новый кузовной цех является хорошим примером современной промышленной архитектуры, удачно вписан как в панораму Автозаводской улицы, так и в перспективу внутризаводской магистрали. На протяжении десятилетий требования к габаритам производственных зданий и их элементов не претерпели значительных изменений.

Размещение современного производства в исторических цехах представляется возможным. Во-первых, состояние зданий позволяет осуществить подобную реконструкцию, во-вторых, многочисленные уже осуществленные примеры из отечественной и зарубежной практики подтверждают возможность подобной реконструкции.

Передовой мировой опыт последних лет предлагает несколько принципиально разных подходов к реконструкции предприятий.

• Автомобильный завод Фольксваген в Вольфсбурге, Германия - сохранение исторического архитектурного лица завода, членение производства, включение смежной общественной функции.

Рис. 4. Схема зонирования территории в 1937 году

и в настоящее время (горячие, холодные, вспомогательные

производства)

• Автомобильный завод БМВ в Мюнхене, Германия -применение новейших технологий на предприятии с вековой историей. Размещение выставочных площадей служб сервиса в непосредственной близости.

• Завод специальных грузовиков Форд в Дирборне, США

- экологическая реконструкция производства.

Общим во всех приведенных примерах является сохранение производственных мощностей, повышение эффективности производства, придание существующему производству большей градостроительной и социальной привлекательности, обеспечение открытости и доступности населению (экскурсии в цехи завода, широко развитые сервисные и клиентские услуги).

Автозаводская улица

Главная заводская магистраль

Рис. 5. Архитектура цехов 1930-1950-х годов. Современное состояние

В контексте приведенных в статье современных примеров реконструкции предприятий очевидной становится необходимость критического пересмотра принятой концепции развития промзоны ЗИЛ (рис. 4, 5). Предлагаемые меры

- полный снос исторической части завода, застройка территории многоэтажными жилыми домами в отсутствие соответствующей транспортной инфраструктуры, размещение городского технопарка, функционально не связанного с автомобильным заводом - представляются необоснованными и губительными для развития Москвы.

В качестве первоочередных мероприятий реконструкции территории автомобильного завода ЗИЛ предлагаются:

• развитие транспортной инфраструктуры города в границах промзоны, выявление планировочной структуры, заложенной в довоенные годы;

• преобразование набережной реки Москвы в структуру городской ландшафтной рекреации;

• повышение эффективности использования территории путем масштабного сокращения, оптимизации площадей, занимаемой производством;

• концентрация сохраняемого производства в исторической его части (период второй реконструкции завода 1934-1937 годов);

• ориентация производства на выпуск специальных грузовых автомобилей - удовлетворение актуальных потребностей города в специальном транспорте;

• размещение общественно-транспортной застройки в южной части территории;

• размещение технопарков в зоне Нагатинского затона;

• ориентация технопарка для нужд автомобильного производства с включением в него выставочных площадей для производителей автотранспорта.

Possible ways of reconstruction of automobile plant in Moscow. By M.Basse

Today is the plant with more than 90-years history one of samples of industrial architecture, whose destiny have to worry specialists and cultural community. Town planning, historical and social significance of the Moscow automobile plant need to approach conscious and reason to decision of fate of the plant and his territory. /4s come to notice details of expected reorganization of the plant territory, necessity consideration of the territory reconstruction becomes more urgent. A possibility of the plant reconstruction has three viewpoints in this article: town planning, layout and architecture. In view contemporary projects of a factory reconstruction is seem then conception of development ZIL plant should be revised. In this article are proposed some solutions of

reconstruction the Moscow automobile plant named after Likhachev.

Ключевые слова: реконструкция промышленных предприятий, московский автомобильный завод имени Лихачева.

Key words: reconstruction of industrial plants, Moscow automobile plant named after Likhachev.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.