УДК 62
Евдокимов А.А.
студент магистратуры кафедры техносферной безопасности Тюменский индустриальный университет (г. Тюмень, Россия)
ВОЗМОЖНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ КОЗЛОВОГО КРАНА
Аннотация: в статье рассматриваются возможные повреждения металлоконструкций козлового крана и обязательные требования к проверке их повреждений.
Ключевые слова: козловой кран, металлоконструкция, повреждения, статистика.
Состояние несущих элементов металлоконструкции крана и рам механизмов проверяется, с помощью струны, отвеса и линейки. Наличие деформированных элементов, (швеллеров, листов и т.п.) со стрелой прогиба 1:500 своей длины, отгиба полок монорельса более 5 мм износа нижней полки по ширине более 10 мм, не допускается.
В случае наличия прогиба в результате повреждений или деформации, местных вмятин глубиной более 3-х толщин профиля (полки, стенки, листы) на длине 1,5 ширины погнутой полки, все элементы подлежат правке в холодном или горючем (900-1000°С) состоянии. Холодная правка производится с помощью скоб, котельных вилок и прессов при температуре среды не ниже 5°C [1].
При отсутствии возможности исправления деформированного элемента он вырезается с последующей сваркой встык (нового или отремонтированного) с накладками. Восстановление сварных швов с трещиной должно сопровождаться вырубкой повреждение участка шва и засверловкой концов трещин с последующей заваркой [1].
При ремонте элементов металлоконструкции, сопровождаемы нагревом, вырезкой или вырубкой швов должна быть полностью обеспечена неизменяемость работы элементов. При сложных случаях ремонта технология его должна быть согласована с заводом-изготовителем или проектной организацией. При осмотре металлоконструкции проверяется состояние антикоррозийного покрытия - внешним осмотром. Нарушение покрытия (наличие трещин, отслоений и т.п.) не допускается [1].
Коррозийный износ элементов металлоконструкции не должен превышать величины 15 % от первоначальной толщины. Замеряется, штангенциркулем, при этом измеряемое сечение следует очистить до металлического блеска.
Трещины всех видов, направлений и размеров в основном металле и сварных швах несущих конструкций, лестниц и ограждений - не допускается.
Признаками наличия трещин являются: потеки ржавчины, выходящие на поверхность металла и шелушение краски. Все элементы, металлоконструкции проверяются внешним осмотром.
На диаграмме рисунка 1 приведено распределение выявленных повреждений металлоконструкций козловых кранов на предприятии ООО «Х» в 2023 году.
■ нижние части стоек гибких и жестких опор
16%
25%
■ пояса стоек гибких и жестких опор
9%
■ верхние части гибких и жестких опор
31%
19%
пояса моста в местах соединения с жесткими и гибкими опорами
■ стыковые накладки поясов моста
Рис 1 - Виды выявленных повреждений козловых кранов
Статистика показывает [2]:
- самому большому количеству повреждений подвергаются верхние части гибких и жестких опор - 31 % от общего числа повреждений,
- 25 % от общего числа повреждений происходят с нижними частями стоек гибких и жестких опор,
- 19 % от общего числа повреждений происходят с поясами стоек гибких и жестких опор,
- в 16 % случаев повреждений происходят со стыковыми накладками поясов моста,
- и в 9 % случаев повреждений происходят с поясами моста в местах соединения с жесткими и гибкими опорами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кран козловой КК-К-12,5 ВМ ТУ 28.22.14.122-98236154-2018 руководство по эксплуатации. - ООО «ВМ ТЕХНИКС». 73 с. - Текст непосредственный;
2. Отчет о проведении ремонтных работ козловых кранов 2023. - М.: ООО «Х», 2023 -27 с
Evdokimov A.A.
Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia)
POSSIBLE DAMAGE TO METAL STRUCTURES OF GANTRY CRANE
Abstract: the article discusses possible damage to metal structures of a gantry crane and mandatory requirements for checking their damage.
Keywords: gantry crane, metal structures, requirements, statistics.