РОССИЯ И ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Е.В. ВЫЛЕГЖАНИНА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Мировая экономика»
КВ. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета
В.А. ГРЕБЕННИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономический анализ, статистика и финансы» Кубанский государственный университет (г. Краснодар)
Учитывая важную роль отечественного малого предпринимательства в реализации предпринимательской инициативы и формировании дохода значительной части населения страны, необходима проработка вопросов возможного негативного влияния на данный сектор вступления страны во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО). Такой анализ рисков и угроз имеет целью своевременное (в упреждающем порядке) принятие и реализацию необходимых мер на всех уровнях власти, смягчающих негативные последствия. Не менее важна при этом разработка программ, повышающих положительные стимчлы либерализации торговли и других условий вступления в ВТО, включая изменение системы поддержки отечественных производителей.
Учитывая тот факт, что ВТО в ее современном виде была создана в 1995 г., а большинство стран с переходной экономикой присоединились лишь в конце 1990-х-начале 2000-х гг., следует подчеркнуть, что на сегодняшний день можно только предполагать о положительных или отрицательных последствиях данного события для отдельно взятой экономики в целом и сектора среднего и малого предпринимательства в частности.
Несомненно, что вступление России в ВТО при отсутствии взвешенной и продуманной позиции правительства способно нанести непоправимый удар целому ряду отраслей хозяйства страны.
Главной угрозой для малых предприятий (далее - МП) является повышение рисков существования, которые, в свою очередь, уменьшают порог стабильности и увеличивают требования к предпринимателям, начинающим организацию собственного бизнеса. Эта угроза обусловливается либерализацией доступа зарубежных агентов на отечественный рынок. Кроме того, снижение тарифных барьеров может привести к массовым банкротствам среди МП, функционирующих в производственных секторах экономики. Данные изменения могут коснуться и предприятий, функционирующих в сфере услуг и торговли, так как зарубежные компании, занимающие весомые позиции в этой сфере, могут начать вытеснение отечественных предпринимателей даже из тех секторов экономики, где малый бизнес до настоящего момента считался весьма конкурентоспособной и прибыльной формой организации частного предпринимательства.
Таблица
Динамика поступления таможенных пошлин в федеральный бюджет Российской Федерации
Код бюджетной классификации РФ Наименование налога (сбора) Фактические данные по отчетам об исполнении бюджета План па 2004 год
2001 2002 2003
Доходы всего, млн руб., в т.ч. 1 593 978 2 204 725 2 586 191 2 742 850
1000000 Налоговые доходы, млн руб., в т.ч. 1 460 398 2 035 598 2 394 160 2 071 384
1060000 Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, млн руб. 331 340 323 368 452 789 532 538
Доля налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции в сумме налоговых доходов бюджета, % 22,7 15,9 18,9 25,7
Доля налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции в сумме всех доходов бюджета, % 20,8 14,7 17,5 19,4
Другой угрозой успешного функционирования МП является повышение производственных издержек как для предприятий реального сектора экономики, так и для предприятий непроизводственной сферы, что связано, в первую очередь, с усилением в ходе переговоров давления на Россию со стороны ВТО с целью принуждения к нивелированию внутренних цен на топливно-энергетические ресурсы (и тарифов на инфраструктурные услуги) с уровнем мировых.
В соответствии со статьей XVI ГАТТ и Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам членам ВТО запрещается использовать:
• экспортные субсидии, к которым относятся: прямые субсидии и субсидирование компонентов, используемых в производстве экспортируемых товаров;
• экспортные кредиты по ставкам ниже государственной цены заимствования; программы гарантий экспорта под проценты, неадекватные коммерческим;
• освобождение от прямых налогов, то есть налогов на прибыль от экспорта;
• освобождение от косвенных налогов или их уменьшение (для России — НДС).
Таким образом, вступление России в ВТО предполагает отмену льгот, предоставляемых действующим законодательством для предприятий-экпор-теров, которые в соответствии с действующим Налоговым кодексом применяют ставку «0 процентов» по налогу на добавленную стоимость. Число таких предприятий невелико. Вместе с тем, это наиболее развитые и прогрессивные МП, большинство из которых являются добросовестными налогоплательщиками и представляют высокотехнологичные отрасли (исключение составляют предприятия-од-нодневки, используемые с целью хищения денежных средств из федерального бюджета).
Одной из угроз, которая может быть реализована в отношении МП при определенном сценарии развития переговоров между Россией и ВТО, является угроза увеличения налогового бремени, которое до последнего времени оставалось для малого бизнеса и без того основным сдерживающим фактором его развития. Возникновение и реализация данной угрозы связаны с тем, что присоединение к ВТО, весьма вероятно, потребует от России со стороны ее ведущих торговых партнеров отмены экспортных пошлин, против чего сегодня активно возражают российские переговорщики. Это, в свою очередь, может привести либо к снижению бюджетных поступлений от экспорта, либо, что вероятнее, к перераспределению и дальнейшему усилению налоговой нагрузки на обрабатывающий сектор экономики. Кроме того, сокращению поступлений в бюджет будет способствовать также последовательное снижение импортных тарифов. В результате, если эти «выпадающие» доходы не удастся компенсировать за счет роста внутреннего производства, страна может лишиться значительной части своих таможенных доходов, ныне формирующих до одной трети и выше всех поступлений в бюджет (см. табл.).
Прогнозируемое увеличение налогового бремени может спровоцировать увеличение доли «теневых» малых предприятий с одной стороны, и уменьшение их конкурентоспособности с другой.
Угрозой, которую можно считать «суммарным выражением» всех предыдущих, является угроза снижения конкурентоспособности малых предприятий, тем более что ниши, занимаемые малым бизнесом, характеризуются в силу его производственной специфики легкостью проникновения в них конкурирующих предприятий. Следствием реализации данной угрозы может стать массовое разорение малых предприятий, что, в свою очередь, повлечет за собой
Органы государственной власти
Научно-исследовательские и образовательные организации
Предприниматели Организации поддержки Все респонденты и защиты малого предпринимательства
(1)
□ удешевление
конкурирующей импортной продукции за счет понижения тарифов
(2)
г] отсутствие необходимых ресурсов у государства для поддержки отечественного МБ от негативных последствий вступления в ВТО
(3)
П неэффективная с точки зрения потребностей МП внутренняя
экономическая политика
(■»)
р отсутствие
информированности отечественных предпринимателей о новых условиях хозяйствования, возникающих при присоединении к ВТО
(5)
I устранение нетарифных барьеров для иностранных компаний в секторе услуг российской экономики
Рис. Наиболее опасные факторы для развития отечественного малого предпринимательства
крайне негативные социальные сдвиги, так как на сегодняшний день в сфере малого бизнеса занято, по разным оценкам, от 8 до Ю млн человек. Таким образом, малые предприятия, которые в данный момент являются местом работы и постоянным источником дохода 13% (16%) граждан России, могут потерять свое значение важнейшего «работодателя» страны, что, по сути дела, является одной из основных социальных функций малого бизнеса.
В связи с этим несомненный интерес представляют результаты анализа экспертных мнений о неблагоприятных факторах для развития сектора малого бизнеса в контексте вступления России в ВТО, проведенного АНО«ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», представленные на рисунке.
Безусловно, при вступлении России в ВТО возникает и ряд возможностей для МП, которыми они не обладают в настоящее время. В частности, МП получают для себя права (механизм реализации) на защиту от несправедливой конкуренции, от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров, что означает получение доступа к международному механизму разрешения торговых споров. Это предоставляет дополнительные возможности для создания цивилизованной конкурентной среды для МП, действующих во всех отраслях российской экономики. Из предыдущей возможности
развития малого бизнеса вытекают дополнительные возможности противодействия бюрократическим, законодательным и административным барьерам, которые в настоящее время являются главным препятствием на пути поступательного развития МП.
Помимо этого, открываются широкие возможности для предприятий производственного сектора, выпускающих продукцию с высокой степенью переработки или высокотехнологичную продукцию. Перспектива роста данной группы МП обусловливается тем, что основные тарифные уступки со стороны ВТО предоставляются именно этим товарным группам. Кроме того, возможно расширение инвестиционной базы малого бизнеса за счет увеличения притока иностранных капиталов и услуг на российский рынок.
Важной возможностью для МП может стать развитие цивилизованной конкурентной среды, создание которой при вступлении России в ВТО обусловливается приведением отечественной нормативной правовой базы в соответствие с правовым фундаментом ВТО, так как нормативные акты ВТО регламентируют основополагающие принципы коммерческой и торговой деятельности.
Реализация специфических возможностей, описанных выше, а также предотвращение угроз, которые могут возникнуть в связи со вступлением
России в ВТО, безусловно,— одна из важнейших задач, которая должна осознаваться государственными деятелями и политиками в условиях провозглашения развития малого бизнеса как одного из приоритетных направлений экономической политики государства.
Анализ эффективности текущей государственной политики поддержки малого бизнеса однозначно свидетельствует о ее недостаточной для развития малого бизнеса в контексте вступления в ВТО результативности. Государственная поддержка отечественных малых предприятий должна осуществляться по двум перспективным направлениям — поддержке на внутреннем и на внешнем рынках.
Первое, и наиболее приоритетное направление - поддержка на внутреннем рынке. Ее необходимость обусловлена как несовершенством текущей государственной политики в сфере малого бизнеса, так и высокой вероятностью проявления негативных последствий присоединения России к ВТО. К числу первоочередных мер в этой области следует отнести сокращение налоговой нагрузки и упрощение отчетности, дебюрократизацию и дерегулирование, содействие в расширении доступа к финансово-кредитным ресурсам и содействие внедрению новых технологий производства и управления.
Второе направление государственной политики должно быть направлено на повышение защищенности отечественного малого бизнеса на мировых рынках, оказание поддержки во внешнеэкономической деятельности. Перспективными направлениями поддержки субъектов малого предпринимательства по выходу на внешние рынки, на которых необходимо сконцентрироваться в первую очередь при вступлении России в ВТО, могут являться консультирование и содействие по линии российских торговых представительств, проведение кампаний в зарубежных СМИ по привлечению внимания к российским компаниям и разработкам, субсидирование участия в международных выставках.
Исходя изтипологии мер государственной поддержки, основывающейся на их экономической сущности, можно выделить три перспективных направления политики содействия развитию малого бизнеса — «нормативно-правовое», «консультационно-информационное» и «финансово-технологическое».
Первое направление заключается в учете интересов малого предпринимательства при проведении переговоров с ВТО (реализация четкой и взвешенной политики при проведении переговоров по вопросам таможенных тарифов и нетарифных барьеров с целью защиты отечественных МП), создании
адекватной поставленным задачам нормативной правовой базы, а также в проведении эффективной политики правовой поддержки отечественных производителей (сюда можно отнести, например, инструменты антидемпингового регулирования).
Второе направление предполагает принятие мер по устранению информационной асимметрии, создание при непосредственном участии государства справочных служб, основной функцией которых должна стать консультационная помощь представителям малого бизнеса по вопросам, возникающим при вступлении в ВТО изменений в экономике страны.
Третье направление государственной политики («финансово-технологическое») заключается в развитии важнейших и наиболее прогрессивных институтов поддержки малого предпринимательства, включая лизинг, гарантийно-залоговые схемы, франчайзинговые цепочки.
В связи с предполагаемой либерализацией внешнеэкономической среды и приведением законодательства в соответствие с требованиями ВТО необходимо развивать такие инвестиционные механизмы поддержки малого бизнеса, как кредитование малых предприятий-экспортеров, осуществление ими НИОКР, возмещение текущих производственных расходов МП, связанных с инновационной и экспортной деятельностью, что в отличие от безликих и финансируемых не в полной мере федеральных целевых программ, а также традиционных методов поддержки, связанных с кредитованием по отраслевому признаку (что в принципе не приемлемо при поддержке МБ), оказывает прямое воздействие на параметры конкурентоспособности МП.
Основным рыночным инструментом в этой сфере должно стать кредитование экспорта. Государство через банковскую систему и систему гарантий стимулирует посредством льготных кредитов под подписанные контракты развитие экспорта МП. Кроме того, одной из составляющих системы содействия и поддержки МП-экспортеров должно стать страхование экспортных кредитов от коммерческих (банковских) и политических рисков для обеспечения защиты отечественных экспортеров, а также страхование экспортных операций по освоению зарубежных рынков.
Одна из ведущих рол.ей в системе государственного регулирования, направленного на повышение конкурентоспособности отечественного малого бизнеса, может быть отведена заключению инвестиционных соглашений между государством и крупными сообществами МП, по которым государство предоставляет ассоциациям МП льготные
кредитные схемы под реализацию конкретных проектов, имеющих важное народнохозяйственное значение. Кроме того, правительство могло бы заключать так называемые «квазиконтракты» по поддержке МП, их кредитованию и выделению необходимого оборудования с крупными инвестиционными и лизинговыми компаниями. Принципиально важно, что подобного рода контракты, по опыту западных стран, целесообразно заключать при осуществлении именно крупных инвестиционных проектов, например, в рамках поддержки МП при вступлении России в ВТО.
В рамках этих соглашений одновременно должны фиксироваться обязательства со стороны контрактантов. В части обязательств государства это могут быть конкретные мероприятия, направленные на поддержку данного проекта, например, на привлечение внешних инвестиций под государственные гарантии, или же меры по созданию благоприятного таможенного, налогового или амортизационного режима для оговариваемого контрактом проекта. Не исключено также и прямое (на долевой основе) инвестиционное финансирование государством данного проекта.
Среди других мер финансовой поддержки экс-портно-ориентированных производств следует отметить: содействие инвестициям в нематериальные активы (подготовка и переподготовка кадров, НИ-ОКР, техническое содействие), в том числе кредитование с участием государства ориентированных на экспорт НИОКР, программ освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции, закупок для развития экспортного производства оборудования, сырья, материалов, комплектующих и запасных частей, не производимых в России; предоставление государственных гарантий предприятиям и организациям для участия в международных тендерах, связанных с проектированием, строительством и поставками машин и оборудования для промышленных объектов за рубежом; пополнение оборотных средств предприятий-экспортеров с использованием механизма учета и переучета векселей через систему учетных банков с участием Центрального банка Российской Федерации.
Следует отметить, что указанные выше механизмы поддержки экспорта не противоречат соответствующим нормам ВТО, тем более что в переговорах о присоединении к этой организации российская сторона будет отстаивать свое право на предоставление переходного периода, предусмотренного Соглашением ВТО по субсидиям и компенсационным мерам.
Для формирования и реализации успешной политики в области защиты МП и повышения их конкурентоспособности Правительству России необходимо принятие целевых программ по развитию экспорта. Подобные целевые программы приняты и успешно претворяются в жизнь во всех без исключения развитых странах.
Одним из наиболее перспективных направлений стимулирования экспорта и структурных преобразований промышленности является использование системы адресных налоговых льгот. Представляется целесообразным использовать следующие формы налогового поощрения экспортеров: освобождение МП-экспортеров от налога на добавленную стоимость на авансовые платежи, получаемые ими в счет оплаты последующих экспортных поставок продукции с производственным циклом более шести месяцев; замена механизма возврата из федерального бюджета экспортерам сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ими поставщикам материальных ресурсов при производстве экспортной продукции, освобождением от уплаты этого налога; определение порядка начисления и уплаты налога на прибыль, аналогичного предоставленного малым предприятиям, для предприятий-экспортеров готовой (в первую очередь, машинно-технической) продукции; снижение налога на прибыль в течение срока окупаемости инвестиционного проекта; снижение и постепенное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на импортное оборудование, материалы и комплектующие, не производимые в стране, необходимые для производства экспортируемых товаров и услуг и технического перевооружения производства в целях обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции; стимулирование производственной кооперации путем расширения масштабов эффективного использования российскими участниками внешнеэкономических связей таможенных режимов в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации; уменьшение налогооблагаемой базы экспортера на сумму расходов, связанных с рекламной деятельностью по продвижению товара на экспорт (без ограничений, предусмотренных нормами рекламных расходов в соответствии с п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ); снижение размера государственной пошлины при рассмотрении в арбитражных судах исков, связанных с производством и последующим экспортом товаров и услуг; стимулирование использования промышленного оборудования для производства экспортной про-
дукции может быть достигнуто путем снижения ставки налога на имущество либо посредством его частичной компенсации через снижение иных обязательных платежей.
Учитывая входящие в стоимость экспортной продукции значительные транспортные затраты, которые зачастую превышают аналогичные показатели в других странах и приводят к снижению конкурентоспособности российского экспорта, было бы целесообразным предусмотреть льготную тарифную систему для таких перевозок с компенсацией этих скидок за счет снижения налоговых платежей, осуществляемых транспортными предприятиями.
Важнейшей проблемой, которую необходимо решить государству для поддержки МП, является оказание помощи в сертификации продукции и патентовании новых разработок за рубежом. Многие МП, выпускающие сложное техническое оборудование, не в состоянии сами оплатить сертификацию, без которой экспорт их продукции невозможен. Такие МП не допускаются к участию в тендерах на закупку оборудования для строящихся за счет иностранных инвестиций мощностей. Патентование за рубежом разработок российских исследовательских и научных организаций также превращаются в большую проблему из-за отсутствия у организаций средств на эти цели. Потери, которые несет из-за нерешенности данных вопросов российская экономика, весьма значительны.
Государству следует применять инструменты антидемпингового регулирования, которые активно используются другими странами-членами ВТО для борьбы не только с экспансией дешевого импорта, но и для параллельного решения своих внутренних проблем за счет других стран (ограничение конкуренции для национальных производителей).
Важная роль должна отводиться усилению инвестиционной направленности в отношении субъектов малого бизнеса в деятельности банковской системы, которая сегодня не готова к аккумуляции в больших масштабах средств с целью их использования в малом бизнесе.
Приоритетными задачами в этой области являются усиление инвестиционной направленности в деятельности коммерческих банков за счет введения в банковское законодательство категории инвестиционных кредитов с особым режимом резервирования; частичная переориентация кредитной политики Сбербанка России, концентрирующего сегодня подавляющую часть частных сбережений, с преимущественного вложения своих активов в государ-
ственные ценные бумаги на кредитование эффективных инвестиционных проектов, в том числе малых предприятий через его специализированные филиалы или инвестиционные структуры; развитие нормативной базы банковской деятельности.
Таким образом, для поддержки МП при функционировании экономики страны в условиях ВТО необходимы в числе прочих такие финансово-технологические инструменты, как предоставление льготных займов, заключение контрактов на разработку новой продукции и технологий, прямые государственные закупки высокотехнологичного оборудования, налоговые льготы и скидки, правила и нормы амортизации.
Вместе стем, и сами МП накопили богатейший опыт «выживания» в неблагоприятных экономических условиях, который, безусловно, должен помочь малому бизнесу преодолеть те трудности, которые возникнут перед ним при вступлении нашей страны в ВТО. При этом малый бизнес может стать той сферой экономики, которая окажется наиболее конкурентоспособной, учитывая мировой опыт, свидетельствующий о большей гибкости и восприимчивости к инновациям. Важным ресурсом для преодоления возникающих угроз малого бизнеса является особенность его отраслевой структуры. Большая часть МП России сосредоточена в сфере торговли и обслуживания. Для этих предприятий вступление России в ВТО может предоставить дополнительные возможности по развитию бизнеса. Кроме того, мало-используемым ресурсом МП, который может иметь принципиальное значение в изменившихся экономических условиях, является способность малого бизнеса к успешному, взаимовыгодному и эффективному взаимодействию МП с предприятиями, представляющими крупный бизнес.
Основными прогнозными вариантами развития малого предпринимательства, реализация которых зависит от выбора стратегии присоединения, являются «пессимистическая» и «оптимистическая» модели. При «максимально либеральном» варианте вступления в ВТО, под которым понимается принятие большинства условий переговорщиков контрагента, сопровождаемом недостаточно эффективной государственной политикой в сфере малого предпринимательства, позиции малого бизнеса существенно ослабятся. С другой стороны, проведение четкой и взвешенной политики присоединения, основанной на учете национальных интересов, в том числе интересов малого бизнеса, позволит минимизировать отрицательные аспекты либерализации внешнеторговых отношений и мак-
симально полно использовать открывающиеся возможности. С этим вариантом развития связано увеличение численности МП до 2-2,5 млн (после окончания переходного периода) при увеличении занятого на данных предприятиях персонала до 18-20 млн человек и одновременном осуществлении качественного сдвига в отраслевой структуре малого бизнеса в сторону увеличения роли М П высокотехнологичных секторов экономики.
Таким образом, общие оценки перспектив развития малого бизнеса в контексте вступления России в ВТО неоднозначны. Но в целом, анализ выгод и издержек вступления в ВТО для малого предпринимательства на основе мирового опыта и соображений, базирующихся на принципе экономической эффективности и консолидированной позиции экспертного сообщества, склоняет чашу весов в пользу внешнеторговой либерализации при условии ее сочетания с интересами
малого бизнеса и отечественных производителей в целом. Крайне важно согласовывать более или менее длительные сроки вступления в силу конкретных обязательств на основе анализа комплексного воздействия на экономику страны и, в особенности, на сферы народного хозяйства, в которых так или иначе задействован малый бизнес. В новых экономических условиях приоритет должен отдаваться косвенным мерам государственного регулирования и поддержки малого бизнеса (описанным выше). Интересам России отвечало бы поэтапное присоединение к соглашениям ВТО, осуществляемое в течение продолжительного времени, необходимого для решения задач реструктуризации и модернизации российской экономики (в том числе и сферы малого бизнеса), реформирования отечественной корпоративной структуры, создания действенной системы государственного регулирования.
ЧЕТВЕРТОЕ ВСЕРОССИЙСКОЕ СОБРАНИЕ
23-24
НОЯБРЯ
БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ 2004 г.
по практическим вопросам реформирования системы учета и
отчетности
Москва. Кремль, Государственный Кремлевский Дворец СООРГАНИЗАТОРЫ ЦЕЛЬ ФОРУМА;
ФОРУМА;
Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество»,
Оргкомитет
Международного форума «Мировой опыт и экономика России»
Академия международного учета
Международная Академия экономики и финансов.
ЦЕЛЬ
Обсудить вопросы модернизации всех компонентов системы учета и отчетности в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и с современными тенденциями развития мировой практики трансформации системы учета и отчетности и реализацией принятых мер по формированию новой модели государственного управления.
В ПРОГРАММЕ ФОРУМА:
23 ноября
Пленарное заседание: выступление представителей Правительства РФ, федеральных министерств, агентств и служб, Совета Федерации и Госдумы ФС РФ, глав администраций регионов России, российских и международных бухгалтерских и аудиторских организаций, ведущих ученых и практиков.
Вручение лучшим бухгалтерам страны национальных общественных наград Выставка - экспозиция «Российский бухгалтер - 2004»
24 ноября
Практический семинар по актуальным вопросам бухгалтерского и налогового учета.
(095) 785-4072, 215-6454,216-7889 www.intert.ru Е-таН: intert@online.ru