Возможные последствия присоединения
России к ВТО
В.С. Загашвили
Россия была близка к присоединению к ВТО дважды - в 2006 и 2008 гг. В ноябре 2006 г. США подписали протокол о присоединении России к ВТО (ЕС сделал это еще в мае 2004 г.). Однако вскоре Россия резко повысила вывозные пошлины на лес, что дало повод ее партнерам пересмотреть условия присоединения. В 2008 г. стороны приблизились к урегулированию спорных вопросов. При этом Россия добилась неплохих условий вступления. В немалой степени ее позиции на переговорах укрепились благодаря преобладавшей до 2008 г. благоприятной конъюнктуре на внешних рынках, обеспечившей приток финансовых средств и улучшение общего экономического положения страны. Тем не менее, в июне 2009 г. Россия внезапно объявила, что будет вступать в ВТО в составе Таможенного союза, в который кроме нее входят Белоруссия и Казахстан.
Переговоры предстояло начать заново -требовалось не только увязать интересы возросшего числа их участников, но и определить саму процедуру выработки позиций и достижения договоренностей. Необходимо было сформировать на практике и сам Таможенный союз, который к тому времени находился в стадии становления. Далее последовала череда противоречивых заявлений, оставивших открытым главный вопрос - будут ли члены создаваемого Таможенного союза вступать в ВТО вместе или все же по отдельности, но на согласованных условиях.
К сожалению, намерение вступить в ВТО всем трем государствам в качестве Таможенного союза было заведомо неосуществимым, поскольку оно противоречило правилам этой организации1. Вступать в ВТО России предстояло всё же в одиночку. В таком формате после некоторого перерыва и были возобновлены переговоры. Параллельно шло формирование Та-
УДК 339.9 ББК 65.012.3
З - 140
моженного союза (ТС). При этом подчеркивалось, что участники ТС согласовывают позиции на переговорах о присоединении к ВТО.
В 2010 г. спорные вопросы удалось снять на переговорах России с США и ЕС. Продолжилась доработка необходимого документа -Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО (ранее подготовленная версия доклада стала неактуальной после июня 2009 г.). Россия в очередной раз приблизилась к присоединению. Но по-прежнему остается неясным, какие факторы лежат в основе той неуверенности, с которой Россия проходит дистанцию переговоров, уже ставшую самой длительной в истории ВТО. Можно предположить, что основной причиной является противоречивость возможных последствий присоединения для различных отраслей экономики и сфер деятельности.
Очевидно, что в той или иной мере присоединение к ВТО затронет практически все стороны российской экономики. Оно отвечает потребностям национальных производителей, стремящихся расширить свои операции на мировом рынке, и противоречит интересам тех компаний, которые не нацелены на завоевание рынков других стран, а, напротив, требуют от правительства защитить их от иностранной конкуренции. Потребители, в свою очередь, желали бы видеть рынки своих стран наполненными разнообразными и недорогими товарами и услугами высокого качества, а такое положение может обеспечить только конкуренция производителей. Присоединение усилит конкуренцию - при условии ликвидации монополизма в сфере импорта и на внутреннем рынке - и потому отвечает интересам потребителей. В то же время они понимают, что доступ к разнообразным благам они могут получить только в том случае, если сохранят свои рабо-
чие места. Отсюда - та солидарность с руководством предприятий, которую нередко проявляют отраслевые профессиональные союзаы в отношении к либерализации торговой политики.
Существуют различные оценки последствий присоединения для российской экономики. По некоторым из них, выгоды для России от вступления в ВТО исчисляются десятками миллиардов долларов. Тем не менее, большинство экспертов приходят к заключению, что эффект от вступления в ВТО - ни позитивный, ни негативный - сразу не проявится. Согласно расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования, выполненным на основе анализа межотраслевого баланса, последствия вступления страны в ВТО на первоначальном этапе останутся в диапазоне плюс-минус одного процентного пункта динамики её ВВП -как при его росте, так и при падении. Последствия присоединения к ВТО выявятся через 5-
7 лет, когда, с одной стороны, ускорится процесс либерализации торговли, а с другой - в России появятся конкурентоспособные производства, которые смогут использовать механизмы ВТО для расширения экспорта.2
Как выяснилось в результате исследования, проведенного Высшей школой экономики, влияние снижения пошлин на увеличение импорта будет минимальным. Оно добавит менее 5% к совокупному росту импорта за семь лет переходного периода. Причем почти треть из этого прироста придется на обеление поставок, поскольку снижение пошлин будет побуждать импортеров к отказу от теневых схем при декларировании товаров.3 Другие исследования также говорят о слабом влиянии снижения импортных пошлин на положение российской промышленности.
Аналогичные результаты получила группа независимых экспертов из Российского государственного университета управления, сделавшая вывод о «достаточно высокой инерционности российской экономики, ее устойчивости к такому рычагу экономического регулирования, как условия доступа на рынок иностранных товаров». Исследователи считают, что «основные тенденции развития экономики будут определяться отнюдь не факторами, связанными с присоединением или неприсоединением России к ВТО, а общим ходом экономического развития». В целом по промышленно-
сти присоединение к ВТО не сыграет роль «ключевого фактора для динамики соотношения импорта и собственного производства» и лишь незначительно скажется на показателях нормы прибыли. По данным РГГУ, «ни для одной отрасли фактор присоединения к ВТО не ведет к падению или стагнации производства на фоне общей тенденции к экономическому росту. Даже в случае некоторого незначительного замедления роста тенденция к расширению производства сохраняется». Что же касается рынка услуг, то на нем потребность в стимулирующем воздействии конкуренции выше, чем на товарных рынках. Это объясняется менее высокой насыщенностью рынка услуг, оставляющей широкие возможности для расширения предложения, и более высокой подвижностью факторов производства. Ожидается, что приход новых игроков даст необходимый импульс развитию конкуренции на внутреннем рынке услуг, и, таким образом, положительные результаты присоединения проявятся на нем в большей степени, по сравнению с товарными рынками.4
Возможные последствия присоединения для населения изучены в докладе Всемирного банка (ВБ) «Вступление России в ВТО. Как это повлияет на макроэкономику, различные отрасли, рынок труда и население». ВБ допускает, что на первом этапе положение части населения ухудшится. Главным образом, это коснется неквалифицированных работников, которым угрожает потеря занятости и которым придется нести расходы, связанные с переподготовкой и переселением. Однако в целом, считают эксперты банка, уже в течение одного-двух лет население России ощутит выгоду от присоединения к ВТО. Это выигрыш, по расчетам авторов доклада, составит 3,3% ВВП от уровня 2004 г. В дальнейшем ежегодные доходы россиян увеличатся на 64 млрд долл., или на 11% ВВП. Произойдет это в основном благодаря усилению конкуренции на внутреннем рынке.5
По всей видимости, население в целом не ожидает, что присоединение существенным образом скажется на уровне и условиях его жизни. Во всяком случае, как показывают проведенные опросы, «российское общество от -носится к будущему вступлению страны в ВТО абсолютно равнодушно», и «лишь 49% россиян считают, что членство в ВТО отвечает ин-
тересам страны».6 Можно предположить, что одной из причин безразличного или негативного отношения к присоединению является слабая информированность.
Присоединение к ВТО расширит возможности для увеличения российского экспорта. Ссылки на то, что в настоящее время основу российского экспорта составляют нефть и газ, которые и так можно беспрепятственно экспортировать практически в любую страну, представляются несостоятельными. В стране есть предприятия, которые уже сегодня, а не в отдаленном будущем, заинтересованы в облегчении режима торговли продукцией с относительно высокой добавленной стоимостью. Правда, Россия и сейчас пользуется режимом наибольшего благоприятствования на основе двусторонних соглашений со всеми своими основными партнерами. В этом плане присоединение к ВТО не улучшит доступ российской продукции на рынки других стран.
Однако участие в ВТО укрепит позиции отечественных экспортеров при возникновении торговых споров. Потери российских экспортеров от ограничительных мер оцениваются примерно в 2 млрд долл. в год .7 В 2010 г. против российских товаров действовало около 100 ограничительных мер. Наибольшее противодействие российские экспортеры встречали на рынках ЕС, Мексики, Австралии, США, Индии, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии и Украины. По количеству ограничительных мер лидировала Белоруссия. Основная часть антидемпинговых мер была направлена против российских черных металлов, за которыми следовали минеральные удобрения и химикаты.8
Находясь вне ВТО, Россия лишена необхо -димых инструментов, чтобы противодействовать незаконным, с точки зрения международных норм, ограничениям ее экспорта. Такие возможности российский бизнес получит лишь после того, как РФ станет членом данной организации и сможет использовать механизм разрешения споров, действующий в рамках ВТО. Конечно, этим механизмом надо еще научиться пользоваться. Учитывая отсутствие у России опыта ведения подобных разбирательств, весьма вероятно, что для защиты интересов своих экспортеров ей придется прибегать к услугам специалистов из других стран. В связи с этим актуальна задача подготовки собственных кадров, способных эффективно защи-
щать интересы российских компаний. Но и самому российскому бизнесу придется проявлять большую активность в случае возникновения торговых конфликтов, быть готовым к раскрытию информации, требуемой зарубежными антидемпинговыми органами.
У многих предприятий не сложилось определенного мнения о последствиях вступления в ВТО. Не все российские компании представляют себе, какие преимущества сулит им участие в глобальном рынке. Многих больше устроило бы сохранение существующего положения, при котором они находятся в относительной изоляции от конкуренции извне. Исследование, проведенное Московским центром развития предпринимательства, показало, что стратегически правильным решение о вступлении в ВТО считают 68%, а 17% придерживаются противоположного мнения. Более 40% опрошенных считают, что к работе по нормам и правилам ВТО готовы менее 10% российских малых предприятий, и никто не считает, что к этому готово более половины малых компаний РФ. Представители бизнеса подчеркивают необходимость государственных мер, направленных на снижение потерь для малого и среднего предпринимательства от вступления России в ВТО.9
Осторожное отношение малых и средних компаний к присоединению к ВТО можно объяснить их относительно слабыми связями с мировым рынком. Понимание компаниями слабости своего экспортного потенциала заставляет их сделать вывод, что присоединение не скажется на перспективах их экспортной деятельности. Для многих из них главным является вопрос не о последствиях присоединения для экспорта, а о его влиянии на уровень конкуренции на внутреннем рынке. Их интересы вступают в противоречие с устремлениями более успешных компаний, которые рассматривают шаг в глобальный рынок не как угрозу, а как шанс для дальнейшего роста -своего и всей экономики страны.
Конкуренции со стороны импорта опасаются машиностроительные предприятия, многие из которых уже длительное время находятся в упадке. Они считают необходимым принятие новых законов о технических регламентах, стандартизации и государственных закупках, просят поддержки государства в проведении модернизации производства и в информацион-
ном обеспечении, подчеркивают, что им приходится сталкиваться с низким качеством материалов и комплектующих изделий и монополизмом поставщиков. Без решения этих проблем они не видят перед собой перспективы остаться на рынке после вступления в ВТО. Тем не менее, у них практически нет надежды на то, что их требования будут выполнены.10 Представители российских производителей сельскохозяйственной техники также настроены пессимистически.
Развитие российской автомобильной промышленности неразрывно связано с участием иностранных производителей. Условия присоединения к ВТО предусматривают, что основное снижение ставок придется на последние три года из 7-летнего переходного периода, и российский автомобильный рынок станет относительно открытым не ранее 2015 г.11 К тому времени примерно половина продаваемых в стране иномарок будет выпускаться на местных заводах, построенных ведущими мировыми производителями. Минэкономразвития России считает, что такие темпы снижения пошлин отвечают интересам как покупателей, так и производителей. Первым они обещают перспективу удешевления и повышения качества продукции, вторым не помешают реализовать крупные инвестиционные проекты.12
Возможные последствия присоединения для сферы высоких технологий вызывают дискуссии. Пессимисты утверждают, что присоединение «похоронит» российский бизнес информационных технологий. Оптимисты, напротив, подчеркивают, что вступление в ВТО является условием расширения деятельности российских информационно-коммуникационных компаний на мировом рынке.
В российской промышленности много предприятий, рассчитывающих на получение государственной поддержки. Для них определяющим является то, что нормы ВТО накладывают ограничения на внутреннюю экономическую политику входящих в нее стран, в частности, на использование инструментов государственного регулирования, создающих дискриминационные условия для одних компаний и привилегированные - для других. Следует, однако, иметь в виду, что ни стране, ни бизнесу в целом не нужна защита заведомо неконкурентоспособных компаний. Как показывает зарубежная, да уже и отечественная практика, соци-
альными мотивами нередко маскируется нежелание перемен со стороны управленческого аппарата отстающих предприятий. Наихудшие результаты дает сочетание протекционизма с финансовыми вливаниями в форме субсидий в отжившие свое производства. Многие российские компании, в том числе весьма крупные, приучены видеть в государстве не партнера в реорганизации производства и развитии науки и техники, а донора, чьи вливания помогут сохранить статус-кво. Для них вступление в ВТО действительно означает переход в новую реальность, в которой им может не найтись место.
Нельзя, однако, отрицать, что есть предприятия, испытывающие временные проблемы или трудности роста, но способные в перспективе выйти на передовые позиции. Если исхо -дить из чисто рыночных критериев, то России следовало бы отказаться почти от всей промышленности, за исключением добывающей. Производительность труда практически в любой отрасли российской экономики значительно, иногда в несколько раз, ниже, чем за рубежом. Если же обратиться к здравому смыслу, то понятно, что Россия не может отказаться от задачи увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Тот факт, что многие отрасли российской экономики в настоящее время не готовы к открытой конкуренции, еще не означает, что у них нет будущего. Таким образом, представляется неизбежным поиск разумного компромисса в отдельных наиболее значимых областях.
При этом важно иметь в виду, что правила ВТО не ставят под тотальный запрет государственное содействие развитию национальной промышленности и укреплению ее положения на мировом рынке. ВТО не ограничивает государственное финансирование фундаментальной науки, позволяет правительствам в довольно широких пределах финансировать прикладные исследования и разработки, оказывать предприятиям помощь в решении экологических проблем, помогать неблагополучным регионам.
Российские сельскохозяйственные производители опасаются, что участие в ВТО приведет к подрыву возникшего сравнительно недавно поступательного движения их отрасли. Им придется активизировать работу по снижению издержек и повышению качества продукции. Не
все смогут соответствовать новым требованиям, и, по всей вероятности, в отрасли усилятся процессы концентрации производства. Потребители имеют свой интерес: они ожидают, что усиление конкуренции на внутреннем российском рынке после присоединения к ВТО приведет к снижению цен на продукты питания. Что же касается государственной поддержки сельскому хозяйству, то установленные на переговорах обязательства России позволяют не только сохранить ее объем, но и сделать ее более разнообразной. Следует подчеркнуть, что ВТО не накладывает ограничений на косвенную поддержку аграрной сферы - финансирование научных исследований и образования, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства, строительство дорог, газопроводов, линий электро-передач.13 Между тем, развитие инфраструктуры, в которой Россия существенно отстает от других стран, способно внести значительный вклад в повышение эффективности аграрного производства.
В лесной отрасли Россия пытается решить две задачи - увеличить производство и экспорт обработанной древесины и положить конец незаконным вырубкам леса. В 2007 и 2008 гг. в целях уменьшения вывоза круглого леса и стимулирования глубокой переработки древесины Россия повысила экспортные пошлины на круглый лес. При этом было объявлено, что в течение ближайших лет пошлины будут еще более увеличены - фактически до запретительного уровня. Однако, поскольку данное намерение встретило резкие возражения со стороны торговых партнеров РФ, его выполнение было отложено. К сожалению, поставленных целей достичь не удалось, удельный вес иностранных инвестиций в деревообработку понизился.14 Между тем, продолжались протесты со стороны стран, деревообрабатывающая промышленность которых в значительной мере опирается на поставки леса из России. Наконец, в декабре 2010 г. Россия согласилась снизить пошлины после вступления в ВТО.15
Поскольку присоединение улучшит правовую ситуацию в лесной отрасли, укрепятся позиции фирм, строящих свою деятельность на законных основаниях. Тем не менее, у сторонников сохранения экспортных пошлин на необработанную древесину остаются весомые аргументы. Ведь пока не удается выявить ка-
кого-либо направленного стимулирующего воздействия присоединения на развитие деревообработки. Можно говорить о таком воздействии лишь опосредованно - через общее улучшение инвестиционного климата и облегчение условий доступа российской продукции на внешние рынки.
Главный выигрыш российской экономики от присоединения к ВТО заключается, на наш взгляд, не в расширении экспортных возможностей, а в улучшении качества внутреннего рынка. В ходе подготовки к вступлению в ВТО в стране была проделана большая работа по приведению законодательной базы в соответствие с международными нормами. Это признают и зарубежные партнеры РФ. Таким образом, с точки зрения правил игры, вступление в ВТО не станет шоком для российского бизнеса, который на протяжении ряда лет работает в среде, соответствующей нормам ВТО.
Однако в настоящее время о положительных сдвигах в правовой сфере можно говорить лишь применительно к правоустанавливающей сфере. Что же касается правоприменения, то здесь как российским компаниям, так и населению приходится сталкиваться с неисчислимыми бюрократическими препонами и административным произволом. Защищенность прав собственника, доверие к судам, ко всей правоохранительной системе и в целом к государству -это те области, в которых накопилось слишком много проблем, отталкивающих иностранных инвесторов от прихода в Россию и вытесняющих местных предпринимателей за пределы страны. Таким образом, именно в области правоприменения ожидается наибольший положительный эффект от вступления в ВТО.
Несмотря на многочисленные усилия, предпринимаемые на протяжении ряда лет, Россия не смогла развернуть бюрократическую машину лицом к бизнесу, победить коррупцию и обеспечить безусловное выполнение законодательных норм. Возможно, участие в ВТО станет тем стимулом, который поможет государству преодолеть пороки правоприменительной практики, играющие ключевую роль в торможении экономического развития России. В этом плане присоединение к ВТО отвечает интересам как населения, так и основной части бизнеса, которую не устраивает необходимость включать административный фактор в свои расчеты и планы.
Отношение предприятий к присоединению во многом зависит от используемых деловых практик и от того, насколько они согласуются с нормами ВТО. Известно, что предприятия легкой промышленности в большинстве своем опасаются присоединения к ВТО, поскольку невысоко оценивают свои конкурентные возможности. На деле ситуация гораздо сложнее. Ведь они уже сегодня действуют практически в условиях открытого рынка. При этом часть импорта поступает по заказам российских же предприятий. Поясним, в чем дело, на примере рынка обуви. Большинство российских компаний отшивает обувь в Китае. После ввоза продукция не всегда подвергается даже легкой переработке, лишь оформляясь как российская. С учетом этого фактора оказывается, что значительное число российских фирм не так уж сильно заинтересовано в развитии местного производства и защите внутреннего рынка.16
Фирмы, не использующие зарубежную производственную базу, озабочены не столько перспективой обострения конкурентной борьбы, сколько наплывом товаров, ввозимых в страну по каналам так называемого «серого» импорта. Именно от такой несправедливой конкуренции они хотели бы получить защиту от государства. Таким образом, будущему российской легкой промышленности угрожает не вступление в ВТО, а сохранение условий, в которых эффективным является ведение бизнеса по «серым» схемам. В то же время фирмы, которые эти «серые» схемы используют, не заинтересованы в «обелении» рынка, которое произойдет после присоединения к ВТО.
Сегодня качество деловой среды в России остается невысоким. Присоединение России к ВТО поможет изменить ситуацию. Способствуя формированию современной деловой среды и снижению инвестиционных рисков, оно сделает экономику страны более привлекательной для инвесторов - как местных, так и иностранных. Для инвестора, ориентированного на глобальный рынок, участие РФ в ВТО будет расцениваться как значимый фактор, поскольку оно облегчит условия экспорта производимой им продукции. Исходя из мирового опыта, можно полагать, что факторы, стимулирующие приток инвестиций, возобладают, и присоединение к ВТО приведет к увеличению поступлений иностранных инвестиций в экономику России.
Улучшение общей инвестиционной привлекательности российской экономки улучшит перспективы развития фондового рынка, который нуждается в приходе новых инвесторов. Возрастут требования к прозрачности и корпоративному управлению компаний, что также пойдет на пользу отечественному бизнесу. Улучшение инвестиционного климата в стране необходимо в первую очередь для стимулирования собственных, и лишь во вторую - иностранных капиталовложений. После присоединения на российском фондовом рынке вряд ли произойдут какие-либо существенные изменения. Возможные угрозы российскому фондовому рынку связаны не с предстоящим вступлением в ВТО, а с однобокой структурой экономики и невысоким уровнем развития основополагающих общественных институтов. Для уменьшения отрицательных и повышения положительных последствий присоединения необходимо развитие инфраструктуры российского фондового рынка и повышение доверия к правовой системе со стороны как населения, так и институциональных инвесторов.
Отношение российских финансовых кругов к присоединению является двойственным. Их привлекает возможность расширения деятельности на внешних рынках, но не очень нравится перспектива усиления конкуренции на внутреннем рынке. В то же время сценарий, подобный имевшим место в некоторых странах Восточной Европы, национальная банковская система которых оказалась в руках зарубежных ТНБ, в России представляется маловероятным хотя бы в силу масштабов отечественной экономики и высокой степени монополизации банковского сектора.17
Расширение присутствия иностранных банков способствовало бы улучшению условий ведения бизнеса и развитию экономики страны в целом. Оно могло бы привести к снижению уровня риска в кредитных операциях, повысило бы прозрачность всего, а не только банковского бизнеса, расширило источники долгосрочных кредитных ресурсов, в которых нуждается реальный сектор. Деятельность иностранных банков стимулирует конкуренцию и побуждает российские банки к повышению разнообразия и качества услуг, повышению эффективности и, соответственно, удешевлению стоимости банковских операций для клиентов. Увеличение кредитных возможностей
банковской системы является важным условием модернизации и структурной перестройки российской экономики, диверсификации экспорта, улучшения участия страны в международном разделении труда. Присоединение к ВТО не угрожает банковской системе страны, но, как можно ожидать, улучшит качество банковских услуг для российской промышленности и сельского хозяйства.
* * *
Отношение каждой российской компании к предстоящему вступлению в ВТО определяется, прежде всего, ее положением на рынке. У предприятий с относительно слабыми рыночными позициями превалирует настороженное или даже негативное отношение. Такой взгляд скорее характерен для небольших компаний, а также объединяющих их союзов и ассоциаций. В то же время уверенные в своих силах предприятия не высказывают особых опасений в связи с предстоящим присоединением.
Противники присоединения к ВТО обычно указывают на слабость конкурентных позиций российских предприятий, необходимость проведения структурных преобразований в российской экономике, возможность и без вступления в ВТО беспрепятственно экспортировать нефть и газ, составляющие основу российского экспорта. Сторонники присоединения говорят о расширении доступа товаров на внешние рынки, повышении инвестиционной привлекательности экономики, возможности отстаивать свои интересы на переговорах о дальнейшей либерализации мировой торговли, о том, что вхождение России в единое правовое поле международной торговли является условием гармоничного встраивания экономики страны в глобальный воспроизводственный процесс.
Между тем, наблюдаемые на протяжении двух десятилетий тенденции в структуре российской экономики приводят как раз к тем результатам, которые противники присоединения связывают с участием в ВТО, в частности к ухудшению структуры российской экономики, утрате научно-технического потенциала, закреплению сырьевой специализации страны на мировом рынке. Причем в распоряжении России был длительный период, в течение которого она получала высокие доходы за экспорт энергоносителей, позволявшие приступить к решению структурных проблем.
Присоединение к ВТО, как можно надеяться, принесет с собой конкурентные стимулы, в которых остро нуждается российская экономика. Можно согласиться с тем, что воздействие вступления в ВТО на экономику страны будет иметь отложенный характер. Тем не менее, оно будет, по всей вероятности, весьма ощутимым и станет стимулом обновления российской экономики и позитивным фактором ее развития в стратегической перспективе.
Примечания:
1 См. Оболенский В.П. Переговоры о присоединении России к ВТО: новый формат, новые проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2010. N° 6. С. 48.
2 Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО. Российская академия наук. Национальный инвестиционный комитет. М., 2002.
3 К импорту нечувствительны // Ведомости. 14.02.2008.
4 Оценки социальных и экономических последствий присоединения России к ВТО / Рук. группы -А.Данильцев (Государственный университет управления). Москва, 2003 г. URL: http://www.wto.ru/ documents.asp?f=docs&t=14.
5 ВБ: вступление в ВТО сулит России большие прибыли. Агентство РБК, 5 апреля 2005 г. URL: http:/ /top.rbc. ru/economic s/05/04/2005/83309. shtml
6 На пороге ВТО // Ведомости. 10.12.2010.
7 Победный бой в полторы тысячи раундов. Интервью М.Ю. Медведкова // Известия. 23.11.2010.
8 Интервью В.О. Никишиной. ПРАЙМ-ТАСС.
1.03.2010. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/ about/structure/deptorg/doc20100301_011.
9 Предприниматели не уверены в выгодах ВТО / / Альянс Медиа. 21.05.2007.
10 Стригин А. ВТОричный рынок // РГ-Бизнес.
19.10.2010.
11 Договоримся. Интервью М.Ю. Медведкова // Российская газета. 6.12.2010.
12 ВТО автопрому не помеха // Ведомости. 19.12.2007.
13 Чкаников М. Замена корзины // Российская газета. 29.09.2010.
14 Гостей так не встречают // Новый курс. №36.
5.10.2010. http://opec.hse.ru/1321130.html