БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) [электронный ресурс]. / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_148532/.
2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) [электронный ресурс] / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: //http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_148890/.
3. Глазов Н.М. Особенности проведения государственных закупок на подрядные работы в строительстве. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. Вып. № 3.
4. Государственные и муниципальные закупки - 2012 : сборник докладов. М. : ИД «Юриспруденция», 2013. 440 с.
5. Дорошенко Т.Г. Подрядные торги в строительстве: требования к участникам закупки / Байкальский государственный университет экономики и права. Иркутск, 2013.
Информация об авторах
Журавлев Евгений Геннадьевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», тел.: (3952) 40-54-12; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Дубинина Наталия Геннадьевна, ведущий специалист-эксперт отдела капитального строительства и ремонта, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, 664009, Россия, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 92.
Information about the authors
Zhuravlev E.G, Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Department of Real Estate Expertise and Management; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Dubinina N.G., Leading specialist and expert of the department of capital construction and repair, Department of Pension Fund of Russian Federation in Irkutsk Region, 92 Dekabr-skikh Sobytii St., Irkutsk, 664009, Russia.
УДК 332.122
ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.В. Котельников, О.А. Марченко
Рассмотрены примеры организации капитального ремонта в некоторых странах Европы и в Российской Федерации. Показаны основные результаты работы Фонда капитального ремонта Иркутской области. Представлен обзор возможных направлений увеличения эффективности работы Фонда капитального ремонта Иркутской области.
Ключевые слова: капитальный ремонт; Фонд капитального ремонта; собираемость.
POSSIBLE WAYS TO INCREASE WORK EFFECTIVENESS OF CAPITAL REPAIR
FUND IN IRKUTSK REGION
N.V. Kotelnikov, O.A. Marchenko
We considered the examples of capital repair organization in some European countries and in Russia. We showed the main results of capital repair Fund in Irkutsk region. We showed the possible ways to increase work effectiveness of capital repair Fund in Irkutsk region.
Key words: capital repair; capital repair Fund; collectability.
Организация капитального ремонта многоквартирных жилых домов - один из важнейших вопросов во всем мире. Показатель состояния жилищно-коммунального хозяйства является частью структуры интегрированной оценки качества жизни людей. Государственная политика в жилищно-коммунальной сфере - тема архиактуальная и злободневная [1]. Во многих странах Европы государство финансирует проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов. Выделяемые средства на капитальный ремонт могут быть как безвозмездными (в форме субсидий), так и возмещаться собственниками (в форме компенсаций). Решение о проведении капитального ремонта принимают на общем собрании собственников многоквартирного жилого дома. Рассмотрим организацию капитального ремонта в некоторых странах Европы и, в частности в Российской Федерации.
В Финляндии собственники многоквартирного дома раскладывают стоимость капитального ремонта на всех, в зависимости от количества квадратных метров. Фирму, которая будет выполнять капитальный ремонт, выбирают на аукционе. Все документы находятся в открытом доступе для собственников. За счет государства ремонтируются социальные дома, где выделяют площади для семей, которые не могут приобрести собственное жилье.
В законодательстве Германии четко не прописаны сроки, когда необходимо проводить капитальный ремонт дома. Однако в среднем такой ремонт производится раз в 30 лет. Вопрос о капитальном ремонте в Германии решает специальная комиссия. Если собственником дома является товарищество собственников жилья, то вопрос о его ремонте выносится на собрание собственников. Там же обсуждается вопрос об источниках финансирования. Финансирование ремонтных работ происходит за счет федерального бюджета и собственника. Стоит отметить, что собственнику предоставляется кредит на эти нужды под 3% годовых.
В Словакии государство предоставляет субсидии на устранение дефектов панельных домов, возникших из-за недостатков проектных решений и несоблюдения технологии строительства. Максимальный размер субсидии может составить 50% от стоимости капитального ремонта. Однако субсидии предоставляют лишь в том случае, если существует экспертное заключение о необходимости ремонта.
В Венгрии финансовая поддержка выделяется из средств муниципальных бюджетов через ежегодные конкурсы грантов. Когда муниципалитет объявляет конкурс, он определяет приоритетные направления присуждения грантов. Например, реконструкция системы отопления, ремонт кровли, замена лифтов, теплоизоляция фасадов и другое. Товарищество и жилищные кооперативы могут участвовать в муниципальных конкурсах грантов и получать средства из бюджета неоднократно. Таким образом, капитальный ремонт здесь производится поэтапно.
В Эстонии квартирным товариществам, после предоставления заявления, выделяют специальные пособия в форме компенсации части расходов на уже выполненный капитальный ремонт.
В 2004 году в Литве была принята государственная программа модернизации домов, призванная простимулировать собственников жилья на создание товарищества для
дальнейшей модернизации домов и внедрения энергосберегающих технологий. Товарищество собственников жилья может получить от государства грант в размере до 30% стоимости проекта капитального ремонта дома. Кроме того, в Литве существует программа «Обновленный дом - обновленный город». Согласно этой программе, товарищество собственников жилья может получить грант в размере до 15% стоимости проекта модернизации жилого дома. При этом собственники должны иметь не менее 10% стоимости проекта, а недостающую сумму в форме кредита может предоставить банк [2, 6].
Жилищный фонд Российской Федерации насчитывает около 3,35 млрд кв. м, из которых около 2,5 млрд кв. м составляет многоквартирный жилищный фонд, что составляет порядка 80% от площади общего жилого фонда страны [3]. Проблема изношенности жилого фонда решается путем проведения капитального ремонта. 21 июля 2007 года был принят Федеральный закон № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Фонд осуществляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, переселении граждан из аварийного жилья, а также модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Целями деятельности Фонда является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В соответствии с новой системой финансирования все субъекты РФ обязаны принять региональную программу капитального ремонта, которая содержит:
- перечень всех жилых многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ;
- перечень работ по капитальному ремонту в каждом многоквартирном доме;
- перечень работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств субъекта РФ;
- плановый год проведения капитального ремонта для каждого многоквартирного дома [4, 7].
Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации и является юридическим лицом. Субъект Российской Федерации устанавливает необходимость проведения капитального ремонта, а к компетенции Российской Федерации отнесено методическое обеспечение по данному вопросу. В полном объеме достигли текущего целевого показателя на 1 декабря 2014 года 58 субъектов Российской Федерации, в том числе Иркутская область. Этот показатель включает:
- собираемость средств собственников;
- заключение договоров подряда в текущем году;
- исполнение договоров подряда (выполнение капитального ремонта многоквартирных домов).
Согласно Закону Иркутской области № 6/24 ЗС от 25 декабря 2013 года «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области», был создан Фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов Иркутской области [5].
Организационная структура Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области представлена на рис. 1.
Организационная структура Фонда капитального ремонта многоквартирных домов
Иркутской области
Собственники помещений в многоквартирном жилом доме обязаны оплатить взносы на капитальный ремонт. Взносы осуществляются ежемесячно по определенным квитанциям с указанием лицевого счета. К оплате коммунальных услуг эти квитанции не имеют отношения.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, осуществляющие управление многоквартирным жилым домом;
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора -Фонда капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области начал свою работу с 1 января 2014 года.
За период с 1 июня по 1 сентября 2014 года для формирования краткосрочного плана 2014 года обследовано 117 многоквартирных домов, расположенных на территории 12 муниципальных образований общей площадью 308451,39 кв. м. Рассчитана стоимость капитального ремонта 117 многоквартирных жилых домов, расположенных на территории 12 муниципальных образований, которая составила 387 975 159 рублей.
В табл. 1 представлена доля собираемости средств в % субъектов Российской Федерации, расположенных в Восточной части страны.
Собираемость взносов с собственников на капитальный ремонт в некоторых субъектах Российской Федерации (на 1 декабря 2014 г.)
Наименование субъекта РФ Доля собираемости средств, %
Иркутская область 23,26
Забайкальский край 22,94
Новосибирская область 49,98
Республика Саха (Якутия) 31,84
Республика Бурятия 6,03
Хабаровский край 55,82
За непродолжительный период деятельности Фонда капитального ремонта Иркутской области был выявлен ряд вопросов, требующих решения с целью повышения эффективности работы Фонда:
1. Необходимость повышения энергоэффективности многоквартирных жилых домов, это особенно актуально в климатических условиях Иркутской области. Для решения этого вопроса необходимо обучение и повышение квалификации специалистов отделов мониторинга технического состояния, технического сопровождения капитального ремонта многоквартирных домов и проектно-сметной документации с целью изучения новых методов повышения энергоэффективности и применения инновационных материалов при выполнении работ по капитальному ремонту.
2. Необходимость усовершенствования процесса доставки платежных документов собственникам жилья. Возможными путями решения являются создание электронных платежных документов на сайте Фонда капитального ремонта и контроль курьерских служб доставки платежных поручений.
3. Необходимость урегулирования федеральным и региональным законодательством порядка предоставления сведений региональному оператору для начисления взносов на капитальный ремонт. Возможными путями решения является создание единой базы сведений о собственниках многоквартирных жилых домов и урегулирование передачи информации по собственникам региональному оператору.
Решение этих задач Фондом капитального ремонта многоквартирных жилых домов приведет к сокращению, а в дальнейшем к отсутствию многоквартирных жилых домов, нуждающихся в капитальном ремонте.
Статья поступила 23.01.2015 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ярославцев А.В., Ярославцева Т.А. Проблемы реализации реформ в ЖКХ современной России и прав граждан на качественное обслуживание жилья (на примере Хабаровского края) // Вестник ИрГТУ. 2014. № 7. С. 263-268.
2. Электронный журнал «M24.ru» [Электронный ресурс]. URL: http://www.m24.ru/
3. Сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/
4. Дедюхина Е.С., Добышева Т.В., Неудачин Е.А. Источники и способы финансирования капитального ремонта и общего имущества многоквартирных домов с использованием инновационных механизмов // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2014. № 2 (7). С. 13-19.
5. Закон Иркутской области № 6/24 ЗС от 25 дек. 2013 г.
6. Сайт Реформа ЖКХ [Электронный ресурс].ЦКЬ: http://www.reformagkh.ru/
7. Официальный сайт Фонда капитального ремонта многоквартирных жилых домов Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.fkr38.ru/
Информация об авторах
Котельников Николай Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Управление промышленными предприятиями», тел.: 89148702381, e-mail: nik_kot_77@mail.ru; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Марченко Ольга Александровна, магистрант группы ИНИм-14 кафедры «Управление промышленными предприятиями», тел.: 89247003525, e-mail: marchenkobogurae-va@bk.ru; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the authors
Kotelnikov N.V., Candidate of Technical Sciences, associate professor, Department of Administration of industrial enterprise, tel.: 89148702381, e-mail: nik_kot_77@mail.ru; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Marchenko O.A., undergraduate, Department of Administration of industrial enterprise, tel.: 89247003525, e-mail: marchenkoboguraeva@bk.ru; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 332.122
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
В.А. Кудрявцева
Повышению конкурентоспособности России на мировом уровне может способствовать политика стимулирования инвестиционной активности, которая должна быть направлена на улучшение не только общероссийского, но и регионального инвестиционно-