Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ'

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды ВНИРО
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ РЫБЫ НАСЕЛЕНИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ / ЦЕНЫ / СТРУКТУРА РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ РЫНКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович, Серёгин Сергей Николаевич, Горбунова Марина Алексеевна

Цель работы: определить уровень обеспеченности внутреннего рынка рыбной продукцией для выполнения норм по повышению среднедушевого потребления рыбной продукции населением Российской Федерации. Материалы и методы: в работе были использованы официальные данные, опубликованные Федеральной службой государственной статистики о среднедушевом потреблении продуктов питания населением, в том числе рыбной продукции. Методы логического и системного анализа позволили определить перспективные источники обеспечения внутреннего рынка России рыбной продукцией. Результаты исследования заключаются в определении источников ресурсной базы для повышения объёма продукции из водных биологических ресурсов на внутреннем рынке. Высказаны предложения по возможному дальнейшему развитию рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, в том числе меры государственной поддержки и регулирования внутреннего рынка. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования при разработке подходов к решению поставленной Роспотребнадзором задачи по повышению норм среднедушевого потребления рыбной продукции населением Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович, Серёгин Сергей Николаевич, Горбунова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBLE WAYS OF SOLVING THE PROBLEM OF PROVIDING NEW REQUIREMENTS FOR THE CONSUMPTION OF FISH PRODUCTS

The purpose of the work is to determine the level of provision of the domestic market with fish products in order to meet the requirements for increasing the average per capita consumption of fish products by the population of the Russian Federation. Materials and methods: official data published by the Federal State Statistics Service on the average per capita consumption of food products by the population, including fish products, were used in the work. The methods of logical and system analysis made it possible to identify promising sources of providing the domestic market of Russia with fish products. The results of the study are to determine the sources of the resource base to increase the volume of production from aquatic biological resources in the domestic market. Proposals were made on the possible further development of the fishery complex of the Russian Federation, including measures of state support and regulation of the domestic market. The practical significance lies in the possibility of using the results of the study in developing approaches to solving the task set by Rospotrebnadzor to increase the norms of per capita consumption of fish products by the population of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ»

htpps://doi.org/10.36038/2307-3497-2022-187-170-179 УДК 338.43

ТРУДЫ ВНИРО. 2022 г. Т. 187. С. 170-179 TRUDY VNIRO. 2022. V. 187. P. 170-179

ШЖ2

Экономика, международное сотрудничество

и нормативные правовые основы рыбохозяйственной деятельности

Возможные направления решения проблемы обеспечения новых требований потребления рыбной продукции

К.В. Колончин, С.Н. Серёгин, М.А. Горбунова

Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ФГБНУ «ВНИРО»), Окружной проезд, 19, Москва, 105187 E-mail: gorbunova@vniro.ru

Цель работы: определить уровень обеспеченности внутреннего рынка рыбной продукцией для выполнения норм по повышению среднедушевого потребления рыбной продукции населением Российской Федерации. Материалы и методы: в работе были использованы официальные данные, опубликованные Федеральной службой государственной статистики о среднедушевом потреблении продуктов питания населением, в том числе рыбной продукции. Методы логического и системного анализа позволили определить перспективные источники обеспечения внутреннего рынка России рыбной продукцией.

Результаты исследования заключаются в определении источников ресурсной базы для повышения объёма продукции из водных биологических ресурсов на внутреннем рынке. Высказаны предложения по возможному дальнейшему развитию рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, в том числе меры государственной поддержки и регулирования внутреннего рынка.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования при разработке подходов к решению поставленной Роспотребнадзором задачи по повышению норм среднедушевого потребления рыбной продукции населением Российской Федерации.

Ключевые слова: потребление рыбы населением Российской Федерации, внутренний рынок рыбной продукции, цены, структура расходов населения на продукты питания, устойчивость рынка, государственные меры поддержки и регулирования внутреннего рынка.

Possible ways of solving the problem of providing new requirements for the consumption of fish products

Kirill V. Kolonchin, Sergey N. Seregin, Marina A. Gorbunova

Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography («VNIRO»), 19, Okruzhnoy proezd, Moscow, 105187, Russia

The purpose of the work is to determine the level of provision of the domestic market with fish products in order to meet the requirements for increasing the average per capita consumption of fish products by the population of the Russian Federation.

Materials and methods: official data published by the Federal State Statistics Service on the average per capita consumption of food products by the population, including fish products, were used in the work. The methods of logical and system analysis made it possible to identify promising sources of providing the domestic market of Russia with fish products.

The results of the study are to determine the sources of the resource base to increase the volume of production from aquatic biological resources in the domestic market. Proposals were made on the possible further development of the fishery complex of the Russian Federation, including measures of state support and regulation of the domestic market.

The practical significance lies in the possibility of using the results of the study in developing approaches to solving the task set by Rospotrebnadzor to increase the norms of per capita consumption of fish products by the population of the Russian Federation.

Keywords: consumption of fish by the population of the Russian Federation, the domestic market for fish products, prices, the structure of household spending on food, market stability, government measures to support and regulate the domestic market.

ВВЕДЕНИЕ

Начало нового века характеризуется активным развитием нутрициологии и пищевых технологий для производства широкой номенклатуры пищевых продуктов, функциональных продуктов и органической продукции, что в последующем обеспечит пе-

реход к персонифицированному питанию основной массы населения нашей страны. Питание является главным биологическим процессом жизнедеятельности человека и ключевым фактором взаимодействия его с окружающей средой. Биокомпоненты, входящие в пищевые продукты, расщепляются в процессе мета-

болизма на наноразмерные составляющие и формируют физическую и умственную активность, долголетие, иммунный статус и состояние здоровья человека в целом.

Определяющая роль в сохранении и поддержании здоровья человека связана с удовлетворением физиологических потребностей человека в энергии, пищевых и биологически активных веществах и ведением здорового образа жизни. Политика государства в области здорового питания постоянно совершенствуется, опираясь на новые знания в развитии биохимии и гигиены питания, демографических и социально-экономических изменений, происходящих за последние годы в России. Технологические инновации и внедрение современных автоматизированных систем в производственные процессы приводят к кардинальным изменениям характера труда, снижению физической нагрузки, что, несомненно, отражается на структуре и калорийности питания. Внедрение результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в новых областях знания - таких как нутри-геномика, нутригенетика и протеомика также вносят определённые дополнения и изменения в разрабатываемые документы и программы в области нутри-циологии.

Проведённые научные исследования в области нутрициологии показывают, что вклад питания в обеспечение здоровья и работоспособности человека составляет около 50% от суммы всех факторов, влияющих на его образ жизни. Следствием нарушения питания становится рост возникновения хронических неинфекционных заболеваний, уровень которых может достигать от 30 до 50%.

Реализация в России государственной политики в области здорового питания направлена на достижение национальных целей развития нашей страны и, в первую очередь, решение проблем в области демографии и повышение продолжительности жизни до 80 лет к 2030 году. Поэтому обеспечение населения страны высококачественными и безопасными продуктами питания, повышение качества жизни является ключевым приоритетом проведения социально- экономической политики государства.

Следует отметить, что за последние десять лет в России был разработан и начал реализовываться ряд важнейших базовых государственных документов в области питания: Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации1 (утв. Указом Пре-

1 Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Доступно через: http://www.kremlin.ru/ аС^/Ьапк/4510б

зидента Российской Федерации от 21.01.2020 № 20), Стратегия повышения качества и безопасности пищевой продукции Российской Федерации до 2030 года2 (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 1364-р), Федеральный закон от 01.03.2020 № 47-ФЗ, предусматривающий внесение изменений в федеральные законы «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «Об образовании в Российской Федерации».3 Вносимые изменения касаются уточнения понятий «здоровое питание» и определение принципов здорового питания, способствующих укреплению здоровья человека и будущих поколений, снижение риска развития различных заболеваний.

Внедряемые в России вышеперечисленные государственные нормативно- правовые акты согласуются с опытом и рекомендациями международных организаций, таких как ООН, ВОЗ, ФАО.

В то же время глобальные тренды и вызовы, характеризующиеся нерациональным соотношением основных пищевых веществ, дефицитом микронутри-ентов, растущее количество населения с избыточной массой тела, ожирения и других факторов риска неинфекционных заболеваний остаются для большинства стран, и в том числе и нашей страны, крайне актуальными, что не может не отражаться на корректировке структуры потребления пищевой и рыбной продукции.

Согласно современным представлениям нутрициологии об оптимальном питании для нормальной жизнедеятельности организма человека рекомендуемая норма белка в калорийности суточного рациона составляет 12-14%, удельный вес жиров принят на уровне 30%, доля углеводов колеблется от 56 до 58%.

Рыба и рыбопродукты занимают значительный удельный вес в рационе питания всех слоёв населения и балансе пищевых ресурсов страны. Пищевая и энергетическая ценность рыбной продукции обусловлена наличием в ней белков, жиров, экстрактивных и минеральных веществ, витаминов и ферментов. Белков в мышечной ткани рыб содержится от 9 до 28%, они имеют важное пищевое значение, так как включают все незаменимые аминокислоты, которые в организме человека не синтезируются.

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 1364-р «Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции до 2030 года». Доступно через: http://government.ru/ docs/23604/

3 Федеральный закон от 1 марта 2020 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Доступно через: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346666/

С учётом новых научных данных о роли полиненасыщенных жирных кислот семейств омега-3 и оме-га-6 в процессе метаболизма и значении их в профилактике неинфекционных заболеваний существенно расширены рекомендации по их потреблению детьми и взрослыми. Омега-6 и омега-3 содержатся практически во всех растительных маслах и в тоже время основным источником омега-3 жирных кислот являются жирные сорта рыб и некоторые рыбопродукты. Жира содержится до 30%, он имеет особую биологическую ценность, так как содержит ненасыщенные жирные кислоты (линолевую, линоленовую, арахидоновую), которые не синтезируются в организме человека. Преобладание ненасыщенных жирных кислот в рыбе и рыбной продукции обеспечивает её широкое применение в различных рационах здорового питания, способствующих снижению алиментарно-зависимых патологий.

Учитывая большое значение рыбных пищевых продуктов в формировании здоровья человека Роспо-требнадзором определены нормы потребления рыбы с нынешних 22 кг на человека в год до 28 кг на основании «МР 2.3.1.0253-21. Гигиена питания. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации».4

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Решение этой масштабной задачи потребует от органов государственной власти федерального и регионального уровней принятия комплекса мер социально-экономического характера, а также возможную корректировку налогообложения и мер таможенно-тарифной политики. С учётом огромных территорий России, различного уровня добычи, наличия разнообразия водных биоресурсов в рыбохозяй-ственных бассейнах решение данного вопроса в короткие сроки вряд ли удастся решить. Социальная структура российского общества с большим уровнем неравенства в реальных доходах населения потребует разработки государством инструментов с привлечением бюджетных средств в рамках реализации концепции социального питания. Аналогичным образом могут решаться вопросы питания в организованных коллективах.

Сегодня с большой долей уверенности можно говорить о том, что в прибрежных территориях потребление рыбы достигает 28 и более кг в год на чело-

4 Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 22.07.2021. Доступно через: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_395381/

века. Но достижение установленного уровня потребления в мегаполисах, где проживает более половины населения страны, потребует проведения всестороннего анализа и детальных расчётов стоимости решения данной проблемы.

Сегодня для России объём доступной сырьевой базы рыболовства, включая в себя ресурсы в зоне национальной юрисдикции,квоты в исключительных экономических зонах (ИЭЗ) зарубежных стран и вылов в открытых морях Мирового океана составляют 6,5-7,0 млн т, к 2030 году он может незначительно возрасти примерно до 7,5 т.

Если говорить о структуре добычи по рыбохо-зяйственным бассейнам,то картина складывается следующим образом: Дальневосточный - 60-65%, Северный - 21-23 %, Западный - 7-8%, Азово-Черноморский - 21-23%. Доля вылова в ИЭЗ России составляет примерно 73-76% общероссийского океанического вылова.

Проведённый анализ показывает, что в настоящее время объём добычи водных биоресурсов в России составляет около 5 млн т, активно наращивается производство товарной аквакультуры, ежегодный объём которой уже превысил 300 тысяч т. Таким образом, суммарный баланс рыбной продукции, поставляемой на продовольственный рынок, уже превысил 5,3 млн т. Динамика вылова основных видов водных биологических ресурсов и производство товарной аквакультуры за период 2016-2020 гг. и по предварительным данным за 2021 год представлена на рис. 1.

Суммарный объём добычи водных биологических ресурсов в 2020 году, в основном, формировался за счёт тресковых видов рыб, в том числе минтая, трески, путассу северной, пикши,- 2 577,44 тыс. т. Значительную долю в суммарном объёме добычи составляют сельдь - 504,93 тыс. т, лососи - 306,31 тыс. т, скумбрия - 233,43 тыс. т, а также беспозвоночные -295,27 тыс. т (в том числе, крабы и кальмары - 93,39 и 123,59 тыс. т, соответственно).

Структура добычи водных биологических ресурсов по основным видам рыб в 2020 году представлена на рис. 2. Представленная структура добычи водных биоресурсов, по всей видимости, не претерпит существенных изменений в среднесрочной перспективе, и видовой состав рыбных ресурсов может быть положен в основу баланса потребления рыбной продукции населением страны с учётом возросшей нормы до 28 кг.

Если мы посмотрим на общую картину потребления основных продуктов питания с фокусировкой на рыбные продукты, то увидим негативную тенденцию. Это обусловлено снижением спроса в условиях устой-

Рис. 1. Объём добычи водных биоресурсов и производство товарной аквакультуры в 2016-2021 гг., тыс. т Fig. 1. The volume of extraction of aquatic biological resources and the production of commercial aquaculture in 2016-2021,

thousand tons

сельдь скумбрии мннтнй

10,1% 4,7% "1 36,7%

Рис. 2. Структура добычи водных биологических ресурсов в 2020 году, % Fig. 2. Structure of extraction of aquatic biological resources in 2020, %

чивого предложения рыбной продукции на внутреннем рынке, основные причины связаны с падением располагаемых доходов населения за последнее время и на фоне физической доступности рыбной продукции, экономическая доступность значительно снижается, особенно в домашних хозяйствах, имеющих низкий доход.

Так, согласно данным Росстата, потребление рыбной продукции на душу населения с 2011 г. снизилось на 5,3 кг с 25,3 кг до 20 кг в 2020 году в живом весе (весе сырца) (табл. 1).

Ценовая конъюнктура на рынке рыбной продукции за последнее время постоянно меняется и, несмотря на падение реальных доходов населения, рост цен на различные виды рыбной продукции продолжается. Так, за период 2016-2019 гг. динамика цен на рыбную продукцию была значительно выше, чем по всей продовольственной группе, в 2020 году рост цен на рыбную продукцию стал сопоставим с ростом на основные продовольственные товары [Колончин и др., 2021].

Ниже представлены данные по изменению цен за последние три года на различные виды рыбной продукции, общий тренд показывает постоянный рост цен в независимости от того к какой бы группе не относилась рыбная продукция (табл. 2).

Цена на рыбу мороженую неразделанную в 2016-2020 гг. в розничном сегменте рынка росла в пределах продовольственной инфляции (уровень продовольственной инфляции в 2020 г.- 6,7%; в 2021 г.- 10,6%) [Росстат подтвердил..., 2021, 2022,5,6]. В 2021 году прослеживался рост цен выше уровня инфляции на охлаждённую продукцию и продукцию с высокой добавленной стоимостью. Так, цены на консервы рыбные с добавлением масла выросли выше уровня инфляции. Одной из причин следует считать

5 Росстат подтвердил оценку инфляции в РФ за 2020 год на уровне 4,9 %. Доступно через: https://www.interfax.ru/business/744841. 30.01.2022.

6 Росстат подтвердил оценку инфляции в РФ за 2021 год на уровне 8,4 %. Доступно через: https://www.interfax.ru/business/815069. 15.02.2022.

Таблица 1. Потребление основных продуктов питания Российской Федерации, на душу населения в год, кг Table 1. Consumption of basic foodstuffs in the Russian Federation, per capita per year, kg

Годы

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Картофель 96 97 94 93 91 90 90 89 89 86

Овощи и продовольственные бахчевые культуры 102 103 102 102 102 102 104 107 108 107

Фрукты и ягоды 59 60 63 63 60 60 59 61 62 61

Мясо и мясопродукты в пересчёте на мясо 71 74 75 74 73 74 75 75 76 76

Молоко и молочные продукты в пересчёте на молоко 243 246 245 239 233 231 230 229 234 240

Яйца и яйцепродукты, шт. 272 276 271 271 273 277 282 284 285 283

Рыба и рыбопродукты в живом весе (весе сырца) 25,3 27,2 27,3 25,7 22,3 22,3 22,9 20,2 21,1 20,0

Сахар 40 40 40 40 39 39 39 39 39 39

Масло растительное 13,5 13,7 13,7 13,8 13,6 13,7 13,9 14,0 14,0 13,9

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчёте на муку, мука, крупа и бобовые)

119

119

118

118

118

117

117

116

116

116

Таблица 2. Ценовая динамика на рыбную продукцию, руб./кг, % Table 2. Price dynamics for fish products, rub./kg, %

Продукты 2019 2020 2021 Темп прироста в 2020 г., % Темп прироста в 2021 г., %

Рыба живая и охлажденная 196,0 204,9 230,1 4,5 12,3

Рыба охлажденная и мороженая разделанная лососевых пород 724,8 719,6 816,2 -0,7 13,4

Рыба солёная, маринованная, копченая 415,4 439,1 492,0 5,7 12,0

Рыба мороженая неразделанная 162,9 172,1 189,0 5,7 9,8

Консервы рыбные натуральные и с добавлением масла, 350 г 117,8 127,3 147,4 8,0 15,7

Консервы рыбные в томатном соусе, 350 г 74,2 82,9 93,1 11,8 12,2

Масла растительные и их фракции нерафинированные

значительное увеличение стоимости растительного масла, которое используется при изготовлении такой продукции как консервы рыбные. В 2021 году цены на этот вид товаров выросли на 70,7% относительно уровня 2020 г. (табл. 2).

Рост цен на социально значимые продукты питания государство в таких случаях обычно сдерживает в определённом коридоре, не допуская необоснованного роста с целью предотвращения социальных конфликтов в обществе. Учитывая значительную часть российского общества, которая имеет низкие доходы, в связи с чем домашние хозяйства тратят на продукты

питания значительную часть получаемых доходов, составляющих 40-60%, в то время как в промышленно развитых странах - 15-20%.

Согласно данным Росстата о структуре расходов домашних хозяйств на покупку продуктов питания расходы населения на приобретение рыбной продукции за 25 лет увеличились на 54% (табл. 3).7 В то же время, за последние три года уровень расходов остаётся стабильным, без значительных колебаний.

7 Структура расходов домашних хозяйств на покупку продуктов питания и безалкогольных напитков. Доступно через: https://www. fedstat.ru/indicator/59185. 10.02.2022.

Таблица 3. Структура расходов домашних хозяйств на покупку продуктов питания (%, значение показателя за год) Table 3. Structure of household expenditures for the purchase of food (%, value of the indicator for the year)

№ п/п Продукция 1995 2000 2005 2018 2019 2020

1. Хлеб и хлебные продукты 17,56 18,22 18,50 16,76 16,74 17,23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Картофель 2,22 1,94 1,75 1,48 1,48 1,42

3. Овощи и бахчевые 6,28 5,62 6,75 7,64 7,84 7,81

4. Фрукты и ягоды 5,91 5,43 6,75 7,85 7,94 8,26

5. Мясо и мясные продукты 28,28 29,46 32,75 30,54 30,30 29,22

6. Рыба и рыбные продукты 4,62 5,62 6,50 6,47 7,42 7,12

7. Молоко и молочные продукты 15,90 14,34 15,00 7,32 7,42 7,35

8. Сахар и кондитерские изделия 12,94 13,37 7,50 1,59 1,59 1,65

9. Яйца 3,14 2,71 2,00 18,77 17,69 18,37

10. Масла растительного и других жиров 3,14 3,29 2,50 1,59 1,59 1,57

Представленные данные в табл. 3 показывают относительно стабильную и невысокую динамику в расходах на мясные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи и фрукты, однако рост расходов на рыбу и рыбные продукты демонстрирует иную тенденцию.

Если проанализировать происходящие изменения за трёхлетний период с 2018 по 2020 гг. в расходах домашних хозяйств по федеральным округам, то здесь мы не видим больших расхождений. Расходы на рыбную продукцию находятся в диапазоне 7-9%. Это говорит о том, что рыбная продукция в рационе питания населения в различных регионах страны остаётся стабильной, и спрос на неё сохраняется в пределах покупательной способности (табл. 4).

Таблица 4. Расходы домашних хозяйств на рыбную продукцию по субъектам Российской Федерации (%, значение показателя за год)

Table 4. Household expenditures on fish products by constituent entities of the Russian Federation (%, value of the indicator for the year)

Субъект 2018 2019 2020

Дальневосточный федеральный округ 6,7 7,8 7,8

Приволжский федеральный округ 7,5 7,9 7,8

Северо-Западный федеральный округ 5,4 6,9 6,7

Северо-Кавказский федеральный округ 9,7 10,1 9,4

Сибирский федеральный округ 7,5 8,2 7,9

Уральский федеральный округ 6,9 7,9 8,0

Центральный федеральный округ 5,1 6,1 5,9

Южный федеральный округ (с 29.07.2016) 6,7 7,8 7,2

Российская Федерация 6,5 7,4 7,1

Уровень потребления рыбной продукции населением в значительной степени зависит не только от уровня цен на рынке, но и от сформировавшейся культуры её потребления. Так, в прибрежных районах уровень потребления выше, чем в регионах, удалённых от районов промысла водных биоресурсов.

Вместе с тем, следует отметить, что в СевероКавказском и Уральском регионах относительно высокий уровень расходов на рыбную продукцию может быть связан с ценовой конъюнктурой рыбной продукции на региональных рынках.

Методология обеспеченности внутреннего рынка России рыбной продукцией основана на применении показателя среднедушевого потребления рыбы и рыбопродуктов. В настоящее время при определении уровня потребления рыбной продукции населением Российской Федерации, согласно официальной методологии, этот показатель рассчитывается в весе сырца, в расчёт вошёл вес сырой целой рыбы с частями, неупотребляемыми в пищу. На практике переводной коэффициент принимается на уровне 0,3 к объёмам добычи.

Показатель среднедушевого потребления рыбы и рыбопродуктов рассчитывается на основе балансового метода с учётом потребления собственной продукции, так и объёмов импорта.

Одним из основных критериев эффективной деятельности рыбохозяйственного комплекса является рост добычи водных биоресурсов и доставка их до конечного потребителя. Введённые новые нормы потребления рыбной продукции до уровня 28 кг на человека потребуют корректировки государственных программ с применением мер таможенно-тарифной и налоговой политики для сбалансированности экспортных операций российскими рыбопромысловыми компаниями, для насыщения внутреннего рынка не-

Таблица 5. Расчёт потребления рыбной продукции населением Российской Федерации Table 5. Calculation of the consumption of fish products by the population of the Russian Federation

Наименование показателя Единица измерения Значение

Объем добычи (вылова) водных биоресурсов т 5 000 000,00

Объем производства (выращивания) товарной рыбы и других объектов промышленного рыбоводства т 320 000,00

Экспорт т 2 250 000,00

Импорт т 600 000,00

Ресурсы т 3 670 000,00

Население чел. 146 000 000,00

Потребление на душу населения (вес продукции) кг/чел. 28,00

Внутреннее потребление в натуральном измерении т 5 314 400,0

Дефицит в натуральном выражении в весе живой рыбы т 1 644 400,00

обходимыми ресурсами рыбной продукцией [Колон-чин и др., 2019].

На основе балансового принципа расчёта показателя потребления рыбы и рыбной продукции населением России можно рассчитать необходимый объём сырья в натуральном выражении для выполнения нормы потребления (табл. 5).

С учётом численности населения России (по официальным данным около 146 млн человек) и норме потребления в 28 кг объём внутреннего потребления в натуральном выражении должен быть на уровне 4,1 млн т.

При объёме добычи (вылова) водных биоресурсов в 5 млн т, экспорте 2,2 млн т, объёме производства товарной аквакультуры 320 тыс. т, импорте - 600 тыс. т и внесении изменений в норму потребления рыбной продукции 28 кг, образуется дефицит объёма продукции на внутреннем рынке в размере 418 тыс. т. При переводе полученного объёма в вес живой рыбы (вес сырца) объём увеличивается до 1,6 млн тонн.

Покрытие дефицита может осуществляться разными способами. Обеспечение необходимого объёма продукции на внутреннем рынке возможно за счёт увеличения добычи (вылова) водных биологических ресурсов в Мировом океане и в зонах юрисдикции иностранных государств в соответствии с распределением национальных квот. Так же, возобновление промысла антарктического криля в Антарктике увеличит объём добычи водных биоресурсов. В Стратегии развития рыбохозяй-ственного комплекса до 2030 года8 указано о необходимости наращивания объёмов добычи (вылова) тунца.

8 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 2798-р «Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации». Доступно через: https://docs.cntd.ru/document/563879849?marker=6580IP

В период с 2016 по 2021 гг. средний темп роста объёмов производства продукции товарной аквакультуры составил 13%. Наращивание объёмов производства аквакультуры является перспективным направлением обеспечения населения рыбной продукцией [Колончин и др., 2019].

Для решения поставленных задач необходим подход к вопросу насыщения внутреннего рынка качественной и доступной продукцией [Колончин и др., 2020].

Переход страны на рельсы рыночной экономики привёл к сокращению реальных доходов населения и росту уровня безработицы. Уровень бедности продолжает оставаться на высоком уровне, при этом число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляет 17-18%.

Сложная экономическая ситуация потребовала от органов государственной власти решать проблемы малоимущих категорий граждан, чтобы избежать социальной напряжённости в регионах страны. По поручению Президента России Правительством была разработана Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.2014 № 1215-р9) и утверждён План мероприятий по её реализации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.10.2014 № 2028-р10) [Серегин, 2016].

9 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 1215-р «Об утверждении Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации». Доступно через: https://docs.cntd.ru/document/420206166.

10 Распоряжение Правительства Российской Федерации от

11 октября 2014 г. № 2028-р «План мероприятий по реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации». Доступно через: https://rulaws.ru/ goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-11.10.2014-N-2028-r/

Таблица 6. Прогнозный баланс ресурсов рыбной продукции в Российской Федерации на период до 2030 г. (тыс. т) Table 6. Forecast balance of resources of fish products in the Russian Federation for the period up to 2030 (thousand tons)

2030 г.

Показатели 2017 г. 2020 г. 2025 г. Сценарии развития

I II

Рыбы 4 520,1 4 679,5 6 150,0 7 050,0 7 450,0

Беспозвоночные 421,6 295,3 497,0 515,0 545,0

Продукция аквакультуры 179,6 291,2 605,1 950,0 1,15

Импорт (рыбная продукция, беспозвоночные) 600,7 593,0 320,0 200,0 450,0

Ресурсы 5 721,3 5 859,0 7 572,1 8 715,0 9 295,0

Потребление 2 960,0 3 278,0 3 300,0 3 950,0 4 500,0

Экспорт рыба с учётом беспозвоночных 2 150,0 2 242,4 4 020,0 4 460,0 4 550,0

Остатки на конец года в промышленности и торговле, пр. нужды 611,3 632,5 252,1 305,0 245,0

Потребление рыбы на душу населения 18-20 21-22 23-25 25-28 28-30

Рис. 3. Целевой показатель Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса «Потребление рыбы и рыбопродуктов

в домашних хозяйствах РФ»,* кг в год

Fig. 3. Target indicator of the Strategy for the development of the fishery complex «Consumption of fish and fish products in the

households of the Russian Federation», kg per year * Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 2798-р «Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации». Доступно через:

https://docs.cntd.ru/document/563879849?marker=6580IP

Практика обеспечения бедных слоёв населения продовольствием существует во многих странах, в том числе и промышленно развитых. К примеру, в США расходы государственного бюджета на продовольственную помощь населению в 2015 г. составили примерно 114 млрд долл. США. Этим видом поддержки пользуются 56 млн человек, при этом только продовольственные талоны для малоимущих выдаются на сумму 76 млрд долл. США. В России этим видом помощи может быть охвачено более 30 млн человек.

К сожалению, этот важный государственный документ не был реализован ввиду дефицита бюджетных средств, однако к нему государству необходимо будет вернуться, чтобы избежать социальных конфликтов в нашем обществе [Колончин и др., 2020].

Другим подходом к обеспечению населения качественной и полезной рыбной продукцией является финансирование расходов на приобретение продук-

тов питания государственных учреждений социальной защиты населения и образования. Рыба, приобретаемая в этих целях государством, должна быть качественной и вкусной, с применением современных технологий производства продукции, что позволит заложить основу для формирования пищевой привычки потребления рыбной продукции, начиная со школьного возраста.

С учётом сложившейся структуры добычи водных биоресурсов для покрытия дополнительных объёмов для доведения потребления до 28 кг, очевидно, будут использоваться морепродукты невысокого ценового сегмента - тресковые виды рыб, сельдь, лососи, скумбрия и ряд других. Если с дополнительными ресурсами всё понятно, то вопросы поставки рыбной продукции из рыбохозяйственных бассейнов, логистика требуют детальной проработки и проведения расчётов конечной стоимости рыбной продукции для до-

машних хозяйств. Северный рыбохозяйственный бассейн расположен территориально ближе к основным потребителям, и стоимость доставки здесь намного ниже, чем с Дальнего востока. Здесь и ресурсов недостаточно для решения данного вопроса, тем более что из этого региона также осуществляется экспорт рыбной продукции. В условиях рыночной экономики хозяйствующим субъектам предоставлены широкие полномочия для сбыта своей продукции и государство не вправе вмешиваться в их хозяйственную деятельность. Однако мы рассматриваем проблему, которая затрагивает общественные интересы, и в арсенале государства имеется большой набор мер для регулирования вопросов экспортно-импортной политики, фискальных мер государства, мер государственной поддержки бизнеса для обеспечения внутреннего рынка рыбной продукцией в необходимых объёмах [Колончин и др., 2021].

Рассматриваемые вопросы не простые, требующие средств бюджетной поддержки и их быстро решить, по всей видимости, не получится, но разработка комплекса мер на государственном уровне с привлечением органов государственной власти регионов и представителей бизнеса обеспечит достижения поставленной цели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный этап развития нутрициологии открывает новые возможности для укрепления здоровья и продления экономически активного образа жизни всех социальных слоёв нашего общества за счёт поставки на продовольственный рынок большого ассортимента продуктов здорового питания функционального и специального назначения, органической продукции. В эту номенклатуру пищевой продукции входят и продукты, выработанные из водных биологических ресурсов, которые пользуются стабильным спросом практически во всех регионах страны. Важную роль для обеспечения здорового питания среди населения играет государство, которое должно, в том числе, в средствах массовой информации проводить социальную рекламу о потребностях и пользе тех или иных продуктов питания в целях укрепления здоровья человека. И в этом плане особенно важно популяризировать продукцию из водных биологических ресурсов, без которой невозможно обеспечить сбалансированный рацион питания как взрослого, так и детского населения нашей страны. Рассматриваемая нами проблема о возможном увеличении потреблении рыбы до 28 кг в год на человека имеет два измерения и несколько вариантов её решения. Если рассматривать вопрос об объёмах необхо-

димых ресурсов для решения данной задачи, то они, несомненно, есть и значительно превышают потребности внутреннего рынка, о чём мы уже выше говорили. Достаточен и ассортимент рыбной продукции для удовлетворения потребительских предпочтений различных групп населения. С экономической точки зрения, таким образом, обеспечена в полном объёме физическая доступность этих видов пищевой продукции для всех социально-демографических слоёв общества. Вторая сторона данного вопроса заключается в том, как обеспечить экономическую доступность -этот вопрос более сложный и требует корректировки проведения социально-экономической политики государства с целью повышения общего благосостояния всего населения России и снижения уровня бедности. Повышение темпов роста экономики народного хозяйства до уровня выше 5-6% позволит решить рассматриваемую нами проблему, а эта задача высшим руководством страны поставлена и, несомненно, будет достигнута.

Смена подходов и ориентиров в реализации государственной политики здорового питания, направленная и на расширение ассортимента товаров из рыбы и морепродуктов, продвижение на внутреннем рынке и взаимодействие с наукой по расширению номенклатуры вырабатываемой продукции, обеспечит в обозримой перспективе не только достижение установленной нормы, но и превышение её.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Соблюдение этических норм

Все применимые этические нормы соблюдены. Финансирование

Работа выполнена в рамках научных исследований по Теме 22 «Разработка механизмов и мер государственного регулирования (воздействия) стабилизации и развития внутреннего рынка и экспорта рыбных товаров» Государственного задания на 2022 год.

ЛИТЕРАТУРА

Колончин К.В, Бетин О.И, Волошин Г.А., Горбунова М.А. 2021. Мониторинг цен на рыбу мороженую на внутреннем рынке. Анализ динамики, определение факторов изменения // Вопросы рыболовства. Т. 22. № 3. С. 97-110. Колончин К.В, Бетин О.И., Волошин Г.А., Горбунова М.А. 2021. Анализ цен рыбной продукции на внутрироссийском рынке // Труды ВНИРО. Т. 185. С. 113-119. Колончин К. В., Серегин С. Н., Сысоев Г. В. 2019. Ресурсный и научно-технический потенциал в динамике экономи-

ческого роста продовольственного комплекса России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 8. С. 21-34.

Колончин К.В., Серегин С.Н, Сысоев Г.В. 2020. Пищевой комплекс России - 2019 год: результаты и задачи предстоящего периода в новых условиях развития. Пищевая пром-ть № 9. С. 34-40.

Колончин К.В, Серегин С.Н., Сысоев ГВ. 2021. Новая модель социального развития и экономика природосбереже-ния - основной вектор аграрной политики // Пищевая пром-ть. № 12. С. 38-50.

Сандракова И.В., Резниченко И.Ю. 2019. Исследование потребителей продуктов здорового питания // Практический маркетинг. № 12 (274). С. 22-27.

Серегин С.Н. 2016. Внутренняя продовольственная помощь -региональный аспект реализации социального проекта // Пищевая промышленность. № 8. С. 32-35.

REFERENCES

Kolonchin K.V., Betin O.I, Voloshin G.A, Gorbunova M. A. 2021. Monitoring of prices for frozen fish in the domestic market. Analysis of dynamics, determination of factors of change // Fishing Issues. T. 22. № 3. S. 97-110.

Kolonchin K.V., Betin O.I, Voloshin G.A, Gorbunova M. A. 2021. Analysis of the prices of fish products in the domestic market// Proceedings of VNIRO. T. 185. S. 113-119.

Kolonchin K. V., Seregin S. N., Sysoev G. V. 2019. Resource and scientific and technical potential in the dynamics of economic growth of the food complex in Russia // Economics of agricultural and processing enterprises. № 8. S. 21-34.

Kolonchin K. V, Seregin S.N., Sysoev G. V. 2020. Food complex of Russia-2019: results and tasks of the upcoming period in the new conditions of development. Food Industry. № 9. S. 34-40.

Kolonchin K. V., Seregin S.N., Sysoev G. V. 2021. A new model of social development and environmental economics - the main vector of agrarian policy // Food industry. № 12. S. 38-50.

Sandrakova I. V., Reznichenko I. Y. 2019. A study of healthy food consumers // Practical Marketing. N. 12 (274). pp. 22-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Seregin S.N. 2016. Domestic food assistance - a regional aspect of the implementation of a social project // Food industry. № 8. S. 32-35.

Поступила в редакцию 04.04.2022 г.

Принята после рецензии 20.04.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.