Научная статья на тему 'Возможные экономические и социальные последствия предполагаемых изменений закона Иркутской области "о налоге на имущество организаций" для среднего и малого бизнеса региона. Часть 6'

Возможные экономические и социальные последствия предполагаемых изменений закона Иркутской области "о налоге на имущество организаций" для среднего и малого бизнеса региона. Часть 6 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ЭКОНОМИКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ / НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / PARTIES OF MEDIUM AND SMALL BUSINESS / ECONOMY OF IRKUTSK REGION / PROPERTY TAX / CADASTRAL VALUE / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гун Ше Сон, Галяутдинов Ильдус Ильясович, Конюхов Владимир Юрьевич

Цель исследования прогнозирование экономических и социальных последствий принятых изменений закона Иркутской области «О налоге на имущество организаций» для среднего и малого бизнеса региона, так как проблема содержания коммерческой недвижимости по-прежнему является одной из наиболее актуальных в экономической сфере Иркутской области. В работе применялись методы системного, комплексного, функционального, статистического, структурного и сравнительного анализов, получения экспертных и статистических прогнозов. Изучена проблема влияния налогообложения коммерческой недвижимости на развитие среднего и малого бизнеса Иркутской области, рассмотрены возможные варианты последствий введения этого налога в зависимости от его величины. Показано, что принятие закона «О налоге на имущество организаций» не было ни экономически обоснованным, ни просчитанным по социальным последствиям правительством Иркутской области: то или иное решение, принятое им, априори не в состоянии спрогнозировать последствия собственных решений, так как правительство Иркутской области не владеет реальными характеристиками того объекта, на который направлены их решения. Введение налога приведет в 2020 г. к уменьшению количества субъектов среднего и малого бизнеса в экономике региона, увеличению числа безработных, к росту теневой экономики. За первой волной осмысления негативных последствий введения данного налога на фоне роста иных сборов, например, за переработку твердых коммунальных отходов, стартовавших одновременно с обсуждаемым налогом с 1 января 2019 года, последуют другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гун Ше Сон, Галяутдинов Ильдус Ильясович, Конюхов Владимир Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential economic and social consequences of the proposed changes in the "On assets tax" law of the Irkutsk Oblast for medium and small business enterprises of the region. Part Six

The study is devoted to forecasting the economic and social consequences of the adopted changes in the "On assets tax" law of the Irkutsk Oblast for small and medium business enterprises, since the problem of maintaining commercial real estate remains one of the topical issues in the economic field of the Irkutsk Oblast. The methods of system, complex, functional, statistical and comparative analyses, as well as the study of expert and statistical forecasting, were applied. The impact of commercial real estate taxation on the development of small and medium-sized business in the Irkutsk Oblast was studied. Possible consequences of the introduction of this tax in dependence on its size were assessed. It was established that the adoption of the law "On assets tax" was not economically feasible. Moreover, the social consequences of such a measure were not taken into account by the government of the Irkutsk Oblast. At the moment, the government of the Irkutsk region appears to be a priori unable to predict the consequences of any introduced changes due to the lack of knowledge about the real characteristics of objects, at which these changes are aimed. Thus, the introduction of the tax in question in 2020 will lead to a decrease in the number of small and medium companies in the regional economy, an increase in the number of the unemployed and the growth of the shadow economy. The first wave of such negative consequences, in the context of levying other fees (e.g., those on processing of solid waste, which was also in January 1, 2019), will be definitely followed by others.

Текст научной работы на тему «Возможные экономические и социальные последствия предполагаемых изменений закона Иркутской области "о налоге на имущество организаций" для среднего и малого бизнеса региона. Часть 6»

Оригинальная статья / Original article УДК 338.124.4

DOI: https://d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2019-4-680-693

Возможные экономические и социальные последствия предполагаемых изменений закона Иркутской области «О налоге на имущество организаций» для среднего и малого бизнеса региона. Часть 6

© Ше Сон Гуна, И.И. Галяутдиновь, В.Ю. Конюховс

aHankook Infra Solution Co. Ltd., г. Ансан, провинция Кёнги-до, Республика Корея ^Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Резюме: Цель исследования - прогнозирование экономических и социальных последствий принятых изменений закона Иркутской области «О налоге на имущество организаций» для среднего и малого бизнеса региона, так как проблема содержания коммерческой недвижимости по-прежнему является одной из наиболее актуальных в экономической сфере Иркутской области. В работе применялись методы системного, комплексного, функционального, статистического, структурного и сравнительного анализов, получения экспертных и статистических прогнозов. Изучена проблема влияния налогообложения коммерческой недвижимости на развитие среднего и малого бизнеса Иркутской области, рассмотрены возможные варианты последствий введения этого налога в зависимости от его величины. Показано, что принятие закона «О налоге на имущество организаций» не было ни экономически обоснованным, ни просчитанным по социальным последствиям правительством Иркутской области: то или иное решение, принятое им, априори не в состоянии спрогнозировать последствия собственных решений, так как правительство Иркутской области не владеет реальными характеристиками того объекта, на который направлены их решения. Введение налога приведет в 2020 г. к уменьшению количества субъектов среднего и малого бизнеса в экономике региона, увеличению числа безработных, к росту теневой экономики. За первой волной осмысления негативных последствий введения данного налога на фоне роста иных сборов, например, за переработку твердых коммунальных отходов, стартовавших одновременно с обсуждаемым налогом с 1 января 2019 года, последуют другие.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего бизнеса, экономика Иркутской области, налог на недвижимость, кадастровая стоимость, предпринимательская активность

Информация о статье: Дата поступления 12 сентября 2019 г.; дата принятия к печати 10 октября 2019 г.; дата онлайн-размещения 31 декабря 2019 г.

Для цитирования: Ше Сон Гун, Галяутдинов И.И., Конюхов В.Ю. Возможные экономические и социальные последствия предполагаемых изменений в закон Иркутской области «О налоге на имущество организаций» для среднего и малого бизнеса региона. Часть 6. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2019;9(4):680-693. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2019-4-680-693

Potential economic and social consequences of the proposed changes in the "On assets tax" law of the Irkutsk Oblast for medium and small business enterprises of the region. Part Six

She Son Gun, Ildus I. Galyautdinov, Vladimir Yu. Konyukhov

Hankook Infra Solution Co. Ltd, Ansan, province Kengi-do, Republic of Korea Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia

Abstract: The study is devoted to forecasting the economic and social consequences of the adopted changes in the "On assets tax" law of the Irkutsk Oblast for small and medium business enterprises, since the problem of maintaining commercial real estate remains one of the topical issues in the economic field of the Irkutsk Oblast. The methods of system, complex, functional, statistical and comparative analyses, as well as the study of expert and statistical forecasting, were applied. The impact of commercial real estate taxation on the development of small and medium-sized business in the Irkutsk Oblast was studied. Possible consequences of the introduction of this tax in dependence on its size were assessed. It was established that the adoption of the law "On assets tax" was not economically feasible. Moreover, the social consequences of such a measure were not taken into account by the government of the Irkutsk Oblast. At the moment, the

Том 9 № 4 2019

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 680-693 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 4 2019 _pp. 680-693

ISSN 2227-2917

government of the Irkutsk region appears to be a priori unable to predict the consequences of any introduced changes due to the lack of knowledge about the real characteristics of objects, at which these changes are aimed. Thus, the introduction of the tax in question in 2020 will lead to a decrease in the number of small and medium companies in the regional economy, an increase in the number of the unemployed and the growth of the shadow economy. The first wave of such negative consequences, in the context of levying other fees (e.g., those on processing of solid waste, which was also in January 1, 2019), will be definitely followed by others.

Keywords: parties of medium and small business, economy of Irkutsk region, property tax, cadastral value, entrepreneurial activity

Information about the article: Received September 12, 2019; accepted for publication October 10, 2019; avail-able online December 31, 2019.

For citation: She Son Gun, Galyautdinov II, Konyukhov VYu. Potential economic and social consequences of the proposed changes in the "On assets tax" law of the Irkutsk Oblast for medium and small business enterprises of the region. Part Six. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2019;9(4):680-693. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2019-4-680-693

Введение

Продолжая разговор о возможных экономических и социальных последствиях предполагаемых изменений закона Иркутской области «О налоге на имущество организаций» (ОЗ) для среднего и малого бизнеса региона, приходится констатировать тот факт, что все прогнозы авторов, изложенные в предыдущих частях настоящей работы, к сожалению, сбываются [1-3].

Почему «к сожалению»? Потому что все прогнозы применительно к развитию среднего и малого бизнеса региона были негативного характера. Подтверждением этому служит следующий социально-экономический фон анализируемых показателей.

Экономика России по показателю ВВП в первом квартале 2019 г. выросла на 0,5% в годовом измерении. Это ниже всех официальных прогнозов (Министерство экономического развития РФ ожидало прибавку в 0,8%, Центральный банк РФ - в 1,0-1,5%). И эти результаты гораздо хуже, чем показатели 2018 г., когда ВВП вырос на 1,9% годовых (в целом по году - 2,3%).

А что в Иркутской области на этом фоне с самочувствием субъектов малого и среднего бизнеса (СМСБ) региона?

В Иркутской области на начало 2019 г. зарегистрировано 177 средних предприятий, более 38 тыс. малых предприятий (91% из них - микропредприятия); 34% из них - сфера торговли, 125 - строительство, 8% - транспортировка и хранение, 8% - операции с недвижимостью, профессиональная, научная и техническая деятельность, 7% - обрабатывающие производства.

Так вот, доля убыточных предприятий: средние - 79,5%; малые - 80,2%; мик-

ропредприятия - 82,6%, т.е. почти все СМСБ поголовно становятся убыточными, не выдерживая падения покупательной способности населения и возрастающего налогового давления на бизнес.

Средняя зарплата на малых предприятиях Иркутской области - 28 тыс. руб., что почти на треть ниже средней зарплаты по региону.

По данным Института экономики роста им. П.А. Столыпина налоги на российский бизнес за последние 10 лет выросли в 2,6 раза, за исключением сырьевого сектора - здесь показатель роста равен 2,2 раза.

Больше всего налоговая нагрузка увеличилась в торговле - в 4 раза, что повлекло за собой уменьшение предприятий в этом секторе экономики на 30%.

Такая налоговая политика создает условия для ведения бизнеса заметно худшими по сравнению с другими странами (рис. 1).

В предыдущих частях мы уже говорили о том, что введенный ОЗ ударит, в первую очередь, именно по мелким объектам коммерческой недвижимости СМСБ в сфере торговли, не потревожив крупных игроков - сетевых ритейлеров.

При этом ОЗ не предусматривается какая-либо преференция для социально значимых торговых точек, работающих на повышение интеллектуального и культурного наследия нашей страны; а у нас и без того в этом плане все печально: так, к примеру, в России с населением 146,8 млн чел. функционирует всего 1 тыс. книжных магазинов, а в Японии, где населения на 20 млн меньше, книжных магазинов насчитывается 10 тыс. (в десять раз больше!).

Том 9 № 4 2019 ISSN 2227-2917

Южная Америка

Россия

17

16.4

52.3

8.8 36.1

Африка

18.2 15.1 13.8 1

2.5 47.4 47.1

22

16.3

Центральная Америка Мир в среднем Европа

12.4

Северная Америка

19.2

Азиатско-Тихоокеанский регион

17.6

Восточная Европа и Центральная Азия

12.7

Ближний Восток

9.2

Налоги на прибыль

Налоги на труд Прочие налоги

Рис. 1. Показатели налоговой нагрузки на бизнес (структура общей ставки налогов, %) Fig. 1. Indicators of tax burden on business (structure of the General tax rate, %)

Финансовые власти Российской Федерации докладывают об эффективности процесса обеления экономики. Центральный банк сообщает о значительном уменьшении теневого оборота, проходящего по счетам населения, а Федеральная налоговая служба отчитывается о росте эффективности сбора налогов. С позиции простой констатации фактов - все хорошо.

Однако у данного процесса есть и обратная сторона. Наравне с пополнением бюджета дополнительными средствами, избавление от серых зарплат является фактором снижения реальных доходов населения.

Особое внимание уделяется обелению теневых зарплат, при этом налоговая нагрузка на население увеличивается. Важно напомнить, что ставка налога на труд у нас не 13% (налог на доходы физических лиц - НДФЛ), а 36,1%. Помимо уплаты НДФЛ работодатель осуществляет еще и отчисления во все социальные и страховые фонды. Это является одной из самых высоких ставок в мире, тогда как средним по миру показатель достигает 16%.

Вывод из тени сдерживает развитие экономики - в этом сходится большинство экспертов. В первую очередь, это изменение правил работы для бизнеса, во вторых - это дополнительная налоговая нагрузка на население, что, соответственно, вызывает снижение потребительского спроса и падение темпов роста экономики.

Важно понимать, что теневая экономика не всегда плохое явление. Некоторые нелегальные схемы действительно теперь нельзя провести. Повысилась собираемость НДС за счет введения онлайн-касс. Но коснулось ли это введение действительно криминальных денег?

Кроме того, Правительством предлагается уже к 2021 г. отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД), что ударит по СМСБ. По подсчетам экспертов, такое решение может ударить по более миллиону индивидуальных предпринимателей, которые просто закроются и экономическая ситуация катастрофически ухудшится.

Для смягчения этих последствий общественная организация малого бизнеса России «Опора России» предлагает:

1. Возможность применения патента (документа, дающего право заниматься предпринимательской деятельностью после уплаты фиксированного сбора и освобождающего тем самым от уплаты других налогов на год) должна быть реализована в отношении всех видов деятельности, предусмотренных сейчас для ЕНВД.

2. Производить вычет страховых взносов из суммы налога на патент, как это предусмотрено сейчас для ЕНВД.

3. В 2020 г. эксперимент по налогу на профессиональный доход может быть распро-

ISSN 2227-2917 Том 9 № 4 2019 coo (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 680-693 682 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 4 2019 _(online)_pp. 680-693

странен на любой регион России по его желанию.

4. Для упрощенной системы налогообложения (УСН) повысить действующий порог до 300 млн руб. в год с сохранением действующих налоговых ставок.

5. В 2 раза повысить порог по остаточной стоимости ОС, позволяющих применять этот режим (до 200 млн руб.).

6. На налог на имущество предприятий нужно установить минимальный размер площади помещения, не облагаемого налогом на имущество от кадастровой стоимости. Площадь такого помещения может быть не менее 500 м2. Также предлагается снижение предельного размера налоговой ставки по этому налогу.

7. Критерии принадлежности хозяйствующих субъектов к МСП должны быть изменены. Численность работников увеличена с 250 до 500 чел., а годовой доход - с 2 млрд руб. до 4 млрд руб.

Как видим из этих предложений, аргументация авторов настоящей работы нашла свое подтверждение в шестом пункте предложений, подтвердив тем самым правильность приведенных ранее расчетов, но уже применительно не только к Иркутской области, но и всей России.

Число плановых и внеплановых проверок бизнеса в 2019 г. резко возросло - их стало больше на 30%, пишет «Коммерсант» со ссылкой на Институт практического право применения Европейского университета. В докла-

де говорится, что лидерами «реванша» выступают МЧС и Роспотребнадзор.

Каждая третья российская компания показывает убыток, при этом в России насчитывается 16 регионов, в которых доля убыточных предприятий превышает 40%, сообщается в исследовании международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.

В числе регионов-аутсайдеров, где сильнее всего растет доля убыточных компаний за полугодие, - Республика Алтай. По данным исследования, к июню 2019 г. она составила в регионе 28,3%, в июне прошлого года доля убыточных фирм была 22,6%. В Омской области за этот период доля убыточных компаний увеличилась с 29,8% до 32,7% от общего числа предприятий в регионе. В Иркутской области - с 30,8% до 33,2% компаний. В Томской области доля убыточных предприятий увеличилась с 35,7% до 36,6%. В Хакасии прирост убыточных предприятий был сравнительно небольшим - 0,9%, однако доля убыточных компании в регионе на июнь 2019 г. достигла 42,9%.

За последние 12 мес. из-за экономического кризиса в России закрылись 668 тыс. предприятий - об этом сообщило Минэкономразвития РФ.

В целом динамика изменения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) в экономике России за последние семь лет выглядит не радужным образом (рис. 2).

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

4.54 МЛН 4,61 МЛН 4,66 МЛН '.82 МЛН 4 56 млн

■■■■■■TT

oi.oi.zoi3 oi.ai.zou 01.01,2015 oi.oi.zoi6 ai.oi.zoi? 01.012018 ai.oi.zoi? oi.id.zoi?

4,02 МЛН

3.64 МЛН 3.73 МЛН 3.85 МЛН

3.98 МЛН 4,06 МЛН

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА

3.51 МЛН 3.55 МЛН _ _

MIIIIII

01.01.2013 01.01.20U 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019 01.10.2019

Рис. 2. Динамика количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в экономике России за последние семь (2013-2019 гг.) (Источник: ФНС РФ) Fig. 2. Dynamics of the number of legal entities and individual entrepreneurs in the Russian economy within the last seven years (2013-2019) (Source: Federal tax service of the Russian Federation)

Том 9 № 4 2019 ISSN 2227-2917

Здесь необходимо прокомментировать некоторый видимый на рисунке рост числа ИП, чтобы он не порождал неоправданного оптимизма. По мнению авторов, этот рост обусловлен лишь тем обстоятельством, что ряд ИП, с целью облегчить для себя налоговое бремя по фонду заработанной платы под давлением процесса обеления экономики, о чем было уже упомянуто в настоящей работе, понуждают своих наемных работников регистрировать ИП, выводя их за штат своего предприятия, но, понятно, по факту такой ИП не становится субъектом самостоятельной коммерческой деятельности, но в статистике учитывается именно таковым.

За последние пять лет со средними темпами роста 0,4% в год Россия в 7,5 раз отстала от мировой экономики, прибавившей 15%, в 6 раз - от американской (+12% за 5 лет) и почти в 20 раз - от китайской, рост которой составил 39,4%.

Структура экономики также стремительно деградирует, усиливая сырьевой крен. Несмотря на резкое падение цен на нефть, добыча полезных ископаемых за 5 лет выросла на 12,6%, сектор транспорта, перевозящий минеральное сырье за рубеж, - на 10%, финансовый сектор, обслуживающий потоки сырьевой ренты - на 13,6%.

При этом торговля снизилась на 13%, сектор коммунальных услуг - на 15%, малый бизнес домашних хозяйств - на 9%, а объемы высококвалифицированных услуг, в том числе научных исследований, - на 3,5%.

Отметим особо, что в Иркутской области налоговое давление на малый бизнес системно растет и будет расти еще пять ближайших лет (это только по одному налогу на недвижимость в соответствие с ОЗ), растет платеж за обработку твердых коммунальных отходов (ТКО) и т.д.

В качестве главных факторов, тормозящих развитие предприятий, в Минэкономразвития РФ назвали повышение НДС, окончание действия пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков ряда налогов и внедрение контрольно-кассовой техники. В министерстве прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации после отмены единого налога на вмененный доход.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассуждая о влиянии налога на коммерческую недвижимость, собственниками которой являются СМСБ, авторами неоднократно приводились доказательства необоснованности и несвоевременности высоких ставок вследствие снижающейся покупательной способности населения. Подтверждением продолжающегося процесса снижения покупательской способности являются, в частности, результаты исследований группы «Петромаркет» (исследовательская группа

ISSN 2227-2917

«Петромаркет» - информационная и консалтинговая компания по исследованию нефтегазовых рынков России и стран СНГ, основана в 2002 г.), спрос на бензин в 2019 г. упал на 1%, что стало рекордом за последние четыре года.

Специалисты связывают падение со снижением потребительской активности, а также переходом автовладельцев на более дешевый газ.

Согласно результатам опроса ВЦИОМа, проведенного в сентябре 2019 г., 47% опрошенных водителей рассматривают возможность реже использовать автомобиль из-за дорогого бензина.

Росстат вместе с этим сообщил о росте доли семей, чьих доходов хватает только на еду и одежду - она увеличилась в 2019 г. до 49,4%.

Доля семей, сообщивших, что у них нет финансовой возможности приобретать товары длительного пользования, а денег хватает только на еду и одежду, растет в текущем 2019 г. уже два квартала подряд, как в поквартальном, так и в годовом выражении.

Таким образом, применяя методы статистического, структурного и сравнительного анализов, мы из приведенных данных получаем прямое подтверждение справедливости статистических прогнозов, приводимых авторами настоящей статьи, говорящих о неизбежном снижении СМСБ в Иркутской области по мере увеличения налогового давления через обсуждаемый ОЗ.

К тому же уместно отметить, что и без того за последние 20 лет доля граждан России, которые отрицают готовность создать собственное дело, существенно выросла. Большинство предпочитают стабильную зарплату, чем ожесточенную конкуренцию и бизнес-бюрократию.

Доля россиян, которые категорически не хотят создавать свой бизнес, составила 57,6% - это рекордный уровень за последние 18 лет, говорится в опросе специалистов РАНХиГС. Твердо намерены создать свое дело в ближайшем будущем всего 4,3% респондентов, еще 26% готовы на это пойти, но с оговоркой: «Нет таких возможностей», либо в отдаленной перспективе, что, по мнению социологов, говорит о маловероятном воплощении проекта.

С 2001 г., когда был проведен первый подобный опрос, доля граждан, категорически отрицающих желание создать свое дело, выросла на 13,9 п.п. Чаще всего создать свое дело стремятся мужчины в возрасте от 18 до 24 лет, причем с увеличением возраста интерес к предпринимательству снижается. Тягу к своему делу испытывают, как правило, работники с высоким материальным статусом,

Том 9 № 4 2019

с. 680-693 Уо1. 9 N0. 4 2019 рр. 680-693_

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

живущие в столичных, краевых и областных центрах.

Пополнить ряды предпринимателей могут самозанятые, у которых уже есть опыт организации своего дела - у них больше выражены «предпринимательские намерения». Если 61,7% наемных сотрудников говорят, что не хотят открывать свое дело, предпочитая работать за стабильную зарплату: среди самозанятых таких всего 34,4%, а наладить свой бизнес в недалеком будущем намерены 9,8% из них.

Россияне опасаются открывать бизнес, прежде всего, из-за финансовых трудностей. Так, 56,3% опрошенных указывают на отсутствие стартового капитала и поддержки инвесторов, 47,1% ссылаются на высокую налоговую нагрузку. 30,9% опрошенных боятся бюрократической волокиты, 30,3% - конкуренции со стороны других предпринимателей, еще 30% - нехватки необходимых знаний и опыта.

Центр социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС провел в мае 2019 г. опрос 1215 жителей 27 регионов об отношении к возможности открыть свое дело. По сравнению с 2001 г. доля нежелающих заниматься бизнесом заметно выросла - с 43,7 до 57,6%, а доля тех, кто намерен заняться предпринимательством в ближайшее время, увеличи-

лась лишь в рамках статпогрешности - с 2,9 до 4,3%. Доля нежелающих вести собственное дело почти вдвое - до 50,3% - выросла среди молодежи 25-29 лет и в 1,5 раза - до 55,3% - у 30-39-летних, т.е. у людей тех возрастов, в которых энергия сочетается со знаниями и накопленным опытом работы. Результаты исследования отражают накопившийся за последние годы скептицизм россиян в вопросе шансов на успех собственного дела при неблагоприятном бизнес-климате последних лет.

Для многих очевидно, что открытие собственного дела в перспективе грозит открытием дела уголовного и утратой вложенных средств, собственности и даже лишением свободы. Главными препятствиями для бизнеса большинство респондентов называют отсутствие средств и высокие налоги, но если в 2001 г. 3-е место среди барьеров занимал рэкет преступников, то теперь - трудность получения разрешений и сертификатов, т.е. рэкет бюрократии. Сыграла свою роль и государственная политика, подпитывающая патерналистские настроения и надежду на материальную помощь власти: в 2008-2018 гг., по данным Росстата, доля социальных выплат в доходах россиян выросла с 13,2 до 19,4%, а от поступлений от бизнеса снизилась с 10,2 до 7,5%, от собственности -с 6,2 до 4,9%.

Рис. 3. Динамика изменения желания россиян организовать собственный бизнес в экономике России за последние 18 лет (2001-2019 гг.) (Источник: РАНХиГС) Fig. 3. Dynamics of change in the desire of Russians to organize their own business in the Russian economy within the last 18 years (2001-2019) (Source: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration)

В первом полугодии 2019 г. реальные располагаемые денежные доходы россиян снизились на 1,3%.

Реальные доходы россиян падают шестой год подряд. Число граждан РФ, живущих за чертой бедности, в первом квартале 2019 г. достигло 21 млн (14,3% от общего числа населения). Это на 500 тыс. чел. больше по сравнению с тем же периодом го-

дичной давности. Об этом сообщили в Рос-стате.

Результаты исследования Высшей школы экономики (ВШЭ) 2019 г. показали, что сокращающийся из-за кризиса российский средний класс недоволен экономической несправедливостью в России «точно так же, как и малообеспеченные группы населения». Согласно представленным результатам исследования, за 30 лет доля доходов 80% насе-

Том 9 № 4 2019 ISSN 2227-2917

ления сократились примерно на 21%. При этом доля доходов группы наименее обеспеченных россиян снизилась за этот период почти вдвое.

Как отмечается в исследовании, традиционным критериям среднего класса -уровню доходов, образования, профессионального и социального положения - в России соответствует очень малочисленная группа (около 7-8% жителей). И доходы этой группы населения продолжают снижаться.

Сбербанк изучил малый и средний бизнес в России - в рамках проекта «Сбер-Данные» по обработке и анализу больших данных. Главные тезисы из исследования - в нашей подборке.

Четверть рабочих мест в России создана компаниями малого и среднего бизнеса. Это 18,3 млн рабочих мест.

Больше половины занятых в компаниях МСП сконцентрированы в 10 регионах. Более 20% - в Москве, в Санкт-Петербурге -8%.

Больше всего рабочих мест создано в сегменте торговли - 31,4%. Еще 14,5% - доля обрабатывающих производств и 9,7% -строительство. На сельское хозяйство приходится всего 4,3%.

Большая часть рабочих мест в секторе операций с недвижимостью приходится на МСП - 95,6%.

Сбербанк также посчитал, сколько людей работает в предприятиях МСП. В микроорганизациях в среднем 3 сотрудника, в малых компаниях - 27, а в средних - около 97. У индивидуальных предпринимателей сотрудников меньше. В малых компаниях -18, в средних - 59.

ИП редко становятся средним бизнесом. По данным ФНС, на 10 июня 2019 г. таких организаций в России было всего 316.

Банк также обнаружил, что компании МСП активно расширяют штат в первые 4-5 лет существования, далее рост замедляется. В компаниях, работающих 13 лет, в среднем 11 сотрудников. У ИП с таким же сроком существования - 3.

В среднем по стране число занятых в сегменте МСП составляет 155 на 1000 чел. в трудоспособном возрасте и старше. В г. Санкт-Петербурге и в г. Москве этот показатель выше - 244 и 227 чел. Меньше всего в Чеченской Республике и Республике Ингушетия: 15 занятых на 1000 чел.

В регионах, где развит малый и средний бизнес (предприниматели обеспечивают высокую долю рабочих мест), безработица ниже. Это может говорить о том, что задачи экономического роста и борьбы с безработицей эффективно решаются благодаря развитию МПС - пишут авторы исследования.

ISSN 2227-2917

686 (print)

686 ISSN 2500-1 _(online)

Доля занятых в МСП от общей численности занятого населения к 2030 г. должна составить 35%. Это цель Стратегии развития малого и среднего предпринимательства.

Зачем это банкам. Малый и средний бизнес - это существенный источник доходов для банков. По данным исследования Frank RG «Экосистемы услуг для МСБ», в 2018 г. предприниматели приобрели через банки небанковские услуги на 20-25 млрд руб. Развитие экосистем повышает транзакционную активность клиентов, а успешно выстроенная экосистема может повысить ROE банка на 3-6% в перспективе 5 лет.

Системный и статистический анализ показывает, что российская экономика сталкивается с демографической проблемой. За минувшие 12 мес. численность экономического активного населения в стране снизилась на 1 064 тыс. чел. - так говорится в оперативной оценке Росстата. Столь резкого сокращения трудовых ресурсов в России в этом веке еще не наблюдалось. Ежемесячно экономика теряет в среднем по 80-90 тыс. рабочих рук - следует из данных Росстата.

Казалось бы, экономика должна испытывать нехватку рабочих рук - но этого не происходит по определенным причинам: численность занятых в экономике также резко падает - на 908 тыс. чел. за минувший год. Это максимальные темпы с 2013 г., но они все же медленнее, чем скорость, с которой тает экономически активное население. Разницу в 156 тыс. чел. за год Росстат записывает как сокращение безработицы. Но фактически уровень безработицы в России не меняется.

Просто надо понимать, что низкая планка показателя безработицы - это, прежде всего, результат огромного количества рабочих мест с неполной занятостью, а значит, с пониженным уровнем оплаты труда. Обычно это нерентабельные производства и градообразующие предприятия, морально и физически устаревшие, но не подлежащие закрытию из-за потребности в сохранении рабочих мест хоть в каком-нибудь виде. Люди формально заняты, трудоустроены, получают какую-то зарплату. Но на практике они вынуждены искать дополнительный заработок, в основном теневой.

Тревожно выглядит и то, что, хотя трудовые ресурсы сокращаются, потребность предприятий в новых сотрудниках практически не растет. А это всегда является индикатором экономического спада.

За последние шесть лет население Приангарья в целом сократилось на 19 тыс. чел. - это больше, чем население Бодайбо, а значит, можно говорить, что мы потеряли население целого города. Если же взять более

Том 9 № 4 2019

с. 680-693 Vol. 9 No. 4 2019 pp. 680-693_

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

длинный горизонт ретроспективного анализа, то картина будет еще более удручающей: с 1993 по 2016 гг. население Иркутской области сократилось на 459 200 чел. - это уже чуть ли ни весь областной центр.

Аргументы авторов этой работы о снижении не только инвестиционной привлекательности региона при увеличивающейся налоговой нагрузке на малый бизнес, но и снижении интереса региона вообще просто как места жительства при таком руководстве экономикой остаются без комментариев со стороны правительства.

Между тем, комплексный, функциональный и структурный анализы, показывают, что в Иркутской области проживает 435,8 тысячи человек в возрасте от 16 до 29 лет - это составляет 18% от общего числа жителей региона. По сравнению с 2010 г. число молодежи сократилось на 134 тыс. чел. или на 23%.

Статистики называют основными факторами этого сокращения спад рождаемости в 1990-е годы и миграционную убыль. Так, число студентов в государственных вузах Иркутской области за семь лет уменьшилось в 1,9 раза.

К сожалению, статистики не комментируют причины миграционной убыли молодежи, а ведь основной причиной является отсутствие перспектив самореализации, получения достойных доходов, способствующих созданию независимой от родительской поддержки молодой семьи. Самореализация не возможна без условий для развития малого и среднего бизнеса; и эти условия правительство Иркутской области, действуя, как слон в посудной лавке, не только не создает, но дополнительно разрушает, не просчитывая последствия принимаемых решений в чуть отдаленной перспективе.

Так кто же из молодых жителей станет новым, свежим предприимчивым человеком при таком, с позволения сказать, диалоге правительства Иркутской области с предпринимательским сообществом, какой ведется по обсуждаемой теме - ведется по принципу разговора глухого со слепым?

Ответ в цифрах: число молодежи сократилось на 134 тыс. чел. или на 23%.

Учитывая текущую экономическую политику (жесткая налоговая политика и жесткая денежно-кредитная политика) и слабый эффект национальных проектов, техническая рецессия в экономике может быть зафиксирована уже в 2019 г., а не в 2021 г., как предсказывает Минэкономразвития.

В каких условиях будет работать СМСБ в 2020 г.?

Увы, налоговое давление будет все сильнее и сильнее... Вот лишь 10 фактов подтверждающих это утверждение.

Факт № 1: произойдет серьезное изменение в НК РФ.

В соответствии с Проектом Постановления Правительства РФ 29 мая 2019 г. № 4707п-П13 бизнесменов ждут 117 страниц не очень радостных изменений.

Факт № 2: ВС РФ намерен отменить сроки давности по налоговым преступлениям.

Это значит, что должников смогут преследовать по 10-20-30 лет.

Факт № 3: тотальный контроль над доходами и расходами всех граждан.

Слежка за бизнесом идет полным ходом: АСК НДС-2, СУР, банковский контроль и т.д. - любое нарушение закона может стать последним.

ФНС контролирует платежи физических лиц по банковским картам и электронным платежным системам (№ 173-ФЗ от 03.07.2019 года).

Факт № 4: за долги по налогам привлекают к субсидиарной ответственности.

Первые лица бизнеса, а также бухгалтерия и бенефициары могут попасть под субсидиарную ответственность за неуплату налогов (№ 266-ФЗ).

Контролирующим лицом должника могут назначить любого, кто, по мнению налоговиков, хоть как-то повлиял на неуплату налогов.

Факт № 5: получение наличных денег становится невыгодной и еще более опасной.

В некоторых регионах тарифы на вывод кэша перевалили за 20%. И они продолжают расти.

Благодаря программе АСК НДС-2 налоговики с легкостью выявляют разрывы по НДС и проверяют всех участников, вплоть до контрагентов 3-4 звена.

Факт № 6: ЦБ РФ усиливает борьбу с терроризмом.

Банки блокируют счета без суда и следствия на основании Методических рекомендаций № 4-МР, № 5-МР, № 18-МР, № 19-МР и т д.

Критериев, по которым банк может заблокировать расчетный счет, более двухсот. Кроме того, планируется внести еще ряд изменений в № 115-ФЗ.

Факт № 7: ФНС объявила борьбу с «конвертными» зарплатами.

В планах ФНС на 2020 г. проверять компании на наличие «конвертных» зарплат.

Факт № 8: дробление бизнеса под особым контролем налоговиков.

Том 9 № 4 2019 ISSN 2227-2917

Проверки по фактам незаконного дробления бизнеса в 2019 г. вышли на первое место.

Достаточно наличия 2-3 признаков взаимозависимости, чтобы объединить компании на спец режиме и доначислять налоги НДС и налог на прибыль.

Факт № 9: отмена ЕНВД.

С 1 января 2020 года, по сути, ЕНВД исчезнет. Также полностью поменяются правила применения патентной системы налогообложения.

Факт № 10: с 1 января 2020 г. ФНС убьет «серый» импорт.

Начинается масштабная маркировка абсолютно всех товаров, начиная от авторучек и заканчивая нижним бельем.

Об этом написано в Законопроекте № 720839-7, Постановлении Правительства № 814 от 26.06.2019 г. и № 790 от 22.06.2019 г.

В НК РФ появится новый термин «прослеживаемость»: налоговики будут отслеживать каждую единицу ввезенного товара.

Вот такой образовался фон, на котором мы постараемся разобраться в обоснованности расчетов правительства ИО при установлении максимальной ставки налогообложения на коммерческую недвижимость.

Материал и методы исследования

Материалами исследования в настоящей работе станут расчеты, аргументы и обоснование правительства ИО в защиту максимально возможной налоговой ставки в размере 2,0% от кадастровой стоимости на коммерческую недвижимость, которые полностью будут приведены в настоящей статье.

Известно, что по российскому законодательству все налоги должны быть экономически обоснованными. Свое обоснование, опирающееся, в том числе на мировую практику [4-12], авторы приводили не раз [1-3].

Результаты исследования и их обсуждение

Ранее нами был подвергнут критическому анализу тот труд, который, по убеждению правительства ИО, послужил обоснованием величины ставок налога на коммерческую недвижимость и каким образом в нем якобы развеяны не просто пустые сомнения предпринимателей, а конкретные факты и представленные расчеты, показывающие губительность предлагаемой величины ставки.

Аргументация правительства ИО была изложена в документе под названием «Информация для обсуждения оптимальной налоговой ставки налога на имущество физических лиц в отношении категорий объектов, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», представлен-

ISSN 2227-2917

688 (print)

688 ISSN 2500-1 _(online)

ном в рабочую группу по обсуждению этого налога при Законодательном собрании Иркутской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нашим анализом была показана полная несостоятельность этих рассуждений.

Ранее авторы, основываясь на методе сравнительного анализа, писали о ситуации в Забайкальском Крае, где ставку в некоторых муниципалитетах сделали максимальной в 2,0%, вследствие чего, к примеру, налог на имущество одного ИП, в 2015 г. составлявший 984,8 тыс. руб., за 2016 г. возрос до 7,4 млн руб. - это в 7,5 раз выше; а другому ИП «повезло» еще больше: против 383 тыс. руб. налога за 2015 г., предприниматель должен заплатить в новом налоговом периоде в 13 раз больше - 5,1 млн руб.

Малый бизнес региона залихорадило, на счета многих ИП наложены аресты, идут судебные разбирательства, многие задумываются о сворачивании бизнеса, но формально бизнес, как действующая хозяйственная единица, числиться в статистике активным, и ровно этим показателем оперирует правительство Иркутской области.

Такая логика является неполноценной, а оперирование обезличенными цифрами в этом вопросе не имеет смысла.

В подтверждение нашей правоты приходиться приводить свежие примеры, теперь уже из Астраханской области [13].

Владеющие недвижимостью предприниматели Астрахани в 2019 г. получили уведомления налоговой и были неприятно удивлены. Суммы, которые им нужно заплатить даже с небольших помещений, начинаются от 100 тыс. руб. Городская Дума согласна пересмотреть ставки, но мэрия против: доходы от налога уже заложены в бюджет.

Повышение налога было ожидаемо, но мало кто рассчитывал, что суммы так взлетят. Дело в том, что с 1 января 2018 г. вступило в силу решение астраханской гор-думы, по которому малые предприниматели -собственники магазинов, кафе, офисов, мастерских - обязаны платить в бюджет два процента от стоимости помещений. Причем она рассчитывается не по инвентаризационной, как раньше, а по кадастровой оценке. Вот и набежали за весь прошлый год новые суммы. Так полуподвальное помещение -100 м2, которое даже не используется, облагалось налогом в 4-5 тыс. руб. в год, а по новому расчету стало 115 тыс. руб.

До этого бизнесмены платили один процент от инвентаризационной стоимости. Да и то если помещение стояло без дела. А если недвижимость функционировала, и ее владелец подпадал под УСН либо ЕНВД, то действовала льгота - налог не выплачивался.

Том 9 № 4 2019

с. 680-693 Уо1. 9 N0. 4 2019 рр. 680-693_

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

Ситуацией теперь обеспокоены и в областном правительстве. Там планируют снизить ставки до 0,5% от стоимости, и планируют сделать это так, чтобы поправка вступила в силу задним числом - с 1 января 2018 г.

Применительно к г. Иркутску представляется весьма полезным в свете обсуж-

дения ОЗ привести данные по крупным торговым центрам (ТЦ), торгово-развлекательным центрам (ТРЦ), чтобы аналитик мог соизмерить масштабы гигантов торговли, которым ОЗ в ряде случаев облегчит налоговое давление с одновременным утяжелением его для СМСБ (таблица).

Сводная информация по объектам недвижимости крупных торговых центров, попадающих под налогообложение налогом на имущество организаций, исходя

из кадастровой стоимости Summary information on real estate objects of large shopping centers, subject to taxation by the property tax of organizations from the cadastral value

Торговые объекты Общая площадь, GBA, м2 Арендопригодная площадь, GLA, м2 Открытие, год

Действующие ТЦ

ТРЦ Jam Молл 28380 21930 2008

ТРЦ Карамель 26090 18260 2009

ТЦ Mega Home 25000 18750 2010

ТЦ Европарк 11427 8590 2011

ТРК Модный квартал 35764 27000 2013

ТЦ Торговый комплекс 28800 23040 2014 реконстр.

ТРЦ Юбилейный 23300 18000 2014

ТЦ Цветной парк 6900 5300 2014

ТОЦ Лермонтов 9662 4500 2014

ТРЦ КомсоМолл 75000 47707 2015

ТЦ Оранж 18000 13500 2012-2015

ТЦ Флагман 6021 4516 2014

ТРЦ СильверМолл 108500 58400 2015

МТЦ Новый 63381 11640 2016

ТЦ Снегирь 5864 4084 2017

ТЦ Кипарис 15872 11111 2018

ТЦ Октябрьский 10767 7537 2018

Строящиеся ТЦ

ТРЦ Аватар 10200 5700 2019?

ТЦ на ул. Костычева, 30/10 6500 4875 2019?

ТЦ «БУМ» 11698 7030 2019

Выводы

Вступивший в действие ОЗ только начал свое воздействие на социально-экономическую жизнь региона. Его реальные последствия станут понятны, и только в первом приближении, в апреле - мае 2020 г., когда многие предприниматели увидят аресты на своих счетах за неуплаченные налоги на недвижимость, исчисленные исходя из кадастровой стоимости.

Почему будут понятны только в первом приближении? Потому что этот налоговый штраф за 2019 г., блокирующий его счет в банке, будет произведен из величины 0,5%, а в мае 2020 г., пока предприниматель будет осмысливать свою финансовую деятельность, ставка этого налога будет уже 0,75% с последующим ежегодным ростом до 1,5%.

По оценкам, проведенным Общественной организацией предпринимателей Ир-

кутской области, свыше 70% предпринимателей, собственников помещений, подпадающих под действие ОЗ, не имеют ясного представления о сути этого ОЗ и сроках его действия.

За первой волной осмысления негативных последствий введения данного налога на фоне роста иных сборов (например, за переработку твердых коммунальных отходов, стартовавших одновременно с обсуждаемым налогом с 1 января 2019 г.), последуют следующие ежегодные волны параллельно с ростом налога на недвижимость, каждая из которых будет хоронить под собой все новые и новые СМСБ региона.

Темпы роста ВВП России упали в I квартале 2019 г. до 0,5% (год к году). И экспорт - импорт снижаются. В январе - июне 2019 г. экспорт из России сократился в долларовом измерении на 3,6%. Поставки нефти,

Том 9 № 4 2019 ISSN 2227-2917

нефтепродуктов, дизельного топлива, природного газа - всего стало чуть меньше и в натуре, и по стоимости.

Как готовиться к кризису? Рано или поздно он все равно произойдет. Один из способов - запасать. У нас очень крупные международные резервы, они достигли почти 530 млрд долл. Приближаются к предкризисному уровню 2008 г. (597 млрд долл). Этого достаточно? Ответ - нет. Ради денежных запасов мы жертвуем экономическим ростом. А только резервы не спасают. Это хорошо показал кризис 2008-2009 гг., когда Россия стала худшей среди 30 крупнейших экономик мира, несмотря на все резервы. Самая большая просадка по ВВП, по курсу валюты, по бегству иностранных инвестиций. Крупнейший взрыв инфляции.

Нам не нужно всего этого еще раз. Настоящий ответ - в увеличении внутреннего спроса, в устойчивом росте нашей экономики на собственной основе, не только за счет внешнего спроса на сырье. Максимум стимулов для этого. Как это сделать?

Во II квартале 2019 года ВВП Китая вырос на 6,2% к прошлому году. Индия показала 5,9%.

Как они это могут? Снижают налоги, вплоть до полного освобождения до некоторого уровня дохода, снижают и без того низкие ставки по кредитам для малого бизнеса.

Значит, выход для России - развитие малого бизнеса, а это: снижение налогов и кредитных ставок. Другого эффективного инструмента человечество пока не придумало.

Москва, Новосибирская область, Санкт-Петербург, Коми и ХМАО стали регионами с самой эффективной налоговой политикой.

В аутсайдерах - Иркутская, Тверская и Смоленская области, Чукотка и Красноярский край.

Место региона в рейтинге определяет количество баллов: чем активнее субъект РФ использует имеющиеся налоговые инструменты - предоставление льгот, - тем выше место в рейтинге. Чем пассивнее территория, тем ниже ее эффективность.

Москва и ХМАО стабильно попадают в топ-3 регионов с сильной налоговой политикой. Эти же регионы, а также Санкт-Петербург, получили практически максимальные баллы по показателю «Предоставление налоговых льгот».

Аутсайдеры не имеют достаточных стимулов для работы с собственной налоговой базой, им не удается найти правильный баланс между желанием пополнить бюджет, необходимостью поддерживать экономический рост и обеспечивать социальную стабильность и конкуренцию.

ISSN 2227-2917 690 (Print) 690 ISSN 2500-154X _(online)

Как видим, Иркутская область в аутсайдерах, в том числе, и потому - это глубокое убеждение авторов, - как наши власти в одностороннем порядке выстраивают имитацию диалога с предпринимателями и наукой.

Подтверждением тому служит факт, что у всех перечисленных здесь регионов-лидеров налог на имущество коммерческой недвижимости имеет преференции (налоговые льготы) по квадратным метрам, освобождая реальный малый бизнес от него полностью, а у нас нет - у нас, с подачи нашего регионального Минфина и Минэкономразвития, с одного квадратного метра «обложены» все магазинчики и кафе от областного центра до умирающей деревеньки на краю света.

Стоит ли после этого удивляться, почему малый бизнес в нашем регионе не развивается?

Средний класс начал уходить из бизнеса в госсектор. Если в 2003 г. на государственной службе работали 10% глав домохо-зяйств «середняков», то по итогам 2017-го г. - уже 15%.

Вообще российская экономическая среда во многом выступает против среднего класса. Интерес к бизнесу у нас в стране стремительно падает во всех слоях - лишь 12% находят его привлекательным (для сравнения, в США 57% населения желает владеть собственной компанией). Доходы от предпринимательства у нас с 2000 г. снизились с 17% до 9%. А доля различных пособий, пенсий и других социальных выплат, наоборот, выросла - с 15% до 22%.

У среднего класса предпринимательские доходы упали с 2013 г. с 6-10% до 4-6%. Особо популярной в госсекторе стала у «середняков» работа, связанная с армией и оборонкой. По данным ВЦИОМа, около 13% родителей выбрали бы для своих детей это направление - в 2005-м таких было всего 6%. А доля родителей, которые хотели бы видеть своих детей предпринимателями, сократилась с 3,5% до 2%.

Средний класс, работающий не в бизнесе, а на государство, - это давление на бюджет. Вместо того, чтобы создавать новые товары и услуги и платить с этого налоги в бюджет, люди, наоборот, становятся получателями бюджетных денег.

Появляется социальная апатия, неверие в улучшение обстановки. В результате средний класс уменьшается не только за счет тех, кто переходит в более бедные категории. Некоторые вообще уезжают из страны, и отток каждый год увеличивается. Молодые ученые, перспективные физики и математики предпочитают набираться опыта за границей, а не здесь. Интеллектуальная утрата чудо-

Том 9 № 4 2019

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 680-693 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 4 2019 _pp. 680-693

вищная. Потеря даже одного умного человека ощутима, а если целый поток уезжающих?

Исходя из вышеизложенного, опираясь на логику системного, комплексного, функционального, статистического, структурного и сравнительного анализов получения экспертных и статистических прогнозов, следует констатировать, что введенный в действие ОЗ экономически не обосновано, социальные последствия в виде сокращения численности работающих в этом секторе СМСБ

и снижение инвестиционной привлекательности региона, как и ряд других негативных моментов, не спрогнозированы.

Следовательно, обсуждаемая тема сохраняет свою актуальность, и последствия введения ОЗ в жизнь принесут еще много материала для научного анализа и демонстрации отрицательного воздействия на этот социально важный сектор экономики Иркутской области.

КИЙ СПИСОК

1. Галяутдинов И.И. Возможные экономические и социальные последствия предполагаемых изменений закона Иркутской области «О налоге на имущество организаций» для среднего и малого бизнеса региона. Часть вторая // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7. № 1. С. 11-21.

2. Ше Сон Гун, Галяутдинов И.И., Конюхов В.Ю. Возможные экономические и социальные последствия предполагаемых изменений закона Иркутской области «О налоге на имущество организаций» для среднего и малого бизнеса региона. Часть третья // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7. № 4. С. 139-149.

3. Ше Сон Гун, Галяутдинов И.И., Конюхов В.Ю. Возможные экономические и социальные последствия предполагаемых изменений закона Иркутской области «О налоге на имущество организаций» для среднего и малого бизнеса региона. Часть четвертая // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8. № 4. (27). С. 64-78.

4. Bonner P. Estate Tax Protective Claim Procedures Detailed // Journal of Accountancy. 2012. January. P. 63.

5. Khimm S. The 'Fiscal Cliff's' Estate Tax Fight, Explained // Washington Post. 2012. 30 December.

6. Pippin S. Income Tax Accounting for Trusts and Estates: Planning Allocations between Entities and Beneficiaries Is Even More Critical with Higher Tax Rates on the Horizon // Journal of Accountancy. 2010. P. 62-67.

7. Pitts V.J. Embezzlement and High Treason in Louis XIV's France. The rise and fall of Nicolas Fouquet. Baltimore, Maryland, USA: Johns Hopkins University Press, 2015. 258 p.

8. Aucutt R. Estate Тах Changes Past, Present and Future. Tysons, Virginia; Washington, D.C.: McGuire Woods, 2013. P. 1-57;

9. Eller M. The Effects of IRS Audit Revaluation on Estates // Trust & Estates. 2001. P. 58-64.

10. Miller D. The Economics of the Estate Тах // SSRN Working Paper Series. 2005. P. 37-45.

11. Raub B. Recent Changes in the Estate Тах Exemption Level and Filing Population // Statistics of lncome. 2007. Vol. 1. P. 114-117.

12. Przeworski A. Self-enforcing Democracy // The Oxford Handbook of Political Economy / B.R. Weingast, D.A. Wittman (eds). 2006. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199548477 .003.0017

13. Коротченко Н. Ставки взлетели // Российская газета. Среда, 25 сентября 2019. № 214 (7972). С. 5.

14. Березина Е. Регион трубит сбор // Российская газета. Четверг, 12 сентября 2019. № 204 (7962). С. 4.

REFERENCES

1. Galyautdinov II. Possible economic and social consequences of the intended changes in the law of Irkutsk region "About the companies' property tax" for medium and small business of the region. Part II. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2017;7(1):11-21. (In Russ.).

2. She Son Gun, Galyautdinov II, Konyukhov VYu. Possible economical and social results of the supposed changes of law in Irkutsk region "About the property tax for organizations" for middle and small business of a region. Part

three. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2017;7(4):139-149. (In Russ.). 3. She Son Gun, Galyautdinov II, Konyukhov VYu. Potential economic and social consequences of proposed changes in the Irkutsk ob-last law "On corporate property tax" for small and medium-sized businesses in Irkutsk oblast. Part four. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2018;8(4):64-78. (In. Russ.).

Том 9 № 4 2019 ISSN 2227-2917

4. Bonner P. Estate Tax Protective Claim Procedures Detailed. Journal of Accountancy. 2012. P. 63.

5. Khimm S. The 'Fiscal Cliff's' Estate Tax Fight, Explained. Washington Post. 30 December 2012..

6. Pippin S. Income Tax Accounting for Trusts and Estates: Planning Allocations between Entities and Beneficiaries Is Even More Critical with Higher Tax Rates on the Horizon. Journal of Accountancy. 2010:62-67.

7. Pitts VJ. Embezzlement and High Treason in Louis XlV's France. The rise and fall of Nicolas Fouquet. Baltimore, Maryland. USA: Johns Hopkins University Press, 2015. 258 p.

8. Aucutt R. Estate Тах Changes Past, Present and Future. Tysons, Virginia; Washington: D.C.: McGuire Woods. 2013:1-57;

Критерии авторства

Ше Сон Гун, Галяутдинов И.И., Конюхов В.Ю. имеют равные авторские права. Галяутдинов И.И. несёт ответственность за плагиат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Сведения об авторах

Ше Сон Гун,

кандидат экономических наук,

специалист по оптико-автоматизированному

контролю качества в электронике,

Hankook Infra Solution Co. Ltd., г. Ансан,

провинция Кёнги-до, Республика Корея,

e-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5168-4092

9. Eller M. The Effects of IRS Audit Revaluation on Estates. Trust & Estates. 2001:58-64.

10. Miller D. The Economics of the Estate Tax. SSRN Working Paper Series. 2005. P. 37-45.

11. Raub B. Recent Changes in the Estate Tax Exemption Level and Filing Population. Statistics of lncome. 2007. Vol. 1. P. 114-117.

12. Przeworski A. Self-enforcing Democracy. The Oxford Handbook of Political Economy / Weingast BR, Wittman DA. (eds). 2006. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199548477 .003.0017

13. Korotchenko N. Rates soared. Rossiiskaya gazeta = Russian newspaper. 25 September 2019. N. 214. P. 5. (In. Russ.).

14. Berezina E. Region trumpets collection. Rossiiskaya gazeta = Russian newspaper. 12 September 2019. N. 204. P. 4. (In. Russ.).

Contribution

She Son Gun, Galyautdinov 1.1., Konyukhov V.Yu. have equal author's rights. Galyautdinov I.I. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

The final manuscript has been read and approved by all the co-authors.

Information about the authors

She Son Gun,

Cand. Sci. (Econ.),

Specialist in optical-automated

quality control in electronics,

Hankook Infra Solution Co. Ltd,

Ansan, province Kengi-do, Republic of Korea,

e-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5168-4092

Галяутдинов Ильдус Ильясович,

кандидат технических наук,

доцент кафедры управления

промышленными предприятиями,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, ул. Лермонтова, 83, г. Иркутск,

Россия,

Ие-таИ: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0602-2617

Ildus I. Galyautdinov,

Cand. Sci. (Eng.), Associate Professor

of the Department of Management

of Industrial Enterprises,

Irkutsk National Research Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia,

He-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0602-2617

ISSN 2227-2917 Том 9 № 4 2019 692 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 680-693 692 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 4 2019 _(online)_pp. 680-693

Конюхов Владимир Юрьевич,

кандидат технических наук,

профессор кафедры управления

промышленными предприятиями,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, ул. Лермонтова, 83, г. Иркутск,

Россия,

e-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8700-7074

Vladimir Yu. Konyukhov,

Cand. Sci. (Eng.), Professor

of the Department of Management

of Industrial Enterprises,

Irkutsk National Research Technical University,

83 Lermontov Str., Irkutsk 664074, Russia,

e-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8700-7074

Том 9 № 4 2019 ISSN 2227-2917

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.