Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОТОКОЛОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОТОКОЛОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОТОКОЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щекина Д. С.

В статье рассмотрены возможности внедрения в производство по делам об административных правонарушениях электронных протоколов. Предлагается закрепить законодательно порядок составления протокола в электронном виде. Единую типовую электронную форму протокола об административном правонарушении необходимо утвердить постановлением Правительства РФ, а разработку информационно-коммуникационного обеспечения можно поручить Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.The article considers the possibility of introducing electronic protocols into proceedings on cases of administrative offenses. It is proposed to legislate the procedure for compiling a protocol in electronic form. A single standard electronic form of a protocol on an administrative offense must be approved by a decree of the Government of the Russian Federation, and the development of information and communication support can be entrusted to the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОТОКОЛОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 342.9

Юридические науки

Щекина Диана Станиславовна, студентка 2 курса магистратуры, Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия».

Россия, г. Симферополь

ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОТОКОЛОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены возможности внедрения в производство по делам об административных правонарушениях электронных протоколов. Предлагается закрепить законодательно порядок составления протокола в электронном виде. Единую типовую электронную форму протокола об административном правонарушении необходимо утвердить постановлением Правительства РФ, а разработку информационно -коммуникационного обеспечения можно поручить Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Ключевые слова: административное правонарушение, электронный протокол.

Annotation: The article considers the possibility of introducing electronic protocols into proceedings on cases of administrative offenses. It is proposed to legislate the procedure for compiling a protocol in electronic form. A single standard electronic form of a protocol on an administrative offense must be approved by a decree of the Government of the Russian Federation, and the development of information and communication support can be entrusted to the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation.

Key words: administrative offense, electronic protocol.

Сегодня актуальным направлениям для исследования административного процесса являются возможности цифровизации в данной области. В соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) факты и обстоятельства совершения административных правонарушений подлежит документальной фиксации [4, с. 3]. Протокол играет ведущую роль в доказывании по делам об административных правонарушениях. Как свидетельствует анализ материалов административно-юрисдикционной практики, в том числе решений судов об отмене постановлений должностных лиц по делам об административных правонарушениях, от качества подготовки и оформления протокола зависит будет ли лицо привлечено к ответственности, получит ли справедливое наказание.

Стремительное развитие цифровых технологий, в том числе, в сфере административно-юрисдикционного процесса, характеризуется широким применение электронного документооборота. Однако, в КоАП РФ не закреплена такая форма протокола, как возможность составления данного процессуального документа в электронном виде. При этом, цифровизация всех сфер общественной жизни ориентирует законодателя на более широкое применение цифровых технологий, в том числе, и в административно-юрисдикционном процессе. Развитие цифровых систем, таких как «Госуслуги», помогает упростить административное производство, экономит время и средства как государственных структур, так и простых граждан.

Протокол об административном правонарушении - это важнейший процессуальный документ, который фиксирует самое событие совершения неправомерного деяния. При определенных условиях, то есть в случае установления фактических данных, предусмотренных ст.26.2 КоАП РФ, протокол является документом, имеющим важное, в некоторых случаях, первоочередное, доказательное значение в деле. Протокол об административном правонарушении - это основной процессуальный документ в производстве по делу об административном правонарушении, содержащий

обобщенные сведения о фактах, являющихся доказательствами в этом деле, на основании которого осуществляется рассмотрение указанного дела, по существу. В протоколе об административном правонарушении отражаются сведения, которые имеют доказательное значение, источники этих сведений, в том числе объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, в кратком изложении (в случае дачи таких пояснений); фамилии, имена, отчества и адреса места жительства свидетелей и потерпевших, их показания в кратком изложении (при наличии потерпевших и свидетелей); перечень документов, являющихся источниками доказательств по делу с указанием их реквизитов и многие другие важные данные. Все это указывает на особую значимость данного процессуального документа в производстве по делам об административных правонарушениях.

Согласно нормам современного законодательства протокол об административном правонарушении представляет собой документ, фиксирующий совершенное лицом нарушение. Он может быть составлен сугубо на бумажном носителе в письменной форме. Такие требования к форме протокола обусловлены тем, что данный процессуальный документ должен быть подписан должностным лицом и правонарушителем. Большинство других процессуальных документов в административно-юрисдикционном процессе (протоколы осмотра места правонарушения, применения мер обеспечения и пр.) могут быть составлены также только в бумажном виде. Можно отметить, что данное нормативное регулирование уже не соответствует современным реалиям, когда большая часть документации переводится в электронный вид.

Однако, сегодня существуют технология подписания документов, составляемых в электронном виде на месте. В банках широко используются специальные графические планшеты для захвата и ввода рукописной подписи в электронные документы. На данных планшетах можно расписаться рукой, и данная подпись будет оцифрована и введена с её биометрическими параметрами в подписываемый электронный документ. Данные технологии возможно использовать и в административно-юрисдикционном процессе.

Второй проблемой является то, что в КоАП РФ закреплена необходимость вручения копии протокола об административном правонарушении лицам, в отношении которых ведётся административное дело. Сделать это можно опять же только на бумаге, что следует из ч.2 ст. 29.11 КоАП РФ [1]. Однако, по нашему мнению, в случае наличия у правонарушителя электронных средств связи (электронная почта, мобильный телефон, подключенные Госусуги) существует возможность направления электронного протокола практически по любой категории дел. Единственным условием будет согласие правонарушителя на получение документов в электронной форме.

Практика использования электронных протоколов сегодня существует в некоторых государствах. Интересной для практического внедрения может быть практика Республики Казахстан в данной сфере. Так, по согласно ст. 737-1 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в бумажной и (или) электронной формах с использованием Единого реестра административных производств (далее - ЕРАП) [2]. Электронную форму протокола стали использовать в Казахстане с 2017 года при оформлении различных административных правонарушений в области безопасности дорожного движения. С использованием в производстве планшетов оформление правонарушителей стало происходить быстрее и занимает всего 10-15 минут. Сотрудник дорожно-патрульной полиции Казахстана для входа в программу имеет свой индивидуальный пароль, под которым он входит в систему для составления документа. Устройства подключаются онлайн к ЕРАП и другим базам данных правоохранительных органов. В процессе оформления протокола первым делом вводится ИИН правонарушителя. По данному коду полицейские уточняют данные водителя или пешехода, номер удостоверения личности, а также кем и когда оно было выдано. Если удостоверения личности с ИИН у водителя нет, протокол заполняется по номеру водительского удостоверения. Важно указать, что в

специальном поле для объяснений, правонарушитель имеет право указать, что не согласен с обвинением в совершении правонарушения и дать свои объяснения произошедшего. Данное положение очень значимо, так как дает возможность правонарушителю изложить свою точку зрения по вопросу, что является гарантией от неправомерного обвинения, служит защите прав граждан в административно-юрисдикционном процессе. Протокол подписывается водителем (прямо на экране планшета) и отправляется в ЕРАП. Также данный протокол передается правонарушителю возможными средствами связи (например, электронная почта). Таким образом, в Республики Казахстан реализована возможность составления протокола в цифровой форме на высоком техническом уровне.

Можно согласиться с мнением тех авторов, которые предлагают ввести в законодательство возможность составления протокола об административном правонарушении в форме электронного документа. Для совершенствования законодательства по данному направлению необходимо дополнить ст.28.2 КоАП РФ пунктом 7 в следующей редакции: «Протокол об административном правонарушении может быть составлен в электронной форме с согласия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении» [3]. Данное предложение является обоснованным и рациональным. Внедрение электронных протоколов в административный процесс позволит сэкономить время и материальные ресурсы органов государства.

В то же время внедрение электронной формы протокола требует разработки процессуальных принципов его применения. Это требует разработки технических стандартов для устройств ввода данных, распечатки и нормативного решения других технических проблем, связанных с реализацией процессуальных норм административного законодательства при рассмотрении административного дела, вынесении постановления, рассмотрении жалобы на решение и т.д. По нашему мнению, единую типовую электронную форму протокола об административном правонарушении необходимо утвердить

постановлением Правительства РФ, а разработку информационно -коммуникационного обеспечения можно поручить Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Можно однозначно утверждать, что внедрение данной формы протокола будет достаточно сложным процессом, однако, перспективы в данной сфере очень велики. Электронный протокол упростит работу государственных органов, и позволит быстро и качественно осуществить процесс фиксации события правонарушения, мгновенно передать полную информацию правонарушителю. Достоверность протокола будет подтверждена электронной подписью должностного лица.

Таким образом, сегодня актуальным направлением цифровизации в административно-юрисдикционном процессе является введение электронных протоколов об административном правонарушении. Введение электронных административных протоколов упростит работу уполномоченных органов, позволит более качественно и быстро фиксировать обстоятельства правонарушения. Однако, для реализации этого предложения нужна разработка технических стандартов для устройств ввода данных, распечатки и т.п. Также необходимо нормативное решение технических проблем, связанных с реализацией процессуальных норм административного законодательства при составлении административного протокола в электронном виде.

Библиографический список:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, (часть I), 07.01.2002, ст.1.

2. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 № 235-У (с изменениями и дополнениями) // https://onHne.zakon.kz/Documeпt/?doc_id=31577399 (Дата обращения: 30.02.2023).

3. Дудаев А. Б., Ткаченко В. В., Безуглый Э. А. Электронный протокол об административных правонарушениях в деятельности органов внутренних

дел на транспорте // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2022. - № 1. -С. 107-112.

4. Ребец К.В. Документы как источники доказательств по делу об административном правонарушении: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Ребец Константин Валерьевич; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т].- Омск, 2009.- 186 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.