Эксперимент в школе
В статье рассматриваются проблемы, связанные с влиянием СМИ на формирование мнения, образа жизни, моды и стандартов потребления подростков, возможности снижения негативного влияния, использования потенциала СМИ в воспитании и социализации подростков.
Хомякова Надежда Сергеевна
учитель биологии ГОУ СОШ № 1302 г. Москва
Возможности влияния СМИ на воспитание и социализацию школьника
Как научить школьников при использовании средств массовой информации выделять необходимые ориентиры развития?
Ключевые слова: социализация школьника, система воспитания, информационная среда, влияние СМИ на подростков.
Воспитание растущего человека, формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека, открывающихся на каждом историческом этапе. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Важно учитывать все факторы влияния на развития личности, в то числе и факторы влияния средств массовой информации.
Подросток постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, если отсутствует планомерное положительное влияние со стороны
факторов воздействия, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми и подростками из окружающих их факторов воздействия, из средств массовой информации определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.
И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания, роль воспитательного воздействия средств массовой информации при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.
Только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретноисторический характер.
28
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
Эксперимент в школе
Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Здесь приобретает особое значение повышение интерактивности средств массовой информации (от печатных средств массовой информации, от радио, телевидения, до интернета).
Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность во благо другого.
Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя.
Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.
Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности.
К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска. И на воспитание всех этих сторон личности, так или иначе, могут воздействовать не только семья, окружающие ребенка люди, педагоги, но и средства массовой информации.
Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств «абсолютных». Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально
приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись, как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.
Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке. И здесь опять-таки огромную роль имеют средства массовой информации. Именно они, чаще всего в художественной, наглядной форме, способны порой донести до ребенка те идеалы гуманизма, которые очень сложно объяснить не только семье, но и опытному педагогу.
Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебнопознавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т. е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т. е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественнонаучному, гуманитарному и т. д.). И здесь большую значимость имеют средства массовой информации, обладающие высоким и до сих пор полностью не раскрытым потенциалом наглядности, имеющие возможности сделать изучение того или иного, даже, на первый взгляд, «сухого» теоретического вопроса, занимательным и увлекательным.
Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных вли-
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
29
Эксперимент в школе
яний на человека, и, прежде всего, системой общественного воспитания, составляющей частью которой сегодня, несомненно, являются и средства массовой информации.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т. д. При этом ребенок воспринимает те или иные роли не только из окружающей его жизни, но и из средств массовой информации. И здесь важно насколько точно и правильно будут донесены до подростка те или иные ролевые ориентиры.
Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей, когда на него начинают оказывать особое воздействие материалы СМИ, предназначенные для взрослой аудитории и тем самым привлекательные для подростка, возрастает роль средств массовой информации в социализации личности.
Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Целенаправленное формирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Точно также и средства массовой информации при восприятии подростком могут дать совершенно разные ориентиры развития, в зависимости от, заложенного в ребенке с самого раннего детства, воспитания.
Современные средства массовой информации сегодня являются доминирующими и способны оказывать огромное влияние на формирование мнения, образа жизни, моды и стандартов потребления подростков.
Можно сказать, что современные дети живут под воздействием информационно-поражающего фактора боевого значения. Это приводит к информационным неврозам. Сверхнагрузки на детскую психику имеют тяжелые аномальные последствия...
Ребенок, проводящий долгое время в виртуальном мире, сталкиваясь с реальным миром, неизбежно входит с ним в конфликт. Этот мир не соответствует той модели, которая уже вложена в его подсознание.
Подросток помимо агрессии, страха, откровенного антиэстетизма получает ложную и очень опасную информацию об устройстве мира. В его подсознании прочно усваивается идея об отсутствии миропорядка как такового, об отсутствии в мире добра. В результате дети, не обученные тому, как вести себя в этом мире, теряют всякую способность проявления доброты.
Появление таких агрессивных молодежных течений, как «скинхеды», напрямую связано не только с неблагополучием в семьях, но и с массированным воздействием на детей и подростков агрессивной и патологической информации, получаемой через телевидение и компьютеры.
В связи с вышеизложенным, для педагога очень важно знать, как использует СМИ подросток: какие журналы (или другие периодические издания) он читает; какие передачи он предпочитает и т. д., и проводить целенаправленную деятельность по снижению отрицательного воздействия СМИ.
В нашей школе ежегодно проводится анкетирование учащихся с 5-го по 11-й класс, которое позволяет узнать, какие передачи любят учащиеся, какие фильмы им нравятся, какая реклама больше всего запоминается и т. п., организуются занятия и классные часы, которые проводят старшеклассники для учащихся 5-х, 6-х, 7-х классов, в процессе которых они вместе выделяют потребности человека, заставляющие его обращаться к СМИ:
• потребность в информационной связи с окружающим миром;
• потребность в развлечениях;
• потребность в отвлечении.
Затем они совместно рассматривают, как реализуются эти потребности:
• При реализации потребности отвлечься человек может смотреть телепрограммы, слушать радиопередачи или читать газеты, которые не вызывают у него интереса, а помогают уйти, психологически изолироваться от окружающей обстановки (например, в очереди, в длительных поездках, в ситуациях психоэмоциональной напряженности и т. д.).
• Удовлетворение потребности в развлечении помогает иногда эмоционально разрядиться, преодолеть психоэмоциональную напряженность (психические состояния негативного характера), получить
30
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
Эксперимент в школе
определенную психоэмоциональную «стимуляцию» для последующей активной повседневной деятельности при условии, что удовлетворение данной потребности не становится доминирующей целью и смыслом деятельности человека и, соответственно, основной и подавляющей функцией времяпровождения.
• Потребность в постоянной информационной связи и постоянном притоке информации из различных средств массовой коммуникации необходима человеку для реализации следующих целей:
1. ориентировки в современной ситуации и социальной среде, а в более широком плане - социализации в обществе (усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу);
2. развития общего кругозора, по сути, заменяющего процесс систематического обучения и получения общего образования, повышающего интеллектуальный уровень личности в целом;
3. решения повседневных практических проблем (где купить необходимое, куда поехать отдыхать, как починить автомобиль, как ухаживать за садовыми растениями и т. п.).
4. повышения профессионального уровня (за счет специализированных периодических изданий и других средств массовой коммуникации).
И наконец, разбирают позитивные и негативные стороны СМИ.
Устраиваются в школе и конкурсы слоганов о рекламе, о СМИ, в процессе которых школьники исподволь понимают и формулируют, какие эмоции возникают у них при просмотре различных передач, чтении статей, какие эмоции вызывают у них различные рекламные ролики.
Подростки создают проекты и исследования, видеоролики о влиянии рекламы на человека, о том, какую роль СМИ играют в формировании здорового образа жизни. Работы учащихся представляются на школьных и межшкольных конференциях проектно-исследовательских работ, участвуют и занимают призовые места в конкурсах различного уровня, таких как:
• Московская юбилейная открытая конференция исследовательских и проектных работ детей и юношества «Путь поколений»;
• городской конкурс учебно-исследовательских и проектных работ школьников Москвы с участи-
ем гостей из других регионов России «Мы и биосфера»;
• окружная научно-практическая конференция «Лидер» для старшеклассников;
• окружной конкурс ученических исследований «Искатель»;
• окружной конкурс мультимедиапроектов и web-сайтов и других.
Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида, и обязанность педагога - создать условия для развития личности ребенка.
Характеризуя «личность» имеют в виду «целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе, под воздействием окружающих факторов. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, в основе созревания которого лежат в основном адаптивные приспособительные процессы, и от педагога, во многом, зависят, какими будут эти процессы.
Литература
1. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты/Г. В. Грачев. - М.: Изд-во РАГС, 1998. -125 с.
2. Жилавская И. В. От медиаобразовательной среды - к образованным медиа/И. В. Жилавская. - Белгород: Изд-во БГУ, 2007
3. Зарецкая И. И. Управление процессом социализации личности - инновация в воспитании/И. И. Зарец-кая//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С.12-17.
4. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии/Б. Крэй-хи. - СПб.: Питер, 2003. - 336 с.
5. Сысоева И. М. Создание целостной педагогической системы социального и гражданского становления личности/И. М. Сысоева//Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 2. - С.12-21.
6. Шарков Ф. И., Родионов А. А. Социология массовой коммуникации/Ф. И. Шарков, А. А. Родионов. - М.: Социальные отношения, 2003. - 142 с.
7. Полянцева Н. В. Нетрадиционные формы работы на уроках и во внеурочное время как средство социализации личности выпускника//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 4.
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
31