Научная статья на тему 'Возможности управления тренировочным процессом дзюдоистов посредством использования различных организационно-методических форм поединков'

Возможности управления тренировочным процессом дзюдоистов посредством использования различных организационно-методических форм поединков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЗЮДО / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПОЕДИНКИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ / КОМПЛЕКСЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ / JUDO / TRAINING FIGHTS / ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL FORMS / SETS OF TRAINING TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаков Алексей Михайлович, Рыжаков Павел Анатольевич

Представлены организационно-методические формы проведения тренировочных поединков в дзюдо и комплексы тренировочных заданий с целью индивидуализации подготовки спортсменов. Предложены схемы организации учебно-тренировочных поединков дзюдоистов на основе тактических установок ведения поединка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаков Алексей Михайлович, Рыжаков Павел Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF MANAGING THE TRAINING PROCESS OF JUDOISTS BY MEANS OF USING DIFFERENT ORGANIZATIONAL AND METHODICAL FORMS OF COMPUTERS

Organizational and methodological forms of training fights in judo and complexes of training tasks with the aim of individualizing the training of athletes are presented. Schemes of the organization of training fights of judoists on the basis of tactical installations of conducting a fight are offered.

Текст научной работы на тему «Возможности управления тренировочным процессом дзюдоистов посредством использования различных организационно-методических форм поединков»

УДК 796.853.23

ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ ДЗЮДОИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ФОРМ

ПОЕДИНКОВ

А.М. Кондаков, П.А. Рыжаков

Представлены организационно-методические формы проведения тренировочных поединков в дзюдо и комплексы тренировочных заданий с целью индивидуализации подготовки спортсменов. Предложены схемы организации учебно-тренировочных поединков дзюдоистов на основе тактических установок ведения поединка.

Ключевые слова: дзюдо, тренировочные поединки, организационно-методические формы, комплексы тренировочных заданий.

Главной целью изучения напряженной тренировочной деятельности спортсмена является выявление организации внутренней структуры, а также средств и методов достижения рекордных результатов [1, 5]. Процесс подготовки борцов, в целом, и дзюдоистов, в частности, в системе дополнительного образования наряду с решением социальных задач оздоровления и воспитания подрастающего поколения, ориентирован на достижение высоких спортивных результатов [2, 3, 6]. Качество работы тренеров оценивается сквозь призму успехов их учеников в системе спортивных соревнований [4]. В этой связи соревновательная деятельность как системобразующий фактор подготовки спортсменов постоянно находится в центре внимания тренеров и методистов. Исследование соревнователь -ной деятельности является обязательным условием разработки методик физической, технико-тактической и психической подготовки дзюдоистов [7]. Каждая из перечисленных сторон подготовленности атлетов является результатом применения узконаправленных средств и методов. Отдельные качества и способности, приобретение с их помощью, не могут в полной мере проявляться в структуре соревновательных действий.

Как следствие, одной из важных проблем тренировки остается оптимальное сочетание в ней аналитического и синтезирующего подходов, поиск разумного варианта интегральной тренировки, в которой воплощается обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности к соревновательной деятельности.

В дзюдо главным средством интегральной, а точнее соревновательной подготовки, являются тренировочные или учебные поединки, схватки. Это специально организуемые и управляемые с различной степенью вмешательства тренера поединки-противоборства. В системе подготовки дзюдоистов различного возраста и квалификации схватки несут, минимум, двоякое значение как:

1) соревновательный поединок, организуемый официальным правилом его проведения;

2) упрощенная модель соревновательного поединка, где возможно вмешательство тренера в регламент его проведения с целью решения частных задач подготовки спортсмена.

Вмешательство тренера в процесс поединка может выразиться в следующих требованиях:

- обязательное выполнение обусловленных технических действий (или обязательное их выполнение) одним или обоими партнерами;

- определение продолжительности борьбы (например, от 30 с до 20 мин), то есть интенсивности ведения противоборства;

- смена партнеров на любом участке схватки (для поддержания высокого темпа борьбы);

- остановка - инструктаж - установка - продолжение схватки на любом участке поединка одному или обоим партнерам;

- задание одному из партнеров, выполняющему умышленное нарушение правил соревнований (поиск решений ситуаций);

- опробование и закрепление эпизодов ведения борьбы в случаях запрещенной борьбы противником;

- подбор партнеров разных весовых категорий и смена их в различных частях схватки и т. д.

Фактически это модели базовых вариантов тренировочных заданий, которые персонифицируются как возможность индивидуализации подготовки дзюдоистов. Организационно-методические формы их использова -ния: специально-подготовительные упражнения; специализированные игровые комплексы в различных видах борьбы; структурно-имитационные и эпизодически соревновательные схватки. Следует подчеркнуть, что все технико-тактические действия, освоенные и закрепленные в процессе относительно спокойной и размеренной тренировки, не всегда устойчиво стабильны и эффективны в экстремальных условиях соревновательного поединка. Повысить эффективность данного соревновательного компонента подготовки можно, используя разнообразные методические приемы: упрощения, усложнения или интенсификация двигательного состава со -ревновательного поединка, в зависимости от задач учебно-тренировочного процесса.

Данное положение нашло отражение в последующей классифика -ции схваток: учебных, тренировочных, учебно -тренировочных, контрольных, соревновательных. Характерная особенность каждой из них - различная доля времени на освоение и совершенствование сторон подготовленности к соревнованиям (технико-тактической, функциональной, психиче -ской).

Определение главного направления педагогических воздействий всех вариантов схваток позволяет говорить о «вольных схватках» и

«схватка по заданию». Важность тех и других форм поединков очевидна. Каждая из них содержит разный уровень самостоятельности борцов действовать как в схватке в целом, так и в самых ответственных ее частях, то есть степень вмешательства тренеров.

Вольные схватки, проводимые по регламенту и ритуалу официальных соревнований - прекрасная школа как для учеников, так и учителей. В таких случаях ценность вольных схваток состоит в следующем:

- борец демонстрирует свою соревновательную готовность; появляются возможность сделать анализ соревновательной деятельности борца (достоинств и недостатков) и приступить, в случае необходимости, к коррекции подготовки в нужном направлении;

- появляется возможность оценить способность ученика быстро перестраивать борьбу в связи с краткими установками тренера, секунданта в перерывах поединка; оперативная «управляемость» действиями атлетов -одна из положительных сторон единоборцев, которую также нужно тренировать.

Схватки без атрибутики официальных соревнований (судейство согласно правилам соревнований) утрачивают много полезного как для борцов, так и для будущих спортивных судей из числа занимающихся.

Все соревновательные формы схваток без наблюдений за ходом поединков, анализа его проведения и замечаний партнерам со стороны тренера теряют свою практическую ценность. Инструктаж задания обоим спарринг-партнерам является обязательным условием управлением эффективностью данного средства соревновательной подготовки.

На уровне любого из ранее названных видов схваток нами выделены относительно самостоятельные операции, действия, фрагменты, эпизоды, части противоборства поединка, которые предлагаются борцам для освоения и совершенствования как конкретные тренировочные задания. Наиболее обобщенные их совокупности представляют собой следующие комплексы тренировочных заданий:

- маневрирование (передвижения) в избранных схватках (и вне их) в различных положениях (позах) и взаиморасположениях (позициях); установка - поиск активных позиций для их решения (теснения, угроза, бросок, блок и т. д.);

- завоевание промежуточных захватов для достижения «коронного» (или обусловленного); установка - освоить переходы от захвата к захвату различной плотности; поиск эффективных схем, приемов технических решений и т. д.;

- борьба в «коронном» активном захвате; установка - достижение позиции «благоприятного момента» и его решение любым технико-тактическим действием (атакой приемом; теснением угрозой; попыткой атаки, вызвавшей отступление противника и др.);

- активная защита; содержание атаки, «спрута» атакующего на избранном участке, контрдействия; установка - кратковременный отдых, блокирование неизбежной атаки без потери активности;

- достижение эффекта мощной кратковременной атакой (завоевание активного захвата - прием или теснение с отступлением противника; апробирование техники исполнения «спрута» - выбор захвата и т. д.); установка - поиск технико-тактического арсенала «взрывной» атаки; апробирование отдельных операций, действий и т. д.;

- ведение борьбы во взаимообеспеченных захватах («право -направо», «рукав-отворот» у обоих партнёров, установка - активная защита с атакой приемом; теснения без возможности противника контратаковать; проверить варианты активных решений позиции маневрированием и т. д.;

- освоение - совершенствование вариантов активного начала поединка (выбор и апробирование эффективности захвата, переход к атакующему захвату, действиям; установка - опробовать и выбрать эффективное начало схватки с противниками, ведущими жесткую манеру борьбы и т. д.);

- освоение и совершенствование уходов из опасного положения (с контратакой и без); установка - «уйти с удержания, болевого приёма, удушающего» до команды арбитра уйти из опасного положения, возможно, контратака;

- освоение и совершенствование удержания противника в опасном положении с переходом на удушающий или болевой приём. Установка -освоение перегруппировок после броска с выходом на позицию для выполнения технического действия в партере;

- освоение-совершенствование решений стандартных ситуаций взаиморасположения противников (позиции: оба или один из них в стойке; оба или один из них на коленях, в партере или лежа и т. д.). Установка -решение позиций по схеме «дебюты».

Представленные варианты тренировочных заданий могут сочетаться с тактическими установками ведения поединка. Предлагаем сле-дующие варианты тактических схем организации учебно-тренировочных поединков дзюдоистов:

- силовое подавление действий противника. Когда силовое воздействие направлено одновременно (параллельно) на устранение сопротивления и проведение результирующего воздействия;

- темповое подавление действий противника. Характеризуется стремлением к достижению преимущества над противником за счет навязывания ему неблагоприятного темпа ведения борьбы, а также способностью вести схватку в любом темпе в зависимости от конкретного противника;

- опережение противника при осуществлении воздействий. Осуществляется за счет более быстрого реагирования или за счет выигрыша в пространственном перемещении;

- создание препятствий противнику в достижении результата и намерений;

- использование, выжидание и создание благоприятных условий для проведения приемов;

- преодоление противодействий противника. Осуществляется, когда противодействие противника атакам в одном направлении становится эффективным. В этом случае изменение направления и характера усилий позволяет сделать противодействие неэффективным и результативно завершить проведение приемов борьбы;

- использование стремления противника к взаимокоординации движений при его подыгрывании. Позволяет добиться высокой предсказуемости применяемых им движений;

- создание ситуаций для альтернативного выбора действий. Необходимо для эффективной защиты против одного действия и неэффективной — против другого действия (последовательное выполнение действий в противоположных или различных направлениях);

- взаимосоотнесение своих действий нападения или обороны с действиями противника. Достигается за счет обыгрывания противника на основе его стремления завладеть инициативой. Взаимосоотнесение действий достигается использованием антиципирующей реакции для проведения упреждающих действий. Она возникает как вследствие возникновения устойчивых противодействий, так и повторяющейся последовательности в действиях борцов. Соотнесение целей наиболее ярко проявляется при предугадывании борцами действий друг друга;

- обыгрывание противника с использованием ответных действий на ложные действия (финты, угрозы, вызовы, провоцирование);

- управление двигательными реагированиями противника, возникающими в рамках психофизиологических реагирований.

Представленный неполный перечень вариантов тренировочных заданий - установок предусматривает усложнения или их упрощения, содействующий освоению дзюдоистами технико-тактического арсенала, отвечающего требованиям соревновательной деятельности.

Список литературы

1. Анализ подходов к оптимальному управлению тренировочным процессом в спорте высших достижений / Е.А. Ширковец [и др.] // Вестник спортивной науки. 2009. № 5. С. 9-12.

2. Бучнев А.А., Назаренко Л.Д. Педагогические условия повышения результативности действий дзюдоиста // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012. Т. 7. № 4. С. 17-22.

3. Еганов А.В., Вандышев В.И. Методика разработки тренировочных двигательных заданий атакующих тактических действий проведения броска в дзюдо // Оптимизация учебно -воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры. 2015. С. 54-55.

4. Кондаков А.М., Дроздецкая О.А. Отдельные показатели технико-тактической подготовленности дзюдоистов различных весовых категорий в условиях соревновательных поединков // Научные труды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. 2016. С. 18-19.

5. Кондаков А.М., Коноваленко Ю.Г., Рыжаков П.А. Моделирование поединков в подготовке дзюдоистов различных весовых категорий // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 2. С. 149-153.

6. Мицкевич Э.А. Индивидуальное управление учебно-тренировочным процессом спортсменов-дзюдоистов // Теория и практика физической культуры. 2007. № 12. С 53.

7. Туряниця И.С. Организационно-методические основы тренировочного процесса во время секционных занятий по дзюдо в учебном заведении // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 11-5(43). С. 124-129.

Кондаков Алексей Михайлович, канд. пед. наук, доц., 25alex2008@mail.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры,

Рыжаков Павел Анатольевич, преподаватель, Rizakov@yandex.ru, Россия, Омск, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

POSSIBILITIES OF MANAGING THE TRAINING PROCESS OF JUDOISTS BY MEANS OF USING DIFFERENT ORGANIZATIONAL AND METHODICAL

FORMS OF COMPUTERS

A.M. Kondakov, P.A. Ryzhakov

Organizational and methodological forms of training fights in judo and complexes of training tasks with the aim of individualizing the training of athletes are presented. Schemes of the organization of training fights of judoists on the basis of tactical installations of conducting a fight are offered.

Key words: judo, training fights, organizational and methodological forms, sets of training tasks.

Kondakov Alexey Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, 25alex2008@mail. ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture,

Ryzhakov Pavel Anatolyevich, teacher, Rizakov@yandex. ru, Russia, Omsk, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Reference

1. Analiz podhodov k optimal'nomu upravleniyu trenirovochnym processom v sporte vysshih dostizhenij / E.A. Shirkovec [i dr.] // Vestnik sportivnoj nauki. 2009. № 5. S. 9-12.

2. Buchnev A.A., Nazarenko L.D. Pedagogicheskie usloviya povysheniya rezul'tativnosti dejstvij dzyudoista // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2012. T. 7. № 4. S. 17-22.

3. Eganov A.V., Vandyshev V.I. Metodika razrabotki trenirovochnyh dvigatel'nyh zadanij atakuyushchih takticheskih dejstvij provedeniya broska v dzyudo // Optimizaciya uchebno-vospitatel'nogo processa v obrazovatel'nyh organizaciyah fizicheskoj kul'tury. 2015. S. 54-55.

4. Kondakov A.M., Drozdeckaya O.A. Otdel'nye pokazateli tekhniko-takticheskoj podgotovlennosti dzyudoistov razlichnyh vesovyh kategorij v usloviyah sorevnovatel'nyh poedinkov // Nauchnye trudy Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury i sporta. 2016. S. 18-19.

5. Kondakov A.M., Konovalenko Yu.G., Ryzhakov P.A. Modelirovanie poedinkov v podgotovke dzyudoistov razlichnyh vesovyh kategorij // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2017. № 2. S. 149-153.

6. Mickevich E.A. Individual'noe upravlenie uchebno-trenirovochnym processom sportsmenov-dzyudoistov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2007. № 12. S 53.

7. Turyanicya I.S. Organizacionno-metodicheskie osnovy trenirovochnogo processa vo vremya sekcionnyh zanyatij po dzyudo v uchebnom zavedenii // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2018. № 11-5(43). S. 124-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.