Научная статья на тему 'Возможности университета как центра непрерывного образования в процессе реализации образовательных потребностей взрослого населения'

Возможности университета как центра непрерывного образования в процессе реализации образовательных потребностей взрослого населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНКЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО / CENTER OF LIFE-LONG EDUCATION / FUNCTIONS OF LIFE-LONG EDUCATION / SOCIAL PARTNERSHIP / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Украинцева Ирина Ивановна, Черкасова Ирина Юрьевна

В статье раскрываются возможности университета как центра непрерывного образования в процессе реализации образовательных потребностей взрослого населения, определяются задачи повышения эффективности работы центра, направления и формы взаимодействия со структурами города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF UNIVERSITY AS CENTER OF LIFE-LONG LEARNING IN IMPLEMENTING EDUCATIONAL NEEDS OF ADULT POPULATION

The paper discloses possibilities of university as center of life-long learning in implementing educational needs of adult population. Also it defines the tasks to increase efficiency of overall performance of the center, the directions and forms of interaction with structures of the city.

Текст научной работы на тему «Возможности университета как центра непрерывного образования в процессе реализации образовательных потребностей взрослого населения»

УДК 378 ББК 74.48 У 45

И.И. Украинцева

Кандидат технических наук, доцент, проректор по непрерывному образованию и связям с общественностью Сочинского государственного университета; E-mail: ukrainceva58@rambler.ru

И.Ю. Черкасова

Магистрант, начальник отдела по связям с общественностью Сочинского государственного университета; E-mail: pr.sgu@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА КАК ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье раскрываются возможности университета как центра непрерывного образования в процессе реализации образовательных потребностей взрослого населения, определяются задачи повышения эффективности работы центра, направления и формы взаимодействия со структурами города.

Ключевые слова: центр непрерывного образования, функции непрерывного образования, социальное партнерство, сотрудничество.

I.I. Ukraintseva

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Vice Rector for Continuous Education and Public Relations, Sochi State University; E-mail: ukrainceva58@ rambler.ru

I.Yu. Cherkasova

Undergraduate, Head of Department of Public Relations, Sochi State University; E-mail: pr.sgu@mail.ru

POSSIBILITIES OF UNIVERSITY AS CENTER OF LIFE-LONG LEARNING IN IMPLEMENTING EDUCATIONAL NEEDS OF ADULT POPULATION

Abstract. The paper discloses possibilities of university as center of life-long learning in implementing educational needs of adult population. Also it defines the tasks to increase efficiency of overall performance of the center, the directions and forms of interaction with structures of the city.

Keywords: Center of life-long education, functions of life-long education, social partnership, cooperation.

Одним из актуальных аспектов развития вуза выступает формирование системы непрерывного образования. Современные образовательные потребности взрослого населения города доступно реализовать на базе университета как

центра, который предлагает широкий спектр образовательных услуг. Однако университет не только удовлетворяет образовательные потребности населения, но и способствует их развитию в различных сферах жизнедеятельности взрослого

населения (семья, профессиональная карьера, общественная деятельность, досуг, саморазвитие и др.). Эта образовательная практика университета улучшает социальное благополучие города: снимает рост депривации населения, повышает уровень физического и психического здоровья населения, способствует развитию культурной жизни социума и решению ряда других актуальных задач.

Следовательно, создание среды непрерывного образования выступает дополнительным инструментом, создающим необходимое пространство образовательных услуг, способных удовлетворить разнообразные образовательные запросы взрослого населения города, а университет является базой, реализующей эту систему.

В современной научной дискуссии понятие «непрерывное образование» носит комплексный междисциплинарный характер [1-5 и др.]. В аспекте практической деятельности понятие «непрерывное образование» трактуется нами как постоянный рост и развитие личностного потенциала взрослого населения, совершенствование его профессиональных навыков и умений, обогащение внутреннего мира. В современных исследованиях непрерывное образование в основном рассматривается во взаимосвязи трех структурных компонентов: личность, образовательный процесс, организационная структура образования (B.JI. Аношкина) и обладает основными свойствами системы: универсальность, преемственность, интегративность, воз-обновляемость (В.Н. Белкина).

История развития непрерывного образования тесно связана с историей развития общества, его изучением и описанием отечественными и зарубежными мыслителями в социальном и культурном аспектах (П.Ф. Анисимов, Т.Г. Бра-же, Э. Брукинг, К. Вейн, С.Г. Верш-ловский, Б.С. Гершунский, Ю.А.

Захаров, В.А. Ермоленко, Н.Э. Касаткина, Ю.Н. Кулюткин, С.С. Лебедева, A.M. Новиков, М. Ноулз, П. Ньюмен, В.Г. Онушкин, С. Пар-сон, В.Е. Робак, А.И. Субетто, Ю. Хабермас, М. Хаттон, Р. Эдварде и др.). В данных исследованиях определяется значительная роль непрерывного образования как необходимого аспекта постоянного развития человека.

Анализ сложившейся практики организации системы непрерывного образования на базе университета показывает, что в этой сфере есть необходимость поиска эффективных решений следующих задач:

- разработка актуальных образовательных программ, необходимых для успешной профессиональной деятельности взрослого населения данного города;

- формирование мотивации потенциальных потребителей образовательных услуг;

- устранение противоречий между стремлением повысить образовательный уровень и возможностями его реализовать, определив оптимальные пути его достижения;

- выбор в спектре предлагаемых образовательных услуг наиболее актуальной услуги в данный момент времени.

Оптимальным инструментом решения обозначенных задач нам представляется университет как центр непрерывного образования взрослого населения города. Так, разработка актуальных образовательных программ связана с изучением рынка профессиональных вакансий города, запросом кадрового дефицита; формирование мотивации потенциальных потребителей образовательных программ - с организацией консалтинговых услуг на базе центра; разработка гибкой системы оплаты - с поиском путей повышения активности в потреблении данных услуг; подбор индивидуального образовательного маршрута - с учетом стартового и актуального профессиональных

уровней потенциальных потребителей образовательных услуг.

В этой связи целесообразно выделить содержательные функции центра непрерывного образования на базе университета:

- диагностическая - изучение профессиональных потребностей города;

- консультационная - формирование мотивов в выборе конкретной образовательной программы;

- социально-экономическая -оказание содействия взрослым людям в приобретении образовательных услуг со скидкой в оплате, отсрочкой платежей, получении бонусов и поощрений при выборе нескольких образовательных программ;

- социально-педагогическая -разработка и осуществление индивидуального образовательного маршрута [7: 57].

Университет как центр непрерывного образования содержательно и территориально встроен в городскую среду и является ее системообразующей частью. Оптимальными формами взаимодействия университета с

другими элементами муниципальной системы могут быть сотрудничество и социальное партнерство.

Сотрудничество можно рассматривать в качестве организационной системы активности взаимодействующих субъектов, характеризующейся пространственным и временным соприсутствием, единством цели, организацией и управлением деятельностью, разделением функций, действий, операций, наличием позитивных межличностных отношений [6].

Социальное партнерство - форма взаимодействия между различными социальными субъектами, обеспечивающая согласование и реализацию интересов этих субъектов (М. Либоракина).

В качестве иллюстрации институционального взаимодействия можно привести оказание помощи в трудоустройстве, получение информации о вакансиях в учреждениях и предприятиях города, вовлечение в реализацию волонтерских проектов, деятельность общественных организаций.

Примечания:

1. Бабанова Е.Д., H.H. Бабанова Использование новых технологий в сфере дополнительного образования // Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й междунар. конф. Вып. 11, ч. II / под науч. ред. H.A. Лобанова, В.Н. Скворцова. СПб., 2013. С. 130-133.

2. Колесникова И.А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век: научный электронный журнал. 2013. Вып. 1. URL: 11121.petrsu.ru.

3. Резинкина Л.В. Концептуальные основания и технологии проектирования муниципальной системы непрерывного образования взрослых: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2016. 54 с.

4. Тюнников Ю.С. Социально-культурные и профессионально-личностные детерминации дополнительного профессионального образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2015. № 4 (77). С. 32-39.

5. Бейли А. Образование в новом веке. М.: Амрита-Русь, 2013. 192 с.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов. М.: Логос, 1999. 382 с.

7. Демкина Е.В. Педагогический потенциал учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения // Общественные науки. 2012. № 5. С. 56-65.

8. Аниськина H.H., Мельник И.О. Обеспечение качества непрерывного образования взрослых: подходы и модели // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2015. № 2-3 (16-17). С. 53-70.

9. Наумова Т.Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования // Обучение. 2009. Вып. 5 (66). С. 10-16.

References:

1. Babanova E.D., Babanova N.N. The use of new technologies in the sphere of supplementary education // Education through all life. Continuous education for the benefit of sustainable development: proceedings of the 11th International conf. Issue 11. Part II / scient. ed. by N.A. Lobanov, V.N. Skvortsov. SPb., 2013. P. 130-133.

2. Kolesnikova I.A. Continuous education as a phenomenon of the 21st century: new perspectives of the study // Continuous education: the 21st century: scientific electronic journal. 2013, Issue 1. URL: 11121.petrsu.ru.

3. Rezinkina L.V. Conceptual bases and technologies of designing of municipal system of continuous education of adults: Diss, abstract for the Dr. of Pedagogy degree. Veliky Novgorod, 2016. 54 pp.

4. Tyunnikov Yu.S. Socio-cultural, professional and personal determinations of supplementary professional education // Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. 2015. No. 4 (77). P. 32-39.

5. Bailey A. Education in a new century. M.: Amrita-Rus, 2013. 192 pp.

6. Zimnyaya I.A. Educational psychology: a textbook for university students. M.: Logos, 1999. 382 pp.

7. Demkina E.V. Teaching potential of the educational process of the higher educational institution // Social sciences. 2012. No. 5. P. 56-65.

8. Aniskina N.N., Melnik I.O. Quality assurance of continuous education of adults: approaches and models // Supplementary professional education in the country and in the world. 2015. No. 2-3 (16-17). P. 53-70.

9. Naumova T.B. Supplementary professional education in the system of continuous education // Education. 2009. Issue 5 (66). P. 10-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.