авиаконструктор, металлург, госслужащий, диспетчер авиаперелетов, учитель биологии, инженер-технолог, инженер-конструктор, тренер, инженер-геодезист, косметолог».
Необходимо отметить, что респонденты указали профессии (направления подготовки) по многим сферам профессиональной деятельности: социальной, экономической, юридической, производственной, сферой услуг и охраны правопорядка и др., необходимым для решения проблемы кадрового обеспечения Озерского городского округа.
Необходимо также констатировать, что значительная часть опрошенных респондентов не смогли правильно сформулировать название направления (профессии) профессиональной подготовки применительно к учреждениям профессионального образования.
Проведенный мониторинг позволил сформировать целостное представление по актуальным проблемам профессионального самоопределения учащихся 11-классов общеобразовательных организаций Озерского городского округа.
Библиографический список
1. Базелюк, В.В Моделирование содержания социологического опроса по актуальным проблемам профессионального самоопределения учащихся в условиях основного и среднего общего образования / В.В. Базелюк, Е.В. Романов, А.В. Романова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4(47).
2. Мониторинг образовательного процесса в педагогическом ВУЗе: учеб. пособ. для студентов высших и средних учебных заведений / В.Д. Жаворонков, А.С. Белкин, В.Г. Горб, Е.В. Коротаева. - Екатеринбург, 2004.
Bibliography
1. Bazelyuk, V.V Modelirovanie soderzhaniya sociologicheskogo oprosa po aktualjnihm problemam professionaljnogo samoopredeleniya uchathikhsya v usloviyakh osnovnogo i srednego obthego obrazovaniya / V.V. Bazelyuk, E.V. Romanov, A.V. Romanova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. ? № 4(47).
2. Monitoring obrazovateljnogo processa v pedagogicheskom VUZe: ucheb. posob. dlya studentov vihsshikh i srednikh uchebnihkh zavedeniyj / V.D. Zhavoronkov, A.S. Belkin, V.G. Gorb, E.V. Korotaeva. - Ekaterinburg, 2004.
Статья поступила в редакцию 24.11.14
УДК 378.14
Egorova Yu.A. THE POSSIBILITY OF TRAINING COURSE OF "MANAGEMENT" FOR THE FORMATION IN A HIGHER EDUCATION SCHOOL STUDENT THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF GOAL-SETTING. The article is dedicated to the importance of the formation of professional competence of goal-setting in university students enrolled in the specialization of undergraduate program of 080100 "Economics", and the identification of relevant features of the course of "Management". The structure of the professional competence of goal-setting and its substantive content in the context of the course of "Management" is studied. The author proposes exemplary embodiment tasks for completing the "Fund assessment tools", based on the identification of the level of formation of professional competence of goal-setting. In regards to the author's main principle, based on the information and instructional support for the goal-setting of a student, the expediency of using a dictionary of terms and a student workbook is stipulated. The researcher outlines the approximate contents of a glossary of terms and the structure of the workbook.
Key words: management, control, goal-setting, professional competence of goal-setting, structure of professional competence of goal-setting, target, management objective, mission, purpose of an organization, management by objectives, tree of goals, hierarchy of objectives, theory of goal-setting, fund assessment tools, a glossary of terms, student workbook.
Ю.А. Егорова, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Чистополе, г. Чистополь, E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОГО КУРСА «МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТА ВУЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Статья посвящена обоснованию важности формирования профессиональной компетенции целеполагания у студентов вуза, обучающихся по направлению бакалавриата 080100 «Экономика», и выявлению соответствующих возможностей учебного курса «Менеджмент». Представлена структура профессиональной компетенции целеполагания и ее содержательное наполнение в контексте учебного курса «Менеджмент». Предложены примерные варианты заданий для комплектования «Фонда оценочных средств», ориентированного на выявление уровня сформированности профессиональной компетенции целеполагания. С учетом выдвинутого автором статьи принципа информационной и учебно-методической поддержки целеполагания студента, обоснована целесообразность использования словаря терминов и рабочей тетради студента. Изложены примерное содержание словаря терминов и структура рабочей тетради.
Ключевые слова: менеджмент, управление, целеполагание, профессиональная компетенция целеполагания, структура профессиональной компетенции целеполагания, цель, цель управления, миссия, цель организации, управление по целям, дерево целей, иерархия целей, теория постановки целей, фонд оценочных средств, словарь терминов, рабочая тетрадь студента.
Целеполагание является субъектным фактором успешности профессиональной деятельности. Следовательно, студенты должны еще в процессе обучения в вузе овладеть профессиональной компетенцией целеполагания.
Структура профессиональной компетенции целеполагания включает три компонента: 1) когнитивный (знаниевый): знания и представления о целеполагании; 2) личностный (эмоциональный, этический): личностное отношение к целепола-
ганию, понимание значимости целеполагания для успешности профессиональной деятельности, стремление овладеть профессиональной компетенцией целеполагания; 3) деятельностный (умения, навыки): владение методами (технологией) целеполагания и пр.
Одной из дисциплин профессионального цикла, в рамках которой имеются возможности для формирования у студентов вуза, обучающихся по направлению бакалавриата 080100 «Экономика», профессиональной компетенции целеполагания, является учебный курс «Менеджмент». Менеджмент как основополагающая дисциплина представляет целый комплекс знаний по построению и осуществлению процесса постановки и достижения целей формирования, функционирования и развития современной организации [1, с. 3]. Менеджмент - искусство постановки и достижения цели [1, с. 12]. Менеджмент осуществляет постановку и достижение целей организации, объединяя руководителей, специалистов и исполнителей в аппарат управления [1, с. 29].
Контент-анализ учебной литературы по дисциплине «Менеджмент» позволил установить следующее содержание профессиональной компетенции целеполагания.
1. Когнитивный компонент: знание определений категорий: «целеполагание», «цель», «цель управления», «иерархия целей», «задача», «средство(а) достижения целей»; знание критериев определения целей SMART, классификации целей; понимание важной роли целеполагания в обеспечении успешности профессиональной деятельности; знание: теории постановки целей, концепции управления по целям (целевого управления), программно-целевого подхода к управлению, метода построения дерева целей, модели «путь-цель»; принципов менеджмента, связанных с целеполаганием.
2. Личностный компонент: осознание: важности целеполагания, определения миссии организации, качественных целей, привлечения к целеполаганию подчиненных, согласования целей руководителя и подчиненных.
3. Деятельностный компонент: владение: методом построения дерева целей, методом программно-целевого управления; технологией: целеполагания SMART, целевого управления, определения миссии организации и средств для достижения целей.
Задачи преподавателя: учить: 1) определять цель и задачи; 2) выбирать средства достижения поставленных целей;
3) определять последствия достижения поставленных целей;
4) формировать у студентов умение самостоятельного осуществления качественного целеполагания, контроля достижения и коррекции поставленных целей.
Уточним суть некоторых конструктов, которые студентам необходимо усвоить.
Целеполагание - процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в интеллектуальной продукции и управленческих услугах и учета имеющихся реальных возможностей их наиболее полного удовлетворение (В.В. Афанасьев).
Цель - субъективное, желаемое, достижимое, необходимое состояние процесса или системы [1, с. 41]. Одной из главных задач менеджмента является определение целей деятельности организации. Цели в организации - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хочет добиться коллектив при совместной работе [2, с. 26]. Цели менеджмента как мысленные предвосхищения результатов направляют и регулируют управленческую деятельность [3, с. 58]. Для организации разрабатывают общие и специфические цели. Общие цели отражают сущность развития организации в целом. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности организации. Менеджмент должен обеспечить достижение цели при минимальных затратах и максимальной эффективности [2, с. 27].
Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задача - это некоторая совокупность вопросов, подлежащих решению (В.И. Сетков).
Миссия организации - это: главная (основная общая) цель организации, ясно выраженная причина ее существования (Л.Е. Басовский).
Целевое управление - это процесс, состоящий из: а) четырех этапов: 1) выработка ясной и сжатой формулировки цели; 2) разработка реальных планов достижения целей; 3) систематический контроль и измерение качества работы и результатов;
4) принятие корректирующих мер для достижения планируемых результатов [2, с. 26]; б) восьми этапов: 1) разработка долгосрочных целей фирмы; 2) оценка действующей организационной структуры управления; 3) разработка целей структурных подразделений; 4) доведение выбранных целей до подразделений -обоснование построения дерева целей; 5) доведение целей до каждого конкретного исполнителя; 6) реализация целей; 7) оценка достигнутых результатов; 8) коррекировка целей [3, с. 81-84].
Принципы менеджмента, связанные с целеполагани-
ем: принцип ориентации на долгосрочные цели развития (характерен для внутрифирменного управления) [2, с. 36]; принцип учета особенностей окружающей среды в процессе определения целей [1, с. 11]; принцип ответственности руководителя за выбор и постановку действительно необходимых и значимых целей организации [1, с. 11].
Лидерство - способность выдвигать цели для организации (группы) и эффективно использовать все имеющиеся источники власти для их реализации [3, с. 351].
Одно из отличий менеджера и лидера заключается в том, что менеджер работает по целям других, а лидер работает по своим целям [5, с. 478]. Модель лидерства «путь-цель» Хауза и Митчелла констатирует, что эффективный лидер - это тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели [5, с. 506].
Теория постановки целей исходит из того, что поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, так как именно ради достижения этих целей человек осуществляет определенные действия [5, с. 166].
Необходимым условием для осуществления оценки уровня сформированности у студентов профессиональной компетенции целеполагания в области «менеджмент», является «Фонд оценочных средств», содержащий когнитивно-, личностно- и дея-тельностно-ориентированные задания.
Оценить уровень сформированности когнитивного компонента профессиональной компетенции целеполагания можно на основе анализа качества ответов студента на следующие вопросы: 1) почему менеджмент называют искусством постановки и достижения цели?; 2) в чем состоят основные задачи менеджмента? [1, с. 14]; 3) что такое миссия организации?; 4) раскройте содержание понятия цели; почему цель является одной из важнейших характеристик в системе управления?; 5) в чем различие между глобальной целью и целями функционирования?; 6) как можно представить процесс распределения целей по уровням управления?; 7) что такое качественные и количественные цели? приведите примеры; 8) как происходит процесс формирования качественных целей?; 9) раскройте содержание этапов целевого управления [3, с. 92]; 10) как взаимосвязаны цели управления и средства их достижения? [3, с. 58]; 11) в чем суть теории постановки целей? Кто автор данной теории?
Оценить уровень сформированности личностного компонента профессиональной компетенции целеполагания можно на основе анализа качества ответов студента на вопросы: 1) необходимо ли руководителю владеть компетенцией целеполагания; почему?; 2) несет ли ответственность руководитель за определение целей организации?; 3) кто несет ответственность за последствия достижения поставленных целей?
Оценить уровень сформированности деятельностного компонента профессиональной компетенции целеполагания можно на основе анализа качества выполнения студентом следующих заданий: 1) сформулируйте глобальную цель и цели функционирования вашей организации; 2) постройте дерево целей; 3) выберите и сформулируйте цели, стоящие перед вашим подразделением; проанализируйте эти цели и укажите пути, по вашему мнению, наиболее правильные и экономичные для их достижения [3, с. 92]; 4) пусть одной из целей управления являются модернизация выпускаемой продукции и расширение для нее рынка сбыта; постройте дерево целей и сформулируйте для одной из подцелей задачи управления [3, с. 58]; 5) сформулируйте задачи управления маркетингом по составляющим маркетингового комплекса [3, с. 74]; 6) приведите пример и проанализируйте, каким образом наличие (отсутствие) необходимой информации может повлиять на постановку и достижение поставленной цели организации [1, с. 50].
С учетом выдвинутого автором статьи принципа информационной и учебно-методической поддержки целеполагания студента, для сопровождения формирования профессиональной компетенции целеполагания целесообразно применение специ-
ально разработанных: словаря терминов и рабочей тетради студента (РТС).
Словарь терминов включает следующие категории: целе-полагание, цель, цель управления, задача, дерево целей, средство достижения целей, иерархия целей, классификация целей, требования к целям, управление по целям (целевое управление), согласование целей, миссия организации, лидерство, программно-целевая структура, долгосрочные цели, среднесрочные цели, краткосрочные цели, реализация целей, корректировка целей, качественные цели, количественные цели и т.д.
Рабочая тетрадь студента есть многофункциональное дидактическое средство, обеспечивающее реализацию комплексных функций (функции сопровождения, обучающей функции, функции индивидуализации обучения, рефлексивно-оценочной и информационно-коммуникационной функции) и являющееся ведущим элементом системы самостоятельной ра-
Библиографический список
боты студента [4, с. 10]. В структуре РТС выделены три блока: инструктивно-методический, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный [4, с. 25]. Автором статьи разработана и апробирована в учебном процессе «Рабочая тетрадь студента для формирования профессиональной компетенции целепола-гания в рамках учебного курса "Менеджмент"», включившая блок целеполагания и блок целедостижения (содержит инструкцию по достижению поставленных целей; шкалы для самооценки уровня достижения поставленных целей и самооценки уровня удовлетворенности от достижения целей; виды дополнительных работ, которые необходимо выполнить для окончательного достижения целей). Все элементы рабочей тетради представлены в трехмерной (когнитивно-личностно-деятельностной) форме. Завершает тетрадь заключение, ориентированное на рефлексию достижений студента в формировании профессиональной компетенции целеполагания.
1. Райченко, A.B. Менеджмент: учеб. пособ. I A.B. Райченко, ИБ. Хохлова. - М., 2GG7.
2. Bершигора, Е.Е. Менеджмент: учеб. пособ. - М., 2GG8.
3. Менеджмент: учебник I под ред. М.М. Максимцова, МЛ. Комарова. - М., 2GG2.
4. Голобокова, Г.И. Рабочая тетрадь как многофункциональное дидактическое средство в системе самостоятельной работы студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2G12.
5. Bиханский О.С. Менеджмент: учебник I О.С. Bиханский, A.K Наумов. - М., 2GG2.
Bibliography
1. Rayjchenko, A.V. Menedzhment: ucheb. posob. I A.V. Rayjchenko, I.V. Khokhlova. - M., 2GG7.
2. Vershigora, E.E. Menedzhment: ucheb. posob. - M., 2GG8.
3. Menedzhment: uchebnik I pod red. M.M. Maksimcova, M.A. Komarova. - M., 2GG2.
4. Golobokova, G.I. Rabochaya tetradj kak mnogofunkcionaljnoe didakticheskoe sred-stvo v sisteme samostoyateljnoyj rabotih studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Chita, 2G12.
5. Vikhanskiyj O.S. Menedzhment: uchebnik I O.S. Vikhanskiyj, A.I. Naumov. - M., 2GG2.
Статья поступила в редакцию 24.11.14
УДК 378.14
Egorova Yu.A. THE POSSIBILITY OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF GOAL-SETTING AT UNIVERSITY STUDENTS IN THE CLASSES ON "FUNDAMENTALS OF PERSONNEL MANAGEMENT". In the article the importance of formation of professional competence of goal-setting in the field of personnel management of the students enrolled in the bachelor's programs of 080100 "Economics" and 081100 "State and municipal management" is studied. The author also identifies the necessary potential of the discipline "Fundamentals of personnel management". The paper shows the contents of a ternary (cognitive-personality-activity) of the structure of the professional competence of goal-setting in the field of personnel management. The author proposes exemplary embodiment tasks for completing the "Fund assessment tools", based on the identification of the level of formation of professional competence components of goal-setting. The work has definitions of exterior and interior conditions of efficiency of formation of students' professional competence of goal-setting in the field of personnel management.
Key words: personnel management; human resource management system; principles of personnel management related to goal-setting; HR Manager; goal-setting; methodological basis for goal-setting; general goal of personnel management; tree of purposes of personnel management; hierarchy of objectives; management by objectives; theory of goal-setting; task management personnel; professional competence of goal-setting in the field of personnel management; goal-setting structure of professional competence in the field of personnel management; cognitive component of competence; personal component of competence; activity component of competence; Fund assessment tools; glossary of terms; student workbook; conditions of efficiency of formation of professional competence of goal-setting; external conditions; internal conditions.
Ю.А. Егорова, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Чистополе, г. Чистополь, E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТА ВУЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»
В статье обоснована значимость формирования профессиональной компетенции целеполагания в области управления персоналом у студентов, обучающихся по направлениям бакалавриата 080100 «Экономика» и 081100 «Государственное и муниципальное управление» и выявлены необходимые для этого возможности дисциплины «Основы управления персоналом». Представлено содержание трехкомпонентной (когнитив-но-личностно-деятельностной) структуры профессиональной компетенции целеполагания в области управления персоналом. Предложены примерные варианты заданий для комплектования «Фонда оценочных средств»,