RUDN Journal of Informatization in Education
Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования
2020 Vol. 17 No. 1 26-35
http://journals.rudn.ru/ informatization-education
DOI 10.22363/2312-8631-2020-17-1-26-35 Научная статья
УДК 378
Возможности ТУИС И МООК в комплексном решении задач обучения иностранных студентов в российских вузах
А.А. Белоглазов1, Л.Б. Белоглазова2, И.М. Мальков3,
Н.А. Антонова2, Л.А. Алексеева2, П.А. Копылова2, Н.В. Новоселова2, С.Д. Пудовкина2, И.А. Белоглазова4
'Московский государственный гуманитарно-экономический университет
Российская Федерация, 107150, Москва, ул. Лосиноостровская, 49 2Российский университет дружбы народов
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 3 3Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова Российская Федерация, 677000, Якутск, ул. Белинского, 58 4ООО «Центр автоматизации» Российская Федерация, 127238, Москва, Локомотивный проезд, д. 21, корп. 5
Аннотация. Проблема и цель. В статье актуализируется проблема интеграции возможностей массового открытого онлайн-курса (МООК) и телекоммуникационной учебно-информационной системы (ТУИС) вуза, рассматриваемая с учетом выявления возможностей данной интеграции для комплексного решения задач обучения иностранных студентов в вузе.
Методология. Одним из наиболее эффективных решений в рамках перспектив развития современного вуза является на сегодняшний день интеграция систем МООК и ТУИС.
Результаты. Выявлены возможности инновационных форм дистанционного образования для организации учебного процесса в вузе. Определены и раскрыты перспективные возможности интеграции МООК и ТУИС в рамках функционирования современной цифровой образовательной среды вуза.
Заключение. Интеграция систем МООК и ТУИС позволяет нивелировать нюансы, связанные с ориентацией МООК на большое количество пользователей. Несмотря на то, что численность студентов вузов высока, учет особенностей конкретного вуза обеспечивается взаимодействием систем МООК и ТУИС, что делает учебный процесс прогрессивным, инновационным и ориентированным на современные тенденции развития.
Ключевые слова: массовый открытый онлайн-курс, МООК, телекоммуникационная учебно-информационная система, ТУИС, информатизация образования, обучение иностранных студентов в российских вузах, дистанционное образование
Постановка проблемы. Развитие информационных и телекоммуникационных технологий, их стратегическая направленность, обусловливающая увеличение информационного потенциала современного вуза, являются на
© Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., Мальков И.М., Антонова Н.А., Алексеева Л.А., Копылова П.А., Новоселова Н.В., Пудовкина С.Д., Белоглазова И.А., 2020
Q I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License iti^Bi^e https://creativecomn10ns.0rg/licenses/by/4.O/
сегодняшний одними из основных показателей рейтинговой позиции образовательного учреждения на международной арене. Данные характеристики определяют не только способность вуза к вхождению в мировое информационное пространство, но и огромные возможности самого вуза в эффективном использовании этих ресурсов [2; 7].
Наибольшую значимость в этой связи приобретают возможности организации образовательного процесса и его функциональная поддержка, роль которых неуклонную расширяется в рамках привлечения к обучению в вузе студентов - граждан других государств и их сопровождения в процессе профессиональной подготовки. Эта значимость опосредована двумя основными факторами: с одной стороны, это развитие информационно- и телекоммуникационной сети образовательного учреждения, а с другой - уровень их использования в данном образовательном учреждении [5; 6; 9; 12; 14; 15].
Необходимо отметить, что данные факторы являются взаимозависимыми, взаимодействующими и взаимообусловливающими, что актуализирует достаточно важный аспект: современная развитая информационно-коммуникационная сеть позволяет реализовать в образовательной среде и наиболее инновационные технологии, а следовательно, делать образовательный процесс эффективнее, что, в свою очередь, обеспечит стимулирование к обучению студентов и преподавателей данного вуза [3; 11].
Необходимо отметить, что в контексте развития информационных и телекоммуникационных технологий (в нашем случае в вузах), использующих современные средства коммуникации, как правило, функционируют интегрировано несколько сетей связи, которые и определяют задачи, стратегические направления, а также тактику использования данных технологий для формирования современной образовательной среды [10].
Данный вектор развития инноваций в контексте информационно-коммуникационных технологий не просто определяет технологические стороны реализации образовательной политики современных вузов, но формирует в соответствии с современными реалиями так называемую информационную среду обитания, которая в рамках образовательного учреждения должна на сегодняшний день отвечать требованиям языковой интегрированности, то есть полностью обеспечивать образовательные потребности студентов, имеющих принадлежность к различным языковым группам [4; 13].
Помимо этого, так называемая потребительская ценность [2] реализации в вузе теле- и информационно-коммуникационных технологий обучения (что особенно важно для иностранных студентов) позволяет образовательному учреждению успешно представлять собственные конкурентные позиции на международном образовательном рынке, предлагая различные инновационные решения использования вышеуказанных технологий в плане создания новых образовательных продуктов, образовательных ресурсов, а также услуг. На этой основе современный вуз необходимо рассматривать с позиции сложной функциональной системы, в которой взаимосвязаны все процессы: научно-исследовательская деятельность, учебная деятельность, финансово-экономическая, информационно-маркетинговая, в рамках которой формирование цифровой образовательной среды позволяет осуществлять эффективное повышение качества предлагаемых образовательных услуг и т. п. [8].
Методы исследования. В современной системе образования намечены перспективные стратегии, отражающие следующие основные тенденции:
- переход от традиционных форм, а также традиционной организации обучения к инновационно-технологическим и их «перевод» в самостоятельную деятельность студентов; данный фактор обусловливает масштабный процесс разработки и внедрения в учебный процесс открытых онлайн-курсов, или МООК, реализацию смешанного обучения (blended learning), так называемые перевернутые классы, представляющие собой сочетание традиционных форм и организации обучения с использованием элементов электронного обучения (e-learning, m-learning, BYOD); в каждом из этих видов и способов обучения используются специальные компьютерные технологии, а также информационно-технологический инструментарий коммуникативного взаимодействия (компьютерное сетевое, телекоммуникационные системы связи: мобильная спутниковая, подвижная, транкинговая, циркулярная и др.), позволяющие интегрировать в разрабатываемые электронные образовательные ресурсы различные интерактивные элементы всевозможных форматов коммуникации (к таким форматам можно отнести телекоммуникационную учебно-информационную систему - ТУИС);
- трансформация традиционной ролевой деятельности преподавателя от носителя знаний и его передачи обучающимся к разнофункциональной ролевой идентификации в образовательном процессе: преподаватель-модератор, преподаватель-тьютор, преподаватель-наставник, преподаватель-корректор, преподаватель-направляющий, преподаватель-координатор и т. д.; необходимо отметить, что часть данных ролей в процессе реализации информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий может выполняться и самими студентами в пределах организации оперативного доступа к информационным (в том числе образовательным) ресурсам вуза в рамках компетенции и прав доступа студентов.
Таким образом, необходимо говорить о формировании единого информационно-коммуникационного пространства, в котором совокупность учебно-методических, программных, организационных и технологических компонентов будет объединена функционирующими в рамках вуза (а также по необходимости и за его пределами) телекоммуникационными средствами взаимодействия.
Именно в таком ракурсе становится необходимым и востребованным развитие цифрового образовательного пространства, в котором обеспечивается оперативный доступ к образовательным ресурсам и осуществляется оперативное коммуникационное взаимодействие в контексте использования данных ресурсов.
Одним из наиболее эффективных решений в рамках рассматриваемых перспектив развития современного вуза является на сегодняшний день интеграция таких систем, как МООК и ТУИС.
МООК (массовые открытые онлайн-курсы) как инновационная форма дистанционного образования делает современное образование открытым и доступным, то есть отвечающим основным регулирующим принципам гуманизации образования, что является особенно значимым с позиций удовлетво-
рения образовательных потребностей иностранных граждан, обучающихся в иноязычной и инокультурной образовательной среде. Неограниченное временем, локацией, точкой доступа и количеством обращение к образовательному ресурсу делает перспективной данную образовательную технологию.
На сегодняшний день большинство МООК представлено видеолекциями, сопровождаемыми одним или несколькими преподавателями. Как правило, такая видеолекция имеет поддержку в виде аудио- и видеоматериалов, а также ссылок на дополнительные ресурсы. Лекция поддерживается функцией контроля, которая реализуется в тестовом формате: это позволяет осуществлять контроль и самоконтроль обучения; понимание изложенного материала, долю усвоенной информации и глубину ее усвоения; также реализуется функция закрепления представленного материала, основанная на приложенных к курсу дополнительных материалов для самостоятельной работы.
Среди наиболее известных проектов в сфере массового онлайн-образования можно назвать такие, как Coursera, edX, Udacity и другие, позволяющие осуществлять публикацию образовательных материалов в интернет-среде в виде набора различных онлайн-курсов [1].
Среди российских образовательных платформ можно выделить Stepik (образовательная платформа со встроенным конструктором открытых онлайн-курсов), UNIWEB и «Универсариум», ориентированные на распространение качественного образования на русском языке и др.
Среди многих преимуществ подобных образовательных ресурсов можно выделить основные:
- курсы МООК имеют совмещенность с различными компьютерными системами, информационно-коммуникационными ресурсами и соответствующим технологическим интернет-инструментарием;
- разработка МООК сопровождается использованием существующих средств программного обеспечения, что значительно облегчает процесс создания данного электронного образовательного ресурса;
- разработка МООК поддерживается интеграцией с такими средствами коммуникации и телекоммуникации, как вебинар, форум, блоги, электронные почти, мессенджеры, подкасты и прочие; особенно это имеет огромное значение в обучении языкам, позволяя сочетать практически все виды образовательной деятельности;
- МООК ориентированы на использование их в учебном процессе образовательных учреждений, что позволяет решать многие задачи, связанные с учетом специфики этапа адаптации студентов, языковой поддержки студентов - иностранных граждан, дополнительного образования в рамках индивидуального образовательного маршрута и мн. др.;
- обеспечение взаимодействия участников курсов между собой, а также с преподавателями; это позволяет студентам объединяться в группы при выполнении заданий, получать оперативные консультации и другую информационную поддержку и т. д.
Необходимо отметить, что системы МООК обеспечивают поддержку процесса общения на основе средств электронной коммуникации. И, если отталкиваться от выявления недостатков МООК как открытых доступных систем
в мировом интернет-пространстве, можно отметить, что интеграция средств коммуникации в систему функционирования курсов ориентирована на широкий круг участников курсов (большие группы участников), что, например, затрудняет общение в режиме реального времени или является недостаточно подходящим по расписанию. Также следует отметить и то, что взаимное оценивание деятельности является не всегда эффективным.
Все эти возможные минусы призвана учесть ТУИС (телекоммуникационная учебно-информационная система), представляющая собой систему информационно-коммуникационного взаимодействия, отражающую специфику конкретного образовательного учреждения.
Необходимо отметить, что успешная интеграция ТУИС и МООК реализована во многих ведущих высших образовательных учреждениях. К таким вузам относятся МГУ имени М.В. Ломоносова, РУДН и др. Взаимодействие ТУИС и МООК позволяет учебному заведению оптимизировать процесс организации учебной деятельности, эффективно корректировать его в соответствии не только с высокой численностью обучающихся, но и с их особыми образовательными потребностями (к таким обучающимся относятся и иностранные студенты).
Результаты и обсуждение. Перспективные возможности интеграции ТУИС и МООК в комплексном решении задач обучения иностранных студентов заключаются в следующих основных аспектах:
- информационной доступности на основе создания информационно-коммуникационной поддержки как преподавателей, так и студентов;
- простоте использования образовательной платформы для субъектов образовательного процесса, а также удобстве учебно-методической поддержки: это реализуется за счет того, что интеграция ТУИС и МООК позволяет преподавателям осуществлять удобное использование разработанных (для данной телекоммуникационной системы и электронной платформы) электронных конструкторов при создании электронных образовательных ресурсов, поддерживаемых данными системами, использовать встроенные конструкторы для разработки электронных учебных пособий и т. д.; помогает преподавателю учесть многие факторы обучения иностранных студентов, а иностранным студентам быстрее адаптироваться к образовательной среде;
- гибкости настроек в процессе работы с электронной образовательной платформой: каждый преподаватель может сделать удобные для себя настройки и выбрать способ общения со студентами;
- расширении функциональных возможностей платформы и системы коммуникации для создания и использования электронных образовательных ресурсов и обратной связи, а также организации учебного процесса в условиях обучения студентов различного уровня подготовленности;
- функциональной поддержке учебных материалов, обеспечивающейся наличием внутри электронной образовательной платформы средств для разработки электронного образовательного контента без использования стороннего редактора;
- единой и удобной системе коммуникации и формирования отчетов по результатам образовательной деятельности иностранных студентов (это важно как для преподавателей, так и для студентов);
- удобной системе организации пользователей курсов с наличием средств коммуникации и каналов обратной связи: управление потоками и группами студентов, возможность распределения студентов не только по большим потокам, но и по группам (для дифференциации учебной деятельности) и др.
Заключение. Интеграция ТУИС и МООК позволяет нивелировать минусы, связанные с ориентацией МООК на большое количество пользователей. Несмотря на то что численность студентов вузов также высока, все же учет особенностей конкретного вуза (контингент обучающихся, расписание, учет национальных особенностей иностранных студентов, учет дифференциации и возможностей индивидуализации процесса на основе сопровождающей деятельности и пр.) обеспечивается взаимодействием этих двух систем, что делает учебный процесс прогрессивным, инновационным и ориентированным на современные тенденции развития.
Список литературы
[1] Азимов Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) // Вестник Российского университета дружбы народов. Вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 4. С. 124-129.
[2] Архипова З.В. Современные информационно-телекоммуникационные системы как фактор повышения конкурентоспособности высших учебных заведений // Известия Байкальского государственного университета. 2014. № 1. С. 126-130.
[3] Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., Мокашов В.В., Копылова П.А. Дистанционное обучение как один из способов эффективного обучения иностранных студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018. № 5 (15). С. 38-45.
[4] Бем Н.А. МООС как тренд современного онлайн-образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 11 (42). Ч. 4. С. 63-64.
[5] Бойцова Н.Н. Международное сотрудничество вузов как важный компонент в системе непрерывного образования // Молочнохозяйственный вестник. 2012. № 3 (7). С. 16-21.
[6] Будлянская Н.И., Молчан А.Ю. Международное сотрудничество и экспорт образовательных услуг в сфере высшего образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-4. С. 23-25.
[7] Васютина Т.Л., Стахно Р.Е. Применение современных информационных технологий в обучении // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 7 (49). С. 52-54.
[8] Заворина Е.Г. МООС в цифровом маркетинге образовательных продуктов // Московский экономический журнал. 2019. № 8. С. 771-783.
[9] Егорова А.Ю. Формирование готовности иностранных студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий при обучении в техническом вузе. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27688 (дата обращения: 10.09.2019).
[10] Карташова А.А. Университет как сложная саморазвивающаяся система // Векторы благополучия: экономика и социум. 2013. № 2 (8). С. 131-135.
[11] Кущева Н.Б., Терехова В.И. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России // Проблемы современной экономики. 2018. № 1 (65). С. 191-194.
[12] Рассказова А.Н. Модель оценки эффективности повышения индивидуальных компетенций на основе онлайн-обучения // E-learning stakeholders and researchers summit: материалы международной конференции. М., 2017. С. 145-160.
[13] Устюжанина Е.В., Евсюкова Е.В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2018. № 1 (97). С. 3-12.
[14] Чикишев Е.М., Чикишева А.А. Оценка роли учреждения высшего образования в социальной адаптации и интеграции иностранных обучающихся в российскую среду // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 8 (52). С. 408-427.
[15] Шахман И. С. Адаптация к условиям обучения в российских вузах как определяющий фактор эффективности образовательного процесса иностранных студентов // Наука и школа. 2014. № 4. С. 154-158.
История статьи:
Дата поступления в редакцию: 17 сентября 2019 г. Дата принятия к печати: 22 октября 2019 г.
Для цитирования:
Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., Мальков И.М., Антонова Н.А., Алексеева Л.А., Ко-пылова П.А., Новоселова Н.В., Пудовкина С.Д., Белоглазова И.А. Возможности ТУИС и МООК в комплексном решении задач обучения иностранных студентов в российских вузах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020. Т. 17. № 1. С. 26-35. http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-1-26-35
Сведения об авторах:
Белоглазов Александр Анатольевич, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры прикладной математики и информатики по областям факультета прикладной математики и информатики Московского государственного гуманитарно-экономического университета. E-mail: [email protected]
Белоглазова Лилия Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка Российского университета дружбы народов. E-mail: [email protected]
Мальков Игорь Михайлович, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения информатике Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. E-mail: [email protected]
Антонова Наталья Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка Российского университета дружбы народов. E-mail: ^[email protected]
Алексеева Лилия Александровна, старший преподаватель кафедры русского языка Российского университета дружбы народов. E-mail: [email protected]
Копылова Полина Александровна, старший преподаватель кафедры русского языка Российского университета дружбы народов. E-mail: к[email protected]
Новоселова Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры русского языка Российского университета дружбы народов. E-mail: [email protected]
Пудовкина Софья Дмитриевна, педагог кафедры русского языка Российского университета дружбы народов. E-mail: к[email protected]
Белоглазова Ирина Александровна, референт-переводчик Центра автоматизации города Москвы. E-mail: [email protected]
Research article
Possibilities of telecommunicational training and information system and MOOC in comprehensive solution of tasks of teaching foreign students in Russian universities
Alexander A. Beloglazov1, Lilia B. Beloglazova2, Igor M. Malkov3, Natalia A. Antonova2, Liliya A. Alekseeva2, Polina A. Kopylova2,
Natalia V. Novoselova2, Sofya D. Pudovkina2, Irina A. Beloglazova4
Moscow State University of Humanities and Economics
49 Losinoostrovskaya St, Moscow, 107150, Russian Federation 2People Friendship University of Russia (RUDN University) 10 Miklukho-Maklaya St, bldg. 3, Moscow, 117198, Russian Federation 3M.K. Ammosov North-Eastern Federal University 58 Belinskogo St, Yakutsk, 677000, Russian Federation 4Automation Center, LLC 21 Lokomotivnyi Passage, bldg. 5, Moscow, 127238, Russian Federation
Abstract. Problem and goal. The article actualizes the problem of integrating the capabilities of a massive open online course (MOOC) and a telecommunicational training and information system (TUIS) of the university, taking into account the identification of opportunities for this integration for a comprehensive solution of the problems of teaching foreign students at the university.
Methodology. One of the most effective solutions in the framework of the considered prospects for the development of a modern university is the integration of MOOC and TUIS systems.
Results. The possibilities of innovative forms of distance education for the organization of the educational process in the university are revealed. The perspective possibilities of integration of the MOOC and the telecommunication educational and information system within the functioning of the modern digital educational environment of the university are identified and disclosed.
Conclusion. The integration of MOOC and TUIS systems allows to neutralize the nuances associated with the orientation of MOOC to a large number of users. Despite the fact that the number of university students is high, taking into account the characteristics of a particular university is provided by the interaction of MOOC and TUIS systems, which makes the educational process progressive, innovative and focused on modern development trends.
Key words: massive open online course, MOOC, telecommunicational training and information system, TUIS, informatization of education, training of foreign students in Russian universities, distance education
References
[1] Azimov EG. Using MOOC in teaching Russian as a foreign language (achievements and opportunities). RUDN Journal of Language Education and Translingual Practices. 2014;(4):124-129.
[2] Arkhipova ZV. Sovremennye informacionno-telekommunikacionnye sistemy kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti vysshih uchebnyh zavedenij [Modern information and telecommunication systems as a factor of increasing the competitiveness of higher
educational institutions]. Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Baikal State University]. 2014;(1):126-130.
[3] Beloglazov AA, Beloglazova LB, Mokashov VV, Kopylova PA. Remote training as one of the methods of effective training for foreign students. RUDN Journal of Informatization in Education. 2018;15(1):38-45.
[4] Bem NA. MOOC kak trend sovremennogo onlajn-obrazovaniya [MOOC as a trend of modern online education]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International research journal]. 2015;11(42)-4:63-64.
[5] Boitsova NN. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo vuzov kak vazhnyj komponent v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [International cooperation of higher education institutions as an important component in the system of continuous education]. Molochno-hozyajstvennyj vestnik [Molochnohozyajstvennyj vestnik]. 2012;3(7): 16-21.
[6] Budlyanskaya NI, Molchan AYu. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo i eksport obrazo-vatel'nyh uslug v sfere vysshego obrazovaniya [International cooperation and export of educational services in the field of higher education]. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of humanities and natural sciences]. 2017;(2-4):23-25.
[7] Vacyutina TL, Stahno RE. Primenenie sovremennyh informacionnyh tekhnologij v obuchenii [Application of modern information technologies in training]. Problemy sov-remennoj nauki i obrazovaniya [Problems of modern science and education]. 2016; 7(49):52-54.
[8] Zavorina EG. MOOC v cifrovom marketinge obrazovatel'nyh produktov [MOOC in digital marketing of educational products]. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal [Moscow economic journal]. 2019;(8):771-783.
[9] Egorova AYu. Formirovanie gotovnosti inostrannyh studentov k ispol'zovaniyu infor-macionno-kommunikacionnyh tekhnologij pri obuchenii v tekhnicheskom vuze [Formation of readiness offoreign students to use information and communication technologies when studying at a technical university]. Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27688 (accessed: 10.09.2019).
[10] Kartashova AA. Universitet kak slozhnaya samorazvivayushchayasya sistema [University as a complex self-developing system]. Vektory blagopoluchiya: ekonomika i socium [Vectors of well-being: economy and society]. 2013;2(8):131-135.
[11] Kushcheva NB, Terekhova VI. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v vys-shem obrazovanii Rossii [Modern digital educational environment in higher education in Russia]. Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of modern economy]. 2018; 1(65):191-194.
[12] Rasskazova AN. Model' ocenki effektivnosti povysheniya individual'nyh kompetencij na osnove onlajn-obucheniya [Model for evaluating the effectiveness of improving individual competencies based on online training]. E-learning stakeholders and researchers summit: materials of the international conference (p. 145-160). Moscow; 2017.
[13] Ustyuzhanina EV, Evsyukova EV. Cifrovizaciya obrazovatel'noj sredy: vozmozhnosti i ugrozy [Digitalization of the educational environment: opportunities and threats]. Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Bulletin of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov]. 2018;1(97):3-12.
[14] Chikishev EM, Chikisheva AA. Ocenka roli uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya v social'noj adaptacii i integracii inostrannyh obuchayushchihsya v rossijskuyu sredu [Assessment of the role of higher education institutions in social adaptation and integration of foreign students in the Russian environment]. Russian Journal of Education and Psychology. 2015;8(52):408-427.
[15] Shakhman IS. Adaptaciya k usloviyam obucheniya v rossijskih vuzah kak opredelyayu-shchij faktor effektivnosti obrazovatel'nogo processa inostrannyh studentov [Adaptation to the conditions of study in Russian universities as a determining factor of the effectiveness of the educational process of foreign students]. Nauka i shkola [Science and School]. 2014;(4):154-158.
Article history:
Received: 17 September 2019 Accepted: 22 October 2019
For citation:
Beloglazov AA, Beloglazova LB, Malkov IM, Antonova NA, Alekseeva LA, Kopylova PA, Novoselova NV, Pudovkina SD, Beloglazova IA. Possibilities of telecommunicational training and information system and MOOC in comprehensive solution of tasks of teaching foreign students in Russian universities. RUDN Journal of Informatization in Education. 2020;17(1):26-35. http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-1-26-35
Bio notes:
Alexander A. Beloglazov, candidate of technical sciences, associate professor, associate professor of the department of applied mathematics and informatics by the fields of the faculty of applied mathematics and informatics, Moscow State University of Humanities and Economics. E-mail: [email protected]
Lilia B. Beloglazova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: [email protected]
Igor M. Malkov, senior lecturer at the department of theory and methods of teaching informatics at the Institute of Mathematics and Informatics of the M.K. Ammosov NorthEastern Federal University. E-mail: [email protected]
Natalia A. Antonova, candidate of philology, associate professor, associate professor of the Russian language department of the Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: [email protected]
Liliya A. Alekseeva, senior lecturer at the Russian language department of the Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: [email protected]
Polina A. Kopylova, senior lecturer at the Russian language department of the Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: [email protected]
Natalia V. Novoselova, senior lecturer at the Russian language department of the Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: [email protected]
Sofya D. Pudovkina, teacher of the Russian language department of the Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: [email protected]
Irina A. Beloglazova, assistant translator at the Moscow Automation Center. E-mail: [email protected]