Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ТЕСТА СМИЛ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕСТА СМИЛ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ТЕСТ "СТАНДАРТИЗОВАННОЕ МНОГОФАКТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ" / ТЕСТИРОВАНИЕ ЖЕНЩИН / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сухова Е.В.

Субъективное мнение лица, проводящего собеседование при приеме на работу, может повлиять на результат. Претендент может готовиться к собеседованию и использовать «социальную маску». Профессиональный отбор проводиться для того, чтобы изначально отсеять людей, не подходящих по личностным качествам. Использование теста «Стандартизованное многофакторное исследование личности» до собеседования поможет провести его более эффективно, задавать целенаправленные вопросы кандидату. Тестирование в компьютерном варианте занимает от 30 до 40 минут. Проведено тестирование 98 мужчин среднего возраста 39,6 ± 2,6 лет и 142 женщин среднего возраста 39,7 ± 2,9 лет, жителей г. Самары. Никто из них не болел выраженными нервно-психическими, психосоматическими или тяжелыми, хроническими соматическими заболеваниями. Полученные данные возможно использовать в качестве нормативных показателей в процессе профессионального отбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF SMRP TEST IN PROFESSIONAL SELECTION

Subjective opinion of a personconducting a job interview can infl uence the result.Candidate can prepare for the interview and wear a “social mask”. Professional selection is conducted in order to primarilyeliminate people who do not meet personal characteristics requirements.Implementation of “Standardized multivariable research of personality” test prior to an interview will help to conduct it more eff ectively, to ask a candidate specifi c questions. Computer-based testing takes from 30 to 40 minutes to complete. Testing was conducted among 98 men of middle age (39,6±2,6) and 142 women of middle age (39,7±2,9), all habitants of Samara. None of them had expressed neuropsychic, psychosomatic or heavy, chronic somatopathies. The obtained data can be used as normative indexes in the process of professional selection.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ТЕСТА СМИЛ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ»

возможности теста смил в профессиональном отборе

POTENTIAL OF SMRP TEST IN PROFESSIONAL SELECTION

ПОЛУЧЕНО 19.02.2015 ОДОБРЕНО 10.03.2015 ОПУБЛИКОВАНО 17.04.2015 УДК 378 DOI 10.12737/11197

сухова е.в.

Д-р мед. наук, проф., профессор кафедры «Экономика труда и управление персоналом» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», Самара

SUKHOVA E.V.

Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Professor of Department "Economy of Labor and Personnel Management" of Samara State Economic University, Samara

e-mail: noemotions1993@mail.ru

Аннотация

Субъективное мнение лица, проводящего собеседование при приеме на работу, может повлиять на результат. Претендент может готовиться к собеседованию и использовать «социальную маску». Профессиональный отбор проводиться для того, чтобы изначально отсеять людей, не подходящих по личностным качествам. Использование теста «Стандартизованное многофакторное исследование личности» до собеседования поможет провести его более эффективно, задавать целенаправленные вопросы кандидату. Тестирование в компьютерном варианте занимает от 30 до 40 минут. Проведено тестирование 98 мужчин среднего возраста 39,6 ± 2,6 лет и 142 женщин среднего возраста 39,7 ± 2,9 лет, жителей г. Самары. Никто из них не болел выраженными нервно-психическими, психосоматическими или тяжелыми, хроническими соматическими заболеваниями. Полученные данные возможно использовать в качестве нормативных показателей в процессе профессионального отбора. Ключевые слова: анкетирование, тест «Стандартизованное многофакторное исследование личности», тестирование мужчин, тестирование женщин, профессиональный отбор.

Abstract

Subjective opinion of a personconducting a job interview can influence the result.Candidate can prepare for the interview and wear a "social mask". Professional selection is conducted in order to primarilyeliminate people who do not meet personal characteristics requirements.Implementation of "Standardized multivariable research of personality" test prior to an interview will help to conduct it more effectively, to ask a candidate specific questions. Computer-based testing takes from 30 to 40 minutes to complete. Testing was conducted among 98 men of middle age (39,6±2,6) and 142 women of middle age (39,7±2,9), all habitants of Samara. None of them had expressed neuropsychic, psychosomatic or heavy, chronic somatopathies. The obtained data can be used as normative indexes in the process of professional selection.

Keywords: questionnaire, «standardized multivariable research of personality» test, testing of men, testing of women, professional selection.

При приеме на работу, при наличии вакантных должностей, неизбежен процесс личного взаимодействия работодателя и претендента на должность. Помимо диплома и опыта работы, работодателя, как правило, интересует ряд вопросов: не конфликтен ли данный человек? Насколько высока его работоспособность? Насколько он готов к творческому росту? Насколько он умеет приспосабливаться к коллективу? Насколько он способен, по склонностям своего характера, к данной работе?

Получить ответы на эти и ряд других вопросов возможно, если претенденту предоставить возможность пройти испытательный срок. Однако в современных социально-экономических условиях, в условиях ужесточившейся конкуренции у ряда предприятий эта возможность уже отсутствует. При личной встрече, если она продолжается длительное время, не всегда даже опытный специалист по кадрам может отличить искреннее поведение и стремления от срежиссированной «социальной маски». В настоящее время существует достаточно много пособий и рекомендаций претендентам для произведения положительного впечатления на потенциального работодателя: по предпочтениям в одежде, прическе, макияже, манере общения, способу представления резюме и оптимизации его оформления. В условиях ограниченного времени достаточно трудно сориентироваться в личностных качествах претендента, оценить, насколько информация, представленная в резюме, соответствует дей-

ствительности, насколько данный человек отвечает предъявляемым требованиям. Кроме того, человек, проводящий процедуру отбора, всегда имеет субъективное мнение. Пол, возраст, внешний вид претендента, к сожалению, иногда имеют решающее значение в процессе отбора [1, 2, 6, 13]. При помощи традиционного собеседования также не всегда можно спрогнозировать стремления претендента к творческому росту, его коммуникативные возможности [9, 10]. Между тем, существует ряд профессий, где именно способность к коммуникации имеет решающее значение. Практическим навыкам можно обучить и передать полезный опыт в процессе совместного труда, а если человек не обладает коммуникативными способностями, вероятно, ему целесообразно работать там, где работа исключает необходимость общения [4, 5, 7].

Для повышения эффективности процесса профессионального отбора возможно использовать различные психологические тесты, как отдельно взятые, так и в виде специально отобранных батарей [3, 11, 12].

В данной статье автор хочет предоставить возможность интерпретации теста «Стандартизированное многофакторное исследование личности» (СМИЛ) в процессе профессионального отбора. Прохождение теста в электронном варианте занимает около 30—40 минут. Важно проинструктировать испытуемого: «Не задумывайтесь над правильностью ответов, все варианты ответов правильны, они характери-

зуют Вашу индивидуальность. Важна первая реакция на вопрос».

По окончании процедуры тестирования, если претендент отвечал на все вопросы и его ответы соответствовали уровням достоверности и надежности, выдается заключение с процентными показателями по стандартным шкалам. Тест СМИЛ — адаптированный вариант теста MMPI — Минне-сотского многоаспектного личностного опросника (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), созданного в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли в университете Миннесоты [8]. Это наиболее изученная и одна из самых популярных психодиагностических методик на протяжении последних 70 лет. Модифицикация опросника проводилась в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в 1971 г. СМИЛ представляет собой квалифицированный метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого и включает 566 вопросов [8]. Опросник широко применяется в клинической практике, для диагностики степени адаптиpованности, психологической совместимости [3, 4, 6, 7]. Его также можно использовать в процессе профессионального отбора.

Целью проведенного исследования было изучение показателей теста СМИЛ у группы мужчин и женщин, не страдающих нервно-психическими и соматическими заболеваниями, и анализ полученных показателей для процесса профессионального отбора.

Объект и методы исследования. С помощью теста СМИЛ были тестированы 98 мужчин среднего возраста 39,6 ± ± 2,6 лет и 142 женщины среднего возраста 39,7 ± 2,9 лет — работоспособного возраста. Это были жители г. Самары. 65% мужчин и 49% женщин имели высшее образование, 12% мужчин и 7% женщин имели среднее образование, остальные 23% мужчин и 44% женщин имели среднеспециальное образование. 82% мужчин и 74% женщин имели семью. Все опрошенные имели работу. Никто не болел выраженными нервно-психическими, психосоматическими или тяжелыми, хроническими соматическими заболеваниями.

После прохождения процедуры тестирования в компьютерном варианте и автоматической компьютерной обработкой данных выдаются показатели стандартных шкал. Эти данные были подвергнуты обычной статистической обработке. Ниже представлены полученные данные.

Полученные результаты. В табл. 1 представлены показатели надежности тестирования.

Таблица 1

Надежность исследования

Название шкалы М ± m

Мужчины Женщины

1. Невалидность 68,1 ± 2,3 69,3 ± 2,6

2. Неискренность 49,1 ± 2,7 56,7 ± 3,7

3. Общественная диссимуляция 42,5 ± 5,4 27,8 ± 2,3

4. Медицинская симуляция 22,0 ± 3,9 24,7 ± 2,8

5. Комплекс Панурга 60,1 ± 2,4 58,4 ± 2,8

6. Тенденция перечить 51,3 ± 5,7 43,6 ± 2,9

Примечание. Средние показатели даны в процентах.

У женщин несколько завышенный показатель шкалы «Неискренность» соотносится с пониженным показателем по шкале «Общественная диссимуляция». У мужчин отмечается тенденция перечить.

В табл. 2 представлены показатели, характеризующее здоровье испытуемого.

Таблица 2

Здоровье

Название шкалы М ± m

Мужчины Женщины

7. Старость 45,3 ± 2,5 5,4 ± 1,3

8. Потребность в лечении 41,5 ± 4,1 45,2 ± 2,8

11. Половая активность 39,9 ± 2,9 53,7 ± 1,1

12. Половые отклонения 36,7 ± 2,1 37,7 ± 1,4

13. Алкоголизм 41,8 ± 2,8 43,9 ± 2,6

Примечание. Показатели даны в процентах.

Важно отметить, что тест был переведен на русский язык и адаптирован. Показатели ««половые отклонения»» и ««алкоголизм»» ни в коем случае нельзя считать готовым диагнозом или заключением. Для интерпретации результатов теста, вероятно, следовало подобрать более корректные выражения, отражающие, например, не алкоголизм как медицинский диагноз, а личностные тенденции. Показатель «старость» отражает внутреннее ощущение, возраст опрошенных мужчин и женщин был одинаковым, средний возраст мужчин был 39,6 ± 2,6 лет, практически половина из них ощущают себя старыми, из 142 женщин среднего возраста 39,7 ± 2,9 лет старыми себя ощущают 5,4 ± 1,3 процента. Женщинам также свойственна тенденция к повышению половой активности.

В табл. 3 представлены показатели психического здоровья.

Таблица 3

Психика

Название шкалы М ± m

Мужчины Женщины

15. Ипохондрия (мнительность) 45,3, ± 4,3 53,8 ± 2,2

16. Депрессия (пессимистичность) 66,1 ± 1,2 65,4 ± 2,1

17. Истерия (эмоциональная лабильность) 58,4 ± 3,6 55,4 ± 2,3

18. Психопатия (импульсивность) 58,4 ± 3,6 64,5 ± 1,6

19. Паранойя (ригидность) 55,8 ± 1,8 58,4 ± 2,4

20. Психастения (тревожность) 62,1 ± 4,1 55,7 ± 1,8

21. Шизофрения (индивидуалистичность) 61,1 ± 3,7 54,3 ± 1,8

22. Гипомания (оптимистичность) 58,5 ± 2,8 59,3 ± 1,9

Примечание. Показатели даны в пунктах.

Показатели психического здоровья отражают показатели психически здоровых людей, имеющих заострение (акцентуацию) в сторону определенных черт характера. Характерные для определенного характера черты структурируются, для того, чтобы можно было понять ядро характера, те черты, которые, вероятнее всего, присущи данному человеку. Отметим, что по результатам одного теста нельзя навешивать ярлык. Однако, характер имеет определенное ядро — те черты, которые свойственны человеку с данным характером, и те черты, которые ему не свойственны. Работодатель может ориентироваться на ядро характера претендента, сделать ориентировочное заключение о его соответствии профессии. Например, человек с наиболее высокими показателями по шкале «индивидуалистичность» сможет работать лесником, анализировать данные в кабинете, и, скорее всего, он не справится с работой продавца в ювелирном отделе.

В табл. 4 представлены шкальные показатели, объединенные в группу «интеллект».

Таблица 4

Интеллект

Название шкалы М ± т

Мужчины Женщины

23. Творческий склад 2,05 ± 0,07 2,07 ± 0,85

24. Эрудиционный склад 2,68 ± 0,11 2,53 ± 0,06

25. Рутинность 2,11 ± 0,07 2,36 ± 0,06

26. Интеллектуальная активность 3,15 ± 0,06 2,96 ± 0,1

27. Интеллектуальный показатель 4,24 ± 0,15 4,64 ± 0,07

28. Научный потенциал 1,62 ± 0,06 1,51 ± 0,1

29. Артистический потенциал 1,55 ± 0,10 1,69 ± 0,05

30. Религиозный потенциал 1,62 ± 0,06 1,55 ± 0,04

31. Интеллектуальная продуктивность 14,8 ± 0,3 13,7 ± 0,3

32. Творческая продуктивность 6,4 ± 0,4 6,1 ± 0,2

Примечание. Показатели даны в формульных единицах.

Среди обследованных лиц 65% мужчин и 49% женщин имели высшее образование, 12% мужчин и 7% женщин имели среднее образование, остальные 23% мужчин и 44% женщин имели средне-специальное образование. Женщины показали достаточно высокие показатели по шкалам «творческий склад», «эрудиционный склад», «интеллектуальный показатель», «научный потенциал», «интеллектуальная продуктивность», «творческая продуктивность». Предпочтение при отборе на работу некоторыми руководителями мужчин свидетельствует о гендерной дискриминации женщин.

В табл. 5 представлены шкальные показатели характеристик, объединенных в группу «трудовые качества».

Таблица 5

Трудовые качества

Название шкалы М ± т

Мужчины Женщины

34. Женский профессиональный характер -- 62,1 ± 2,2

33.Работоспособность 68,9 ± 3,9 67,6 ± 1,9

35. Школьный потенциал 63,6 ± 5,1 62,1 ± 2,2

36. Преподавательский потенциал 62,7 ± 4,9 58,7 ± 3,4

37. Службизм 52,4 ± 3,9 64,1 ± 2,2

Примечание. Показатели шкал даны в процентах.

Тест имеет два варианта, поэтому возможно получить данные по шкале «женский профессиональный характер». Обследованные мужчины показали достаточно высокую работоспособность, способность обучать и обучаться. Женщины также способны обучаться, обучать других и имеют достаточно высокую работоспособность.

«Школьный потенциал» — способность к обучению. «Преподавательский потенциал» — способность самому обучать. Для некоторых профессий данные качества являются значимыми. Варианты опросника для мужчин и женщин позволяют выявить показатели шкалы «женский профессиональный характер».

В табл. 6 представлены шкальные показатели характеристик, объединенных в группу «характер».

Для некоторых профессий от кандидата ожидаются определенные личностные качества. Вероятно, претендента на должность ревизора с низкими показателями по шкале «педантизм», «самоконтроль», «воля» следует более целенаправленно изучать на способность тщательно и длительное время анализировать документы. Претендент с высокими показателями по шкалам «тревожность», «мнительность», «чувствительность» уязвим к критическим замечаниям, ему будет трудно, например, отвечать на письма-отклики читателей в редакцию. Обследованные мужчины показали достаточную твердость характера, при этом им также присуща чувствительность. Женщинам также свойственны твердость характера, педантизм, самоконтроль поведения.

Таблица 6

Характер

Название шкалы М ± т

Мужчины Женщины

38. Норма 42,2 ± 1,9 42,2 ± 1,9

39. Оригинальность 50,8 ± 2.,5 50,8 ± 2.,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Интроверсия 54,1 ± 2,1 54,1 ± 2,1

41.Твердость 59,6 ± 1,9 59,6 ± 1,9

42. Воля 24,7 ± 3,4 24,7 ± 3,4

43. Педантизм 53,7 ± 1,2 53,7 ± 1,2

45. Ригидность 41,7 ± 2,9 41,7 ± 2,9

46. Чувствительность 54,5 ± 3,2 54,5 ± 3,2

47. Тревога 40,4 ± 2,6 40,4 ± 2,6

48. Мнительность 40,6 ± 2,2 40,6 ± 2,2

49.Самоконтроль 48,1 ± 2,6 48,1 ± 2,6

Примечание. Показатели шкал даны в процентах.

В табл. 7 представлены шкальные показатели характеристик, объединенных в группу «поведение».

Таблица 7

Поведение

Название шкалы М ± т

Мужчины Женщины

50. Живость 51,1 ± 3,4 54,1 ± 1,9

51. Импульсивность 40,4 ± 4,9 41,8 ± 2,3

52. Эмоциональность 71,2 ± 3,3 64,4 ± 2.3

53. Уравновешенность 55,7 ± 5,2 57,3 ± 2,6

55.Уверенность 67,7 ± 2,4 62,7 ± 2,4

56. Самообладание 89,4 ± 4,2 79,3 ± 2,5

Примечание. Показатели даны в процентах.

Если речь идет о возможном кандидате в продавцы в парфюмерный отдел, то такие качества, как живость (умение подстраиваться под собеседника, быстро реагировать на его замечания, перемены настроения, умение «присоединяться») очень помогут в выполнении данной работы. Важно учитывать уверенность в себе. Низкие показатели по шкалам «самообладание», «уравновешенность» у кандидата в менеджера по персоналу, например, требуют проведения проб и целенаправленного собеседования, при котором полезно выяснить, как кандидат ведет себя в стрессогенных ситуациях, или смоделировать конкретную ситуацию, при ответах важно учитывать мимику, жесты, интонации.

В табл. 8 представлены шкальные показатели характеристик, объединенных в группу «моральные качества».

Таблица 8

Моральные качества

Название шкалы М ± т

Мужчины Женщины

57. Наивность 33,1 ± 3,4 37,5 ± 2,1

58. Аморальность 2,66 ± 0,23 3,1 ± 0,1

59. Честность 61,1 ± 4,7 69,1 ± 1,6

60. Совестливость 34,6 ± 3,9 32,7 ± 2,6

Примечание. Показатели даны в баллах.

Нельзя по результатам тестирования делать выводы о моральной распущенности человека, но можно сориентироваться в тенденциях личности. Достаточное число тестированных мужчин и женщин позволяет судить о средних показателях шкал «честность» и «совестливость» для мужчин и женщин работоспособного возраста.

В табл. 9 представлены шкальные показатели характеристик, объединенных в группу «отношение к жизни».

Таблица 9

Отношение к жизни

Название шкалы М ± т

Мужчины Женщины

61. Оптимизм 62,4 ± 3,2 62,7 ± 5,3

62. Терпимость 63,6 ± 5,2 59,8 ± 2,1

63. Зависимость 39,1 ± 4,5 50,6 ± 2,4

64. Приспособляемость 77,4 ± 3,5 70,6 ± 1,4

Примечание. Показатели даны в процентах.

Показатель «приспособляемость» позволяет судить о способности адаптироваться, об уживчивости в коллективе. Он соотноситься с показателем «терпимость». Обследованные мужчины и женщины показали высокую приспособляемость, адаптивность к новым условиям, достаточный уровень оптимизма и терпимости. Они могут работать в коллективе.

В табл. 10 представлены шкальные показатели характеристик, объединенных в группу «отношение к себе».

Таблица 10

Отношение к себе

Название шкалы М ± т

Мужчины Женщины

65. Самооценка 61,4 ± 4,2 53,2 ± 2,8

66. Приниженность 37,6 ± 4,7 33,7 ± 1,9

67. Самоотчужденность 38,3 ± 4,7 41,9 ± 2,1

68. Ханжество 40,4 ± 4,8 46,9 ± 1,7

Примечание. Показатели шкал даны в процентах.

У опрошенных здоровых мужчин и женщин самооценка адекватна, она соотноситься с показателем «приниженность». Показатель «ханжество», выявленный у обследованных 142 женщин, является средним и может использоваться для сравнения при тестировании кандидатов.

В табл. 11 представлены шкальные показатели характеристик, объединенных в группу «отношение к другим».

Таблица 11

Отношение к другим

Название шкалы М ± т

Мужчины Женщины

69. Благосклонность 58,2 ± 4,7 58,7 ± 1,8

70. Враждебность 46,0 ± 5,2 45,6 ± 3,7

71. Альтруизм 63,6 ± 4,9 46,3 ± 3,7

72. Нужда в привязанности 38,5 ± 5,5 34,8 ± 3,2

73. Соперничество 52,6 ± 3,4 48,4 ± 2,4

74.Язвительность 58,4 ± 3,4 54,7 ± 5,4

Примечание. Показатели таблицы даны в процентах.

Показатели шкал, представленные в табл. 11, позволяют предсказать поведение будущего работника в коллективе.

И мужчины, и женщины достаточно благосклонны к окружающим, мужчины показали высокий альтруизм, язвительность свойственна и мужчинам, и женщинам. Стремление к соперничеству, выявленное у мужчин, может быть использовано в качестве мотивации к деятельности.

В табл. 12 представлены шкальные показатели характеристик, объединенных в группу «положение среди других».

Таблица 12

Положение среди других

Название шкалы М ± т

Мужчины Женщины

75. Коммуникабельность 6,1 ± 3,7 69,7 ± 2,1

76. Коллективизм 50,6 ± 2,7 44,5 ± 1,1

77. Конформизм 66,1 ± 4,1 59,2 ± 1,8

78. Хвостизм 31,7 ± 3,8 43,1 ± 2,6

79. Авторитет 65,9 ± 3,9 45,8 ± 1,8

80. Лидерство 64,1 ± 3,3 55,1 ± 1,8

81. Успех женский -- 62,1 ± 2,4

Примечание. Показатели шкал даны в процентах.

Достаточно большое число мужчин и женщин, прошедших тестирование, позволяет сделать вывод о средних показателях теста здоровых работоспособных людей. Показатели шкал данного раздела полезно учитывать в процессе профессионального отбора. Мужчинам близок дух коллективизма, им легче работать в команде, при этом высоко стремление лидировать и завоевывать авторитет, что можно использовать в качестве мотивации. Однако, мужчины имеют низкие коммуникативные способности. У женщин коммуникативные способности высоки, если существует проблема выбора кандидата для работы с клиентами, предпочтительнее женщина. Если необходима слаженная команда единомышленников, предпочтительнее команда из мужчин.

В табл. 13 представлены шкальные показатели характеристик, объединенных в группу «отношение к обществу».

Таблица 13

Отношение к обществу, социальный статус

Название шкалы М ± т

Мужчины Женщины

82. Социальный статус 66,2 ± 1,9 65,7 ± 1,4

83. Социальная отчужденность 33,7 ± 5,2 33,2 ± 2,4

84. Социальная значимость 75,2 ± 4,2 70,8 ± 2,7

85. Социальная уверенность 74,6 ± 5,0 65,4 ± 3,5

86. Социальная ответственность 66,6 ± 3,4 60,1 ± 2,5

87. Социальные потребности 78,5 ± 2,3 75,2 ± 1,2

88. Потребительские тенденции 37,1 ± 4,7 45,4 ± 1,9

89. Этноцентризм 38,7 ± 3,6 42,8 ± 2,1

90. Социально-экономический статус 70,7 ± 2,8 72,3 ± 1,1

Примечание. Показатели шкал даны в процентах.

Обследованные мужчины и женщины адекватно оценивали свой социальный статус. Мужчины достаточно уверены в своем социальном положении, социально-экономическом статусе, при этом у них высоки социальные потребности и социальная ответственность. Женщины также обладают социальной ответственностью, при этом достаточно высоки потребительские тенденции. Социально-экономический статус для женщин имеет большее значение, чем социальный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обсуждение результатов

Клиническими психологами изучаются и анализируются показатели раздела «психика», а также искренность обследуемого при ответах и достоверность результатов теста. Безусловно, в процессе профессионального отбора не помешают знания об акцентуации характера кандидата. Но для этого необходимо, чтобы интерпретацию полученных данных проводил психолог. Если есть возможность привлекать психолога к процедуре профессионального отбора, то можно уже на этапе знакомства с претендентом получить много информации, ценной для работодателя. Если возможность сотрудничества с психологом в процессе профессионального отбора отсутствует, то более целесообразно провести предварительное тестирование в компьютерном варианте, которое займет от 30 до 40 минут, затем ознакомиться с результатами тестирования и после этого проводить собеседование. Собеседование может быть в этом случае более эффективным. Работодатель имеет определенные требования к кандидату. Он соотносит их с результатами тестирования и может с помощью смоделированных ситуаций, вопросов целенаправленно уточнить некоторые пункты. Полезно соотнести результаты тестирования с данными резюме, представленного кандидатом. При ответе на целенаправленные вопросы полезно наблюдать за мимикой, позами, жестами и интонациями кандидата и также соотносить их с данными тестирования. Это поможет получить более целостное представление о кандидате и сделать аргументированное заключение о его соответствии или несоответствии вакантной должности.

Проведено тестирование 98 мужчин и 142 женщин. Достаточно большое число обследованных психически и соматически мужчин и женщин работоспособного возраста позволяет полученные средние показатели использовать как нормативные. При тестировании кандидатов можно сравнивать результаты тестирования кандидатов с результатами тестирования здоровых, работоспособных, работающих мужчин и женщин.

выводы

1. Использование психологических тестов позволяет делать более аргументированные заключения о соответствии кандидатов.

2. Тестирование, проведенное до собеседования, может сделать последнее более эффективным, путем использования целенаправленных вопросов кандидату.

3. Результаты тестирования, данные резюме, наблюдение за кандидатом при ответах на уточняющие вопросы (жесты, мимика, позы, интонации) позволяют получить комплексную информацию.

4. Результаты тестирования 98 мужчин и 142 женщин, здоровых психически и соматически, работающих, возможно использовать в качестве нормативных.

литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2007. 375 с.

2. Асадуллина Ф.Г., Малюгин Д.В. Ценностные ориентации мужчин и женщин как детерминанты морального выбора // Психологический журнал. 2009. №1. С. 44—51.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб., 2007.

4. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М., 2007.

5. Мотивация человека / Пер. с англ. ООО «Питер Пресс»; научн. ред. проф. Е.П. Ильина. СПб.: Питер, 2007. 260 с.

6. Сатир В. Вы и Ваша семья. Руководство по личностному росту. М., 2002.

7. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2006.

8. Собчик Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности: Методическое руководство. М., 1990. 80 с.

9. Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация: Практическое руководство для менеджеров / Пер. с англ. ООО «Пароль». М.: ГИППО, 2008. 180 с.

10. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.

11. Barker Ph. Basic Family Therapy. London: Granade, 1981. 214 p.

12. Carter E.A., McGoldrick M. The Family life cycle and family therapy: An overview // The family Life Cycle: A framework for family therapy. N.Y.: Gardner Press, 1980.

13. Maslow A.H. Motivation and Personality. New York: Harpaer Row, 1954. 270 р.

REFERENSES

1. Andreyeva G.M. Social psychology: The textbook for higher education institutions. M.: Aspect Press, 2007. 375 р.

2. Asadullina F.G., Malyugin D.V. Valuable orientations of men and women as determinants of a moral choice // Psychological magazine. No. 1. 2009. Рр. 44-51.

3. Druzhinin of V. N. Psikhologiya of a family. SPb., 2007.

4. LidersЛидерс A.G. Psychological inspection of a family. M., 2007.

5. Motivation person / Per рer with English JSC Piter Press; научн. edition of the prof. E. P. Ilyin. SPb.: St. Petersburg, 2007. 260 p.

6. Satires of Century V. You and your family. Guide to personal growth. M., 2002.

7. Satir V. Psikhoterapiya's satires of a family. SPb., 2006.

8. Sobchik L.N. The standardized multiple-factor method of research of the personality. Methodical management. M, 1990. 80 p.

9. Holliford S., Uiddet S. Motivation: Practical guidance for managers / Per рer with English JSC Parol. M.: GIPPO, 2008. 180 p.

10. Eydemiller E.G., Dobryakov I.V., Nikolskaya I.M. Family diagnosis and family psychotherapy. SPb., 2003.

11. Barker Ph. Basic Family Therapy. London: Granade, 1981. 214 p.

12. Carter E.A., McGoldrick M. The Family life cycle and family therapy: An overview // The family Life Cycle: A framework for family therapy. — N.Y.: Gardner Press, 1980.

13. Maslow A.N. Motivation and Personality. New York: Harpaer Row, 1954, 270 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.