Научная статья на тему 'Возможности текста - описания в формировании коммуникативных умений'

Возможности текста - описания в формировании коммуникативных умений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
167
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТЕКСТ / ОПИСАНИЕ / РЕЧЬ / STUDENTS / COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / TEXT / DESCRIPTION / SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шишова Татьяна Сергеевна

В данной статье рассмотрены возможности текста-описания в формировании коммуникативных умений, которые влияют на успешность в жизни современного школьника, его навыки в общении и учебной деятельности. Особое внимание в данной работе обращается на необходимость изучения текста-описания, важность правильного конструирования текста, оформление своей речи, восприятие и анализирование чужих высказываний, рассмотрены виды и объекты текста описания, перечислены определения текста и его свойства. Если уделять достаточное внимание работе с текстомописанием в школе, то у учащихся должным образом поднимется уровень коммуникативных универсальных учебных действий. Учащиеся смогут правильно конструировать свою монологическую речь и соответственно составлять тексты описания согласно образцу, раскрывая предмет, его свойства и состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXT CAPABILITIES - DESCRIPTIONS IN THE FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS

This article examines the possibilities of the text-description in the formation of communication skills that affect the success in the life of the modern student, his skills in communication and learning activities. Special attention in this work is drawn to the need to study the text-description, the importance of proper construction of the text, the design of his speech, the perception and analysis of other people's statements, the types and objects of the text of the description are considered, the text definitions and its properties are listed. If you pay enough attention to working with text-description in school, then students will properly raise the level of communicative universal learning activities. Students will be able to correctly construct their monologue speech and, accordingly, compose texts descriptions according to the sample, revealing the subject, its properties and state.

Текст научной работы на тему «Возможности текста - описания в формировании коммуникативных умений»

УДК 371.3: 811

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕКСТА — ОПИСАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

© Шитова Татьяна Сергеевна

магистрант,

Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, Смолина 24а E-mail: tanya03031996@mail.ru

В данной статье рассмотрены возможности текста-описания в формировании коммуникативных умений, которые влияют на успешность в жизни современного школьника, его навыки в общении и учебной деятельности. Особое внимание в данной работе обращается на необходимость изучения текста-описания, важность правильного конструирования текста, оформление своей речи, восприятие и анализирование чужих высказываний, рассмотрены виды и объекты текста описания, перечислены определения текста и его свойства. Если уделять достаточное внимание работе с текстом-описанием в школе, то у учащихся должным образом поднимется уровень коммуникативных универсальных учебных действий. Учащиеся смогут правильно конструировать свою монологическую речь и соответственно составлять тексты — описания согласно образцу, раскрывая предмет, его свойства и состояние.

Ключевые слова: учащиеся, коммуникативные универсальные учебные действия, текст, описание, речь.

Для общей успешности образования школьников, необходимым условием является овладение языком, то есть пользоваться письменной и устной речью выступает не только как специальное учебное умение, но и как важнейшее общеучебное, необходимое для изучения любого предмета.

Но, к сожалению, как показывает практика не все учащиеся умеют четко и логично излагать свои мысли, композиционно оформлять свою речь, адекватно воспринимать и анализировать чужие высказывания.

Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызывать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Младшие школьники, старшеклассники, а в последствие и студенты не могут самостоятельно построить текст, выражающий их чувства мысли.

Формировать целостную систему знаний, умений и навыков, должна школа, а также личную ответственность и самостоятельную деятельность обучающих, то есть основные коммуникации, определяющие современное качество содержания образования.

Рассмотрим коммуникативные универсальные учебные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (ФГОС Н00,2014).

Т. С. Шишова. Возможности текста — описания в формировании коммуникативных умений

Формирование коммуникативных умений — это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Всё, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности» (Григорьева, 2003).

Одним из основных объектов исследований в языкознании последних лет стал текст. Его главным свойством является способность хранить в себе и делиться новой информацией. Текст в настоящее время выступает в качестве полноправного объекта лингвистических исследований. Текст — это сложное целое, функционирующее как структурно-семантическое единство.

Традиционно в школе работа над текстом проводится в основном на семантическом уровне: формируются умения членить его на части, соответствующие подтемам и микротемам высказывания, составлять план текста, простой и сложный, определять смысловые связи между абзацами, союзы, частицы и другие языковые средства фрагментов текста.

Остановимся подробнее на тексте — описание. Описание — функционально-смысловой тип монологической речи, обозначающий в общесмысловом, логическом плане синхронность признаков предмета (в широком значении), выражающихся соответствующей стабильной языковой структурой. Описание как тип монологической речи складывается из представлений, в смысловом отношении перечисляющих признаки описаемого объекта в широком понимании (человека, животного, какого — либо неодушевленного предмета, картины природы или интерьера).

Тексты — описания весьма разнообразны в зависимости от целого ряда условий. Во-первых, большую роль играет сам объект описания: одушевлённый — неодушевлённый, портрет, пейзаж, событие и т. д. Во-вторых, очень важно, является ли описание статическим, то есть таким, которое прерывает развитие текста, или динамическим — обычно небольшим по объёму, которое не приостанавливает действия, а включено в событие.

Противопоставим фактографические и творческие тексты-описания. Фактографические описания распространены в научно-технической сфере, инженерии, в инструкциях, технических руководствах, а также различного рода справочных изданиях. Их отличает, с одной стороны, сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, а с другой — полнота, чёткость, точность и последовательность. Творческие описания обязательно содержат эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При их составлении необходимо учитывать несколько общих правил: предмет нужно представить отдельно от других (выделить его) в его единстве, целостности; выявить характерные свойства, причём эти свойства не только наиболее значимы для рассказчика, но и не оставят адресата равнодушным.

При описании предмета речи очень важен выбор главной, характерной черты, детали, делающей предмет интересным. При этом необходимо найти точное, яркое сравнение, то есть создать образ, основанный именно на этой характерной черте, существенном признаке предмета. Не менее важен и выбор точки зрения, направления «взгляда» на предмет.

Наиболее типичной является следующая структура творческого текста-описания. Сначала даётся общая картина окружающего (место, время и т. д.), потом взгляд как бы фокусируется на предмете и даётся его характеристика. Для

создания яркого, эмоционального образа необходимо сохранить динамизм описания.

Таким образом, текст-описание представляет собой функционально-смысловой тип монологической речи, в котором описывается какой- либо предмет, портрет, пейзаж, описание интерьера, характеристика.

Формирование коммуникативных умений учащихся можно осуществить на основе работы над текстом-описанием, поэтому рассмотрев теоретическую основу, мы пришли к выводу, что работа над текстом — описанием также хорошо подходит для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Литература

1. Александрова О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. — М.: Просвещение, 2005. — 26 с.

2. Григорьева М. В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2003. — № 10. — С. 103.

3. Нечаева О.А. Типы речи и работа над ними в школе / О.А. Нечаева. — Красноярск, 1989. — 168 с.

4. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи / О.А. Нечаева. — Улан-Удэ, 1974. — 262 с.

4. ФГОС начального общего образования. М.: Просвещение. 2010. 31 с. (Стандарты второго поколения).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://internat3-4hr.ucoz.ru/fgos_n.pdf (14 апреля 2017).

TEXT CAPABILITIES — DESCRIPTIONS IN THE FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS

Shishova Tatyana Sergeevna Master student Buryat State University Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolin 24a E-mail: tanya03031996@mail.ru

This article examines the possibilities of the text-description in the formation of communication skills that affect the success in the life of the modern student, his skills in communication and learning activities. Special attention in this work is drawn to the need to study the text-description, the importance of proper construction of the text, the design of his speech, the perception and analysis of other people's statements, the types and objects of the text of the description are considered, the text definitions and its properties are listed. If you pay enough attention to working with text-description in school, then students will properly raise the level of communicative universal learning activities. Students will be able to correctly construct their monologue speech and, accordingly, compose texts — descriptions according to the sample, revealing the subject, its properties and state.

Keywords: students, communicative universal learning activities, text, description, speech.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.