Пунтус Е.В.
Аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
Аннотация
В статье дается теоретическое обоснование технологии развития критического мышления через чтение и письмо как эффективного средства формирования инструментальных компетенций у студентов в процессе гуманитарной подготовки.
Ключевые слова: инструментальные компетенции, критическое мышление, технология развития критического мышления
Keywords: instrumental competences, critical thinking, technology of development of critical thinking
Проблема формирования компетенций приобрела свою актуальность в связи с вхождением нашего государства в общеевропейское пространство и становлением нового этапа в истории российского образования, связанного с внедрением компетентностного подхода.
В рамках своего исследования мы определяем инструментальные компетенции как систему фундаментальных, надпрофессиональных качеств личности будущего специалиста, включающую базовые общие знания, тщательную подготовку по основам профессиональных знаний, а также методологические способности, технологические и лингвистические навыки, которые обеспечивают успешное овладение специальными компетенциями, а также эффективную деятельность как в профессиональной, так в личной и общественной жизни. Исходя из данного определения, состав инструментальных компетенций мы представляем методологической, информационно-технологической, коммуникативной, иноязычной компетенциями, а также компетенцией решения проблем.
Для эффективного овладения инструментальными компетенциями необходимо органичное сочетание традиционных методов обучения с инновационными дидактическими средствами. Одной из инновационных технологий, представляющей огромные возможности для решения поставленной задачи является, на наш взгляд, технология развития критического мышления через чтение и письмо, разработанная в 80-х годах XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит, С. Уолтер). Прежде чем приступить к анализу возможностей технологии развития критического мышления в формировании инструментальных компетенций, представляется важным ответить на вопрос о том, как понимается термин «критическое мышление».
Термин «критическое мышление» (от греч. Kritike - оценка, разбор, обсуждение) известен очень давно, из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д. Дьюи, Дж. Бруннер. Но до сих пор, существует мнение о критическом мышлении, как о чем-то негативном, предполагающем конфликт, желание все отрицать и противоречить.
Федотовская Е.И. в своем диссертационном исследовании подчеркивает, что слово «критический» в данном случае не содержит никакой негативной коннотации и предполагает оценочный компонент. Умение мыслить критически, по её мнению, это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. [7]
Селевко Г. К. отмечает, что учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотносить то, что узнали с собственным опытом, сравнивать усвоенное с другими исследованиями в данной области, подвергать сомнению полученную информацию, делать собственные выводы и предлагать возможности решения проблемы. [5;95]
Анализ литературы [6] [7] показал, что критическое мышление включает в себя другие виды мышления, а именно: аналитическое мышление (анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление фактов, явлений); ассоциативное мышление (установление ассоциаций с ранее изученными/ новыми знакомыми фактами, явлениями); логическое мышление (умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы); системное мышление (умение рассматривать изучаемый объект, проблему в целостности их связей и характеристик).
Резюмируя вышесказанное о критическом мышлении, можно сделать вывод о том, что понятие «критический» в нашем случае не предполагает только выявления недостатков и негативных сторон познаваемого явления или предмета. «Критическая оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов: насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились со своей задачей». [1;6] Что же представляет собой данная технология развития критического мышления?
В основу технологии развития критического мышления положен дидактический цикл в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, направленные сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Итак, можно представить функции трёх стадий технологии развития критического мышления посредством чтения и письма следующим образом. (таблица 1)
Таблица 1
Формирование инструментальных компетенций на разных стадиях технологии __развития критического мышления_
Стадия Деятельность студентов
стадия вызова (evocation stage) - систематизация и анализ имеющихся знаний, собственного опыта по теме, создание ассоциаций с помощью устной и письменной речи, т.к. знание становится прочным, если приобретается в контексте того, что человек уже знает и понимает; - побуждение к работе с новой информацией, возбуждение интереса к теме; - свободное высказывание своей точки зрения по поводу изучаемой темы; - прогнозирование содержания текста, исходя из заголовка, выделенных слов; определение целей изучения материала; - бесконфликтный обмен мнениями, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации; - постановка вопросов, на которые хотелось бы получить ответы
«осмысление» - непосредственный контакт с текстом, с новой информацией и её
(realization of meaning) осмысление (письменный текст/ речь преподавателя/ видеоматериал/ выступление); - отслеживание понимания, сопровождающееся определенными приемами; - систематизация полученной информации по категориям знания; - сознательное соотнесение новой информации с устоявшимися представлениями и опытом для создания нового понимания; - поиск ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения; - постановка новых вопросов; - подготовка к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного
«рефлексия» (reflection) - целостное осмысление, обобщение и творческая интерпретация полученной информации; - формирование личностного отношения к тексту; - выражение новых идей и информации собственными словами с аргументацией своей точки зрения (участие в дискуссиях, дебатах, написание сочинения, эссе, составление схемы); - соотнесение новой информации и имеющихся знаний, установление причинно-следственных связей между информацией; - анализ всего процесса изучения материала; - побуждение к дальнейшему расширению информационного поля, выявления еще непознанного (новый вызов)
Основными отличительными чертами технологии развития критического мышления мы считаем надпредметный характер. Это делает её применимой в обучении учащихся любого возраста и всем учебным дисциплинам, в том числе и гуманитарным.
Каждому этапу данной технологии присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение как задач определенного этапа, так и применяемые в качестве стратегии ведения занятия в целом. Рассмотрим приемы, которые, на наш взгляд, будут наиболее эффективны в формировании инструментальных компетенций в рамках технологии развития критического мышления на занятиях по гуманитарным дисциплинам.
«Мозговой штурм»
На первом этапе перед группой ставится цель: собрать как можно большее количество возможных решений поставленной проблемы. Каждый студент принимает участие в создании банка идей. На втором этапе проводится анализ предложенных мыслей: отбираются наиболее интересные идеи, содержащие полезное, рациональное ядро, они корректируются и совершенствуются. «Мозговой штурм» освобождает студентов от инерции мышления, активизирует творческое мышление при решении поставленной проблемы, позволяет совершенствовать коммуникативные навыки студентов.
Важными принципами этого приема являются:
- во время выдвижения идей запрещается их критика, неодобрительные замечания, иронические реплики;
- между участниками мозгового штурма поддерживаются демократические и дружественные отношения;
- одобряются и принимаются все высказанные идеи, в том числе и шутливые, нереальные, фантастические;
- идеи высказываются короткими предложениями.
"Пометки на полях "
Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу.
После прочтения текста студенты заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки. Данный прием приучает студента к активному и внимательному чтению, помогает правильно соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
«Словарная карта»
Достаточно эффективный прием при изучении гуманитарных дисциплин, поскольку расширяет словарный запас слов студентов, вырабатывает у них умение их пользоваться словарями, контекстом, применять новые слова на практике. Работа строится следующим образом: в ходе получения новой информации студенты концентрируют свое внимание на новых понятиях и терминах, являющихся ключевыми в данной теме. Затем предлагается вспомнить, что им известно об этих понятиях, а также расширить свои знания и вывести собственное осознанное значение слова, используя контекст, словари. Словарная карта может содержать следующие элементы: новое слово; словоупотребление, ассоциация, пример; другая форма слова; синоним/ антоним; предложение, найденное в тексте; собственное предложение/ словосочетание. [3;21]
"Написание эссе "
Достаточно эффективный приём письменной рефлексии. Это художественная форма размышления, свободное письмо на заданную тему, небольшого объема, свободно трактующий литературную, моральную, социальную проблему, имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию. В зависимости от цели написания автором отбирается и содержание. Даёт возможность высказать собственное мнение по изученной теме, подталкивает студента к тому, чтобы обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту. Выделим основные этапы написания эссе:
1. Предварительный этап: выделение наиболее важных фактов, понятий.
2. Работа над черновиком.
3. Редактирование, исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
4. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.
«Дискуссия»
Суть дискуссии заключается в том, что посредством группового обсуждения должно быть принято общее решение по определенной проблеме или заданию. Участники групповой дискуссии приобретают при этом определенные навыки коллективного взаимодействия. [2;59] Дискуссии способствуют овладению навыками аналитической деятельности, позволяет формировать коммуникативную культуру в процессе групповой работы, развивать критическое и творческое мышление студентов.
К главным правилам ведения дискуссии относятся:
- свободный обмен мнениями, где каждое последующее выступление участника опровергает, либо дополняет высказывание предыдущего, но не повторяет его;
- уважение каждого участника дискуссии к мнению других;
- терпимость к критике.
Итак, предпринятый анализ сущности технологии развития критического мышления свидетельствует о её огромных образовательных и развивающих возможностях. Таким образом, организация обучения гуманитарным дисциплинам с использованием данной технологии может служить эффективным средством формирования у студентов инструментальных компетенций.
Литература
1. Биккулова Г.Р.- Развитие критического мышления в контексте медиаобразования// «Инновации в образовании».- 2009.- №3.- с.4- 16
2. Винокурова М.И. Педагогический потенциал интерактивных технологий обучения как фактор развития коммуникативной компетенции студентов: дисс.... канд.пед.наук
3. Мельникова Е.П.- Развитие умений работы с источниками информации средствами технологии критического мышления// «СПО».- 2007.- №4.- с.20-23
4. Мельникова Е.П.- Способность к критическому мышлению как критерий качества подготовки специалиста// «СПО».- 2009.- №4.- с.63-66
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.М.: НИИ школьных технологий, 2005, 288с.
6. Тараскина Я.В. Проектная методика как средство формирования ИКК студентов языкового вуза: дисс. канд.пед.наук., Улан-Удэ, 2003
7. Федотовская Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах: дисс.канд. пед. наук.- М.,-2005.-14