Педагогика
удк 376.37
магистрант Климова Ирина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
возможности steam-технологии в развитии словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи
Аннотация. Материал статьи позволяет актуализировать проблему развития словесно-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи. Потенциально сохранный интеллект дошкольников с общим недоразвитием речи делает приоритетным обсуждение возможностей развития словесно-логического мышления в качестве базы доя оптимизации показателей психического и личностного становления. Представлены некоторые выводы, полученные в ходе изучения основных характеристик словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определено значение STEAM-технологии в качестве возможного ресурса развития словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников рассматривается в качестве базы по развитию мышления и речи. Выделены конкретные модули, применяемые с целью развития словесно-логического мышления. Предложен алгоритм включения технологии в деятельность специалистов. Описаны наиболее результативные приемы использования STEAM-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Обсуждается практическая значимость включения элементов STEAM-технологии в процесс развития словесно-логического мышления. Полученные результаты определяют перспективу дальнейшей апробации технологии по развитию словесно-логического мышления и ее внедрения в коррекционно-развивающее обучение дошкольников с общим недоразвитие речи.
Ключевые слова: старшие дошкольники, общее недоразвитие речи, операции мышления, связная речь, словесно-логическое мышление, STEAM-технология.
Annotation. The material of the article makes it possible to actualize the problem of the development of verbal and logical thinking of preschoolers with general speech underdevelopment. The potentially preserved intelligence of preschoolers with general speech underdevelopment makes it a priority to discuss the possibilities of developing verbal and logical thinking as a basis for optimizing indicators of mental and personal development. Some conclusions obtained during the study of the main characteristics of verbal and logical thinking in preschoolers with general speech underdevelopment are presented. The importance of STEAM technology as a possible resource for the development of verbal and logical thinking in preschoolers with general speech underdevelopment is determined. The design and research activities of preschoolers are considered as a basis for the development of thinking and speech. The specific modules used for the development of verbal and logical thinking are highlighted. An algorithm for including technology in the activities of specialists is proposed. The most effective methods of using STEAM technology in working with preschoolers with general speech underdevelopment are described. The practical significance of the inclusion of STEAM technology elements in the development of verbal and logical thinking is discussed. The results obtained determine the prospect of further testing of the technology for the development of verbal and logical thinking and its implementation in correctional and developmental education of preschoolers with general speech underdevelopment.
Key words: senior preschoolers, general underdevelopment of speech, thinking operations, coherent speech, verbal and logical thinking, STEAM technology.
Введение. Проблема развития мышления детей является предметом особого внимания в психолого-педагогических исследованиях ввиду особой статусной роли данного психического процесса в становлении личности. Оперируя представлениями о возможностях развития основных операций мышления в старшем дошкольном возрасте, становится очевидным факт использования практического экспериментирования с включением вербализации действий. В условиях недоразвития речевой системы у детей, выражающейся в недостатках связной речи и ее грамматического оформления, вербализация мыслительных операций будет иметь специфические особенности.
В отношении дошкольников с общим недоразвитие речи (ОНР) накоплено достаточное количество исследований, характеризующих особенности и недостатки в развитии словесно-логического мышления, что влечет за собой ряд последствий: сложности понимания детьми лексико-грамматических конструкций и усвоения причинно-следственных связей, временных и пространственных отношений, определения логической последовательности. Однако, недостаточно проработаны и освещены технологические подходы к решению вопросов развития словесно-логического мышления в условиях работы смешанной команды специалистов.
Эффективным ресурсом в оптимизации словесно-логического мышления у дошкольников с ОНР выступает STEAM-технология, которая относительно недавно стала использоваться в практике коррекционно-развивающей работы. Идеологический концепт STEAM-технологии, основанный на активном использовании проектно-исследовательской деятельности, позволяет рассматривать ее как возможный инструмент развития словесно-логического мышления дошкольников с ОНР.
Изложение основного материала статьи. В отечественной специальной психологии и логопедии на сегодняшний день имеется целый ряд исследований, рассматривающих различные аспекты мыслительной и речевой деятельности дошкольников с ОНР. Имеющиеся речевые нарушения у дошкольников этой группы, определяют характер познавательной их деятельности и особенности личности в целом [4, С. 69]. В свою очередь, недостатки познавательной и личностной сферы дошкольников с ОНР могут иметь различную психологическую структуру и находиться в тесной взаимосвязи со степенью выраженности и характером речевого дефекта. Детальная проработка вопроса соотношения мышления и речи в структуре дефекта с учетом многообразия имеющихся дефицитов при общем недоразвитии речи представлена в исследованиях Волковской Т.Н. В связи с задачами дифференциальной диагностики состояний задержанного психического развития и общего недоразвития речи были определены индивидуально-психологические особенности, определяющие специфику коррекционно-развивающей работы [1, С. 19].
Психологические и клинические исследования А.Н. Корнева в отношении детей с недоразвитием речи указывают на наличие каузальной связи между интеллектуальной и языковой недостаточностью. При этом наблюдается своеобразное дисгармоническое развитие мышления и интеллекта с дефицитом «вербального интеллекта» и вербально-логических форм мышления, определяющих в дальнейшем различные формы дезадаптации детей [3, С. 102].
Соотношение словесно-логического мышления и связной речи у дошкольников с ОНР все чаще оказывается в фокусе современных исследований логопедии. Развитие мышления и речи у детей оказывается в центре совместной работы разных специалистов [5, С. 89]. Представленные позиции обнаруживают дефицит исследований, касающихся детальной оценки словесно-логического мышления дошкольников с ОНР, что определило необходимость проведения дополнительного изучения по указанной проблеме.
В рамках экспериментального исследования, организованного на базе МБДОУ «Детский сад №355» г. Нижнего Новгорода было проведено изучение словесно-логического мышления у дошкольников с ОНР, количественная выборка которых составила 28 человек. Контрольная группа была представлена аналогичным количественным составом дошкольников с нормативным речевым развитием. Диагностический материал включал в себя методики «Исключение предметов» (стимульный материал Н.Л. Белопольской, С.Д. Забрамной), «Последовательность событий» (А.Н. Берштейн), «Исследование связной речи» (Глухов В.П.). Обобщение полученных результатов позволило констатировать ряд позиций, характеризующих развитие словесно-логического мышления у исследуемого контингента старших дошкольников, которые соотносятся с уже имеющимися данными в психолого-педагогической литературе. Это:
- недостаточная сформированность операций мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации);
- неспособность к вербализации мыслительных операций;
- затруднения в формулировании определений; выводов и элементарных умозаключений на основе проведенной работы;
- обедненный словарный запас и общая недостаточность в построении связного высказывания.
Удалось зафиксировать, что наиболее несформированной операцией мышления у старших дошкольников с ОНР является обобщение (61,5% соотносятся с низким уровнем и не представлен высокий уровень) по сравнению с группой с нормативным речевым развитием (23,1%). Дети затрудняются в самостоятельном выделении признаков предметов, лежащих в основе обобщений, используют примитивные обоснования с силу свернутости фразового конструктора и недостаточности представлений о свойствах предметов. При изучении понимания связи между событиями и явлениями с последующей вербализацией элементарных умозаключений и рассуждений (в контрольной группе - 23,1%). Полученная результативность объясняется несформированностью как мыслительных операций, так и различных сторон речевой деятельности, заключающихся в планировании высказывания и реализации замысла.
Принимая во внимание потенциально сохранный интеллект дошкольников с ОНР, проводимая работа в отношении развития словесно-логического мышления, рассматривается как необходимое условие социализации. Специалисты, работающие с дошкольниками с ОНР, решают большой спектр задач, связанных с развитием и коррекцией речи, осуществляют работу по подготовке базы психических процессов, среди которых и словесно-логическое мышление.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию словесно-логического мышления старших дошкольников с ОНР включена в разные виды деятельности и масштабно осуществляется на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Имеющие технологии и ресурсы развития словесно-логического мышления не всегда позволяют использовать речь как инструмент вербализации мыслительных операций, что в отношении дошкольников с ОНР является малоэффективным. В данной связи использование STEAM-технологии позволяет решать задачи оптимизации основных показателей словесно-логического мышления.
В имеющихся исследованиях представлен локальный опыт применения STEAM-технологии в практике работы с дошкольниками с ОНР [2, С. 5]. Учитывая высокую функциональность технологии, которая заключается в развитии интеллектуальных способностей дошкольников в процессе познавательной деятельности, она, бесспорно, может быть использована в развитии словесно-логического мышления. Предполагается включение заданий проектно-исследовательского характера, которые активно стимулируют развитие словесно-логического мышления детей. Применительно к категории дошкольников с ОНР актуальность применения данного технологического подхода связана с активным использованием речи в ситуациях экспериментирования, конструирования и решения проблемных задач.
STEAM-технология предполагает реализацию шести модулей, каждый из которых направлен на решение специфичных задач, что при комплексном их решении обеспечивает реализацию целей STEAM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Наиболее значимое содержание для развития словесно-логического мышления дошкольников с ОНР представлено в следующих модулях:
- «Экспериментирование с живой и неживой природой», где создаются условия для опытнической деятельности детей, в процессе которой происходит формирование умений анализировать, обобщать и рассуждать;
- «LEGO- конструирование», позволяющее формировать операцию сравнения и вербализировать свои мыслительные действия;
- «Робототехника», стимулирующая развитие умений словесного обозначения действий программирования.
Применение STEAM-технологии не противоречит применению традиционного подхода в обучении дошкольников с
ОНР, а также других технологических ресурсов [6, С. 249]. Скорее создается эффект обогащения предметно-развивающей среды и интеграции речевых и неречевых компетенций детей через реализацию деятельностного подхода.
Алгоритм использования элементов STEAM-технологии на коррекционно-развивающих занятиях предполагает встраивание в работу логопеда и воспитателя заданий проектно-исследовательского характера при изучении отдельных лексических тем. Например, в ходе освоения тем о живой и неживой природе детей учат мысленно выделять отдельные свойства предметов и явлений, делать обобщения и элементарные умозаключения, обогащают и активизируют словарный запас в логике программного материала. Экспериментирование создает дополнительную основу для устойчивой мотивационной включенности дошкольников в процесс освоения вербального и невербального материала.
Элементы деятельности в рамках модуля «LEGO- конструирование» лаконично встраиваются в занятия через использование модифицированного варианта задания «Шесть кирпичиков-LEGO» вне зависимости от лексических тем и этапов занятия. Создаются условия в направлении развития сразу нескольких операций словесно-логического мышления (сравнение и анализ).
Работа по созданию моделей предполагает активное включение речи при вербализации мыслительных операций. Использование робототехнического набора позволяет обогатить традиционную предметно-развивающую среду и расширить спектр игровых упражнений. Идет процесс обучения программированию на невербальном и вербальном уровнях.
В контексте развития операций анализа, синтеза, обобщения и сравнения использовались такие приемы, как: решение проблемных ситуаций, опытно-экспериментальная деятельность, создание продуктов детской деятельности, составление связных высказываний по типу выводов и элементарных умозаключений, обучение выделению существенных признаков предмета, сравнению признаков предметов и явлений.
Проведенный контрольный срез результативности показал эффективность использования приемов STEAM-технологии в работе специалистов по развитию словесно-логического мышления старших дошкольников с ОНР. Наиболее заметным
результатом в использовании STEAM-технологии стояло появление высокого уровня сформированности операций обобщения экспериментальной группы 35,7%, по сравнению с контрольной выборкой детей с ОНР, не включенных в формирующий эксперимент (14,3%). В целом, снизилось количество затруднений при выполнении заданий на выделение признаков предметов, лежащих в основе обобщений, появились более вариативные речевые обороты при формулировании связного речевого высказывания. Изменения были обнаружены и в отношении других операций мышления.
Выводы. Изучение проблемы развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с ОНР позволило выявить дефицит научных работ, конкретизирующих операциональные характеристики и недостаточную изученность механизмов, определяющих затруднения у детей. Предложенный алгоритм включения элементов STEAM-технологии в процесс развития словесно-логического мышления указанного контингента детей позволил зарегистрировать положительную динамику по ряду изучаемых показателей. Проведенная работа определила перспективы дальнейшего изучения в рамках заявленной проблематики, в направлении дальнейшей детализации применяемых приемов и средств, а также расширения банка заданий для развития словесно-логического мышления дошкольников с ОНР.
Литература:
1. Волковская, Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская // Логопедия. - 2004. - №3 (5). - С. 17-27
2. Волосовец, Т.В. STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин. - Москва: БИНОМ, 2019. - 112 с.
3. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи / А.Н. Корнев. - М.: Эксмо, 2014. - 128 с.
4. Медведева, Е.Ю. Своеобразие семантического развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.Ю. Медведева, Е.А. Ольхина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-4. - С. 68-71
5. Пенькова, Г.А. Соотношение словесно-логического мышления коммуникативных умений и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.А. Пенькова, A.C. Кашапов // Ярославский психологический вестник. -2021.-№3(51).-С. 85-90
6. Тюльникова, И.Н. Использование Лего-технологий в развитие связной речи детей дошкольного возраста / И.Н. Тюльникова, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-2. - С. 246-249
Педагогика
УДК 372.48
кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель начальных классов Угапьева Екатерина Александровна
МБОО «Тыарасинская средняя общеобразовательная школа имени М.Н. Турнина» (с. Кыйы)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Аннотация. В статье рассмотрена проблема процесса развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира в 3 классе. Цель исследования: выявление эффективности экскурсий в развитии познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира. Исследование проводилось в МБОО «Тыарасинская СОШ им. М.Н. Турнина» в 3 классе. Работа состоит из трех частей: первичный констатирующий опрос, формирующий этап и контрольный опрос. Для первичной диагностики социальной осведомлённости окружающей действительности был проведен опрос о родном селе. Формирующий этап эксперимента включал в себя организацию и проведение мероприятий, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий у младшего школьника через экскурсионную деятельность.
Ключевые слова: младший школьник, познавательное универсальное учебное действие, урок окружающего мира, экскурсия,село.
Annotation. The article considers the problem of the process of development of cognitive universal educational actions of younger schoolchildren in the lessons of the surrounding world in the 3rd grade. The purpose of the study: to identify the effectiveness of excursions in the development of cognitive universal educational activities of younger schoolchildren in the lessons of the surrounding world. The study was conducted in the MBOO "Tyarasinskaya Secondary School named after M.N. Tournin" in the 3rd grade. The study consists of three parts: a primary ascertaining survey, a formative stage and a control survey. For the primary diagnosis of social awareness of the surrounding reality, a survey was conducted about the native village. The formative stage of the experiment included the organization and conduct of activities aimed at the development of cognitive universal educational activities in younger schoolchildren through excursion activities.
Key words: younger schoolchildren, cognitive universal educational action, lesson of the surrounding world, excursion, village.
Введение. Работа посвящена актуальной проблеме взаимодействия ребенка с окружающей действительностью, начиная с изучения истории до культурно-социальной сферы родной местности, где происходит процесс роста и воспитания человека с детства. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать социальное окружение такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней.
Методологической основой исследования являются педагогические идеи по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и исследования психологов: Е.В. Веселовской, Е.Е. Останина, В.А. Смирновой; труды ученых в области детской возрастной психологии: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и др. [1, 5].
Цель исследования: выявление эффективности экскурсий в развитии познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира.
Изложение основного материала статьи. Опытно-практическая работа проводилась в МБОО «Тыарасинская средняя общеобразовательная школа им. М.Н. Турнина» в 3 классе. Исследование состоит из трех частей: первичный констатирующий опрос, формирующий этап и контрольный опрос.
Для первичной диагностики социальной осведомлённости окружающей действительности был проведен опрос о родном селе. Цель: расширять представление детей о селе, в котором они живут; расширение кругозора, развитие познавательных способностей; воспитание любви к Родине и ее истории; формирование уважительного отношения к жителям села.