Научная статья на тему 'Возможности сознательного воздействия языковой личности на терминосистему'

Возможности сознательного воздействия языковой личности на терминосистему Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ярошенко Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности сознательного воздействия языковой личности на терминосистему»

♦

• мотивы;

• потребность в овладении профессией;

• интерес к профессии;

• установка на получение определенной специальности;

• психоэмоциональный настрой к получению профессии или овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками;

• идеал профессионала.

Выделение критериальных характеристик элементов мотивационного компонента будет способствовать правильному подбору методик для мониторинга степени его сформированности, а также определению педагогических условий, оптимизирующих данный процесс.

Формирование мотивационного компонента профессионального становления будущих специалистов является актуальной проблемой всей системы профессионального образования, находящейся на этапе реформирования и перестройки в связи с существующей потребностью повышения качества подготовки будущих специалистов. Решение этой задачи обеспечит их конкурентоспособность на современном рынке труда.

1 Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002. С. 3.

2 Профессиональная педагогика / Гл. ред. С.Я. Батышев. М., 1997. С. 378.

3 См.: Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

4 См.: Крюкова Т.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя в процессе педагогической практики. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004.

5 См.: Жижина М.В., Шевчук О.А. О роли кризиса в профессиональном становлении личности / Материалы XII Страховских чтений: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. В.И. Страхова. Саратов, 2003. С. 73 - 78; Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002. С. 3; Сыманюк Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук, СПб., 1999.

6 См.: Зотова Н.Н., Родина О.Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов // Вестн. Моск. ун -та. Сер. 14. Психология. 2003. № 3. С. 69 - 78.

7 Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С. 41 - 42.

УДК 800.93

ВОЗМОЖНОСТИ СОЗНАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ НА ТЕРМИНОСИСТЕМУ

Д.А. Ярошенко,

старший преподаватель кафедры перево-доведения и межкультурной коммуникации, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 11

Лингвистический аспект разработки понятия языковой личности имеет давнюю историю. Современная лингвистика рассматривает языковую личность как явление, характеризуемое многослойным и многокомпонентным набором языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности, поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности, а с другой - в составе языка, т.е. в фонетике, грамматике и лексике.

В свете сказанного под языковой личностью принято понимать совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые различаются:

а) степенью структурно-языковой сложности;

б) глубиной и точностью отражения действительности;

в) определенной целевой направленностью1.

При этом способности человека сочетаются с особенностями порождаемых им текстов. Именно тексты закрепляют акт индивидуального тер-минотворчества.

Необходимость сознательного подхода к терминотворчеству отмечал еще РА. Будагов, говоря, что если сознательно не заниматься терминами , то ученые в конце концов перестанут понимать друг друга. Полагают, что вся специальная лексика - результат искусственного вмешательства человека в естественный ход развития языка2. Данное утверждение можно обосновать тем, что любая терминосистема - плод целенаправленной, познавательной деятельности людей. Различия в классификациях терминов разных школ лишь подтверждают приведенное выше утверждение. На сознательность процесса терминотворче-ства указывал, в частности, Г.О. Винокур. «Термины, - писал он, - не появляются, а придумываются, творятся по мере сознавания их необходимости»3. Сознательность процесса терминотворчества делает его

контролируемым и регулируемым процессом. В.П. Да-ниленко отмечает, что первые попытки регулирования терминотворчества относятся в России к началу XVIII в.4.

История терминологии непосредственно связана с историей науки, техники, профессиональной деятельности, культуры и искусства. Развитие сельского хозяйства, ремесла, науки и техники, появление первой мануфактуры привели к становлению специально-профессиональной и научной терминологии. В конце XIX и на протяжении XX вв. развитие терминологии определялось формированием отраслей науки, техники, промышленности, сельского хозяйства и пр.

Роль языковой личности заметна при создании различных терминосистем разных языков. Некоторые ученые оказали влияние на развитие не одной, а сразу нескольких терминосистем. Такой была роль М.В. Ломоносова в создании русских терминосистем. Примеры его терминотворчества многочисленны и представлены терминологическими единицами разных наук. М.В. Ломоносов ввел в русский язык науки термины «барометр», «термометр», «микрометр», «микроскоп», «атмосфера», «пропорция», «формула», «призма», «эфир», «периферия», «горизонт», «инерция», «мягкость», «упругость», «вязкость», «сложение» и др. Часть приведенных терминов, введенных в оборот ученым, представляют собой кальки с других языков, а часть -заимствования.

Можно назвать отдельные примеры терминотворчества различных ученых. Например, термин «класс почв» введен в 1886 г В.В. Докучаевым5. «Биосфера» -термин, введенный в науку создателем биохимии В.И. Вернадским6. В 1964 г. ГА. Флеров и возглавляемая им группа исследователей-ученых открыли 104-й элемент периодической таблицы - курчатовий7. Термин «экологическая революция» предложил М. Николсон в своей книге, опубликованной под тем же самым названием в 1970 г.8. Один из крупнейших нейрофизиологов современности англичанин Ч. Шеррингтон ввел в науку о деятельности нервной системы понятие синапса. Он обозначил этим термином место контакта между нервными клетками, где процесс возбуждения имеет возможность перейти с нервного волокна на нервную клетку, притом лишь в одном, строго определенном направлении9. Метод восстановления волнового фронта был предложен в 1948 г. английским физиком Д. Габаром, который дал ему название голографии10.

Экономическая терминосистема также изобилует авторскими терминами. В ней авторы, представляющие свои научные школы, терминируют новые понятия, переосмысливают уже имеющиеся термины, корректируя тем самым и логосные, и лекисные сферы слова. Формированием определенных экономических понятий занимались едва ли не все самые выдающиеся ученые самых разных эпох начиная с Древнего мира - Каути-лье, Ксенофонт, Платон, Аристотель; эпохи раннего христианства - Фома Аквинский; меркантилисты и монетаристы в эпоху раннего Возрождения также создавали свои понятия и термины.

Приведем некоторые конкретные примеры терминотворчества экономистов. Так, Дж. Кейнс, оспаривая эклиптические теории капитала, ввел в экономическую

терминологию английского языка термин liquidity preference. Термин marginal utility принадлежит другому видному ученому-экономисту - А. Маршалу как и термин elasticity, который по замыслу автора должен был выражать отношение цены и спроса или различных факторов в производстве. Данный термин стал базовым для формирования парадигмы терминологических сочетаний cross-price elasticity, income elasticity, elasticity of substitution, etc. В данном случае значение термина модифицировалось в рамках несвойственного для него поля, так как первоначально термин, введенный А. Маршалом в сферу экономики, широко использовался в технической терминологии, обозначая эластичность как свойство вещества.

Ф. Кисно представил свое понимание специфического закона в экономике, выразив его термином law of nature, при создании которого он основывался на древнегреческих и средневековых представлениях о законе и природе, восходящих к идеям Аристотеля. Ф. Кисно был ярким представителем физиократов, исповедовавших «закон природы», т.е. свободную торговлю в той степени, которая соответствовала эпохе жизни ав -тора, и рассматривавших землю как единственное средство производства, тем самым противопоставляя свои взгляды меркантилистам, придерживавшимся принципа аккумулирования драгоценных металлов как средства обогащения государства.

Термин theory of surplus value ввел К. Маркс. Понятие, обозначаемое данным термином, впоследствии стало основополагающим при обосновании политических воззрений автора.

Представители такой экономической школы, как маржинализм, также активно формировали свою тер-миносистему. Так, француз Л. Вальрас стремился описать экономическую систему математическими терминами. Он ввел термины demand function и supply function. Первый термин обозначает количество товара, востребованного покупателем в зависимости от цены товара и цен на сопутствующие товары, а второй -количество товара, которое будет произведено за ту цену, которая требуется для производства, производственных услуг и знаний, необходимых для такого производства. По мнению автора, каждый товар имеет точку равновесия - equilibrium - аналог термина из классической механики, который означает равновесие силы. В экономике по замыслу Л. Вальраса этот термин должен был обозначать цену, которая устроила бы и покупателей, и продавцов.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что большинство элементов терминов -словосочетаний не являются новообразованиями. Эволюция экономической мысли, находившая отражение во вновь появляющихся и сменяющих друг друга научных школах, способствовала прежде всего развитию уже имеющихся понятий и появлению новых на базе уже существовавших слов и терминов других наук.

Каждая терминологическая разработка исходит из системы понятий, при этом совокупность понятий не зависит от совокупности названий. Это две автономных области, но основной из них является понятийная. Если понятийная область меняется (в связи с новыми открытиями, усовершенствованиями, за -

♦-

рождением новых направлений и школ и т.п.), вербальная область неизбежно претерпевает существенные изменения. Термин - это прежде всего имя понятия , единого в своей данности. Развитие любой отрасли знания неизбежно влечет за собой развитие терминологии, поэтому терминологическая работа никогда не может быть законченной. На каждом этапе проводится лишь известная систематизация терминов, продиктованная необходимостью достижения взаимопонимания специалистов внутри отрасли на данном языке, а также при межотраслевых и межъязыковых контактах.

1 См.: Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. С. 23.

2 См.: Реформатский А.А. Что такое термин и терминология / Вопросы терминологии. М., 1961. С. 26.

3 Винокур Г.О. О некоторых явлениях словообразования в русской технической терминологии / Труды МИФЛИ. Сб. ст. по языкознанию. Т. 5. М., 1939. С. 25.

4 См.: Даниленко В .П. О терминологическом словообразовании / Вопросы языкознания. М., 1973.

5 См.: Энциклопедический словарь географических терминов. М., 1968. С. 194.

6 См.: Будущее науки. М., 1970. С. 194.

7 См.: Вечерняя Москва. 1968. 18 окт.

8 См.: Шилин К.И. Экологическая революция в современной западной науке // Вопросы философии. 1972. № 11. С. 122.

9 См.: Будущее науки. С. 236.

10 См.: Там же. С. 223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.