ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСЧЕТОВ ПОКАЗАТЕЛЯ «ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ» НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННЫХ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
А.И. Жарова, старший научный сотрудник, руководитель НИР, зав. отделом научных исследований по вопросам макроэкономической статистики ФГБУ «НИИ статистики Росстата» (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-1-4-81-84
Аннотация. В статье проведен анализ системы показателей «Денежные доходы и расходы населения». Описан один из вариантов совершенствования указанной системы, путем использования расширенной информационной ведомственной базы Центрального банка Российской Федерации. В результате анализа действующих форм отчетности Федеральной налоговой службы были рассмотрены формы для возможного использования в дальнейшем в расчетах показателей денежных доходов, расходов и сбережений населения субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: денежные доходы населения, ведомственные информационные системы, доходы самозанятых, ведомственная отчетность ФНС России, отчетность ЦБ, вознаграждение за труд.
Одним из основных показателей, характеризующих уровень жизни населения, систематически публикуемый на официальном сайте Росстата, и который чаще других привлекает внимание читателей, является Показатель денежных доходов населения (рост). Его надежность проверяется на практике состоянием кошельков населения и наполнением холодильников.
Расчет показателей денежных доходов, расходов и сбережений населения проводится Росстатом в соответствии с «Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения», утвержденными приказом Росстата от 2 июля 2014 № 465, с изменениями от 20.11.2018 № 680.
Денежные доходы определяются на основе суммы следующих основных компонентов: трудовые доходы, социальные выплаты, доходы от собственности и прочие денежные поступления.
Расходы населения определяются на основе суммы отдельных компонентов: потребительские расходы, расходы на оплату обязательных платежей и разнообразных взносов, прочие расходы населения.
Данные о денежных доходах и расходах населения формируются на основе офици-
альной статистической информации о произведенных выплатах денежных средств населению и полученных от населения денежных средствах с использованием данных регулярной статистической отчетности хозяйствующих субъектов, органов государственного управления и финансовых учреждений, а также с использованием системы дооценок объемов доходов и расходов населения в неформальном секторе экономики.
Однако развитие системы показателей денежных доходов и расходов населения, особенно при выполнении их в региональном разрезе, предъявляет повышенные требования к использованию разнообразных источников информации. Нередко при таких расчетах возникают сложности, связанные с отсутствием в региональном разрезе необходимой информации при наличии ее в целом по стране.
Система показателей нуждается в постоянном совершенствовании в изменяющихся условиях формирования информационной базы для расчетов. Поэтому вопросы изучения информационной базы ведомственной отчетности будут актуальны постоянно.
Совершенствование расчетов показателя «денежные доходов населения».
В целях совершенствования системы показателей, анализируется ведомственная информационная система Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ), порядок формирования показателей форм отчетности, которые могли бы использоваться в расчетах денежных доходов и расходов населения страны, готовятся соответствующие предложения. Решением одного из межведомственных обсуждений определения денежных доходов и расходов населения, состав этих показателей пополнился показателями внешнеэкономических действий населения, разрабатываемыми и учитываемыми в другом ведомстве - ЦБ (отчет «Платежный баланс страны»).
Это показатели: безвозмездные переводы из-за рубежа в пользу физических лиц-резидентов; безвозмездные переводы за рубеж в пользу физических лиц-нерезидентов; платежи за товары (услуги), произведенные за рубежом; расходы на транспортные услуги, приобретенные у иностранных компаний; сальдо операций с иностранным участием в капитале и недвижимостью за рубежом; долговые ценные бумаги (сальдо); изменение средств на счетах в банках-нерезидентах; сальдо операций по кредитам и займам с нерезидентами; изменение наличных денег на руках у населения в иностранной валюте.
Использование расширенной информационной ведомственной базы ЦБ способствует совершенствованию расчета показателей денежных доходов и расходов населения. Однако обостряет проблему получения информации по расчету данных показателей по субъектам РФ.
Остается актуальным вопрос получения информации о доходах населения, в частности доходов населения, работающего не по найму. Для получения такой информации проводятся различные обследования групп населения, в том числе индивидуальных предпринимателей, работающих на самостоятельной основе, а также с привлечением наемных работников, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ответы о доходах обследуемых нередко подвергаются сомне-
нию поэтому вопросы, связанные с прямыми ответами о доходах (вознаграждении за труд) в анкеты, как правило, не включаются.
Широкая информация о доходах различных категорий физических лиц - налогоплательщиков содержится в ведомственной отчетности Федеральной налоговой службы (далее - ФНС).
Данные ведомственной отчетности ФНС фиксируют доходы налогоплательщиков страны, в соответствии с установленным порядком их учета, и уплаченные суммы налога на все виды доходов. Как правило, в таких формах ведомственной отчетности данные разрабатываются в региональном разрезе. Декларации о доходах налогоплательщиков, регистрация их в налоговых органах осуществляется по месту жительства (по месту пребывания при условии отсутствия у физического лица места жительства на территории РФ). Все эти налогоплательщики являются работающими не по найму. Это занятые работники, вознаграждение которых зависит от прибыли или убытков, полученных в результате коммерческих сделок за произведенные товары или произведенные услуги. Они не получают зарплату в привязке к отработанному времени. К категории работающих не по найму по данным ведомственной отчетности следует отнести:
- индивидуальных предпринимателей (далее - ИП), глав крестьянских хозяйств, нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, арбитражных управляющих, отчитывающихся о полученных доходах, представленных в органы ФНС налоговых деклараций по форме № 5-ДДК «Отчет о декларировании доходов физическими лицами»;
- ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения, представляющих данные о полученных доходах по форме № 5-УСН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системе налогообложения»;
- ИП и главы крестьянских (фермерских) хозяйств, учтенные в форме № 5-ЕСХН «Отчет о налоговой базе и структу-
ре начислений по единому сельскохозяйственному налогу»;
- ИП, применяющих патентную систему налогообложения, учтенных в форме № 1-Патент «Отчет о количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов на право применения патентной системы налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности»;
- физических лиц и ИП, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональных доход» (так называемые «самозанятые»), это люди, которые работают на себя без привлечения наемных работников и получают доход от личной трудовой деятельности. Суммарный доход за год не должен превышать 2,4 млн. рублей. Также в соответствии с поправками к Федеральному закону с 1 января 2020 года в качестве самозанятых смогут регистрироваться няни, репетиторы, сиделки и лица, оказывающие услуги по уборке помещений и ведению домашнего хозяйства. Форма № 5-НПД «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на профессиональный доход», утверждена приказом ФНС России от 23.10.2020 года №ЕД-7-1-574/774. Отчет формируется на федеральном уровне по каждому субъекту РФ, представляется финансовым органом субъекта РФ. Форма содержит показатели в разрезе: граждане РФ (физические лица, ИП) и граждане ЕАЭС о количестве налогоплательщиков применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»; количестве налогоплательщиков применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», которым начислен налог к уплате; налоговая база (сумма полученного дохода
щественных прав), определенной, в том числе по налоговой ставке 4% и налоговой ставке 6%); сумма налога, исчисленного налоговым органом, в том числе по налоговой ставке 4% и налоговой ставке 6%; сумме налогового вычета и сумма налога к уплате. Форма введена в соответствии с федеральным законом РФ от 27.11.2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима» «Налог на профессиональный доход».
Налоговым кодексом установлены виды услуг, оказываемых «самозанятыми» гражданами: присмотр и уход за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, репетиторство, уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства.
Кроме того, субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать другие виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
Заключение
Анализ данных формы № 5-НПД, порядка ее формирования и времени разработки, проведение экспериментального расчета позволили сделать вывод о возможности уже в ближайшее время использовать данные о доходах самозанятого населения в расчетах показателей денежных доходов населения РФ, работающих не по найму.
Также можно сделать вывод о необходимости продолжения анализа возможности использования данных Федеральной налоговой службы о доходах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
от реализации товаров (работ, услуг, иму-
Библиографический список
1. Методологические положения по расчету показателей денежных доходов и расходов населения, утвержденные приказом Росстата от 2 июля 2014 № 465, с изменениями от 20.11.2018 № 680.
2. Указания Центрального Банка Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 4212-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».
3. Указания Центрального Банка Российской Федерации от 5 июня 2017 года N 4395-У «О перечне, формах и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».
4. Указания Центрального Банка Российской Федерации от 8 октября 2018 года N 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (с изменениями на 20 апреля 2021 года).
5. Указания Центрального Банка Российской Федерации от 13 января 2021 года N 5709-У «Об объеме, формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, а также другой информации».
POSSIBILITIES FOR IMPROVING THE CALCULATIONS OF THE INDICATOR "MONETARY INCOME OF THE POPULATION" BASED ON THE USE OF DATA IN DEPARTMENTAL INFORMATION SYSTEMS
A.I. Zharova, Senior Researcher, Head of Research, head scientific research department on issues of macroeconomic statistics
Federal State Budgetary Institution "Research Institute of Statistics of Rosstat" (Russia, Moscow)
Abstract. The article analyzes the system of indicators "Monetary income and expenses of the population". One of the options for improving this system is described by using the expanded departmental information base of the Central Bank of the Russian Federation. As a result of the analysis of the current reporting forms of the Federal Tax Service, forms were considered for possible use in the future in calculating indicators of cash income, expenses and savings of the population of the constituent entities of the Russian Federation.
Keywords: cash income of the population, departmental information systems, income of the self-employed, departmental reporting of the Federal Tax Service of Russia, reporting of the Central Bank, remuneration for labor.