Научная статья на тему 'Возможности сетевого сообщества в ходе преподавания дисциплин педагогического цикла'

Возможности сетевого сообщества в ходе преподавания дисциплин педагогического цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИКТ-ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Наталия Викторовна

В современном обществе возрастает роль сетевых сообществ как средств коммуникации, интерактивного взаимодействия в образовательном процессе. Использование потенциала сетевого сообщества в ходе преподавания дисциплин педагогического цикла положительно повлияет на освоение студентами представлений о педагогической деятельности, действительности, овладение ими профессионально значимыми компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности сетевого сообщества в ходе преподавания дисциплин педагогического цикла»

УДК 37; 070

Н. В. Федосеева

Арзамасский филиал ННГУ, Арзамас

ВОЗМОЖНОСТИ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

В современном обществе возрастает роль сетевых сообществ как средств коммуникации, интерактивного взаимодействия в образовательном процессе. Использование потенциала сетевого сообщества в ходе преподавания дисциплин педагогического цикла положительно повлияет на освоение студентами представлений о педагогической деятельности, действительности, овладение ими профессионально значимыми компетенциями.

Ключевые слова: сетевое сообщество, цифровая образовательная среда, ИКТ-грамотность, медиаграмотность, медиакомпетентность.

В рамках происходящих изменений в российском образовании (приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [4], Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 [6] года, Манифест о цифровой образовательной среде [10] и другие), особое значение приобретает готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности, которая подразумевает не только умение оценивать педагогическую действительность и осуществлять выбор наиболее оптимального решения образовательных задач, но осознанное отношение к электронной образовательной среде как средству их достижения. В связи с этим возможности электронной цифровой среды должны быть детально рассмотрены, определены способы их эффективного использования в работе с будущими педагогами.

Особое внимание в этом отношении должно быть уделено понятию электронной цифровой среды. М. Кушнир рассматривает её как «открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса» [3], принципиально отстаивая именно открытость как залог её развития и совершенствования. Подобная интерпретация среды позволяет обратиться к сетевым сообществам, создающимся в её контексте. Они могут явиться эффективным инструментом ознакомления будущих педагогов с основами, системой, структурой дисциплин педагогического цикла, спецификой образовательного процесса в формате цифровой среды, инновационными процессами в образовании и педагогической науке, основами и способами реализации профессионально-педагогической деятельности.

Проблеме использования разнообразных ресурсов, платформ (открытое образование, универсум, Coursera, лекториум и т. д.) уделяется значительное внимание в рамках проведения конференций различного уровня (EdCrunch, ММСО (Московский международный салон образования), EdTech и других), в литературе, выступлениях ведущих специалистов (Е. И. Казакова [2. С. 5-6], Н. Ю. Игнатова [1. С. 27-28, С. 33]), посвященных вопросам медиаграмотности, медийного пространства и т. д. (А. В. Федоров [8. С. 22; 9. С. 11]). Однако вопрос использования социальных сетей и, в частности, сетевых сообществ в ходе изучения дисциплин педагогического цикла требует отдельного рассмотрения.

Это определило цель нашего исследования - выявить возможности социальных сетей в преподавании дисциплин педагогического цикла. Предполагается, что активное использование функционала сетевого сообщества, предоставляемого платформой социальной сети, позволит привлечь внимание обучающихся к проблемам педагогики и образования, будет способствовать систематизации представлений у студентов о педагогической науке, генезисе профессионально педагогической деятельности; содействовать развитию их профессионального кругозора, заинтересованности в расширении знаний о педагогическом процессе, формированию медиаграмотности, взаимодействию в цифровой среде.

Решение обозначенной проблематики опиралось на реализацию следующих пунктов: 1) изучить и проанализировать понятие сетевого сообщества и способы организации сетевых сообществ в социальной сети «ВКонтакте»; 2) спроектировать структуру сообщества, характер систематизации материалов; 3) выявить возможности и средства сообщества, позволяющие

структурировать материалы, значимые для формирования представления о педагогике как науке и профессиональной педагогической деятельности.

В рамках исследования на основе анализа интерфейса группы «ВКонтакте» (группа «Педагогическое образование») была предложена модель структуры социального сообщества для работы со студентами при ознакомлении их с дисциплинами педагогического цикла. В основу модели легло интегративное понимание сетевого сообщества как связанной интересами группы людей, «взаимодействующих на основе коммуникаций Интернета, имеющих общие связи между собой, способных к проявлению совместных форм активности и саморефлексии» [5], с одной стороны, и как открытого контента в интерпретации Ю. В. Таратухиной [7. С. 256], то есть «методологии генерации и распределения информации как социального достояния в интернет-среде», с другой.

Отсюда превалирующими основами предлагаемой модели структуры сетевого сообщества явились несколько методологических подходов. Первые три позволяют выстраивать сетевое сообщество в социогуманитарном контексте. Первый - личностно-ориентированный, подразумевающий ориентацию на интересы, потребности контингента обучающихся, предоставление возможностей для самостоятельного осмысленного выстраивания работы с предлагаемыми материалами сообщества. Второй - деятельностный, ориентированный на включение студентов в активную познавательную деятельность посредством форм подачи материала и организации взаимодействия с участниками. Третий - компетентностный, определяющий наличие потенциала социальных сетей для формирования таких составляющих, как ИКТ-компетентность, медиаграмотность (в интерпретации А. В. Федорова [8. С. 22; 9. С. 11]). Четвертый обозначен нами как дидактико-ориентированный подход к организации материала сетевого сообщества, заключается в таком подборе и структурировании материалов, которое было бы близко логике построения изучаемых предметов (в данном случае дисциплин педагогического цикла), формировало у студента системное видение о них.

Объектом анализа стала модель структуры сообщества «Педагогическое образование», созданного в социальной сети «ВКонтакте». Степень эффективности определялась рядом параметров: частотой посещаемости группы, скачиваемости материалов, характером вопросов и интенсивностью общения с администратором, динамикой смены участников (869 участников, 229 подписчиков сообщества), а также заинтересованностью студентов в ходе работы непосредственно на занятии, повышении уровня их знаний.

В процессе работы над исследованием были определены возможности сетевого сообщества в преподавании дисциплин педагогического цикла, которые могут быть реализованы и при создании других учебных сообществ.

Первая группа - использование возможностей Интернета в привлечении внимания к обучению:

— возможность открытости в ходе обмена информацией (она может быть предложена студентами для педагога и сокурсников);

— возможность быстрого обновления информации, предоставления больших её объёмов для осмысления (нежели на занятиях);

— возможность своевременного ознакомления с инновациями в области педагогики, образования, профессиональной педагогической деятельности, мировой педагогической практики, образовательной политики и т. д.;

— возможность обмена разнообразной актуальной информацией между преподавателями и студентами (в комментариях, обмене постами и т. д.)

Вторая группа - профессиональные возможности, связанные со спецификой преподавания дисциплин педагогического цикла. Сокращение часов на практику и возрастание «голосовой» нагрузки осложняет проведение консультаций в режиме реального времени. Иначе говоря, постоянная занятость преподавателя на занятиях не позволяет проводить консультации со студентами в полной мере, вникая в суть курсовой, ВКР, практики и т. п. В связи с этим могут быть выделены следующие возможности:

— облегчение подготовки к занятию со студентами посредством предоставления заданий, ссылок на ресурсы, объяснений непосредственно в группе, массовой рассылки;

— возможность немедленного реагирования при работе в режиме онлайн;

— совершенствование профессиональной подготовки самих студентов, развитие у них ИКТ-

компетенции, медиаграмотности посредством размещения медиаматериалов (например, видео о известных людях в истории педагогики и т. п.);

— развитие педагогической зоркости и наблюдательности через анализ научно-педагогической литературы, документальных и художественных фильмов и т. п., предложенных вниманию студентов в группе.

Также были выявлены механизмы наиболее эффективного использования сетевого сообщества для преподавания дисциплин педагогического цикла. Перенос контента и способов работы с ним частично в группу позволяет сделать преподавание данной разновидности дисциплин более полноценным.

Следует обратить внимание на визуальное оформление группы. Фото должно быть запоминающимся, отражать суть деятельности группы, понятным. Название группы также должно быть связано с рассматриваемой деятельностью, областью научного знания. Интересный девиз не только привлечет внимание, но и отразит отношение самого педагога к той области научного знания, которой он занимается, и тем самым может в случае удачного выбора привлекать аудиторию. Однако не следует часто менять фото и девиз: это может дезорганизовать студентов.

Механизмы привлечения внимания к содержанию сообщества, включающему работу с дисциплинами педагогического цикла, могут быть самые разные. Во-первых, наличие заинтересовывающей студента информации не только об учебе, но и путях, раскрывающих перспективы профессионального и личностного роста (актуальная информации о конкурсах, конференциях, передовых журналах и т. д.), будет вызывать интерес. Притягивающий, запоминающийся иллюстративный материал (рисунки, гифы, панорамы и т. п.) выступает средством отражения сущности той или иной темы, формой привлечения внимания к какой-то статье, публикации, посту.

Во-вторых, способ структурирования материалов влияет на интерес к группе. По возможности должны быть удобство и понятность размещения. Так, в темах для обсуждения можно сделать разделы, темы, блоки заданий для подготовки к семинарским занятиям, блоки заданий для самостоятельного выполнения. Например, в теме «Учебно-методический комплекс по общей педагогике» размещен блок презентаций, планов практических занятий с вопросами для размышления и обсуждения, заданиями для самостоятельного выполнения, необходимой литературой, дополнительными материалами (резюме конференций, материалы участников актуальных форумов, конгрессов). В зависимости от того, какие цели ставит педагог, здесь же он может прикрепить видео или ссылки на видео с заданиями к ним, дополняющие лекционный материал, задания практических занятий.

В «Учебно-методическом комплексе по основам специальной и коррекционной педагогики и психологии» многочисленные ссылки, иллюстративный и видеоматериал диктуются необходимостью содержания предмета. Пронаблюдать и разобрать те или иные проявления отклонений в развитии человека, формы этих проявлений, способы реализации эффективного взаимодействия с детьми, имеющими такие отклонения, можно с помощью именно данных материалов. Продукты деятельности таких детей, размещенные в этой теме для обсуждения, также могут выступать объектом анализа на занятиях со студентами (например, творчество (стихи, рисунки) детей с расстройством аутистического спектра и т. д.).

Особенностями «Истории педагогики» как раздела является использование видео в ходе преподавания. Это небольшие фрагменты, иногда полноценные документальные фильмы о развитии образования и педагогической мысли в различные эпохи, о жизни и деятельности великих педагогов и философов, внесших значительный вклад в развитие педагогики. Их можно просматривать с мобильного устройства непосредственно на лекции, выполняя задания по просмотру. Короткие фрагменты можно использовать на лекциях (Дж. Локк, Э. Ротердамский, Д. Дидро, П. Абеляр, Ж. Ж. Руссо, М. Лютер и т. д.) для привлечения внимания в изучаемому материалу. На практических занятиях они могут выступать основой отдельных заданий или быть включенными в заранее продуманные игровые задания. Если фильм длинный и не может быть просмотрен и обсужден полностью в ходе занятия (например, документальный фильм о А. С. Макаренко), имеет смысл предложить самостоятельное рассмотрение. Гарантией просмотра станут продуманные задания педагога, построенные на внимательном изучении фильма. На занятии итоги просмотра должны стать центром обсуждения. Материалы для занятий и задания также размещаются в группе.

В качестве заданий для студентов может предлагаться самостоятельное создание небольших фильмов, буктрейлеров по произведениям деятелей в области педагогики и образования (А. С. Макаренко, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров), которые можно обсуждать в группе, устраивать конкурсы на лучшую работу и т. д. То есть видеофрагментами можно пользоваться как непосредственно на занятии, при задействовании своего мобильного устройства, так и дома при подготовке к семинарам.

Втеме«Инновационныепроцессывобразовании»,нарядуспрезентациямиипланамисеминарских занятий, выставляются ссылки на выполненные обучающимися работы с использованием различных ресурсов Интернета (лент времени, интерактивных плакатов: «Инновации», «Инновационные процессы в образовании», «Облачные сервисы» и т. п.; инфографики, интеллект-карт: «Категории педагогической инноватики»; коллажи, истории в картинках и другое). Для этого предлагаются разнообразные доступные сервисы (mindomo, thinklink, learningapps.org, story bird и другие). Их можно обсуждать, ставить оценки, голосовать за лучшую работу. Эти работы, по сути, готовый к реализации в образовательном процессе продукт, который сами студенты или посетители группы могут применять в своей профессиональной педагогической деятельности.

В-третьих, интерактивный характер взаимодействия в группе. Интерфейс сообществ «ВКонтакте» позволяет организовывать опросы по актуальным проблемам педагогики и образования, проводить анонимные анкетирования открытого и закрытого типов, размещать комментарии на стене по оценке постов, в темах для обсуждения (здесь можно выразить свою точку зрения, написать аннотацию, эссе и т. д.). В настоящее время в связи с тем, что у сообществ появилась возможность подключать разные приложения, большой потенциал для оценки знаний студентов имеет размещение тестов. Для расширения знаний, обмена мнениями, формирования педагогического самосознания, готовности к профессиональной деятельности незаменим потенциал прямых включений с конференций, вебинаров, репортажей самих студентов с памятных мест, связанных с образованием, обучением, воспитанием.

Следует обратить внимание, что с согласия студентов, принимавших участие в конкурсах и олимпиадах, объектом анализа, рефлексии, материалом для работы на занятиях могут явиться различные видео с этих и других мероприятий, что будет содействовать развитию рефлексивного мышления, оценочного подхода к профессионально педагогической деятельности.

Отслеживание деятельности в группе и использование её материалов на занятиях осуществлялось в течение года. Было выявлено, что частота посещаемости группы увеличивалась с началом занятий по дисциплинам педагогического цикла. Проведенные опросы среди студентов 2 курса очной формы обучения Арзамасского филиала ННГУ подтвердили обращение к материалам группы на лекциях и практических занятиях для работы с презентациями и видео. Ими также активно скачивались задания для подготовки к занятиям. Интенсивность работы на занятиях заметно возросла, ответы студентов стали более продуманными, аргументированными. О повышении интереса к проблемам образования, профессионально-педагогической деятельности свидетельствует характер задаваемых студентами вопросов в группе, в личном общении с администратором, на лекциях и практических. За год значительно увеличилось количество участников группы (869 участников, 229 подписчиков сообщества, сейчас уже больше). При изучении состава участников и подписчиков было обращено внимание, что в основном это студенты Арзамасского филиала ННГУ, но есть и педагоги, преподаватели других образовательных организаций.

Таким образом, сетевое сообщество - это обмен опытом, совершенствование способов и форм проведения занятий. Сообщество в социальных сетях содействует лучшему усвоению дисциплин педагогического цикла. Данный опыт может быть использован при создании других обучающих сообществ в социальных сетях.

Список литературы

1. Игнатова, Н. Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. Нижний Тагил, 2017. 128 с.

2. Казакова, Е. И. «Цифровая педагогика: первые итоги, проблемы и достижения». Москва, РАО, 2018. URL: http://rusla.ru/images/Казакова цифровая педагогика^£ (дата обращения: 23.09.2018)

3. Кушнир, М. Цифровая образовательная среда // Директория. 2017. URL: https://medium. com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (дата обращения: 18.09.2018).

4. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». URL: http://neorusedu.ru/ (дата обращения: 19.09.2018).

5. Сергеев, А. Н. Сетевое сообщество как субъект образовательной деятельности в сети интернет // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7475 (дата обращения: 17.09.2018).

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http:// council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 20.09.2018).

7. Таратухина, Ю. В., Авдеева, З. К. Деловые и межкультурные коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва, 2018. 324 с.

8. Федоров, А. В. Медиаобразование: история и теория. Москва, 2015. 450 с.

9. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 с. URL: http://www.evartist.narod.ru/text23/0013.htm (дата обращения: 20.09.2018).

10.Чеботарь, Н., Кушнир, М. Манифест о цифровой образовательной среде. URL: http:// manifesto.edutainme.ru/ (дата обращения: 18.09.2018).

NETWORK COMMUNITY POSSIBILITIES IN THE TEACHING OF DISCIPLINES

OF THE PEDAGOGICAL CYCLE

Fedoseeva N. V., Arzamas branch of Nizhny Novgorod state University, Arzamas,

nataliya.zhulina@yandex.ru

In modern society, the role of network communities as a means of communication, interactive interaction of the educational process, the organization of text material. Using the potential of the network community in the course of teaching disciplines of the pedagogical cycle will have a positive impact on the development of students ' ideas about teaching activities, reality, mastering their professionally significant competencies. The article gives a theoretical understanding of the basics of the network community and its organization, analyzes the possibility of using the community in the development of the disciplines of the pedagogical cycle, examines the conditions of selection and mechanisms of structuring of educational materials, ways to attract attention to the community, especially its design, highlights the experience in the network community for modeling training courses in different subjects of the pedagogical cycle. In modern society, the role of network communities as a means of communication, interactive interaction of the educational process, the organization of text material. Using the potential of the network community in the course of teaching disciplines of the pedagogical cycle will have a positive impact on the development of students ' ideas about teaching activities, reality, mastering their professionally significant competencies. The article gives a theoretical understanding of the basics of the network community and its organization, analyzes the possibility of using the community in the development of the disciplines of the pedagogical cycle, examines the conditions of selection and mechanisms of structuring of educational materials, ways to attract attention to the community, especially its design, highlights the experience in the network community for modeling training courses in different subjects of the pedagogical cycle.

Key words: network community, digital educational environment, ICT literacy, media literacy, media competence.

References

1. Ignatova, N. Yu. (2017). Obrazovaniye v tsifrovuyu epokhu: monografiya [Education in the digital age: a monograph]. Nizhniy Tagil, 128 p. (in Russ.).

2. Kazakova, Ye. I. (2018). Tsifrovaya pedagogika: pervyye itogi, problemy i dostizheniya [Digital pedagogy: first results, problems and achievements]. Moscow, RAO. Available at: http://rusla.ru/images/ Казакова цифровая педагогика.pdf (accessed 23.09.2018) (in Russ.).

3. Kushnir, M. (2017). Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda [Digital educational environment]. Direktoriya' [Directory], available at: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (accessed 18.09.2018) (in Russ.).

4. Prioritetnyy proyekt Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossiyskoy Federatsii (n. d.) [Prioritetnyy proyekt Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossiyskoy Federatsii], available at: http://neorusedu.ru (accessed 19.09.2018) (in Russ.).

5. Sergeyev, A. N. (2012). Setevoye soobshchestvo kak sub"yekt obrazovatel'noy deyatel'nosti v seti internet [Setevoye soobshchestvo kak sub"yekt obrazovatel'noy deyatel'nosti v seti internet]. Sovremennyyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 6, available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7475 (accessed 17.09.2018) (in Russ.).

6. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda (2015) [Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda], available at: http:// council.gov.ru/ media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (accessed 20.09.2018) (in Russ.).

7. Taratukhina, Yu. V. (2018). Delovyye i mezhkul 'turnyye kommunikatsii: uchebnik ipraktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Delovyye i mezhkul'turnyye kommunikatsii: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata]. Moscow, 324 p. (in Russ.).

8. Fedorov, A. V. (2015). Mediaobrazovaniye: istoriya i teoriya [Mediaobrazovaniye: istoriya i teoriya]. Moscow, 450 p. (in Russ.).

9. Fedorov, A. V. (2010). Slovar'terminovpo mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti [Slovar' terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti]. Taganrog, Publishing House Taganrog. state ped. inst., 64 p., available at: http:// www.evartist.narod.ru/text23/0013.htm (accessed 20.09.2018) (in Russ.).

10.Chebotar', N., Kushnir, M. et. al. (n. d.)Manifest o tsifrovoy obrazovatel'noy srede [Manifest o tsifrovoy obrazovatel'noy srede], available at: http://manifesto.edutainme.ru/ (accessed 18.09.2018) (in Russ.).

Федосеева Наталия Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ННГУ.

nataliya. zhulina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.