Научная статья на тему 'Возможности семантической репрезентации личностных качеств волонтеров: опыт эмпирического исследования'

Возможности семантической репрезентации личностных качеств волонтеров: опыт эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
355
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СЕМАНТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / VOLUNTEERS / PERSONAL QUALITIES / SEMANTIC REPRESENTATION / EXPERT INTERVIEW / PERSONAL DIFFERENTIAL / ASSOCIATIVE EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бокова О.А., Мельникова Ю.А.

Введение. В настоящее время в большинстве отечественных и зарубежных исследований позиционируется деятельностный и процессуальный подход к волонтерскому движению, но при этом практически не встречается работ, посвященных изучению собственно параметров личности волонтеров. Выявленное противоречие позволило нам обозначить цель нашей работы следующим образом: обосновать и раскрыть авторское понимание возможности семантической репрезентации личностных качеств волонтеров через экспертный опрос лиц, компетентных в оценивании и знакомых со спецификой работы волонтеров. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме личности волонтеров, а также диагностические методики, включающие тестирование (личностный дифференциал), ассоциативный семантический эксперимент и методы статистической обработки данных. Теоретический анализ источников обосновывает эмпирическое исследование. Для изучения семантической репрезентации особенностей личности волонтеров использованы личностный дифференциал, ассоциативный эксперимент со статистической обработкой полученных параметров. Научная новизна проведенного авторами исследования заключается в том, что личность участников волонтерского движения до настоящего момента не рассматривалась с позиции экспертного опроса и с использованием психолингвистических методов. Результаты. Разработана и апробирована процедура возможности эмпирического исследования семантической репрезентации параметров личности волонтера; авторами представлена характеристика семантического поля личности волонтера; выявлены и описаны доминирующие факторы личностного развития волонтеров через факторизацию значимых качеств, полученных на основе экспертного опроса. Обсуждение. Подчеркивается, что проведенное исследование также дает эмпирические основания для обоснованного отбора стандартизированных диагностических методик изучения ведущих детерминант развития личности волонтеров в процессе добровольческой деятельности. Заключение. Подчеркивается, что проведенные исследования также дают эмпирические основания для обоснованного выбора стандартизованных диагностических методов для изучения ведущих детерминант развития личности добровольцев в процессе волонтерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бокова О.А., Мельникова Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF VOLUNTEERS’ SEMANTIC REPRESENTATION PERSONAL QUALITY: EXPERIENCE OF EMPIRICAL STUDY

Introduction. Currently, most of the native and foreign studies are positioned activity and procedural approach to the volunteer movement, but practically there is no work devoted to the study of the actual parameters of the volunteers’ person. The revealed contradiction allowed us to define the purpose of our work as follows: to substantiate and reveal the authors’ understanding of opportunity for semantic representation of volunteers personal qualities through expert interrogation of persons competent in assessment and familiar with the specifics of volunteer work. Materials and Methods.The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of volunteers’ personality, as well as diagnostic techniques, including testing (personal differential), associative semantic experiment and methods of statistical data processing. Theoretical analysis of sources is justified by empirical research. To study the semantic representation of volunteers’ personality characteristics, a personal differential was used, as well as the associative experiment with statistical processing of the obtained parameters. The scientific novelty is that the identity of participants in the volunteer movement has not been considered up to the present time from the point of view of an expert poll and using psycholinguistic methods. Results.The procedure for the possibility of empirical investigation of the semantic representation of student’s personality parameters actively participating in volunteer work developed and tested; the authors described the semantic field of the volunteer’s personality; identified and described the dominant factors of volunteer’s personal development through the factorization of significant qualities on the basis of an expert survey. Discussion. It is underlined that research provides empirical basis for selection of standardized diagnostic methods for studying the leading determinant of personality development volunteer during their activity. Conclusion. It is emphasized that the conducted research also gives empirical grounds for the well-founded selection of standardized diagnostic methods for studying the leading determinants of the volunteers’ personality development in the process of volunteer activity.

Текст научной работы на тему «Возможности семантической репрезентации личностных качеств волонтеров: опыт эмпирического исследования»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.18

УДК 159.922 ББК 88.37

О.А. Бокова1, Ю.А. Мельникова2

1 ORCID № 0000-0001-7928-5536, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Алтайский государственный педагогический

университет, г. Барнаул, Российская Федерация. E-mail: olgbokova7@mail.ru

2 ORCID № 0000-0002-7012-3618, кандидат психологических наук, доцент кафедры

психологии, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация. E-mail: jamelnikova@list.ru

возможности семантической репрезентации личностных качеств волонтеров:

опыт эмпирического исследования

Аннотация

Введение. В настоящее время в большинстве отечественных и зарубежных исследований позиционируется деятельностный и процессуальный подход к волонтерскому движению, но при этом практически не встречается работ, посвященных изучению собственно параметров личности волонтеров. Выявленное противоречие позволило нам обозначить цель нашей работы следующим образом: обосновать и раскрыть авторское понимание возможности семантической репрезентации личностных качеств волонтеров через экспертный опрос лиц, компетентных в оценивании и знакомых со спецификой работы волонтеров.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме личности волонтеров, а также диагностические методики, включающие тестирование (личностный дифференциал), ассоциативный семантический эксперимент и методы статистической обработки данных. Теоретический анализ источников обосновывает эмпирическое исследование. Для изучения семантической репрезентации особенностей личности волонтеров использованы личностный дифференциал, ассоциативный эксперимент со статистической обработкой полученных параметров. Научная новизна проведенного авторами исследования заключается в том, что личность участников волонтерского движения до настоящего момента не рассматривалась с позиции экспертного опроса и с использованием психолингвистических методов.

Ре.зультаты. Разработана и апробирована процедура возможности эмпирического исследования семантической репрезентации параметров личности волонтера; авторами представлена характеристика семантического поля личности волонтера; выявлены и описаны доминирующие факторы личностного развития волонтеров через факторизацию значимых качеств, полученных на основе экспертного опроса.

Обсуждение. Подчеркивается, что проведенное исследование также дает эмпирические основания для обоснованного отбора стандартизированных диагностических методик изучения ведущих детерминант развития личности волонтеров в процессе добровольческой деятельности.

Заключение. Подчеркивается, что проведенные исследования также дают эмпирические основания для обоснованного выбора стандартизованных диагностических методов для изуче-

СО

о ^

ф н

X

о ^

о ей

ей

ь ф

т го

.0 X

ь

о

X

т

го н

X

ф

со

ф к

= 1

ф ™

о

>5 о

о ч

Ü ф

° с;

ф о

т о р

« о

ф о

О Ф

¡1 с

S о

S b

СО .а

о с

m о

ния ведущих детерминант развития личности добровольцев в процессе волонтерской деятельности.

Ключевые слова: волонтеры, личностные качества, семантическая репрезентация, экспертный опрос, личностный дифференциал, ассоциативный эксперимент.

Основные положения:

• теоретически обосновано эмпирическое исследование личности волонтера;

• разработана процедура организации эмпирического исследования семантической репрезентации;

• представлены доминирующие факторы семантической репрезентации личности волонтера («Мораль», «Любовь к своему делу», «Активная реализация», «Волевая ответственность») через анализ матрицы попарного сходства семантических единиц.

<

2

(О са о

О

L0

<

О

1. Введение (Introduction)

Актуальность волонтерского (добровольческого) движения для общества в целом и отдельных социальных институтов несомненна и отдельно позиционируется через призму Года добровольца в России. В своей деятельности волонтерское движение руководствуется законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации образования РФ, Декларацией ЮНЕСКО о волонтерском движении, нормативно-правовыми актами Комитета по образованию Алтайского края, соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка. Деятельность волонтеров осуществляется в соответствии с запросами, поступающими от различных образовательных, общественных и медицинских организаций.

Волонтерское движение студентов направлено на их личностное развитие, успешную социализацию и приобщение к гуманистическим традициям. Его цель, с нашей точки зрения - это формирование нравственно-этических традиций, содействие в духовном развитии студентов, правильной социальной ориентации, формирование психологических знаний, самореализации личности студенческой молодежи.

В этом контексте реализуются достаточно многочисленные исследования волонтерской деятельности и собственно волонтеров как носителей определенной идеи и направленности на активность в социально значимых сферах общественной жизни. Проанализированные нами публикации показывают, что в контексте Года волонтера (добровольца) данный

вид активности рассматривается исследователями в первую очередь как форма проявления социальной активности молодежи и основных ее направлений, актуальное общественное движение [1-5]. Отдельные авторы рассматривают мотивацию волонтерской деятельности, во-лонтерство как ресурс устойчивого социального развития или в качестве способа решения отдельных социальных проблем (экология, инклюзия и т.д.) [6-10]. Проведенный нами анализ литературных источников, опубликованный в свободном доступе Российского индекса научного цитирования, показал отсутствие исследований на тему собственно параметров личности волонтера. Личность волонтера рассматривается исследователями исключительно в контексте ресурса личностного роста, мотивации волонтерской деятельности, творчества и социальных проявлений феномена [11; 12].

Опубликованная работа, прямо соотносящаяся, с нашей точки зрения, именно с личностным развитием волонтеров, позиционируется в контексте способа самоактуализации личности и является в значительной степени дискуссионной: позиционирование автором сути самоактуализации как «создание непротиворечивого образа себя» и его совершенствования» [13, с. 93], что, в нашем понимании, не соотносится с классическим пониманием самоактуализации в трудах ее ведущего теоретика А. Маслоу. Также точка зрения автора о том, что «волонтерская деятельность - это путь к самоактуализации личности, прежде всего, возможности проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны» [13, с. 93] не подкрепляется

теоретически либо отсылками к первоисточникам, относясь скорее к публицистическим утверждениям.

Перспективным в плане реализации нашего исследования, широко масштабным по специфике научного обобщения теоретического материала и практической значимости представляется нам исследование В.И. Долговой, связанное с изучением психолого-педагогической направленности волонтера-фасилитатора [14]. Автором на основе системного анализа предпосылок обоснованы и эмпирически проверены шесть ядерных компонентов структуры психолого-педагогической направленности личности волонтера-фасилитатора (рефлексивный, эмоциональный, коммуникативный, когнитивный, мотивационный, практический). Особенно интересным представляется авторский подход к пониманию волон-терства как фасилитации.

Изучение доступных нам зарубежных авторов E.P.W. Hung, J. Hoye, J.J. Jackson, B. Keegan, H.R. King, M.H.C. Lai, D. Lazer, W. Meleis, N. Morrow-Howell, K. Ognyano-va, T.F. Oltmanns, A. Pilny, J. Radford,

A. Reichelmann, M.Y.W. Ren, A.M.S. Wu,

B.F. Welles и др. по проблеме развития показало, что личность добровольца исследуется преимущественно в контексте геронтопсихологии и профессиональной деятельности [15-17].

В нескольких работах, посвященных людям зрелого возраста, достаточно полно проанализировано влияние добровольческой деятельности на угасание когнитивных функций [18] и функциональных нарушений [19]. Показано, что у добровольцев когнитивное функционирование находится на более высоком уровне, чем у людей того же возраста, но не занимающихся данной деятельностью, а функциональных нарушений наоборот гораздо меньше.

Другие авторы, проведя лонгитюд-ное исследование, приходят к выводу, что добровольчество - это продуктивная деятельность, которая выгодна не только обществу, но и самими добровольцам, т.к. улучшает когнитивное функционирование в старшем возрасте. Для женщин и лиц с более низким уров-

нем образования добровольчество представляется особенно полезным для сохранения функций памяти и успешной обработки информации [20].

Определенный интерес в контексте нашего исследования представляет аспект изучения психологических различий между волонтерами-пожарными и профессиональными пожарными. Выявлены различия, обусловленные включенностью в профессиональную деятельность, а именно разница в перцептивных качествах и оценке собственной деятельности при решении симуля-ционных задач [21].

Исходя из вышеизложенного, считаем изучение собственно особенностей личности волонтера наиболее актуальным и обладающим несомненной научной новизной исследованием, т.к. оно дает возможность проанализировать личностные детерминанты волонтеров, которые актуализируют необходимость самореализации человека именно в сфере добровольческой деятельности, выявляя именно те особенности личности, которые являются определяющими среди обобщенных типологических показателей и обусловлены именно спецификой волонтерства.

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

На современном этапе развития научного психологического знания, направленного на исследование личности и ее составляющих, существует достаточно много разнонаправленных отечественных авторских и переводных диагностических методик. В связи с тем, что феноменологические основы изучения личности волонтера являются недостаточно разработанными, концептуально обосновать выбор тех или иных диагностик, с нашей точки зрения, возможно исключительно на основе исследования семантической репрезентации личностных качеств добровольцев на основе экспертного опроса лиц, компетентных в оценивании и знакомых со спецификой работы волонтеров.

К указанной категории экспертов мы считаем возможным отнести профессиональных психологов, в чьих

СО

о ^

ф

IX

о ^

о са

ей

Ь

Ф т

го ><

-О X

ь

о

X

т

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IX

ф

со

ф к

= 1

ф i

о

о

0 ч Ü ф ° с; ф о т о

1 é го о

ф О

О Ф

g i м

S «

to

о m

<

2

(О са о

О

LQ

<

О

образовательных организациях достаточно развито добровольческое движение и у которых, соответственно, профессиональный опыт сопровождения их работы, а также группу сверстников социального окружения, которые имеют возможность не только обучаться в одном коллективе, но и наблюдать за результатами волонтерской практики.

Для достижения цели исследования нами использован психосемантический подход как доступный вариант исследования личностных черт на основе заданной системы значений, которые могут репрезентировать отдельные особенности личности, свойственные именно волонтерам. Психосемантические методы исследования личности волонтера через особенности ее репрезентации в индивидуальном сознании экспертов, по нашему мнению, дают возможность выявить специфику личности человека, занимающегося волонтерской деятельностью.

Данный подход мы считаем обоснованным с отсылкой на актуальные исследования последних лет. Так, в одной из последних работ основоположников психосемантики В.Ф. Петренко и А.П. Супруна показано, что использование психосемантических методов снимает разрозненность объекта исследования и позволяет убрать дихотомию объективного и субъективного, а также вывести науку из «плюрализма истинности». Авторы считают, что современные методы психологического исследования должны отвечать современным критериям, а не подчиняться полурелигиозному понятию «истинность» [22].

В актуальных публикациях американских ученых используется достаточно нестандартный, с нашей точки зрения, алгоритм использования психосемантических процедур. В качестве объекта исследования выступает психологическая категория фрирайдерства или бродяжничества. Авторы предлагают посмотреть, каким образом люди, участвующие в исследовании, оценивают данную категорию и каким смыслом они ее наполняют, а также какие моральные качества приписывают данной категории людей. Особый интерес представляет сложная про-

цедура эксперимента с использованием психосемантических методов [23].

Также зарубежными авторами исследуются возможности разных эмпирических процедур психосемантики для оценки восприятия лиц людей с разным выражением. Основной акцент делается на обоснование методических приемов для описания процедуры восприятия лиц с злым выражениям. Рассматривается три практических подхода и предлагается свой собственный: им показано, что психосемантика позволяет рассмотреть восприятие как функцию чувствительности человека, базирующуюся на его внутреннем состоянии [24].

Все вышеизложенные приемы работы позволяют нам использовать стандартные психосемантические процедуры для получения нового знания о личности через изучение ее параметров на основе экспертного опроса.

В качестве исследовательского инструментария нами выбран прямой свободный ассоциативный эксперимент и методика личностного дифференциала [25; 26]. Данные способы сбора информации выбраны нами по причине их наиболее полного соответствия цели исследования: выделить наиболее обобщенные семантические переменные, характеризующие личность волонтера, на основе анализа которых возможно сделать мотивированный отбор авторских методик диагностики отдельных составляющих личности волонтера.

Выборка исследования: 29 педагогов-психологов школ Алтайского края и г. Барнаула; 102 студента Лингвистического института и филологического факультета Алтайского государственного педагогического университета (респонденты в возрасте 19-20 лет). Обработка данных осуществлялась с применением пакета программ IBM SPSS Statistics 20.

Ассоциативный эксперимент нами реализован по классической прямой схеме: в течение 3 минут респонденты записывали возникающие ассоциации при последовательном предъявлении слов-стимулов: «волонтер», «волонтерская деятельность», «личность волонтера». Далее были выде-

лены наиболее часто встречающиеся семантические единицы при помощи процедуры контент-анализа. Всего 15 семантических единиц по пять на каждое предъявленное слово. На основе полученных данных нами была составлена матрица попарного сходства семантических единиц по принципу, изложенному В.Ф. Петренко [27]. Для этого мы проанализировали частоту, с которой данные семантические единицы встречаются совместно (попарно) в каждой из работ экспертов. Таким образом, мы получили матрицу размером 15 на 15 в каждой ячейке, в которой находится число, обозначающее какое количество раз во всех работах данные семантические единицы встречаются совместно. Полученная матрица сходства была подвергнута процедуре факторного анализа с последующим вращением факторов Varimax raw.

3. Результаты (Results)

На первом этапе исследования мы предложили оценить личность волонте-

ра экспертов и студентов АлтГПУ при помощи методики «Личностный дифференциал». После обработки результатов мы сравнили между собой результаты, полученные для каждой выборки при помощи Т-критерия Крамера-Уэлча. Сравнив данные по каждому из факторов методики (фактор О, С, и А) мы увидели, что разницы между оценками волонтеров экспертами и студентами нет. Фактор О 1эмп = 2,63; Фактор С 1эмп = 2,60; Фактор О 1эмп = 2,61, что больше критического = 1,65 при р > 0,1.

Поэтому при обобщении результатов проведенного нами изучения особенностей семантической репрезентации личности волонтеров мы не делаем отдельной интерпретации для каждой выборки (педагоги-психологи и студенты).

На втором этапе обработки данных мы подвергли матрицу попарного сходства факторному анализу с последующим вращением факторов по алгоритму Varimaxraw. Результаты представлены в табл. 1.

Табл. 1. Результаты факторного анализа матрицы попарного сходства

семантических единиц

Tab. 1. Results of factor analysis of the matrix pairwise similarity of semantic units

Factor 1 Factor 2 Factor 3 Factor 4

активный -0,011096 0,338206 -0,029446 0,744076

общительный -0,144826 0,624212 0,202520 0,704802

отзывчивый 0,425971 0,137810 0,410591 0,738289

студент 0,229404 0,876407 0,211123 0,214854

опыт -0,246957 0,174762 0,522980 0,738684

помощь -0,076905 -0,038912 0,968784 0,127196

работа 0,232988 0,468395 0,535216 0,506168

безвозмездно -0,045767 0,245245 0,119700 0,917744

забота 0,421056 0,217577 0,441272 0,645794

труд 0,331324 0,153000 0,049201 0,849041

доброта 0,842963 0,416626 -0,109712 0,110073

ответственность 0,154074 0,075552 0,274742 0,833752

добровольно 0,370775 -0,032641 0,407762 0,745002

сильно 0,182087 0,943886 -0,051510 0,060431

любить 0,131407 0,455786 -0,142422 0,445861

Expl. Var 8,290208 2,166125 1,146165 1,084021

Prp.Totl 0,552681 0,144408 0,076411 0,072268

CO

о

er ф

IX

о ^

о са

ш

Ь ф

т

го ><

.0 X

ь

о

X

т

го

IX

ф

со

ф к

= 1

ф ™

о

о

0 ч Ü ф ° с; Ф о т о

1 ё

ГО о

ф О

О Ф т

I-

о

0

X

1

со

о ш

Первый фактор можно назвать «Мораль / Morality», т.к. в него, вошли сема-

тические единицы отзывчивость, забота и доброта, что позволяет предположить,

что базовым детерминантом личности волонтера является моральная отзывчивость и стремление помогать другим.

Второй фактор «Любовь к своему делу / Love for your work» - так как сочетание семантических единиц как «общительный, студент, работа, доброта, сильно, любить» предполагает реализацию самого себя через деятельность, которой ты увлечен, и общение, опосредованное этой деятельностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий фактор включил в себя семантические единицы «отзывчивый, опыт, помощь, работа, забота, добровольно», что позволяет назвать его «Активная реализация / Active implementation» и выделить такой детерминант личности волонтера, как желание стать профессионалом, повысить свой уровень профессионализма посредством активного включения в помощь другим людям, реализацию социальных программ.

В четвертый фактор вошли семантические единицы «активный, общительный, отзывчивый, опыт, работа, безвозмездно, забота, труд, ответственность, добровольно, любить». Таким образом, мы можем дать ему название - «Волевая ответственность / Willful responsibility» -и выделить следующий детерминант личности волонтера - стремление совершенствоваться в собственной деятельности, общение с единомышленниками и саморазвитие, опосредованное волон-терством.

4. Обсуждение (Discussion)

Учитывая мнения ученых, на которых базируется наше эмпирическое исследование и вышеизложенные результаты семантической репрезентации личности волонтера, мы считаем, что предложенная нами процедура исследования зарекомендовала себя положительно и дает актуальные данные для проведения дальнейшего изучения феномена личности волонтера.

Полученные данные расширяют теоретические знания о личности волонтера и позволяют строить дальнейшую не только исследовательскую работу, но и использовать другие алгоритмы при подготовке волонтеров и их обучения.

5. Заключение (Conclusion)

Обобщая изложенное, можно сделать предположение о том, что наиболее показательными с точки зрения изучения личности волонтера являются такие детерминанты личности, как моральные основания, коммуникативность и направленность общения, устойчивость, скорость адаптации к стрессовым ситуациям, спокойствие, стабильность, открытость новому опыту, ориентация на преобразование, оптимизм, активность, сила и совладающее поведение как социальный фактор проявленности личностного развития, что нуждается в эмпирической проверке с использованием специальной исследовательской программы на адекватном количестве респондентов.

<

2

(О са о

О

<

О

Библиографический список

1. Задворнова, М.Н. Волонтерство - актуальное общественное движение современной молодежи [Текст] / М.Н. Задворнова, А.А. Баранова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы студенческой межвузовской научно-практической конференции; под ред. И.Т. Насретдинова. - М.: РУСАЙНС, 2017. - С. 60-64.

2. Лалаян, Н.Ю. Направления развития волонтерской деятельности в современных российских условиях [Текст] / Н.Ю. Лалаян // Проблемы взаимодействия науки и общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 1. - Казань: Аэтерна, 2018. - С. 220-229.

3. Молькова, А.С. Волонтерское движение как форма проявления социальной активности молодежи [Текст] / А.С. Молькова // Социально-психологические, управленческие и маркетинговые направления развития цифровой экономики: сборник материалов международных научно-практических конференций по проблемам социальной психологии, управления персоналом, менеджмента и маркетинга. - Пенза: Изд-во СВИВТ, 2018. - С. 114-122.

4. Филипенко, Е.В. Инклюзивное волонтерство как форма социальной активности молодежи [Текст] / Е.В. Филипенко // Наука и образование третьего тысячелетия: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - М.: АР-Консалт, 2018. - С. 45-46.

5. Шкловская, А.Д. Волонтерство как форма общественной активности [Текст] / А.Д. Шкловская // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск: Иркутский государственный университет; Институт социальных наук, Социо-Интеграл, 2018. - С. 187-191.

6. Исмайлова, С.А. Мотивация волонтерской деятельности [Текст] / А.А. Исмайлова // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 5 (13). - С. 149-151.

7. Кузнецова, И.Н. Условия вовлечения российской молодежи в социальное служение [Текст] / И.Н. Кузнецова, С.В. Савенкова // Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации: региональный и местный уровни: II Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых. - Чебоксары: Спутник+, 2017. - С. 71-78.

8. Лескова, И.В. Волонтерские движения: ресурс устойчивого развития [Текст] / И.В. Лескова // Россия и современный мир: капитал, солидарность, субъективность: материалы XXII Социологических чтений. - М.: Изд-во РГСУ, 2017. - С. 161-164.

9. Морозова, М.В. Волонтерская деятельность как средство профилактики экстремизма в молодежной среде [Текст] / М.В. Морозова // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: сборник статей девятой международной научно-практической интернет-конференции. - Ярославль: Изд-во ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, 2017. - С. 328-332.

10. Сивцева, В.М. Роль экологического волонтерства в сохранении окружающей среды [Текст] / В.М. Сивцева // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 6 ч. - Уфа: Агентство международных исследований, 2017. - С. 175-178.

11. Белоус, О.В. Волонтерство как психолого-педагогический ресурс личностного роста будущих педагогов [Текст] / О.В. Белоус, М.Л. Спирина, О.Н. Спирина // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2017. - № 3. - С. 13-19.

12. Щевьёва, Л.Н. Творчество и личность волонтера [Текст] / Л.Н. Щевьева // В сборнике: Социальная ответственность: аспекты деятельности гражданских активистов, неформальных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций: материалы Межрегиональной научно- ^ практической конференции. - Рязань: Созвездие, 2016. - С. 92-94. ь

13. Семенов, С.А. Волонтерство как способ самоактуализации личности [Текст] / С.А. Семенов ° // Научная перспектива. - 2014. - № 8. - С. 90-91. m

14. Долгова, В.И. Структура психолого-педагогической направленности личности волонтера- ^

фасилитатора [Текст] / В.И. Долгова // Вестник Челябинского государственного педагогического ^

го

университета. - 2017. - № 1. - С. 48-54. *

15. Radford J., Pilny A., Reichelmann A., Keegan B., Welles B.F., Hoye J., Ognyanova K., Meleis W., Lazer D. (2016) Volunteer Science: An Online Laboratory for Experiments in Social Psychology. Social Psy- k chology Quarterly. Vol. 79 (4), 376-396. DOI: 10.1177/0190272516675866 §

16. Lai M.H.C., Ren M.Y.W., Wu A.M.S., Hung E.P.W. (2015) Motivation as Mediator Between National Identity and Intention to Volunteer. Journal Of Community & Applied Social Psychology. Vol. 23 (2), 128-142. DOI: 10.1002/casp.2108

17. King H.R., Jackson J.J., Morrow-Howell N., Oltmanns T.F. (2014) Personality Accounts for the Connection Between Volunteering and Health. Journals of gerontology series bpsychological sciences and social sciences. Vol. 70 (5), 691-697. DOI: 10.1093/geronb/gbu012

18. Hayley G., Machado, L., Machado Msc. (2018) Volunteering in the Community: Potential Benefits for Cognitive Aging. Journals of Gerontology: Psychological Sciences cite as: J GerontolB PsycholSciSoc Sci. Vol. 73(3), о 399-408. DOI: 10.1093/geronb/gbx134 " ^

19. Kail B., Carr D.C. (2018) Successful Aging in the Context of the Disablement Process: Working and i 2 Volunteering as Moderators on the Association Between Chronic Conditions and Subsequent Functional Limitations. Journals Of Gerontology Series B-Psychological Sciences And Social Sciences. Vol. 22 (2), 340-350. DOI: 10.1093/geronb/gbw060

20. Proulx C.M., Curl A.L., Ermer A.E. (2018) Longitudinal Associations Between Formal Volunteering and Cognitive Functioning. Journals of gerontology series b-psychological sciences and social sciences.Vol. 73 (3),

CO

^

ro li

ф

to

ф a:

-i ф i

О

ей >5 о

о ч

о

ф О О Ф

522-531. DOI: 10.1093/geronb/gbx110 о |

21. Petruzzello S.J., Poh P.Y.S., Greenlee T.A., Goldstein E., Horn G.P., Smith D.L. (2018) Physiological, Perceptual and Psychological Responses of Career versus Volunteer Firefighters to Live-fire Training Drills. Stress and health. Vol. 32 (4), 328-336. DOI: 10.1002/smi.2620

22. Петренко, В.Ф. Методологический манифест психосемантики [Текст] / В.Ф. Петренко,

A.П. Супрун // Психологический журнал. - 2016. - Т. 37. - № 3. - С. 5-14.

23. Delton A.W., Cosmides L., Guemo M., Robertson Th.E., Tooby J. (2013) The Psychosemantics of Free Riding: Dissecting the Architecture of a Moral Concept. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 102 (6), 1252-1270. DOI: 10.1037/a0027026.supp

24. Green E.J. (2018) Psychosemantics and the rich/thin debate. Philosophical Perspectives. 25.1, 2-20. DOI: 10.1111/phpe.12097 C/1-34/

25. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие для студентов педвузов [Текст] /

B.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.

26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: учебное пособие / ред.-сост.: Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2001. - 690 с.

27. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики [Текст] / В.Ф. Петренко. - СПб.: Питер, 2005. - 480 с.

O.A. Bokova1, Yu.A. Melnikova2

1 ORCID No. 0000-0001-7928-5536, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences

(Psychology), Associate Professor at the Department of Special Pedagogy and Psychology, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia. E-mail: olgbokova7@mail.ru

2 ORCID No. 0000-0002-7012-3618, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences

(Psychology), Associate Professor at the Department of Psychology, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia. E-mail: jamelnikova@list.ru

possibilities of volunteers' semantic representation personal quality: experience

of empirical study

Abstract

Introduction. Currently, most of the native and foreign studies are positioned activity and procedural approach to the volunteer movement, but practically there is no work devoted to the study of the actual parameters of the volunteers' person. The revealed contradiction allowed us to define the purpose of our work as follows: to substantiate and reveal the authors' understanding of opportunity for semantic representation of volunteers personal qualities through expert interrogation of persons competent in assessment and familiar with the specifics of volunteer work.

Materials and Methods.The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of volunteers' personality, as well as diagnostic techniques, including testing (personal differential), associative semantic experiment and methods of statistical data processing. Theoretical analysis of sources isjustified by empirical research. To study the semantic representation of volunteers' personality characteristics, a personal differential was used, as well as the associative experiment with statistical processing of the obtained parameters. The scientific novelty is that the identity of participants in the volunteer movement has not been considered up to the present time from the point of view of an expert poll and using psycholinguistic methods.

Results.The procedure for the possibility of empirical investigation of the semantic representation of student's personality parameters actively participating in volunteer work developed and tested; the authors described the semantic field of the volunteer's personality; identified and described the dominant factors of volunteer's personal development through the factorization of significant qualities on the basis of an expert survey.

Discussion. It is underlined that research provides empirical basis for selection of standardized diagnostic methods for studying the leading determinant of personality development volunteer during their activity.

Conclusion. It is emphasized that the conducted research also gives empirical grounds for the well-founded selection of standardized diagnostic methods for studying the leading determinants of the volunteers' personality development in the process of volunteer activity.

Keywords: volunteers, personal qualities, semantic representation, expert interview, personal differential, associative experiment.

Highlights:

• Empirical research of the personality of the volunteer is theoretically substantiated;

• The procedure for organizing an empirical study of semantic representation has been developed;

• The dominant factors of the semantic representation of the volunteer personality («Morality», « Love for your work», «Active implementation», «Willful responsibility») through the analysis of the matrix pairwise similarity of semantic units have been represented.

References

1. Zadvornova M.N., Baranova A.A. (2017) Volontyorstvo - aktual'noe obshchestvennoe dvizhenie sovremennoj molodezhi [Volunteering as an Actual Social Movement of Modern Youth] Fizicheskoe vospitanie i studencheskij sport glazami studentov: Materialy studencheskoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ed. Nasretdinova I.T. Moscow, RUSAJNS Publ., 60-64. (In Russian).

2. Lalayan N.Yu. (2018) Napravleniya razvitiya volontyorskoj deyatel'nosti v sovremennyh rossijskih usloviyah [Directions of volunteer activity development in modern Russian conditions] Problemy vzaimodejstviyanauki i obshchestvasbornik statejMezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii: chast'1. Kazan', Aehterna Publ., 220-229. (In Russian).

3. Mol'kova A.S. (2018) Volontyorskoe dvizhenie kak forma proyavleniya social'noj aktivnosti molodezhi jjj [Volunteer movement as a form of social activity of young people] Social'no-psihologicheskie, upravlencheskie i marketingovye napravleniya razvitiya cifrovoj ehkonomiki: Sbornik materialov mezhdunarodnyh nauchno-prakticheskih konferencij po problemam social'noj psihologii, upravleniya personalom, menedzhmenta i marketinga. Penza, Izd-vo SVIVT Publ., 114-122. (In Russian).

4. Filipenko E.V. (2018) Inklyuzivnoe volontyorstvo kak forma social'noj aktivnosti molodezhi [Inclusive volunteering as a form of social activity of young people] Nauka i obrazovanie tret'ego tysyacheletiya: Sbornik ^ nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moscow, AR-Konsalt Publ., 45-46. (In Russian).

5. Shklovskaya A.D. (2018) Volontyorstvo kak forma obshchestvennoj aktivnosti [Volunteering as a form of social activity] Social'naya konsolidaciya i social'noe vosproizvodstvo sovremennogo rossijskogo obshchestva: resursy, problemy, perspektivy: Materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Irkutsk, Irkutskij gosudarstvennyj universitet, Institut social'nyh nauk, Nauchno-obrazovatel'nyj centr «Socio-Integral», 187-191. (In Russian).

6. Ismajlova S.A. (2017) Motivaciya volontyorskoj deyatel'nosti [Motivation of volunteer activity and its structure] Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki. 5.13, 149-151. (In Russian).

7. Kuznecova I.N., Savenkova S.V. (2017) Usloviya vovlecheniya rossijskoj molodezhi v social'noe sluzhenie [Conditions and specifics of the involvement of Russian youth in social service] Molodyozhnye iniciativy kak osnova razvitiya grazhdanskogo obshchestva v Rossijskoj Federacii: regional'nyj i mestnyj urovni: II Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya molodyh uchenyh. Cheboksary, Sputnik+ Publ., 71-78. (In Russian).

8. Leskova I.V. (2017) Volontyorskie dvizheniya: resurs ustojchivogo razvitiya [Voluntary movements as a resource for sustainable development] Rossiya i sovremennyj mir: kapital, solidarnost', sub"ektivnost': Materialy c XXIISociologicheskih chtenij. Moscow, Izd-vo RGSU Publ., 161-164. (In Russian).

9. Morozova M.V. (2017) Volontyorskaya deyatel'nost' kak sredstvo profilaktiki ehkstremizma v molodezhnoj srede [Volunteering as a means of preventing extremism in the youth environment] Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v usloviyah modernizacii: Sbornik statej devyatoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. Yaroslavl', Izd-vo YArGPU im. K.D. Ushinskogo Publ., 328-332. (In Russian).

тз

го >

о

Ъ

£

го" >

о

о

Ш

<

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Sivceva V.M. (2017) Rol' ehkologicheskogo volontyorstva v sohranenii okruzhayushchej sredy [The role of environmental volunteering in preserving the environment] Koncepcii fundamental'nyh i prikladnyh nauchnyh issledovanij: Sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 6 chastyah. Ufa, Agentstvo mezhdunarodnyh issledovanij Publ. 175-178. (In Russian).

11. Belous O.V., Spirina M.L., Spirina O.N. (2017) Volontyorstvo kak psihologo-pedagogicheskij resurs lichnostnogo rosta budushchih pedagogov [Volunteering as a psychological and pedagogical resource for the personal growth of future teachers] Ehkonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 3,13-19. (In Russian).

12. Shchev'yova L.N. (2016) Tvorchestvo i lichnost' volontyora [Creativity and personality of a volunteer] Social'naya otvetstvennost': aspekty deyatel'nosti ggrazhdanskih aktivistov, neformal'nyh ob"edinenij, kommercheskih i nekommercheskih organizacij: Materially Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ryazan': Sozvezdie Publ., 92-94. (In Russian).

13. Semenov S.A. (2014) Volontyorstvo kak sposob samoaktualizacii lichnosti [Volunteering as a way of self-actualization of personality] Nauchnayaperspektiva. 8, 90-91. (In Russian).

14. Dolgova V.I. (2017) Struktura psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti lichnosti volontyora-fasilitatora [The structure of the psychological-pedagogical orientation of the volunteer-facilitator's personality its components] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 1, 48-54. (In Russian).

15. Radford J., Pilny A., Reichelmann A., Keegan B., Welles B.F., Hoye J., Ognyanova K., Meleis W., Lazer D. (2016) Volunteer Science: An Online Laboratory for Experiments in Social Psychology. Social Psychology Quarterly. Vol. 79 (4), 376-396. DOI: 10.1177/0190272516675866

16. Lai M.H.C., Ren M.Y.W., Wu A.M.S., Hung E.P.W. (2015) Motivation as Mediator Between National Identity and Intention to Volunteer. Journal Of Community & Applied Social Psychology. Vol. 23 (2), 128-142. DOI: 10.1002/casp.2108

17. King H.R., Jackson J.J., Morrow-Howell N., Oltmanns T.F. (2014) Personality Accounts for the Connection Between Volunteering and Health. Journals of gerontology series b-psychological sciences and social sciences. Vol. 70 (5), 691-697. DOI: 10.1093/geronb/gbu012

18. Hayley G., Machado, L., Machado Msc. (2018) Volunteering in the Community: Potential Benefits for Cognitive Aging. Journals of Gerontology: Psychological Sciences cite as: J GerontolB PsycholSciSoc Sci. Vol. 73(3), 399-408. DOI: 10.1093/geronb/gbx134

19. Kail B., Carr D.C. (2018) Successful Aging in the Context of the Disablement Process: Working and Volunteering as Moderators on the Association Between Chronic Conditions and Subsequent Functional Limitations. Journals Of Gerontology Series B-Psychological Sciences And Social Sciences. Vol. 22 (2), 340-350. DOI: 10.1093/geronb/gbw060

20. Proulx C.M., Curl A.L., Ermer A.E. (2018) Longitudinal Associations Between Formal Volunteering and Cognitive Functioning. Journals of gerontology series b-psychological sciences and social sciences. Vol. 73 (3), 522-531. DOI: 10.1093/geronb/gbx110

21. Petruzzello S.J., Poh P.Y.S., Greenlee T.A., Goldstein E., Horn G.P., Smith D.L. (2018) Physiological, Perceptual and Psychological Responses of Career versus Volunteer Firefighters to Live-fire Training Drills. Stress and health. Vol. 32 (4), 328-336. DOI: 10.1002/smi.2620

22. Petrenko V.F., Suprun A.P. (2016) Metodologicheskij manifest psihosemantiki [The least developed and most problematic areas of psychological science, considered from the point of view of the methodology of psychosemantics] Psihologicheskijzhurnal. Vol. 37 (3), 5-14. (In Russian).

23. Delton A.W., Cosmides L., Guemo M., Robertson Th.E., Tooby J. (2013) The Psychosemantics of Free Riding: Dissecting the Architecture of a Moral Concept. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 102 (6), 1252-1270. DOI: 10.1037/a0027026.supp

24. Green E.J. (2018) Psychosemantics and the rich/thin debate. Philosophical Perspectives. 25.1, 2-20. DOI: 10.1111/phpe.12097 C/1-34/

25. Gluhov V.P. (2015) Osnovy psiholingvistiki: ucheb.posobie dlya studentov pedvuzov ^he foundations of psycholinguistics as a science of the psychological content of language] - Moscow, AST Astrel' Publ. (In Russian).

26. Ed. Rajgorodskij D. Ya. (2001) Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testy [The most complete of the recently published collection of techniques and tests of practical psychodiagnostics] Samara, Bahrah-M Publ. (In Russian).

27. Petrenko V.F. (2005) Osnovy psihosemantiki [Theoretical basis of psychosemantics] Saint Petersburg, Piter Publ. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.