№ 3,2009
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Н. А. Гуляева (Российский государственный университет им. И. Канта,
г. Калининград)
В статье рассматриваются особенности обучения в учреждениях начального профессионального образования. Исследуются возможности использования общего немецко-русского словаря для решения практических задач обучения немецкому языку.
Ключевыге слова: особенности процесса обучения учащихся профессиональных училищ; причины педагогической запущенности учащихся; обучение иностранному языку; общий немецко-русский словарь.
Процесс обучения в учреждениях начального профессионального образования, где проходят подготовку будущие рабочие, имеет ряд особенностей. В их числе исследователи выделяют:
— низкий образовательный уровень большинства учащихся;
— нежелание учащихся осваивать общеобразовательную подготовку в соответствии с требованиями общеобразовательных стандартов;
— преобладание общеобразовательной подготовки в ущерб профессиональной;
— отсутствие возможностей в структуре и организации учебного процесса для работы индивидуальной или в малых группах с теми, кто хочет углубить свои знания [4, с. 21].
Ученые считают, что сегодня одной из актуальных задач «становится изучение роли и места интеллектуального фактора в социальном и профессиональном становлении молодого рабочего, поиск путей активизации этого фактора. Происходит любопытное явление: определяется содержание обучения, устанавливаются его сроки, совершенствуются методы обучения, но проблема возможностей самих учащихся, особенностей их умственного развития повисает где-то в воздухе» [3, с. 67].
В системе НПО обучается и воспитывается специфический контингент учащихся, многие из которых представляют социально неблагополучные слои насе-
ления. И. П. Смирновым, Е. В. Ткаченко приводятся следующие социальные характеристики учащихся, полученные в результате исследования:
1) примерно равный половозрастной состав (48,7 % — юноши);
2) на базе полного среднего образования обучаются 34,7 % опрошенных, на базе основного — 63,0, ниже основного — 2,3 %;
3) более трети респондентов (38,4 %) воспитываются в неполной семье, и только у половины (52,9 %) в настоящее время есть отцы;
4) почти две трети родителей учащихся — рабочие (56,9 %), колхозники или фермеры (13,5 %); служащие составляют 7,1 %, инженеры — 3,7, руководители— 2,1 %; достаточно высока доля безработных — 12,0 %.
5) социальный состав родителей объясняет низкий уровень благосостояния учащихся, основные источники доходов которых — стипендия и помощь родителей. Средний доход на одного члена семьи учащихся (в 2001 г. — Н. Г.) составляет менее 1 тыс. руб. в месяц у 80 % респондентов [5, с. 5].
На основании полученных данных делается вывод о сословности образования в России. Рабочие кадры, как правило, готовятся из представителей социально неблагополучных слоев населения.
Сходные социально-психологические проблемы у учащихся НПО описывают и зарубежные исследователи: «Большин© Гуляева Н. А., 2009 69
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ство обучающихся происходит из социально низших слоев, из семей с относительно жесткой авторитарной системой. .. .Выбор профессии зависит от внешних вариаций. Это прежде всего социальное происхождение, которое определяет школьное образование обучающегося: дети неквалифицированных рабочих и средней квалификации в лучшем случае имеют школьное образование 9 классов. Аналогично у детей квалифицированных рабочих доля 9-классного образования очень высока. .Обучающиеся, чьи отцы — нижестоящие служащие или чиновники, решаются в 58 % случаев на неполное среднее образование» [6, с. 222].
Рассмотренные нами выше предпосылки часто приводят к педагогической запущенности учащихся НПО. Э. Ф. Зе-ер выявляет несколько возможных ее причин: «В ПТУ специфичен социальноличностный состав учащихся, среди которых наблюдается повышенная концентрация трудных и педагогически запущенных... Здесь от педагога требуется углубленное и квалифицированное изучение личности в связи с двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу психологической защиты личность трудного, педагогически запущенного учащегося обнаруживает себя не только постепенно, но и неохотно, маскирует невольно, а иногда и преднамеренно негативные свойства и черты характера. Во-вторых, педагогическую запущенность далеко не просто отличить от сходных состояний: неврозов, хронических и соматических заболеваний, индивидуальных черт характера, наконец, реакции вполне благополучного учащегося на травмирующую ситуацию. Важно не только установить факт педзапущенности, но и уметь выявить био- и социопатогенные механизмы ее возникновения, это тоже диагностика, но уже с широкой зоной обследования, в которую входят семья, ближнее окружение и т. д.» [2, с. 14].
Таким образом, можно проводить прямые параллели между психолого-пе-
дагогическими особенностями немецкой и русской молодежи, обучающейся в учреждениях НПО. Основной ее проблемой являются недостаточно развитые учебные умения как следствие тех или иных проблем развития интеллектуальной сферы на фоне определенных неблагополучных социальных условий. Причем такое положение сохраняется в течение достаточно длительного времени.
В связи с тем что учащиеся НПО являются трудными для обучения, необходимы переоценка имеющихся на сегодняшний день в распоряжении педагогов средств обучения, разработка новых приемов и методов преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин, модернизация начального профессионального образования.
В соответствии с требованиями общеобразовательных стандартов иностранный язык — обязательная для изучения дисциплина. Как замечают исследователи, изучение иностранного языка формирует более внимательное отношение к формам выражения мысли как на иностранном, так и на родном языке, положительно влияет на развитие мыслительных и речевых способностей учащихся. Тесное взаимодействие родного и иностранного языков в процессе обучения играет исключительную роль при профессиональной подготовке современного специалиста, так как способствует более детальному анализу и синтезу, сравнению и обобщению на родном языке с помощью иностранного. В последние годы стала ощущаться потребность в практическом владении иностранным языком специалистами всех областей производства.
Необходимость изучения иностранного языка обусловлена особенностями некоторых регионов Российской Федерации. В частности, это касается Калининградской области, которая со всех сторон окружена границами. В этой связи каждому выпускнику НПО придется в своей профессиональной деятельности сталкиваться с иностранцами, работа-
111!111Й1И1!Ш № 3,
ющими или отдыхающими. Существует также возможность повысить свою квалификацию, поработав за рубежом.
Цели изучения иностранного языка можно разделить на две группы: практические и общеобразовательные. В учреждениях НПО, где иностранный язык не является профилирующей дисциплиной, изучение данного предмета должно дать знания, умения и навыки, полезные выпускнику в практической деятельности. Овладение иностранным языком как средством передачи и приема информации становится основной задачей обучения языку на этапе начального профессионального образования.
Несовершенство существующего подхода к обучению иностранному языку привело к тому, что у выпускников учебных заведений отмечается низкий уровень его знания. Исследования показывают, что задачи обучения иностранному языку эффективно решаются в том случае, если для усиления традиционной методики применяются новые приемы и средства.
Нам представляется необходимым формировать и развивать у учащихся умения общаться, читать, писать на изучаемом языке с учетом профессиональной направленности обучения в учреждениях НПО и довольно низкого уровня сформированности учебных навыков. В этой связи мы предлагаем использовать следующие принципы обучения иностранному языку: доступности, наглядности, личностно ориентированного обучения, сознательности, использования логического мышления, положительного эмоционального фона, профессиональной направленности, опоры на родной язык.
В практике преподавания мы попытались найти одно из таких средств обучения, которое реализовало бы приведенные выше принципы обучения иностранному языку. Было установлено, что существует возможность использовать в качестве средства обучения новые явления, происходящие в языке. Например, тенденцию расширения сферы использования заимствований, интернационализ-
мов как результат интенсификации меж-культурной коммуникации можно применить при обучении иностранному языку будущих специалистов в разных областях знаний. Заимствованная и интернациональная лексика, терминология требуют более внимательного изучения в рамках профессиональной подготовки учащихся.
Нами был разработан учебный тематический словарь общей немецко-русской лексики [1, с. 18—55], состоящий из прямых и опосредованных заимствований. Словарь состоит из 1 425 немецких слов, сходных по внешним (графическим и фонетическим) и внутренним (семантическим) признакам с русскими эквивалентами. Сходство иноязычных слов и соответствующих им русскоязычных эквивалентов значительно упрощает их запоминание и усвоение в речи учащихся.
Применение учебного тематического словаря способствует реализации практических целей обучения. При работе со словарем учащиеся опираются на уже имеющийся у них словарный запас, знания родного языка, при этом происходит трансференция знаний родного языка в области лексики и грамматики. Использование словаря помогает учащимся НПО в развитии речи, формировании всех мыслительных процессов, в овладении общими учебными умениями. Оно позволяет преодолеть нежелание изучать достаточно трудный и специфический предмет, дает возможность на доступном учащимся уровне повторить основные правила чтения, грамматическое оформление немецких слов, освоить лексику по темам, связанным с будущей профессиональной деятельностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуляева, Н. А. Методическое пособие по работе с общей немецко-русской лексикой / Н. А. Гуляева. — Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. — 57 с.
2. Зеер, Э. Ф. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ / Э. Ф. Зеер. — Свердловск : СИПИ, 1989. — 86 с.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3. Кузьмина, Н. В. Профтехучилище как педагогическая система / Н. В. Кузьмина. — Ленинград : ВНИИ проф.-тех. обр., 1987 — 67 с.
4. Лабренцева, Е. Ю. Проблемы непрерывного профессионального образования в условиях модернизации системы образования / Е. Ю. Лабренцева // Профессионал. — 2003. — № 2. — С. 21.
5. Смирнова, И. П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося / И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко // Педагогика. — 2002. — №9. — С. 5.
6. Baacke D. Einfuhrung in die Ausserschulische Padagogik / D. Baacke. — Munchen : Juwenta-Verlag, 1985. — 270 S.
Поступила 28.11.08.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В. А. Кузьменко (Челябинский государственный педагогический
университет)
В статье описаны модель и педагогические условия формирования экономической культуры у старшеклассников в процессе обучения иностранным языкам.
Ключевыге слова: культура; экономическая деятельность; экономическая культура старшеклассника; формирование.
Современный этап развития общества характеризуется высокой степенью динамизма перемен в социально-экономической сфере, что ведет к смене требований, предъявляемых к образованию. Модернизация российского образования приоритетно направлена на становление личности и успешную адаптацию подрастающего поколения к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни. Задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы максимально эффективно подготовить выпускника к вступлению в реальную экономическую деятельность и экономические отношения. Ему необходим целый комплекс качеств — деловых, волевых, культурных, — для того чтобы быть жизнестойким и конкурентоспособным в современных экономических условиях. Важнейшим среди этих качеств является экономическая культура [3].
Проанализировав основные нормативные документы Российской Федерации в сфере образования, мы пришли к выводу, что социальный заказ государства в образовании также направлен на
воспитание человека современно образованного, экономически культурного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Очевидно, что в настоящее время в обществе усиливается значение иностранного языка как действенного фактора социально-экономического, научного, технического и общекультурного прогресса, средства общения разных народов и культур. Согласно И. Л. Биму, иностранный язык как учебный предмет обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом и служит формированию качеств личности, ее направленности на использование своего творческого потенциала в интересах решения глобальных, в том числе экономических, проблем человечества [1]. Одна из функций языка — передача информации; учитель может построить свою деятельность так, чтобы наряду со знанием, например, лексического строя языка передавать учащимся посредством лексики необходимую информацию. Это делает возможным насытить курс иностранного языка самым
© Кузьменко В. А., 2009