Научная статья на тему 'Возможности реорганизации валютных отношений России в современных условиях'

Возможности реорганизации валютных отношений России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / СИСТЕМА ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ / WORLD MONETARY SYSTEM / MONETARY POLICY OF RUSSIA / SYSTEM OF MONETARY AND FINANCIAL REGULATION / INTERNATIONAL FINANCIAL RELATIONS / FINANCIAL SYSTEM OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зенкина Е.В.

В настоящей статье предпринята попытка проанализировать возможности реорганизации валютных отношений России в современных условиях, последствия возможного ослабления доминирующей роли доллара как базовой мировой валюты и возможность использования во внешних расчетах России национальных денег. К сожалению, данные проблемы не получили широкой концептуальной оценки, хотя ясно видны и практические и теоретические трудности в ее реализации.This article is an attempt to analyze the possibilities of reorganizing the currency relations of Russia in modern conditions, the consequences of the possible weakening of the dominant role of the dollar as the base world currency and the possibility of using national money in Russia's external settlements. Unfortunately, these problems did not receive a broad conceptual assessment, although practical and theoretical difficulties in its implementation are clearly visible.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности реорганизации валютных отношений России в современных условиях»

Возможности реорганизации валютных отношений России в современных условиях

Зенкина Елена Вячеславовна

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра международной макроэкономики и внешнеэкономических связей ФГБУН Институт экономики РАН, evzenkina@mail.ru

В настоящей статье предпринята попытка проанализировать возможности реорганизации валютных отношений России в современных условиях, последствия возможного ослабления доминирующей роли доллара как базовой мировой валюты и возможность использования во внешних расчетах России национальных денег. К сожалению, данные проблемы не получили широкой концептуальной оценки, хотя ясно видны и практические и теоретические трудности в ее реализации. Ключевые слова: мировая валютная система, валютная политика России, система валютно-финансового регулирования, международные финансовые отношения, финансовая система России

Статья написана на основе доклада, сделанного на заседании секции Ученого совета по экономической политике Института экономики Российской академии наук, которые в последствии были доработаны и публикуются в настоящем издании [2].

Одной из важнейших задач России сегодня стала задача избавления от «долларовой зависимости». Финансовая система России оказалась глубоко интегрированной в сложившуюся к началу 21 века мировой валютной системы, рыночным формированием валютных курсов, привязкой механизма валютных расчетов к пяти общепризнанным «мировым» валютам, при безусловном доминировании доллара и евро (Таблица1).

Таблица 1.

Доля доллара, евро, рубля в международных платежах в июле 2018 года (SWIFT)_

Наименование валюты Доля в международных расчетах

Доллар США 42,63%

Евро 36,74%

Британский фунт 4,14%

Японская иена 4,08%

Канадский доллар 2,07%

Швейцарский франк 1,78%

Китайский юань 1,24%

Российский рубль 0,26%

В рамках Ямайской валютной системы была создана такая система, при которой все деньги обмениваются по своему валютному курсу стоимости в зависимости от спроса и предложения. Уязвимость модернизированной (Ямайской) системы, с ее меняющимся рыночным курсом валют, заключается в создании ощутимого разрыва между рыночным валютным курсом и курсом на основе покупательной способности денег.

Международные валютные и кредитные отношения обычно включались в круг вопросов, которые определялись исключительно государствами, определяющими и осуществляющими всю систему валютно-финансового регулирования. Думается, что и сейчас, в силу инерции, вопросы форм, методов государственной валютной политики и принципов валютного контроля, а также стабилизации международных валютных потоков являются доминирующими при анализе валютно-кредитных отношений [2].

Как отмечается мною в докладе заседания секционного Ученого совета научного направления «Экономическая политика» 12.12.2019 г., "либерализация в мировом хозяйстве привела к быстрому росту участников международных валютных отношений, которые фактически до конца 20 века считались сферой исключительной компетенции государств" [2]. Однако, возможности выхода на международные биржи большого числа небольших торговых, инвестиционных, финансовых компаний, а также частных инвесторов привело к ситуации, при которой существует дефицит информации,

о es

0 es

01

о ш m

X

<

m О X X

например, о потенциальных партнерах, их кредитной истории, платежеспособности и т.д. Параллельно, ощутимо возрастает риск неисполнения валютных сделок, и все вместе это приводит к развитию форм, методов организации международных валютных отношений и появлению новых финансовых инструментов, способных обеспечить гибкость, разнообразие и защищенность проводимых частным бизнесом валютных сделок [2, 4].

Валютные операции частных инвесторов, главным образом, можно охарактеризовать такими основными чертами, как быстрый рост объема сделок и разнообразие форм проведения валютных операций [1,4].

В настоящее время имеет место следующая ситуация, на наш взгляд, ярко характеризующая современное состояние мировой валютно-финансовой системы: суммарный объем международных кредитов, который был предоставлен государствам международными организациями, как-то МВФ, МБРР или региональными банками реконструкции и развития - составляет в год примерно 40 млрд. долларов; объем ежегодных переводов, осуществляемых государственными организациями не превышает 1 трлн. долларов; а ежедневный объем исключительно расчетов по валютным операциям частного бизнеса достигает 6 трлн. долларов. Соответственно, масштаб капиталопотоков по сделкам с финансовыми инструментами больше мирового ВВП в 20 раз, а коммерческих сделок по мировой торговле товарами - в 60 раз.

В начале 21 века оборот биржевой торговли фьючерсами и опционами составлял порядка 400 млрд. долл., что в несколько раз превысило объем торговли базовыми активами.

Масштабы валютных и финансовых операций существенно превосходят объёмы мировой торговли и вывоза капитала (Таблица 2).

Таблица 2.

Дневной оборот мирового валютного рынка за 1988-2019 гг.

\ 1988 1992 1995 1998 2001 2004 2007 2012 2015 2019 2020 прогноз

Млр д. долл 534 776 1137 1527 1239 1934 3324 3981 5137 6600 10000

стран. Цены экспортных товаров России котируются в долларах и Евро. В них хранятся и валютные резервы ЦБ России. Санкции, введенные в 2014 г. против России не затронули пока банковскую систему, но проблемы, которые возникли с применением банковских карт платежных систем «Виза» и «Мастер карт» наглядно продемонстрировали уязвимость банковской системы России.

Как отмечается мною в докладе на заседании секционного Ученого совета научного направления «Экономическая политика» 12.12.2019 г., "валютные доходы России фактически обеспечивают 4 экспортных товара - нефть, газ, металлы и лес, причем на нефть и газ приходится почти 64% бюджетных доходов" [2].

Основную роль играют экспортные пошлины на нефть, которые, по данным Минфина России, увеличатся с декабря 2019 г.

Цена отсечения в 40 долларов за баррель не держится и не фиксируется, а индексируется на 2% каждый год. Цена отсечения в 45 долларов за баррель в рамках нашего бюджетного правила достигается уже в 2023 году. Россия с 2018 года перешла на новое бюджетное правило: дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, Минфин не тратит, а направляет на покупку иностранной валюты на внутреннем рынке. Затем купленная валюта зачисляется в фонд национального благосостояния (ФНБ).

Власти планируют резко сократить траты из ФНБ в 2019-2021 годах, объем которого на 1 июля составлял почти 4,84 трлн. рублей, или 5% ВВП. Минфин заложил траты из ФНБ на 2019 год в 4,5 млрд. рублей, на 2020 год - в 3,8 млрд. рублей и на 2021 год в 3,4 млрд. рублей (Таблица 3).

Таблица 3.

Годовая динамика суммы валютного резерва РФ и его доля в ВВП

01.01.2015 385,460 0, 5%

01.01.2016 368,399 0,42%

01.01.2017 377,741 0,41%

01.01.2018 432,742 0,42%

01.01.2019 468,495

01.11.2019 540,917

Источник: Triennial Central Bank Survey, BIS, 1988/2019

Если верить данным, которые были опубликованы данной структурой, дневной оборот рынка Форекс в 2000-м был 1,5 трлн. долл. В 2010-м он составлял уже 4 трлн.долл. Аналитики прогнозируют, что ежедневный оборот рынка Форекс составит в 2020 году порядка 10 трлн. долларов США . Частные предприниматели сформировали свою активно функционирующую систему международных валютно-финансовых отношений, которая основана на большом многообразии инструментария, причем по этим параметрам она значительно превосходит систему межгосударственного регулирования и существенно меняет характер денежных инструментов. Анализ происходящего в настоящее время трансформационного развития денежных средств имеет крайне важное значение для понимания сути создаваемой новой парадигмы мировой экономики [3].

ЦБ России включен в систему СВИФТ, использует оборудование и программное обеспечение западных

Источник: По данным Росстата от октября 2019 г.

Задача ЦБ РФ - обеспечить стабильность национальной денежной единицы - рубля. Но ЦБ регулирует общую динамику денежного обращения, объем денежной массы и - косвенно - стабильность цен. Он контролирует также уровень процентной банковской ставки и условия кредитования предприятий, влияя - также косвенно - на темпы роста экономики и уровень потребления. Учитывая это, обсуждалось предложение сделать ЦБ основным институтом, отвечающим за развитие национальной экономики. Однако ЦБ не принял почетной задачи, изменив только основную цель своей денежной политики: вместо стабильности валютного курса рубля ЦБ сформулировал задачу «таргетирова-ния инфляции» [2].

Стабильность курса позволяет уверенно рассчитывать доходность внешнеторговых сделок, планировать окупаемость долгосрочных капиталовложений. Традиционно стабильность валюты считалась важнейшим условием для привлечения прямых иностранных инвестиций.

Долгое время в России стабильность курса рубля поддерживалась регулярной интервенцией Центрального Банка на валютном рынке, что характеризовалось МВФ как режим "регулируемого плавания.

Качественные изменения структуры внешнеторгового оборота после реформ конца 20 - начала 21 века мало соответствовали режиму «регулируемого плавания». Рост цен на мировом рынке нефти породил огромный профицит внешнеторгового баланса (Таблица 4).

Таблица 4.

Динамика внешней торговли России в 2010-2019 гг (млн.

I -е

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 полу-го-дие 2019

То- 625 822 841 842 782 526 467 584 688 373

варо- 979 478 999 233 927 275 753 050 056 143

обо-

рот

Экс- 397 516 524 527 496 343 285 357 449 239

порт 068 718 735 266 944 597 491 083 563 939

Им- 228 305 317 314 285 182 182 226 238 134

порт 912 760 263 967 982 678 262 966 493 204

Саль 168 210 207 212 210 160 103 130 211 105

до 156 957 472 299 962 920 229 117 070 735

Источник: По данным Федеральной службы государственной статистики от 9.9.2019 г.

Таким образом, видно, что внешнеторговый оборот России достиг максимальных значений в 2012-13 годах.

В соответствии с этим, возникает проблема эффективного использования валютного дохода. Появление на биржевом рынке избытка зарубежных валют может существенно понизить ее цену, что в условиях свободного рынка, неизбежно скажется на сокращении экспортных сделок и росте импортных поставок. При сложившейся зависимости бюджетных доходов от экспортных поступлений избыток валюты на биржевом рынке не допустим и требует вмешательства регулятора. Возникает дилемма: или изъятие излишка национальных денег за счет интервенций Центрального банка, или введение мер относительно жёсткого административного регулирования валютных операций частного бизнеса.

Как отмечалось выше, политика ЦБ РФ, предусматривающая борьбу с «избытком» иностранной валюты ведётся сегодня с помощью «стерилизации» валютных поступлений, перечисляя её в суверенный резервный фонд.

Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика государства направлены на решение задач регулирования экономической жизни в стране, включая регулирование таких макроэкономических параметров, как темпы роста ВВП, уровня инфляции, способности финансировать национальные экономические программы и реализовывать социальные программы, в том числе пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, правопорядка и т.п.

Контроль денежной массы осуществлялся путем перераспределения налоговых поступлений и доходов от внешнеэкономических операций.

Дефицит бюджетных средств покрывался внутренними и внешними займами.

При наличии разделения сфер внутринациональной и внешнеэкономической деятельности, государство

могло легко отдельно решать внутренние проблемы бюджетного дефицита и проблемы балансирования внешних валютных платежей.

Наблюдающаяся сейчас либерализация международного движения капитала очень сильно усложняет решение этих задач внутриэкономической и валютной политики государства. При контроле объема денежной массы внутри страны, государство сталкивается с дисбалансом внешнеторгового оборота, притоком и оттоком кредитных средств, связанных и с внешней торговлей, и с движением инвестиционных средств.

При свободном международном движении капитала и валютном обмена частным бизнесом, приток или отток валюты ведет или к изменению валютного курса, или к изменению денежной массы (при «регулируемом плавании»).

Стабильное развитие экономики требует стабильности валютного курса и устойчивого, по возможности невысокого, уровня инфляции и процентных банковских ставок. Но одновременное решение этих противоречивых задач невозможно, а поиск компромисса в рамках существующего неоклассического подхода (господствующей сегодня парадигмы) основывается на варьировании тех немногих параметров, которые находятся в руках центральных банков - кредитной процентной ставки, нормы резервирования депозитных вкладов и страхования кредитов [1].

Для ведущих стран мира изменение валютного курса национальных денег является относительно несущественным, что объясняется устойчивостью самой национальной экономики и ее внешнеэкономических связей. Но для преобладающего числа развивающихся стран условие о «стабильности» валютного курса ведет заставляет активно использовать режим «регулируемого плавания» для того, чтобы поддержать необходимый коридор его колебаний. Но тогда появляется трудность изъятия избытка иностранной валюты или изъятия избытка национальных денег за счет интервенций Центробанка или введения административного регулирования валютных операций частного бизнеса. Российская валютная политика соблюдает режим «регулируемого плавания», при котором официальный курс объявляется Центральным банком по итогам сессии валютных торговых операций ММВБ.

Выше нами было отмечено, что особенностью российского платежного баланса является то, что экспортные поступления значительно превышают импортные платежи. Избыток иностранной валюты может привести к росту инфляции, которая и так имеет достаточно высокий уровень из-за монопольного регулирования тарифов «естественных» монополий. Решение о росте валютного курса рубля обозначает снижение доходности ведущих сырьевых отраслей и сокращение их экспортной выручки, которая составляет основу бюджетных поступлений. Целью валютной политики в России в последние годы является поддержание заданного валютного курса рубля по отношению к комбинированной «корзине» двух ведущих валют - доллара и евро.

Изъятие избытка иностранной валюты производится при помощи «стерилизации» валютных поступлений, что происходит за счет их перечислений в суверенный резервный фонд. Необходимость создания такого фонда (позже он был разделен на два фонда) объяснялась важностью наличия защитного страхования от рисков снижения цен на нефть и возможного снижения валютных доходов. Это вызывает у специалистов

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м о

о см о см

о ш т

X

<

т О X X

вполне справедливую критику, имеющую как концептуальную, так и прагматическую основу. Во-первых, суверенные фонды создаются и в странах-импортерах нефти (Гонконге, Китае, Японии); а во-вторых валютные средства фонда инвестировались в американские казначейские бонды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача, которая стоит сегодня перед страной -уменьшить (а в идеале - избавиться) зависимость своих валютных операций от доллара, включая не только формирование резервных фондов, но и проведение текущих расчетов и поддержание стабильного обращение рубля как внутри страны, так и за рубежом. Эта задача, к сожалению, не получила широкой концептуальной оценки, хотя ясно видны и практические и теоретические трудности в ее реализации.

Серьезной проблемой является угроза блокировка российских валютных средств в западных банках в соответствии с требованием санкций.

Не менее остро стоит вопрос о возможности международных расчетов в национальных валютах. Взаимные курсы национальных валют рассчитываются на базе их долларового биржевого курса. Можно, конечно, для отдельных сделок использовать другую резервную валюту или вести расчет по покупательному паритету на базе собственной потребительской «корзины», но это все - частные паллиативные решения. Возможным решением здесь может быть переход на «умные контракты», использующие криптовалюты, (с возможностью их последующей конверсии в фиатную валюту).

Считаем, что на сегодняшний день ни анализ положения рубля в мировой валютной системе, ни, к сожалению, перспективы развития российской экономики не позволяют утверждать, что функциональные характеристики рубля как денежной единицы позволят в ближайшем будущем использовать его в качестве резервной валюты [9]. Предложения о необходимости вести торговлю российскими энергоресурсами, используя расчеты российскими рублями, (что, по мнению ряда специалистов, вынудит многие страны накапливать рублевые резервы) не представляются достаточно основательными [5,6].

Бесспорно, можно упомянуть о возможности формирования единой «расчетной» валюты на базе национальных валют стран, входящих в ЕврАзийский Экономический Союз, или СНГ, или АСЕАН, (например, «рюань» или «АРВ»), аналогично ЕВРО.

Но можно использовать «международный» режим функционирования национальных валют, включая российский рубль, например, «оствалют», аналогично режиму евровалют. Преимущество функционирования такой валюты заключается в возможности автоматического регулирования массы эмитируемых денежных средств [7,8].

Глобализация валютно-кредитных отношений не отменяет экономически необоснованный рост массы денежных обязательств, но модифицирует процесс формирования макроэкономических дисбалансов [1]. Государства получают возможность смягчать проблемы кризисных диспропорций за счет расширения границ экономического пространства, и прежде всего виртуального пространства международных валютных и кредитных операций. Неравномерность распределения денежных ресурсов, различие банковских процентных ставок сказываются как факторы экономического развития уже в рамках не национального, а мирового хозяйства. Ведущие и самые развитые государства ре-

шают проблему роста задолженности за счет международной экспансии своих долговых обязательств, посредством роста участников заимствования денежных (валютных) средств. Сумма международной задолженности растет, (причем динамика носит экспоненциальный характер). И, отметим, быстрее всего он растёт в странах с активными внешнеэкономическими связями [1].

Либерализация валютных отношений и финансовых рынков с 90-х годов прошлого века открыла возможность государствам (точнее, частным эмитентам денежных ресурсов) направлять избыток национальных денег, не обеспечивающих требуемый уровень дохода на мировой валютный рынок. Операции покупки иностранной валюты, проводимые ранее для проведения внешнеторговых платежей и расчетов по зарубежным займам, быстро переросли в регулярные спекулятивные сделки приобретения иностранной валюты с целью получения дохода от колебаний курсов на валютном рынке. Такие сделки ведут к стандартизации условий обращения национальных денег на валютных биржах, формируют требования стабильности их курса, что неизбежно ведет к сближению внутринациональных норм денежного обращения в мире. Переориентация инвесторов на капитал мировых финансовых рынков (вместо банковских кредитов) стимулировало использование биржевых ценных бумаг - долговых обязательств и акций - в качестве суррогатных стоимостных платежных инструментов, цена которых меняется синхронно с изменением валютных курсов. Появившиеся многочисленные финансовые деривативы завершили превращение валют из вспомогательного инструмента товарообмена в объект торговой спекуляции, который можно арендовать на время, купить или продать с поставкой в течение какого-то времени или вообще без реальной передачи денежных средств. Условия обращения валюты и ценных бумаг на бирже как товаров международного обращения постепенно унифицируются.

Глобальные международные денежные расчеты, платежи и обращение национальных ценных бумаг на мировом рынке меняют функциональные характеристики денежных средств. Формирование международных центров биржевой торговли в Лондоне, Париже, Чикаго, Нью-Йорке и др. заложили фундамент для формирования международной глобальной сети денежного обращения, которая диктует свои условия обращения денежных потоков, унифицируя их оценку и функциональные характеристики.

Кроме того, унифицируется потребительская полезность валюты, ценных бумаг по одному критерию - их способности быть ликвидным, т.е. способности в обеспечении выполнения сделки. Вместе с тем, национальная валюта, как объект уже глобальной сети, постепенно утрачивает свою базовую потребительскую ценность как символа национального богатства. Понятие их ликвидности все дальше отходит от традиционного понимания их «торгуемости», т.е. способности быть объектом покупки или продажи на финансовом рынке как средство платежа по их номинальной цене. Ликвидность скорее понимается как возможность с их помощью быстро получить прибыль при проведении любых финансовых сделок.

Новыми характеристиками валюты становятся ликвидность и риск, которые заметно влияют и отражаются на потенциале экономики страны. Оценка ликвидно-

сти валют и их относительной важности связывается не с надежностью эмитента или с их реальной обеспеченностью, а с относительной частотой их использования в финансовых операциях [2].

Сложное воздействие на денежное обращение оказывают криптовалюты, эмитируемыми любыми частными структурами и даже отдельными физическими лицами.

Эмиссия и обращение криптовалют вообще может происходить вне банковской системы и вне государственного контроля. Криптовалюта схожа с фидуциарными деньгами: ее ценность также зависит от доверия к эмитенту, сфера и масштабы обращения определяются уровнем ее признания и спроса в обществе. Локальная ограниченность обращения криптовалюты сильно сближает её с «локальными деньгами».

Поэтому получается, что, наряду с государственными фиатными деньгами, кредитными деньгами банков, суррогатными деньгами в виде финансовых активов коммерческих компаний, функционируют также «новые» электронные деньги платежных систем и «локальные валюты» местных общин, а также быстро растущее многообразие криптовалют. Процентная плата за перераспределение денежных средств, органично присущая кредитным деньгам и квази-деньгам финансовых активов, существенно снижается для электронных денег и локальных валют и практически исчезает для криптовалют.

Литература

1. Бегма Ю.С., Зенкина Е.В. Финансовый кризис: иллюзия подавления // Вестник университета. 2019. № 4. С. 141-145.

2. Зенкина Е.В. Доклад "Особенности функционирования финансовой сферы России и вопросы ее регулирования в современных условиях" заседания секционного Ученого совета научного направления «Экономическая политика» URL: https://inecon.org/docs/2019/Zenkina_paper_20191212.pdf ; https://inecon.org/institut/arxiv-zasedaniya-sekczionnogo-uchenogo-soveta/ (Дата обращения 12.12.2019 г.)

3. Зенкина Е.В. Новые контуры финансового рынка XXI века // Вопросы новой экономики. 2017. № 4 (44). С. 37-42.

4. Малинина Е.В. Роль капитализации в современной мировой экономике // Финансы и кредит. 2011. № 13 (445). С. 63-66.

5. Малинина Е.В. К вопросу о формировании единого валютного пространства на территории СНГ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. Т. 5. № 3 (36). С. 59-62.

6. Малинина Е.В. Роль формирования единого валютного пространства на территории СНГ // Финансы и кредит. 2009. № 6 (342). С. 66-69.

7. Малинина Е.В. Совершенствование механизма защиты национальных интересов в финансовой сфере - Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2010. № 6 (49). С. 31-40.

8. Малинина Е.В. Эффективность национальной политики в условиях финансовой глобализации: валютный аспект - Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2009. № 3. С. 228-236.

9. Гончаренко И.А. Некоторые налоговые механизмы, способные смягчить негативные последствия финансового кризиза для России // Вестник МГИМО Университета. 2009. № 3-4 (6-7). С. 122-126.

10. Гончаренко И.А. Система и структура зон льготного налогообложения в России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 7. С. 84-89.

11. Косаренко Н.Н. Таможенное право : курс лекций / Москва, 2006.

10. Косаренко Н.Н. Финансовое право России : учеб. пособие для студентов фак. экономики и упр. вузов по курсу "Фин. право" / Н. Н. Косаренко. Москва, 2004. Сер. Серия Юриспруденция / Нац. ин-т бизнеса

Possibilities of reorganizing the currency relations of Russia

in modern conditions Zenkina E.V.

Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences This article is an attempt to analyze the possibilities of reorganizing the currency relations of Russia in modern conditions, the consequences of the possible weakening of the dominant role of the dollar as the base world currency and the possibility of using national money in Russia's external settlements. Unfortunately, these problems did not receive a broad conceptual assessment, although practical and theoretical difficulties in its implementation are clearly visible. Key words: world monetary system, monetary policy of Russia, system of monetary and financial regulation, international financial relations, financial system of Russia References

1. Begma Yu.S., Zenkina E.V. The financial crisis: the illusion of

suppression // University Herald. 2019.No 4.P. 141-145.

2. Zenkina E.V. The report "Features of the functioning of the fi-

nancial sphere of Russia and the issues of its regulation in modern conditions" of the meeting of the sectional Scientific Council of the scientific direction "Economic Policy" URL: https://inecon.org/docs/2019/Zenkina_paper_20191212.pdf ; https://inecon.org/institut/arxiv-zasedaniya-sekczionnogo-uchenogo-soveta/ (Date accessed 12/12/2019)

3. Zenkina EV New contours of the financial market of the XXI

century // Questions of the new economy. 2017. No. 4 (44). S. 37-42.

4. Malinina E.V. The role of capitalization in the modern world

economy // Finance and credit. 2011. No 13 (445). S. 63-66.

5. Malinina E.V. To the question of the formation of a single cur-

rency space in the CIS // National interests: priorities and security. 2009.Vol. 5. No. 3 (36). S. 59-62.

6. Malinina E.V. The role of forming a single currency space in the

CIS // Finance and Credit. 2009. No. 6 (342). S. 66-69.

7. Malinina E.V. Improving the mechanism for protecting national

interests in the financial sector - Bulletin of the RSUH. Series: Economics. Control. Right. 2010. No. 6 (49). S. 31-40.

8. Malinina E.V. The effectiveness of national policies in the con-

text of financial globalization: an important aspect - Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Series: Economics. Control. Right. 2009. No. 3. S. 228-236.

9. Goncharenko I.A. Some tax mechanisms that can mitigate the

negative consequences of the financial crisis for Russia // Vestnik MGIMO Universiteta. 2009. No. 3-4 (6-7). S. 122-126.

10. Goncharenko I.A. The system and structure of zones of preferential taxation in Russia // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2017. No. 7. P. 84-89.

11. Kosarenko N.N. Customs law: lecture course / Moscow, 2006. 10. Kosarenko N.N. Financial law of Russia: textbook. allowance

for students economics and management. universities at the rate of "Fin. law" / N. N. Kosarenko. Moscow, 2004. Ser. Series Jurisprudence / Nat. business institute

X X О го А С.

X

го m

о

м о м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.