Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РЕЛИГИИ КАК ОСНОВЫ КОНСОЛИДАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

ВОЗМОЖНОСТИ РЕЛИГИИ КАК ОСНОВЫ КОНСОЛИДАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
консолидация / модернизация / религиозная идентичность / религиозное государство / светскость / функции религии. / consolidation / modernization / religious identity / religious state / secularism / functions of religion
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РЕЛИГИИ КАК ОСНОВЫ КОНСОЛИДАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

Бурова Е.Е.,

Бижанов А.Х.,

Амребаев А.М.1

ВОЗМОЖНОСТИ РЕЛИГИИ КАК ОСНОВЫ КОНСОЛИДАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО

ОБЩЕСТВА

Ключевые слова: консолидация, модернизация, религиозная идентичность, религиозное государство, светскость, функции религии.

Keywords: consolidation, modernization, religious identity, religious state, secularism, functions of religion.

Специфика социогуманитарных исследований в Казахстане обусловлена задачами изучения процессов модернизации общества и продиктована не только научными интересами, но и практическими ожиданиями обоснованных рекомендаций и прогнозов в структурах государственного управления. Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан изучает актуальные проблемно-тематические контексты современного казахстанского общества в ракурсе новых идентификаций.

С учетом постпарадигмальности теоретического базиса, в ситуации недостаточности социальных измерений, непродуктивности переноса концептуальных схем, с учетом возможностей дисциплинарных сообществ казахстанских ученых и ряда иных параметров, исследования осуществляются как прикладные и междисциплинарные.

Религиоведческие исследования основываются на социологических мониторингах, которые необходимы для фиксирования, описания и понимания религиозной ситуации в целом, изучения ее тенденций, анализа институциональных влияний религии. Социологические измерения в рамках исследования роли и значения религиозной идентичности в духовно-культурном обновлении казахстанского общества (апрель-май 2020 г.) и первичная эмпирическая верификация были проведены среди населения 17 регионов в возрасте от 18 до 65 лет (объем выборочной совокупности 1800 респондентов осуществлен по национальной репрезентативной выборке по региону, полу, возрасту, этнично-сти) и 107 представителей экспертного сообщества, распределенных на три когорты: а) ученых и преподавателей вузов, б) теологов и священнослужителей, в) государственных и общественных деятелей, аналитиков, журналистов, блогеров, гражданских активистов. С учетом специфики социальной ситуации и карантинных ограничений использовались формализованный телефонный и стандартизированный он-лайн опросы2. Надежность выборки в массовом опросе позволяет экстраполировать выводы на генеральную совокупность, а репрезентативный состав экспертов -обобщать оценки как квалифицированные мнения.

Консолидация общества - многогранный и сложный процесс, зависящий от многих условий и факторов: социальных институтов, эффективности государственной политики, общности историко-культурных ценностей, доминирующих парадигм в отношении светскости государства и др. Немаловажным является отношение сограждан к религии, ее возвращению в пространство социальной и личной жизни в условиях деидеологизации, наступившей в начале 90-х гг. (табл. 1).

1 Бижанов Ахан Хусаинович - д.полит.н., профессор., директор Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК. Сфера научных интересов: современный политический процесс, казахстанская идентичность, религия и политика. E-mail: iph@iph.kz

Бурова Елена Евгениевна - д.филос.н., профессор, гл.н.с. Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК. Сфера научных интересов: идентичность, социология религиозности, методология социогуманитарных исследований. E-mail: bee1958@bk.ru

Амребаев Айдар Молдашевич - к.ф.н., профессор, гл.н.с. Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК. E-mail: aidar.amrebaev90@gmail.com

2 Полевой этап проведен Центром бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований «BISAM -Central Asia» в рамках проекта ИФПР КН МОН РК «Формирование казахстанской идентичности в контексте задач модернизации общественного сознания». В массовом опросе использовался метод личного формализованного интервью по сотовому телефону с применением методики планшетного опроса (техника CAPI/TAPI) с обработкой на специализированном программном обеспечении IBM SPSS. Экспертный опрос проходил в технике онлайн заполнения предварительно запрограммированной анкеты по ссылкам на страницу опроса.

Таблица 1

Ранжирование респондентами факторов активизации религии после распада СССР и обретения Казахстаном независимости (этнический срез, %, N=1800)

Суждения Всего Казах / казашка Русский / русская Другая национальность

Возврат к традициям, в том числе - к религиозным традициям, к вере 76,8 80,6 66,0 74,9

Утверждение истинной духовности, которая воспитывает человека 73,1 75,9 63,4 74,4

Реализация потребности в поиске моральных и нравственных норм 70,7 73,4 62,6 70,0

Реставрация мировой истории и культуры 70,0 73,1 63,1 65,5

Путь обретения истины и смысла жизни 66,6 69,9 56,8 65,9

Поиск идеала, заполнение духовной пустоты 64,2 65,3 58,6 67,7

Необходимость чувствовать себя частью чего-то большего 64,7 63,8 64,9 69,5

Возрождение религиозной идеологии 60,3 63,1 50,5 62,3

Реакция на кризис ценностей 57,4 58,6 51,6 61,0

Возврат устаревшего мировоззрения 48,0 52,1 36,1 46,2

Способ манипулирования (управления) обществом 42,9 42,0 42,9 48,0

Подражание «моде на религиозность» 41,3 41,0 39,8 45,3

Политическая игра с использованием религиозных чувств 36,2 35,6 36,9 38,6

Как следует из мотивационных суждений, обоснование «возврата» религии обусловлено потребностью обратиться к истории и традициям в условиях обретения новых экзистенциальных смыслов; отреагировать на кризис нормативных регуляторов, ушедших с прежней эпохой; идентифицироваться в образовавшемся вакууме нравственно-духовных ценностей.

Позитивные оценки меняющейся роли религии преобладают над негативными, но по-разному акцентированы в этнических группах (табл. 2).

Таблица 2

Оценка респондентами меняющейся роли религии в современном казахстанском обществе

(этнический срез, %, N=1800)

Коннотации Всего Казах / казашка Русский /русская Другая национальность

Влияние религии возрастает, и это хорошо 33,1 37,4 20,2 31,8

Влияние религии не меняется, и это хорошо 19,1 16,2 27,2 20,2

Влияние религии падает, и это плохо 9,6 8,7 10,5 13,0

Влияние религии возрастает, и это плохо 9,4 9,9 9,4 6,7

Влияние религии не меняется, и это плохо 5,3 4,5 7,6 5,4

Влияние религии падает, и это хорошо 5,1 5,8 3,7 4,0

Затрудняюсь ответить 16,1 14,4 20,4 17,9

Структура религиозной идентичности и мировоззренческая самоидентификация в Казахстане имеют свои особенности. Мировоззренческая самоидентификация респондентов подтверждает преобладание номинальной религиозности, когда 51,7%, считая себя верующими, не участвуют в религиозной жизни. Около 17% отнесли себя к категории активно верующих, принимающих участие в деятельности религиозной общины и соблюдающих основные религиозные нормы и предписания. Почти 15% являются внеконфессиональными верующими (рис. 1).

Верующий(-ая), но не участвую в религиозной жизни

Верующий(-ая), состою в общине, следую р елигио зным нормам Верующий но не принадлежу к религиозным конфессиям

Неверующий(-ая), но уважаю верующих Неверующий(-ая), но из-за семьи придерживаюсь Равнодушен(-на) к религии Неверующий(-ая)инегативно отношусь к религии

Затрудняюсь ответить

16,8% 14,8%

7,5% 4,9% 2,4% 0,5% 1,0%

51,7%

Рисунок 1.

Религиозная самоидентификация респондентов (в целом, %, N=1800)

Этнорелигиозная самоидентификация проявляет близость позиций представителей разных этнических групп с акцентированием двух особенностей: 1) небольшой долей общинных верующих среди респондентов-русских (7,9%),

1 Здесь и далее приводятся данные выше описанного социологического исследования, проведенного в 2020 году, % указан к числу опрошенных.

2) более высокой атеистической убежденностью среди представителей других национальностей (17,0%) и респондентов-русских (12,6%) по сравнению с респондентами-казахами (4,9%) (табл. 3).

Таблица 3

Этнорелигиозная самоидентификация респондентов (%, N=1800)

Индикаторы Всего Казах / казашка Русский / русская Другая национальность

Верующий(-ая), состою в общине, следую религиозным нормам 16,8 20,3 7,9 13,5

Верующий(-ая), но не участвую в религиозной жизни 51,7 51,1 53,9 50,7

Верующий, но не принадлежу к религиозным конфессиям 14,8 14,0 16,2 17,0

Неверующий(-ая), но из-за семьи придерживаюсь религиозных обрядов и традиций 4,9 6,0 3,1 1,8

Неверующий(-ая), но уважаю верующих 7,5 4,9 12,6 13,0

Равнодушен(-на) к религии 2,4 1,9 3,7 3,1

Неверующий и негативно отношусь к религии 0,5 0,3 1,3 0,4

Затрудняюсь ответить 1,0 1,2 1,0 0,0

С повышением возраста респондентов фиксируется тенденция спада религиозной вовлеченности (по параметру «верующий, состою в общине, следую религиозным предписаниям»). Среди 18-24-летних отпрошенных доля тех, кто состоит в религиозной общине и следует религиозным нормам составляет 23,2%, среди 25-34-летних таковых уже 19,4%, среди 35-44-летних - 15,2%, а среди 45-54-летних - 11,7%.

Тенденция воспроизводства религиозности в возрастной перспективе указывает на 1) рост религиозности исламской молодежи, 2) спад религиозной активности с ростом возраста среди адептов ислама, 3) спад религиозности у православной молодежи по сравнению с другими возрастными когортами, причисляющими себя к верующим. (рис. 2).

Рисунок 2.

Распределение респондентов, придерживающихся ислама и православия

(возрастной срез, %, N=1800)

24,7% экспертов (33,3% из них - религиозные деятели) считают, что молодежь становится религиозной под влиянием, прежде всего, своего социального окружения (коллеги, друзья, знакомые). Еще 22,5%, из которых большинство (26,8%) - преподаватели и ученые, уверены, что это происходит под влиянием родителей и семейных традиций. В среднем каждый 5-й участник экспертного опроса (21,3%) уверен в том, что молодежь уходит в религию из-за современных трендов и «моды» (чаще всего об этом говорили эксперты из числа журналистов, общественных деятелей, аналитиков) (рис. 3).

Рисунок 3.

Мотивы вовлечения казахстанской молодежи в религиозную жизнь (эксперты, %, N=107)

С точки зрения экспертов, прежде всего, верующие и неверующие граждане Казахстана могут консолидироваться на основании принадлежности к одной этнической группе (34,8%). Во вторую очередь, имеет значение принадлежность к одной языковой группе и наличие общенациональных культурных ценностей (19,3%). В третью очередь, мотивом консолидации могут быть как общенациональные культурные ценности (18,2%), так и общая история (18,2%).

Мнения респондентов о факторах внутриэтнической консолидации проявили значимость объединительного потенциала религии: от 2-3-й позиции у представителей других этносов до 6-й позиции у респондентов-русских. (табл. 4).

Таблица 4

Факторы внутри этнической консолидации (население, %/место, N=1800)

Факторы внутриэтнической консолидации Всего Казах / казашка Русский / русская Другая национальность

Культура 47,0 % (1) 49,3% (1) 40,8 % (1) 45,3 % (1)

История, общие предки 33,2% (2) 36,7% (2) 24,6% (4) 29,6% (2-3)

Язык 28,4 % (3) 28,6% (3) 30,4% (2-3) 24,2% (4)

Религия 25,7 % (4) 27,5% (4) 17,8% (6) 29,1% (2-3)

Территория проживания 23,5 % (5) 22,3% (5) 30,9% (2-3) 17,0% (5)

Готовность помочь в сложных житейских ситуациях 17,6 % (6) 16,3% (6) 22,8% (4) 15,2% (6)

Схожие черты характера и поведения 13,0 % (7) 10,8% (7-8) 19,4% (5) 13,9% (7)

Общие трудности, невзгоды 11,2% (8) 10,3% (7-8) 13,9% (7) 11,7% (8)

Таблица 5

Мнения респондентов о функциях и дисфункциях религии в казахстанском обществе

(этнический срез, %, N=1800)

Суждения о религии Всего Казах / казашка Русский/ русская Другая национальность

Позитивные коннотации:

Религия духовно обогащает человека 86,5 87,0 84,8 86,5

Религия объединяет людей одной веры 83,0 84,0 80,1 82,5

Религия облегчает душевные переживания и боль, очищает душу, способствует покаянию 82,0 82,3 81,2 81,6

Религия приносит успокоение, помогает переносить трудности 79,6 81,5 73,3 80,3

Религия объединяет общество 71,2 73,8 63,6 70,4

Религия помогает обрести смысл жизни 69,5 73,5 56,5 70,4

Религия устанавливает правила поведения в повседневной жизни 66,8 69,7 55,5 70,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Религия показывает путь для спасения души, путь к вечной жизни 59,9 63,1 50,3 59,6

Религиозные нормы и традиции необходимы в светском обществе и обязательны для верующих и неверующих 50,7 54,2 40,8 48,9

Отрицательные коннотации: Всего Казах / казашка Русский/ русская Другая национальность

Религия воспитывает в людях бездействие, смирение, призывает к строгому образу жизни 57,3 59,8 49,2 57,8

Религия способствует мифологическому восприятию жизни 47,0 48,4 44,8 43,5

Религия не влияет на нравственные чувства человека 39,9 41,1 37,2 38,6

Религия не является опорой в жизни человека в современных условиях 38,0 38,1 37,2 39,0

Религия отвлекает от решения конкретных жизненных задач 36,5 37,7 31,9 37,7

Религия ограничивает влияние современных технологий, в том числе -информации 35,4 38,6 27,0 32,7

Религия разъединяет людей разной веры 35,0 37,0 35,1 24,2

Подавляющее число респондентов из разных этносов (84,8-87%) отмечает первостепенность функции духовного обогащения (86,5%) и объединения людей одной веры (80,1-84%). 71,2% в среднем значении указывают на интегрирующую функцию религии для общества. Тенденция: респонденты-русские критичнее представителей государст-вообразующего этноста и других этнических групп оценивают некоторые позитивные и, напротив, лояльнее в оценке негативных функций религии (таблица 5).

76,4% в среднем значении по всем когортам экспертов отметили, что религия способствует консолидации общества. С утверждением о том, что религия противопоставляет друг другу различные слои казахстанского общества согласилось 23,6% всех респондентов. У представителей экспертного сообщества из числа теологов и священнослужителей - акцентированная точка зрения на возможности консолидирующей функции религии. Оценка функциональных возможностей института религии в достижении согласительных парадигм в обществе показывает, что консолидирующие функции религии отмечают 76,4% экспертов (среди них наибольший процент составляют религиозные деятели - 93,3%). С утверждением о том, что религия противопоставляет друг другу различные слои казахстанского общества согласилось 27,3% экспертов из числа журналистов, аналитиков, блогеров, политических и общественных деятелей, 26,8% - из числа светских преподавателей из ученых и 6,7% - из числа религиозных деятелей (теологов и преподавателей) (рис. 4).

Представители экспертного сообщества прояснили, что конфликтогенность обнаруживается 1) в различных трактовках сущности Бога и его происхождения (38,1%), 2) в религиозном экстремизме (19%), 3) в деятельности радикальных религиозных течений (19%), 4) в нетерпимости к атеистам (14,3%), 5) в нетерпимости между представителями разных конфессий (4,8%), 5) в религиозной безграмотности населения (4,8%).

Рисунок 4.

Оценка объединительного/конфликтогенного потенциала религии (эксперты по когортам, %, N=107)

Средства, инструменты и механизмы консолидирующей функции религии в оценке экспертов представлены в следующей иерархии (рис. 5).

Рисунок 5.

Ранжирование механизмов и инструментов реализации консолидирующей функции религии

(эксперты в целом, %, N=107)

С точки зрения экспертов, основное средоточение угроз в сфере культурно-духовной безопасности общества -в распространении нетрадиционных религиозных течений (24,6%); отсутствии у населения интереса к истории своего народа, государства (15,6%); интеграции религии в повседневную жизнь граждан (13,1%); навязывании «западного» образа жизни и идеалов (10,6%). По степени убывания отмечены: сознательный отказ от изучения языка своей этнической группы (9%), распространение атеистических и агностических взглядов в среде молодежи (8,5%), тенденции толерантного отношения к представителям ЛГБТ-сообществ (8%), отказ от традиционных для казахстансцев ценностей (6,5%).

Одним из маркеров современной социетальности является пересечение сфер религии и политики. В условиях поиска новых политических стратегий, которые обеспечили бы баланс между обществом и государством, политическое руководство обращается к религии как к возможному инструменту консолидации общества и целостности государства. В этом контексте важно принятие/отвержение парадигм поликонфессионального, светского, религиозного (исламского) государства населением.

Большинство респондентов признают Казахстан многоконфессиональной страной (89,3%), с преобладанием верующих, представляющих две основные религии - ислам сунитского мазхаба и православие (72,8%). Склонны относить Казахстан в силу демографических характеристик к странам исламского мира - 64,1% (рис. 6).

В возрастном срезе проявлены тенденции:

- снижения числа сторонников парадигмы «Казахстан - многоконфессиональное государство» с увеличением возраста,

- возрастания сторонников парадигмы «Казахстан - страна двух основных религий: ислама и православия» с увеличением возраста,

- снижения сторонников парадигмы «Казахстан можно отнести к странам исламского мира» с увеличением возраста (рис. 7)

Казахстан в силу Казахстан является страной двух Казахстан является

демографического большинства основных религий-ислама и многоконфессиональной страной мусульман можно отнестик православия

стр анам исламского мир а

Рисунок 6.

Восприятие населением парадигм в отношении особенностей религиозного статуса государства

(в целом, %, N=1800)

Рисунок 7.

Восприятие населением парадигм в отношении особенностей религиозности государства

(возрастной срез, %, N=1800)

88,6%

90,8%

90,6%

81,7%

51,0%

80,7%

59,6%

Казах/казашка

Русский/русская

Другая национальность

Казахстан является многоконфессиональной страной

Казахстан является страной двух основных религий - ислама и православия

Казахстан в силу демографического большинства мусульман можно отнести к странам исламского мира

Рисунок 8.

Восприятие населением парадигм в отношении особенностей религиозности государства

(этнический срез, %, N=1800)

Среди респондентов разных этнических групп парадигма о многоконфессиональности воспринимается всеми этническими группами аксиологически сходно, а утверждения о том, что «Казахстан - страна двух основных религий

(ислама сунитского толка ханафитского мазхаба и православия» и о том, что «Казахстан в силу демографического большинства можно отнести к странам исламского мира» воспринмаются с внушительным нтервалом значений и этнической дистанцией между респондентами государствообразующего этноса - казахами и респондентами всех других этнических когорт (рис. 8).

Выявлена тенденция устойчивого роста сторонников религиозного государства (вопрос исследуется нами с 2000 г.). Если в 2000 г. парадигму светскости в массовом опросе не разделяли 4,1% респондентов, то в 2020 г., отвечая на вопрос о том, должен ли Казахстан оставаться светским государством или становиться религиозным, 38,6% респондентов высказываются против светскости за вектор к религиозному статусу (рис. 9).

Рисунок 9.

Должен ли Казахстан оставаться светским государством? (население в целом, %, N=1800)

Чем младше респонденты, тем больше среди них оппонентов светскости государства: 43,2% среди 18-24-летних по сравнению с 26,5% в когорте 55-65-летних (рис. 10).

18-24 25-34 35-44 45-54 55-65

Да Нет -Экспоненциальная (Нет)

Рисунок 10.

Восприятие населением необходимости светского устройства Казахстана

(возрастной срез, %, N=1800)

Чаще всего за то, чтобы Казахстан оставался светским государством высказываются этнические русские (71,5%), а в поселенческом типе - городские жители (63,9%). Иной позиции (в пользу религиозного статуса) придерживаются преимущественно респонденты -казахи (42,3%) и жители сельской местности (42,4%), отмечающие, что Казахстан должен становиться религиозным государством (рис. 11).

Рисунок 11.

Восприятие населением парадигмы светского устройства Казахстана (этнический и поселенческий срезы, %, N=1800)

Превалирующее число респондентов полагает, что государству следует сохранить статус светского, однако в нем должно быть преобладание исламской традиции (77,8%). Доля уверенных в том, что Казахстану стоит стать религиозным государством, где все определяется религиозными традициями, составила 22,2% от общей выборки (рис. 12).

Абсолютное большинство респондентов во всех возрастных группах желают жить в светском государстве с преобладанием исламской традиции (в интервалах значений 74,7-82,1%). Обращают внимание возрастные когорты респондентов от 25 до 54 лет, где каждый пятый (18-24 лет) и каждый четвертый (25-54 лет) считают, что Казахстан должент стать религиозным государством с регламентацией общественной и личной жизни религиозными нормами (рис. 13).

77,8%

Должен ли Казахстан оставаться светским государством, Должен ли Казахстан стать религиозным государством, где но с преобладанием исламской традиции все определяется религиозными нормами

Рисунок 12.

Должен ли Казахстан оставаться светским государством / стать религиозным государством (в значении «ДА», население в целом, %, N=1800)

Парадигма необходимости для верующих придерживаться традционных или поддерживаемых государством толкований религии (имеется в виду ислам ханафитского мазхаба и православное христанство) поддерживается 72,8%, не поддерживается 27,2% респондентов.

Рисунок 13.

Должен ли Казахстан оставаться светским государством / стать религиозным государством

(в значении «ДА», возрастной срез, %, N=1800)

Наибольшая доля несогласных с этой парадигмой в этническом срезе представлена респондентами-русскими (31,9%) и респондентами других этносов (30,5%). Каждый четвертый респондент казахской национальности (25,1%) не согласен с тем, что всем верующим необходимо придерживаться традиционных и/или поддерживаемых государством толкований своей религии (рис. 14).

Рисунок 14.

Необходимо ли верующим Казахстана придерживаться традиционных или поддерживаемых государством толкований религии (этнический срез, %, N=1800)

Государственная политика в сфере религии как фактор консолидации оценивается и респондентами, и экспертами с нюансами. Эксперты чаще уверены в том, что религиозным организациям не дают свободы (18,0%) и что религиозные организации игнорируют (14,6%) (рис. 15).

Среди экспертов заметно чаще о полном соответствии государственной религиозной политики Конституции РК говорят журналисты, аналитики, общественные деятели, активисты и т.д., а об излишней свободе, равно как и об отсутствии ее, а также об отсутствии внимания сообщают преимущественно религиозные деятели (рис. 16).

Затрудняюсь ответить

Религиозные организации игнорируют, на них никто не обращаетвнимания

Религиозным организациям не дают свободы, государство заело слишком много ограничений

У религиозных организаций много свободы

Государственная политика соотвествует Конституции РК

I эксперты

(население

Рисунок 15.

Оценка респондентами государственной политики в отношении религии (в целом, %, эксперты N=107, население N=1800)

Рисунок 16.

Оценивание экспертами деятельности госорганов в отношении религиозных организаций

(эксперты по когортам, %, N=107)

Проективное будущее детей по отношению их идентификаций к религии показывает, что аксиологические установки в отношении значимости религии амбивалентны: часть респондентов одновременно заявляет и о вовлеченности в религию (от 21,7% у респондентов-русских до 36,4% у респондентов-казахов) и о дистанцировании от религиозного контекста жизни. Все опрделеннее формулируются пожелания родителей в связи с атеистической убежденностью детей (от 12,1-12,3% у других этнических групп и респондентов-казахов до 17,3% у респондентов-русских) (рис. 17).

Религиозная самоидентификация в казахстанском обществе проявляет тенденции к воспроизводству модели религиозности с признаками: а) превалирования номинальных верующих (не практикующих и не входящих в общины), б) увеличения удельного веса молодежи в составе верующих мусульман, в) снижения численности православной молодежи в составе верующих христиан, г) роста численности атеистов, д) роста внеконфессиональных верующих.

Экспертами отмечены тренды религиозных конверсий: все больше людей из числа непрактикующих верующих становятся практикующими верующими (25,8%). Это мнение высказывают преимущественно аналитики, журналисты, блогеры, общественные и политические деятели (30,3%), а также преподаватели и светские ученые (29,3%). Эксперты-теологи полагают, что все больше граждан из числа атеистов становятся верующими и/или приходят к нетрадиционным религиям (по 26,7%).

Фиксируется тенденция «омоложения» номинальных верующих. Средствами интеграции молодежи и религии являются (по степени убывания): социальное окружение (друзья, коллеги, знакомые) - 24,7%, родители и семейные традиции - 22,5%, мода на «религиозность» - 21,3%, возможность социализации - 13,5%, влияние инстранных проповедников - 3,4%, поддержка в трудных ситуациях - 2,2%.

В гражданской ментальности доминируют представления о том, что Казахстан является многоконфессиональной страной или государством с двумя основными религиями - исламом и православием. В то же время уменьшается численность приверженцев этих парадигм за счет акцентирования посылов о том, что «Казахстан в силу демографи-

ческой ситуации можно отнести к странам исламского мира» и устойчивого роста сторонников превращения Казахстана в религиозное государство.

67,9

72,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70,5

77,7

36,4

30

32,5

21,7

1Ь'6 18/1 12,3 12,1 17,1 18,1 рЦЛ 17,3

Уважали Были Были Не разделяли

религию, но в то верующими, равнодушными религиозные

же время были вовлеченными в к религии убеждения и

бы сторонними религиозную образ жизни,

наблюдателями жизнь были бы

за религиозной атеистами жизнью

I Всего

I Казах/казашка Русский/русская Другая национальность

Рисунок 17.

Распределение модальных суждений населения по вопросу «Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети в своей взрослой жизни... (в целом, %, N=1800)

Исследование выявило, что отношение к религиозным ценностям и их способности консолидировать современное казахстанское общество не обладает всеобщностью и значимо преимущественно для верующих. Оценивая позитивно возможности религии как института консолидации, и население, и эксперты не рассматривают религиозную идентичность и мировоззренческую общность религиозного образца в качестве консолидирующего фактора общества в целом.

Объединяющий/конфликтогенный потенциал религии в оценке экспертов указывает на высокую критичность мнений аналитиков, преподавателей, ученых, журналистов, государственных и общественных деятелей в оценке кон-фликтогенного потенциала религии в обществе (26,8-27,3%) по сравнению с религиозными деятелями (6,7%). Экспертное сообщество отличается когнитивным диссонансом как по критерию светской / религиозной самоидентификации, так и по внутриконфессинальным разногласиям.

Угрозы в сфере культурно-духовной безопасности общества, по мнению экспертов, состоят в распространении нетрадиционных религиозных течений; отсутствии у населения интереса к истории своего народа, государства; в интеграции религии в повседневную жизнь граждан; в навязывании «западного» образа жизни и идеалов. Факторами вовлечения населения в деструктивные религиозные организации названы: активная работа проповедников, близость религиозных ценностей, а также достижение новых личностно-значимых идентификаций в группах участия.

Меняющаяся роль религии в жизни модернизирующегося казахстанского общества входит в предметную область междисциплинарных исследований. Религия как традиционный институт духовно-культурной идентичности и как политический проект в глобалистских измерениях проявляются как теоретические концепты для понимания процессов консолидации/дезинтеграции современного общества и имеют эвристический потенциал для дальнейших изысканий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.