Научная статья на тему 'Возможности регулирования средних реализационных цен на виноград'

Возможности регулирования средних реализационных цен на виноград Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности регулирования средних реализационных цен на виноград»

Таблица 1.

Объем финансирования виноградарства и виноделия РД в 2001 -2002г г. (млн. руб.)

Статья расходов 2001 2002

Капвложения

Научно-исследовательская работа

Сырье и материалы 2,34 4,68

Заработная плата производственного сек- 0,66 1,32

тора

Накладные расходы производственного 0,56 1,12

сектора

Прочие прямые расходы 0,30 0,60

Общая сметная стоимость 3,86 7,72

Общая стоимость проекта 11,58 млн. руб.

Основными источниками финансирования программы являются:

1. Федеральные и республиканские бюджеты за счет:

• Государственных централизованных инвестиций на закладку виноградников;

• 50%-й суммы акцизного сбора на винодельческую продукцию 20-25 млн. руб. ежегодно);

• кредитов банков и различных фондов, инвестиционные вложения;

• продаж пакета акций предприятий отрасли;

• собственных средств (прибыли) товаропроизводителей.

2.Привлечение частного капитала.

Между тем ясно, что беда виноделов и отрасли в целом в том, что изучением и формированием спроса на винодельческую продукцию, проблемами современного маркетинга вина у нас до сих пор никто не занимался.

Промедление с созданием собственной системой маркетинга резко ухудшает условия конкуренции дагестанских вин на внутреннем рынке.

Круг проблем, связанных маркетингом дагестанских вин, очень широк. Специализированная виноторговля развивается очень медленно, практически не изучали спрос на разные виды винодельческой продукции, региональные особенности рынка, оформление внешнего вида продукции. Плохо пока действует обратная связь между производителями винограда, вина и виноторговлей, нет взаимоподдержки и согласованности в инвестициях.

Экстренный и эффективный выход из сложной ситуации в винодельческой отрасли, мы видим только в наведении государственного порядка, создание строгого законодательства и механизма его действия.

В последние годы руководство республики, несмотря на сложные политические и экономические условия, уделяют особое внимание вопросам развития виноградарства и виноделия. Подтверждением этого является Постановление Правительства РД от 31 мая 1999 года №77 «О неотложных мерах по государственной поддержке виноградарства и виноделия РД». Это дает нам основание полагать, что у данной отрасли есть будущее.

Алипбеков А.К.

Возможности регулирования средних реализационных цен на виноград

Экономическая эффективность виноградарства как, и всех других отраслей сельскохозяйственного производства, зависит от двух сторон деятельности предприятия - производственной и коммерческой.

Результаты производственной деятельности отражаются в показателях, характеризующих условия производства и ее результаты. Это площади виноградных насаждений, наличие и уровень использования материальных и трудовых ресурсов, валовой сбор и урожайность виноградников, производительность труда и уровень его оплаты и как результат всего цикла производства - себестоимость производства 1 ц винограда. В ней, то есть в себестоимости производства единицы продукции синтетически отражаются все положительные и отрицательные стороны производственной деятельности хозяйства в данной отрасли. При прочих равных условиях, чем выше культура земледелия и уровень руководства хозяйством, тем выше урожайность виноградников, выше производительность труда виноградарей и уровень оплаты их труда, ниже себестоимость производства 1 ц винограда. Подтверждением этому служат материалы годовых отчетов виноградарческих хозяйств нашей республики и многочисленные публикации результатов научных исследований по экономике и агротехнике производства винограда.

Экономическая эффективность производства винограда, как известно, многогранный процесс, который наряду с производственной включает и коммерческую деятельность предприятия. Последняя, то есть коммерческая деятельность предприятия заключается в совершении сделок по реализации собственной продукции и приобретению необходимых для хозяйств основных и оборотных средств, включая и наем рабочей силы. В результате этих процессов, в основном, формируются такие экономические категории как полная себестоимость реализованного винограда, средняя реализационная цена 1 ц, выручка от реализации винограда, прибыль или убытки от его реализации, а также один из основных показателей эффективности - уровень рентабельности товарного винограда.

В нашей статье об эффективности производства различных сортов винограда в АОЗТ им. Ш.Алиева ("Вопросы структуризации экономики" №4, 2000) дан анализ результатов производственной и частично коммерческой деятельности предприятия в разрезе сортов винограда. Из нее видно, что средняя реализационная цена по отдельным сортам колебалась в пределах от 90 (сорт "Кардинал") до 496 (сорт "Молдова") рублей за 1 ц.

В формировании экономической эффективности продукции весьма важное значение имеет цена, по которой продается эта продукция. Она, то есть цена реализации, складывается в зависимости от каналов реализации, уровня цен на эту продукцию при ее реализации по различным направлениям, а также количества винограда, проданного по тем или иным ценам, то есть как средняя арифметическая взвешенная. Анализируя структуру реализации винограда не только по сортам, но и по отдельным каналам (таблица), мы видим, что виноград был реализован в основном своему заводу и по весьма низким ценам.

Таблица 1.

Динамика цен различных сортов винограда по каналам реализации в АОЗТ _им. Ш.Алиева за 1999 год_

№ Реализовано вино- Цена реализации 1 ц вино-

п/ Сорта винограда града в ц града, р.

п За пре- Своему За пре- Сво- Сред-

делы заводу делы ему няя

предпри- Предпри- заво-

ятия ятия ду

1 2 3 4 5 6 7

1 Премьер 4761 7172 489 119 271

2 Агадаи 3484 3963 767 138 432

3 Мускат Италия - 677 - 145 145

4 Кремовый 104 242 490 99 217

5 Жемчуг-Зала - 1049 - 187 187

6 Молдова 739 39 514 154 496

7 Кардинал - 376 - 90 90

Итого столовых 9088 13518 603 130 320

1 Ркацители - 5774 - 241 241

2 Мускат белый 103 7246 417 170 174

3 Кабарне - 627 - 289 289

4 Матраса - 2141 - 271 271

5 Пино - 691 - 258 258

6 Саперави - 706 - 283 283

7 Савиньон - 800 - 281 281

8 Савиньон зеленый - 798 - 274 274

Итого винных 103 18783 417 224 225

Итого стол. и вин. Сортов 9191 32301 601 185 227

Остальные сорта (менее 10 га) - 734 - 67 67

Всего по хозяйству 9191 33035 601 182 273

Так виноград сорта "Премьер" продавали: за пределы хозяйства по 489 руб., а своему заводу по 119 рублей, то есть в 4,1 раза дешевле; "Агадаи" за пределы хозяйства по 767, а своему заводу по 138 рублей за 1 ц, то есть в 5,6 раза дешевле. Такое же положение и по другим сортам. В среднем по всем сортам цена реализации 1 ц винограда составляла за пределы хозяйства 601, а своему заводу 185 рублей или в 3,2 раза дешевле. Отсюда вывод, чем больше винограда продается за пределы хозяйства, тем выше уровень средних реализационных цен.

Рентабельность товарной продукции зависит от соотношения между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимости. Или между ценой и полной себестоимости 1 ц винограда. Чем выше цена, тем больше разница между ценой и полной себестоимостью, то есть больше прибыли от реализации. В свою очередь, чем больше массы прибыли, тем выше уровень рентабельности. Отсюда видно, что рентабельность реализованной продукции на прямую зависит от уровня цен. Цены же, в свою очередь, зависят: от спроса и предложения, качества и сроков реализации продукции, удельного веса винограда проданного своему заводу и за пределы хозяйства, а по последней, то есть по реализации за пределы хозяйства и от каналов реализации.

Расчеты показывают, что хозяйству целесообразно увеличить объем реализации винограда за пределы хозяйства, что обусловит повышение уровня средних реализационных цен на виноград и рентабельность товарного винограда.

Кадиев М.А.

Использование вторичных сырьевых ресурсов в АПК

Стабильное развитие агропромышленного производства в современных условиях обусловлено двумя основными факторами: темпами его развития, и степенью использования в АПК достижений научно-технического прогресса. Эффективная реализация требований этих факторов определяется уровнем обеспеченности аграрного производства необходимыми видами материальных ресурсов. Последнее связано с тем, что растущая потребность населения в продовольствии вызывает необходимость производства все большего количества сельскохозяйственной продукции как первичного исходного сырья для производства большинства продуктов питания. Соответственно повышаются материальные и финансовые затраты на развитие АПК. В этих условиях поиск эффективных путей функционирования агропромышленного производства, использование достижений научно-технического прогресса для минимизации расходов на производство его продуктов является актуальной задачей в решения этой проблемы. Так, по расчетам экономистов, на производство единицы первичного сельскохозяйственного сырья требуется в 4-5 раз больше общих затрат, чем расходы на экономию единицы аналогичного сырья на базе использования новых технологий производства и переработки этого сырья.

В условиях кризисного состояния агропромышленного производства, недостаточного финансирования и сложных организационно—экономических условий хозяйствования в ходе рыночных реформ, использования новых технологий в АПК становится наиболее эффективным фактором рентабельного и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции. Так, по оценкам западных экономистов, 3/5 прироста производительности труда в американском сельском хозяйстве получают за счет примене-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.