Научная статья на тему 'Возможности развития технологий ADS-B и MLAT в России'

Возможности развития технологий ADS-B и MLAT в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
920
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ НОВОГО ПРОИЗВОДСТВА / ORGANIZATION OF NEW PRODUCTION / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ И НАУКОЕМКИЙ ТОВАР И УСЛУГИ / HI-TECH AND KNOWLEDGE-INTENSIVE GOODS AND SERVICES / ПРОГНОЗ / FORECAST / СПРОС / DEMAND / ВЫГОДЫ / BENEFITS / ПРЕИМУЩЕСТВА / ADVANTAGES / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / AIR TRANSPORT / АВИАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / AVIATION SYSTEMS / ОБОРУДОВАНИЕ / EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сербиновский Борис Юрьевич, Черникова Мария Вадимовна

Исследована проблема производства новых средств навигации для управления воздушным движением. Обоснована экономическая целесообразность создания в России специализированного предприятия. Построен прогноз спроса на современные навигационные системы и оборудование. Установлены экономические и другие выгоды и преимущества, которые получают юридические и физические лица от использования информации о воздушных судах, которые находятся в воздухе или на земле. Определены затраты на создание нового производства. Выделены факторы, которые способствуют или препятствуют развитию производства современных навигационных систем и оборудования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сербиновский Борис Юрьевич, Черникова Мария Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF THE ADS-B AND MLAT TECHNOLOGIES IN RUSSIA

The problem of production of new means of navigation for air traffic control is investigated. Economic feasibility of creation in Russia of the specialized enterprise is proved. The forecast of demand for modern navigation systems and the equipment is constructed. Economic and other benefits and advantages which are got by legal entities and individuals from use of information on aircrafts (which are airborne or on the earth) are established. Costs of creation of new production are defined. Factors, which promote or interfere with development of production of modern navigation systems and the equipment in Russia, are allocated.

Текст научной работы на тему «Возможности развития технологий ADS-B и MLAT в России»

Вестник науки и образования Северо-Запада России

-http://vestnik-nauki.ru/ -------

~~^ --2015, Т. 1, №2

УДК 338.984:656.7:658.5.012.2

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ADS-B И MLAT В РОССИИ

Б.Ю. Сербиновский, М.В. Черникова

POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF THE ADS-B AND MLAT TECHNOLOGIES IN

RUSSIA

B.Yu. Serbinovskiy, M.V. Chernikova

Аннотация. Исследована проблема производства новых средств навигации для управления воздушным движением. Обоснована экономическая целесообразность создания в России специализированного предприятия. Построен прогноз спроса на современные навигационные системы и оборудование. Установлены экономические и другие выгоды и преимущества, которые получают юридические и физические лица от использования информации о воздушных судах, которые находятся в воздухе или на земле. Определены затраты на создание нового производства. Выделены факторы, которые способствуют или препятствуют развитию производства современных навигационных систем и оборудования в России.

Ключевые слова: организация нового производства; высокотехнологичный и наукоемкий товар и услуги; прогноз; спрос; выгоды; преимущества; воздушный транспорт; авиационные системы; оборудование.

Abstract. The problem of production of new means of navigation for air traffic control is investigated. Economic feasibility of creation in Russia of the specialized enterprise is proved. The forecast of demand for modern navigation systems and the equipment is constructed. Economic and other benefits and advantages which are got by legal entities and individuals from use of information on aircrafts (which are airborne or on the earth) are established. Costs of creation of new production are defined. Factors, which promote or interfere with development of production of modern navigation systems and the equipment in Russia, are allocated.

Key words: organization of new production; hi-tech and knowledge-intensive goods and services; forecast; demand; benefits; advantages; air transport; aviation systems; equipment.

В рамках установленного перечня приоритетных и критических направлений развития науки, технологий и техники в РФ, концепции развития малой авиации на территории Ростовской области до 2030 г. актуализируется проблема выбора эффективных, экономичных и современных методов, средств и систем, которые обеспечивают безопасность полетов воздушного транспорта и одновременно предоставляют дополнительные услуги потребителям. Эта проблема может решается путем создания и совершенствования единой глобальной организации воздушного движения (ОВД), применения специальных систем и оборудования [1, 2]. Авиатранспортная система Ростовской области нуждается в современных системах управления движением воздушного транспорта, поскольку представляет собой одну из важнейших составляющих общей транспортной системы страны, а организации гражданской авиации, расположенные на ее территории, обслуживают ряд субъектов РФ: Ростовскую Волгоградскую и Астраханскую области, Краснодарский и Ставропольский край, Республику Калмыкия и Республику Адыгея [2].

Актуальность исследуемой проблемы связана с тремя основными аспектами:

- обеспечением безопасности воздушного движения при одновременном расширении ассортимента услуг, которые могут быть предложены разным потребителям (пассажирам, их родственникам, знакомым, коллегам, службам МЧС и т.д.), например, встречающие

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Т 1, №2

пассажира родственники и друзья могут получать информацию о трафике самолета, при возникновении нештатных ситуаций с воздушным судном (ВС) будет известна траектория полета и место возникновения ситуации, что облегчит проведение операции по оказанию помощи ВС, пассажирам, экипажу;

- укреплением национальной безопасности, повышением уровня независимости и автономности российской гражданской и военной авиации от зарубежных поставок навигационных систем и оборудования, которые могут быть прекращены по политическим мотивам, например, при введении санкций;

- улучшением экономических показателей авиационных компаний, наземных служб, аэропортов, снижением капитальных затрат и эксплуатационных расходов, а также реализацией программы импортозамещения путем организации проектирования и производства высокотехнологичных, наукоемких товаров с высокой долей добавленной стоимости.

Россия продолжает закупать ряд систем управления движением воздушного транспорта, но имеет возможности импортозамещения многих из них (включая специальное программное обеспечение (ПО), навигационные комплексы оборудования) путем создания высокотехнологичной компании (производителя-поставщика), функционирование которой построено на основе интеграционного взаимодействия с иностранными партнерами -инновационными компаниями-производителями высокотехнологичного оборудования в сфере организации, контроля и управления воздушным движением гражданской (в том числе малой) и военной авиации, радиоуправляемого сегмента летательных аппаратов.

В современных экономических условиях возможности развития технологий управления движением воздушного транспорта тесно связаны организацией производства высокотехнологичного, наукоемкого оборудования для сложных авиационных систем. Отметим, что в России накоплен опыт создания таких систем. Отечественные предприятия-производители навигационного оборудования расположены в Санкт-Петербурге и Москве. В Ростовской области имеется ряд заводов, способных освоить выпуск новой продукции, поэтому может быть поставлена актуальная задача запуска в области инновационного стартапа ООО «Российские авиационные системы и оборудование», специализированного на следующих приоритетных направлениях деятельности:

- проектирование и производство транспондеров типа ADS-B, microADS-B, Mode A, C и S, TIS-B и FIS-B, в том числе по техническим соглашения с зарубежными компаниями-партнерами;

- создание прикладного ПО для адаптивных и распределенных информационных, навигационных систем (в том числе автоматизированных) и комплексов (ADS-B и MLAT).

Производство транспондерного оборудования возможно по техническому соглашению с SAAB Sensis Corporation (США). Одновременно может выполняться разработка и сопровождение информационных навигационных систем и комплексов, их эволюционное совершенствование. Целесообразны совместные проекты и финансирование с ООО «Фирма «НИТА» (РФ). Обслуживание и ремонт оборудования и систем российских авиакомпаний и аэропортов планируется выполнять на договорной основе в Ростовской области и других субъектов РФ. Для реализации АЗН-В используется стандарт ИКАО (1090ES/VDL4) и максимальное возможное разделение технологий по классам воздушных полетов и районам полетов. Переподготовка и обучение персонала возможна на базе Ростовского филиала ФГБУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации». Обучение персонала иностранному языку (обязательный английский и другие по выбору второй и третий иностранный язык, в том числе немецкий, французский, итальянский, японский) в настоящее время не является ключевой и непреодолимой проблемой.

Особое положение Ростовской области определяет широкий круг возможных потребителей - организаций гражданской авиации, заинтересованных в реализации

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Т 1, №2

программ развития систем управления движением воздушного транспорта в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации (ICAO). Однако перспективы развития технологий ADS-B и MLAT в России зависят от спроса, который может быть определен путем анализа процесса воспроизводства воздушного транспорта. Следует учитывать и то, что в период до 2018 г. (год проведения чемпионата мира по футболу) покрытие системами управления территории Ростовской области должно составлять более 90 %. В процессе становления производственной деятельности ООО «Российские авиационные системы и оборудование» (в течение первых четырех лет) может использовать лизинг оборудования с выкупом, запланированным на 2019 - 2020 гг., наладить долгосрочные партнерские отношения с пятью и более отечественными потребителями-заказчиками для сбыта производимых транспондеров в год на период 2014 - 2016 гг., добиваться постоянного расширения круга потребителей-заказчиков (не менее десяти отечественных авиакомпаний на период до конца 2017 г.), которые будут обеспечиваться системами MLAT и ADS-B, создать все условия для полномасштабного управления воздушным движением Ростовской области (на основе этих систем) к началу 2018 г. При реализации проекта стартапа целесообразны сотрудничество, создание и реализация совместных проектов с Министерством Обороны РФ, ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения», аэропортами и эксплуантатами летательных аппаратов (ЛА) в Ростовской и близлежащих областях, а также частными заказчиками (российскими поставщиками телекоммуникационного оборудования и т.д.) в области обеспечения безопасности на воздушном транспорте и рациональной организации движения посредством проектируемых и поставляемых подсистем и их модернизации; наземного оборудования.

Поскольку предполагается, что ООО «Российские авиационные системы и оборудование» будет производить современное эффективное авиаоборудование и аэронавигационные системы для управления, контроля и организации безопасного воздушного движения авиатранспортной сети Ростовской области, Южного федерального округа и России, то совместные проекты с партнерами должны выполняться по принятым в РФ стандартам и авиационным правилам. Следует предоставлять соответствующие (сопутствующие) услуги, которые необходимы для удовлетворения потребностей заказчиков (авиаперевозчиков) и пассажиров авиарейсов.

Инновационная направленность предприятия, проектирование и изготовление перспективных видов оборудования и информационных систем управления воздушным транспортом, организация системы бережливого производства, реализация стратегий «тянущих» систем в логистической системе, тесное сотрудничество с заказчиками (субъектами радиоуправляемого сегмента рынка ЛА, в том числе беспилотных ЛА), оказание пассажирам услуги, позволяющей «видеть» с высокой точностью трафик движения ВС и получать аэронавигационную информацию, должно обеспечить наилучшее сочетание, стоимости и качества (ценности для потребителей) товара и услуг, но требует уделять особое внимание подготовке, обучению и повышению квалификации персонала ООО «Российские авиационные системы и оборудование» и предприятий-партнеров, например, для удовлетворения требования, предъявляемого к части работников, знания на достаточно высоком уровне не менее двух иностранных языков, включая обязательный английский.

Выбор базовой перспективной технологии связан с тем, что ADS-B (англ. Automatic dependent surveillance-broadcast) - технология, внедряемая в настоящее время FAA на территории США и в других странах, позволяющая пилотам в кабине самолета и диспетчерам на наземном пункте «видеть» трафик движения ВС с большей точностью, чем это было доступно ранее, получать другую аэронавигационную информацию [3]. ADS-B дополнительно передает в реальном времени погодную информацию пилотам, значительно расширяя их осведомленность о ситуации, повышая безопасность полетов. Доступ к ADS-B информации бесплатен и свободен для всех [3]. ВС, оборудованное транспондером ADS-B,

http://vestnik-nauki.ru/

передает всем свою точную позицию в течение полета вместе с другими данными, включая скорость, высоту, курс, взлет или снижение. Приемники ЛОБ-Б, интегрированные в системы контроля воздушного трафика или установленные на борту ВС, обеспечивают пользователям точное отображение на экране движения ВС в небе и на земле [3, 4]. Система может использоваться для решения задач технической диагностики [5].

Транспондерами ЛОБ-Б оборудуются все новые пассажирские и грузовые самолеты. Они устанавливаются на части более старых эксплуатируемых моделей ЛА (на военных и частных самолетах) [3, 4].

Федеральное управление гражданской авиации США заявило, что с 2020 г. подавляющее большинство самолетов, входящих в воздушное пространство США, должно быть оборудовано АББ-Б-транспондерами [6]. На начало 2012 г. ЕН§Ь1хаёаг24 уже использовало более 500 ЛББ-Б-приемников, установленных во многих странах мира, которые отправляют информацию о самолетах на сервер ЕН§к1хаёаг24 [6].

1САО разработала подробный план принятия государствами-членами 1САО единых технологий и процедур контроля за воздушным движением. В рамках этой «дорожной карты» (рис. 1) содержательно определена и реализуется работа в несколько временных этапов [7].

Technology Roadmap

2010

2016

2020

ии» «wwiдо еж» twoах) - пкл киц ptm taouri)

AOS-в Ь Л as ел ииигга л os-вь

CASCADE"

ад»

Рисунок 1 - План внедрения АЗН-В в США, Канаде, Европе и Австралии

Известно, что главное экономическое преимущество заявленных систем и оборудования заключается в прекращении использования дорогих вторичных радиолокаторов наблюдения. Установка наземных станций ЛББ-Б почти в 10 раз дешевле традиционно применяемых и производимых в РФ радиолокаторов с вращающейся антенной. Обслуживание станций ЛББ-Б также значительно дешевле. Авиакомпании экономят эксплуатационные расходы за счет сокращения норм эшелонирования, поскольку система

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Т 1, №2

ADS-B, использующая определение местоположения с помощью GPS, является более дешевой и (вместе с тем) более точной. Здесь экономический аспект дополняется фактором, повышающим безопасность полетов ВС.

Экономические выгоды от производства и применения современных систем навигации связаны с улучшением информационного обеспечения процессов управления воздушным транспортом и движением. Например, известно, что ежегодно авиакомпании теряют летательные аппараты. Их метаположение долгое время остается неизвестным. Тратятся значительные средства на проведение поисковых операций. Информация о трафике движения ВС значительно снижает расходы на поиск и оказание помощи судам, экипажам, пассажирам.

Инвестиции и затраты на производство оборудования (элементов) ADS-B включают расходы на аренду, лизинг и закупку основных фондов, обучение и оплату труда персонала (численностью около 50 чел.), активное участие в венчурных форумах, российских и международных выставках, другие работы и мероприятия. Затраты на первый год составляют 170-200 млн. руб. при уставном капитале ООО «Российские авиационные системы и оборудование» 20 млн. руб.

В качестве источников финансовых средств целесообразно рассматривать целевые программы (в том числе программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [8], в рамках которой можно рассчитывать на инвестиции в сумме 3 млн. руб., долгосрочную целевую программу инновационного развития Ростовской области на 2012 - 2015 гг. - финансирование в размере 1,5 млн. руб.), бюджетный кредит (10 млн. руб.) и банковское последовательное проектное финансирование в сумме 40 млн. руб., лизинг нового оборудования и основных производственных мощностей в размере 35 млн. руб.

В качестве инвестора может выступить ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК», который является одним из лидеров в инвестировании проектов, связанных с военно-промышленным комплексом и гражданской авиацией РФ, поскольку банк, по заявлению руководства [9], заинтересован в финансировании проектов производства авиационного оборудования и других подобных проектов, реализуемых в авиационной отрасли РФ.

Оценка рынка и анализ спроса на производимое оборудование, сопутствующие услуги и программное обеспечение выполнялись на основании сформированной информационной и аналитической базы.

В настоящее время в Правилах аэронавигационного обслуживания, составленного ICAO, и нормативной базе ОВД РФ уделяется внимание четырем основным технологиям (системам): ПОРЛ, ВОРЛ, ADS-B и MLAT [10].

В России по-прежнему используются ВОРЛ (в работе со старыми СОМ-64, СОМ-64-144 и СО-63) в качестве преимущественного транспондерного оборудования, чему способствует отсутствие подготовленной нормативной база ГА РФ. MLAT преимущественно внедряется в тестовом режиме и лишь некоторыми уполномоченными фирмами и ФГУП. На рисунке 2 приведен прогноз развития и производства ADS-B-транспондеров и MLAT систем

В гражданской авиации РФ отсутствует конкурентная среда в рассматриваемой области, что может негативно сказаться на дальнейшем развитии отрасли, контрактной (договорной) и проектной деятельности российских компаний гражданской авиации.

Международный сегмент рынка представлен преимущественно поставщиками оборудования и систем из США. Можно выделить следующих лидеров-производителей: Sagetech Corporation, Saab Sensis Corporation, ITT Industries, Era (работающая с авионикой Bendix/King, Garmin, Honeywell и Rockwell Collins), Free Flight Systems (по техническому соглашению с компанией Garmin), Thales S.A., Selex Sistemi Integrati S.p.a., Intelcan Technosystems Inc., COMSOFT GmbH [12].

[11].

http://vestnik-nauki.ru/

Рисунок 2 - Прогноз совместного развития ADS-B-транспондеров и MLAT систем

Российский рынок представлен проектами организаций: ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения» (Москва); ООО «Фирма «НИТА» (Санкт-Петербург); НПО «Лианозовский электромеханический завод» (Москва).

Необходимость установки современных средств навигации обусловлены целями повышения авиационной безопасности, но несмотря на это, некоторые функции на транспондерах пока в России недоступны, например, Traffic information service. Важным является то, что стоимость авионики на территории производителя (до импорта в Россию) составляет от 1 500 до 3 000 долл. [3, 4], поэтому российским производителям необходимо добиться снижения стоимости относительно указанного ориентира, учитывая цены и спрос на международном сегменте рынка на данный вид оборудования.

АЗН-В на основе перспективного VDL-4 в экспериментальном режиме уже используется в Тюмени и Магадане. Россия является участником ICAO и от нее требуется в период до 2020 г. приступить к внедрению единых глобальных технологий ОВД. Другой аспект внедрения АЗН-В в России, как считают отечественные эксплуатанты авиационной техники, связан с отсутствием конкурентной среды в сфере техническом обслуживании. В связи с этим необходимо выявить и использовать неценовые факторы изменения спроса, описанные в библиографических источниках [3- 4, 13], в том числе рост потребительских предпочтений, числа покупателей на рынке (возрастание очередей) и потребительских свойств (полезности) данной услуги, формирование брэнда, повышение престижа страны-производителя, удобную дислокацию центров оказания услуг, позитивный и негативный тренд доходов (покупателей) и цен (например, ажиотажный или отложенный спрос), изменение соотношения индекса цен и депозитной ставки процента.

Ключевые факторы, изменяющие спрос на оборудование и системы ОВД: состояние парка ВС гражданской авиации РФ (процесс воспроизводства ВС); число авиакомпаний.

В РФ действует 124 авиакомпании (на конец 2013 г.) [2]. Парк ВС включает магистральные (656 ед.), региональные (294 ед.) и грузовые (137 ед.) самолеты [14-16].

Сокращение объемов применения региональных самолетов в последнее время в основном определялось вытеснением с рынка неэффективных Ту-134 более эффективными магистральными самолетами. Начавшееся с 2009 г. массовое обновление регионального парка на основе современной авиатехники обусловило некоторое восстановление объемов

http://vestnik-nauki.ru/

применения региональных самолетов в 2010 - 2012 гг. при дальнейшем сокращении использования устаревших типов самолетов, в том числе Як-40 и Ту-134 [14-17].

Средний годовой объем необходимых поставок пассажирских самолетов в период с 2016 до 2020 г. будет составлять 115-130 ВС в год. Далее прогнозируется относительный спад поставок (до 90-100 ВС в год). Сокращение ожидается в основном за счет снижения спроса на региональные самолеты, но после 2025 г. предполагается начало нового цикла обновления парка [17]. При инновационном сценарии развития российской экономики прогнозируется удвоение объемов авиаперевозок в ближайшие 10 лет. При том к 2031 г. пассажирооборот может вырасти в 3,4-4,5 раза по сравнению с 2011 г., а грузооборот - в 3,23,8 раза. Интенсивный рост пассажирских авиаперевозок ожидается (прежде всего) за счет выхода российских авиакомпаний на рынок транзитных перевозок через территорию России [17]. Потребности в обновлении и расширении парка пассажирских самолетов охватывают все классы ВС. В таблице 1 приведена оценка потребности в поставках пассажирских самолетов для обновления парка российских авиакомпаний [17].

Таблица 1 - Прогноз поставок пассажирских самолетов

Класс ВС 2012 - 2020 2021 - 2031 2012 - 2031

Свыше 350 мест 37 - 70 91 - 175 128 - 245

280-350 мест 49 - 81 74 - 73 123 - 154

220-280 мест 0 - 0 110 - 143 110 - 143

170-220 мест 121 - 136 188 - 229 309 - 365

140-170 мест 109 - 125 169 - 192 278 - 317

110 - 140 мест 142 - 162 192 - 204 334 - 366

85 - 110 мест 184 -204 70 - 76 254 - 280

Итого магистральных ВС 642 - 778 894 - 1092 1536 -1870

60 - 85 месте ТРДД 119 - 133 19 - 12 138 - 145

60 - 85 мест с ТВД 29 - 36 31 - 40 60 - 76

40 - 60 мест с ТРДД 29 - 39 19 - 23 48 - 62

40 - 60 мест с ТВД 29 - 36 39 - 49 68 - 85

20 - 40 мест с ТРДД 2 - 3 13 - 15 15 - 18

20 - 40 мест с ТВД 64 - 82 28 - 31 92 - 113

Итого региональных ВС 272 - 329 149 -170 421 - 499

Всего 914 -1107 1043 -1262 1957- 2369

Низкий уровень конкурентоспособности устаревших типов самолетов, в первую очередь отечественных самолетов предыдущих поколений, обусловит их дальнейший активный вывод с рынка пассажирских перевозок. Для их замены и удовлетворения растущего спроса на авиаперевозки российским авиакомпаниям в период до 2031 г. потребуются поставки от 1960 до 2370 самолетов различных классов вместимости (при преобладании узкофюзеляжных магистральных самолетов) [17]. Потребности в грузовых самолетах ожидаются гораздо менее значительными (до 260 ед.). Прогноз общей потребности приведен на рисунке 3 и выполнен по информации, представленной в публикациях [14-17].

По прогнозу общего количества ВС был построен прогноз спроса на системы навигации для гражданских самолетов России (рис. 4). На основе воспроизводственного подхода была создана расчетная модель, в которой учтены трудности в финансировании программы установки на ВС новых систем (прогнозировалась установка навигационных систем только на новые ВС, а также эксплуатируемые самолеты, но те, которые не предполагается списывать в ближайшие последующие за расчетной точкой годы).

Построенный прогноз позволят утверждать, что спрос на современные навигационные системы достаточен, чтобы организовать в России их серийное производство на малом предприятии. Дополнительное преимущество от реализации такого решения

Вестник науки и образования Северо-Запада России

-http://vestnik-nauki.ru/ -------

~~^ --2015, Т. 1, №2

связывается с созданием российской школы разработчиков навигационных систем для гражданский ВС, в том числе для малой авиации.

Рисунок 3 - Прогноз количества самолетов в России (низкий оптимизм)

Рисунок 4 - Прогноз спроса на системы навигации для гражданских самолетов России

(низкий оптимизм)

Некоторый скептицизм по поводу представленного прогноза может быть вызван негативными факторами, сдерживающими развитие гражданской авиации в России, но в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Т. 1, №2

прогнозируемый период неизбежны процессы замены устаревших ВС и оснащение новых и эксплуатируемых ЛА современными, экономичными, более точными навигационными системами и оборудованием.

В настоящее время Ростовская область связана сетью маршрутов с городами Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья более чем 50 регулярными авиалиниями. Число авиалиний растет, стимулируя спрос на новые навигационные системы, авионику. Однако в настоящее время практически нарушена существовавшая ранее система местных воздушных сообщений, связывавшая муниципальные образования на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Практически отсутствует воздушная связь между районами внутри региона, областными центрами и городами соседних регионов [2]. Такое негативное состояние сети воздушного транспорта постепенно должно преодолеваться, следовательно, возрастет спрос на системы навигации.

Некоторые успехи на этом пути достигнуты. В 2011 г. в результате реализации комплекса антикризисных мер и совершенствования производственно-хозяйственной деятельности удалось вернуть утраченные темпы роста объемов авиаперевозок. Проявляется тенденция роста количества пассажиров, отправленных из аэропортов Ростова-на-Дону и Таганрога. За 2011 г. объемы перевозок из аэропортов области увеличились (пассажиров - на 19,9 %, грузов - на 0,8 %, почты - на 24,6 %). Обслужено 1722397 пассажиров, перевезено 4674,5 тонны грузов и 872,3 тонны почты [2].

В Ростовской области наблюдается устойчивая тенденция роста спроса на авиационные перевозки и услуги, поэтому имеют основания для прогноза прироста (в течение ближайших 5 лет) объемов перевозок пассажиров, багажа и грузов с темпами, превышающими 10 процентов в год. Это соответствует общероссийским и мировым тенденциям развития гражданской авиации. Следовательно, возможен соответствующий рост спроса на системы навигации.

Вероятно, сложности в обеспечении авиакомпаний отечественной авиационной техникой российского производства в ближайшие 10 лет будут компенсироваться закупками ВС и аэропортового оборудования иностранного производства [2].

Таким образом, проведенного анализ можно говорить о позитивном влиянии большинства факторов на рост спроса на современные навигационные системы и оборудование.

В итоге можно сделать следующие выводы:

- российская авиация нуждается в оснащении ВС современной и экономически эффективной авионикой для точного определение их места в пространстве в реальном масштабе времени (в воздухе и на земле) через цифровые линии передачи данных, которые дополняются информацией о воздушной скорости и выполняемых маневрах (разворот, набор высоты или снижение), а также для выполнения некоторых функций технической диагностики летящего ВС;

- новая авионика, установленная на борту ВС, расширяет ассортимент услуг, которые могут предоставляться разным потребителям (физическим и юридическим лицам). Построенные на ее основе информационные системы полезно интегрировать не только в системы управления воздушным движением, но и в информационные системы МСЧ, УВД и других государственных служб, организаций наземного обеспечения полетов;

- целесообразно создание в России (например, на территории Ростовской области) малого предприятия, на базе которого будут организованы проектные работы и серийное производство современных навигационных систем и оборудования для достижения новых рубежей в реализации программ импортозамещения высокотехнологичных, наукоемких товаров, обеспечения безопасности и эффективного управления воздушным движением, национальной безопасности в сфере критических технологий и высокотехнологичной техники и оборудования, а также лучшего удовлетворения потребителей за счет расширения ассортимента и качества (потребительской ценности) информационных услуг;

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Т 1, №2

- объем спроса (прогнозируемая производственная программа предприятия) достаточен для организации специализированного высокотехнологичного малого предприятия. Обосновано, что спрос на новые навигационные системы и оборудование будет существенно расти в перспективе до 2029 - 2030 гг., после чего наступит стабилизация или рост замедлится, но не следует ожидать снижения спроса, если постоянно совершенствовать выпускаемые навигационные системы и оборудование.

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р// Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации. 06.12.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://rosavtodor.ru/information/Osnovnye_dokumenty/ transportnaya_strategiya_rf_na_period_do_2030_goda.html.

2. Отчет о реализации Областной долгосрочной целевой программы инновационного развития Ростовской области на 2012 - 2015 годы за 2012 год. Утв. постановлением Правительства Ростовской области от 07.06.2013 № 369 // Официальный портал Правительства Ростовской области. 24.06.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=120453.

3. Вежновец А. АЗН-В - новый уровень безопасности / А. Вежновец // Ассоциация вертолетной индустрии. 02.09.2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.helicopter.su/pressa/articles/2009/09/02/azn_v_%E2%80%93_novyij_uroven_bezopasn osti/.

4. Настоящее и будущее опознавания // Adsbradar. Radarspotters Team. 12.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://adsbradar.ru/nastoyashchee-i-budushchee-opoznavaniya.

5. Парамонов Н.Б. Опознавание объектов как задача технической диагностики / Н.Б. Парамонов, С.В. Погребан // АО «МЦСТ». 13.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://mcst.ru/.../n.b._paramonov_opoznavanie_obektov_kak_zadacha_tehnic.

6. Что такое «ответчики скорости» или ADS-ВСуперджет (SSJ-100). 15.08.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://superjet100.info/wiki:ads-b.

7. Алипов И.В. Концепция внедрения и использования радиовещательного автоматического зависимого и сопутствующих приложений линии передачи данных в целях ОрВД на территории РФ / И.В. Алипов, В.В. Дупиков // Концепция внедрения и использования АЗН-В и сопутствующих приложений ЛПД. Современные средства и методы навигации: Ежегодный семинар. СПб.: Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации», 2012.

8. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Утв. распоряжением Правительства РФ №328-р от 10.03.2006 г. (последнее обновление 27.08.2014) // Минкомсвязь России. Официальный сайт. 13.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/2/.

9. Тульев М. Полный комплекс услуг для оборонных предприятий // Военно-промышленный комплекс. 13.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://army.lv/ru/Polniy-kompleks-uslug-dlya-oboronnih-predpriyatiy/1585/4738.

10. Организация воздушного движения: Правила аэронавигационного обслуживания. Doc 4444 ATM/501. 15-е изд. М.: Международная организация гражданской авиации, 2007. 473 с. [Электронный ресурс]. URL: http://airspot.ru/book/file/627/4444_cons_ru.pdf.

11. Multilateration & ADS-B. Executive reference guide. Creativerge. ATM. pp. 37. [Electronic resource]. URL: http://www.multilateration.com/downloads/MLAT-A...; http://www. adsbradar.ru/.../MLAT-ADS-B-Reference-Guid.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вестник науки и образования Северо-Запада России

http://vestnik-nauki.ru/ -------

~~^ --2015, Т. 1, №2

12. Callan J. Multilateration: Radar's Replacement? / J. Callan // Avionics. 01.04. 2007. Callan James. April, 2007. [Electronic resource]. URL: http://www.aviationtoday.com/ av/issue/cover/9891.html.

13. Егорова Н.Е. Система моделей прогнозирования спроса на продукцию сферы услуг / Н.Е. Егорова, А.С. Мудунов // Аудит и финансовый анализ. 2001. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/press/afa/2001-3/11.shtml.

14. Шапкин В.С. Состояние и перспективы развития гражданской авиации в России / В. С. Шапкин // ТОиП авиационной техники в РОССИИ и СНГ, 2011 // Деловой авиационный портал. 24.02.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ato.ru/content/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-grazhdanskoy-aviacii-rossii.

15. Шапкин В.С. Состояние и прогноз обновления парка воздушных судов гражданской авиации России / В.С. Шапкин // ТОиП авиационной техники в РОССИИ и СНГ, 2012 // Деловой авиационный портал. 01.03.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ato.ru/content/sostoyanie-i-prognoz-obnovleniya-parka-vozdushnyh-sudov-grazhdanskoy-aviacii-rossii.

16. Страдомский О.Ю. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России / О.Ю. Страдомский // ТОиП авиационной техники в РОССИИ и СНГ, 2013 // Деловой авиационный портал. 20.02.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ato.ru/content/sostoyanie-i-prognoz-obnovleniya-parka-vs-v-rossii.

17. Самойлов И.А. Развитие парка самолетов российских авиакомпаний / И.А. Самойлов, О.Ю. Страдомский, В.С. Шапкин // НП «Авиапоставщик». 08.01.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://p-as.ru/img/IB-2013-01-08.pdf.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Сербиновский Борис Юрьевич Ростовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Ростов-на-Дону, Россия, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления на предприятии. E-mail: serbinovskiy@mail.ru.

Serbinovskiy Boris Yurievich Rostov institute (branch) of FSB EI HPE «Plekhanov Russian University of Economics», Rostov-on-Don, Russia, PhD in Economics (Dr.Sci.Econ.), professor, professor of department of economy and management at the enterprise. E-mail: serbinovskiy@mail.ru.

Черникова Мария Вадимовна ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, Россия, студентка факультета высоких технологий. E-mail: juliette.binoche.7@gmail.com.

Chernikova Maria Vadimovna FSAEI HPE «Southern Federal University», Rostov-on-Don, Russia, student of faculty of high technologies.

E-mail: juliette.binoche.7@gmail.com.

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 346500, г. Шахты, Ростовская обл., ул. Шевченко, 110, кв. 7. Сербиновский Б.Ю.

тел.8-9888991229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.