Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ В РАМКАХ ЕАЭС'

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ В РАМКАХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленная политика / импортозамещение / обрабатывающая промышленность / ЕАЭС / Армения / industrial policy / import substitution / manufacturing industry / EAEU / Armenia

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айрапетян Григор Рафаелович

Cовременная экономика приобретает все больше черт информационного сообщества, расширяется сфера услуг, однако реальные секторы промышленности по-прежнему остаются основой развития экономики. Именно в промышленности создаются не только новые товары, но и новые средства производства для всех секторов экономики. В этом аспекте для каждой страны очень важны разработка и проведение собственной промышленной политики. Особенно актуальны эти вопросы для Армении. В статье рассматривается законодательная база развития промышленности на двух уровнях: наднациональном – ЕАЭС, и национальном – Республики Армения. Участие Армении в ЕАЭС может оказать положительное влияние на развитие промышленного сектора в РА, поскольку ранее во времена существования СССР уровень индустриализации Армении был весьма значимым. Сегодня в структуре промышленности РА преобладает обрабатывающая промышленность, на долю которой в 2021 г. пришлось 62,5% объема промышленного производства. Преобладающими отраслями обрабатывающей промышленности в РА являются производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака – 61.3%. В рамках ЕАЭС на долю Армении приходится 0,3% общего объема промышленного производства. Армения экспортирует в ЕАЭС в основном конечную продукцию: поставки пищевых продуктов в 2021 г. составили 53,3% от общего экспорта РА в ЕАЭС. В 2022 г. объем экспорта из РА в ЕАЭС возрос почти на 200% и составил 2,464 млрд. долл. США, из них 24,3% – пищевые продукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRY DEVELOPMENT OPPORTUNITIES IN THE REPUBLIC OF ARMENIA WITHIN THE EAEU

The modern economy is acquiring more and more features of the information society, the service sector is expanding, but the real sectors of industry still remain the basis of economic development. It is in industry that not only new goods are created, but also new means of production for all sectors of the economy. In this aspect, it is very important for each country to develop and implement its own industrial policy. These issues are especially topical for Armenia. The article discusses the legislative framework for the development of industry at two levels: supranational – the EAEU, and national – the Republic of Armenia. The participation of Armenia in the EAEU will have a positive impact on the development of the industrial sector in the Republic of Armenia, since earlier during the existence of the USSR, the level of industrialization of Armenia was very significant. Today, the industrial structure of the Republic of Armenia is dominated by the manufacturing industry, which accounted for 62.5% of industrial production in 2021. The predominant sectors of the manufacturing industry in the Republic of Armenia are the production of food products, including drinks, and tobacco (61.3%). Within the EAEU, Armenia accounts for 0.3% of the total industrial production. Armenia exports mainly final products to the EAEU: food products shipments in 2021 accounted for 53.3% of Armenia's total exports to the EAEU. In 2022, the volume of exports from the RA to the EAEU increased by almost 200% and totalled USD 2.464 billion, of which 24.3% were food products.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ В РАМКАХ ЕАЭС»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА WOLD ECONOMY

УДК 338.45; 339.9

DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-4-0-1

Айрапетян Г. Р.

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ В РАМКАХ ЕАЭС

Ереванский государственный университет ул. Абовяна, 52, г. Ереван, 0025, Армения

e-mail: grigor.hayrapetyan@ysu.am

Аннотация

Современная экономика приобретает все больше черт информационного сообщества, расширяется сфера услуг, однако реальные секторы промышленности по-прежнему остаются основой развития экономики. Именно в промышленности создаются не только новые товары, но и новые средства производства для всех секторов экономики. В этом аспекте для каждой страны очень важны разработка и проведение собственной промышленной политики. Особенно актуальны эти вопросы для Армении. В статье рассматривается законодательная база развития промышленности на двух уровнях: наднациональном - ЕАЭС, и национальном - Республики Армения. Участие Армении в ЕАЭС может оказать положительное влияние на развитие промышленного сектора в РА, поскольку ранее во времена существования СССР уровень индустриализации Армении был весьма значимым. Сегодня в структуре промышленности РА преобладает обрабатывающая промышленность, на долю которой в 2021 г. пришлось 62,5% объема промышленного производства. Преобладающими отраслями обрабатывающей промышленности в РА являются производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака - 61.3%. В рамках ЕАЭС на долю Армении приходится 0,3% общего объема промышленного производства. Армения экспортирует в ЕАЭС в основном конечную продукцию: поставки пищевых продуктов в 2021 г. составили 53,3% от общего экспорта РА в ЕАЭС. В 2022 г. объем экспорта из РА в ЕАЭС возрос почти на 200% и составил 2,464 млрд. долл. США, из них 24,3% - пищевые продукты.

Ключевые слова: промышленная политика, импортозамещение, обрабатывающая промышленность, ЕАЭС, Армения

Информация для цитирования: Айрапетян Г. Р. Возможности развития промышленности в Республике Армения в рамках ЕАЭС // Научный результат. Экономические исследования. 2023. Т. 9. №4. С. 5-12. DOI: 10.18413/2409-1634-20239-4-0-1

Grigor R. Hayrapetyan

INDUSTRY DEVELOPMENT OPPORTUNITIES IN THE REPUBLIC OF ARMENIA WITHIN THE EAEU

Yerevan State University, 52 Abovyan St., Yerevan, 0025, Armenia

e-mail: grigor.hayrapetyan@ysu.am

Abstract

The modern economy is acquiring more and more features of the information society, the service sector is expanding, but the real sectors of industry still remain the basis of economic development. It is in industry that not only new goods are created, but also new means of production for all sectors of the economy. In this aspect, it is very important for each country to develop and implement its own industrial policy. These issues are especially topical for Armenia. The article discusses the legislative framework for the development of industry at two levels: supranational - the EAEU, and national - the Republic of Armenia. The participation of Armenia in the EAEU will have a positive impact on the development of the industrial sector in the Republic of Armenia, since earlier during the existence of the USSR, the level of industrialization of Armenia was very significant. Today, the industrial structure of the Republic of Armenia is dominated by the manufacturing industry, which accounted for 62.5% of industrial production in 2021. The predominant sectors of the manufacturing industry in the Republic of Armenia are the production of food products, including drinks, and tobacco (61.3%). Within the EAEU, Armenia accounts for 0.3% of the total industrial production. Armenia exports mainly final products to the EAEU: food products shipments in 2021 accounted for 53.3% of Armenia's total exports to the EAEU. In 2022, the volume of exports from the RA to the EAEU increased by almost 200% and totalled USD 2.464 billion, of which 24.3% were food products.

Key words: industrial policy; import substitution; manufacturing industry; EAEU; Armenia

Information for citation: Hayrapetyan G. R. "Industry development opportunities in the Republic of Armenia within the EAEU", Research Result. Economic Research, 9(4), 5-12, DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-4-0-1

Введение

Несмотря на то, что современная экономика приобретает все больше черт информационного сообщества и расширяется сфера услуг, реальные секторы промышленности по-прежнему остаются основой развития экономики. Именно в промышленности создаются не только новые товары, но и новые средства производства для всех секторов экономики. В этом аспекте для каждой страны очень важны разработка и проведение собственной промышленной

политики. На сегодняшний день толкование промышленной политики имеет много вариантов и подходов. Например, Дашкевич А.В. в своей работе пишет, что «Традиционная промышленная политика подразумевает вмешательство государства в экономику для изменения ее структуры. Основой «новой промышленной политики», пришедшей на смену традиционной промышленной политики, стало повышение национальной конкурентоспособности» [Дашкевич А.В., 2017].

Как отмечает Р. Гринберг, страны, которым удалось совершить экономический прорыв и превратиться из развивающихся в экономически развитые, осуществили это исключительно при помощи успешной промышленной политики (Япония, Южная Корея, Китай, Малайзия, Тайвань) [Калинин А., 2012].

Стоит отметить, что в современной экономической литературе недостаточно внимания уделяется рассмотрению промышленной политики Армении. Например, Готовский А. в своем исследовании «Промышленная политика в евразийской интеграции» изучает только Россию, Беларусь и Казахстан [Готовский А., 2015]. Мы считаем, что в Армении есть все возможности для развития промышленности, особенно в рамках ЕАЭС. То есть Армения может использовать потенциал общего рынка для успешного развития собственной промышленности и увеличения конкурентоспособности перерабатывающей/обрабатывающей промышленности.

Начиная с 2015 г. Армения является членом ЕАЭС, в рамках которого промышленное сотрудничество представляет собой наиболее приоритетное направление развития интеграционных процессов. Промышленность играет важную роль в экономике стран Евразийского союза, формируя около 25% суммарного объема ВВП входящих стран. В структуре промышленности основную роль играет обрабатывающая промышленность, на долю которой приходится 64,7% объема промышленного производства [ЕАЭС, 2018].

Основная часть

Участие Армении в ЕАЭС может оказать положительное влияние на развитие промышленного сектора в РА, поскольку ранее во времена существования СССР уровень индустриализации Армении был весьма значимым. Это достигалось высокой степенью кооперации между республиками: все потребности в углеводородах и угле, металлопрокате, древесине и на 80% в

сырье для легкой промышленности удовлетворялись за счет внутрисоюзных поставок; также ввозилась большая часть потребляемого продовольствия. В конце 80-х годов XX в. 70% объема производства республики производилось на основе ввозимой продукции (сырье, материалы, комплектующие), а вывозилось 60% произведенной продукции [Вардомский Л.Б., Пылин А.Г., Ильина М.Ю., 2016]. После распада СССР ситуация кардинально изменилась. Внутрисоюзные связи были разрушены, выстраивать новые было сложно по экономическим и политическим причинам. Основной удар пришелся на промышленный сектор экономики. Сложился устойчивый отрицательный торговый баланс, экономика Армении не смогла перестроиться на новые условия и развивать внутреннее промышленное производство.

На сегодняшний день в Армении на промышленный сектор приходится 26,8% ВВП, 17,5% занятых. Коэффициент покрытия импорта экспортом в 2021 г. составил 55,6% [База данных Статистического комитета РА, 2023].

В Армении Закон о промышленной политике был принят в 2014 г., в «Статье 8» которого определены задачи государственной политики промышленного развития, к ним относятся:

«1) сотрудничать с частным сектором в целях разработки и реализации отраслевых стратегий развития;

2) способствовать повышению эффективности деятельности компаний с экспортным потенциалом;

3) поддерживать формирование территориальных кластеров, технопарков, промышленных зон;

4) поддерживать инновационную деятельность;

5) развивать возможности структур поддержки предпринимателей;

6) развивать отраслевую инфраструктуру» [Закон по промышленной политике РА, 2023].

В свою очередь в рамках ЕАЭС была разработана промышленная политика для стран-участников. В 2015 г. Евразийской экономической комиссией разработан в соответствии с Договором о ЕАЭС системный документ «Основные направления промышленного сотрудничества», в котором изложено стратегическое видение развития промышленного комплекса ЕАЭС на среднесрочную перспективу. «В рамках Основных направлений деятельность Комиссии нацелена на углубление промышленной кооперации в приоритетных отраслях и устранение барьеров во взаимной торговле, развитие импортозамещения и внедрение инноваций, создание новых высоко-

технологичных производств. Таким образом, впервые на постсоветском пространстве промышленная политика выделена в качестве одного из важных элементов взаимодействия Сторон» [ЕАЭС, 2018].

Здесь особенно для Армении очень важна политика импортозамещения и создание новых высокотехнологичных производств. Поскольку РА является малой экономикой и проведение политики импорто-замещения на национальном уровне является малоэффективным в силу эффекта масштаба, осуществление подобной политики на евразийском уровне, использование кооперационных связей между странами-участниками видится достаточно перспективным.

Таблица 1

Структура ВВП Республики Армения, % [База данных Всемирного банка, 2023]

Table 1

Composition of GDP of the Republic of Armenia, % [World Development Indicators, 2023]

2012 2013 2014 2015 2017 2018 2019 2020 2021

Сельское хозяйство 17,9 18,4 18,1 17,2 16,4 15,0 13,9 11,5 11,3

Промышленность 27,8 26,7 25,3 25,7 25,6 25,8 24,8 25,0 26,8

Услуги 45,7 45,7 47,4 48,2 49,9 50,8 52,6 54,0 53,2

Как известно, после обретения независимости внешнеторговая политика РА одна из самых свободных в регионе, но, к сожалению, это не привело к развитию промышленности. Поэтому политика импортозамещения в рамках ЕАЭС в сфере промышленности может стать для Армении дополнительной возможностью долгосрочного развития внутреннего рынка. При этом в рамках ЕАЭС не предусматривается передача национальных промышленных политик на наднациональный уровень. Государства-члены по-прежнему самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальные промышленные политики, в том числе в части предоставления промышленных субсидий в рамках общих правил. Таким образом, исходя из собственных национальных интересов и учитывая особенности экономики РА, воз-

можно осуществлять меры в сфере промышленной политики как на национальном, так и на наднациональном уровнях.

Как свидетельствуют данные табл. 1, после присоединения РА к ЕАЭС, значительного увеличения доли промышленности в ВВП РА не наблюдалось. При этом можно увидеть уменьшение доли сельского хозяйства и роста сферы услуг. На сельское хозяйство приходилось в 2021 г. 11,3% ВВП и 24% занятых. Здесь следует отметить, что в сельском хозяйстве важную роль играет агропромышленный комплекс, относящиеся к нему малые и средние предприятия обладают необходимым потенциалом для интеграции в глобальные и региональные цепочки стоимости [OECD, 2017].

В структуре промышленности РА преобладает обрабатывающая промышленность, на долю которой в 2021 г. пришлось 62,5% объема промышленного производ-

ства. Преобладающими отраслями обраба- производство пищевых продуктов, включая

тывающей промышленности в РА являются напитки, и табака - 61,3% (табл. 2).

Таблица 2

Объем промышленной продукции по видам экономической деятельности (в текущих ценах, млрд. арм. драм) [Статистический ежегодник Армении, 2022]

Table 2

Volumes of industrial output by type of economic activity (in current prices, Armenian drams, billions) [Statistical Yearbook of Armenia, 2022]

2017 2018 2019 2020 2021

Вся промышленность 1 834 1 937 2 091 2 101 2 419

Горнодобывающая промышленность 341,0 300,7 356,7 403,4 589,8

Обрабатывающая промышленность 1 209 1 352 1 455 1 417 1 527

- производство пищевых прод. 466,0 524,8 547,7 548,6 593,0

- производство напитков 149,5 152,9 185,3 169,0 205,5

- производство табачных изд. 157,7 178,3 196,3 155,2 138,1

- производство осн. металлов 174,9 173,7 167,8 191,2 184,0

Обеспечение (снабжение) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом 258,8 258,9 253,9 257,8 279,2

Водоснабжение, очистка, обработка отходов и получение вторичного сырья 25,3 25,6 24,9 21,8 23,1

В рамках ЕАЭС на долю Армении приходится 0,3% общего объема промышленного производства. Доли конечных и промежуточных товаров по отраслям между странами ЕАЭС отличаются. «Экспорт пищевых продуктов из Беларуси в страны ЕАЭС составляет свыше 90% суммарного экспорта конечной продукции и свыше 80% суммарного экспорта промежуточной продукции этой республики. Для России этот показатель равен 29 и 7% соответственно, для Кыргызстана - 33 и 49%, Казахстана - 53 и 10%. В целом по отраслям обрабатывающей промышленности указанные показатели составляют для Беларуси 89 и 36% соответственно, Казахстана - 57 и 18%, Кыргызстана - 65 и 8%, России - 37 и 11% соответственно» [Поливач А., 2018]. Армения экспортирует в ЕАЭС в основном конечную продукцию: поставки пищевых

продуктов в 2021 г. составили 53,3% от общего экспорта РА в ЕАЭС. В 2022 г. объем экспорта из РА в ЕАЭС возрос почти на 200% и составил 2,464 млрд. долл. США, из них 24,3% - пищевые продукты. Существует мнение, что несырьевые товары, производимые в странах ЕАЭС, мало конкурентоспособны и не могут быть реализованы в других странах. Однако, как свидетельствуют указанные выше данные, конечная продукция имеет спрос внутри евразийского рынка. Это обусловлено длительными историческими, экономическими и политическими связями, сложившимися между странами ЕАЭС.

Для полноты анализа проведем сопоставление объемов промышленной продукции и объемов промышленно-производ-ственых основных средств по видам экономической деятельности, представленных в

табл. 2 и 3. В горнодобывающей промышленности объем промышленно-производ-ственных основных средства превышает объемы производства, но в течение времени эта разница имеет понижающуюся тенденцию. Например, если в 2017 г. в горнодобывающей отрасли стоимость основных средств в 2 раза превышала объемы производства, то в 2021 г. превышение составило 1,3 раза. В обрабатывающей промышленности наблюдаем обратную ситуацию: объемы выпускаемой продукции превышают стоимость основных средств на протяжении всего рассматриваемого пери-

ода, более того наблюдается положительная тенденция. Вместе с тем, следует отметить, что в производстве напитков и основных металлов стоимость основных средств превышает объем выпускаемой продукции. Наибольшая разница между стоимостью произведенной продукции и основных средств наблюдается в «Обеспечении (снабжении) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом» и «Водоснабжении, очистке, обработке отходов и получение вторичного сырья»; здесь стоимость основных средств в несколько раз превышает стоимость оказанных услуг.

Таблица 3

Промышленно-производственные основные средства по видам экономической деятельности (по первоначальной стоимости, млрд. арм. драмов) Статистический ежегодник Армении, 2022]

Table 3

Capital assets of industrial production by types of economic activity (at primary cost, Armenian _drams, billions) [Statistical Yearbook of Armenia, 2022]_

2017 2018 2019 2020 2021

Вся промышленность 3 184 3 334 3 569 3 671 3 947

Горнодобывающая промышленность 673,6 696 ,8 720,6 739,2 749,4

Обрабатывающая промышленность 915,9 911,3 1007 1 054 1 172

- производство пищевых прод. 164,4 152,6 185,1 180,8 206,5

- производство напитков 201,3 219,6 234, 6 245,7 258, 2

- производство табачных изд. 69,2 82, 9 107, 9 116,2 122,5

- производство осн. металлов 193 6 196,6 200, 0 224,7 243, 2

Обеспечение (снабжение) электроэнергией, газом, паром и кондицио- 1 383 1 512 1 627 1 661 1 809

нированным воздухом

Водоснабжение, очистка, обработка

отходов и получение вторичного сы- 210,7 213,8 213,5 215,6 216,8

рья

Также следует отметить высокую степень территориальной концентрации производственно-промышленного комплекса Армении. Большая часть произведства продукции промышленности сконцентрирована в г. Ереване (822 млрд. арм. драм) и 4 марзах (регионах): Сюник (537 млрд. арм. драм), Котайк (280 млрд. арм. драм), Арарат (259 млрд. арм. драм) и Лори (153 млрд. арм. драм). При чем горнодобывающая

промышленность сконцентрирована в Сю-нике (463 млрд. арм. драм) и Лори (93 млрд. арм. драм), а обрабатывающая промышленность в г. Ереване (717 млрд. арм. драм), Араратском (243 млрд. арм. драм) и Ко-тайкском (192 млрд. арм. драм) марзах [Статистический ежегодник Армении, 2022].

Исходя из данных табл. 2 можно прийти к выводу, что в промышленности

РА преобладает обрабатывающая промышленность, в которой большая часть приходится на производство пищевых продуктов. Безусловно, производство продуктов питания имеет большой потенциал с учетом роста спроса на мировых рынках. Однако вместе с тем необходимо рассматривать возможности развития импортозамещающих производств, внедрение инноваций, создание новых высокотехнологичных производств.

Заключение

С учетом вышесказанного, можно заключить, что развитие кооперационных связей в рамках ЕАЭС может обеспечить Армении устойчивое промышленное развитие, повысить конкурентоспособность армянских предприятий, особенно в обрабатывающей промышленности. Так как в Армении сравнительно мало объектов инновационной промышленной инфраструктуры, то участие в совместных проектах на уровне ЕАЭС может быть весьма продуктивным, в том числе в сфере импортозаме-щения. Президент РФ Путин В.В. отметил: «Мы приглашаем всех наших партнеров к совместному производству оборудования и комплектующих более чем в 25 отраслях. Подключение к программе — это хорошая перспектива для членов экономического союза» [ЕАЭС, 2018]. На основе проведенного анализа можно выделить отрасли, имеющие наибольший потенциал для сотрудничества: легкая промышленность, химическая промышленность (особенно фармацевтика), станкостроение.

Список литературы

1. Готовский А. Промышленная политика в евразийской интеграции // Евразийская Экономическая Интеграция. 2015. № 1. С. 3965.

2. База данных Статистического комитета РА. URL: www.armstat.am (дата обращения: 01.09.2023).

3. База данных Всемирного банка. WorldDevelopment Indicators. URL: www.data.worldbank.org (дата обращения: 01.09.2023).

4. Вардомский Л.Б., Пылин А.Г., Ильина М.Ю. Экономика Армении: идеи, модели и результаты развития: научный доклад / Под общей ред. Л.Б. Вардомского. М.: Институт экономики РАН, 2016. 59 с.

5. Дашкевич А.В. Промышленная политика: виды, цели, формы построения // Стратегия и тактика развития производственно-хозяйственных систем : сб. науч. тр., к 20-летию гуманитарно-экономического факультета / М-во образования Респ. Беларусь [и др.] ; под ред. В. В. Кириенко. Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2017. С. 32-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. ЕАЭС, Промышленная политика в Евразийском экономическом союзе: три года интеграции, 2018. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/files/paos/library_ Промышленная_политика_в_ЕАЭС-3_года_интеграции-русс_.pdf (дата обращения: 01.09.2023).

7. Закон по промышленной политике РА, 2023. URL:

https://www .arlis.am/DocumentView.aspx?docID =94508 (дата обращения: 01.09.2023).

8. Калинин А. Построение сбалансированной промышленной политики: вопросы структурирования целей, задач, инструментов // Вопросы экономики. 2012. №4. С. 132-146.

9. OECD, Мониторинг реформирования государственной политики Армении в сфере МСП, 2017. URL: https://www.oecd.org/eura-sia/competitiveness-programme/eastern-part-ners/Monitoring-SME-policy-reforms-Armenia-RUS.pdf (дата обращения: 01.09.2023).

10. Поливач А. Взаимная торговля стран -участниц ЕАЭС и курсы их валют // Россия и новые государства Евразии. 2018. № 4. С. 81-95.

11.Статистический ежегодник Армении, 2022, Промышленность URL: www.armstat.am (дата обращения: 01.09.2023).

References

1. Gotovsky, A. (2015), "Industrial policy in the Eurasian integration". Evrazijskaya Ekonomicheskaya Integratsija, 1, 39-65.

2. Database of the Statistical Committee of the Republic of Armenia (2023), available at: www.armstat.am (Accessed 01 September 2023)

3. World Bank database. World Development Indicators (2023), available at:: www.data.worldbank.org (Accessed 01 September 2023)

4. Vardomsky L.B., Pylin A.G., Ilyina

M.Yu. (2016), "Armenian Economy: Ideas, Models and Development Results", Russian Academy of Sciences Institute of Economics, Moscow, 2016, 59.

5. Dashkevich, A.V. (2017), Industrial policy: types, goals, forms of construction, Strategy and tactics of development of production and economic systems: collection of scientific papers to the 20th anniversary of the Faculty of Humanities and Economics, Gomel: Sukhoi State Technical University, Belarus, 32-35.

6. The EAEU, Industrial Policy in the Eurasian Economic Union: Three Years of Integration (2018), available at: https://eec.eaeunion.org/up-load/files/paos/li-

brary_ПромbImпеннаa_попнтнка_в_ЕАЭС-3_гоrца_ннтеграцнн-русс_.pdf (Accessed 01 September 2023).

7. The Law on Industrial Policy of the Republic of Armenia (2023), available at: https://www.arlis.am/DocumentView.aspx7do-cID=94508 (Accessed 01 September 2023).

8. Kalinin, A. (2012), "Building a balanced industrial policy: issues of structuring goals, objectives, tools", Voprosy ekonomiki, 2012, 4, 132-146.

9. OECD, Monitoring of the reform of the state policy of Armenia in the field of SMEs

(2017), available at: https://www.oecd.org/eura-sia/competitiveness-programme/eastern-part-ners/Monitoring-SME-policy-reforms-Armenia-RUS.pdf (Accessed 01 September 2023).

10. Polivach, A. (2018), "Mutual trade of the EAEU member states and their exchange rates", Russia and the new states of Eurasia, 2018, 4, 81-95.

11. Statistical Yearbook of Armenia, Industry (2022), available at: www.armstat.am (Accessed 01 September 2023).

Информация о конфликте интересов:

авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflict of interest to declare.

Айрапетян Григор Рафаелович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и международных экономических отношений, Ереванский государственный университет (г. Ереван, Армения)

Grigor R. Hayrapetyan, PhD in Economics, Associate Professor, Department of Economics and International Economic Relations, Yerevan State University (Yerevan, Amenia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.