и оказать помощь, то целесообразно привлечение к сотрудничеству школьного психолога.
Индивидуальные проявления детей и их психологические особенности с учетом возраста должны учитываться учителями и восприниматься адекватно. А внимание и под-
держка со стороны учителя, доброе слово и теплый взгляд, несомненно, помогут преодолеть социально-психологические проблемы и будут способствовать всестороннему и гармоничному развитию детей на всех возрастных этапах, включая подростковый период.
\
\ л
1
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (исихология развития и возрастная психоло гия) / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.
Поступила 17.11.10.
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ школьников
М. С. Ионова, О. М. Романова
В статье обосновывается актуальность проблемы развития логического мышления у младших школьников в условиях образовательного учреждения. Авторами приводятся результаты экспериментального исследования, подтверждающие необходимость целенаправленного развития данного вида мышления у учащихся начальных классов. Особое внимание уделяется поиску эффективных способов решения данной проблемы.
Развитие логического мышления у школьников — одна из важнейших задач начального образования. Недостаточная развитость логической сферы в первые годы обучения создает учащимся большие трудности, которые не уменьшаются с переходом в следующие классы. Экспериментальные данные доказывают, что тот тип интеллекта, который складывается к 7 —8 классу, качественно изменить уже практически невозможно. Интеллектуальные способности, которые не достигли к этому возрасту определенного уровня развития, не будут в дальнейшем совершенствоваться сами по себе по мере взросления школьника. В подростковом и юношеском возрасте никаких принципиально новых интеллектуальных операций в системе мыслительной деятельности человека уже не возникает. Следовательно, проблему развития логического мышления учащихся необходимо решать именно в начальной школе [7].
Учебный процесс в массовой школе при условии его правильной организации обладает значительными потенциальными возможностями для развития логического мышления детей. Специальная педагогическая работа в данном направлении дает благоприятный результат, повышая в целом уровень способностей школьников к обучению. Это подтверждают исследования Н. Ф. Талызиной, Н. Б. Истоминой, А. А. Люблинской, В. И. Курбатова, В. А. Филя и др. [5 — 6; 9; 14; 16]. Мы обратились к опыту отечественных ученых, столкнувшись на практике с проблемой развития логического мышления младших школьников.
Н. Ф. Талызина, Н. А. Менчинская и Н. Б. Истомина считают, что логическое мышление характеризуется способностью к оперированию понятиями, суждениями и умозаключениями, а его развитие сводится к развитию логических приемов мышления [5; И; 14]. По мнению Н. Ф. Талызиной, ло-
М. С. Ионова, О. М. Романова, 2011
234
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | Мв 2
гические приемы и операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, являются основными компонентами логического мышления, составными компонентами понятий, суждений, умозаключений [14].
В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, А. А. Люблинская и некоторые другие авторы рассматривают логическое мышление как способность и умение ребенка младшего школьного возраста самостоятельно производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение; составные логические операции: построение отрицания, доказывание как построение рассуждения, опровержение как построение рассуждения; использовать для выполнения этих операций индуктивные и дедуктивные логические схемы [3 — 4; 9].
В диссертационной работе И. Л. Мата-совой обобщаются результаты философских, педагогических и психологических исследований по данной проблеме. Автор предлагает следующее определение логического мышления: «...это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности» [10, с. 48].
Так, представители различных подходов и направлений сходятся во мнении о том, что при помощи мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза, обобщения и классификации осуществляются рассуждение, сопоставление различных суждений, выполнение умозаключения. Следовательно, развитие данных мыслительных операций у младших школьников будет способствовать развитию логического мышления в целом. Придерживаясь различных подходов, исследователи единодушны в том, что в практике обучения необходима целенаправленная работа по развитию логического мышления у младших школьников. Этапу целенаправленного развития неизбежно предшествует этап диагностики.
Организованное нами экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «Ялтинская средняя общеобразовательная школа». В эксперименте приняли участие 30 учеников 2 класса.
Для определения исходного уровня логического мышления учащихся (в частности, уровня развития мыслительных операций
анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения) нами использовались методики «Сравнение понятий», «0бо6щения-2009», «Четвертый лишний» [13]. По результатам констатирующего эксперимента были получены следующие данные.
Из приведенных в табл. 1 данных следует, что значительное число испытуемых находится на низком и среднем уровнях развития сравнения, анализа и синтеза — 40 %. Высокий уровень развития данных мыслительных операций выявлен у 20 % учащихся.
Таблица 1
Распределение испытуемых по уровням развития операции сравнения,
анализа и синтеза
(данные методики «Сравнение понятий»)
ЛГо Уровень Экспериментальная группа
абсолютное число учащихся %
1 Высокий 6 20
2 Средний 12 40
3 Низкий 12 40
Приведенные в табл. 2 данные показывают, что 33,3 % испытуемых характеризуются низким уровнем развития обобщения. Преобладающим по количеству младших школьников является средний уровень. Он насчитывает 46,7 % учащихся. Значительно меньше испытуемых — 20,0 % — обладают высоким уровнем обобщения.
Таблица 2
Распределение испытуемых по уровням развития операций общения
(данные методики «0бо6щения-2009»)
Экспериментальная группа
№ Уровень абсолютное число учащихся %
1 Высокий б 20,0
2 Средний 14 46,7
3 Низкий 10 33,3
Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что значительное количество младших школьников, участвовавших в эксперименте, обладают низким уровнем классификации и анализа (33,3 %). Преобладающим является средний уровень — 40,0 %. Наименьшее количество испытуемых характеризуются вы-
Серия ♦Психологические науки»
'Ъ *
соким уровнем развития данных мыслительных операций — 26,7 %.
Таблица 3
Распределение испытуемых по уровням развития операций классификации и анализа
(данные методики «Четвертый лишний»)
№ Уровень Экспериментальная группа
абсолютное число учащихся %
1 Высокий 8 26,7
2 Средний 12 40,0
3 Низкий 10 33,3
Анализ данных, полученных по комплексу методик, позволил нам распределить испытуемых по группам I, II и III в зависимости от уровня развития логического мышления. Преобладающей по количеству испытуемых оказалась группа II — 42,2 % (средний уровень). Значительное количество испытуемых вошли в группу III — 35,5 % (низкий уровень). Самой малочисленной оказалась группа I — 22,3 % (высокий уровень). Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали недостаточно высокий уровень развития логического мышления у учащихся 2 класса и подтвердили необходимость его целенаправленного развития в процессе обучения.
Данная задача ставится перед педагогами при изучении всех предметов, но особое внимание учителя и методисты уделяют развитию логического мышления в процессе обучения математике. Большинство из них отмечают слишком большое количество логических ошибок, допускаемых учениками при усвоении содержания школьного курса математики, где предъявляются наиболее высокие требования к логической организации материала по сравнению с другими школьными предметами. В то же время грамотно составленные математические задачи и упражнения побуждают ребенка к активной мыслительной деятельности, открывая значительные потенциальные возможности для развития логического мышления школьников. Поэтому мы считаем необходимым использование на уроках математики комплекса специальных заданий. Их выполнение будет способствовать развитию у младших школьников логических операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а следовательно, и логического мышления в целом.
236
Проанализировав методическую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы уделили особое внимание разработкам С. П. Баранова, Г. А. Пен-теговой, Н. Б. Истоминой, В. М. Туркиной, А. В. Белошистой и И. А. Липиной. Предлагаемые авторами задания по математике, предназначенные для развития логического мышления у младших школьников, удачно дополняют программный материал. Их эффективность доказана в экспериментальных исследованиях [1—2; 5; 8; 12; 15]. Приведем примеры заданий из данных источников.
Для развития анализа и синтеза предназначены следующие задания:
1. В приведенных группах числа записаны по определенному правилу. Установите свое правило и впишите вместо точек нужные числа:
40 20 60 ...
10 80 90 ...
2. Найдите закономерность:
22у ♦ • •
5, 15 35, ...
Развитию мыслительной операции сравнения способствует выполнение детьми таких заданий:
1. Напишите два числа: десять и сто. Сравните эти числа.
2. Не выполняя действий, поставьте вместо точек знаки сравнения:
65 + 28 ... 65 + 31 75 - 14 ... 75 - 19.
С целью развития мыслительной операции классификации также можно предложить учащимся специальные задания:
1. Разбейте данные числа на две группы, чтобы в каждой оказались похожие числа: 33, 84, 75, 22, И, 44, 53 (в одну группу входят числа, записанные двумя одинаковыми цифрами, в другую — различными).
2. По какому признаку можно разбить данные выражения на две группы: 57 + 40, 23 + 40, 36 + 20, 52 + 7, 44 + 30, 88 + 16, 82 + 12?
Для развития у младших школьников такой мыслительной операции, как обобщение, можно использовать следующие задания:
1. Сравните выражения и поставьте нужные знаки, чтобы записи были верными. Найдите общее в полученных неравенствах и сделайте соответствующие выводы:
16*6 ... 16 + 16 + 16
16 + 16 + 16 ... 20*3.
2. Вставьте пропущенные знаки действий и, где нужно, скобки:
100*8*6 = 52 100*8*6 = 86.
Подобные упражнения следует предла-
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 2
гать детям на разных этапах урока. Их можно использовать в устном счете, при изучении нового материала и при его закреплении.
Таким образом, результаты проведенного эксперимента позволили констатировать недостаточно высокий уровень развития логического мышления у учащихся и подтвердили необходимость решения данной проблемы в начальной школе. Одним из эффективных средств развития логического мышления у младших школьников является использование в учебном процессе комплекса специальных заданий по математике. Поми-
мо своей основной задачи, такие задания способствуют совершенствованию познавательных способностей детей, расширению их математического кругозора, помогают глубже и прочнее овладеть программными знаниями, что создает благоприятные условия для успешного продолжения математического образования в средней школе. Именно поэтому мы считаем, что исследования в данном направлении должны быть продолжены, а педагогам и психологам следует объединить усилия в поиске еще более эффективных способов развития логического мышления школьников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баранов С. П. Развитие логики мышления младших школьников / С. П. Баранов, Н. И. Чиркова // Нач. шк. - 2006, - X? 12. - С. 22-25.
2. Белошистая А. В. Методика работы с текстовыми логическими задачами / А. В. Белоши-стая, Р. А. Литвиненко // Нач. шк. — 2007. — № 8. — С. 42 — 45.
3. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии / отв. ред. Б. В. Шорохова. - М. : Наука, 1966. - С. 236-277.
4. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. — М. : Педагогика, 1972. - 424 с.
5. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах : пособие для учителя / Н. Б. Истомина. — М. : Просвещение, 1985. — 164 с.
6. Курбатов В. И. Как развивать свое логическое мышление / В. И. Курбатов. — Ростов н/Д : Феникс, 1997. - 110 с.
7. Левитес В. В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной системы заданий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Левитес. — Мурманск, 2006. - 17 с.
8. Липина И. А. Развитие логического мышления на уроках математики / И. А. Липина //
Нач. шк. - 1999. - Лг° 8. - С. 53-58.
9. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. — М. : Просвещение, 1977. — 224 с.
10. Матасова И. Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. психол. наук / ИЛ. Матасова. — Самара,
2003. - 205 с.
И. Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения / Н. А. Менчинская // Исследования мышления в советской психологии / отв. ред. Б. В. Шорохова. — М. : Наука, 1966. —
С. 349-387.
12. Пентегова Г. А. Развитие логического мышления на уроках математики / Г. А. Пентего-ва // Нач. шк. - 2000. - № 11. - С. 74-77.
13. Психодиагностические методики // А. Я. Психология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://azps.ru/tests/kit/generaliz_a.html. — Загл. с экрана.
14. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. — М. : Просвещение, 1988. — 175 с.
15. Туркина В. М. Развитие логического мышления младших школьников / В. М. Турки-
на // Нач. шк. - 1988. - № 12. - С. 31-36.
16. Филь В. Я. Обучение и развитие младших школьников / В. Я. Филь. — М. : Педагогика, 1974. - 304 с.
Поступила 21.05.10.
Серия «Психологические науки»