ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА НА КАСПИЙСКОМ МОРЕ
ИСМАГАМБЕТОВА ДАЯНА ДАМЕТОВНА
Магистрант 1 курса ОП «Туризм», ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва Астана, Казахстан Научный руководитель - д.э.н., профессор СЫЗДЫКБАЕВА Б.У.
Аннотация: Круизный туризм представляет собой особый вид путешествий, где основной упор делается не только на перевозку пассажиров между портами, но и на обеспечение их здоровья и содержательного отдыха. В статье рассматриваются вопросы межгосударственного и трансграничного сотрудничества в развитии круизного туризма на Каспийском море. Развитие морского круизного туризма в регионе будет способствовать увеличению туристического потока в страну, стимулируя экономическое развитие прибрежных районов.
Ключевые слова: Каспийское море, круизный туризм, судостроительство, судоходство, круизный маршрут, морской круиз.
Туризм играет важную роль в мировой экономике и продолжает демонстрировать устойчивый рост. В этом контексте стратегическое планирование развития туристической отрасли приобретает все большее значение, включая эффективное использование различных рекреационных ресурсов и потенциала. Исследования показывают, что разнообразие туристических продуктов в странах, реализующих индустриально-инновационное развитие, способствует укреплению их конкурентоспособности и экономическому росту. Например, развитие круизного туризма в государствах с богатым культурным и природным наследием, таких как Казахстан, открывает значительные перспективы для роста этой сферы.
Каспийское море, расположенное на границе Европы и Азии, является уникальным водоемом, окруженным территориями пяти стран: России, Азербайджана, Ирана, Туркмении и Казахстана. Несмотря на свое название, оно больше по размерам и характеру напоминает море, чем озеро, благодаря своей огромной площади и глубокому дну, состоящему из океанической земной коры. В Каспийское море впадает множество рек, таких как Волга, Терек, Урал, Кура и другие, что делает его богатым источником воды [1].
Судоходство в этом регионе хорошо развито: существуют паромные переправы, включая маршруты Баку-Туркменбаши, Баку-Актау, Махачкала-Актау, а также судоходная связь с Азовским морем через реки Волгу, Дон и Волго-Донский канал.
По рельефу дна море подразделяется на три части: южную, среднюю и северную. Северная часть отличается небольшой глубиной, в то время как средняя имеет более значительные глубины. Самая глубокая часть находится в южной части моря, где глубина достигает 788 метров [2]. Этот водоем омывает западную часть Казахстана, придавая региону особое стратегическое и экологическое значение.
В терминологии туризма круиз — это морское путешествие, предназначенное для отдыха и удовольствия. Он включает в себя три ключевых аспекта: лайнер, маршрут и обслуживание на борту. Порт является основным местом назначения для круизов. Здесь происходит разгрузка и загрузка грузов, а также перераспределение пассажиров на другие виды транспорта.
Круизные пассажиры обычно проводят дни в порту, отправляясь на наземные экскурсии, а ночуют и принимают пищу на борту корабля. В транзитных портах пассажиры получают специальные пропуски для выхода на берег. Круизные компании предоставляют широкий спектр услуг на суше, включая экскурсии, размещение в отелях, трансферы и организацию различных событий.
Этот вид отдыха предлагает не только уникальные морские приключения, но и возможность познакомиться с различными культурами и достопримечательностями в портах по всему миру.
С 2001 года рассматривается возможность организации морских круизов "Каспий - море дружбы", охватывающих Иран, Азербайджан, Туркменистан и российскую Астрахань, с базой в международном морском порту Актау. Этот порт уже имеет инфраструктуру для приема пассажирских судов.
На XV Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России в 2018 году был показан интерес к развитию туризма на Каспии. Страны региона активно работают над инфраструктурой развлечений и отдыха на побережье, включая Казахстан. В целях развития круизного туризма на территории Каспийского моря будет проработан вопрос по строительству морского вокзала в порту Актау [3].
В регионе также реализуется "Дорожная карта" по развитию туризма, включая строительство 32 новых баз отдыха и развитие объектов, таких как зона «Кендерли» и пляжного туризма «Ащисор», которые входят в топ-10 и топ-50 туристических мест Казахстана [4]. Кроме того, область обладает высоким потенциалом для этнокультурного и паломнического туризма, особенно сакральные места, такие как некрополи Бекет-ата и Шопан-ата.
Актау также подготовил новые туристические объекты, включая «Скальную тропу», что делает его привлекательным местом для туристов, прибывающих с круизных лайнеров на казахстанском побережье Каспия.
В 2005 году Казахстан предложил идею организации круизных маршрутов по городам Северного Каспия, включая все пять прикаспийских стран. Однако в последние годы Казахстан, Россия и Азербайджан склоняются к идее начать круизы с посещения двух или трех городов (Астрахань, Актау, Баку, Махачкала/Дербент), с последующим включением Туркменистана (Туркменбаши) и Ирана (Бэндер-Энзели, Ноушехр) в маршрут. После упрощения визовых и миграционных процедур Тегеран и Ашхабад могут рассчитывать на привлечение дополнительных туристов через каспийские круизы.
В России идет строительство специализированных круизных судов на своих верфях в Астраханской и Нижегородской областях. Первый за постсоветское время лайнер «Пётр Великий» (рисунок 1) построили в России для круизов по Каспийскому и Черному морям на производственной площадке судостроительного завода «Лотос» Южного центра судостроения и судоремонта по проекту PV300VD для оператора «Мостурфлот» [5]. Пассажирам будут доступны рестораны, спа-салоны, тренажерные залы, бассейн и сауна. Всего в «плавучем отеле» 155 кают на 310 мест. Обслуживать туристов будут 90 сотрудников, в том числе члены экипажа. Лайнер, не имеющий аналогов в России, достроен и уже проходит испытания на воде. К началу лета были-запланированы маршруты круизов. Первоначально предусмотрены круизы по Каспийскому морю с посещением портов Азербайджана, Ирана и Казахстана, а также маршруты из Каспийского моря в Черное с заходом в порты, такие как Стамбул, Батуми и другие.
Рисунок 1 - Лайнер "Петр Великий" перед заводскими испытаниями [Пресс-служба АО "Южный центр судостроения и судоремонта"]
Неоспоримо, в начале 2000-х годов организация морских круизов по Каспийскому морю сталкивалась с серьезными трудностями из-за отсутствия нескольких ключевых соглашений. Не существовала Конвенция о правовом статусе Каспия, не решены были вопросы безопасности мореплавания, а также технические аспекты, такие как взаимное признание лицензий пассажиров и единые правила страхования судов. Этот юридический вакуум требовал времени для преодоления.
Однако соглашения и документы, подписанные на Астраханском саммите в 2014 году и Актауском саммите в 2018 году, открыли дверь для возобновления консультаций между странами. Например, в конце 2017 года Азербайджан и Россия заключили меморандум об организации морских круизов с использованием пассажирского судна "Петр Великий". После Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Петропавловске было подписано соглашение о взаимопонимании и сотрудничестве в области туризма между Астаной и Москвой [6]. Это свидетельствует о необходимости продвижения каспийского круизного туризма.
Акватория Каспийского моря представляет собой весьма привлекательное туристическое пространство по нескольким ключевым аспектам. Во-первых, регион благоприятно расположен для привлечения туристических потоков, обладая уникальным географическим положением. Во-вторых, страны, омываемые Каспийским морем, обладают богатым историческим наследием, что приводит к наличию множества уникальных исторических и культурных достопримечательностей, а также развитию народных промыслов. Этот симбиоз культуры и природы привлекает высокий интерес туристов. В-третьих, страны каспийского бассейна активно участвуют в проектах международных организаций, таких как ЮНВТО, ЮНЕСКО и ООН, по возрождению Великого Шелкового пути.
В декабре 2023 года подписан меморандум между АО «НК «КазМунайГаз» и AD Ports Group о взаимопонимании по созданию судоремонтного и судостроительного предприятия в Казахстане, на побережье Каспийского моря [7].
Круизный туризм в Каспийском бассейне представляет собой перспективный сектор, который способен решать ряд важных задач. Во-первых, он обеспечивает рекреационные потребности населения благодаря своей высокой привлекательности для туристов. Во-вторых, он способствует развитию экономики прибрежных районов, создавая новые рабочие места и обеспечивая дополнительные средства для поддержания и сохранения природных и культурных достопримечательностей.
Хотя круизный туризм в регионе только начинает формироваться, для его успешного развития необходимы согласованные действия между прикаспийскими странами. Это требует эффективной межгосударственной и трансграничной координации.
Казахстан, обладая привлекательной акваторией и самой протяженной береговой линией на Каспии, имеет потенциал стать ключевым игроком в круизном туризме. Важно рационально использовать рекреационные ресурсы региона для стимулирования морских круизов и развития туристической индустрии. Постепенное развитие инфраструктуры и активное продвижение региона как туристического направления будут способствовать увеличению интереса казахстанского берега Каспийского моря среди как внутренних, так и иностранных туристов.
1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 262. Об утверждении Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2023 -2029 годы. URL:
https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000262.
2. Бейсенова А.С. Исторические основы географических исследований Казахстана. -Алматы: Казахстан, 2001. - 280 с.
3. Коновалов В.Н. Путь к шельфу Каспия. - Астрахань: Каспий, 1998. - 118с.
4. Круизный туризм по Каспию будут развивать Казахстан и Россия. URL: https://www.lada.kz/another_news/64958-kruiznyy-turizm-po-kaspiyubudut-razvivat-kazahstan-i-rossiya. html rossiya.html.
5. Свиточ А.А. Большой Каспий: строение и история развития. - М.: Издательство Московского университета, 2014. - 272 с.
6. Скалей Е. Круиз по Каспию: Казахстан и Россия планируют развивать туризм вместе. URL: https://365info.kz/2019/01/kruiz-po-kaspiyu-kazahstan-i-rossiya-pliniruyutrazvivat-turizm-vmeste.
7. Круизный лайнер «Пётр Великий» готовят к ходовым испытаниям в водах Волги и Каспийского моря. URL: https://www.lada.kz/aktau_news/society/114109-kmiznyy-layner-petr-velikiy-gotovyat-k-hodovym-ispytaniyam-v-vodah-volgi-i-kaspiyskogo-morya.html.
8. В Казахстане хотят построить судоремонтное и судостроительное предприятие. URL: https://kapital.kz/economic/121292/v-kazakhstane-khotyat-postroit-sudoremontnoye-i-sudostroitel-noye-predpriyatiye.html.
9. Лайнер "Петр Великий" подготовили к ходовым испытаниям. URL: https://rg.ru/2023/08/22/reg-ufo/lajner-petr-velikij-podgotovili-k-hodovym-ispytaniiam.html.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: