Научная статья на тему 'Возможности программы «Сила разума для детей» в воспитании младших школьников'

Возможности программы «Сила разума для детей» в воспитании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
287
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / САМОВОСПРИЯТИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сикорская Ирина Александровна

В статье рассматриваются педагогические и психологические возможности программы воспитания «Сила разума для детей». Авторы программы убеждены в том, что «воздействие, которое наши мысли, чувства и слова оказывают на подсознание ребенка, нельзя недооценивать. И способность оказывать такое воздействие дает родителям и воспитателям великолепную возможность еще в самом раннем возрасте «впечатать» в мозг ребенка позитивное и долговечное чувство собственного достоинства. В данной работе представлены различные психотехники, позволяющие работать не только с мыслью, но и с чувствами, ощущениями ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности программы «Сила разума для детей» в воспитании младших школьников»

специальных усилий по проникновению такой педагогики в жизнь каждой группы детского сада, каждого класса школы, каждой семьи.

Перед образованием стоит сложная задача: подготовить детей к жизни в условиях поликультурной среды, сформировать умение общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Важно научить их наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях [3, 4].

В частности, в Сальском районе Ростовской области существует проблема межкультурного образования, так как в школе обучаются русские и месхетинские дети. Языковой барьер в младших классах и традиционный уклад во многом усложняют проблему обучения представителей месхетинской диаспоры.

Подобная проблема возникла и в поселке Отрадном Багаевского района. Специфика месхе-тинских общин заставляет местных педагогов искать неординарные решения. В частности, в школе в младших классах создаются отдельные русские и турецкие группы, чтобы облегчить учебу турецким детям, хуже владеющим русским языком. В дальнейшем в среднем звене подростков объединяют в общие классы.

Опыт межкультурного образования накоплен в школе № 15 г. Ростова-на-Дону. Здесь обучаются русские, немцы, армяне, греки, цыгане. Это неспециализированная, а обычная школа, в которую ходят дети из близлежащих районов. Подтверждается факт поликультурности современного общества. Педагоги учебного заведения проводят уроки, в ходе которых педагоги учат уважительно относиться к традициям, обычаям различных народов. Интересны внеклассные мероприятия. В это время школьники знакомятся с песенным и танцевальным творчеством различных народов. Учащиеся проводят народные праздники, в течение которых знакомят представителей иных этносов со своей культурой.

Таким образом, межкультурное образование активно развивается в современной поликультурной школе, решаются проблемы поддержки учащихся, особенно учащихся - мигрантов. Данная проблема требует дальнейших исследований. Эта работа будет эффективной, если будет учитываться специфика миграционной ситуации в конкретных регионах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бондаревская Е.В., Гукаленко О.В. Методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с учащимися-мигрантами в общеобразовательной школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С. 42.

2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С. 95-99.

3. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 3-10.

4. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография. 1982. № 1. С. 80-88.

И.А. Сикорская

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ «СИЛА РАЗУМА ДЛЯ ДЕТЕЙ» В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

До недавнего времени о силе разума как науке было известно очень мало. Разные авторы предлагали свои психотехники для развития творческого мышления, внутренних резервов личности, повышения самооценки и борьбы с комплексами, для укрепления телесного и духовного здоровья, изменения черт характера, жизненного настроя и т.п.

Так, В. Леви обосновал важность релаксации, М. Деннинг и О. Филлипс реанимировали древнейший метод реализации человеческих возможностей - творческую визуализацию, Джинни Г. Скотт, Луиза Хей, В. Жикаренцев и др. говорят о необходимости работы с мыслью, о позитивном мышлении, которое творит чудеса.

Джон Кехо, автор книги «Сила разума в XXI веке» (в русском переводе - «Подсознание может все»), объединил многие психотехники и разработал программу «Сила разума для детей», которая помогает развивать в ребенке самоуважение, мужество, способность и желание менять себя к лучшему, быть успешным, самостоятельным, творческим.

По этой программе обучаются тысячи детей по всему миру, в XXI веке она стала повседневной практикой, признаваемой во всем мире. Это - техника тренировки ума, включающая такие приемы как визуализация, позитивные установки и другие, которые улучшают результаты в любом виде деятельности.

Мысли, как известно, представляют собой могущественные силы, изо дня в день они воздействуют на все стороны нашей жизни. Являясь энергией, при многократном повторении мысли умножаются и становятся сконцентрированной и направленной силой.

По мнению Дж. Кехо и Н. Фишер, «Чем больше мысль повторяется, тем больше силы и энергии она порождает, резонируя внутри нас и притягивая из внешней реальности обстоятельства, отвечающие тем зрительным образам, которые мы создаем в уме. Наш жизненный опыт и наши мысли напрямую связаны между собой» [2, 10-11].

Дж. Кехо и Н. Фишер считают, что не только взрослых, но и детей можно побудить систематически работать над своими мыслями, придавая этой работе вид игры. Действительно, методика силы разума, практикуемая регулярно, способствует развитию позитива в жизни ребенка, помогая ему действовать в ней с большей уверенностью.

Силе разума, по мнению авторов программы, можно научить так же, как и любому другому предмету. Но на уроки должно быть выделено достаточно времени и пространства, только в этом случае можно сделать их интересными и полезными для детей.

В данной программе представлены только четыре основных приема: позитивные утверждения, визуализация, признание успехов и устранение негатива. Используя эти приемы, дети начинают убеждаться в их эффективности, что делает занятия более целенаправленными.

Главными учителями для детей являются родители, поэтому они должны внимательно следить, когда ребенок готов слушать новую информацию по программе и применять ее в действии. Для этого годится любое время.

Например, разговор за завтраком об увиденных снах, дает почву для визуализаций. Обсуждение планов на предстоящий день может привести к позитивным утверждениям. Время перед сном - это время для разговора о пережитом за день, время подведения итогов, а значит и признания успехов ребенка, а также преодоления его страхов и тревог (устранения негатива). Главное для занятий, чтобы ребенок был расположен к ним, а значит, наиболее восприимчив и внимателен.

Эффект от занятий наступает через несколько дней, а иногда и недель практики. Но если занятия доставляют ребенку радость, то обычно он готов учиться долго. Следовательно, сила разума - это практика, а не мгновенное изменение поведения, на которое иногда рассчитывают родители и учителя. В развитии этого навыка, по мнению авторов, важнейшим условием является повторение. То есть к технике силы разума ребенка надо приучать, вырабатывая привычку пользоваться ею.

Сначала позитивные утверждения произносятся вместе с ребенком и при напоминании родителей, потом он будет вспоминать о них сам, особенно, когда они начнут приносить первые плоды. Важно заметить этот момент и похвалить, подбодрить ребенка. Например: «Ты сегодня быстро справился с уроками, твои утверждения явно срабатывают!». Когда ребенок осознает силу своего мышления, новый его образ станет второй натурой.

Если поступки являются кинестетическим проявлением мыслей и чувств, то слова - их вербальным выражением, поэтому их нужно подбирать тщательно, помогая ребенку в этом непростом деле. Слова в свою очередь породят зрительный образ, который подтолкнет к действиям. Здесь важно запомнить одно важное правило: мысленный образ создается последними услышанными ребенком словами, и именно этот образ подтолкнет его к действию.

Образы важнее самих слов, но слова должны быть точными, чтобы возникли адекватные образы. Например: ребенок получил поручение что-то передать братьям и побежал выполнять его

вдоль плавательного бассейна. Мама, испугавшись, что он упадет в воду, крикнула: «Не беги!». Ребенок остановился, а потом снова побежал. Мама повторила: «Я сказала, не беги!». Он снова остановился, поразмышлял над ее словами и побежал еще быстрее. Почему? Да потому, что отрицание с глаголом оставляет в мозге ребенка образ, рождаемый словом «беги», а нужно было использовать слово «иди» и начать фразу с имени ребенка, что всегда притягивает внимание: «Олег, пожалуйста, иди шагом!».

Следовательно, взрослым необходимо вырабатывать в себе правильные речевые навыки, научиться иначе формулировать свои указания, не запрещая чего-то, а раскрывая позитивные возможности правильного поступка.

Техника силы разума дает возможность приучить ребенка верить в то, что для него возможно все. Некоторые родители боятся этого, боятся вселить в детей «несбыточные» надежды. Но что такое «несбыточные» надежды, где эта грань? Можно ли наверняка знать, достижима цель или нет?

Ведь прав был Перл Бак, утверждавший, что молодые не умеют быть слишком осторожными, и поэтому они стремятся к невозможному - и достигают его, поколение за поколением. Действительно, дети осмеливаются мечтать о вещах более значимых, чем взрослые могут себе представить. Родителям следует помочь им достичь задуманного. Но если даже дети не смогут этого сделать, то по пути к высокой цели все равно достигнут многого.

Если на собственном примере родители покажут, что путь к желаемому всегда есть, нужно только поработать для этого, то дети не опустят руки при первой же неудаче, а будут искать этот путь и найдут его, если поверят, что мечты сбываются. В этом помогают позитивные утверждения - короткие простые фразы, которые могут повторяться про себя или вслух и направлять наши мысли к определенной цели.

Мы совершенно согласны с Д. Кехо и Н. Фишер, что «наш мозг, подобно компьютеру, обрабатывает всю информацию, которую мы вносим в него. Наши убеждения и ожидания накапливаются и закрепляются за счет мыслей и установок, которые мы внушаем себе» [2, 40].

Начиная освоение программы «Сила разума для детей», родители должны демонстрировать ее возможности на своем примере, объясняя детям, как она работает. Постепенно следует переходить на работу с проблемами ребенка.

Например, ребенок боится предстоящего экзамена. Можно научить его многократно повторять фразу «Я сдам хорошо», что настраивает мозг на успех, помогая переключиться с тревоги на уверенность. Это позитивное утверждение действует и на поступки: ребенок решает позаниматься лишний час перед сном. Более того, он начинает думать, что может сдать хорошо и начинает ожидать лучшего. Мозг как магнитофон, записывает любую нашу мысль, поэтому, делая позитивные утверждения, мы регистрируем позитивные ожидания, которые помогают нам выйти из затруднительных ситуаций.

Авторы программы подчеркивают, что дополнительной пользой от позитивных утверждений является то, «что само повторение этих воодушевляющих слов вызывает радостное настроение. Дети начинают лучше себя чувствовать, произнося эти слова» [2, 45]. У них исчезают страхи и комплексы, появляется уверенность в себе, повышается самооценка, укрепляется человеческое достоинство, самоуважение, то есть развивается весь комплекс качеств, помогающих личности состояться.

Но позитивные установки, используемые ребенком, часто зависят от установок, которые применяют родители по отношению к детям. Они должны быть основаны на уверенности в силах ребенка, на положительном оценивании, на похвале. То есть позитивные установки могут и должны сначала исходить от самих родителей, внушающих своим детям, что они все могут преодолеть.

Пример: девочка плохо читает. Мама решила помочь ей обрести уверенность в себе, которую дочь потеряла из-за ее неприятных комментариев по ходу чтения, постоянных исправлений произношения, подсказывания слов, побуждений читать быстрее и чаще практиковаться. Применяя методику силы разума, теперь мама терпеливо выслушивала дочь и все время подбадривала позитивным утверждением: «Мне нравится слушать тебя. Ты действительно хорошо читаешь». Это была авансированная похвала, так как девочка все еще допускала много ошибок, и маме очень хотелось их сразу исправить. Девочка была очень довольна изменением отношения мамы к себе

и чувствовала себя гораздо увереннее. Она пришла из школы, напевая: «Я действительно хорошо читаю!». Через пару дней повысилось не только качество, но и скорость чтения, а также улучшились взаимоотношения с мамой.

Следовательно, позитивное утверждение, которое используют родители, может стать утверждением самого ребенка, если он заметит первые успехи и обретет уверенность в себе. Как мы видим, утверждения принесут еще больше пользы, если их не только повторять, но и напевать, написать на листе или плакате и повесить над столом.

То есть, как считают авторы, существует масса способов внедрить позитивные утверждения в повседневную жизнь ребенка. Можно зарифмовать утверждение, можно написать его на майке, можно вспомнить, как работает реклама, и действовать примерно так же.

Главное, чтобы ребенок, столкнувшись с каким-либо неприятным для себя мнением, попав в неприятную ситуацию, сам разобрался в своем отношении к себе. Этому часто способствуют ранее освоенные позитивные утверждения, помогающие избавиться от негатива.

Пример: соседские мальчишки постоянно обзывали девочку «плохой», «дурой». Она была расстроена, посоветовалась с мамой. Перебирая разные варианты действий, она подняла голову и вдруг увидела на стене листок с утверждением «Таня хорошая». Она повернулась к маме и сказала: «Но мы-то с тобой знаем, что я хорошая!». С этого момента о проблеме больше не вспоминалось.

Вот примеры некоторых утверждений, которые могут быть использованы, как для взрослых, так и для детей: «У меня много друзей», «Я умею слушать», «Я полон хороших идей», «Я умный», «Я могу сделать все, к чему приложу мозги и руки», «Я уверен в себе, я справлюсь», «Мне везет», «Каждая проблема имеет решение», «Я всегда делаю правильный выбор», «Со мной всегда случается только хорошее», «Я здоров и силен», «Каждый день во всех отношениях я становлюсь все лучше и лучше».

Утверждение, которое вы хотите заставить работать, должно повторяться вами не только ребенку, но и другим взрослым в присутствии ребенка или по телефону, когда вы знаете, что он подслушивает. Это поможет нужному образу закрепиться в мозгу ребенка и начать работать. Важно, чтобы он был согласен с утверждением, которое вы ему предлагаете, или чтобы он выбрал его сам.

Если использовать позитивные утверждения в различных жизненных ситуациях, это войдет в привычку и станет второй натурой ребенка. Но, к сожалению, родители не всегда их используют, чаще прибегая к ярлыкам типа: «Ты всегда такой грубый» (или ленивый, вредный). Важно помнить, что негативные суждения, повторяющиеся неоднократно, «закрепляются в мозгу ребенка и становятся самореализующимися пророчествами, то есть вы, фактически, поощряете нежелательное поведение» [2, 52].

Этими вредными утверждениями грешат как родители, так и учителя. Они предпочитают наказать ребенка впрок или сделать ему лишнее замечание, чем поощрить, отметить хоть маленький, но успех, боясь перехвалить и тем самым испортить ребенка. Эта негативная практика рождает людей неуверенных в себе, слабых, зависимых, с заниженной самооценкой, зачастую имеющих большие способности, но не умеющих, а вернее, не смеющих реализовать их, боящихся заявить о себе.

Как уже говорилось ранее, позитивные утверждения хорошо работают вместе с визуализацией, потому что на их основе легче создать зрительные образы желательных для человека ситуаций. Упражняясь в визуализации, следует представлять, что мы уже имеем то, что хотели бы иметь, или занимаемся тем, чем хотели бы заниматься. Визуализируя желаемое в будущем, мы рискуем не добиться его.

Визуализация особенно хороша для детей, так как она использует их активное воображение, нужно лишь направить его в нужное, позитивное русло. Например, перед экзаменом можно мысленно представить его успешную сдачу, воссоздавая образ спокойно и уверенно пишущего ученика (себя), дающего правильные ответы на все поставленные вопросы.

Чтобы доказать ребенку, что воображение способно творить чудеса, можно поиграть с ним в следующую игру: отметить черту на земле и предложить ребенку стать носками к этой черте. Потом попросить его прыгнуть как можно дальше, и отметить точку приземления по пяткам. Затем предложить ему с открытыми или закрытыми глазами представить, что он прыгает еще раз, но

дальше, чем в первый. Нужно, чтобы он вообразил, что приземляется за первой точкой приземления и делает вторую отметку. После этого он прыгает второй раз, и этот прыжок будет наверняка длиннее первого. Сила визуализации доказана!

Подобное улучшение с помощью визуализации может произойти и в других сферах жизни. Ребенок убедится в этом, все чаще используя визуализацию. Успех породит чувство уверенности в себе, ощущение, что он становится хозяином своей судьбы.

Чтобы научить ребенка визуализации, перед сном можно помочь ему рисовать в уме разные картины, рассказывая какую-нибудь историю, главным участником которой является он сам. Каждый вечер можно выбирать разные сюжеты и ситуации. «Рисуя», следует привлекать как можно больше органов чувств, описывая цвета, звуки, запахи и т.п. Этим можно заниматься в любое время: в очереди к врачу, путешествуя куда-либо на машине, перед сном и т.п.

Визуализируя, следует, во-первых, представлять, что все происходит прямо сейчас, так как именно это приводит в движение механизм осуществления воображаемого. Во-вторых, в зрительные образы следует вкладывать больше деталей и чувств. Визуализация - упражнение возбуждающее и повышающее настроение, поэтому, если в ее процессе ребенок чувствует себя хорошо, значит, он все делает правильно. И, в третьих: чем чаще избранный образ будет повторяться в мыслях, тем сильнее он запечатлеется и станет проектом будущего события. В четвертых, визуализируя, следует сосредоточиться на конечном результате, то есть визуализировать цель как уже достигнутую.

Визуализировать можно как с закрытыми, так и с открытыми глазами, а некоторые дети даже не «видят», а «чувствуют» образы, что не делает их менее действенными. С каждым повторением образы становятся все четче и действеннее. «Повторение фокусирует разум ребенка на желательном исходе. Оно также способствует укреплению уверенности в себе, помогая детям осознанно выбирать шаги, направленные на достижение поставленной цели» [2, 72].

Обучить детей психотехникам, приведенным выше, можно только в том случае, если взрослые научатся признавать достоинства своих детей. Действительно, если мы хотим, чтобы дети становились лучше, их хорошее поведение следует замечать и поощрять. Нужно не жалеть времени на признание многочисленных успехов детей, но похвала всегда должна быть искренней и правдивой.

Признание успехов - это техника, помогающая ребенку осознать себя достойным и особенным. Нужно обращать его внимание на те стороны жизни, где он уже достиг определенных успехов, так как напоминания о них вселяют в ребенка уверенность и укрепляют его самолюбие. Это порождает энергию успеха и вдохновляет на новые свершения.

Действительно, если ребенка любят, признают его успехи, и не боятся говорить ему об этом, то у него укрепляются внутренняя уверенность, сила, мужество, помогающие двигаться вперед, навстречу самым разным, непредсказуемым ситуациям. При этом «его творческие способности, ум, эмоциональность бурно развиваются. Он ощущает себя особенным, достойным и осмеливается пробовать свои силы во все более трудных испытаниях, которые в свою очередь еще больше способствуют его росту» [2, 75-76].

Важно рассказать ребенку, какой он особенный и как сильно его любят. Он впитает эту информацию и сохранит ее для будущего использования на подсознательном уровне. Мы совершенно согласны с авторами программы в том, что «воздействие, которое наши мысли, чувства и слова оказывают на подсознание ребенка, нельзя недооценивать. И способность оказывать такое воздействие дает родителям и воспитателям великолепную возможность еще в самом раннем возрасте «впечатать» в мозг ребенка позитивное и долговечное чувство собственного достоинства. Это чувство мы должны подпитывать и подкреплять на всех стадиях жизни ребенка, помогая развитию в нем такого самовосприятия, которое позволит преодолеть любые преграды на жизненном пути, с достоинством пережить любую критику и любые неприятности» [2, 76].

Самовосприятие ребенка - это его представление о самом себе. Его фундамент закладывается в самом раннем детстве и очень зависит от окружающих, прежде всего, от значимых взрослых. Действуя в социуме, ребенок, так или иначе, реагирует на окружающий мир, интерпретирует его, при этом в нем рождаются убеждения и предположения о самом себе. Хорошо, если эти убе-

ждения имеют положительный характер, а представления о себе укрепляют достоинство личности и уверенность в своих силах.

Если ребенок начинает сомневаться в себе, можно предложить ему составить список своих достоинств, конечно, помогая ему на первых порах. Его можно красочно оформить и повесить на стену, что будет служить прекрасной визуальной памяткой, как для него самого, так и для всех остальных членов семейства. В этот список можно включать даже самые мелкие повседневные успехи или качества, которые иногда воспринимаются как что-то само собой разумеющееся. Например, сочувствие, старание или радость быть полезным другим людям.

Такое же позитивное влияние как список достоинств, может оказать и «Зал славы» - процесс воспоминания и признания прошлых заслуг ребенка. Взрослые раскрывают семейный альбом и начинают рассказывать друг другу разные истории из жизни ребенка. И ему, и окружающим это доставляет необыкновенное удовольствие.

Но важно научить ребенка хвалить и ценить не только себя, но и других людей, поэтому список достоинств и «Зал славы» можно подготовить вместе с ребенком для другого члена семьи, например, для папы, бабушки или мамы.

Важно помнить, что даже самый трудный ребенок обладает качествами, достойными похвалы. Следует найти их и признать. Нужно обращать внимание ребенка на его хорошее поведение каждый раз, когда оно имеет место. Но хвалить надо за проявленное терпение, усилие со стороны ребенка и лишь за те качества, которыми он обладает безо всякого сомнения, авансов здесь не должно быть. Чем чаще дети будут слышать признание своих достоинств, тем больше им захочется усилить в себе эти качества.

Признание дает возможность ребенку быть довольным своей судьбой здесь и сейчас, поэтому следует регулярно напоминать ему о его прошлых и нынешних достижениях. Маленькие дети очень часто сомневаются в себе, так как и в школе, и дома, и от друзей слышат колкости. Необходимо целенаправленно поддерживать их самооценку и уверенность в себе, их положительные качества, тогда они смогут преодолеть все препятствия.

Позитивное мышление, визуализация и другие психотехники, описанные выше, дают возможность работать не только с мыслью, но и с чувствами, ощущениями ребенка. Это очень важно особенно в раннем детстве, когда психика ребенка неустойчива, когда легко сломать неосторожным словом его волю, его неокрепшее и неосознанное еще человеческое достоинство.

Есть дети с негативными установками, которые по тем или иным причинам живут в постоянной тревоге, беспокойстве, страхе. Их жизнь постепенно превращается в ад. Со временем они либо перерастают эту детскую болезнь, либо она закрепляется, развивается и становится их психической болезнью на всю жизнь.

Для того чтобы этого не происходило, следует с самого раннего детства помочь ребенку избавиться от накапливающегося негатива. Для этого нужно знать корни, истоки тревоги. Иногда тревога возникает, когда человек начинает представлять себя в не очень благоприятной обстановке в будущем. То есть, когда, забегая вперед, он рисует себе картины отрицательного исхода той или иной ситуации. Такое фантазирование может завести человека очень далеко. Он может потерять покой, сон, душевное равновесие, и ситуация действительно выйдет из-под контроля.

Иногда негативные установки являются следствием прошлых неприятностей и неудач. Если человек не может избавиться от мыслей об этом негативном опыте, то это в конечном итоге может опустошить все его энергетические запасы.

В этой связи очень интересна мысль, высказанная авторами программы о том, что «тревоги слишком часто становятся самореализующимися пророчествами: они притягивают в нашу жизнь именно то, чего мы больше всего боимся. Такова жестокая реальность негативного мышления. Те образы, негативные или позитивные, которые большую часть времени заполняют наше воображение, имеют тенденцию осуществляться» [2, 94-95].

Именно поэтому очень важно научиться как взрослым, так и детям искоренять негативные мысли. Дети должны уметь отличать негативные мысли от позитивных и, благодаря объяснениям старших, прийти к убеждению, что позитивное мышление всегда лучше, что разум - их лучший друг, если уметь им правильно пользоваться.

Но мысли и эмоции всегда идут бок о бок, поэтому нужно обучить детей разбираться в своих эмоциях и справляться с ними. Быть эмоциональным тренером для ребенка, значит, помогать ему распознавать обуревающие его эмоции, объяснять причины их возникновения, показать различие между эмоциями, мыслями и поступками и, что самое главное, помочь ему понять, что он сам должен и может выбирать, какими мыслями, чувствами встречать те или иные жизненные обстоятельства и затруднения, а также успехи и достижения.

Помогая детям разобраться в их чувствах и понять последствия их мыслей, взрослые способствуют их эмоциональному росту. Дети быстро осваивают, что позитивные мысли делают нас счастливыми и довольными собой, а негативные возбуждают чувство неуверенности, печали, неудовлетворенности. Разобраться в этом помогают нам ощущения.

Для избавления от негативных мыслей детей можно обучить таким методикам, как «переключение», конструктивная деятельность, изменение сценария, «пушечное ядро», метод «противоположной мысли», предложенных Д. Кехо и Н. Фишер в программе «Сила разума для детей».

Позитивные утверждения тоже эффективно изменяют негативные или тревожные мысли. Авторы отмечают, что тревога - это не просто неприятные ощущения, она негативно сказывается и на успехах ребенка.

Многими научными исследованиями доказано, что чем более склонен ребенок к тревогам, тем хуже он успевает в школе, здесь существует прямая зависимость. Это объясняется тем, что «процесс беспокойства отвлекает на себя умственные ресурсы, которые можно было бы использовать для обработки информации. Вы не можете одновременно тревожиться и отыскивать в памяти правильные ответы» [2, 106]. Поэтому важно научить ребенка думать о том, чего ему хочется, а не о том, чего он боится, ведь если негативная мысль будет повторяться снова и снова, она наберет силу, станет устойчивой и подтолкнет к осуществлению негативного сценария.

А позитивная мысль, многократно повторенная, имеет способность разрушать негативные мысли. То же самое можно сказать и о визуализации. Пример: маленький шестилетний мальчик боялся предстоящих в школе пожарных учений. Дело дошло до того, что он начал просыпаться по ночам в холодном поту. Мама предложила ему создать зрительный образ себя и своих друзей, спокойно встающих из-за парт и идущих по коридору к запасному выходу во время учений. Мальчик проводил эту визуализацию по несколько раз в день и, особенно, перед сном. Во время учений его поразило то, что все прошло в точности так, как в его «фильме». Он рассказывал потом: «Я столько раз уже это видел в мыслях, что даже не боялся».

Еще одной универсальной визуализацией, предложенной авторами, является создание собственного «энергетического щита», который надежно защищает от злых, обидных слов, криков, прозвищ и делает ребенка уверенным в себе и не уязвимым.

Но все приведенные выше приемы могут помочь излечиться не только от эмоциональных, но и от соматических проблем. Чтобы ребенок был здоров, нужно, прежде всего, побуждать его думать о себе как о здоровом. Если все время тревожиться по поводу его здоровья и говорить: «Только бы ты не заболел», ребенок быстрее заболеет, так как страх, тревога ведут именно к этому. Повторяя «не заболей», мы бессознательно внушаем ему обратное, так как, несмотря на частицу «не», мысли ребенка начинают концентрироваться вокруг болезни.

Нужно помочь ребенку поверить в силы самоисцеления организма, чему способствуют утверждения типа: «Я сильный, выносливый, я действительно здоров». И родители, и ребенок должны повторять это как можно чаще, а еще лучше написать эти слова на плакате, чтобы они были видны отовсюду, закрепляясь в сознании.

Желание бороться и не заболеть должно, так или иначе, поощряться. Пример: маленькая Валерия пришла из школы, шмыгая носом, и сказала, что, кажется, заболевает. Мама уверенно ответила, что ее организм очень крепок и сам справится с простудой. Более того, она пообещала дочке пойти завтра в кино, чтобы отметить ее выздоровление. Ходить в кино в будний день было необычным для этой семьи, но мама хотела пробудить в Валерии желание быть здоровой. Они вместе несколько раз повторили: «Я действительно здорова». А вечером, мечтая о походе в кино, Валерия сама повторяла эти слова с огромным энтузиазмом. Она не заболела. Сила внутренней

установки, сила слов повысили сопротивляемость болезни и убедили девочку в силе позитивных утверждений.

Родителям следует помнить, что дети обладают исключительной проницательностью: они интуитивно улавливают наши даже не высказанные вслух ожидания и легко подстраиваются под них. Поэтому ничто не притягивает к ребенку болезнь так, как опасения родителей по этому поводу. Установка на здоровье должна строиться только из здоровых мыслей.

По мнению авторов программы, дети с установкой на здоровье реже других болеют гриппом, простудой и другими болезнями, так как утверждения, визуализация, а также молитвы, являющиеся еще одной формой положительной энергии, положительно воздействуют на организм. Следовательно, ежедневная доза здоровых мыслей и ожиданий - действенное средство профилактики здоровья.

Система ожиданий и установки, о которых мы говорили по отношению к здоровью, хорошо работают и в других областях. Так, если мы хотим добиться улучшения поведения ребенка, мы должны не уличать его в очередном проступке и не усердствовать в замечаниях и наказаниях, а давать положительные установки для смены стереотипа поведения, используя позитивные утверждения.

Позитивные утверждения должны основываться на тех, возможно немногочисленных, положительных поступках ребенка, которые не только заметил, но и поощрил воспитатель, строя на них свою систему ожиданий. Действительно, если ребенок чувствует, что от него ждут только плохого, то он и будет оправдывать эти ожидания, тем более что они многократно усиливаются, если их носителями является не только учитель, но и весь класс, чутко уловивший его настрой.

Социальными ожиданиями занимались многие психологи и педагоги: М.Л. Гомелаури, Я.Л. Коломинский, Т.Е Конникова, Ф.И Иващенко и другие. Они считают, что ожидания коллектива составляют основной воспитательный потенциал. Их исследования доказывают, что социальные ожидания группы выступают как мотивы поведения, что школьники согласовывают свои потребности с этими ожиданиями, а их несовпадение переживают как конфликтную ситуацию. Социальные ожидания возникают не сами по себе, они развиваются по мере становления коллектива, на что существенное влияние оказывает педагог.

Ожидания группы служат важным условием развития личности, поэтому воспитатель должен знать их содержание и использовать в своей воспитательной работе. Много примеров таких ожиданий приведено в книге С.Л. Рябцевой «Дети восьмидесятых». Она показывает, как сложившиеся в коллективе нормы и правила влияют на личность не через непосредственное предъявление требований к их соблюдению, а через ожидания.

Как мы видим из программы Д. Кехо и Н. Фишер, система ожиданий хорошо работает и в том случае, если исходит от значимых для ребенка людей: родителей, друзей, старших товарищей, учителей.

Они доказали, что система ожиданий тесно связана с методами внушения, убеждения, психологического тренинга, психотерапии, которые работают в воспитании гораздо лучше, чем наказания, замечания, ярлыки и прочие методы авторитарного воздействия. Разработкой методов психотерапии в отечественной педагогики и психологии занимались такие ученые, как Н.П. Аникеева, Н.В. Жутикова, Л.А. Петровская, Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов и др. Обращение к психиатрии не случайно, так как и она, и воспитание строятся по законам общения. Так, например, личностно ориентированная психотерапия, разработанная К. Роджерсом, основывается на таких характеристиках общения, как открытость, рефлексивность, доверие друг к другу, эмпатия, безоценочность и конструктивность.

Как в психиатрии, так и в педагогике, а также в представленной нами программе используются психологические средства воздействия на эмоциональную сферу и соматические процессы в организме такие, как аутогенная тренировка, прием визуализации здоровья в программе «Сила разума», библиотерапия, арт-терапия и другие.

По мнению Ф.И. Иващенко, все перечисленные выше методы эффективны в развитие системы саморегуляции личности (способности управлять собственными психическими состояниями

и поведением), отсутствие которой является одной из причин отклонения в поведении детей. Действительно, если ребенок во всем зависит от взрослых, ему остается только слушаться, так как он не умеет и боится принимать собственные решения и нести за них ответственность. Но природа ребенка берет верх: он всегда стремится к независимости. Добившись ее, он не всегда знает, что с ней делать, так как в нем не развита самостоятельность, не развит механизм саморегуляции.

Для решения этого противоречия необходимо побуждать ребенка самостоятельно искать ответы и решения в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Для этого Д. Кехо и Н. Фишер предлагают использовать игру «К счастью - к сожалению», в которой по очереди предлагаются различные выдуманные проблемы и ищутся способы их решения.

Дети должны осознавать, что каждая проблема содержит в себе решение и благоприятную возможность. Более того, решений существует множество, если подходить к вопросу творчески. Важно внушить ребенку, что очень интересно искать решения там, где, казалось бы, их просто не может быть.

Все это готовит ребенка к преодолению трудностей, развивает умение подходить к любым жизненным испытаниям с уверенностью и смелостью. В этом помогут и позитивные утверждения типа: «Я всегда принимаю правильные решения», «Существует великое множество решений», «Я всегда нахожу решение». Повторение этих утверждений помогает радикально изменить психологические установки ребенка. Эффективность установок впервые была обоснована Д.Н. Узнадзе, авторы рассматриваемой программы, успешно, с нашей точки зрения, использовали этот метод.

Чтобы дети не боялись принимать решения, следует позволить им идти на риск, ошибаться, самостоятельно исправлять ошибку и идти дальше. Учитель или родители не должны при этом выражать неудовольствие, несогласие с принятым решением, тем самым, приучая ребенка нести собственную ответственность за принятое решение.

Важно помнить, что именно в процессе решения проблем раскрываются творческие способности человека, поэтому превращение любой проблемы в благоприятную возможность должно стать привычкой любого ребенка. «Уверенность наших детей опирается на понимание того, что они способны подняться над любыми трудностями. И мы, родители, должны помочь нашим детям поверить в это. Прививая и укрепляя эту веру, мы помогаем нашим детям стать выдающимися «решателями проблем» [2, 125].

Эта уверенность подкрепляется повседневной практикой детей, за которую следует их хвалить, поощряя за усердие. Чем чаще родители будут признавать умение ребенка решать проблемы, тем старательнее он будет развивать этот навык.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так же необходимо просветить ребенка, что иногда решение приходит во сне, так как подсознание работает двадцать четыре часа в сутки и имеет доступ к информации, неведомой сознанию. Ложась спать, ребенок может настроиться на это, повторяя: «Мой разум отыщет ответ сегодня, пока я буду спать». Еще один прием - на время отключиться от проблемы, и ее решение всплывет само собой, если до этого вы осмысливали ее очень долго.

Завершая анализ возможностей программы «Сила разума» в воспитании, хочется еще раз подчеркнуть, что детям, обученным этой технике, она дает большие преимущества: они счастливее и успешнее других детей, уверенны в себе, лучше учатся в школе, легче заводят друзей. Они быстрее поднимаются на ноги после неудач и опять устремляются вперед. Они любят жизнь, имеют здоровую самооценку, позитивную жизненную установку, сочувствие к другим, творческий подход к решению проблем, умение отталкиваться от неприятностей. Они реже болеют, умеют брать на себя ответственность, обладают основами саморегуляции, что является ключом к их жизненному счастью и успеху.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учеб. пособие. Мн.: Ушверспэцкае, 1999.

2. Кехо Д., Фишер Н. Сила разума для детей / Д. Кехо, Н. Фишер: Пер. с англ. П.А. Самсонов. Мн.: Попури, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.