Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ МЕДИА В МЕССЕДЖЕРАХ (НА ПРИМЕРЕ TELEGRAM-КАНАЛОВ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ "MEDUZA")'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ МЕДИА В МЕССЕДЖЕРАХ (НА ПРИМЕРЕ TELEGRAM-КАНАЛОВ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ "MEDUZA") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
19
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / ПРОДВИЖЕНИЕ / МЕССЕНДЖЕР / TELEGRAM / TELEGRAM-КАНАЛ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яблоновская Наталья Всеволодовна, Езык Алексей Васильевич

В статье на примере Telegram-каналов популярного в России интернет-издания «Meduza» изучаются возможности продвижения медиаконтента через мессенджеры, а именно возможность оперативного распространения новостей о новейшем и социально значимом материале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR MEDIA PROMOTION IN MESSENGERS (USING THE EXAMPLE OF TELEGRAM CHANNELS OF THE ONLINE PUBLICATION "MEDUZA")

The article, using Telegram channels as an example of the popular online publication «Meduza» in Russia, explores the possibilities of promoting media content through instant messengers, namely, the possibility of prompt distribution of news about the latest and socially significant material.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ МЕДИА В МЕССЕДЖЕРАХ (НА ПРИМЕРЕ TELEGRAM-КАНАЛОВ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ "MEDUZA")»

Список литературы:

1. Брендинг в книгоиздании. Концепт, инвестиции, востребованность рынком // Книжная индустрия. - 2012. - № 4. - С. 10-18.

2. Вишняков О. Знак качества и 30 «уголков Disney» // Книжная индустрия. - 2012. -№ 4. - С. 12-13.

3. Кривоносов А.Д. Ad story как ментальный инструмент брендинга / А.Д. Кривоносов // Брендинг как коммуникативная технология XXI века. - СПб.: СПбГЭУ, 2017. - 221 с.

4. Кузнецов Б. Разложим по полочкам // Книжная индустрия. - 2012. - № 4. -С. 13-15.

5. Моргачева И.Н. Внедрение технологии брендинга в книгоиздании // Вестник современных исследований. - 2019. - № 3.15 (30). - С. 52-54.

6. Пряхин Н.Г. Нравственные принципы ненасилия и бренд / Пряхин Н.Г. // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук. - СПб.: СПбУТУиЭ, 2015. - 272 с.

УДК 070

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ МЕДИА В МЕССЕДЖЕРАХ (НА ПРИМЕРЕ TELEGRAM-КАНАЛОВ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ «MEDUZA»)

Яблоновская Наталья Всеволодовна,

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Езык Алексей Васильевич, обучающийся

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В статье на примере Telegram-каналов популярного в России интернет-издания «Meduza» изучаются возможности продвижения медиаконтента через мессенджеры, а именно возможность оперативного распространения новостей о новейшем и социально значимом материале.

Ключевые слова: медиа, продвижение, мессенджер, Telegram, Telegram-канал.

Annotation. The article, using Telegram channels as an example of the popular online publication «Meduza» in Russia, explores the possibilities of promoting media content through instant messengers, namely, the possibility of prompt distribution of news about the latest and socially significant material.

Keywords: media, promotion, messenger, Telegram, Telegram channel.

Постановка проблемы. Развитие интернет-журналистики тесно связано с усовершенствованием новых медиа, открывающих широкие возможности для передачи информации, увеличивающих оперативность и доступность этой передачи и предоставляющих возможность создания и распространения контента самим пользователям.

Традиционные СМИ продолжают занимать привычную нишу в медиапространстве, но формат новых медиа более релевантен современному, мобильному, быстро изменяющемуся обществу. Поэтому в настоящее время новые медиа вошли в арсенал средств, используемых традиционными медиа.

Специфика новых медиа была изучена в работах М. Кастельса [8; 9], К. Мёллера и М. Стоуна [12], О. Стинса и Д. Ван Фухта [15], С. Вассермана [27], Д. Бойда [23], Л.П. Шестёркиной и И.Д. Борченко [17] и др. исследователей.

Ряд работ Н. Ермоловой [3], Р. Клевцова [10], В. Пули [14] и др. был отдельно посвящен теме продвижения СМИ в социальных сетях. В частности, В. Пуля справедливо называет ошибкой сведение аудитории интернет-СМИ только к посетителям его сайта: «Аудитория современных медиа неоднородна и распределена по разным платформам» [14].

Эти сегменты аудитории на каждой платформе будут отличаться по социально-демографическим параметрам и потребляемому контенту. Особенность современного мультиплатформенного подхода состоит в том, чтобы анализировать эти особенности на каждой платформе с помощью интегрированных в нее инструментов и учитывать их при выстраивании стратегии создания и распространения контента.

Объект нашего исследования - каналы в Telegram интернет-издания «Meduza».

Предмет исследования - технологии продвижения новостей «Meduza» через каналы Telegram.

Хронологическими рамками исследования является период с мая 2018 г. по май 2020 г.

Цель исследования - определить возможности продвижения медиаконтента через мессенджеры, а именно возможности оперативного распространения новостей о новейших и социально значимых событиях в мессенджере Telegram.

Telegram - бесплатный мессенджер для компьютеров и смартфонов, позволяющий обмениваться текстовыми сообщениями, фотографиями, музыкой, видеофайлами, документами и любыми другими файлами. В мессенджере можно вести переписку как с одним человеком, так и с группами.

Кроме этого есть возможность создания Telegram-каналов, к которым может присоединиться любой пользователь. Это могут быть каналы сайтов, блоги известных личностей, тематические и развлекательные каналы и т.д.

Мессенджер также дает возможность ведения секретных чатов, построенных на end-2-end-шифровании, что позволяет сообщениям не храниться на серверах, а отражаться только на устройствах пользователей.

Telegram является одной из популярных площадок продвижения медиаконтента. Его главным преимуществом является возможность отправки уведомлений непосредственно на экран смартфона (пуш-уведомления от каналов), что максимально увеличивает оперативность и адресность каждого медиасообщения.

Изложение основного материала. Медиаэксперт А. Литвинов [4], создатель медиапроекта для журналистов, блогеров и редакторов «Планерка» и одноименного Telegram-канала, выделяет следующие преимущества мессенджера Telegram по сравнению с соцсетями:

- отсутствие алгоритмической ленты, хронологический показ постов;

- нейтральное отношение к ссылкам на сторонние сайты;

- нейтральное отношение к видео со сторонних платформ;

- восприимчивость к стороннему форматированию текста и возможность форматирования внутри платформы;

- отсутствие показателей лайков, репостов и комментариев (и, соответственно, отсутствие погони за их количеством).

По мнению А. Литвинова, польза для конкретного СМИ при продвижении своего контента через эту платформу заключается в том, что в Telegram [4]:

- посты видит большее число подписчиков (все, кто заходит в конкретный Telegram-канал);

- не пессимизируются ссылки на сайт издания;

- возникает предсказуемость в просмотрах и более высокая конверсия.

К минусам мессенджера Telegram следует отнести его неопределенный правовой статус в Российской Федерации: в 2018 г. Telegram подвергся блокировкам Роскомнадзора [6], тем не менее, согласно разъяснениям Минкомсвязи и Роскомнадзора, «решение о блокировке мессенджера в России не означает запрет на его использование»

[13], и он не только до сих пор продолжает функционировать, но и служит коммуникативной площадкой для официальных органов РФ.

Изучить полную статистику использования (возраст, пол, интересы и географические данные аудитории) мессенджера Telegram невозможно. Из-за своей защищенности и шифрования сообщений данные пользователей не поступают даже в генеральный офис.

Узнать дополнительную информацию можно, лишь опросив аудиторию напрямую, что регулярно делает крупнейший сервис аналитики Telegram-каналов TGStat.ru. Последнее исследование русскоязычной аудитории мессенджера проводилось с 8 по 22 апреля 2019 г., было собрано 82 тысячи анкет [5].

Согласно данным опроса, 72,6% пользователей Telegram составляют жители России, 16,17% - Украины, 3,9% - Беларуси, 2,3% - Узбекистана, 1,81% - Казахстана и 5% -других 85 стран мира [5].

На территории России Telegram наиболее популярен в крупных городах: Москве (35,6% пользователей) и Санкт-Петербурге (13,3% пользователей). Вслед за ними идут города-миллионники: Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Краснодар, Нижний Новгород и др. Данные по регионам России колеблются от 3 до < 1% [5].

Telegram более популярен у мужчин (67% пользователей), нежели у женщин (33%) [5].

В IT задействованы 26,7% пользователей мессенджера, на втором месте -пользователи, задействованные в производстве (10,6%), на третьем - специалисты в области маркетинга и PR (9,4%) [5].

Наибольшая возрастная группа Telegram (38%) - пользователи в возрасте от 25 до 34 лет, за ними по количеству идет возрастная группа 18-24 лет (27%), группа 35-44 лет составляет 17% от общего числа пользователей. 10% пользователей составляют люди 4564 лет, что выводит мессенджер из статуса молодежного. Подростки 12-17 лет -наименьшая (6,5%) группа аудитории Telegram [5].

В русскоязычном Telegram на момент опроса было более 87 тысяч каналов. За 2019 год общее количество каналов на TGStat увеличилось более чем в 2 раза и на начало 2020 года составило чуть больше 220 тысяч, из которых 133 тысячи - русскоязычные. Суммарный охват русскоязычного сегмента мессенджера - 130,4 млрд просмотров в год, суммарное количество постов в год - 61,7 млн [5].

31% опрошенных в 2019 году читает 10 и менее каналов читает, 43% читают от 11 до 25 каналов, а больше 25 подписок лишь у 26% пользователей. Однако по сравнению с 2017 годом аудитория мессенджера стала подписываться на большее число каналов: два года назад больше 25 каналов читали 15% опрошенной аудитории [5].

80% опрошенных читают в Telegram новостные каналы, 64% - развлекательные каналы, 48% - новости своей индустрии, 45 5 - политические каналы [5].

В марте 2019 г. был запущен инструмент поиска по публикациям в Telegram. На конец 2019 г. поисковый индекс содержал более 650 млн публикаций из более чем 230 000 Telegram-каналов и чатов. Каждые сутки индекс пополняется еще на 2 млн новых публикаций в режиме реального времени. За 9 месяцев работы поиск по публикациями обработал более 2,3 млн пользовательских запросов [5].

От общей информации об аудитории мессенджера Telegram перейдем к подписчикам каналов интернет-издания «Meduza»: количеству подписчиков и их сетевому поведению. При этом нужно иметь в виду, что Telegram считает просмотры на постах не один раз. То есть человек, увидев один и тот же пост дважды, будет считаться мессенджером снова.

В анализе и отслеживании по датам нам поможет известный сервис по аналитике более 100 тыс. каналов в Telegram - Telegram Analytics. Он бесплатно предоставляет статистику любого добавленного в сервис канала, показывая количество подписчиков, средние показатели охвата одного, а также всех постов в сутки, создает удобные инфографики и с их помощью показывает динамику набора охвата выбранного канала.

«Meduza» - зарегистрированное в Латвии русскоязычное интернет-издание, созданное бывшим главным редактором интернет-издания Lenta.ru Галиной Тимченко. Проект стартовал 20 октября 2014 г.

Основные рубрики издания: новости, материалы в формате историй, разбор новостей, различные игры и тесты, «Шапито» (забавные новости и случаи), а также популярный сейчас формат подкастов. Тематика материалов - остросоциальные новости, политика,

законодательство, технологии, люди. Основой функционирования данного издания, как и его отличием от других, стали бесплатные мобильные приложения для iOS, Windows Phone и Android.

Интернет-издание «Медуза» было избрано нами для анализа неслучайно: изданию «Meduza» принадлежат 5 каналов в Telegram и один бот. Каждый канал имеет свою цель и специфику. Особый статус Telegram-каналов издания «Meduza» среди его аккаунтов на других платформах подчеркнут и дизайном сайта, где значки соцсетей расположены в одной колонке, а каналы в Telegram - в другой.

Так как «Meduza» рассчитана на просмотр в приложениях на мобильных устройствах, ее каналы в Telegram созданы с целью оповестить читателя о недавно появившемся или важном материале, а также дополнить материал особым описанием.

«Meduza Live» [26] - основной канал издания в Telegram. Был создан 6 апреля 2016 г. Первую неделю существования оставался в закрытом доступе в тестовом режиме: «Добрый день, друзья. Это тестовая группа в Телеграме, в которой «Медуза» будет рассказывать о новостях так, как принято в Телеграме — не просто заголовками, а «со смыслом». В тестовом режиме мы будем вести ее до конца недели — и если будет получаться хорошо, с понедельника сделаем доступной для читателей» [26]. Из данного сообщения можно сделать вывод, что канал создавался с целью обсуждения и дополнения уже существующих и опубликованных в издании новостей.

В среднем в сутки на канале выходит около 31 поста (в начале 2019 г. - около 19 постов). На момент исследования цель канала в дополнении опубликованных новостей сохранилась, однако появились новые возможности и рубрики. Так, например, во время премии «0скар-2019» на канале велась прямая трансляция, которая оповещала подписчиков о новых призерах. Помимо этого, на канал загружаются подкасты, которые можно скачать и слушать прямо в мессенджере Telegram.

Охват аудитории. На данный момент количество подписанных на канал пользователей - 308 853 тыс. человек (годом ранее - 160 тыс.) [20]. Средний охват одного поста, по данным Telegram Analytics, составляет 103,6 тыс. просмотров (в феврале 2019 г. - 40 тыс.) [20]. Полный дневной охват - 2,8 млн. просмотров (год назад - 717 тыс. просмотров) [20].

ERR (уровень вовлеченности аудитории (охват 1 поста / количество подписчиков * 100%) канала - 32, 2 %. Индекс цитирования (ИЦ) (суммарное количество репостов из канала и упоминаний в других Telegram-каналах) - 901.11 [20].

Рост охвата. За весь период наблюдения рост охвата канала Meduza Live был планомерным и не имел значительных скачков, за исключением периода с 20 февраля 2020 года по 20 марта 2020, с началом волны коронавируса в Европе и карантинных мер в России: количество подписчиков увеличилось с 251.147 до 293.331 человек, т.е. на более чем 42 тыс. человек. С 20 марта по 20 апреля 2020 г. рост подписчиков замедлился и составил около 15 тыс. человек [20].

В этот же кризисный период резко увеличилась просматриваемость постов: пик количества просмотров в начале года (15 января 2020 г.) - 2978 тыс., пик просмотров в разгар эпидемии коронавируса (25 марта 2020 г) - 4234 тыс. [20].

«Вечерняя Медуза» [2] - второй по количеству подписчиков канал издания Meduza. Был создан 1 декабря 2015 г., т.е. несколько раньше, чем основной канал.

Частота постинга - ежедневно в будни на канале появляется один пост. Время поста -около 20:00 по мск. Итого 5 постов в неделю.

Особенности. Канал представляет собой «краткую газету», как описывают его сами редакторы [2]. Каждый вечер выходит дайджест новостей и материалов, опубликованных за прошедшие сутки. В них входит новость, текст, тесты или другая интересная информация. Каждый материал, помимо ссылки, обозначен заголовком и кратким описанием, сопровождается изображением или видео, а также эмодзи для разделения текста, его упорядочивания.

Охват аудитории. В настоящий момент количество пользователей, подписанных на канал, составило 38736 человек (в феврале 2020 г. - 30 тыс. человек). Средний охват одного поста - 26,3 тыс. просмотров (годом ранее - 12 тыс.), при этом дневной охват -только 17,7 тыс. просмотров (9 тыс. в начале 2019 г.) [19]: разница в дневном и среднем

охвате поста объясняется тем, что посты появляются не каждый день. ERR канала -68,7%, ИЦ - 9.04 [19].

Существенный скачок количества подписчиков, как и в случае с основным каналом, произошел в кризисный период с 20 февраля по 20 апреля 2020 г., однако, в отличие от основного канала, значительный прирост числа подписчиков «Вечерней Медузы» случился не в марте, а в апреле: с 20 февраля по 20 марта количество подписчиков увеличилось на 600 человек, с 20 марта по 20 апреля - на 5 тыс. человек [19]. Очевидно, у аудитории повысилась потребность в обобщающей, итоговой информации за день. В соответствии с требованием момента канал изменил название и стал «Вечерним Коронавирусом».

График количества просмотров с 20 февраля 2020 г. также демонстрирует тенденцию к постоянному росту: пик пришелся на 17 апреля 2020 г. - 32 тыс. просмотров за день (докризисный пик 28 января 2020 г. - 28,9 тыс. просмотров) [19].

«Медуза - все новости» [11] - третий по популярности канал издания в Telegram, ориентированный на постинг новостей издания «Meduza». Создан 1 декабря 2015 г.

Частота постинга такова, что редакторы советуют отключить пуш-уведомления. В среднем в день выходит около 27 постов [18].

Особенности. Собраны все новости издания Meduza. Только заголовок и ссылка -никакой лишней информации.

Охват аудитории. На канал подписано более 27 314 человек (на 28.04.20). Охват одной публикации - 17,4 тыс., при этом дневной охват значительно больше - 469,9 тыс. просмотров. ERR канала - 62,7%. ИЦ - 187.52 [18].

Рост охвата. За период с мая 2018 г. по февраль 2019 г. количество подписчиков изменилось всего на 19 человек и составило 15 тыс. человек, к началу 2020 г. количество подписчиков выросло до 22 тыс. человек, а в начале марта 2020 г., как и в случае с другими каналами издания Meduza, произошел значительный рост числа подписчиков -на 5 тыс. человек [18].

«Meduza Breaking» [25] - новостной канал издания, отличающийся от предыдущего тем, что публикует только срочные новости. Создан 1 декабря 2015 года.

Частота постинга - около 8 постов в день [21].

Охват аудитории. На канал подписано около 10,866 тыс. человек (год назад - 9,5 тыс.). Охват одного поста - 13,7 тыс. просмотров, средний дневной охват - 113,1 тыс. ERR - 109.6%. ИЦ - 61.96 [21].

Рост охвата. На протяжении 2018 и начала 2019 гг. наблюдался спад охвата аудитории с 10,4 тыс. человек в мае 2018 г. до 9,3 тыс. человек в июне 2019 г. Однако с января 2020 г. на канале снова наблюдается рост количества подписчиков, ожидаемо усилившийся с начала марта 2020 г., что позволило каналу не только вернуть, но и превзойти свои прежние показатели охвата [21].

При этом аналитика просмотров дает цифры совершенно другого порядка. Так, пиковый показатель просмотров за 2019 г. (11 августа) - 172665 просмотров. Пик 2020 г. (4 апреля) - 322785 просмотров [29]: лидерами по просмотрам в этот день стали посты о том, что в Москве коронавирус обнаружили еще у 434 человек, а число заболевших превысило три тысячи человек (116 тыс. просмотров), о взрыве газа в Орехово-Зуево (124 тыс. просмотров) и о том, что «в Москве умерли еще двое человек с коронавирусом. Общее число умерших в России - 45 человек» (129 тыс. просмотров) [21].

«Шапито» [16] - последний Telegram-канал издания Meduza. Создан 1 декабря 2015 г. и является наименее популярным.

Частота постинга. Частота постинга зависит от того, как часто в издании появляются материалы под рубрикой «Шапито», - в среднем выходит 4 поста в день.

Особенности. Представляет собой сборник материалов рубрики «Шапито» издания Meduza. Посты содержат только заголовок материала и ссылку.

Охват аудитории. На канал подписано почти 7,6 тыс. человек. Охват одного поста около 6,7 тыс. При этом средний дневной охват составляет 21,4 тыс. просмотров по данным Telegram Analytics [22]. Рекорд по количеству просмотров за два последних года был достигнут 21 июня 2018 г. - 285479 просмотров [22] (в этот день на канале вышло два рейтинговых поста: премьера песни из кинофильма К. Серебренникова «Лето» и кадры из кинофильма «Стюардесса» с субтитрами из триллера «Очень темные времена»).

Рост охвата. На протяжении двух последних лет среднее количество подписчиков канала остается практически неизменным. ERR - 82.8%. ИЦ - 48.66 [22].

В настоящее время наибольшее количество просмотров отмечается у постов, посвященных негативным «рекордам» коронавируса: так, одним из лидеров Telegram по количеству просмотров за последнюю неделю стал пост канала «Медуза - все новости» о том, что «в Москве умерли более 400 человек с коронавирусом, 116 человек - за последние три дня» (125,8 тыс. просмотров, 3 репоста на другим каналах, в том числе на «Meduza Live», на 28.04.2020) [11]. Еще один пост, вошедший в рейтинг публикаций в Telegram-каналах (Россия), - пост «Meduza Live» о том, что «в мире умерли более 200 тысяч человек с коронавирусной инфекцией» (115, 6 тыс. просмотров, 2 репоста на 28.04.2020) [26].

Анализ показателей цитируемости показывает, что каналы «Meduza» используют такой механизм продвижения, как взаимный пиар (ссылки друг на друга).

Выводы. Мессенджер Telegram используют многочисленные СМИ, чтобы продвигать свои материалы и постоянно быть в зоне доступа для своих читателей. Пуш-уведомления заставляют читателя открыть канал и пролистать опубликованные посты. Главными достоинствами мессенджера Telegram являются оперативность, адресность получения информации, а также отсутствие скрытых алгоритмов показа/сокрытия информации в ленте, что в итоге повышает конверсию постов.

Активно продвигает свой контент в Telegram интернет-издание «Meduza», которому принадлежит 5 Telegram-каналов и один Telegram-бот. Общее количество подписанных на все каналы издания «Meduza» составляет более 393 тыс. человек, а средний дневной охват постов всех каналов издания - 3,422 млн. просмотров (поскольку один и тот же человек может быть подписан на все издания, а значит, данные могут пересекаться, то за ориентир можно взять основной канал издания: 309 тыс. подписчиков и 2,6 млн дневных просмотров).

Эти показатели сопоставимы с показателями сайта «Meduza», на который, согласно информации Analysis, в среднем заходят более 1,6 млн человек в сутки, при этом за день его просматривают 2,45 млн раз [1] (при этом важно отметить, что человек, переходивший с канала в мессенджере на сайт издания, будет считаться как посетитель сайта, а его данные о просматриваемом материале внесут в Analysis).

Растущие показатели охвата и вовлеченности аудитории в Telegram-каналах «Meduza» говорят об эффективности стратегии продвижения издания в Telegram.

Список литературы:

1. Аналитика meduza.io и посещаемость сайта с источниками трафика [Электронный ресурс] analysis. - Режим доступа: https://a.pr-cy.ru/tools/traffic/?domain=meduza.io. - (Дата обращения: 24.04.2020).

2. Вечерняя Медуза [Электронный ресурс] // Telegram: мессенджер. - Режим доступа: https://t.me/meduzaevening - (Дата обращения: 28.04.2020).

3. Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 357 с.

4. Запись вебинара «Медиа в Telegram» [Электронный ресурс] // Журналист: журнал. - Режим доступа: https://jrnlst.ru/24april?fbclid=IwAR2i7dYE-FIxo5rr44bc6pkKpU7N2n-sGjur2iPaW3RBetZUFKZ1e5J0s6I. - (Дата обращения: 24.04.2020).

5. Исследование аудитории Telegram 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tgstat.ru/research. - (Дата обращения: 27.04.2020).

6. История блокировки Telegram в России [Электронный ресурс] // ТАСС. - 2018. -13 апр. - Режим доступа: https://tass.ru/info/5121968. - (Дата обращения: 27.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Итоги 2019 года: Telegram в цифрах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tgstat.ru/articles/itogi-2019?tg_rhash=4ebbfcb11f9d79 - (Дата обращения: 27.04.2020).

8. Кастельс М. Власть коммуникации: учеб. пособие / Пер. с англ. Н.М. Тылевич (под науч. ред. А.И. Черных) - М.: ГУ ВШЭ, 2016. - 563 с.

9. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория (при участии Гуманитарного ун-та), 2004. - 328 с.

10. Клевцов Р. Как СМИ работать с соцсетями // Sostav.ru: реклама и маркетинг в России. URL: http://www.sostav.ru/publication/v-chem-uspekh-lenty-ru-ili-smm-instrumenty-dlya-smi-11277.html (дата обращения: 01.01.2015).

11. Медуза - все новости [Электронный ресурс] // Telegram: мессенджер. - Режим доступа: https://t.me/meduza_news - (Дата обращения: 27.04.2020).

12. Мёллер К., Стоун М. Путеводитель по социальным медиа - 2013. - Вена: Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, 2013. - 176 с.

13. Минкомсвязь назвала законным использование Telegram в России [Электронный ресурс] // РБК. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/24/10/2019/5db140a99a79471440318a18.- (Дата обращения: 27.04.2020).

14. Пуля В. Не знать свою аудиторию - смертельно дорого [Электронный ресурс] // Журналист. 2019. 1 октября. № 10. - Режим доступа: https://jrnlst.ru/ne-znat-svoyu-auditoriyu-smertelno-dorogo. - (Дата обращения: 27.04.2020).

15. Стинс О., Фухт Д. Ван. Новые медиа [Электронный ресурс] / О. Стинс, Д. Ван Фухт // Вестник ВолГУ. - Серия 8. - Вып. 7. - 2008. - С. 98-106. - Режим доступа: http://docplayer.ru/37061988-Novye-media-o-stins-d-van-fuht-per-s-angl-n-berger-zhurnalistika.html. - (Дата обращения: 13.02.2019).

16. Шапито [Электронный ресурс] // Telegram: мессенджер. - Режим доступа: https://t.me/shapi_to - (Дата обращения: 23.02.2018).

17. Шестёркина Л.П., Борченко И.Д. Основные характеристики новых социальных медиа // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. - 2014. -№2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-harakteristiki-novyh-sotsialnyh-media (дата обращения: 27.04.2020).

18. @meduza_news - Статистика канала Медуза - все новости. Telegram Analytics [Электронный ресурс] Telegram Analytics. - Режим доступа: https://tgstat.ru/channel/@meduza_news. - (Дата обращения: 28.04.2020).

19. @meduzaevening - Статистика канала Вечерняя медуза. Telegram Analytics [Электронный ресурс] Telegram Analytics. - Режим доступа: https://tgstat.ru/channel/@meduzaevening. - (Дата обращения: 28.04.2020).

20. @meduzalive - Статистика канала Медуза - LIVE. Telegram Analytics [Электронный ресурс] Telegram Analytics. - Режим доступа: https://tgstat.ru/channel/@meduzalive. - (Дата обращения: 28.04.2020).

21. @meduzapro - Статистика канала Meduza Breaking. Telegram Analytics [Электронный ресурс] Telegram Analytics. - Режим доступа: https://tgstat.ru/channel/@meduzapro. - (Дата обращения: 24.01.2016).

22. @shapi_to - Статистика канала Шапито. Telegram Analytics [Электронный ресурс] Telegram Analytics. - Режим доступа: https://tgstat.ru/channel/@shapi_to. - (Дата обращения: 24.01.2016).

23. Boyd D. and Ellison N. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2007. - Т. 13. - № 1. - С. 210-230.

24. Meduza [Электронный ресурс]: Новости - Режим доступа: https://meduza.io. -(Дата обращения: 24.05.19).

25. Meduza Breaking [Электронный ресурс] // Telegram: мессенджер. - Режим доступа: https://t.me/meduzapro - (Дата обращения: 23.02.2018).

26. Meduza Live [Электронный ресурс] // Telegram: мессенджер. - Режим доступа: https://t.me/meduzalive - (Дата обращения: 27.04.2020).

27. Wasserman S. Social Network Analysis: Methods and Applications / S. Wasserman. Cambridge University Press, 1994. - 825 с.

УДК 655.561

ИМПРИНТЫ В ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ярцева Елена Яковлевна,

старший преподаватель кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена роли и месту импринтов в организационно-управленческой структуре крупных издательств.Рассмотрены основные импринты, входящие в структура ООО «Издательство Эксмо», их миссия, тематика выпускаемой литературы.

Ключевые слова: издательская группа, импринт, мисия и ценности импринта.

Annotation. The article is devoted to the role and place of imprints in the organizational and managerial structure of large Publishing houses.The main imprints included in the structure of LLC "Eksmo Publishing House", their mission, the subject of the published literature are considered.

Keywords: publishing group, imprint, mission and values of the imprint..

Постановка проблемы. С появлением независимого государства Российской Федерации в развитии отечественного издательского дела начинается новый исторический период, повлекший за собой разрушение старой системы книгоиздания. В течение 90-х годов XX века в России сложилась новая, принципиально отличная от предшествующего периода система издательств и издающих организаций разных форм собственности, которая, несмотря на экономический и социальный кризис, оказалась достаточно устойчивой.

Государственные издательства достаточно быстро уступили свои позиции молодым негосударственным издательствам, так как не смогли перестроиться, несмотря на смену репертуара. В апреле 1991 г. вышло постановление правительства Российской Федерации о выдаче лицензий на издательскую деятельность. Этот период официально считается началом формирования негосударственного сектора книгоиздания в России. Если в начале 90-х годов формирование новой издательской системы носило стихийных характер, то во второй половине 90-х голов сама структура упорядочивается. При этом она особо не отличается от общемировой модели, когда наряду с мелкими издательствами существуют издательства-монополисты. В этот период в России выделяют группу крупнейших издательств страны: «АСТ», «ЭКСМО-Пресс», «Терра», «Дрофа» и единственное государственное издательство - «Просвещение». Согласно данным государственной статистики во второй половине 90-х годов монополистами на книжном рынке России становятся именно молодые частные издательства. Выпуском литературно-художественных изданий преимущественно занимаются негосударственные издательства «АСТ», «Эксмо», «Олма-Пресс». Фактически произошла монополизация книжного рынка несколькими крупными издательскими группами.

Монополизация книжного рынка происходит вследствие усиления конкуренции, крупные издательства «поглощают» мелкие и средние, создавая «издательские группы». Издательская группа представляет собой холдинг, в который объединены, с одной стороны предприятия (издательства), имеющие свободные денежные средства, с другой -предприятия (издательства), нуждающиеся в инвестициях или других заемных средствах.

Примером такой группы в России стала издательская группа «Эксмо-АСТ». В 2012 г. в отношении издательства «АСТ» начинается расследование по неуплате налогов, и в 2013 г. Олег Новиков, руководитель ООО «Издательство «Эксмо», выкупает акции «АСТ». К моменту приобретения ценных бумаг, издательство «АСТ» находилось на грани банкротства, поэтому его приобретение возлагало большую ответственность на руководителя «Эксмо». В результате переговоров с сотрудниками «АСТ», было принято

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.