Научная статья на тему 'Возможности применения стратегии опережающей коммерциализации инновационных технологий'

Возможности применения стратегии опережающей коммерциализации инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ / NEW TECHNOLOGICAL MODE / COMPETITIVE EDGE / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / TECHNOLOGICAL COOPERATION / STRATEGY OF PASSING AHEAD COMMERCIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимов Евгений Юрьевич

Переход отечественной экономики на новый технологический уклад может быть осуществлен путем инновационного прорыва, который предусматривает концентрацию ресурсов на перспективных направлениях применения новых технологий. В процессе создания инновационного продукта важнейшей является стадия коммерциализации. Лидер этой стадии имеет лучшие возможности в конкуренции за доминирование на рынке новой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF APPLICATION OF STRATEGY OF PASSING AHEAD COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Passing of domestic economy to the new technological mode can be carried out by an innovative breach which foresees the concentration of resources on perspective directions of application of new technologies. In the process of creation of innovative product major is the stage of commercialization. The leader of this stage has the best possibilities in a competition for prevailing at the market of new products.

Текст научной работы на тему «Возможности применения стратегии опережающей коммерциализации инновационных технологий»

УДК 330.341.1

Е.Ю. АКИМОВ

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: новый технологический уклад, конкурентное преимущество, инновационные технологии, технологическая кооперация, стратегия опережающей коммерциализации.

Переход отечественной экономики на новый технологический уклад может быть осуществлен путем инновационного прорыва, который предусматривает концентрацию ресурсов на перспективных направлениях применения новых технологий. В процессе создания инновационного продукта важнейшей является стадия коммерциализации. Лидер этой стадии имеет лучшие возможности в конкуренции за доминирование на рынке новой продукции.

E.Yu. AKIMOV

POSSIBILITIES OF APPLICATION OF STRATEGY OF PASSING AHEAD COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Key words: new technological mode, competitive edge, innovative technologies, technological cooperation, strategy of passing ahead commercialization.

Passing of domestic economy to the new technological mode can be carried out by an innovative breach which foresees the concentration of resources on perspective directions of application of new technologies. In the process of creation of innovative product major is the stage of commercialization. The leader of this stage has the best possibilities in a competition for prevailing at the market of new products.

Развитие нового технологического уклада в России замедляется из-за незначительного масштаба и неотработанности соответствующих технологий и неготовности социально-экономической среды к их широкому применению. Те технологические направления, которые ведут к росту в мировой экономике, сформировались, и вокруг них концентрируются ресурсы, определяющие конкурентные преимущества. В настоящее время в начале процесса конкуренции альтернативных технологий есть возможность занять лидирующее положение на перспективных направлениях применения новых технологий. Этой цели может послужить опережающее освоение отечественной экономикой новых технологий. Это является стратегическим ходом, потому что позволит обеспечить стабильные темпы экономического роста в долгосрочной перспективе. Лидерство в научно-технической сфере позволит воплотить на практике технологический прорыв.

В инновационном процессе особую важность приобретает стадия коммерциализации. Обусловлено это тем, что на ней решается, кто будет доминировать на рынке новой продукции. У доминирующей фирмы, как правило, образуются лучшие возможности освоить или создать рынки комплементарных товаров, установить свои стандарты комплектующих. Это, в свою очередь, позволяет сократить возможность имитации у конкурентов, сохранить за собой необходимую долю рынка.

Следует отметить, что создатель инновационного продукта не всегда способен создать его рынок, превратить в товар созданное изделие. Об этом свидетельствует история формирования рынка ряда товаров. Ксерография была изобретена Ч. Карлесоном в 1938 г. Патенты появились в 1940 г. Компания Xerox, купив патентные права, изготовила первое свое копировальное офисное устройство в 1958 г. Она создала рынок и доминировала на нем до середины 70-х годов XX в., когда имитаторы - IBM, Kodak, Ricoh, Canon создали конкурентоспособные аппараты.

В современных условиях конкуренции целесообразно использовать стратегию опережающей коммерциализации фундаментальных открытий, для реализации которой в нашей стране имеются предпосылки. Имеются высококвалифицированные научные кадры, которые способны перейти в коммерческий сектор для исполь-

зования фундаментальных открытий. Есть вполне сложившиеся коллективы, обладающие достаточным опытом разработки сложных инженерных изделий и доведения их до приемлемого качественного уровня. Участие российских ученых в международном научно-техническом сотрудничестве делает для них доступными результаты передовых исследований. В стране имеются крупные компании с мощными финансовыми ресурсами, заинтересованные в диверсификации и завоевании монополистических позиций на глобальных рынках новых товаров и услуг.

Для реализации данной стратегии государство может проводить активную научно-техническую и структурную политику. Началом такой политики может стать дальнейшее развитие собственной фундаментальной науки. Она необходима для внедрения чужих открытий, накапливания собственных достижений в соответствующих областях, создания необходимого потенциала для прикладных НИОКР.

Данная стратегия позволит выстраивать гибкие отношения с зарубежными конкурентами. Собственные разработки в сфере НИОКР раскрывают перспективу реальной технологической кооперации с иностранными компаниями, что может привести к коммерциализации принадлежащих разным сторонам, но взаимодополняющих инноваций.

Оптимальная стратегия развития должна преследовать цель достижения в тех направлениях, где отечественный научно-промышленный комплекс имеет превосходство в технологиях. В направлениях с большим отставанием следует применять тактику оперативного решения текущих проблем. Стратегию же опережающей коммерциализации следует строить в отраслях, где имеются собственные достижения и есть возможность перенимать достижения иностранных партнеров.

В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития России по приоритетным направлениям инновационного развития рекомендовано создать несколько исследовательских центров («национальных лабораторий»), а также организовать формирование десяти-пятнадцати исследовательских университетов. Они могут стать базой для стратегии опережающей коммерциализации ввиду того, что такая концентрация научных сил в важнейших направлениях позволяет создать собственную инновационную цепочку от получения научных знаний и прикладных разработок до коммерциализации и распространения.

Ключевым фактором зарождающейся технологической волны являются нанотехнологии, а ведущие позиции в инновационной конкуренции будет занимать лидер в приборостроении для наноиндустрии. Потенциал для создания такого оборудования у отечественной индустрии есть. Сюда входят зон-довые нанолаборатории, сканирующие зондовые микроскопы, сверхвысоковакуумные комплексы. Эта продукция поставляется в 40 стран.

Огромную роль в инновационной конкуренции играет кластеризация подотраслей, которая подразумевает тесные связи между производителями новейшего оборудования и его потребителями. Такое сотрудничество способствует доведению оборудования до высоких характеристик и, как следствие, обновлению оборудования в соответствии с меняющимися запросами потребителей. Важным фактором развития и роста производства любой отрасли является эффективный спрос, а особенно - на стадии её зарождения. Ключевую роль в создании такого спроса могут сыграть заказы госкорпораций, региональных и муниципальных хозяйственных организаций. В условиях, когда происходит сокращение спроса на устаревшие, энергозатратные и ресурсоёмкие продукты, определенные стимулы могут быть созданы и для массовых потребителей.

На этапе фундаментальных исследований ведущая роль будет принадлежать государству. Компании, даже крупные, вряд ли пойдут на значительные вложения в

науку, особенно в условиях кризиса. На этапе коммерциализации новшеств на первый план выходят крупные корпорации, частный бизнес как более мобильные и приспособленные к деятельности в условиях острой конкуренции структуры.

В условиях финансового кризиса остро встает вопрос о способности промышленных компаний наращивать свои инвестиции за счет заемного капитала. Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом зависят от инвестиционных возможностей корпорации. Их наращивание вряд ли возможно без выхода за рамки самофинансирования. Частично это можно осуществлять за счет эмиссии ценных бумаг. Но обычно этим способом осуществляется относительно небольшая доля капиталовложений. Ведущую же роль в решающие периоды этого процесса может сыграть кредитное обеспечение технологического обновления производства под гарантии государства. Важным фактором ускоренного развития новых технологий может стать механизм прямого целевого предоставления кредитов, выделяемых государством для поддержки долгосрочных инвестиций.

Литература

1. Глазьев С. Перспективы социально-экономического развития России / С. Глазьев // Экономист. 2009. №1. С. 3-18.

2. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. М.: Альпина, 2006. 454 с.

3. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982. 454 с.

АКИМОВ ЕВГЕНИЙ ЮРЬЕВИЧ - ассистент кафедры государственного и инновационного управления, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (jen1a@mail.ru).

AKIMOV EVGENIY YUREVICH - assistant to faculty of the state and innovative management, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.