Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / БИЗНЕС / НЕЙРОСЕТИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Белова Надежда Викторовна

Цель статьи - проанализировать перспективы, связанные с использованием высокотехнологичных систем искусственного интеллекта в экономической практике. Автором оценены возможности использования технологий искусственного интеллекта в различных сферах коммерческой деятельности. Подходы автора позволили создать представление о современном уровне развития технологий искусственного интеллекта, применяемого в банковском секторе, системе массовых коммуникаций, сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Белова Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN COMMERCIAL ACTIVITIES

The purpose of the article: to analyze the prospects associated with the use of high-tech artificial intelligence systems in economic practice. In this paper, the possibilities of using artificial intelligence technologies in various areas of commercial activity are evaluated. Discussion: the approaches of the authors made it possible to create an idea of the current level of development of artificial intelligence technologies used in the banking sector, the system of mass communications, and the service sector.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

doi 10.47576/2712-7559_2022_1_3_209 удк 658.78

Белова Надежда Викторовна,

главный экономист управления эффективности, Департамент экономики и планирования в переработке, коммерции и логистики ПАО НК «Роснефть»

возможности применения искусственного интеллекта в коммерческой деятельности

Цель статьи - проанализировать перспективы, связанные с использованием высокотехнологичных систем искусственного интеллекта в экономической практике. Автором оценены возможности использования технологий искусственного интеллекта в различных сферах коммерческой деятельности. Подходы автора позволили создать представление о современном уровне развития технологий искусственного интеллекта, применяемого в банковском секторе, системе массовых коммуникаций, сфере услуг.

Ключевые слова: цифровая экономика; искусственный интеллект; бизнес; нейросети; цифровые технологии; цифровая трансформация; цифровизация; диджитализация.

udc 658.78

Belova Nadezhda Viktorovna,

Chief Economist of the Efficiency Department, Department of Economics and Planning in Processing Commerce and Logistics, PJSC Rosneft Oil Company

opportunities for the use of artificial intelligence in

commercial activities

The purpose of the article: to analyze the prospects associated with the use of high-tech artificial intelligence systems in economic practice. In this paper, the possibilities of using artificial intelligence technologies in various areas of commercial activity are evaluated. Discussion: the approaches of the authors made it possible to create an idea of the current level of development of artificial intelligence technologies used in the banking sector, the system of mass communications, and the service sector.

Keywords: digital economy; artificial intelligence; business; neural networks; digital technologies; digital transformation; digitalization; digitalization.

Искусственный интеллект (ИИ), и скорость, с которой он проникает в повседневную жизнь россиян сегодня, поражает. Пожалуй, только смелые мыслители могли предположить, что то время, когда Deep Blue взял реванш у лучшего шахматиста мира Гарри Каспарова, положило в некотором роде начало эпохе, характеризующейся замещением человеческого интеллекта и созданием машин, способных к выполнению операций, требующих разумного мышления [11].

Методология исследования основана на применении аналитического подхода к изучению публикаций авторов, занимающихся разработкой актуальной проблемы, обозначенной в аннотации к работе.

Отражением результатов работы служат нижеследующие положения:

1) сущность категории «искусственный интеллект» в научной литературе сегодня отражается посредством использования тезисов «когнитивные технологии», «нейронная структура», «рассудочное, разумное мыш-

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 1, том 3, 2022 2 09

ление», «социализация технологий» и ряда других;

2) в современной практике технологии искусственного интеллекта используются в банковском деле, коммуникационной сфере;

Таблица 1 - Искусственный инт*

3) описаны инновации в области обучения медицинских кадров.

Начнем с определения категории «искусственный интеллект». В табл. 1 содержатся ключевые тезисы, отражающие основы ее понимания в современной литературе.

лект в современных источниках

Автор Определяющие тезисы

Ю.Г Арзамасов [1] когнитивные функции; конвергентные технологии; социализация конвергентных технологий.

А.А. Морозова, С.Н. Попова [4] цифровая среда; нейронная структура; интеллектуально-рассудочное мышление; разумно-интеллектуальное мышление.

П.М. Морхат [5] «интеллектуальное» поведение; эвристическое программирование.

А.В. Резаев, Н.Д. Трегубова [7] искусственное мышление; искусственная социальность; инструментальные задачи.

Е.А. Свиридова [8] антропоморфно-разумные способности; киберфизическая система; нематериальность.

И.Н. Спицин [9] объектность технологии; автономность; служебный характер.

Т.М. Махаматов [3] конструктивистское мышление; нейронные сети; «компьютерная архитектура»; имитация человеческого мозга.

Как мы можем справедливо заметить, авторы сегодня используют различные характеристики, отражающие сущность искусственного интеллекта. По нашему мнению, та или иная позиция продиктована целью каждого конкретного исследования. В подтверждение этому можно представить работы авторов, изучающих проблему использования искусственного интеллекта в юриспруденции: зачастую в статьях фигурирует указание на объектность искусственного интеллекта, под которой понимается его несостоятельность в правовом аспекте [5; 9]. Когда же речь заходит о философо-антропологической плоскости изучения вопроса, технологии наделяют все чаще искусственной социальностью [1; 7; 8].

Таким образом, вопрос определения сущности понятия «искусственный интеллект» по-прежнему остается открытым. Нам представляется возможным сделать предположение о том, что развитие этой технологии идет столь стремительно, что при изучении вопроса следует выделять предметную область, а затем приступать к описанию отдельных свойств и характеристик.

Перейдем к рассмотрению возможностей применения искусственного интеллекта в различных сферах деятельности человека, направленной на получение прибыли.

На тему использования искусственного интеллекта в различных сферах рассуждают К.М. Крюков, А.М. Метлёв. Авторы выделили лидирующие и отстающие отрасли. Так, в числе «аутсайдеров» оказалось строительство, лидерами же выступили коммуникационная отрасль и банковское дело (рис. 1).

Г.В. Семеко описала перспективы применения технологий в банковской сфере. Ведущий научный сотрудник Отдела экономики ИНИОН РАН рассуждает о внушительном экономическом эффекте, достижение которого ожидается при внедрении искусственного интеллекта в рутинную практику: совокупная потенциальная экономия, предположительно достигаемая при его применении, оценивается в 447 млрд долл. в 2023 г. [6]. Основные направления, по которым может развиваться цифровая интеграция в данном секторе экономики, следующие:

Рисунок 1 - Структура внедрения ИИ в различных отраслях: планирование инвестиций, 2021 г.

- биометрические идентификационные - борьба с мошенничеством («Знай своего технологии; клиента» - know-yourcustomer, ^С);

- имитационные технологии (роботы-ас- - масштабная персонализация услуг; систенты); - омниканальная коммуникационная си- андеррайтинг; стема;

Обработка естественного языка

Рисунок 2 - Искусственный интеллект в банковском секторе [2]

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 1, том 3, 2022

211

- ускорение инновационных циклов и пр.

Не стоит забывать и о барьерах, сдерживающих процессы цифровой трансформации, к их числу кандидат экономических наук отнесла:

- растущие ожидания потребителей: они не позволяют организациям с ограниченными возможностями финансирования стать конкурентоспособными на рынке цифрового банкинга;

- изменение характера коммуникации с клиентами ведет к ослаблению роли банков на рынке финансовых услуг;

- требования безопасности при автоматизации работы с персональными данными клиентов, внутрибанковских операций, в упрощенном для понимания виде они представлены на рис. 2 [2].

Автор отнесла уровень 1 (системы общего назначения и системы на основе естественного языка) к самоорганизующимся системам, основанным на знаниях, а уровень 2 (робототехника и обработка естественного языка) - к системам «эвристического поиска».

Д.В. Ходос и А.М. Воротынская также пред -

В заключение отметим, что просто сделать вывод о том, что за цифровыми технологиями стоит будущее, на наш взгляд, недостаточно. Здесь очень важно понимать не только перспективы, связанные с использованием искусственного интеллекта, но и просчитывать

ложили выделить уровни искусственного интеллекта, применяемого с целью решения коммерческих задач (табл. 2) [10].

Первый уровень отличает отсутствие связей с внешней средой, участие человека в создании, поддержании работы системы и ее оптимизации, такой искусственный интеллект уже активно применяется не только в сугубо экономических направлениях (сфере финансовых услуг, страховании, инвестиционной деятельности и т.п.), но и в здравоохранении, при оказании различного характера государственных услуг и пр.

На втором уровне ИИ начинает обмениваться информацией с внешней цифровой средой, способен оптимизировать собственную работу посредством обработки полученной информации.

заключительный уровень отличает полная самостоятельность: система способна заменить человека не только функционально, но и на когнитивном уровне, все процессы становятся автоматизированными, при этом искусственный интеллект определяет наиболее эффективные модели, применяемые в работе.

риски, которые влечет за собой столь новая и неизученная в достаточной степени технология. Не следует забывать, что назначением любого блага является польза, которая возникает при его создании, и в том случае, если новая цифровая реальность, в которой

Таблица 2 - Технические уровни ИИ: социально-экономический аспект [10]

№ п/п техническая характеристика Антроп. фактор примеры Степень распространения Эффективность

1 Внешние связи отсутствуют Активное вовлечение человека на каждой стадии реализации проекта Системы искусственного интеллекта, способные обрабатывать большие массивы данных, оптимизировать работу человека в экономической сфере деятельности Высокая Незначительная, большой объем инвестиций

2 Набл юдается взаимодействие с окружающей информационной средой Умеренное вовлечение человека, ограничивается разработкой и контролем текущих процессов Автоматизированный контроль (системы, наделенные управленческими функциями) Средняя Средняя, зависит от масштаба организации

3 Наблюдается взаимодействие с окружающей материальной средой Разработка и модернизация Роботизированная техника Низкая Высокая как следствие значительного сокращения затрат на персонал

будет существовать человек завтра, целиком и полностью исключит всякое его участие, то следует задуматься о том, является ли она благом. Вопросы эти лежат в плоскости философии, и рассматриваться должны исследователями этой сферы жизни общества. Мы же как экономисты можем лишь сказать, что на сегодняшний день риски использования систем искусственного интеллекта существенно уступают преимуществам.

Список литературы

1. Арзамасов Ю.Г Комплексный подход к определению искусственного интеллекта // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2022. № 3 (50). URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=49711623 (дата обращения: 14.10.2021).

2. Бутенко Е.Д. Искусственный интеллект в банках сегодня: опыт и перспективы // Финансы и кредит.

2018. № 1 (769). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ iskusstvennyy-inteNekt-v-bankah-segodnya-opyt-i-perspektivy (дата обращения: 10.10.2021).

3. Махаматов Т.М. Философские основания искусственного интеллекта // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fMosofskie-osnovaniya-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 05.11.2021).

4. Морозова А.А., Попова С.Н. Феномен искусственного интеллекта в современной науке: понятие, векторы и проблемы применения в массмедиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. №4 (42). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47190440 (дата обращения: 14.10.2021).

5. Морхат П.М. К вопросу об определении понятия искусственного интеллекта // Право и государство: теория и практика. 2017. № 12 (156). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/k-voprosu-ob-opredelenii-ponyatiya-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 14.10.2021).

6. Семеко ГВ. Искусственный интеллект в банковском секторе: возможности и проблемы // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 2 (4). URL: https://sns-journal.ru/ru/archive/iskusstvennyi-intellekt-v-obshchestve-i-obshchestvennykh-naukakh/ tochka-zreniia/iskusstvennyi-intellekt-v-bankovskom-sektore-vozmozhnosti-i-problemy/ (дата обращения: 14.10.2021).

7. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. «Искусственный интеллект», «Онлайн-культура», «Искусственная социальность»: определение понятий // Мониторинг.

2019. №6 (154). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ iskusstvennyy-intellekt-onlayn-kultura-iskusstvennaya-sotsialnost-opredelenie-ponyatiy (дата обращения: 14.10.2021).

8. Свиридова Е.А. Генезис понятия искусственного интеллекта с точки зрения права в условиях реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» // Экономика. Налоги. Право. 2020. № 3. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=43934076 (дата обращения: 14.10.2021).

9. Спицин И.Н. Юридизация понятия «искусственный интеллект» и пределы использования технологии искусственного интеллекта... в судебном процессе //

Lex Russica. 2021. № 10 (179). URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=47164660 (дата обращения: 14.10.2021).

10. Ходос Д.В., Воротынская А.М. Стратегическое управление искусственным интеллектом в российской экономике // Известия СПбГЭУ. 2021. №1 (127). URL: https://sciup.org/strategicheskoe-upravlenie-iskusstvennym-intellektom-v-rossijskoj-jekonomike-148320245 (дата обращения: 11.06.2021).

11. Шахматные кентавры. Как люди и компьютеры стали играть в шахматы вместе. URL: https://nauka. tass.ru/sci/6821294/amp (дата обращения: 10.10.2021).

References

1. Arzamasov Yu.G. An integrated approach to the definition of artificial intelligence. Bulletin of the VSU. Series: Law. 2022. No. 3 (50). URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=49711623 (date of application: 14.10.2021).

2. Butenko E.D. Artificial intelligence in banks today: experience and prospects. Finance and credit. 2018. No. 1 (769). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-bankah-segodnya-opyt-i-perspektivy (date of application: 10.10.2021).

3. Makhamatov T.M. Philosophical foundations of artificial intelligence. Humanities. Bulletin of the Financial University. 2019. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/filosofskie-osnovaniya-iskusstvennogo-intellekta (accessed: 05.11.2021).

4. Morozova A.A., Popova S.N. The phenomenon of artificial intelligence in modern science: concept, vectors and problems of application in mass media. Sign: problematic field of media education. 2021. No.4 (42). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47190440 (date of application: 14.10.2021).

5. Morkhat P.M. On the definition of the concept of artificial intelligence. Law and the State: theory and practice. 2017. № 12 (156). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/k-voprosu-ob-opredelenii-ponyatiya-iskusstvennogo-intellekta (date of application: 14.10.2021).

6. Semeko G.V. Artificial intelligence in the banking sector: opportunities and problems. Social innovations and social sciences. 2021. No. 2 (4). URL: https://sns-journal. ru/ru/archive/iskusstvennyi-intellekt-v-obshchestve-i-obshchestvennykh-naukakh/tochka-zreniia/iskusstvennyi-intellekt-v-bankovskom-sektore-vozmozhnosti-i-problemy / (date of request: 14.10.2021).

7. Rezaev A.V., Tregubova N.D. "Artificial intelligence", "Online culture", "Artificial sociality": definition of concepts. Monitoring. 2019. No. 6 (154). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-onlayn-kultura-iskusstvennaya-sotsialnost-opredelenie-ponyatiy (date of application: 14.10.2021).

8. Sviridova E.A. Genesis of the concept of artificial intelligence from the point of view of law in the context of the implementation of the national project "Digital economy of the Russian Federation". Economics. Taxes. Right. 2020. No. 3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43934076 (date of formation: 14.10.2021).

9. Spitsin I.N. Legitimization of the concept of "artificial intelligence" and the limits of the use of artificial intelligence technology... in the trial. Lex Russica. 2021. No. 10 (179). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47164660 (date of application: 14.10.2021).

10. Khodos D.V., Vorotynskaya A.M. Strategic management of artificial intelligence in the Russian

индустриальная экономика* № 1, том 3, 2022 213

economy. Izvestiya SPbGEU. 2021. No. 1 (127). URL: https:// 11. Chess centaurs. How people and

sdup.°rg/strategicheskoe-upravieme-iskusstvermyiTi- computers started playing chess together URL:

^6ekS-V-roSSySkojdekonomike-148320245 (accessed: https://nauka.tass.ru/sci/6821294/amp (date of

. . issue: 10.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.