Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шегай А.В.

В содержании обучения иностранному языку довольно редко используются новые информационно-коммуникационные технологии, а именно интернет-технологии. Однако их внедрение позволяет повысить мотивацию обучающихся, эффективность и технологичность процесса обучения, а также разнообразить методические способы и приемы обучения английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF INTEGRATING INTERNET TECHNOLOGIES INTO ENGLISH LANGUAGE TEACHING

There is a shortage of new information and communication technologies’integrating in foreign language teaching, particularly with regard to Internet technologies. However, their using allows to increase student motivation, productive and technological effectiveness of syllabus as well as to diversify the ways and methods of English teaching.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

Шегай А. В.

Чирчикский государственный педагогический институт

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В содержании обучения иностранному языку довольно редко используются новые информационно-коммуникационные технологии, а именно интернет-технологии. Однако их внедрение позволяет повысить мотивацию обучающихся, эффективность и технологичность процесса обучения, а также разнообразить методические способы и приемы обучения английскому языку.

Ключевые слова: английский язык, интернет-технологии, компьютеризированное обучение языку, изучение иностранного языка, мотивация.

Shegay A. V.

Chirchik State Pedagogical Institute

POSSIBILITIES OF INTEGRATING INTERNET TECHNOLOGIES INTO ENGLISH LANGUAGE TEACHING

Abstract. There is a shortage of new information and communication technologies 'integrating in foreign language teaching, particularly with regard to Internet technologies. However, their using allows to increase student motivation, productive and technological effectiveness of syllabus as well as to diversify the ways and methods of English teaching.

Keywords: English language, Internet technologies, English language teaching, computer assisted language learning, motivation.

Как известно, в современном мире основной информационный пласт научной и учебно-методической литературы является англоязычным. Наряду с этим, очевидная значимость английского языка в различных сферах деятельности не отменяет тот факт, что большинство обучающихся на неязыковых факультетах имеет недостаточно высокий уровень владения иностранным языком. Это объясняется, прежде всего, недостаточным количеством аудиторных часов по учебным планам. Не менее важным фактором также является отсутствие учебно-методических комплексов англоязычных авторов для неязыковых факультетов и однообразие применяемых методов и технологий обучения. В результате наблюдается нарастающая тенденция к снижению мотивации студентов гуманитарных направлений подготовки к изучению иностранных языков.

Кроме этого следует отметить, что в содержании обучения иностранному языку довольно редко используются новые информационнокоммуникационные технологии, а именно интернет-технологии, к которым относятся видео- и аудио-подкасты, видеохостинги, веб-сайты, онлайнприложения и некоторые другие средства поиска информации и коммуникации. Их использование позволяет повысить мотивацию обучающихся, эффективность и технологичность содержания обучения, а также разнообразить способы и приемы обучения английскому языку.

Мотивация является важнейшей составляющей обучения иностранному языку в вузе. Сравнивая мотивированность студентов и школьников, можно заключить, что большинство обучающихся средних общеобразовательных учреждений имеют целью получение хорошей оценки знаний и умений. Зачастую их мотивация также основана на какой -либо личной заинтересованности. Студенты вузов ставят на первое место более значимые цели, связанные с дальнейшим трудоустройством и профессиональной деятельностью. Будущий выпускник прекрасно осознает важность и умение общения на английском языке для участия в программах академического обмена, семинарах и конференциях на иностранном языке, в деловых поездках; для ведения деловой переписки с потенциальными партнерами и для продвижения по карьерной лестнице.

На сегодняшний день термин «CALL» (Сomputer Аssisted Language Learning) часто используют, подразумевая под ним совокупность компьютерных и мультимедийных приложений различного характера [7]. Общая цель таких приложений заключатся в организации учебного процесса и проведении занятий по иностранному языку. Понятие «CALL» может также обозначать компьютерную программу, установленную на носителе информации или находящуюся на электронном сайте, которая создана специально для обучения и изучения иностранного языка.

Многие лингвисты продолжают обсуждать необходимость использования термина CALL (обучение языку с помощью компьютерных технологий). В мире ноутбуков, планшетов и мобильных телефонов использование технологических инструментов стало очевидно необходимым и обыденным явлением в любой сфере, не нуждающимся в дополнительном описании. Общее определение понятию CALL дал один из ведущих зарубежных специалистов в области компьютерного обучения языку Майкл Леви в своей работе «Обучение языку с использованием компьютеров: контекст и концептуализация», под которым он понимает поиск и применение компьютерных приложений в преподавании и изучении языкам.

Стандартные технические средства, использующиеся на современных занятиях по английскому языку, включают в себя: электронные УМК, интерактивную доску, аудио - и видеоматериалы. Для

повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка и активизации познавательного процесса при обучении всем видам речевой деятельности на английском языке можно эффективно использовать разнообразные ресурсы сети, которые содержат аудиовизуальный и текстовый материал, а также позволяют в режиме реального времени общаться с носителем языка.

Видеоконференцсвязь (ВКС) - современная телекоммуникационная услуга, позволяющая в реальном режиме времени общаться и вести совместную работу при территориальной удаленности субъектов [1]. Достоинством данной технологии является создание эффекта непосредственного общения с собеседником и целой аудиторией студентов или коллег своей страны или из-за рубежа. Это дает отличную возможность читать курсы лекций, проводить семинары, конференции, мастер-классы. Кроме этого прямые трансляции расширяют лингвокультурный кругозор её участников, помогают преодолеть языковой барьер в связи с практикой речевого общения и, безусловно, повышают мотивацию студентов. Видеоконференции могут быть проведены с помощью сервиса ZOOM.

Видеоматериалы представлены в интернете к качеству множества видеороликов обучающего и развлекательного характера, фильмов, сериалов, которые можно посмотреть с субтитрами. Они помогают студентам создать атмосферу реальной языковой коммуникации, восполнив отсутствие естественной языковой среды. Во время работы над видео обучающиеся совершенствуют свой уровень владения английским языком, поскольку разнообразие артикуляционных особенностей, фонетическая окраска речи (тембр, темп голоса носителей языка) подсознательно побуждает обучающихся прослушать и понять, что происходит на экране [4]. Помимо этого, в процессе аудиовизуального восприятия информации происходит формирование сознания и мышления благодаря иностранному языку, а также развитие познавательной активности студента и осмысленного восприятия иноязычной речи на слух, формирование навыков говорения и аудирования. Преподаватель может выбирать необходимый для изучения материал согласно учебной программе, а также личным предпочтениям учащихся, что является существенным фактором развития мотивации студентов. Пожалуй, самым известным видео-хостингом является YouTube, но также существует огромное количество интернет-платформ, на которых можно найти необходимые видеоматериалы для использования в учебной деятельности.

Резюмируя вышеупомянутое, следует отметить, что представленные возможности применения интернет-технологий в обучении иностранному языку позволяют повысить уровень языковой подготовки студентовбакалавров, благодаря ориентации на высокую

инструментальную компетенцию студентов, их мыслительную активность и усиление мотивации к изучению иностранных языков.

Использованные источники:

1. Zuparova, S., Shegay, A., & Orazova, F. (2020). Approaches to Learning English as the Source of All. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(5).

2. Zuparova, S., Shegay, A. (2021). Methods of Teaching Foreign Languages. Eastern European Scientific Journal, 1(7), 141-143.

3. Djurayeva, Y., Ayatov, R., & Shegay, A. (2020). Current Problems and Resolutions of Teaching English Grammar. Academic research in educational sciences, 1(3).

4. Djurayeva, Y., Ayatov, R., & Shegay, A. (2020). Current Problems and Resolutions of Teaching English Grammar. Academic research in educational sciences, 1(3).

5. Ruzmetova, M., Orazova, F., & Kayumova, G. (2020). The Role of Teaching Vocabulary Competence in English. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 509-513.

6. Ruzmetova, M., Otajonova, D., & Babadjanova, N. (2021). CONSIDERATIONS ON UNDERSTANDING THE MEANING OF A WORD. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(2), 1238-1242.

7. Krivosheyeva, G., Zuparova, S., & Shodiyeva, N. (2020). INTERACTIVE WAY TO FURTHER IMPROVE TEACHING LISTENING SKILLS. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 520-525.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.