Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ СТРАХОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ КАК ОДНОГО ИЗ МЕХАНИЗМОВ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ СТРАХОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ КАК ОДНОГО ИЗ МЕХАНИЗМОВ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / загрязнение окружающей среды / экологическое страхование / финансовые гарантии возмещения вреда / устойчивое развитие / ecology / environmental pollution / environmental insurance / financial guarantees of damages

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сплетухов Юрий Александрович

В статье рассматриваются проблемы, касающиеся роли страхования гражданской ответственности за вред, причиненный загрязнением окружающей среды, в управлении экологическими рисками. Первая часть статьи посвящена экологическому страхованию при внедрении принципов устойчивого развития. Автор останавливается на важности решения экологических проблем в современных условиях, подчеркивая, что они тесно связаны с изменением климатических условий и обусловливают применение принципов устойчивого развития в экономической деятельности. В статье внимательно рассматриваются источники финансовых средств, за счет которых могут компенсироваться убытки, причиненные жизни, здоровью, имуществу и финансовому благополучию пострадавших лиц, а также природной среде вследствие загрязнения окружающей среды. Автор делает вывод, что в ряду таких ресурсов важную роль играет страхование гражданской ответственности за вред, причиненный загрязнением окружающей среды. Дается характеристика проблем экологической безопасности, решению которых названный вид страхования может способствовать. Во второй части статьи анализируется современный уровень развития российского экологического страхования. Дается характеристика регламентирующего его законодательства. Выделены причины, которые, по мнению автора, препятствуют тому, чтобы данное страхование играло важную роль на страховом рынке страны. В заключение автор предлагает и обосновывает меры, которые, по его мнению, могли бы способствовать более успешному развитию страхования гражданской ответственности за вред, причиненный загрязнением окружающей среды. Среди них, в частности, расширение круга лиц, обязанных предоставлять финансовые гарантии возмещения убытков, которые причинены вследствие загрязнения окружающей среды; принятие нормативно-правового акта, регламентирующего условия договоров такого страхования в случаях, когда они будут заключаться в целях выполнения обязанности предоставлять финансовую гарантию возмещения причинных убытков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES TO INCREASE THE ROLE OF ENVIRONMENTAL RISK INSURANCE AS ONE OF THE MECHANISMS FOR IMPLEMENTING THE PRINCIPLES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article deals with the problems concerning the role of civil liability insurance for losses caused as a result of environmental pollution in ensuring environmental safety. The first part of the article is devoted to the place of environmental insurance in the implementation of the principles of sustainable development. The author dwells on the importance of solving environmental problems in modern conditions, emphasizing that these problems are closely related to climate change and are one of the reasons for the need to apply the principles of sustainable development in economic activity. Among other environmental problems, the article pays special attention to the issue of sources of financial resources, due to which losses caused to the life, health, property and financial well-being of the affected persons, as well as the natural environment, due to environmental pollution, can be compensated. The author concludes that, among other such sources, civil liability insurance for losses caused as a result of environmental pollution plays an important role. The characteristic of environmental safety problems, the solution of which this insurance can contribute, is given. The second part of the article analyzes the level of development of environmental insurance in the country in modern conditions. The article describes the legislation regulating the conduct of this insurance in our country. The reasons that, according to the author, prevent this insurance from playing an important role in the insurance market of the country are highlighted. At the end of the article, the author proposes and justifies measures that, in his opinion, could contribute to the more successful development of civil liability insurance for losses caused as a result of environmental pollution. Among them, in particular, is the expansion of the circle of persons obliged to provide financial guarantees for damages caused as a result of environmental pollution, as well as the adoption of a regulatory legal act regulating the terms of such insurance contracts in cases when they will be concluded in order to fulfill the obligation to provide financial guarantees for damages.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ СТРАХОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ КАК ОДНОГО ИЗ МЕХАНИЗМОВ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

страховой бизнес

УДК: 368.86 DOI: 10.24412/2071-6435-2022-3-93-110

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ СТРАХОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ КАК ОДНОГО ИЗ МЕХАНИЗМОВ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются проблемы, касающиеся роли страхования гражданской ответственности за вред, причиненный загрязнением окружающей среды, в управлении экологическими рисками.

Первая часть статьи посвящена экологическому страхованию при внедрении принципов устойчивого развития. Автор останавливается на важности решения экологических проблем в современных условиях, подчеркивая, что они тесно связаны с изменением климатических условий и обусловливают применение принципов устойчивого развития в экономической деятельности.

В статье внимательно рассматриваются источники финансовых средств, за счет которых могут компенсироваться убытки, причиненные жизни, здоровью, имуществу и финансовому благополучию пострадавших лиц, а также природной среде вследствие загрязнения окружающей среды. Автор делает вывод, что в ряду таких ресурсов важную роль играет страхование гражданской ответственности за вред, причиненный загрязнением окружающей среды. Дается характеристика проблем экологической безопасности, решению которых названный вид страхования может способствовать.

Во второй части статьи анализируется современный уровень развития российского экологического страхования. Дается характеристика регламентирующего его законодательства. Выделены причины, которые, по мнению автора, препятствуют тому, чтобы данное страхование играло важную роль на страховом рынке страны.

В заключение автор предлагает и обосновывает меры, которые, по его мнению, могли бы способствовать более успешному развитию страхования гражданской ответственности за вред, причиненный загрязнением окружающей среды. Среди них, в частности, расширение круга лиц, обязанных предоставлять финансовые гарантии возмещения убытков, которые причинены вследствие загрязнения окружающей среды; принятие

Ю. А. Сплетухов

нормативно-правового акта, регламентирующего условия договоров такого страхования в случаях, когда они будут заключаться в целях выполнения обязанности предоставлять финансовую гарантию возмещения причинных убытков.

Ключевые слова: экология, загрязнение окружающей среды, экологическое страхование, финансовые гарантии возмещения вреда, устойчивое развитие.

Введение

Как известно, одной из глобальных тенденций современного этапа развития человечества является изменение климата и повышение значимости связанных с этим рисков. Реакцией мирового сообщества на это явление стало распространение принципов устойчивого развития, суть которых раскрывается в базовом документе «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года», подготовленном в 2015 году и принятом в форме резолюции Генеральной Ассамблеи ООН [14].

Принципы устойчивого развития все более активно внедряются и в финансовом секторе, в частности в страховании, что подтверждается, например, докладом Банка России «Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора Российской Федерации» [6]. Значительное место в нем уделено проблемам, связанным с влиянием, которое климатические риски оказывают на функционирование банков и страховых компаний [20, с.4].

Важным финансовым механизмом управления такими рисками является экологическое страхование. В нашей стране его различные аспекты рассматриваются последние 20-25 лет. Среди работ на эту тему, опубликованных недавно, можно выделить те, которые, во-первых, рассматривают его с гражданско-правовых позиций [4; 10], во-вторых, как механизм управления экологическими рисками и обеспечения экологической безопасности [12; 13], в-третьих, с точки зрения возможных направлений его развития [2; 7-9; 17; 19-21].

В статье поставлены следующие задачи: рассмотреть возможности данного страхования как одного из механизмов внедрении принципов устойчивого развития, проанализировать его современное состояние в стране, предложить меры для его широкого распространения.

Страхование экологических рисков как механизм обеспечения экологической безопасности

Изменение климатических условий на нашей планете тесно связано

с экологией. С одной стороны, интенсивное загрязнение окружающей природной среды, вызываемое жизнедеятельностью человечества,— важная причина данного явления. В то же время среди последствий изменения климата — обострение ситуации с экологией. Именно поэтому интеграция экологических факторов в экономическое управление стала одним из направлений внедрения концепции устойчивого развития.

Несмотря на то, что начиная с середины прошлого века ученые на многочисленных мировых и национальных форумах поднимали вопросы, связанные с необходимостью защиты природы, экологические проблемы, появившиеся еще в XIX веке, не удалось решить и в XX веке. В настоящее время ситуация только обострилась, а темпы загрязнения окружающей природной среды стали нарастать. Свидетельством этого являются регулярно случающиеся экологические катастрофы. Причины такого положения во многом вызваны техническим прогрессом, бурным развитием промышленности и транспорта, расширением инфраструктуры.

Возрастающие отрицательные экологические изменения заостряют понимание опасности нерешенности экологических проблем для жизни, здоровья, хозяйственной деятельности человека. Результатом является осознание факта разрастания в мире экологического кризиса. Такой кризис состоит в существенных противоречиях между огромными возможностями человечества для своей деятельности в различных сферах и ограничениями, связанными с потенциалом биосферы поддерживать такую деятельность в полном объеме. Возникновение и расширение этих противоречий свидетельствует о том, что объем человеческой деятельности достиг таких огромных размеров, которые привели к глобализации ее воздействия на окружающую природную среду. Это в свою очередь все в большей мере отрицательно сказывается как на процессах экономического воспроизводства, так и на привычных условиях человеческой жизнедеятельности.

Указанные процессы привели к осознанию того обстоятельства, что нанесение вреда природной сфере чревато невозможностью обеспечивать устойчивое экономическое развитие. Из-за этого возникает необходимость при рассмотрении экономических проблем принимать во внимание экологические факторы в рамках единой системы человеческой жизнедеятельности.

Поскольку техногенные аварии и катастрофы происходят все чаще, а их социально-экономические последствия становятся все масштабнее,

можно с полным основанием говорить о наличии устойчивой тенденции увеличения вызываемого такими событиями вреда. Таким образом, задачи обеспечения экологической безопасности становятся в ряд самых актуальных современных проблем.

Все большее давление на природную сферу хозяйственной и иной деятельности людей приводит к тому, что внимание мирового сообщества к различным аспектам, касающимся обеспечения экологической безопасности, заметно растет. Постепенно все отчетливее осознается, что решение задач, связанных с устойчивым развитием человеческого сообщества в целях предоставления возможностей для более полного удовлетворения его потребностей, как в настоящее время, так и будущими поколениями людей, невозможно без искоренения проблемы обеспечения глобальной экологической безопасности.

В конце XX — начале XXI веков актуализировалась потребность сформировать новую модель развития нашей цивилизации, которая позволила бы дать ответы на вызовы, вставшие перед человечеством. В 1992 году на организованной ООН конференции, посвященной вопросам защиты окружающей среды и обеспечения на этом фоне устойчивого развития, была принята «Повестка дня на XXI век». В этом документе сформулированы основные направления развития человеческого сообщества на обозримую перспективу, которые получили название «Концепция экологически приемлемого экономического устойчивого развития». Она содержит общее видение направлений решения наиболее острых современных глобальных экономических и экологических проблем. Среди них огромное внимание уделено экологической безопасности всех видов хозяйственной и иной деятельности человека, их совместимости с задачами, связанными с обеспечением гармоничности между развитием общества и сохранностью природы.

Обострение экологической обстановки в значительной степени обусловлено функционированием промышленных компаний и разного рода производств, оказывающих неблагоприятное загрязняющее воздействие на окружающую природу. Их деятельность сопряжена с выбросами вредных веществ в атмосферу и водоемы, засоренностью почвы производственными отходами, что приводит к росту заболеваемости, к тому, что невозможно использовать определенные водные и земельные ресурсы, а также к другим неблагоприятным последствиям для жизнедеятельности людей.

В связи с этим нельзя назвать преувеличением утверждение о том, что деятельность многих предприятий связана с наличием значительных рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и аварий, реализация которых влечет за собой причинение существенного вреда планете, тяжелые социальные и экономические последствия. В частности, следствием таких аварий нередко бывает загрязнение природной среды, приводящее к причинению значительного вреда здоровью людей, имуществу, парализующее другие виды деятельности. В то же время, хотя потенциальными источниками экологической опасности могут считаться объекты, осуществляющие практически любые виды хозяйственной и иной деятельности, масштабы негативного воздействия на природу каждого из них могут быть разными.

В такой ситуации огромное значение приобретает вопрос об источниках возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью людей, материальным ценностям, природной среде. Значительные ресурсы для этих целей выделяют правительства, используя возможности государственного бюджета, однако этих средств, как правило, бывает недостаточно для возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей среды. Поэтому в настоящее время важнейшим общепризнанным принципом обеспечения экологической безопасности является признание обязанности компенсации нанесенного экологического ущерба теми лицами, которые его причинили. Данный принцип нашел свое воплощение как в международных соглашениях, так и в законодательстве отдельных государств.

Безусловно, проблемы, связанные с экологической безопасностью, актуальны и для нашей страны, являясь составной частью системы обеспечения национальной безопасности и одним из ключевых факторов социально-экономического развития России. Так, в статье 42 Конституции Российской Федерации указано, что все граждане Российской Федерации имеют право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением [11].

Однако сложившаяся в стране экологическая ситуация свидетельствует о том, что принимаемые в этой области меры недостаточно эффективны. Наносимый деятельностью предприятий вред в виде загрязнения окружающей природной среды весьма высок.

В пункте 18, части 2 «Стратегии экологической безопасности

Российской Федерации на период до 2025 года» констатируется, что экономические потери, обусловленные ухудшением качества окружающей среды и связанными с ним экономическими факторами, без учета ущерба здоровью людей, составляют ежегодно 4-6% валового внутреннего продукта страны [16].

В свою очередь, экспертами ежегодный вред, причиняемый в Российской Федерации окружающей среде и ее компонентам, оценивается в среднем суммой около 100 млрд рублей [3]. В 2020 году в России было выявлено 282 тысячи нарушений в сфере охраны природы, за которые были наказаны 57,3 тысячи предприятий и физических лиц [5]. Размер ежегодно взыскиваемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования компенсаций с компаний, которые причинили вред окружающей среде в результате аварий, достигает примерно 2,5 млрд рублей [1].

В то же время, как показывает произошедшая в 2020 году на ТЭЦ-3 «Норильского никеля» авария, которая привела к разливу топлива, убытки от крупных происшествий могут быть существенно выше. Экологический ущерб от данного события оценен Росприроднадзором почти в 148 млрд рублей [15].

В России действуют нормы гражданского права, устанавливающие обязанность возмещения ущерба, причиненного собственности, жизни и здоровью человека, а также природной среде в результате ее загрязнения. К их числу относятся как общие нормы гражданского права, регулирующие принципы возмещения вреда, причиненного другим лицам (глава 59 Гражданского кодекса Российской Федерации), так и специальные нормы, определяющие ответственность за вред, нанесенный природе.

Основополагающим среди экологических правовых актов Российской Федерации является Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с пунктом 1 статьи 77 данного закона, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. В пункте 1

статьи 79 данного закона указано, что вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме [18].

Тем не менее практика компенсации пострадавшим от загрязнения окружающей природной среды в стране оставляет желать лучшего, поскольку требования данных норм выполняются далеко не в полном объеме. С одной стороны, это связано с ограниченностью необходимых средств у предприятий-загрязнителей, с другой— недостаточной эффективностью действующей системы экономических инструментов, гарантирующих возмещение таких убытков, в том числе предусмотренных законодательством платежей, вносимых предприятиями за загрязнение окружающей среды. В результате ликвидация последствий вреда, нанесенного непосредственно окружающей природной среде, в значительной мере осуществляется за счет бюджетных средств, а убытки, причиненные гражданам и юридическим лицам, часто остаются неполностью возмещенными.

В связи с этим задача, связанная с разработкой механизма, позволяющего эффективно решить проблему возмещения убытков, причиненных вследствие нанесения вреда природе в результате загрязнения окружающей среды, является очень важной.

Для решения указанной проблемы целесообразным представляется использование специальных методов, которые позволили бы обеспечить возмещение ущерба, причиненного загрязнением окружающей природной среды, за счет лиц, ответственных за него. Весьма эффективным среди них является применение финансовых инструментов, таких как экологическое страхование, которое названо в Экологической доктрине Российской Федерации одним из механизмов предоставления финансовых гарантий на случай возможного негативного воздействия на окружающую среду [23].

Большинство специалистов исходят из того, что экологическое страхование — это страхование гражданской ответственности за последствия вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды. Однако существует и другая трактовка данного понятия, которая, по нашему мнению, более точна. Она состоит в том, что экологическое страхование — более широкое понятие, которое включает в себя целый ряд видов страхования, объединяющих характер страховых рисков как

событий, непосредственно связанных с загрязнением окружающей среды. В число таких видов входит страхование не только гражданской ответственности за вред, причиненный третьим лицам, но и имущества, предпринимательских и финансовых рисков, личное страхование, например, страхование лесных угодий, животных, рыбного хозяйства, урожая или других объектов; страхование на случай перерывов в производстве в результате загрязнения окружающей среды; страхование расходов на расчистку производственной территории после экологического происшествия; страхование жизни и здоровья граждан, находящихся на территории, являющейся зоной повышенного экологического риска.

Экологическое страхование способно играть достаточно важную роль в обеспечении экологической безопасности. В частности, оно может способствовать решению следующих задач:

а) обеспечение возмещения убытков, причиняемых другим лицам в результате загрязнения окружающей природной среды;

б) повышение финансовой устойчивости предприятий, загрязняющих природную среду и благодаря этому — экономики страны в целом;

в) финансирование рисков нанесения вреда природным ресурсам;

г) осуществление мониторинга предприятий в отношении их соответствия природоохранным стандартам и контроль уровня экологического риска;

д) стимулирование предприятий к тому, чтобы соблюдать экологические стандарты, осуществлять превентивные действия для защиты окружающей среды от экологического загрязнения.

Возможности для развития экологического страхования в стране

Экологическое страхование успешно развивается в целом ряде экономически развитых стран. Такая ситуация связана с наличием качественного законодательства, регулирующего гражданскую ответственность лиц, загрязняющих окружающую сферу, а также эффективной системы правоприменения и исполнения судебных решений. Все это дает возможность взыскивать с виновников загрязнения природы средства в счет компенсации за причиненный ущерб и вынуждает субъекты экономической деятельности искать механизмы возмещения таких убытков, а страховщиков стимулирует разрабатывать и предлагать на страховом рынке адекватные страховые продукты.

В нашей стране основной правовой нормой в области экологического

страхования (если не принимать во внимание нормы, регламентирующие общий порядок осуществления страховой деятельности) является Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В статье 18 данного закона указывается, что в Российской Федерации осуществляется экологическое страхование, проводимое в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В этой же статье предусмотрена также возможность проведения в стране и обязательного государственного экологического страхования [18].

Однако, несмотря на наличие такой нормы, обязательное экологическое страхование в стране отсутствует, поскольку закон о нем, невзирая на неоднократные попытки, принят так и не был. При этом нормы, касающиеся экологического страхования, содержатся в ряде законов, регулирующих порядок осуществления ряда видов хозяйственной деятельности. Указанные нормы предусматривают обязанность лиц, осуществляющих такую деятельность, предоставить финансовое обеспечение возмещения убытков, причиненных в результате загрязнения окружающей среды, одним из которых может быть договор страхования гражданской ответственности. Такие требования, в частности, касаются:

а) организаций, занимающихся деятельностью по разведке, добыче, переработке, транспортировке, хранению, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции;

б) собственников морских судов, перевозящих нефть, а также опасные и вредные вещества;

в) лиц, несущих ответственность за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления;

г) организаций, осуществляющих деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами;

д) инвесторов в соглашениях о разделе продукции.

Во всех остальных случаях какие-либо требования, принуждающие заключать договоры экологического страхования, отсутствуют, а потому оно осуществляется только в добровольном порядке. При этом, несмотря на неоднократные попытки осуществить меры, которые могли бы

способствовать развитию данного страхования, экологические риски предприятия страхуют крайне редко.

Причины такой ситуации находятся как в области спроса, так и в области предложения такого страхования.

С одной стороны, у большинства предприятий отсутствует интерес к заключению договоров экологического страхования. Это связано, на наш взгляд, прежде всего, со следующим:

— общим достаточно скептическим отношением потенциальных потребителей страховых услуг к страхованию, которое принято характеризовать термином «отсутствие страховой культуры»;

— отсутствием у многих руководителей предприятий осознания серьезности экологических рисков для благополучия их предприятий, а потому — необходимости организации системы их финансирования;

— недостаточности у предприятий экономических стимулов к заключению договоров такого страхования и, в частности, необходимости уплачивать страховые взносы за счет чистой прибыли, сохранению и при наличии страхования обязанности осуществлять платежи за загрязнение окружающей среды и уплачивать природоохранные штрафы.

С другой стороны, предложение услуг в области страхования экологических рисков в стране крайне ограничено, договоры такого страхования предлагает заключать небольшое число страховых компаний. Это объясняется спецификой и сложностью страхования экологических рисков. Для его проведения страховая компания должна обладать крупными активами, квалифицированными специалистами, провести серьезную подготовительную работу, в том числе совместно с перестраховщиками, страховыми брокерами, экспертными организациями, потенциальными клиентами. При этом в условиях крайне ограниченного платежеспособного спроса у страховщиков нет гарантий, что понесенные расходы окупятся. Серьезной проблемой является также высокая степень износа основных средств производства и инфраструктуры на многих предприятиях, что повышает риски аварий, которые могут привести к загрязнению окружающей природной среды, а потому вынуждает страховщиков быть крайне осторожными при заключении договоров страхования.

Поэтому актуальной задачей представляется реформирование данной сферы страховой деятельности с целью повышения ее роли как в решении экологических проблем, так и на страховом рынке страны.

В принципе представляется возможным рассмотрение четырех ва-

риантов такого реформирования:

а) стимулирование развития экологического страхования в добровольной форме;

б) проведение экологического страхования как одного из видов обязательного страхования путем принятия отдельного федерального закона о таком страховании;

в) расширение практики использования так называемой «вмененной» формы страхования. Суть такого предложения в том, чтобы заключение договора страхования гражданской ответственности за убытки, причиненные в результате загрязнения окружающей природной среды, было бы обязательным требованием при осуществлении широкого круга экологически опасных видов деятельности;

г) расширение круга лиц, обязанных предоставлять финансовые гарантии (одной из которых может быть договор страхования гражданской ответственности) возмещения убытков, причиненных в результате загрязнения окружающей природной среды, при осуществлении определенных видов хозяйственной деятельности.

Наиболее целесообразным нам видится последний вариант.

Как уже отмечалось, экологическое страхование является далеко не единственным возможным методом предоставления финансовых гарантий, обеспечивающим возмещение убытков вследствие загрязнения окружающей среды. Во многих странах существует законодательство, нормы которого требуют предоставления субъектами экономической деятельности финансового обеспечения на случай причинения вреда указанными событиями. При этом среди наиболее часто встречающихся видов такого финансового обеспечения можно назвать: формирование собственного корпоративного резервного фонда, банковское поручительство или гарантию, создание общества взаимного страхования и, наконец, заключение договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами. При этом предприятиям предоставляется возможность выбора одного из видов финансовой гарантии.

Достоинством данного варианта является, с одной стороны, обязательность наличия у субъектов, осуществляющих экологически опасные виды деятельности, финансовой гарантии, обеспечивающей возмещение нанесенных ими убытков. С другой стороны, им будет предоставлена возможность выбора наиболее приемлемого варианта, что, на наш взгляд, будет способствовать конкуренции среди лиц, предоставляющих такое

обеспечение.

При этом страхование считается одним из наиболее эффективных инструментов финансового покрытия экологических рисков. Его достоинством является, прежде всего, относительная экономичность, поэтому такой вариант используется достаточно часто.

Одновременно следует упорядочить условия проведения страхования гражданской ответственности за убытки, причиненные в результате загрязнения окружающей природной среды.

В настоящее время единственным нормативным актом, регулирующим порядок проведения такого страхования, является Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденное Минприроды России и Российской государственной страховой компанией соответственно 3 декабря и 20 ноября 1992 года. Хотя формально данное Положение не отменено, а потому является действующим нормативным актом, но фактически оно находится в «спящем режиме». А условия договоров экологического страхования определяются правилами страхования отдельных страховых компаний, осуществляющих такое страхование. Поэтому представляется, что было бы целесообразно для тех случаев, когда договоры страхования гражданской ответственности будут заключаться в целях выполнения обязанности по предоставлению финансовой гарантии возмещения убытков, причиненных в результате загрязнения окружающей природной среды, разработать и принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок проведения такого страхования.

Выводы

1.Одной из глобальных задач современного этапа развития человеческого сообщества является интеграция экологических факторов в экономическое управление. Одна из проблем в этой области — обеспечение возмещения вреда, причиненного в результате загрязнения окружающей среды, как самой природе, так и населению, субъектам хозяйственной и иной деятельности, государству.

2. В настоящее время существует понимание того, что такой вред должен возмещаться, прежде всего, за счет тех лиц, которые его причинили. Однако зачастую такие лица не располагают финансовыми возможностями полностью его возместить, что приводит к тому, что возмещение убытков ложится на государство, либо они вообще остаются

не возмещенными. Данное обстоятельство вызывает необходимость поиска эффективных финансовых инструментов возмещения экологического вреда. Одним из таких механизмов является страхование гражданской ответственности за убытки, причиненные в результате загрязнения окружающей природной среды, которое появилось в мире во второй половине XX века и в настоящее время достаточно успешно осуществляется во многих экономически развитых государствах.

3. Основной юридической нормой в области экологического страхования в нашей стране является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В статье 18 данного закона приведено определение данного страхования, а также предусмотрена возможность его проведения в обязательной форме. Однако отдельный закон об обязательном экологическом страховании в стране отсутствует, а потому договоры экологического страхования могут заключаться только в добровольном порядке. При этом субъекты, осуществляющие некоторые виды хозяйственной деятельности, заключают договоры страхования гражданской ответственности за убытки, причиненные в результате загрязнения окружающей среды, в целях выполнения требования о предоставлении финансовой гарантии возмещения экологического вреда.

4. В целом экологическое страхование в Российской Федерации развито достаточно слабо, поэтому представляется целесообразным принятие определенных мер, которые могли бы способствовать повышению его роли в решении проблемы обеспечения экологической безопасности. В частности, предлагается следующее:

— расширить круг лиц, обязанных предоставлять финансовые гарантии (одной из которых может быть договор экологического страхования) возмещения убытков, причиненных в результате загрязнения окружающей природной среды, включив в него все экологически опасные виды экономической и иной деятельности;

— упорядочить условия проведения страхования гражданской ответственности за убытки, причиненные в результате загрязнения окружающей природной среды. В этих целях разработать и принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок проведения такого страхования в тех случаях, когда договоры страхования гражданской ответственности будут заключаться в целях выполнения обязанности по предоставлению финансовой гарантии возмещения убытков.

Литература

1. Березина Е. От экологических рисков спасет страхование// Российская газета. Федеральный выпуск № 185(7648).

2. Брызгалов Д. В. Страховые интересы и страховая защита участников контрактов жизненного цикла // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2021. № 5. С. 139-150.

3. В России хотят ввести экострахование. URL: http: //www.asn-news.ru/news/67719 (дата обращения: 01 мая 2022 года).

4. Волкова И. А. Страхование ответственности за загрязнение окружающей среды: гражданско-правовые аспекты // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9. Выпуск 4. 2005. Часть 1. С. 61-64.

5. Группа «Деловой профиль». Глобальная экологическая ответственность Аналитическое исследование (2021). URL: https://delprof.ru/upload/iblock/cb5/DelProf_Analitika_ Globalnaya-ekologicheskaya-otvetstvennost.pdf (дата обращения: 01 мая 2022 года).

6. Доклад Банка России «Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора Российской Федерации». URL: https://cbr.ru/press/event/?id=6823 (дата обращения: 01 мая 2022 года).

7. Иванова С. В., Иванов О. Б. Устойчивое развитие в неустойчивом мире: образовательный аспект // Ценности и смыслы. 2021. № 3(73). С. 6-26.

8. Кванина В. В., Макарова Т. И. Системные проблемы в правовом обеспечении экологического страхования на федеральном и региональном уровнях // Вестник Томского государственного университета. Право. 2021. № 39. С. 159-173.

9. Кириллова Н. В. Страховые программы в контрактах жизненного цикла // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021. № 3 (234). С. 50-57.

10. Клоченко Л. Н. Страхование ответственности за загрязнение окружающей среды // Юридическая и правовая работа в страховании. 2008. № 2. С. 29-46.

11. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.kremlin. ru/acts/constitution/item (дата обращения: 01 мая 2022 года).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Новикова Е. В. Институт экологического страхования как элемент экологической безопасности // Экологическое право. 2019. № 1. С. 6-10.

13. Панов А. В. Страхование ответственности как эффективный механизм управления риском. URL: https://forinsurer.com/ public/12/04/05/4323 (дата обращения: 01 мая 2022 года).

14. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 01 мая 2022 года).

15. Росприроднадзор оценил ущерб от аварии в Норильске в рекордные 2 млрд долларов. URL: https://www.rbc.ru/business/0 6/07/2020/5ef9e42a9a7947264d24cc19 (дата обращения: 01 мая 2022 года).

16. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 176.

17. Туленты Д. С. Место и роль страхования в реализации национальных проектов // Страховое дело. 2022. № 2 (347). С. 28-38.

18. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/17718 (дата обращения: 01 мая 2022 года).

19. Фоменко Б. Обязательное экологическое страхование. Снизит ли экологическое страхование вред окружающей среде // Финансовая газета. 2017. № 39. С. 10.

20. Цыганов А., Крутова Л. Соблюдение принципов устойчивого развития в сфере страхования // Страховое дело. 2022. № 1. C.3-10.

21. Цыганов А. А. Перспективы и последствия современных технологий страхования: постановка проблемы // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2020. № 1. С.126-135.

22. Цыганов А. А., Крутова Л. С. Перспективы имплементации экологического страхования в России // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2021. № 3. С. 97-111.

23. Экологическая доктрина Российской Федерации, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р.

References

1. Berezina E. Insurance will save you from environmental risks. Rossiyskaya Gazeta [Russian newspaper], Federal Issue, no. 185 (7648) (in Russian).

2. Bryzgalov D. V. Insurance interests and insurance protection of participants in life cycle contracts. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2021, no. 5, pp. 139-150 (in Russian).

3. In Russia they want to introduce eco-insurance. Available at: http: //www.asn-news.ru/news/67719 (accessed:1 May, 2022) (in Russian).

4. Volkova I. A. Liability insurance for environmental pollution: civil aspects. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Volgograd State University], 2005, series 9, issue 4, part 1, pp.61-64 (in Russian).

5. Group "Business profile". Global Environmental Responsibility Analytical Study (2021). Available at: https://delprof.ru/upload/ iblock/cb5/DelProf_Analitika_Globalnaya-ekologicheskaya-otvetstvennost.pdf (accessed:1 May, 2022) (in Russian).

6. Doklad Banka Rossii "Vliyanie klimaticheskih riskov i ustoychivoe razvitie finansovogo sektora Rossiyskoy Federacii" [The report of the Bank of Russia "The Impact of climate risks and the sustainable development of the financial sector of the Russian Federation"]. Available at: https://cbr.ru/press/event/?id=6823 (accessed: 1 May, 2022) (in Russian).

7. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Sustainable development in an unstable world: educational aspect. Tsennosti ismysly [Values and Meanings], 2021, no. 3(73), pp. 6-26 (in Russian).

8. Kvanina V. V., Makarova T. I. Systemic problems in the legal provision of environmental insurance at the federal and regional levels. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo [Bulletin of Tomsk State University. Right], 2021, no. 39, pp. 159-173 (in Russian).

9. Kirillova N. V. Insurance programs in life cycle contracts. Imushchestvennye otnosheniya v Rossiyskoy Federacii [Property relations in the Russian Federation], 2021, no. 3 (234), pp. 50-57

I Возможности повышения роли страхования экологических рисков... (in Russian).

10. Klochenko L. N. Liability insurance for environmental pollution. Yridichescay e pravovay rabota v strahovaniy [Legal and legal work in insurance], 2008, no. 2, pp. 29-46 (in Russian).

11. Konstituciya Rossiyskoy Federacii [Constitution of the Russian Federation]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/constitution/ item (accessed:1 May, 2022) (in Russian).

12. Novikova E. V. Institute of Environmental Insurance as an element of environmental safety. EkologicheskoePravo [Environmental law], 2019, no. 1, pp.6-10 (in Russian).

13. Panov A. V. Liability insurance as an effective risk management mechanism. Available at: https://forinsurer.com/pub-lic/12/04/05/4323 (accessed:1 May, 2022) (in Russian).

14. UN General Assembly resolution of 25 September, 2015. Available at: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ ru.pdf (accessed: 1 May, 2022) (in Russian).

15. Rosprirodnadzor estimated the damage from the accident in Norilsk at a record $2 billion. Available at: https://www.rbc.ru/busin ess/06/07/2020/5ef9e42a9a7947264d24cc19 (accessed:1 May, 2022) (in Russian).

16. Strategiya ekologicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda, utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 19 aprelya 2017 goda No. 176 [The Environmental Safety Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025, approved by Decree of the President of the Russian Federation 2017, no. 176 of April 19] (in Russian).

17. Tulenty D. S. The place and role of insurance in the implementation of national projects. Strahovoе delo [Insurance business], 2022, no. 2(347), pp. 28-38 (in Russian).

18. Federal'nyy zakon ot 10 yanvarya 2002 goda No. 7-FZ "Ob ohrane okruzhayushchey sredy" [Federal Law No. 7-FZ of January 10, 2002 "On Environmental Protection"]. Available at: http://www.kremlin. ru/acts/bank/17718 (accessed:1 May, 2022) (in Russian).

19. Fomenko B. Mandatory environmental insurance. Will environmental insurance reduce the harm to the environment. Finansovaya gazeta [Financial Newspaper], 2017, no. 39, p.10 (in Russian).

20. Tsyganov A., Krutova L. Compliance with the principles of sustain-

able development in the insurance sector. Strahovoc delo [Insurance business], 2022, no. 1, pp. 3-10 (in Russian).

21. Tsyganov A. A. Prospects and consequences of modern insurance technologies: problem statement. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2020, no. 1, pp. 126-135 (in Russian).

22. Tsyganov A. A., Krutova L. S. Prospects for the implementation of environmental insurance in Russia. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2021, no. 3, pp. 97-111 (in Russian).

23. Ekologicheskaya doktrina Rossiyskoy Federacii, odobrena Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 31 avgusta 2002 goda No. 1225-r. [The Environmental Doctrine of the Russian Federation, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of 31 August, 2002, No. 1225-R] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.