Научная статья на тему 'Возможности педагогического тестирования в управлении учебно-познавательной деятельностью студентов по иностранному языку'

Возможности педагогического тестирования в управлении учебно-познавательной деятельностью студентов по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомкина М. Е.

The article is about didactic possibilities of language testing in teaching control of foreign languages and the necessity to create integral computerized systems contributing the improvement of students' learning cognitive activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности педагогического тестирования в управлении учебно-познавательной деятельностью студентов по иностранному языку»

ментальной группы из 25 курсантов было затрачено 30 минут.

Таким образом, совокупное время, затраченное на обучение и контроль знаний для контрольной группы составило Тк = 11 часов 20 минут (680 минут), а для экспериментальной группы Тэ = 8 часов 30 минут (510 минут).

Коэффициент интенсификации учебного процесса определяется как отношение времени, затраченного на освоение учебно-специальной задачи № 2 контрольной группой Тк, ко времени, затраченному экспериментальной группой Тэ.

т~

K и = 7=.

(8)

Подставляя в формулу полученные выше числовые значения, получаем:

K и = 1,33.

Таким образом, применение методики персонализации образования на основе мониторинга учебного процесса с использованием новых информационных технологий в 1,33 раза увеличивает интенсивность учебного процесса.

В заключение следует отметить, что оценка эффективности концепции учебного процесса в ввмуз, организуемого с использованием новых информационных технологий, по основным показателям, характеризующим ее, показала безусловную целесообразность ее внедрения в учебный процесс ввмуз.

Литература

1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. - Т.1. - М., 1993; Т.2, 1999.

2. Барашков П. Н., Житницкий М. И., Захаров А. М. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в ввузе. - Л.: ВАС, 1990. - 212 с.

3. Эффективность применения технических средств обучения и вопросы терминологии / Под ред. А.В. Солодова. - М.: МО СССР, 1975. - 133 с.

4. Кондратенко А.Б. Оценка эффективности методологии оптимизации образовательного процесса в высших военно-морских учебных заведениях, организуемого с использованием новых информационных технологий/Отчет по НИР «Методология - 4». Калининград: БВМИ, 2004 - 89 с.

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

М.Е. Пахомкина, к.п.н., доц. кафедры Иностранных языков Тел.:(8634) 37-16-60, E-mail: kvv@itt.net.ru Таганрогский государственный радиотехнический университет

http://www.tsure.ru

The article is about didactic possibilities of language testing in teaching control of foreign languages and the necessity to create integral computerized systems contributing the improvement of students' learning cognitive activity.

За последние несколько лет

отечественные и зарубежные авторы все больше сходятся во мнении, что главным назначением информационных и коммуникационных технологий является повышение эффективности управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых. Это, в свою очередь, выдвигает проблему

создания компьютерных программ и курсов, которые наиболее полно отражали бы принципы педагогического управления и выступали бы дидактическим средством, обеспечивающим эффективность обучения.

Оценка эффективности управления учебно-познавательной деятельностью учащихся представляет важную задачу. Использование тех или иных методов, приемов и средств в процессе обучения оправдано лишь в том случае, если они показывают совершенно определенные, конкретно оцениваемые преимущества по сравнению с другими методами (средствами) управления.

Такими показателями могут быть:

1) скорость усвоения учащимися учебного материала;

2) качество усвоения учащимися учебного материала;

3) психологический климат;

4) мотивация познавательной деятельности, интерес к познанию;

5) организация научно обоснованных единых для всех преподавателей требований к учащимся;

6) объективность оценок усвоения;

7) освобождение преподавателей от нетворческих видов работы;

8) возможность обмена «педагогическим обеспечением» между преподавателями, кафедрами, учебными заведениями;

9) активное управление познавательной деятельностью учащихся без непосредственного участия преподавателя;

10) возможность получения и использования в целях управления статистической информации о ходе обучения;

11) оперативная информированность учащихся и преподавателей о ходе усвоения учебного материала;

12) минимальные временные затраты преподавателей на процедуру контроля знаний, умений и навыков учащихся;

13) минимальные временные затраты преподавателей на обработку результатов контроля знаний.

Современная педагогика знает уже несколько направлений оптимизации процесса обучения и воспитания. Критикуя традиционное обучение за неспособность развивать умственную самостоятельность и активность учащихся, психологи, педагоги и методисты предлагали в качестве эффективного средства (метода) управления обучения проблемное и программированное обучение (машинное и безмашинное). Сегодня быстро набирает силу и популярность компьютерное обучение. Образование (особенно высшая школа) переходит на качественно новый этап применения информационных технологий в образовательном процессе.

Развитие каждого из этих направлений имело свой полезный результат в теории и практике обучения и воспитания. Однако следует помнить важное методологическое требование, которым нужно руководствоваться при выборе оптимальной структуры процесса обучения. Таким требованием является осознание педагогом диалектического характера обучения, из которого вытекает, что нет и не может быть универсальной

структуры обучения, способной разрешить все дидактические задачи в равной мере эффективно.

В методике обучения иностранным языкам имеются исключительно благоприятные дидактические предпосылки автоматизации процесса контроля знаний, умений и навыков в виде широко используемой в практике обучения иностранным языкам тестовой методики контроля, легко адаптируемой к возможностям любого технического средства обучения. Метод тестов, имеющий более чем вековую историю развития, признан в системе образования многих стран, включая Россию, как валидный, надежный, объективный и экономичный метод педагогического измерения.

При обучении иностранным языкам в первую очередь должна быть компьютеризирована процедура контроля знаний, умений и навыков как «основы управления познавательной деятельностью обучающегося». Речь идет как об установлении исходного уровня обученности, позволяющем адекватно планировать процесс обучения, так и о текущей проверке качества усвоения знаний и развития умений и навыков, дающей возможность преподавателю рационально управлять учебным процессом. В последнее десятилетие идеи отечественных и зарубежных специалистов в области развития теории и практики языкового тестирования находят все более широкое применение в работе всех типов учебных заведений России. Причиной тому является внедрение личностно и коммуникативно ориентированных методических систем обучения иностранным языкам в России, которое требует соответствующих изменений в системе контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

В психолого-педагогической литературе, рассматривающей проблемы мировой и отечественной тестологии, существует несколько определений понятия «педагогический (языковой) тест». Эти определения показывают, что педагогическому (языковому) тесту присущи характерные особенности, которые выгодно отличают его как эффективное средство управления учебно-познавательной деятельностью студента по сравнению с другими средствами:

• тщательность подготовки в соответствии с определенными требованиями;

• предварительная экспериментальная проверка;

• наличие показателей эффективности, позволяющих судить о возможности использования данного теста (надежность, ва-лидность);

• наличие эталона, простота сравнения с

ним;

• экономичность во времени;

• способность проверить одновременно всех учащихся;

• равные для всех тестируемых условия;

• возможность контролировать не только знания, но и умения пользоваться ими;

• объективный подход к контролю и оценке знаний и умений;

• возможность количественного учета и математической обработки результатов тестирования.

При организации системы управления процессом обучения необходимо помнить, что эффективное управление возможно при выполнении системы требований: определить цели управления; установить исходное состояние управляемого процесса;

определить программу воздействий, предусматривающую основные переходные состояния процесса;

обеспечить получение информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесса, т.е. систематическую обратную связь;

обеспечить переработку информации, полученной по каналу обратной связи, с целью выработки корректирующих воздействий [1].

Определение целей и задач обучения является важным и обязательным этапом управления. Чем яснее осознается и понимается цель, тем больше вероятность того, что она будет достигнута. Каждый этап обучения должен иметь конкретные цели и результат.

Согласно целям обучения вступает в силу механизм прогнозирования, который предполагает прогноз способов достижения целей, процесс формирования планов будущих действий, оценки их результатов на основе соотнесения текущих результатов и целей обучения.

Составляемые тесты должны быть ориентированы на программы и план, текущие и перспективные. Они должны полностью согласовываться с требованиями к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к студентам на разных этапах обучения. Использование тестового контроля позволяет четко сформулировать количественные и качест-

венные параметры овладения языком на разных этапах обучения. Полная согласованность тестов с программой и планами делает процесс обучения целенаправленным, а тесты валидными.

Составление языковых тестов требует соблюдения определенных требований. Методика составления тестов и предъявляемые к ним требования подробно описаны в работах отечественных и зарубежных тестоло-гов.

Согласно целям обучения должен происходить отбор языкового материала. Проблема отбора материала особенно важна в преподавании иностранных языков в техническом вузе, так как вузовская программа не предполагает возможным овладеть иностранным языком в полном объеме. Следовательно, необходимо выявить объем грамматического, лексического материала, языковых единиц, текстового материала, необходимого студенту технического вуза для самостоятельной работы с иностранной литературой. Объем материала должен быть необходимым и достаточным для реализации поставленной цели, а организация материала и реализация обучения подчиняться принципам доступности, последовательности, систематичности и непрерывности.

Чтобы управление обучением было эффективным, необходимо установить исходное состояние управляемого процесса. В качестве объективного средства диагностики используются тесты общих умений, называемые Proficiency Tests. Они служат для определения общего уровня владения иностранным языком, для уточнения программ и планов обучения и могут использоваться для распределения студентов по группам в соответствии с результатами тестирования. Для определения уровня владения иностранным языком (уровня развития коммуникативной компетенции) необходимо определить содержание этих уровней, конкретизировав номенклатуру умений. Каждому этапу обучения должен соответствовать определенный уровень развития коммуникативной компетенции. Сравнение результатов тестирования с оценками в аттестате и выполнение студентами специальных тестов по самооценке собственных знаний и умений будет способствовать формированию у студентов более объективного подхода в оценке своих возможностей в будущем. Деление групп на более и менее сильные в языковом отношении учебные подгруппы способствует возникновению новых потребностей и

мотивов. У менее сильных студентов появляется надежда на возможность ликвидации пробелов школьного обучения и на дальнейшее успешное обучение. У сильных студентов появляется возможность получить обширные и глубокие знания по иностранному языку.

Данные диагностического теста позволят определить программу воздействий, предусматривающую основные переходные состояния процесса. Преподаватель воздействует на студента через учебные материалы. Поэтому успешность усвоения материала в большой степени зависит от того, как организован учебный материал, какие задания используются для достижения целей усвоения. Рациональное сочетание традиционных форм и упражнений в тестовом режиме даст возможность быстро и с меньшими физическими и умственными затратами усвоить языковые единицы и приобрести необходимые умения и навыки по видам речевой деятельности.

Использование тестовых заданий позволит осуществить функционально-ориентировочный подход к обучению грамматике иностранного языка, при котором основное внимание уделяется описанию коммуникативных возможностей грамматических элементов языка, т.е. их семантическому описанию (от содержания).

С помощью курса функционально-ориентированной грамматики можно превратить в управляемый процесс как формирование языкового сознания, так и овладение соответствующими языковыми средствами его выражения. В связи с этим важной задачей становится формирование у студентов такого понимания значений формальных структур языка, которое позволяет определить, какая из них может быть использована в данном речевом сообщении, в данной конкретной речевой ситуации. С этой целью в рамках контрольно-тренировочного курса могут быть разработаны следующие группы заданий в тестовом режиме.

1. Задания для проверки сформирован-ности у студентов умения производить предварительную ориентировку в речевой ситуации. При выполнении этих заданий внимание обучаемых фиксируется прежде всего на содержательной стороне грамматических форм иностранного языка, представленной средствами родного языка.

2. Задания, предусматривающие проверку сформированности у студентов умения непосредственно соотносить иноязыч-

ную форму с особенностями коммуникативной ситуации. При выполнении этих заданий внимание студентов фиксируется на языковой форме, рассматриваемой в тесной связи с ее содержанием.

3. Задания, обеспечивающие проверку умения оперативно выбирать языковую форму, адекватную коммуникативной цели сообщения. Они предназначены для проверки степени интериоризованности (свернутости) речевого действия, перевода его во «внутренний план» [2].

Перечисленные группы заданий используются для развития и проверки степеней сформированности грамматических навыков оформления иноязычного высказывания (коммуникативной компетенции в грамматике).

Представляются целесообразными и контрольные задания, направленные на проверку сформированности грамматических навыков чтения, которые строятся таким образом, чтобы они позволяли устанавливать как способность студентов выполнять отдельные грамматические действия, так и умение автоматизированно «считывать» грамматические явления по мере восприятия читаемого, как это делает зрелый чтец.

К таким заданиям можно отнести задания для проверки владения механизмами узнавания и различения грамматических форм. Такие задания носят четко выраженный аналитический характер.

Задания для контроля сформированно-сти навыков структурирования и синтезирования имеют целью проверить, овладел ли студент умением объединять слова в синтагматические группы на основе грамматических признаков, что является необходимой предпосылкой успешного чтения литературы на иностранном языке.

Задания для проверки сформированно-сти у студентов навыков линейного анализа грамматических характеристик читаемого текста позволяют установить, насколько адекватно студент может прогнозировать синтаксическую схему предложения.

Существует большое количество видов тестовых заданий для контроля словарного запаса. Эффективны тестовые задания по лексике, которые предусматривают различные действия, связанные с группировкой. Это исключение «лишних слов» из группировки, обобщение группировки путем выделения одного ключевого слова. Также используются задания, при выполнении которых основной мыслительной операцией яв-

ляется сопоставление. Это подбор антонимов и синонимов. Эффективны задания для проверки знания сочетаемости слов, а также задания, построенные по методике дополнения.

Как видим, все перечисленные задания по лексике и грамматике требуют от студента активизации всех мыслительных операций, что, в свою очередь, приводит к быстрому, осмысленному и стабильному запоминанию.

Прочное усвоение лексического и грамматического материала необходимо для продуктивного чтения.

Контрольные задания в тестовом режиме после текстов имеют целью проверку понимания смыслового содержания прочитанного и подразделяются на:

1) задания, контролирующие понимание фактологического материала, содержащегося в тексте;

2) задания, направленные на осмысление причинно-следственных связей между описываемыми в тексте явлениями (событиями);

3) задания, контролирующие умение читающего вычленять основную и дополнительную информацию в тексте;

4) задания, стимулирующие выражение личностного отношения читающего к воспринятой информации;

5) задания, контролирующие умение самостоятельно формулировать вопросы к тексту;

6) задания, контролирующие умение находить в тексте ответ на поставленный вопрос, и т.д. [2].

Тестовые задания, предлагаемые после текстов, представляют собой своего рода алгоритм выполнения самостоятельной работы с текстом и имеют целью формирование ориентировочной основы действий по чтению. При чтении текста и выполнении заданий студенты должны учитывать временные показатели, которые характеризуют оперативность выполнения контрольных заданий, тем самым формируя умение концентрировать свое внимание и дисциплинировать себя в процессе работы.

Владея всеми видами чтения, студенты могут менять стратегию чтения в зависимости от ситуации для более быстрого усвоения и обработки информации.

Важным звеном в организации обучения является поэтапный контроль, которым должен завершаться каждый тематический цикл. Систематическая обратная связь яв-

ляется неотъемлемой функцией управления и успешно может осуществляться с помощью так называемых Achievement Tests, показывающих, как и насколько усвоен материал модуля, семестра, курса. Они должны включать только изученный материал и давать оценку уровня, которого студенты достигли в изучении языка за контролируемый период времени. Что касается определения и отбора объектов тестирования, то они производятся на основе четко сформулированных целей обучения, определения уровней обученности (с разработанной номенклатурой умений).

В конце каждого семестра студентам следует предложить тест по самооценке уровня знаний, умений и навыков по различным видам речевой деятельности. Предлагаемая в тесте шкала умений с оценкой в баллах учит студентов объективно оценивать уровень своих знаний и знаний других студентов.

Переработка информации, полученной по каналу обратной связи, с целью выработки корректирующих воздействий является последним этапом в организации управления обучением. Быстрая переработка данных об уровне знаний и умений обеспечивается благодаря тому, что проверка производится с помощью шаблонов. Компьютерное тестирование дает возможность делать это за доли секунды. Благодаря этому достигается оперативная информированность преподавателей и студентов о ходе учебного процесса.

Таким образом, целостные компьютеризированные курсы по иностранному языку (куда входят тесты, определяющие исходный уровень, тесты текущего контроля, аттестационные тесты, экзаменационные тесты, обучающие тесты, тесты для проверки остаточных знаний) являются по сути своей компьютерными системами, способными управлять процессом обучения иностранному языку. Целостности системы способствуют экран успеваемости (мониторинг), «портрет» студента или «языковой портфель». Такая система управления учебно-познавательной деятельностью вырабатывает у студента установку на систематическую самостоятельную работу с целью достижения высоких результатов. Учебный процесс становится более прозрачным, а у преподавателя появляются дополнительные данные для управления познавательной деятельностью студента и повышения качества обучения.

В настоящее время во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки с использованием информационных технологий.

Создание условий для их разработки, апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным требуют решения целого комплекса учебно-методических, психолого-педагогических и других проблем [3-5]. Эти проблемы невозможно решить без:

- выработки системного научно-методического подхода к реализации ИТ в учебном процессе;

- разработки методики использования информационных технологий в практической деятельности [4-7];

- подготовки педагогических кадров к освоению компьютерных технологий обучения и внедрению их в учебный процесс;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- подготовки обучающихся к использованию информационных технологий для приобретения знаний и умений [4];

- материально-технического оснащения учебного заведения [3].

Внедрение информационных технологий создает предпосылки для интенсификации учебно-познавательной деятельности студентов. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания [4-7]. Информационные технологии способствуют раскрытию и развитию личностных качеств студентов. Однако следует четко представлять себе место и роль данных технологий в учебном процессе по каждой дисциплине.

Литература

1.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М. : МГУ, 1984.

2. Коккота В.К. Лингво-дидактическое тестирование. - М., 1989. - 124 с.

3. Ветров Ю., Глухов И. Информационные технологии в образовательном пространстве технического университета//Высшее образование в России.- 2004. - № 3. - С. 71-76.

4. Интерактивное тестирование знаний английского языка через Интернет http://languagelink.ru/english/onlinetest/test/

5. Интерактивное тестирование знаний английского языка через Интернет http://www.estudy .ru/includes/test.shtml

6. Голосовые уроки в он-лайн, не ограниченные во времени http://www.englishtown.com/master/hp/

7. Сайт для обучения и тестирования http://enative.narod.ru/index.htm

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СФЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ

К. В Беляев, асп. Тел.: 931-21-55, E-mail: sirconst@yandex.ru Институт криптографии, связи и информатики http://academy.fsb.ru/

The foundations of special intelligent education software system is proposed. The main models and methods of e-learning individualization for education quality raising are considered. Now research prototype of software system is implemented.

Введение

Внедрение систем автоматизации обучения в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся направлений применения современных информационных технологий. Существующие промышленные и экспериментальные системы автоматизации обучения (системы

дистанционного обучения) обеспечивают возможность качественного профессионального обучения практически во всех сферах деятельности, а наличие развитых стандартов и форматов представления учебных материалов в электронной форме позволяет, с одной стороны, многократно использо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.