Научная статья на тему 'Возможности педагогического сопровождения в формировании толерантности студентов вуза'

Возможности педагогического сопровождения в формировании толерантности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое сопровождение / студенты / вуз / формирование толерантности / возможности / взаимодействие / образовательные отношения / pedagogical support / students / university / tolerance formation / opportunities / interaction / educational relations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иргалиева Эльвира Конасовна

Статья посвящена выявлению возможностей педагогического сопровождения в формировании толерантности студентов вуза, рассматриваемых как высококвалифицированный кадровый потенциал и главный стратегический ресурс страны. Представлено авторское определение понятий «педагогическое сопровождение» и «формирование толерантности студентов вуза». Проведён анализ понятия «педагогическое сопровождение» в контексте формирования толерантного взаимодействия участников образовательных отношений. Представлены результаты исследования среди студентов вуза с позиции выявления факторов риска, актуализирующих проблему минимизации недооценки использования возможностей педагогического сопровождения в формировании толерантности студентов вуза. Выделены и охарактеризованы мировоззренческие, информативные и коллаборационные возможности педагогического сопровождения в формировании толерантности студентов вуза. Определены основные направления актуализации выделенных возможностей педагогического сопровождения вуза в формировании толерантности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иргалиева Эльвира Конасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibilities of pedagogical support in the formation of university students’ tolerance

The article is devoted to identifying the possibilities of pedagogical support in the formation of university students’ tolerance as a highly qualified human resource and the main strategic resource of the country. The author's definitions of the concepts of “pedagogical support” and “formation of tolerance of university students” are presented. The analysis of the concept “pedagogical support” is carried out. The results of a study among university students from the perspective of identifying risk factors that actualize the problem of minimizing underestimation of the use of pedagogical support opportunities in the formation of university students’ tolerance are presented. The ideological, informative and collaborative possibilities of pedagogical support in the formation of university students’ tolerance are highlighted and characterized. The main directions of actualization of the highlighted possibilities of pedagogical support of the university in the formation of student tolerance are determined.

Текст научной работы на тему «Возможности педагогического сопровождения в формировании толерантности студентов вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 199-206 --- ♦ ----

УДК 316.647 DOI: 10.52772/25420291_2024_3_199

Эльвира Конасовна Иргалиева г. Оренбург

Возможности педагогического сопровождения в формировании толерантности

студентов вуза

Статья посвящена выявлению возможностей педагогического сопровождения в формировании толерантности студентов вуза, рассматриваемых как высококвалифицированный кадровый потенциал и главный стратегический ресурс страны. Представлено авторское определение понятий «педагогическое сопровождение» и «формирование толерантности студентов вуза». Проведён анализ понятия «педагогическое сопровождение» в контексте формирования толерантного взаимодействия участников образовательных отношений. Представлены результаты исследования среди студентов вуза с позиции выявления факторов риска, актуализирующих проблему минимизации недооценки использования возможностей педагогического сопровождения в формировании толерантности студентов вуза. Выделены и охарактеризованы мировоззренческие, информативные и коллаборационные возможности педагогического сопровождения в формировании толерантности студентов вуза. Определены основные направления актуализации выделенных возможностей педагогического сопровождения вуза в формировании толерантности студентов.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, студенты, вуз, формирование толерантности, возможности, взаимодействие, образовательные отношения.

Irgalieva Elvira Konasovna

Orenburg

The possibilities of pedagogical support in the formation of university students'

tolerance

The article is devoted to identifying the possibilities of pedagogical support in the formation of university students' tolerance as a highly qualified human resource and the main strategic resource of the country. The author's definitions of the concepts of "pedagogical support" and "formation of tolerance of university students" are presented. The analysis of the concept "pedagogical support" is carried out. The results of a study among university students from the perspective of identifying risk factors that actualize the problem of minimizing underestimation of the use of pedagogical support opportunities in the formation of university students' tolerance are presented. The ideological, informative and collaborative possibilities of pedagogical support in the formation of university students' tolerance are highlighted and characterized. The main directions of actualization of the highlighted possibilities of pedagogical support of the university in the formation of student tolerance are determined.

Keywords: pedagogical support, students, university, tolerance formation, opportunities, interaction, educational relations.

Введение. Современные преобразования, происходящие как в российском, так и в казахстанском обществе, требуют постоянного и качественного обновления содержания системы высшего образования, задачей которой является не только подготовка высококвалифицированных специалистов, но и становление духовно-нравственных

выпускников вуза, наделённых толерантными установками к окружающему миру, способных полноценно взаимодействовать в

поликультурном социуме. Актуализирована значимость целенаправленно организованного педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза, обеспечивающее освоение ими навыков конструктивного диалога и сотрудничества, а также разрешения конфликтных ситуаций на основе уважения и терпимости, своевременной минимизации рискогенных условий социума (вовлечение в экстремистские организации; террористический способ разрешения проблем; нарастание проявлений агрессивного национализма, ксенофобии, религиозного экстремизма и т.д.).

Педагогическое сопровождение в

контексте формирования толерантного взаимодействия определяется исследователями по-разному. Так, педагогическое сопровождение коммуникативного развития студентов, Е.А. Цыбина [18] рассматривает как «феномен образовательного процесса, построенного на длительном мотивированном взаимодействии, в котором педагог оказывает студенту квалифицированную помощь и поддержку, нацеленную на коммуникативное развитие».

Что касается педагогического

сопровождения в становлении межличностных отношений, то И.В. Гуляева описывает его как процесс взаимодействия педагога и обучающегося, применяя при этом методы наблюдения, консультирования, корректного личного участия педагога, поощрение проявленной обучающимся самостоятельности, позволяющие найти индивидуальный подход в решении своих личных, социальных и учебных проблем, не противоречащим культурно-нравственным ценностями и устоям общества

[7].

Е.С. Лунева [11] в своём исследовании рассмотрела педагогическое сопровождение в

конфликтных ситуациях и определила его как особый вид педагогической деятельности, обучающий конструктивным стратегиям поведения в ситуациях межличностных разногласий; приобретённые навыки могут быть использованы в реальной жизни с помощью саморефлексии и прогнозирования последствий происходящего, их личностной и социальной значимости.

Е. Н. Борисенко рассматривает педагогическое сопровождение «как особый вид деятельности преподавателя, направленной на создание комплекса условий, способствующих формированию социальной компетентности студента» [4], дающей возможность успешно выполнять социальную роль студента и осуществлять жизнедеятельность в социуме, гармонично и эффективно сочетая свои собственные позиции и интересы с позициями и интересами других членов общества

Л.Ф. Букша объяснила педагогическое сопровождение духовно-нравственного

развития как «непрерывный целостный процесс восхождения к духовности, проявляющийся в системной взаимосвязи и реализации в контексте профессиональной подготовки таких качественных компонентов, как»: восхождение к знанию (формирование системы духовно-нравственных знаний); восхождение к культуре (освоение общечеловеческой культуры, норм и идеалов, ценностей); восхождение к ценностям и смыслам (усвоение и принятие высших общечеловеческих и профессиональных ценностей); восхождение к себе (самопознание и самореализация); восхождение к Другому (формирование отношения к Другому как к безусловной ценности на основе диалогичности, развитие способности осуществлять

созидательную и социально полезную деятельность и выстраивать гармоничные отношения с другими людьми) [5].

Педагогическое сопровождение

саморазвития личности студента в условиях вуза А.В. Остапенко видит, как «сложную, методически обеспеченную совокупность личностно-ориентированных методов, приемов и адекватных средств, содействующих реализации возможностей личности в деятельности по выбору и предполагающих вероятностный результат в становлении субъектного смыслового пространства личности, формой организации которого является саморазвитие» [15].

А.Р. Мурасова дала определение педагогическому сопровождению культурного самоопределения студентов «это особая стратегия деятельности педагога, направленная на оказание помощи студентам в выборе и присвоении системы ценностей,

обеспечивающей готовность студентов к межкультурному диалогу и осознанию своей

культурной идентичности» [13]

Е.А. Гингель педагогическое

сопровождение адаптации студентов к культурно-образовательной среде вуза определила как «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных

компонентов, обеспечивающих

последовательную, комплексную реализацию содержания деятельности сопровождения и достижение результата - адаптации студентов путем развития их базовой культуры» [6].

Н.Л. Полторацкая рассмотрела

педагогическое сопровождение нравственного воспитания личности как «взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на оказание помощи и поддержки в разрешении нравственно-духовных и личностных проблем сопровождаемого, непрерывное и

последовательное обеспечение возможности для его продуктивного нравственного роста» [17], результатом практической реализации которой формируется личность, принимающая ценности общечеловеческой морали, чувствующая духовную общность поколений, обладающая гражданской сознательностью, человеческим достоинством, готовая к самоопределению и самореализации.

Согласимся с Д.М. Абдуразаковой, что педагогическое сопровождение предполагает «формирование, поддержание, стимулирование культуры личности в целом, а также важной ее составляющей толерантного сознания, что предполагает ориентированность на длительную целенаправленную педагогическую работу» [1] в аспекте формирования толерантности студентов вуза.

Педагогическое сопровождение в рамках формирования толерантности студентов вуза мы рассматриваем как системную деятельность по созданию благоприятных организационно-педагогических условий для развития профессиональных, психологических,

культурологических знаний обучающихся о многомерности жизненной реальности и вариативности ее восприятия; социальных навыков проявлений уважения и признания богатого многообразия культур мира; готовности к продуктивному выстраиванию межличностных и межкультурных отношении в профессиональной и личной жизни, что является главным признаком толерантности студентов вуза.

Теоретическая часть.

В современном социуме в педагогической науке и практике актуализируется проблема выявления возможностей педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза как высококвалифицированного кадрового потенциала и главного стратегического ресурса страны.

Непосредственный социальный запрос общества на актуализацию возможностей педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза отражен в различных государственных нормативно-правовых актах Российской Федерации, среди которых выделяются следующие: Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция), Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 № 1807-1 (последняя редакция), Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Федеральный государственный

образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утв. Приказом Министерства Образования и науки от 22 февраля 2018 г. № 121), Федеральный проект РСМ «Мы вместе: Разные. Смелые. Молодые» 2024 г., при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование»; Проекты «Народов много -Родина одна»; Проект «Знай наших!», осуществляемые Общероссийской

общественно-государственной организацией «Ассамблея народов России».

В Республике Казахстан к таким документам относятся Приказ Министра культуры и информации Республики Казахстан от 27 сентября 2023 года № 378-Щ Об утверждении Положения республиканского государственного учреждения «Комитет по развитию межэтнических отношений Министерства культуры и информации Республики Казахстан», Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.09.2023 г.), Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.05.2024 г.), Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2023 г.), Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.01.2024 г.), Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-1 «О

языках в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.05.2023 г.), Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны» от 1 сентября 2021 года, Конституция Республики Казахстан, Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана на 20222026 годы (утв. Указом Президента Республики Казахстан от 15 сентября 2022 года № 1014), Концепция развития языковой политики в Республике Казахстан на 2023 - 2029 годы, Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023-2029 годы (постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 248).

В качестве примера отметим, что в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетными задачами являются «развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание

уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям».

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлениям бакалавриата требованиями (компетенции выпускников) к результатам освоения программы выступают обладание способностью работать в команде (осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3)), толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5)), соответствие которым, в совокупности с приобретёнными знаниями в области проявлений толерантного поведения и способов жизнедеятельности, делает молодых специалистов более конкурентоспособным на современном рынке труда.

Принципами Государственной молодежной политики Республики Казахстан также выступают приоритет культурных,

нравственных и духовных ценностей; гражданственности, ответственности,

трудолюбия; преемственности поколений, приоритета семейного воспитания;

межконфессионального согласия и

межэтнической толерантности молодых людей.

Так, в своём выступлении Президент Республики Казахстан К.-Ж. Токаев на ХХХ111 сессии Ассамблеи народа Казахстана «Единство. Созидание. Прогресс» отмечает «важность формирования в обществе атмосферы нетерпимости к любым проявлениям

этнической исключительности и

обособленности, тем более к провокациям и попыткам дискриминации граждан на языковой, этнической религиозной или культурной почве».

При этом согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 г. изменения, происходящие в современном мире привели к угрозе утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов; активной пропаганде вседозволенности, безнравственности и эгоизма; проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений, приводящих к вражде и ненависти; навязыванию чуждых идеалов и ценностей; усилению разобщенности и поляризации национальных обществ; разрушению фундамента культурного суверенитета; нарастанию проявления агрессивного национализма, ксенофобии, религиозного экстремизма и терроризма.

И.В. Ключик считает факторами, препятствующим формированию толерантности молодых людей «доминирование в личностной диспозиции российской молодежи

эгоистических установок, неверие в возможность практической реализации плюралистической модели социального взаимодействия в условиях поликультурности, наличие в сознании молодежи устойчивых негативных стереотипов и резонирование общественно-политических событий в молодежном сознании актуализацией имеющихся диспозиций или формированием новых» [9].

Исследователями отмечается, что формирование толерантности студентов с использованием возможностей педагогического сопровождения вуза затруднено рискогенными факторами: неадекватное восприятие понятия «толерантность» в контексте её дискредитации в западном политическом дискурсе; демонстрация в средствах массовой информации негативного опыта общения с представителями других культур или национальностей и пагубное влияние некоторых социальных медиа и интернета (в том числе, социальных сетей и мессенджеров) на молодое поколение: распространение нетерпимости, негативных стереотипов и дискриминации по половому, этническому и религиозному и другим признакам, привлечение в экстремистские молодёжные организации, распространение «безнравственных идей». Всё это приводит к духовно-идейной угрозе в сфере воспитания и формирования молодёжи [2].

По мнению авторов учебника, об общенациональной идее «Мэцгшк Ел» у определенной части нынешней молодежи Казахстана также наблюдается усиление

нравственно-духовного кризиса молодого поколения в нравственном, социальном, физическом и психическом аспектах, отмечается «наличие низкого уровня национального самосознания, менталитета, гражданственности и патриотизма, нарастание среди молодежи неправильных религиозных воззрений; рост преступности, проявление жестокости, злости, агрессии и пр.» [12].

Так, в ходе ежегодно проводимых в Западно-Казахстанском университете им. М. Утемисова под руководством канд. филос. наук П.А. Добряева [8] (автора ряда работ в данной области) социологических исследований представлений, мнений и установок студентов вуза с позиции недооценки использования возможностей педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза фиксируется следующее: наличие у студентов чувства дискомфорта, неудобства при общении из-за своей этнической (19%) и языковой принадлежности (23%); присутствие кризиса идентичности (15%); наличия определённого конфликтного потенциала в сфере межнациональных отношений, который при некоторых обстоятельствах может быть активирован (наиболее актуальной проблемой для межнациональных отношений в казахстанском социуме студенты по-прежнему считают языковую проблему) (12%); негативное восприятие в обществе ношения религиозной атрибутики и одежды (29%); существование реальной опасности вовлечения молодёжи в экстремистские религиозные организации (26%); фрагментарность присутствия у студентов предпочтения неконвенциальных (протестные) форм политической активности как участие в демонстрациях, митингах и пикетах (8%), а также участие в политических бойкотах и забастовках (5%) и участие в насильственных политических действиях (5%); проявления некорректного, нарушающего этику отношения к студентам со стороны преподавателей (12%); распространение в сознании части студентов «традиционных» непотистских и в меньшей степени -патерналистских установок (недостаточная активность институтов гражданского общества) (6%).

Вышеуказанное обуславливает

обоснование возможностей педагогического сопровождения в формировании толерантности студентов вуза, для своевременной минимизации рискогенных областей жизнедеятельности молодых людей.

Актуализация возможностей

педагогического сопровождения вуза выступает основой активизации духовно-нравственного совершенствования участников образовательных отношений и способствует формированию толерантности студентов вуза (готовность к позитивному взаимодействию с представителями иной национальной, религиозной, социальной

среды, различных взглядов и мировоззрений) с позиции включения в общественно-значимую, учебную и воспитательную деятельность.

В исследовании, на основании научных работ А.И. Богданова [3], И.В. Ключник [9], Н.Ю. Кудзиева [10], К.М. Мусаева [14], Л.Г. Пак [16], Ф. Шарапов [19] выделены мировоззренческие, информативные и коллаборационные и возможности

педагогического сопровождения, которые имеются в наличии и могут быть актуализированы посредством

целенаправленной деятельности всех акторов высшего учебного заведения, влияющие на изменение процессуальных характеристик формирования толерантности студентов вуза. При этом формирование толерантности студентов мы рассматриваем как целенаправленную педагогическую

деятельность с целью присвоения обучающимся системы знаний теоретического и прикладного характера о ценности, значимости и способах толерантного взаимодействия, навыков диалогового общения, взаимодействия в условиях поликультурного социума.

Мировоззренческие возможности

педагогического сопровождения в

формировании толерантности студентов вуза определяют:

- обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года № 343. «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»; «Положение о порядке реализации образовательных программ для лиц с особыми образовательными потребностями» от 11 сентября 2020 года; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024) Ст.79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).

- освоение (в ходе целенаправленной системной деятельности всех участников образовательных отношений) традиционных духовно-нравственных ценностей («уважение к языку и культуре, нравственность, семейные ценности, связь поколений, патриотизм и толерантность») (ХХХШ сессию Ассамблеи народа Казахстана «Единство. Созидание. Прогресс» от 25 апреля 2024г.) («достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, единство народов России и т.д.») (Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г.

№ 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»);

- консолидацию структурных подразделений вуза, деятельность которых направлена на привитие толерантности, отражённой в нормативно-правовых актах («светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважение прав и свобод человека») (Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.05.2024 г.)), («недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, приоритет прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности; защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024)).

- проживание спектра нравственных переживаний (сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.), навыков диалогового общения, развитие положительного эмоционального отношения к окружающему миру, разрешение конфликта мирным путём, взаимодействие в коллективе.

Информативные возможности

педагогического сопровождения в

формировании толерантности студентов вузов определяют:

- внедрение в образовательный процесс учебно-методических разработок (элективные курсы, программно-методические материалы, различные методики обучения и воспитания по формированию толерантности) (Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2006 года № 593 «Об утверждении Программы совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы»)

- проведение научных исследований, направленных на изучение ситуации в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений и выработку практических рекомендаций по противодействию различным проявлениям экстремизма, формированию гражданской культуры, государственного

патриотизма, национальной идентичности, межэтнической и межконфессиональной толерантности;

- укоренение в сознание студентов устойчивой невосприимчивости («иммунитет») к идеям, высказываниям и действиям, направленным на возбуждение национальной вражды или розни, утверждающих исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к тому или иному этносу, «нулевая терпимость» к их проявлениям;

- освоение студентами достоверной информацией (в ходе мероприятий просветительского (образовательный) и воспитательного характера) о содержании и значении системной модернизации современного социума, исключительной важности укрепления и развития гражданской идентичности, ценности гражданских прав и свобод, опасности различных форм экстремизма, тоталитарных сект и культов, историческом опыте в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.

- популяризацию среди студентов значимости государственного языка и мотивация обучающихся к его изучению, а также пропаганду деятельности институтов формирования толерантности как организаций, обеспечивающих поддержку различных этнических групп страны в её общественно-политической жизни, важного института гражданского общества, являющихся координаторами работы центральных и местных исполнительных органов власти по вопросам этнонациональной политики.

Коллаборационные возможности

педагогического сопровождения в

формировании толерантности студентов вуза обуславливают:

- приобретение студентами опыта принятия решений в реальных жизненных ситуациях, связанных с проблемой межэтнического взаимодействия и умение объективно оценить позицию каждого (студенческое самоуправление, волонтёрство, социальные акции, молодёжные организации и т.д.);

- усвоение студентами навыков социального взаимодействия (сотрудничества), путём активного участия и организации социально-значимых мероприятий (проведение национальных праздников, фестивалей, выставок национальных культур и т.д.)

- развитие у студентов умений и навыков эффективной и продуктивной деятельности работы в команде с целью повышения уровня внутрикорпоративной солидарности, воспитания социальных эмоций и группового сознания, толерантности, эмпатии (проекты

совместной разработки, кейс-стадии, тренинги по командной работе, ролевые игры, мастер-классы и т.д.);

- формирование у студентов качества современной конкурентоспособной и толерантной личности, личности, устремлённой в будущее, чётко ориентированной на достижение жизненного успеха и выстраивание конструктивного взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей, а также рассчитывающей при этом в первую очередь на свои собственные силы, свои знания и трудолюбие;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие у студентов умений и навыков обоснованно и ответственно высказывать своё мнение (совокупность мнений и оценочных суждений), об основных условиях и обстоятельствах той поликультурной среды, в которой протекает их деятельность (учебная, профессиональная и т.д.) и соответствующих им морально-психологических ощущений, и чувств (предполагается наличие тесной взаимосвязи между оценочным компонентом сознания студентов и эмоционально-чувственным);

- развитие готовности студентов к рефлексии (осмысления своих поступков, действий, мотивов и т.д.), способствующей формированию собственной объективной позиции, в процессе которой происходит становление мультикультурного самосознания.

Выводы. Таким образом, анализ состояния рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике позволил выявить содержательные основания мировоззренческих, информативных и коллаборационных возможностей педагогического сопровождения в формировании толерантности студентов вуза. Своевременная актуализация выделенной совокупности возможностей обусловливает:

- расширение знаний студентов в области профессиональной деятельности (квалификация в своей области знания), конструктивность взаимодействия в поликультурном обществе (выполнение в том или ином коллективе (группе) разных социальных ролей, культивирование отношений открытости), обогащение мировоззренческих аспектов (самопознание, отношение к себе и своему окружению, качества патриотизма и толерантности, идеалы, принципы и т.д.);

- развитие у студентов современной гражданской политической культуры, чувства государственного патриотизма; достижение понимания ими значимости такой ценности как суверенное светское демократическое государство; уяснение сущности концепта справедливого государства; выработку установки на заинтересованное, ответственное и компетентное участие в общественно-политической жизни страны;

- развитие у студентов навыков самостоятельного анализа информационного поля, так, например умение проверять информацию с позиции соответствия фундаментальным принципам терпимости и уважения к окружающим, этнических, конфессиональных и социальных групп, «нулевой терпимости» к любым проявлениям экстремизма, расизма, ксенофобии и т.д. (некоторым цифровым медиа, в том числе социальным сетям, транслирующим контент «вседозволенности» (пропаганда

гомосексуализма, сексуальной распущенности и т.д.), принципиально противоречащий устоям нашего традиционного общества, а также способствующим провокациям или

возбуждению социальной вражды или розни в обществе);

- сохранение и укрепление общенациональной идентичности (сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, нации и ее культурному ядру), межэтнического и межконфессионального согласия, традиционных духовно-нравственных ценностей, культурного наследия, национальных традиций;

- выработка умений и навыков системной работы при согласованности всех участников образовательного процесса (стейкхолдеров, студентов, профессорско-преподавательского состава, психологов и т.д.) в формировании толерантно-ориентированного образовательного пространства вуза.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдуразакова, Д.М. Педагогическое сопровождение развития толерантного сознания студента / Д.М. Абдуразакова. - Текст : непосредственный // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2010. - № 1. - С. 6-10.

2. Аманов, Г.А. Интернет и духовность молодёжи / Г.А. Аманов, О.О. Юсупалиев. - Текст : непосредственный // Молодой ученый - 2014. - № 9 (б8). - С. 414-416.

3. Богданова, А.И. Формирование толерантности студентов в поликультурной образовательной среде вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Богданова Алла Ивановна ; Хакас. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова. -Красноярск, 2015. - 25 с. - Текст : непосредственный.

4. Борисенко, Е.Н. Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов: содержание и этапы / Е.Н. Борисенко. - Текст : непосредственный // СибСкрипт. - 2012. - № 3. - С. 115-121.

5. Букша, Л.Ф. Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития будущего психолога : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Букша Лилия Францевна ; Воронеж. гос. ун-т. - Калининград, 2021. - 25 с. -Текст : непосредственный.

6. Гингель, Е.А. Педагогическое сопровождение адаптации студентов к культурно-образовательной среде вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Гингель Елена Александровна ; Том. гос. пед. ун-т. - Омск, 2011. - 24 с. -Текст : непосредственный.

7. Гуляева, И.В. Педагогическое сопровождение становления межличностных отношений учащихся в условиях начального профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Гуляева Ирина Владимировна ; Брянский гос. ун-т им. акад. И.Г. Петровского. - Брянск, 2012. - 23 с. - Текст : непосредственный.

8. Добряев, П.А. Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства в контексте социальной модернизации Казахстана / П.А. Добряев. - Текст : непосредственный // Современные евразийские исследования. - 2017. - № 1. - С. 17-23.

9. Ключник, И.В. Формирование толерантности молодёжи в современных условиях : автореф. дис. ... канд. социолог. наук: 22.00.08 / Ключик Ирина Валерьевна ; Белгород. гос. ун-т. - Белгород, 2005. - 21 с. - Текст : непосредственный.

10. Кудзиева, Н.Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Кудзиева Наталья Юрьевна ; Моск. мед. акад. им. И.М. Сеченова. - Москва, 2003. -23 с. - Текст : непосредственный.

11. Лунева, Е.С. Педагогическое сопровождение подростков в конфликтных ситуациях со сверстниками : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Лунева Елена Сергеевна ; Костром. гос. ун-т им. H.A. Некрасова. - Ярославль, 2014. - 23 с. - Текст : непосредственный.

12. Мэнгшк Ел : учебник / М.Б. Касымбеков, С.Ж. Пралиев, К.К.Жампеисова [и др.]. - Алматы : ¥лагат, 2015. -336 с. - Текст : непосредственный.

13. Мурасова, А.Р. Педагогическое сопровождение культурного самоопределения студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01/ Мурасопа Алсу Раисовна ; Ульянов. гос. ун-т. - Ульяновск, 2008. - 23 с. - Текст : непосредственный.

14. Мусаев, К.М. Формирование толерантности у студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Мусаев Казим Магомедович ; Армавир. гос. пед. акад. -Махачкала, 2013. - 22 с. - Текст : непосредственный.

2024, no 3(63), pp. 199-206 --- ♦ ----

15. Остапенко, А.В. Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Остапенко Алёна Викторовна ; Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2008. - 24 с. - Текст : непосредственный.

16. Пак, Л.Г. Культуросообразная среда образовательной организации как средство субъектно-развивающей социализации обучающегося / Л.Г. Пак, Е.Г. Каменева. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. - С. 196-199.

17. Полторацкая, Н.Л. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания личности в научном наследии П.Д. Юркевича : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Полторацкая Нина Леоновна ; Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина. - Смоленск, 2006. - Текст : непосредственный.

18. Цыбина, Е.А. Педагогическое сопровождение коммуникативного развития студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Цыбина Елена Александровна ; Тольяттин. гос. ун-т. - Ульяновск, 2005. - 27 с. - Текст : непосредственный.

19. Шарапов, Ф. Информационные технологии как средство формирования толерантности в современном обществе / Ф. Шарапов. - Текст : непосредственный // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2012. - № 2 (30). - С. 169-176.

REFERENCES

1. Abdurazakova D.M. Pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitija tolerantnogo soznanija studenta [Pedagogical support for the development of a student's tolerant consciousness]. Izvestija DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of the Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences], 2010, no. 1, pp. 6-10.

2. Amanov G.A. Internet i duhovnost' molodjozhi [Internet and Youth spirituality]. Molodoj uchenyj [Ayoung scientist], 2014, no. 9 (68), pp.414-416.

3. Bogdanova A. I. Formirovanie tolerantnosti studentov v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede vuza. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of students' tolerance in the multicultural educational environment of the university. Ph. D. (Pedagogics) thesis] Krasnojarsk. 2015. 25 p.

4. Borisenko E.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovanija social'noj kompetentnosti studentov: soderzhanie i jetapy [Pedagogical support for the formation of students' social competence: content and stages]. SibSkript [SibSkript], 2012, no. 3, pp.115-121.

5. Buksha L.F. Pedagogicheskoe soprovozhdenie duhovno-nravstvennogo razvitija budushhego psihologa. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical support of the spiritual and moral development of the future psychologist. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Kaliningrad. 2021. 25 p.

6. Gingel' E.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptacii studentov k kul'turno-obrazovatel'noj srede vuza. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical support of students' adaptation to the cultural and educational environment of the university. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Omsk, 2011. 24 p.

7. Guljaeva I.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovlenija mezhlichnostnyh otnoshenij uchashhihsja v uslovijah nachal'nogo professional'nogo obrazovanija. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical support of the formation of interpersonal relationships of students in the conditions of primary vocational education. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Brjansk, 2012. 23 p.

8. Dobrjaev P.A. Koncepcija ukreplenija i razvitija kazahstanskoj identichnosti i edinstva v kontekste social'noj modernizacii Kazahstana [The concept of strengthening and developing Kazakhstan's identity and unity in the context of social modernization of Kazakhstan]. Sovremennye evrazijskie issledovanija [Modern Eurasian studies], 2017, no. 1, pp.17 -23.

9. Kljuchnik I.V. Formirovanie tolerantnosti molodjozhi v sovremennyh uslovijah. Avtoref. dis. kand. sociolog. nauk [Formation of youth tolerance in modern conditions. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Belgorod, 2005. 21 p.

10. Kudzieva N.Ju. Formirovanie tolerantnosti u sub#ektov vysshego professional'nogo obrazovanija. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The formation of tolerance among subjects of higher professional education. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 2003. 23 p.

11. Luneva E.S. Pedagogicheskoe soprovozhdenie podrostkov v konfliktnyh situacijah so sverstnikami. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [ Pedagogical support of teenagers in conflict situations with their peers. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Jaroslavl', 2014. 23 p.

12. Kasymbekov M.B., Praliev S.Zh., Zhampeisova K.K., et al. Msngilik El: uchebnik [Msngilik El]. Almaty: Ylarat, 2015. 336 p.

13. Murasova A. R. Pedagogicheskoe soprovozhdenie kul'turnogo samoopredelenija studentov. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical support of students' cultural self-determination. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Ul'janovsk, 2008. 23 p.

14. Musaev K.M. Formirovanie tolerantnosti u studentov pedagogicheskogo kolledzha vo vneuchebnoj dejatel'nosti. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The formation of tolerance among students of the pedagogical college in extracurricular activities. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Mahachkala, 2013. 22 p.

15. Ostapenko A.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitija lichnosti studenta v uslovijah vuza. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical support for the self-development of a student's personality in a university setting. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Nizhnij Novgorod, 2008. 24 p.

16. Pak L.G., Kameneva E. G. Kul'turosoobraznaja sreda obrazovatel'noj organizacii kak sredstvo subektno-razvivajushhej socializacii obuchajushhegosja [The cultural environment of an educational organization as a means of subjectively developing socialization of a student]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. [Problems of modern pedagogical education], 2019, no. 62-2, pp.196-199.

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 199-206 ----. + .----

17. Poltorackaja N.L. Pedagogicheskoe soprovozhdenie nravstvennogo vospitanija lichnosti v nauchnom nasledii P.D. Jurkevicha. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical support of moral education of a person in the scientific heritage of P.D. Yurkevich. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Smolensk, 2006. 20 p.

18. Cybina E.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie kommunikativnogo razvitija studentov. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical support of students' communicative development. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Ul'janovsk, 2005. 27 p.

19. Sharapov F. Informacionnye tehnologii kak sredstvo formirovanija tolerantnosti v sovremennom obshhestve [Information technologies as a means of forming tolerance in modern society]. Uchenye zapiski Hudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Gumanitarnye nauki [Scientific notes of Khujand State University named after academician B. Gafurov. Humanities], 2012, no. 2 (30), pp. 169-176.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Э.К. Иргалиева, методист центра социологических исследований Западно-Казахстанского университета им. М.Утемисова, г. Уральск, Казахстан, аспирант кафедры педагогики и социологии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, Россия, e-mail: irgalieva.elvira@mail.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.K. Irgalieva, Methodologist, Center for Sociological Research of the M. Utemisov West Kazakhstan University, Uralsk, Kazakhstan; Graduate Student, Department of Pedagogy and Sociology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia, e-mail: irgalieva.elvira@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.