КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 11 • Номер 3 • март 2017 ISSN 1994-6929
Journal of Creative Economy
>
Креативная экономика
издательство
Возможности организации виртуальных научных лабораторий в сетевом пространстве
Рыжкова М.В.1' 2
1 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
2 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия
В статье дается определение виртуальной лаборатории как способа научной коллаборации в широком и узком смысле. Приводится краткий обзор существующих онлайн-форм организации научной деятельности. Указываются причины ограниченной представленности науки в интернете. Предложен проектный принцип организации виртуальных лабораторий. Рассмотрены два основных пути развития лабораторий: интернет-проект и виртуальная реальность. В рамках интернет-проекта рассмотрены принципы управления сайтом виртуальной лаборатории. Выявлено, что интернет-проект не может обеспечить стабильное существование виртуальных лабораторий. На примере проекта Твинити рассмотрены возможности организации полностью виртуальной научной лаборатории. Указаны существующие на данный момент ограничения по ее организации в глобальной сети.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: организация научной деятельности, сеть Интернет, интернет-проект, виртуальная реальность.
Possibilities of organizing virtual scientific laboratories in network space
Ryzhkova M.V.1 2
1 Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics
2 Tomsk Polytechnic University, Russia
Введение
В современном мире существуют две формы науки. Первая («наука по форме») является деятельностью с некими внешними показателями: публикации, участие в конференциях, степени и звания и т.п. Другая («наука по содержанию») больше связана с экзистенциальными свойствами человеческой натуры, с поиском истины. Для реализации науки по форме достаточно использования существующих институтов науки: защита диссертации как квалификационной степени, занятие должности (профессор, заведующий лабораторией, директор центра), членство в научных организациях, участие в мероприятиях от науки. Эти показатели
АННОТАЦИЯ:
легко выполняются и без реального процесса создания нового знания. В частности, можно кооперироваться для получения гранта и отчетности по нему, писать статьи и брать в соавторы титулованных ученых, на деньги гранта приглашать известных ученых из-за рубежа и т.д. По содержанию вести научную деятельность сложнее: получение и опубликование действительно новых идей - трудная и рискованная относительно результата задача. Но именно новое знание делает ученого ученым. В современном мире действительно стоящие идеи появляются редко, знания «уплотняются», создание нового предполагает кооперацию и обмен мнениями представителей разных областей науки, проживающих в разных странах.
Предположим, российский ученый имеет потенциал, желание постичь истину, некий набор сырых идей. Каким образом ему найти единомышленников? De facto границы мира для индивида расширяются благодаря развивающимся технологиям. Но до сих пор преградой являются высокая стоимость проезда, невозможность оторваться от повседневных дел на длительное время, ускоряющийся темп жизни. Интернет дает возможность и снижает издержки общения не только ученым, но и просто людям.
Ограничим наше рассмотрение только общением с целью «науки по содержанию» в рамках научной коллаборации.
ABSTRACT:_
In the article we define virtual lavatory as a way of scientific collaboration in the broad and narrow sense of the word. We give a brief review of current online forms of organization of scientific activity. We point out the reasons for the limited representation of science on the Internet. We suggest a design principle of organizing virtual laboratories. We examined two main ways of development of laboratories such as Internet project and virtual reality. Within the frames of the Internet project, we studied the principles of virtual laboratory site management. We found out that the Internet project cannot ensure the stable existence of virtual laboratories. Using the example of the Tviniti project we examined the possibilities of organizing the fully virtual scientific laboratory. We show current limitations for its organization in the global network.
KEYWORDS: organization of scientific activity, Internet, internet project, virtual reality.
Received: 06.03.2017 / published: 31.03.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ryzhkova M.V. ([email protected])
CITATION:_
Ryzhkova M.V. (2017) Vozmozhnosti organizatsii virtualnyh nauchnyh laboratoriy v setevom prostranstve [Possibilities of organizing virtual scientific laboratories in network space]. Kreativnaya ekonomika. 11. (3). - 315-324. doi: 10.18334/ce.11.3.37698
Виртуальная лаборатория как явление
Виртуальная лаборатория (ВЛ) нами будет пониматься в двух смыслах: широком и узком.
В широком смысле это любые формы дистантного взаимодействия по передаче идей. К таким формам можно отнести:
1) workshop, которые нацелены, прежде всего, на обучение или на распространение научных идей в виде обучения. В качестве примеров можно привести offlineworkshops, часть деятельности которых проводится в Интернете [1]. Есть также полностью online лаборатории [2], но, как правило, они предполагают платную подписку, имеют расписание работы и задействуют форматы вебинаров;
2) персональные сайты и блоги представляют собой монолог автора, иногда, если в рейтинге автор поднимается достаточно высоко или автором является значимая в научных кругах фигура [3], дискуссии проводятся достаточно бурно. Но по-прежнему моноцентризм сохраняется. Сами комментарии не представляют интереса, т.к. не относятся к сути происходящего или выражают позицию оппонента отрывочно;
3) сайты организаций нацелены на предоставление информации о научной организации, содержат публичные оферты, продвигают офлайн-деятельность организаций [4];
4) интернет-конференции предполагают два варианта развития ситуации: первый - организаторы собирают статьи, публикуют их на сайте в виде сборников pdf [5] (Alekseeva, Gladkaya, Sinitsyna, 2013), второй - тексты докладов выставляются для обсуждения на специально смодерированном сайте конференции, где существует возможность размещать отзывы на доклады и вести дискуссию [6]. На сайте могут выкладывать видео офлайн выступлений, проводиться онлайн-трансляция [7], сама конференция может проходить в форме вебинара (например, [8]);
5) интернет-форумы содержат темы, которые создают люди, желающие получить конкретное решение конкретной проблемы. Как вопросы, так и ответы грешат дилетантизмом, спамом, нецензурными выражениями [9]. Модерирование форумов приводит к задержке дискуссии (на примере дискуссий на форумах издания expert.ru);
6) группы в социальных сетях. Существуют как самоорганизующиеся социальные сети ученых, так и корпоративные сети, организуемые научными сообществами, кото-
ОБ АВТОРЕ:_
Рыжкова Марина Вячеславовна, заведующий кафедрой экономики, доктор экономических наук; профессор кафедры экономики, доцент (marybox0inbox.ru]
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Рыжкова М.В. Возможности организации виртуальных научных лабораторий в сетевом пространстве // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 3. - С. 315-324. Сок 10.18334/се.1 1.3.37698
рые существуют как отдельные, официально зарегистрированные организации. К первым относятся такие социальные сети, как международные сообщества ReseacherGate (https://www.researchgate.net/), Academia (https://www.academia.edu/), LinkedIn (http:// www.linkedin.com/ - не совсем специализированная на научном общении, тем не менее имеющая существенный сектор научных контактов), российская сеть SciPeople (http://scipeople.ru/). Эти сети позволяют, аналогично обычным социальным сетям, создавать группы, делиться публикациями, осуществлять поиск, вести переписку и ряд других опций. К корпоративным сетям можно отнести Loop (http://loop.frontiersin. org/, совместный проект двух издательств Nature и Frontiers), Mendeley (https://www. mendeley.com/, Elsevier), Scientists Without Borders (http://www.nyas.org/WhatWeDo/ ScientistsWithoutBorders.aspx, The New York Academy of Sciences), Научную сеть (http:// www.nature.web.ru/, РОО «Мир науки и культуры» и МГУ им. М.В. Ломоносова), «Учёные России (http://russian-scientists.ru/, Российская Академия Естествознания) и другие. Безусловно, у каждой из сетей есть своя специализация. Так, социальная сеть «Учёные России» позволяет осуществлять поиск коллег, вести с ними переписку, размещать и просматривать фотографии и видео, вести тематические конференции и публиковать на них научные тексты с возможностью обсуждения и рецензирования, вести блоги, а также размещать резюме и вакансии. Mendeley больше ориентирована на библиографическое хранилище. Часть из социальных сетей (таких, как «Научная сеть») остаются на серверах, но активность пользователей на них прекращена. Но даже в больших сетях с миллионами пользователей не происходит научного процесса. Целью активности пользователей становятся продвижение научных идей и повышение уровня цитируемости своих публикаций;
7) R&D лаборатории (лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики). В рамках таких лабораторий может производиться тестирование программного обеспечения [10] или экономико-психологическое экспериментирование [11], которое поставлено в современной западной науке «на поток» [12];
8) совместное редактирование текстов и хранение данных с использованием облачных технологий (например, облачные хранилища данных Google, Yandex, Dropbox, Облако Mail.Ru и др.) [13] (Foster, 2011).
В узком смысле под виртуальной лабораторией в дальнейшем будем понимать коллективные формы организации поиска научной истины группой специалистов дистантно, без очных встреч друг с другом.
К настоящему моменту научный поиск осуществляется в рамках научных организаций (университетов, институтов, центров). В интернете лишь отражаются (публикуются, популяризируются) результаты офлайн деятельности. Ниже изложим основные причины такого положения дел.
1. Отсутствует среда взаимодействия. Не существует программных продуктов, которые бы позволили проводить настолько же качественное обсуждение, как и офлайн коммуникации. Эта проблема вполне преодолима.
2. Научный поиск - не только вербальное, но и невербальное общение. В условиях повышенной неопределенности результата полезность для участвующих лиц имеет общение с просто интересным человеком. Интернет-коммуникации не позволяют ощутить весь спектр поступающих от оппонента сигналов. Возможно, это ограничение будет преодолено по мере совершенствования виртуального пространства.
3. Научные связи и научные школы подчинены принципам клубных благ: участник не может свободно примкнуть к существующему сообществу, он должен сдать некий квалификационный тест, чтобы быть допущенным к обсуждению. Данное препятствие может быть устранено с помощью принципа построения чата: незарегистрированные участники не имеют права писать сообщения, но могут наблюдать за дискуссией, по мере регистрации, в которой они доказывают свою компетентность, они допускаются к высказыванию своих идей. Если какие-либо специалисты хотели бы обсудить вопросы в небольшом кругу, то возможен «приват»-режим.
Два варианта организации виртуальных научных лабораторий
Пока виртуальные лаборатории возможны только как краткосрочные проекты, организуемые заинтересованной группой специалистов.
Если воспринимать термин «проект» в его классическом понимании, как ограниченное по времени изменение управляемой системы с целью ее соответствия установленным требованиям в условиях ограничения ресурсов [14] (Kovalev, Kurdyumov, 2001), то виртуальная лаборатория как результат реализации проекта будет иметь основные его черты. А именно наличие целей (количественно или качественно определенные результаты в виде организации научной деятельности и генерации идей); наличие изменений (перевод объекта управления из одного состояния в другое); ограничение во времени (наличие у каждого вида работ четко определенного времени начала и окончания); уникальность условий реализации; ограниченность бюджета проекта и иных ресурсов, задействованных в проекте; четкое отделение мероприятий рассматриваемого проекта от других проектов; создание нового коллектива исполнителей проекта под каждый вновь открываемый проект.
Для интернет-проектов добавляются дополнительные свойства:
• самоорганизация - участники не привязаны обязательствами финансового и юридического характера к выполнению проекта;
• инициативный характер - организатор (координатор проекта), как и участники проекта, работают в проекте исходя из неденежных стимулов (авторитет в интернет-пространстве, известность, возможность использования названных преимуществ офлайн).
В настоящее время самые распространенные интернет-проекты - это бизнес-проекты, которые создаются для получения прибыли. Дистантно осуществляются коллек-
тивные работы по созданию программных продуктов. При уже созданном программном продукте часть процессов коммерческой организации могут быть переведены на удаленный режим работы исполнителей. Координация происходит на закрытых форумах, конференциях, по электронной почте, в специальной системе управления проектом. Положительными моментами является возможность найма «дешевых мозгов» из стран с более низкими ставками оплаты труда, экономия на затратах на офис, возможность найма уникального специалиста под требования организации из любого места на земном шаре, проектный тип занятости. Ограничениями такой формы организации коммерческой деятельности является необходимость четкой координации и планирования, высокие требования к самоорганизации исполнителей, разница часовых поясов, необходимость всегда быть на связи.
Полезной идеей для организации научных интернет-проектов является написание сайта, который бы было возможно коллективно изменять (с открытой архитектурой), который бы позволял выставлять каждому участнику свои идеи и публикации и совместно их обсуждать. Но подходя целостно к ВЛ, к сайту необходимо предъявлять те же требования, что и к коммерческому интернет-проекту. То есть им надо управлять, иначе он так и останется без посетителей и без своего сообщества.
Управление интернет-проектом - прежде всего формирование сайта [14] (Коуа1ву, Китйуитоу, 2001), которое включает:
1) изготовление сайта и запуск (выявление схем оптимальной работы, выработка метрик успешности, техническая поддержка);
2) заполнение контентом (организация наполнения сайта, модерация);
3) продвижение сайта (определение путей развития сайта, аналитика, поисковое продвижение и реклама, обеспечение доходности сайта, отслеживание реакций на сайт в интернете, решение проблем с воровством материалов);
4) продюссирование сайта (построение сообщества, создание событийного ряда сайта).
Основная цель ВЛ - сформировать «костяк» сообщества, постоянных участников дискуссии. Создание сайта предполагает, что участники ВЛ обладают навыками рЬр-программирования, высоко мотивированы и имеют достаточно времени для поддержки интернет-проекта. Практика показывает, что интернет-проект в виде сайта начинает энтузиаст, который заполняет сайт своим контентом, всячески «втаскивает» специалистов в дискуссию, но регулярность общения отсутствует (например, это два сайта виртуальных лабораторий в области экспериментальной экономики [15, 16]). Постепенно энтузиазм организатора угасает, сайт перестает обновляться, наступает время, когда его снимают с хостинга.
Постоянный научный поиск в интернет-пространстве возможен как следующий этап развития общества, когда научные офлайн-учреждения не смогут конкурировать со скоростью онлайн-коммуникаций и онлайн-синергетических эффектов.
Один из возможных вариантов - ВЛ полностью в виртуальном пространстве. Это не фантастика, такие прототипы уже есть (Twinity, Second Life, Weopia).
Рассмотрим уже существующий с 2008 г. проект Твинити (Twinity) [17]. Твинити представляет собой 3D виртуальный мир, где воссозданы в реальном масштабе копии городов нашей планеты. На настоящий момент это Берлин (первый город), Лондон, Нью-Йорк, Сингапур, Майами. Наряду с существующими городами возникают и виртуальные пространства (Остров Палмадора). Участники игры называют себя твинизийцами, они могут создавать свои игровые наполнители с использованием большого количества встроенных функций. При регистрации выбирается аватар, можно выбрать из существующих, создать своего, даже со своей внешностью. В игре денежные единицы глобалз можно получить покупкой (90 Globals = 1 евро), участием в конкурсах, созданием машин, созданием виртуальных товаров и услуг или простой покупкой на PayPal. На деньги можно покупать одежду, мебель, машины и оборудование, различные анимационные характеристики (движения и эмоции) для аватаров, расплачиваться за виртуальные квартиры в любом месте игры, посещать казино, кинотеатры, ездить в отпуск и т.д. В Твинити можно подгружать созданные в специальном программном обеспечении объекты.
С точки зрения науки в виртуальном мире можно снять помещение и регулярно организовывать научные события, прописывать симуляторы физических процессов, ставить на этих симуляторах опыты, предлагать за виртуальные деньги участвовать людям в опросах, организовывать полевые социальные эксперименты и многое другое в зависимости от фантазии пользователей. Транспортные расходы, коммуникации будут при этом практически бесплатные, а скорости впечатляют.
Заключение
К факторам, тормозящим процесс «виртуализации» науки, можно отнести ограничения в пропускной способности сетей и аппаратной части компьютеров пользователя, отсутствие сносных манипуляторов для передачи движения (в настоящий момент движение осуществляется клавишами курсора), отсутствие возможностей передачи речи (на начальных этапах игры возможен только чат). Из проблем, не связанных с самым виртуальным миром, можно указать сложность в разделения времени между online и offline событиями, а также такие субъективные обстоятельства, как боязнь получить интернет-зависимость.
Тем не менее, скорости изменений и глобализация научного пространства вынуждают ученых искать новые формы сотрудничества. Еще 10 лет назад вопрос о виртуальной деятельности воспринимался как нечто несерьезное, как компьютерная игра для подростков. Сейчас и в ближайшем будущем инновации в сфере компьютерных коммуникаций заставят научное сообщество задуматься о виртуальных лабораториях в серьез.
Благодарности
Автор выражает благодарность коллегам Наталье Олеговне Чистяковой и Татьяне Семеновне Селевич, принявшим участие в обсуждении идей данной статьи.
ИСТОЧНИКИ:
1. Graduate Student Workshop in Experimental Economics. Economic Science Institute
of Chapman University. [Электронный ресурс]. URL: https://blogs.chapman.edu/ business/2016/01/11/2016-graduate-student-workshop-in-experimental-economics/.
2. CyberSmart! Education. [Электронный ресурс]. URL: http://cybersmart.org/workshops/.
3. Дневник экономиста. Блог Константина Сонина (НИУ ВШЭ). [Электронный ре-
сурс]. URL: http://ksonin.livejournal.com/.
4. Главная страница сайта Института экономики РАН. [Электронный ресурс]. URL: http://inecon.org/.
5. Алексеева Т.Б., Гладкая И.В., Синицына А.И. Интернет-конференция как форма
научной коммуникации молодых исследователей // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - url: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=10023.
6. // Российская ассоциация электронных библиотек. - url: http://isutransgres.ru/forum.
7. Интернет-конференция «Национальный стандарт «Библиотечная статистика. Показатели и единицы исчисления». Итоги обсуждения». Российская государственная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aselibrary.ru/video/ conference43/conference434251/.
8. Международная научно-практическая интернет-конференция «Рискологические
проблемы психолого-педагогического сопровождения современного образования». Net-edu. [Электронный ресурс]. URL: http://net-edu.ru/node/70725/.
9. На примере ответа на вопрос «что такое инфляция?». Mail.ru. [Электронный ресурс].
URL: https://otvet.mail.ru/question/87367577.
10. OpenXerox. Xerox corporation. [Электронный ресурс]. URL: http://open.xerox.com/.
11. CBDR Participation Pool website. Department of Social and Decision Science (Carnegie Mellon University). [Электронный ресурс]. URL: https://sds-tepper.sona-systems.com/.
12. Horton J.J., Rand D.G., Zeckhauser R.J. The Online Laboratory: Conducting Experiments in a Real Labor Market // Experimental Economics. - 2011. - № 3. - p. 399-425.
13. Foster I. Globus Online Accelerating and Democratizing Science through Cloud-based Services // IEEE Internet Computing. - 2011. - № 3. - p. 70-73.
14. Ковалев А., Курдюмов И. Управление проектом по созданию интернет-сайта. - М.: Альпина Паблишер, 2001.
15. Computer Programs for Classroom Games: online experiments for classes at all
levels of economics by Charles A. Holt. Computer Programs for Classroom Games.
[Электронный ресурс]. URL: http://people.virginia.edu/~cah2k/programs.html.
16. E-economics: Experimental economics on the web by Mike Shor of Vanderbilt University.
E-economics. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gametheory.net/eecon/ .
17. Twinity - Virtual World with Avatars. Metaversum GmbH. [Электронный ресурс].
URL: http://www.twinity.com/en/home.
REFERENCES:
Transgressiya sotsiokulturnogo prostranstva: ezhegodnaya Vserossiyskaya internet-konferentsiya. Irkutskiy gosudarstvennyy universitet. fevral 2013, 2014, 2015, 2016 gg [Transgression of socio-cultural space: the annual All-Russian internet conference. Irkutsk State University. February 2013, 2014, 2015, 2016].Rossiyskaya assotsiatsiya elektronnyh bibliotek. (in Russian).
Alekseeva T.B., Gladkaya I.V., Sinitsyna A.I. (2013). Internet-konferentsiya kak forma nauchnoy kommunikatsii molodyh issledovateley [An internet conference as a form of scientific communication between young researchers]. Modern problems of science and education. (5). (in Russian).
CBDR Participation Pool websiteDepartment of Social and Decision Science (Carnegie Mellon University). Retrieved from https://sds-tepper.sona-systems.com/
Computer Programs for Classroom Games: online experiments for classes at all levels of economics by Charles A. HoltComputer Programs for Classroom Games. Retrieved from http://people.virginia.edu/~cah2k/programs.html
CyberSmart! Education. Retrieved from http://cybersmart.org/workshops/
E-economics: Experimental economics on the web by Mike Shor of Vanderbilt UniversityE-economics. Retrieved from http://www.gametheory.net/eecon/
Foster I. Globus Online (2011). Accelerating and Democratizing Science through Cloud-based Services IEEE Internet Computing. 15 (3). 70-73.
Graduate Student Workshop in Experimental EconomicsEconomic Science Institute of Chapman University. Retrieved from https://blogs.chapman.edu/ business/2016/01/11/2016-graduate-student-workshop-in-experimental-economics/
Horton J.J., Rand D.G., Zeckhauser R.J. (2011). The Online Laboratory: Conducting Experiments in a Real Labor Market Experimental Economics. 14 (3). 399-425.
Kovalev A., Kurdyumov I. (2001). Upravlenie proektom po sozdaniyu internet-sayta [Project management for the creation of a website] M.: Alpina Pablisher. (in Russian).
OpenXeroxXerox corporation. Retrieved from http://open.xerox.com/
Twinity - Virtual World with AvatarsMetaversum GmbH. Retrieved from http://www. twinity.com/en/home