Научная статья на тему 'Возможности организации интермодальной системы общественного транспорта в городе Новосибирске'

Возможности организации интермодальной системы общественного транспорта в городе Новосибирске Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
246
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕРМОДАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / ПЕРЕСАДКИ / TRANSPORT SYSTEM / INTERMODALITY / PUBLIC TRANSPORT / TRANSFER

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ковалёва Мария Константиновна

Статья демонстрирует возможности применения методов для организации интермодальной системы общественного транспорта в городе Новосибирске. Рассмотрены принципы сбалансированной транспортной системы. Составлена схема интермодальных маршрутов городского транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ковалёва Мария Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of organizing an intermodal public transport system in Novosibirsk

The article demonstrates the possibility of using methods for organizing intermodal public transport system in Novosibirsk. The principles of a balanced transport system are considered. The scheme of intermodal routes of urban transport is mapped.

Текст научной работы на тему «Возможности организации интермодальной системы общественного транспорта в городе Новосибирске»

Транспорт | Transport

М.К. Ковалёва, студент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств M. Kovaleva, student

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Возможности организации интермодальной системы общественного транспорта в городе Новосибирске

Possibilities of organizing an intermodal public transport system

in Novosibirsk

Статья демонстрирует возможности применения методов для организации интермодальной системы общественного транспорта в городе Новосибирске. Рассмотрены принципы сбалансированной транспортной системы. Составлена схема интермодальных маршрутов городского транспорта.

Ключевые слова: транспортная система, интермодальность, общественный транспорт, пересадки

The article demonstrates the possibility of using methods for organizing intermodal public transport system in Novosibirsk. The principles of a balanced transport system are considered. The scheme of intermodal routes of urban transport is mapped.

Keywords: transport system, intermodality, public transport, transfer

Введение

Одно из главных направлений в развитии города — создание и развитие системы общественного транспорта и высокий уровень обслуживания её пользователей. Однако на данный момент система общественного транспорта неэффективна. Интермодальные транспортные системы широко распространены в современном мире, но во многих случаях они требуют усовершенствования для более эффективного функционирования. Такие системы характеризуются перевозкой пассажиров более чем одним видом транспорта.

Комплексное внедрение всех принципов интермодальности в современную систему общественного транспорта может произвести революцию в приёмах планирования и организации новых поселений. Возможно принципиальное изменение взгляда на общественный транспорт жителями городов. Предположение заключается в том, что внедрение эффективной интермодальной системы общественного транспорта приведет к снижению использо-

вания личного автомобильного транспорта, и как следствие — к сокращению количества пробок и повышению уровня жизни в городах.

Цель и задачи исследования

Практическим результатом исследования должен стать ответ на вопрос: «Нужны ли городу и горожанам изменения и усовершенствования транспортной системы с учетом принципов интермодальности?» Для этого необходимо проанализировать возможности организации интермодальной системы общественного транспорта в Новосибирске.

Сформулированы три основные задачи: 1) выявить принципы качественной системы общественного транспорта; 2) ознакомиться с интермодальной транспортной системой; 3) рассмотреть возможность перевода транспортной системы общественного транспорта Новосибирска в интермодальную.

Методологической основой в теоретическом аспекте является мировая практика организации интермодальных систем, в прикладном аспекте данная тематика рассматривается на примере города Новосибирска.

Критерии качества транспортной системы

Существует две стратегии поведения города по отношению к транспортной системе: содействие и противодействие использованию автомобильного транспорта [1, с. 27]. В больших городах и агломерациях необходимо применять меры, которые будут уменьшать привлекательность использования автомобиля.

Рост автомобилизации приводит к тому, что приоритетным направлением в развитии городской среды становится увеличение привлекательности городского пассажирского общественного транспорта. Эффективность пассажирских перевозок будет достигнута при соблюдении комплекса критериев качества функционирования системы.

Один из критериев оценки качества функционирования общественного транспорта — заполняемость улиц — характеризует площадь, которую занимают транспортные единицы. В XX веке города отдавали приоритет автомобилям, так как считали, что за ними стоит будущее и пропускную способность улицы рассматривали как возможность улицы в час пропустить максимальное количество автомобилей. Однако в XXI веке город сменил приоритеты и теперь ему важно сколько человек, а не машин пропускает в час дорога. Исходя из данного критерия, общественный транспорт является более эффективным. Приоритетное использование общественного транспорта может повысить пропускную способность транспортной системы с одной тысячи пассажиров в час на десятки тысяч.

Важным критерием является энергоэффективность, которая заключается в энергетической безопасности влияния на окружающую среду и в экономической конкурентоспособности [2].

Общественный транспорт должен удовлетворять требованиям безопасности. Понятие безопасности включает в себя отсутствие аварийности, криминогенной обстановки на транспорте, встреч с маргинальными слоями населения, террористической опасности и других ЧС. Безопасность зависит от таких факторов, как: надежность эксплуатации транспорта; уровень образования и квалификации персонала; здоровье сотрудников, осуществляющих управление и контроль управления пассажирскими перевозками; качество подвижного состава, его оборудования и комплектующих частей, путей сообщения; существование безопасного маршрута; наличие освещения и специфического оборудования; качество услуг и сервиса; эффективное функционирование правоохранительных органов, систем наблюдения и оповещения.

Следующим критерием является скорость. Для увеличения скорости различных видов общественного транспорта в мире существует множество методов. Один из них — это наличие внеуличных видов общественного транспорта. Скорость общественного транспорта можно сделать конкурентоспособной при выполнении условия выделения отдельной полосы движения (физически обособленной и без физических барьеров). Для повышения эффективности общественного транспорта используется метод правильной трассировки.

Очередным весомым критерием является удобство. Одним из критериев удобства является «правильная» маршрутная сеть, в которой маршруты расположены там, где они нужны людям и проложены по максимально короткой траектории. Необходимы качественно оборудованные хабы — компактные, удобные, информативные. Другим критерием удобства является предсказуемость движения. Оно определяется обычным расписанием, либо тактовым. Удобным должно быть и билетное меню. Тарифы можно разделить на три принципиальных сегмента. Первый — плата за поездку, второй — плата за время, третий — оплата по зонам [2]. Значительным моментом для комфорта является санитарное состояние подвижного состава внутри и снаружи.

Интермодальная система общественного транспорта

Интермодальная система — мультимодальная система общественного транспорта, внедрение в которую очередного вида общественного транспорта делает более эффективным каждый из них. Такая концепция эффективна при качественной работе в системе всех её элементов: маршрутов, качества транспорта, расписания, тарифной политики, транспортно-пересадочных узлов, состояния улично-дорожной сети в целом, наличия доступной информации о работе системы, единого стиля управления, образа и т. п. Сбалансированная — интермодальная транспортная система, в которой интермодальные перевозки осуществляются тем транспортом, который наиболее эффективен и технически приспособлен в данном контексте [1, с. 306-308].

Суть интермодальной системы в перемещении населения двумя или более видами транспорта по единому транспортному документу, в частности, проездному. Для пассажира удобно, когда все виды общественного транспор-

та, а именно, паратранзит, автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, пригородные поезда представляют собой сбалансированную единую систему с удобными пересадочными узлами, предсказуемостью движения и единым тарифным планом.

Беспересадочная система движения

Интермодальная система движения

Рис. 1. Сравнение беспересадочной и интермодальной транспортной системы

При движении без пересадки транспорт распределяется по всем маршрутам до точек притяжения. Транспортных единиц в интермодальной системе на каждом маршруте больше, чем при беспересадочной системе, тем самым, можно добраться до места назначения быстрее. Как можно заметить на рисунке 1, количество транспорта в обеих системах одинаково, однако, в интермодальной системе он работает эффективнее. В условиях большого пассажиропотока необходима большая продуктивность всей системы. Она будет таковой, если будет высокая частота движения маршрутного транспорта там, где наибольшая плотность пассажиров, если будет хорошая доступность, а сами маршруты будут максимально линейными и короткими. Транспорт более полезный при условии пересечении частых маршрутов.

Чтобы соперничать с автомобилем, транспортной системе требуется высокая интеграция в городское пространство. Общественный транспорт должен иметь единую систему и сеть, обслуживание не должно создавать трудностей, замешательства и лишних затрат пассажиров. Система должна быть организована так, чтобы убедить пассажира в том, что комбинированные (интермодальные) поездки много эффективней других альтернатив. Пересадка приемлема только в том случае, когда затраты сил и времени на неё существенно уступают скорости и комфорту поездки без неё.

Возможность преобразования существующей системы общественного транспорта города Новосибирска в интермодальную

Современная транспортная система в городе малоэффективна, она не удовлетворяет спрос на быстрое, качественное, комфортное передвижение пассажиров. Исследуя принципы качественной транспортной системы можно сделать вывод о том, что Новосибирск не соответствует ни одному критерию. Чем глубже проблемы с транспортной ситуацией на дорогах города, тем менее популярные и более жесткие меры придется предпринять. На данный момент в Новосибирске проводятся попытки улучшения транспортной системы управления пассажирскими перевозками мэрией. Таким образом, пока город ещё «слышит» предложения профессионалов — транспортная система в нём не на совсем критическом этапе. Однако уже сейчас стоит задуматься о налаживании транспортной обстановки. Для изменения и усовершенствования системы предлагается перевести её в интермодальную.

В рамках исследования был проведен соцопрос с целью узнать реакцию людей на пересадки. При введении интермодальной системы пересадки станут частью системы и будут являться неизбежными, и для большинства людей пересадки — это ресурсозатратно и некомфортно. Однако, если ввести интермодальную систему корректно, интегрируя все её составляющие, такие как удобный транспортно-пересадочный узел, единая билетная система, короткое время ожидания и регулярное движение подвижного состава, пересаживаться готовы 93% опрошенных, причем 45,5% готовы делать больше двух пересадок.

Рис. 2. Диаграмма, иллюстрирующая ответы на соцопрос

Необходимо отметить, что в вопросе не фигурировал критерий качества подвижного состава. Соответственно, для жителей города, пользующихся общественным транспортом, комфорт не так важен, как количество единиц в парке и время в пути. Между тем, задачей изменения системы транспорта является привлечение в общественный транспорт людей, использующих личный автомобиль, а для этого, вероятнее всего, потребуется модернизация транспортных единиц.

Действующая маршрутная система города не отвечает современным требованиям и нуждается в серьёзной перестройке. Реформы требуются с точки зрения дублирования маршрутов, конкуренции муниципального транспорта с частными, формирования комплексных транспортно-пересадоч-ных узлов. Помимо всего, городу нужна целостная структурированная транспортная схема с системным каркасом магистрального общественного транспорта и подвозящих маршрутов. Рисунок 3 иллюстрирует схему маршрутов, которых всего 250: 140 автобусных маршрутов, 83 маршрутных такси, 14 трамвайных, 11 троллейбусных и две линии метро. Вдобавок, в пределах административной границы города существуют 4 маршрута пригородных поездов «Экспресс пригород» с 29-ю остановочными пунктами. Концептуальная проектная схема, разработанная для наглядного понимания того, как должны выглядеть транспортные маршруты, более удобная, разгружает каркас города и становится понятной пассажирам.

Рис. 3. Существующая и проектная схемы маршрутов общественного транспорта Новосибирска

В каждом районе Новосибирска расположены микрорайоны, жилмассивы и даже отдельные посёлки. Наиболее вероятно возникновение пробок в городе на выезде из них и ближе к центру. Самые крупные транспортно-переса-дочные узлы необходимо размещать в центре города, а пересадочные узлы поменьше — на въездах в районы. Пересадочная система в городе нуждается в новой стратегии тарификации. Пассажир не должен платить за одну поездку дважды, причём разную сумму на разных видах транспорта. Предлагается ввести единый тариф системно на всех видах транспортных единиц. При соблюдении всех условий транспортная система станет более удобной, быстрой, экономичной, комфортной в использовании и интуитивно понятной.

Заключение

Исследование выявило готовность и потребность населения к переходу на новую систему с интермодальными маршрутами общественного транспорта. В Новосибирске, как в крупном городе, интермодальная система осуществима, она улучшает качество общественного транспорта, увеличивает его скорость, тем самым делая его конкурентоспособным в борьбе с автомобилем. При использовании интермодальности появляется возможность ориентировать на неё планирование города, его застройку. Данная оптимальная транспортная система осуществима в Новосибирске лишь с применением комплекса мер, как планировочных, так и административных.

Список литературы

1. В.Р. Вучик. Транспорт в городах, удобных для жизни [Текст] / Вукан Р. Вучик; пер. с англ. Александра Калинина под науч. ред. Михаила Блинкина. — Москва: Территория будущего, 2011. — 574, с.

2. David Banister. Sustainable Transport and Public Policy. — Oxford: EOLSS Publishers Co. Ltd, 2003.

3. Vukan R. Vuchic. Urban Transit Systems and Technology. — NJ, 2007. — 624 c.

4. Jarrett Walker Human Transit: How Clearer Thinking about Public Transit Can Enrich Our Communities and Our Lives. Washington: Island Press, 2012. — 246 c.

5. Sustainable Transportation: An International Perspective" Projections Vol. 9. Planning Journal of the Department of Urban Studies and Planning, MIT, USA.

6. А.Ю. Михайлов, Т.А. Копылова. Разработка оценочной шкалы продолжительности пересадок в интермодальных узлах городского пассажирского транспорта // Вестник ИрНИТУ. — 2015. — № 12 (107). С. 258-263.

7. Концепция строительства городского трамвая в Новосибирске / МБУ «УДС» [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/29836328-Koncepciya-stroitelstva-skorostnogo-tramvaya-v-gorode-novosibirske.html.

8. А.С. Баранов, Л.Ю. Истомина, Е.С. Павленко, А.В. Кротикова, М.А. Жеблиенок. Методические особенности проектирования транспортных систем городских агломераций [Электронный ресурс]. URL: http://minstroy.nso.ru/ sites/minstroy.nso.ru/wodby_files/files/page_4815/1_baranov_a.s.pdf.

9. А.А. Митрофанова. Геоинформационный анализ степени транспортной обслуженности территории Новосибирска // Architecture and Modern Information Technologies. — 2017. — № 2 (39). — С. 353-363.

10. М.Н. Руденко, Ганин И.О. Основные принципы концепции развития общественного транспорта мегаполиса (на примере города Перми) // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — № 32. — С. 36-41.

11. Kay Fitzpatrick, Kevin M. Hall, Stephen Farnsworth Melisa D. Finley. An Evaluation of Bus Bulbs on Transit, Traffic, and Pedestrian Operations. Washington: Transportation research board., 2001. — 161 c.

12. Д.Н. Власов, С.М. Леоненко, Н.В. Развитие интермодальных пересадочных узлов в городах Российской Федерации // Academia. Архитектура и строительство. — 2016. — № 3. — С. 90-95.

References

1. V.R. Vuchik. Transport v qorodakh, udobnykh dlya zhizni [Transportation for Livable Cities]. Moscow, 2011, 574 p. (In Russian).

2. David Banister. Sustainable Transport and Public Policy. Oxford, 2003.

3. Vukan R. Vuchic. Urban Transit Systems and Technology. NJ, 2007, 624 p.

4. Jarrett Walker Human Transit: How Clearer Thinkinq about Public Transit Can Enrich Our Communities and Our Lives. Washington, 2012, 246 p.

5. Sustainable Transportation: An International Perspective" Projections Vol. 9. Planning Journal of the Department of Urban Studies and Planning, MIT, USA.

6. A.YU. Mikhaylov, T.A. Kopylova. Razrabotka otsenochnoy shkaly prodolzhi-tel'nosti peresadok v intermodal'nykh uzlakh gorodskogo passazhirskogo transporta [Elaboration estimated scale of transfers duration in the intermodal nodes of urban passenger transport]. Irkutsk, 2015, pp. 258-263.

7. Kontseptsiya stroitel'stva gorodskogo tramvaya v Novosibirske [The concept of organisation a city tram in Novosibirsk]. Avialable at: https:// docplayer.ru/29836328-Koncepciya-stroitelstva-skorostnogo-tramvaya-v-gorode-novosibirske.html.

8. A.S. Baranov, L.YU. Istomina, Ye.S. Pavlenko, A.V. Krotikova, M.A. Zhebliye-nok. Metodicheskiye osobennosti proyektirovaniya transportnykh si-stem go-rodskikh aglomeratsiy [Methodical features of the design transport systems of urban agglomerations]. Avialable at: http://minstroy.nso.ru/sites/minstroy.nso.ru/ wodby_fi les/fi les/page_4815/1_baran ov_a .s.pdf.

9. A.A. Mitrofanova. Geoinformatsionnyy analiz stepeni transport-noy obslu-zhennosti territorii Novosibirska [Geoinformation analysis of the transport service level in novosibirsk] Moscow, 2017, pp. 353-363.

10. M.N. Rudenko, Ganin I.O. Osnovnyye printsipy kontseptsii razvitiya ob-shchestvennogo transporta megapolisa (na primere goroda Permi) [Basic principles concept of development of public transport of megapolis (on the example of the city of Perm)]. Moscow, 2012, pp 36-41.

11. Kay Fitzpatrick, Kevin M. Hall, Stephen Farnsworth Melisa D. Finley. An Evaluation of Bus Bulbs on Transit, Traffic, and Pedestrian Operations. Washington: Transportation research board., 2001,161 p.

12. D.N. Vlasov, S.M. Leonenko, N.V. Razvitiye intermodal'nykh peresa-dochnykh uzlov v gorodakh Rossiyskoy Federatsii [Development of intermodal transport transit hubs in cities of Russian Federation]. Moscow, 2016, pp. 90-95.

Ковалёва Мария Константиновна, студент 5 курса кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail kovalyova.maria@gmail.com

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 23.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.