Н.В. Данилова,
ведущий научный сотрудник ФГБУ Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения. МЗСР РФ, г. Москва, Россия, [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 614.2
Данилова Н.В. Возможности оптимизации подготовки кадров для практического здравоохранения
(ФГБУ Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения. МЗСР РФ, г. Москва, Россия)
Аннотация: В статье анализируются состояние и формы подготовки кадровых ресурсов здравоохранения. Рассматриваются некоторые вопросы совершенствования механизмов реализации права на профессиональную подготовку, переподготовку кадров с учетом нужд учреждения здравоохранения и рационирования расходуемых финансовых средств.
Ключевые слова: медицинские кадры, использование кадрового потенциала, практическое здравоохранение, внедрение контрактных форм подготовки персонала.
Вопросы кадрового обеспечения в Российской Федерации являются неотъемлемой частью государственной политики в области здравоохранения, медицинские кадры рассматриваются в качестве главного его ресурса. Поскольку значимость совершенствования кадровых ресурсов при развитии здравоохранения признана на всех уровнях управления, в перечень ведущих задач и мер по улучшению доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации включена задача укрепления кадрового потенциала в институциональном масштабе [1].
Базовой основой кадровой политики являются как действующие в стране нормативно-правовые документы, регламентирующие подготовку медицинских работников, так и те инновационные изменения, дополнения, положения, которые способствуют развитию сложившихся за последние годы подходов по использованию кадров.
Доступность и бесплатность среднего, высшего профессионального образования в государственных учреждениях на конкурсной основе установлены Конституцией Российской Федерации (статья 43), Федеральным законом «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 03.12.2011), определяющим требования к программам учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), построению национальных образовательных стандартов обучения.
Согласно положениям Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21.11.2011 № 323-ФЗ), «право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в
Н.В. Данилова, 2012 г.
Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (статья 69, часть 1). Аккредитация специалиста рассматривается как процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи (статья 69, часть 3). Аккредитация как форма допуска к оказанию конкретных видов медицинской помощи и персонифицированная ответственность работника за свои действия, их последствия осуществляется по окончании освоения основных образовательных программ среднего, высшего образования и пополняется за счет новых знаний и умений в процессе послевузовского обучения. Система аккредитации вступает в силу с 01.01.2016 (в 2012 году и в течение переходного периода действие сертификата специалиста сохраняется).
Новым законом предусмотрено также регулирование отношений в области подготовки специалистов с медицинским образованием по дополнительным профессиональным образовательным программам повышения квалификации (не реже одного раза в пять лет), профессиональной переподготовки, соотносимое с полномочиями федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья. В тексте закона определена обязанность медицинской организации по обеспечению профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников (статья 79, часть 8).
В качестве руководства к практическим действиям по непрерывности образовательного процесса предлагается обновленный порядок, в соответствии с которым в течение ближайших лет медицинским работникам будут присваиваться квалификационные кате-
гории. При сохранении прежней системы аттестационных комиссий (центральная, региональные и ведомственные) и традиционных типов категорий выделяется соблюдение требований к объему стажа работы при присвоении каждой из них [3]. Расширен перечень материалов, предоставляемых в аттестационную комиссию, состоящую из экспертных групп, соответствующих тем специальностям, по которым проводятся единые для всех территорий квалификационные процедуры: рецензирование отчетов, тестирование, собеседование при однотипной тестовой оценке.
Дипломная подготовка врачей осуществляется по 9 общим (вузовским) профилям, из них Приказом Минздравсоцразвития России «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» (от 23.04.2009 №210н) утверждены медицинская биохимия, биофизика, кибернетика. Все высшие учебные заведения страны (48), выпускающие профильных специалистов, имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности, аккредитацию по обеспечению ее надлежащего качества. Послевузовское медицинское образование включает программы дальнейшего обучения и может быть получено (с 01.09.2017) в ординатуре, аспирантуре, докторантуре (до этого срока прежний порядок сохраняется).
За последние годы проведена работа по укреплению среднего профессионального образования, развитию сестринского дела, утверждены «Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации», «Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации» в целях повышения социального статуса профессии, значимости кадров среднего звена в практическом здравоохранении.
Ретроспективный анализ выпуска специалистов государственными высшими учебными
№3 Менеджер
3013
здравоохранения
заведениями по группе специальностей «здравоохранение» свидетельствует, что если в 2004 году было подготовлено 26,8, то к 2010 г. выпуск уже достиг 33 тыс. специалистов (темп прироста +17%). Численность работающих в системе Минздравсоцразви-тия России врачей составила в 2010 году 625,7 тыс. (с темпом прироста по отношению к 2005 году +3,0%). Выпуск врачей негосударственными медицинскими ВУЗами за тот же период прибавил дополнительно свыше 700 физических лиц. В кадровой структуре в соответствии с номенклатурой преобладают врачи-терапевты — каждый третий, педиатры представлены каждым десятым, 15,0% от всех специалистов составляют хирурги. Доля стоматологов достигает 8%, гигиенистов — 1,0% от общей численности врачей. Один специалист с высшим образованием по фармации (провизор) приходится на 50 врачей.
Специалисты с высшим образованием готовятся и выпускаются за счет федерального бюджета, доля которого возросла к 2010 по сравнению с 2005 годом на 7,4%. Доля местных бюджетов за то же время снизилась на 2,4% (4). Постепенно увеличивается численность лиц, обучающихся на платной основе.
Вместе с тем выпуск специалистов со средним специальным образованием по группе «здравоохранение» за предыдущее пятилетие уменьшился на 3,5 тыс. человек. Подготовка сестринских кадров осуществляется в основном за счет бюджетов субъектов Федерации, средства федерального бюджета, выделяемые на нее, с 2005 года уменьшились на 10%.
Из многих составляющих, определяющих объем и качество обучения, вопросы подготовки, последипломного обучения, повышения квалификации кадрового состава относятся к ведущим в практическом здравоохранении. Реалиями медицинской профессии является кредо, вектор которого, согласно общемировым тенденциям, направ-
лен на «обучение через всю жизнь». Востребованными являются не только знание теоретических аспектов, но и устойчивые практические навыки, владение современными технологиями, умениями, которые в перспективе должны приобретаться и обновляться каждое пятилетие — срок устаревания накопленных и утверждения новых знаний.
Признано, что экономика системы (в том числе здравоохранения) предусматривает закрепление отношений материальной собственности с нахождением ее объектов в оперативном управлении базовых учреждений. Экономическая деятельность реализуется лишь вследствие единства материально-технических, финансовых ресурсов и трудового (кадрового) потенциала, в ходе которого формируются условия для ведения производственного (лечебно-диагностического) процесса и «выпуска» продукции — оказания необходимых медицинских услуг.
В этой связи серьезного внимания требуют вопросы финансирования подготовки врачей, среднего медицинского персонала для самостоятельной работы в практическом здравоохранении, а также в целях повышения их квалификационного уровня. Особенности экономики среднего и высшего профессионального образования заключаются в получении знаний на конкурсной основе в рамках национального образовательного стандарта. На средства федерального бюджета осуществляется финансирование обучения в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, ориентировочно рассчитанное на не менее чем 170 студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации (статья 41 ФЗ «Об образовании» в ред. от 08.05.2010 № 83-ФЗ). В рамках закона допускается привлечение дополнительного финансирования в виде предоставления платных образовательных услуг.
Согласно правовым положениям, учреждение образования может осуществлять в пределах, финансируемых за счет учредителя
государственных заданий (или контрольных цифр), целевой прием на основе договоров с органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования. Бюджетирование является одной из основных финансовых составляющих при их подготовке, переподготовке, повышении квалификации. Финансовые средства расходуются в обмен на закрепление обученного специалиста в медицинской организации, подчиненной субъекту Федерации, муниципальному образованию.
Однако практика показывает, что нередко, пройдя обучение (переобучение) за счет бюджетных средств территориального здравоохранения, специалист не приступает к работе, и медицинская организация вынуждена изыскивать нового кандидата. Установленное законом «Об образовании» положение о возможности использования порядка многосторонних договорных отношений в интересах системы здравоохранения субъекта Российской Федерации должно работать более эффективно, без нарушения определенных иными государственными законами норм.
Известно, что договор (соглашение, контракт) в классическом своем варианте является неотъемлемой частью системы юридических отношений, включая их добровольность, установленные гарантии, защиту законных интересов сторон, несмотря на наличие доли взаимного давления участников контракта, обусловленного конфликтом экономических интересов [5]. Как основополагающая форма человеческого взаимодействия, в том числе в таком экономическом виде деятельности, как здравоохранение, договорные отношения нуждаются в государственном регулировании и формировании согласованных положений по ряду еще не получивших конкретного разрешения вопросов.
При заключении трехстороннего соглашения (контракта) между образовательным учреждением и органом исполнительной вла-
сти в сфере регионального здравоохранения в интересах третьего лица (работника) закрепляются порядок и условия по выполнению работы по вновь полученной специальности либо после усовершенствования — по-прежнему профилю деятельности в региональном (муниципальном) учреждении здравоохранения в течение срока, определенного договором. При любых условиях предусматривается обязательное положение о предоставлении специалисту адекватных социально-бытовых условий для выполнения должностных обязанностей (жилье, льготная оплата коммунальных услуг, жилищные сертификаты и иные преференции) и (или) ряда предложений, авансирующих саморазвитие.
В настоящее время государство предпринимает ряд активных мер для социальной поддержки с 2012 года медицинских работников, работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа. Для них предусмотрено восстановление ежемесячной денежной оплаты жилья, отопления и освещения, утраченной после монетизации льгот [2]. Президентом Российской Федерации гарантированы объемные выплаты специалистам, закончившим обучение и решившим приступить к медицинской деятельности в сельской местности, и Федеральный фонд ОМС готов предоставить по 1 млн. руб. врачам, поехавшим на село.
Закрепление финансово-правового механизма выделения средств на обучение исполнительным органом управления здравоохранением (конкретной медицинской организацией), договорные отношения, установленные между будущим врачом (специалистом) и службой здравоохранения (учреждением), позволили бы реализовать несложный, по сути, и прозрачный механизм возврата финансовых ресурсов, потраченных неэффективно.
Подобные дополнительные превентивные меры будут обеспечивать поступательное и перманентное улучшение результатов медицинской деятельности, на которые ориенти-
№3
3013
Менеджер
рована программа модернизации здравоохранения как инструмент достижения прогнозируемых на 2012 и последующие годы показателей обеспеченности российских территорий кадровым составом. Потребуется решать задачи сохранения и развития квалифицированного персонала в здравоохранении как основного фактора, способствующего улучшению качества и безопасности медицинского обслуживания и, следовательно, направления дополнительных финансовых расходов на подготовку и своевременную переподготовку медицинских кадров в соответствии с кадровым планированием в субъектах Федерации.
Уточнение и правовое закрепление финансовых отношений, учитывающих особенности медицинской деятельности, в свою очередь будут способствовать процессу реализации не только права на обучение, но и связанных с ним обязанностей. В целях повышения квалификации и усовершенствования знаний (каждые пять лет) более приемлемой является заочно-очная форма с предцикло-вой подготовкой, элементами дистанционного обучения, позволяющая, не снижая качества, уменьшить расходы и приблизиться к экономической сбалансированности между затратами на учебный процесс и его эффективностью.
1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года//www.zdrаvo2020.ru (Дата обращения: 16.12.2010).
2. Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 №839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях».
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 25.07.2011 № 809н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками».
4. Российский статистический ежегодник, 2010.
5. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. — М.: ЭФМГУ, ТЕИС, 2002 — 591 с.
UDC 614.2
Danilova N.D. Opportunities of optimizing personnel training for practical health care (Federal Research institute for Health Care Organization and Information of the Ministry of Health and Social Development of Russian Federation, Moscow, Russia)
Annotation: In the article there are analyzed conditions and forms of personnel resources training in the sphere of health care. There are considered several questions of enhancing mechanisms of implementing the right on professional training, re-training of personnel with consideration of health care institution's needs and rationing expended financial funds.
Keywords: medical personnel, usage of personnel potential, practical health care, introduction of contact forms of personnel's training.