Научная статья на тему 'Возможности опросника ICAST-R для диагностики пережитого насилия в российских условиях'

Возможности опросника ICAST-R для диагностики пережитого насилия в российских условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2230
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ / ОПРОСНИК / ICAST-R

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова Елена Николаевна, Исаева Оксана Михайловна

В статье рассматриваются вопросы диагностики ситуации насилия и жестокого обращения с детьми, а также возможности изучения распространенности насилия и жестокого обращения с детьми с помощью опросника ICAST-R. В статье проводится проверка опросника ICAST-R на надежность и валидность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES QUESTIONNAIRE ICAST-R FOR THE DIAGNOSIS OF EXPERIENCES OF VIOLENCE IN THE RUSSIAN CONTEXT

This article discusses the diagnosis of the situation of violence and child abuse, as well as the possibility of studying the prevalence of violence and ill-treatment of children by means of questionnaire ICAST-R. In the article the verification questionnaire ICAST-R on the reliability and validity.

Текст научной работы на тему «Возможности опросника ICAST-R для диагностики пережитого насилия в российских условиях»

УДК 159.9

Е.Н. ВОЛКОВА, доктор психологических наук, профессор, проректор по научной деятельности, НГПУ им К.Минина, Нижний Новгород, envolkova@yandex.ru О.М. ИСАЕВА, кандидат психологических наук, доцент, НИУ ВШЭ, Нижний Новгород, mom_nn@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ОПРОСНИКА ICAST-R

ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПЕРЕЖИТОГО НАСИЛИЯ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ E.H.Volkova, O.M.Isaeva

OPPORTUNITIES QUESTIONNAIRE ICAST-R

FOR THE DIAGNOSIS OF EXPERIENCES OF VIOLENCE IN THE RUSSIAN CONTEXT

В статье рассматриваются вопросы диагностики ситуации насилия и жестокого обращения с детьми, а также возможности изучения распространенности насилия и жестокого обращения с детьми с помощью опросника ICAST-R. В статье проводится проверка опросника ICAST-R на надежность и валидность.

Ключевые слова: насилие, жестокое обращение, ретроспективный, опросник, ICAST-R

This article discusses the diagnosis of the situation of violence and child abuse, as well as the possibility of studying the prevalence of violence and ill-treatment of children by means of questionnaire ICAST-R. In the article the verification questionnaire ICAST-R on the reliability and validity.

Keywords: violence, abuse, retrospective questionnaire, ICAST-R Введение

Насилие как феномен социальной действительности и предмет научного исследования весьма труден для изучения в силу ряда причин объективного и субъективного характера.

Оценка распространенности насилия и жестокого обращения с детьми лишь в последнее время становится объектом эмпирических исследований. Большинство исследований о распространенности насилия выполнены исследователями США и европейских стран. Эмпирические исследования по данной проблеме, выполненные российскими специалистами, единичны.

В настоящей статье проводится анализ возможностей опросника ICAST-R для диагностики пережитого насилия в российских условиях.

Цель исследования

Изучить возможности использования опросника ICAST-R для диагностики пережитого насилия в условиях Российской действительности.

Методы и процедура исследования

ICAST-R (ICAST-retrospective) - Международный опросник для изучения распространенности насилия над детьми - ретроспективный.

Опросник позволяет изучать опыт пережитого в детстве насилия среди молодежи 1824 лет.

Опросник разработан сотрудниками Университета г.Брисбан, Австралия (Queensland University of Technology, Brisbane, Australia) под руководством профессоров М.Дунном (Michael P Dunne) и Б.Макфарлэном (Bonnie Macfarlane) в 2006 году при поддержке международного общества по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми (ISPCAN).

Работа по подготовке данного инструмента для оценки распространенности насилия среди молодежи продолжалась более двух лет. Специалисты более 30 стран приняли участие в обсуждении общей структуры и содержания опросника.

Перевод и культурная адаптация опросника к российским условиям осуществлялись сотрудниками Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина и сотрудниками Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости» под руководством профессора Е.Н.Волковой.

С англоязычной версией опросника можно познакомиться на сайте Международного общества по защите детей от насилия (ISPCAN) www.ispcan.org

Опросник включает в себя 26 вопросов, объединенных в четыре раздела:

1. Раздел: общая информация о респонденте (вопрос 1-6);

2. Раздел: вопросы относительно физического насилия (вопрос 7-13);

3. Раздел: вопросы относительно эмоционального насилия (вопрос 14-20);

4. Раздел: вопросы относительно сексуального насилия (вопрос 21-26).

Перед началом исследования всем его участникам дается инструкция по заполнению опросника:

«Мы бы хотели задать Вам несколько вопросов о вашей жизни, начиная с тех пор, как Вы были маленьким ребенком и до того момента, как Вам исполнилось 18 лет. Это будут вопросы о жестоких и печальных вещах, которые могут случиться с детьми и подростками. Все, что Вы скажете, будет конфиденциально. Не нужно указывать свое имя и фамилию на листе ответов. Никто из членов Вашей семьи, соседей или представителей власти не узнают том, что Вы нам сообщите. Пожалуйста, отвечайте на все вопросы, даже если Вам кажется, что они к Вам не относятся».

Кроме того, каждый раздел опросника предваряется новой инструкцией. Опрос подразумевает анонимность участия респондентов в нем.

Участникам предлагается ответить на вопросы об имеющих место быть фактах насилия и отметить галочкой «V» соответствующий ситуации пункт опросника. В случае наличия в опыте факта насилия предлагается оценить частоту его встречаемости, возраст, когда факт насилия имел место быть, а также отметить, какого пола и возраста был насильник.

Кроме того, в разделах о физическом и психологическом насилии респондентам предлагается ответить на 2 вопроса, которые позволяют получить субъективно воспринимаемую участниками исследования информацию о частоте и справедливости применяемого в отношении них насилия:

«Многие дети имеют опыт того, что кто-то целенаправленно причиняет боль их телу ударами, битьем и другими способами. Такое могло произойти с Вами. В общем, что Вы сейчас думаете о Вашем детстве?»

«В общем, до того, как Вам было 18 лет, как часто Вам причиняли физическую боль (били, ударяли или другое) в сравнении с другими детьми примерно вашего возраста на тот момент?»

В разделе о сексуальном насилии респондентам предлагается ответить на ряд дополнительных вопросов, если имеет место быть ситуация пережитого нежелательного сексуального опыта:

«Когда-либо кому-нибудь рассказывали о своем нежелательном сексуальном опыте до этого момента?»

«Если да, кому Вы об этом рассказывали?»

«Сколько прошло времени с тех пор, как Вы впервые кому-либо рассказали о нежелательном сексуальном акте или актах?»

Обработка данных, полученных в ходе исследования с применением опросника ICAST-R, представляет собой количественно-качественный анализ.

Для количественной интерпретации полученных результатов без применения электронной базы данных необходимо подсчитать сумму баллов по каждой шкале опросника в соответствии со следующим ключом:

Наименование шкалы Вопросы Баллы Максимальное количество баллов по шкале

Шкала 1. Физическое насилие 7,8,9,10,11 1 балл за каждый ответ «да», 0 баллов за ответы «нет», «не могу вспомнить» 5

Шкала 2: Эмоциональное насилие 14,15,16,17,18 1 балл за каждый ответ «да», 0 баллов за ответы «нет», «не могу вспомнить» 5

Шкала 3: Сексуальное насилие 21,22,23,24,25 1 балл за каждый ответ «да», 0 баллов за ответы «нет», «не могу вспомнить» 5

По итогам полученных значений можно сделать вывод о факте насилия (1 и более суммарных баллов по шкале), о видах пережитого насилия, а также о частоте их встречаемости у конкретного участника исследования или по всем участниками исследования в целом.

Для качественной интерпретации данных необходимо проанализировать ответы испытуемого на вопросы:

• Как часто это случалось?

• В какие периоды Вашей жизни это происходило с Вами?

• Какие люди делали это с вами?

• В общем, что Вы сейчас думаете о Вашем детстве? (вопросы 12, 19)

• В общем, до того, как Вам было 18 лет, как часто Вам причиняли боль в сравнении с другими детьми примерно вашего возраста на тот момент? (вопросы 13, 20)

На основании анализа ответов испытуемого на вышеперечисленные вопросы можно сделать выводы относительно:

• частоты встречаемости насилия в жизни участника насилия;

• возраста, в котором имело место быть отнесенности факта насилия к конкретному возрастному этапу;

• возрасте, поле, социальной роли насильника;

• тяжести последствий насилия для участника исследования;

• субъективного восприятия участниками исследования фактов насилия;

• специфики переживания нежелательного сексуального опыта участником исследования (вопрос 26).

Исследование

Исследование по распространенности насилия и жестокого обращения с детьми проходило в несколько этапов:

1 этап. Исследование 2006 года.

В исследовании приняло участие 120 человек (39% молодых людей и 61% девушек), проживающих в г. Нижнем Новгороде, являющихся студентами ПТУ и ВУЗов города, а также условно-осужденные подростки в возрасте 18-24 лет.

2 этап. Исследование 2012 года.

В исследование приняли участие 676 человек (40% молодых людей и 60% девушек), проживающих в г. Нижнем Новгороде, являющихся студентами ВУЗов города в возрасте 1824 лет.

3 этап. Исследование 2012 года - ретест. В исследование приняли участие 57 человек (46% молодых людей и 54% девушек), проживающих в г. Нижнем Новгороде, являющихся студентами ВУЗов города в возрасте 1824 лет.

Таким образом, общая выборка респондентов составила 853 человека. Основные процедуры стандартизации проводились на выборке 2012 года.

Результаты исследования

Результаты исследования показали, что все шкалы опросника имеют геометрическую тенденцию распределения. В связи с этим для дальнейшего исследования нами был использованы непараметрические методы анализа.

1. Изучение надежности опросника ¡САБТ-С

В нашем исследовании мы изучали два вида надёжности - надежность как устойчивость и надежность как внутренняя согласованность.

Надежность как устойчивость выявлялась по коэффициенту стабильности теста с использованием метода тест-ретест, проведенного с промежутком в 2 месяца на выборке из 57 человек с использованием непараметрического метода ранговой корреляции Спирмена для зависимых выборок.

Таблица 1. - Результаты стабильности данных по шкалам, коэффициент Спирмена

Показатели надежности/виды насилия Физическое насилие Психологическое насилие Сексуальное насилие

Стабильность, коэф.Спирмена 0,24 0,62** 0,97**

р<0,01 (**)

По результатам исследования были выявлены значимые коэффициенты корреляции по шкалам Психологического и Сексуального насилия, и незначимые показатели по шкале Физического насилия.

Статистическая проверка значимости различий между результатами теста и ретеста осуществлялась с применением непараметрического метода Уилкоксона ^Псохоп) для сравнения двух зависимых выборок (57 человек), основанного на построении ранговой последовательности абсолютных разностей пар значений.

Надежность как внутренняя согласованность производилась с использованием метода альфа Кронбаха.

Таблица 2 - Результаты внутренней согласованности пунктов опросника, коэффициент альфа Кронбаха

Показатели надежности/виды насилия Физическое насилие Психологическое насилие Сексуальное насилие

Внутренняя согласованность (альфа Кронбаха) 0,432 0,475 0,594

Полученные результаты проверки разработанной методики исследования на надежность свидетельствуют о невысокой возможности использования ее в исследовательских целях. Согласованность пунктов опросника ICAST-R - низкая.

2. Изучение валидности опросника ICAST-R

При исследовании валидности опросника ICAST-R нами рассматривались три категории валидности: по содержанию (очевидная валидность), по связи с критериями (содержательная валидность) и по конструкции теста (конструктная валидность).

Очевидная и содержательная валидность оценивалась с помощью метода экспертных

оценок.

Очевидная и содержательная валидность опросника ICAST-R были определены в период 2005-2006 гг. в режиме дельфи-групп.

Исследование проходило в три этапа и включало в себя: проведение одного очного семинара со специалистами из 12 стран по обсуждению опросника (1 этап); получение двух экспертных заключений на опросник от специалистов из 25 стран, в т.ч. России (2 и 3 этапы).

В итоге проведенной процедуры исследования были внесены некоторые изменения в первоначальный вариант опросника: убраны 8 вопросов о физическом и сексуальном насилии из первоначального варианта, добавлен 1 новый вопрос:

«До того, как Вам было 18 лет, кто-либо тряс Ваше тело очень сильно, чтобы причинить Вам боль?». Вопросы были частично переформулированы для более простого восприятия участниками.

Был скорректирован список насильников: разделение насильников стало осуществляться не только по полу, но и по возрасту.

Кроме того, в разделы о физическом и психологическом насилии были включены по 2 вопроса, которые позволяют получить субъективно воспринимаемую участниками исследования информацию о частоте и справедливости применяемого в отношении них насилия.

«Многие дети имеют опыт того, что кто-то целенаправленно причиняет боль их телу ударами, битьем и другими способами. Такое могло произойти с Вами. В общем, что Вы сейчас думаете о Вашем детстве?»

«В общем, до того, как Вам было 18 лет, как часто Вам причиняли физическую боль (били, ударяли или другое) в сравнении с другими детьми примерно вашего возраста на тот момент?»

Так как в настоящее время в отечественной психологии отсутствуют стандартизированные методики, направленные на изучение насилия в отношении детей, конструктная валидность шкал опросника не проводилась.

Заключение

Опросник ICAST - R призван собрать у молодежи 18-24 лет информацию об опыте пережитого в детском возрасте насилия (физического, психологического, сексуального).

Эффективность и успешность проведения исследования с применением опросника ICAST-R напрямую зависит от умения специалиста установить доверительные отношения с молодежью, настроить участников на процедуру исследования, а также от готовности и способности специалиста четко следовать процедуре проведения исследования, описанной в предыдущей главе.

Опыт проведения исследований с применением опросника в течение 2006, 2011 и 2012 годов, а также фокус-группы, проведенные с участниками исследования после проведения процедуры исследования, показал следующее.

Большинство участников фокус-групп (90%), высказывая общее впечатление об опроснике, озвучивают негативные чувства, которые вызвал предложенный опросник. «Очень неприятно, страшно».

Участники отмечают, что ответы на вопросы возвращают к тем детским переживаниям, которые испытывали когда-то. Если ситуация насилия имела место, то в ситуации ответов на вопросы переживаемые чувства возникают заново.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Стало немного грустно вспоминать о моментах, о которых никогда не хотелось вспоминать...»

Все без исключения участники фокус-группы отметили, что дети всю жизнь помнят о насилии. Такое не забывается.

«Яркие негативные моменты жизни не забываются..»

Человеку иногда страшно и стыдно признаться в таких вещах (ситуациях насилия) даже самому себе. Особенно в ситуации, когда вопросы сформулированы так прямо, не завуалированы. Поэтому не все захотят делиться таким, несмотря на конфиденциальность. «Если в процентном соотношении, то где-то 60% скажут правду» «Не хотелось отвечать на некоторые вопросы честно. В детстве многих наказывали, причиняли боль, но сейчас мне кажется, это было правильно, справедливо»

«Наверное, некоторые не ответят честно, особенно если в семье это скрывается» «Многим просто не захочется отвечать на вопросы подобного рода, поэтому можно ответить неправду»

Около 70 % участников фокус-групп отметили, что вопросы сформулированы слишком откровенно и прямо.

«Вопросы опросника слишком прямые; если человек пережил насилие, ему будет очень тяжело отвечать на них»

При этом для подавляющего большинства участников предложенные в

опроснике вопросы оказались понятными.

«Да, все понятно. Понятна логика задавания вопросов, вопросы хорошо сформулирован.»

Небольшому количеству участников группы (24%) показалось странным предложенное в 3 вопросе деление на классы, которое не соответствует принятым в России ступеням образования.

«Не понятно, по какому принципу в вопросе 3 разделены годы учебы в школе. Вопрос о количестве лет в школе - наверное, надо разбить по классам. Лучше бы было, если варианты ответа про учебу в школе соответствовали учебе в начальной, средней и в старшей школе. А если ходил в школу меньше, чем положено, внести вопрос о том, что человек делал дальше, после ухода из школы»

80 % респондентам показалось непонятным, почему вариант ответа на вопрос может быть только один.

«Думаю, что нужно выбирать столько вариантов, сколько было на самом деле.. Один вариант ответа ограничивает»

Достаточно полным, но немного длинным показался список насильников для 40% участников фокус-групп.

«Думаю, что варианты ответов про насильников нужно представить только в двух списках, разделив только по половому признаку: на мужчин и женщин, независимо от того, старше они или того же возраста. Иначе, такой список тяжел для восприятия, немного запутывает»

В условиях российской действительности, важной фигурой-насильником для многих людей является фигура российского милиционера, которую участники предложили включить в список потенциальных насильников.

«Нужно включить в список насильников милиционеров..Очень часто они избивают людей, особенно подростков»

В заключении все участники отметили, что никакие вопросы не надо убирать, ничего не надо добавлять, так как есть вариант ответа - «другое» и всегда можно в опросник внести все, что хочется внести от себя.

В связи со всем вышеперечисленным можно констатировать, что данный опросник требует внесения некоторых дополнений, корректив для того, чтобы его можно было использовать как надежный и валидный метод оценки распространенности насилия над детьми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаева О.М. Разработка измерительных инструментов для оценки распространенности насилия над детьми / О.М. Исаева // Система защиты детей от насилия: достижения и задачи развития: материалы X Международной научно-практической конференции - Н.Новгород, 2010. - С.47-49.

2. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: коллективная монография / под ред. Е.Н.Волковой - Н.Новгород, 2011.

3. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е.Н. Волковой. -Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 240 с.

4. Dunne, M. P., Isaeva O., et al ISPCAN Child Abuse Screening Tools Retrospective version (ICAST-R): Delphi study and field testing in seven countries. Child Abuse & Neglect Volume 33, Issue 11, November 2009, Pages 815-825. Special Issue on the 20th Anniversary of the U.N. Convention on the Rights of the Child (CRC), 1989-2009 (Part 1).

© Волкова Е.Н., Исаева О.М., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.