УДК 378.096
ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
© 2012 г. Н.С. Пурышева1, З.М. Абдурагимова2', А.Х. Матиев
3
1Московский педагогический государственный университет, ул. М. Пироговская, 1, г. Москва, 119992, [email protected]
2Чеченский государственный педагогический институт, ул. Киевская 33, г. Грозный, Чеченская Республика, 364051, [email protected]
3Грозненский государственный нефтяной институт, ул. А. Авторханова, 14/53, г. Грозный, Чеченская Республика, 364052, [email protected]
1Moscow State Pedagogical University, M. Pirogovskaya St., 1, Moscow, 119992, [email protected]
2Chechen State Pedagogical University, Kievskaya St., 33, Grozny, Chechen Republic, 364051, [email protected]
3Grozny State Oil Institute, A. Avtorkhanov St., 14/53, Grozny, Chechen Republic, 364052, [email protected]
Показана актуальность использования ИКТ в образовательном процессе, уровень ее использования в Чеченской Республике. В частности, представлены рекомендации по использованию редактора тестов easyQuizzy на занятиях по физике для контроля знаний или тестирования студентов в Московском педагогическом государственном университете, Чеченском государственном педагогическом институте и Грозненском государственном нефтяном техническом университете им. М.Д. Миллионщикова.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность, инновационная образовательная программа, самостоятельная работа, обучающие программы, технология самопрезентации, интернет-конференции, редактор тестов easyQuizzy.
The paper shows the relevance of ICT use in the educational process, the level of its use in the Chechen Republic. In particular, it provides guidelines on the use of test editor easyQuizzy in Physics classes for the control of knowledge or students' testing in Moscow State Pedagogical University, Chechen State Pedagogical Institute and Grozny State Oil Technical University named after M.D Millionshtchikov.
Keywords: ICT competence, innovative educational program, self study, training programs, self-presentation technology, internet conference, test editor easyQuizzy.
Проблема формирования ИКТ-компетентности специалистов всех уровней стоит довольно остро. Формировать и развивать ИКТ-компетентность будущих учителей средствами своих предметов должны в учебном процессе учителя и естественно-научного цикла, в том числе преподаватели физики.
ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
Под уверенным владением следует, прежде всего, понимать умение применять навыки ИКТ-гра-мотности в решении разного рода практических информационных задач. С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: когда делаем покупки, бронируем гостиницы, выбираем лекарства, пишем статью и т.д. В процессе решения задачи каждый из нас проходит определённые этапы работы с информацией.
Это свидетельствует о том, что многие учителя-предметники уже поняли преимущества ИКТ, почувствовали необходимость воплощения своих идей в конкретные учебные пособия и разработки, а также и
свою беспомощность, недостаточную компетентность, нехватку знаний и навыков в области ИКТ.
Формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей физики на занятиях по общей физике направлено на реализацию как традиционных принципов высшего образования - фундаментальность, системность и систематичность, соединение теоретической подготовки с практической, соединение учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью, так и инновационных образовательных программ, технологий, форм и методов организации образовательного процесса. Использование последних достижений в области информационных и коммуникационных технологий, перспективных методов обучения и совершенствование профессиональных навыков в образовании должны иметь опережающий характер. Эффективное использование средств ИКТ связывается с формированием ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса.
Курс физики синтезирует область знаний, органично сочетающую в себе естественно-научный, мировоззренческий, математический, экологический и гуманитарный компоненты. Он дает широчайшие возможности для формирования и развития информационной и коммуникационной компетентности студентов [1].
Формирование и развития ИКТ-компетентности современного преподавателя позволяет вывести процесс преподавания, в частности курса общей физики, на более высокий качественный уровень.
Сотрудники кафедры физики и методики ее преподавания Чеченского государственного педагогического института (ЧГПИ) совместно с кафедрой информационных технологий обучения разработали тематику лекций и практических занятий по компьютерной поддержке занятий по физике для совершенствования и развития информационной компетентности будущих педагогов, в которой также отведено место изучению возможностей применения в школе на уроках физики современных информационных технологий. Опыт работы преподавателей кафедры, апробированные ими модели обучения показали, что использование электронных учебников и различных структурно-функциональных моделей способствует оптимизации процесса обучения, повышению уровня предметной компетентности студентов по физике, развитию их познавательного интереса к предмету. Материал усваивается глубже, знания приобретают осознанность, мышление - гибкость. Развиваются исследовательские навыки, студенты учатся принимать самостоятельные решения, активно участвовать в решении проблем. Созданная технология конструирования дидактического средства с использованием ИКТ на основе Microsoft Office Power Point распространена также среди учителей физики Чеченской Республики.
Решению задачи формирования ИКТ-компетент-ности у будущих педагогов физики способствует грамотная организация самостоятельной деятельности студентов в рамках учебной дисциплины. С использованием информационных технологий возможности организации самостоятельной работы студентов расширяются. Актуальной становится самостоятельная работа с обучающими программами, тестирующими системами, информационными базами данных. По существу, все известные виды электронных изданий могут служить основой для организации самостоятельной работы студентов, наиболее эффективными из них являются мультимедийные издания.
Результаты такой самостоятельной работы могут быть доложены на заседаниях секций научно-практических конференций, которые вносят немалый вклад в формирование ИКТ-компетентности. Конференция является итогом большой творческой работы группы, поэтому важно развивать коммуникативные способности студентов. Конференция студентов может быть итогом их работы над каким-нибудь проектом, по изучению большого раздела или курса физики в течение нескольких месяцев или по свободному выбору темы студентами. Для того чтобы подготовить доклад к научно-практической конференции, необходимо найти информацию по выбранной теме. Студент под руководством преподавателя ищет информацию, т.е. ведет поиск, обработку, анализирует, моделирует и проектирует объекты и процессы (создает информацию) или использует готовый продукт. Очень важно правильно представить свой проект. В решении этой задачи может помочь технология самопрезентации, подробно разработанная в работе [2]. Использование этой технологии определяется необходимостью подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности, публичным выступлениям и т.д. Основные этапы презентации:
1. Подготовка - постановка целей, выбор структуры выступления, введение и заключение, поиск и
подбор материалов для презентации, выбор средств и приемов проведения презентации, подготовка мультимедийной информации. Заканчивается подготовка презентации проверкой традиционных элементов: приветствие; представление; тема сообщения; цель сообщения; регламент сообщения; вопросы; выражение благодарности.
2. Процесс презентации: а) начало презентации; б) основная часть; в) заключение.
3. Результат презентации - на общем обсуждении составляется рейтинг презентаций.
Участие в работе конференция оставляет сильное впечатление, привлекает внимание к определенным проблемам, стимулирует студентов. Такие конференции служат эффективной формой углубления и повторения знаний по физике. Студенты узнают много нового и интересного, у них формируется научное мировоззрение.
Участие в интернет-конференциях дает возможность набрать опыт, в дальнейшем создать свой собственный сайт, локальную информационную сеть студентов физиков и так далее. Качество выполнения заданий является показателем уровня сформирован-ности специальной профессиональной компетентности будущих педагогов физики.
Совместно со своими студентами преподаватели могут разработать модели Интернета на нескольких дисках, позволяющие проводить тренинг обучающихся по работе с информационными ресурсами сети без выхода в Интернет.
Использование на занятиях мультимедийных программ по физике и образовательных ресурсов Интернета позволяют учителю создавать методы, основанные на активных, самостоятельных формах обучения учащихся в работе с информацией. Акцент переносится на воспитание активной и свободной личности, формирование у неё способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Возможности моделирования, имитации изучаемых объектов, явлений и процессов помогут обеспечить экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся, инициирующую самостоятельное «открытие» закономерностей изучаемых физических процессов.
На практических и лабораторных занятиях по физике мы используем для контроля знаний или тестирования редактор тестов easyQuizzy. Это простая и удобная программа для создания и редактирования тестов. Каждый тест представляет собой независимую программу, которую достаточно скопировать на любой компьютер и запустить, чтобы начать тестирование. Есть возможность загрузить тест (30 вопросов) и оценить элегантность описанного решения. Тесты easyQuizzy удобно использовать в вузах для текущего и итогового контроля знаний студентов, а также включать в состав электронных учебников для дистанционного обучения и самообразования.
ЕазуРш7ту - чрезвычайно удобная, простая в использовании и функциональная программа, требует мало времени в использовании. Эта программа удобна при создании тестов, так как имеет предельную оперативность и высокую эффективность выполнения тестирования. Основным ее преимуществом, на наш
взгляд, является фактор возможности создания ехе-файла, что позволяет проводить тестирование студента без наличия самой программы еаБуР^ту.
Ниже приводим в качестве примера один образец еаБуР^ту-теста, используемый нами на занятиях со студентами по курсу общей физики.
Материальная точка движется так, что радиус-вектор меняется со временем по закону г = 5t 21х + 6t 21у + .
Скорость точки меняется по закону: Ответы: (выберите один вариант)
1. и = + вау + 812.
2. и = Ш1х + 6t 2/г + 8Е1г.
3. и = 101 + Ш„ + 81 .
4. и = Ш 21х + Шу + 8/г.
5. и = 10t2/х + 12^ + 8Е1г.
В заключение нужно отметить, что развитие ИКТ-компетентности преподавателей физики является процессом многофакторным, сложным и необходимым в современных условиях.
Литература
1. Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы : учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. С.Е. Ка-менецкого, Н.С. Пурышевой. М., 2000.
2. Современные образовательные технологии : учеб. пос. / под ред. Н.В. Бордовской. М., 2010. 432 с.
Поступила в редакцию
12 декабря 2011 г.