Научная статья на тему 'Возможности нарратива для организации эффективного образовательного процесса'

Возможности нарратива для организации эффективного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
160
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ / АРХЕТИП / НАРРАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЖУРНАЛИСТИКА / NARRATIVE APPROACH / HISTORY OF FOREIGN JOURNALISM / ARCHETYPE / NARRATIVE PEDAGOGY / JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Авдонина Наталья Сергеевна

В данной статье автор рассматривает возможности и перспективы использования нарративного подхода, стори-теллинга, для организации образовательного процесса. В качестве примеров приводятся лекции по курсам «Введение в мировую журналистику» и «История зарубежной журналистики: XX век». Автор приходит к основному выводу: нарративный подход позволяет эффективно проводить лекционные занятия при соблюдении ряда условий. В конце статьи сделаны выводы о возможностях использования нарративного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Narrative techniques in the organizing effective education process

The author analyzes perspectives of using narrative approach, i.e. storytelling, to organize education process. Courses «Introduction to the world journalism» and «The history of foreign journalism: XX century» are given as examples of approaching narrative. The author makes the key summary: narrative approach lets effectively organize lecturing. In the end of the article some more conclusions about using narrative approach are made.

Текст научной работы на тему «Возможности нарратива для организации эффективного образовательного процесса»

20

Журналистский ежегодник

Раздел II.

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ

УДК 371.315.3 ДОИ 10.17223/23062096/6/6

Н.С. Авдонина

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

ВОЗМОЖНОСТИ НАРРАТИВА

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В данной статье автор рассматривает возможности и перспективы использования нарративного подхода, стори-теллинга, для организации образовательного процесса. В качестве примеров приводятся лекции по курсам «Введение в мировую журналистику» и «История зарубежной журналистики: XX век». Автор приходит к основному выводу: нарративный подход позволяет эффективно проводить лекционные занятия при соблюдении ряда условий. В конце статьи сделаны выводы о возможностях использования нарративного подхода.

Ключевые слова: нарративный подход, история зарубежной журналистики, архетип, нарративная педагогика, журналистика.

В последнее время исследователи отмечают неэффективность классической лекции как передачи информации современным учащимся, относящимся к сетевому поколению. В современной высшей школе можно быть представлено многообразие видов лекций: традиционная лекция, лекция-конференция, лекция-беседа, лекция с использованием интерактивным элементов и др. [1].

Мы полагаем возможным обратиться к возможностям нарративной техники для организации лекционного материала для переводав доступную и эффективную форму передачи и усвоения обучающимися нового знания.

Нарратив, или повествование, - это весь текст эпического литературного произведения за исключением прямой речи [3]. С философской точки зрения, нарратив - это понятие, фиксирующее способ бытия повествовательного текста, в котором сознание и язык, бытие и время, человек и мир оказываются тесно взаимосвязанными [4]. Если говорить проще, нарратив есть история.

Людям нужны истории, жизнь любого человека представляет собой историю, главным действующим лицом которой является сам человек. В данном смысле цитата Саллюстия «Каждый человек - творец своей судьбы» может быть переформулирована в «Каждый человек сам пишет историю своей жизни».

Классической структурой нарратива является «концепция - сценарий - история». Любой учебный курс представляет собой законченный сюжет, состоящий из нескольких эпизодов, что особенно легко проследить на дисциплинах исторического или литературного цикла. В данной статье будут проанализированы техники нарратива в контексте журналистских дисциплин.

Можно выделить несколько типов нарратива лекционных занятий: сериальная модель, системообразующий нарратив, фикшн/нон-фикшн нарратив, мини-нарративы. Сериальная модель предполагает выстраивание каждого занятия как серию в составе одного «сериала», системообразующий нарратив означает наличие в основе дисциплины одной важной идеи, фикшн/нон-фикшн нарратив основываются либо на вымышленном, либо документальном сюжете, и мини-сериалы предполагают, что каждое занятие является законченным сюжетным элементом.

Исследований по нарративной педагогике не так много. Одной из последних можно назвать статью Е.В. Казанцевой «Актуализация идей нарративной педагогики в условия лич-ностно ориентированного образования высшей школы». Автор рассматривает нарративный подход в контексте подготовки лекционных текстов: «Современный педагог, исследователь должен ориентироваться на создание текста, который будет понятен и доступен учащимся. Здесь позиции студентов с одной стороны максимально сближаются с позицией читателя (наличие определенного культурного и образовательного уровня, умение работать с текстами и проч.), а с другой -ставит перед педагогом новую задачу ввести обучающегося

Раздел II. Журналистское образование в XXI веке

21

в пространство педагогического (научного) дискурса, помочь освоить качественно новый тезаурус» [2. С. 27].

В нашем понимании нарративный подход также возможно использовать в применении к лекционным или семинарским занятиям, но для эффективного рассказывания историй на занятиях необходимо выработать алгоритм подобной истории.

Классическая структура любого произведения, будь то киносценарий, литературное сочинение или журналистский текст (за исключением разве что информационных материалов), обязательно содержит следующие элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка (иногда может совпадать с кульминацией). Любая лекция может быть выстроена по такой схеме. Не беремся судить о сугубо теоретических занятиях (хотя и в них может быть добавлен сквозной герой, вымышленный или реальный, который связывает теорию с реальной практикой и жизнью), но приведем в качестве примера собственный опыт построения лекций по дисциплине «Введение в мировую журналистику» и «История зарубежной журналистики: XX век».

Для каждого предмета преподаватель готовит заранее сил-лабус (западный вариант рабочий программы), где простым языком даны описание и цель курса, система сдачи самостоятельных работ и краткое описание лекций и практических занятий. Таким образом, студенты получают, говоря кино-языком, трейлер к предмету. Дальше каждая лекция должна быть составным эпизодом одной эпопеи. Если курс «Введение в мировую журналистику» охватывает исторический период с Античности до 1800 г., то в девять лекций уложить весь объем информации — невозможно физически. Рассказывать на каждой лекции о развитии журналистики в конкретной стране тоже представляется неэффективным, поскольку информация доступна неравномерная. Автор статьи нашел выход, благодаря подсказке студентов, акцентировать внимание на ключевых темах и таким образом связывать ситуационно-событийные явления в разных странах в единый историко-культурный и общественно-политический контекст. В курсах предусмотрены следующие темы: «Вводная лекция», «Истоки коммуникации. Прообразы газет», «Первые газеты», «Работа и творческий статус первых журналистов», «Технологии и журналистика», «Жанровое разнообразие», «Журналистика и власть. Цензура», «Журналистика в период войн и революций», «Журналистика на пороге XIX века» (в курсе «История зарубежной журналистики: XX век» есть «Журналистика в период холодной войны: пропаганда, цензура, свобода», «Первые газетные кризисы», «Медиагиганты и независимые издания» и «Глобализация СМИ»).

В такой структуре курса на каждой лекции некоторые исторические личности, события, явления будут пересекаться, образуя единую сюжетную линию. Например, Даниэль Дефо будет появляться в таких темах, как «Первые газеты», «Жанровое разнообразие», «Работа и творческий статус первых журналистов» и «Журналистика и власть. Цензура».

Можно сделать выводы о перспективах использования техники нарратива в преподавании:

• Нарративный подход позволяет показать несколько аспектов одного явления и провести параллели с различными странами и событиями.

• Нарративный подход позволяет использовать возможности средств визуальной наглядности, мультимедийные ресурсы, помимо текстовой информации.

• Информация, выстроенная и поданная как история, легче и на долгое время запоминается.

• Нарративная лекция позволяет использовать интерактивные технологии.

• Нарративный подход позволяет основать лекционный материал на личностях.

• Нарративный подход позволяет студентам получить новый опыт в переживании событий рассказываемой истории.

• Нарративный подход позволяет ориентировать студентов на определенную проблему или тему.

Структура любого рассказа архетипична. Любой кинофильм, литературное произведение, журналистский текст и лекционную историю можно разложить на составляющие архетипы. Многие рассказы основаны на таком распространенном архетипе, как поиск, во время которого герой или герои проходят испытания, вступают в борьбу с неприятелями, побеждают или терпят поражение и возвращаются. Вся история зарубежной и отечественной журналистики есть рассказ о поиске и борьбе журналистов за свободу слова, правду, за все то, что образует профессию «журналистика».

The author analyzes perspectives of using narrative approach, i.e. storytelling, to organize education process. Courses «Introduction to the world journalism» and «The history of foreign journalism: XX century» are given as examples of approaching narrative. The author makes the key summary: narrative approach lets effectively organize lecturing. In the end of the article some more conclusions about using narrative approach are made.

Keywords: narrative approach, history of foreign journalism, archetype, narrative pedagogy, journalism.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: «Питер», 2006.

2. Казанцева Е.В. Актуализация идей нарративной педагогики в условиях личностно ориентированного образования высшей школы // Гуманитариум.- 2017. - №1 (2). - С.26-28.

3. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 5. М.: Советская Энциклопедия, 1962-1978. [Электронный ресурс] URL: http://feb-web. ru/feb/kle/KLE-abc/ke5/ke5-8133.htm

4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. [Электронный ресурс] URL: https:// epistemology_of_science.academic.ru/464/нарратив

Literatura:

1. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika. SPb.: «Piter», 2006.

2. Kazanceva E.V. Aktualizaciya idej narrativnoj pedagogiki v usloviyah lichnostno orientirovannogo obrazovaniya vysshej shkoly // Gumanitarium.- 2017. - №1 (2). - S.26-28.

3. Kratkaya literaturnaya ehnciklopediya: V 9 t. T. 5. M.: Sovetskaya EHnciklopediya, 1962-1978. [EHlektronnyj resurs] URL: http://feb-web. ru/feb/kle/KLE-abc/ke5/ke5-8133.htm

4. EHnciklopediya ehpistemologii i filosofii nauki. M.: «Kanon+», ROOI «Reabilitaciya», 2009. [EHlektronnyj resurs] URL: https://epistemology_ of_science.academic.ru/464/narrativ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.