Научная статья на тему 'Возможности мультимедийной журналистики на современном этапе развития российских масс-медиа'

Возможности мультимедийной журналистики на современном этапе развития российских масс-медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2346
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зиновьев Илья Викторович

Автор ставит задачу уточнить объем понятий «конвергенция»и «мультимедиа», приводит примеры успешного освоения новых технологий, дает обзор новых направлений журналистской деятельности в связи с развитием технического оснащения профессии журналиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности мультимедийной журналистики на современном этапе развития российских масс-медиа»

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Илья Викторович Зиновьев

Уральский федеральный университет

ВОЗМОЖНОСТИМУЛЬТИМЕДИЙНОЙЖУРНАЛИСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМЭТАПЕ РАЗВИТИЯРОССИЙСКИХМАСС-МЕДИА

Автор ставит задачу уточнить объем понятий «конвергенция»и «мультимедиа», приводит примеры успешного освоения новых технологий, дает обзор новых направлений журналистской деятельности в связи сразвитием технического оснащения профессии журналиста.

Ключевые слова: мультимедиа, конвергенция, интернет-журналистика.

Понятия «конвергенция» и «мультимедий-ность» широко используются в современных исследованиях деятельности средств массовой информации. В этой связи отметим, что термин «конвергенция» (от лат. сопуе^еге приближаться, сходиться) давно облюбован социологами, экономистами и определяется как «схождение, сближение»1. Определение «мультимедийность» более свежее, напрямую связанное с англоязычными «медиа» и «масс-медиа». В широкий научный оборот «мультимедийность» и «мультимедиа» вошли постепенно, с развитием персональных компьютеров и Интернета. Если говорить обобщенно, то мультимедиа - это сочетание разных сред (или средств) представления информации (текста, графики, видео, звука) при взаимодействии с ними получателя этой информации2.

О конвергенции капиталистического и социалистического обществ заговорили в середине прошлого века. О конвергенции разных СМИ - в самом конце второго тысячелетия3. Говоря обобщенно, в том и в другом случае речь шла о смешивании разнородных элементов, из чего могло бы развиться некое новое общество или СМИ. Подробнее остановимся на конвергенции СМИ.

Подчеркнем, что данный процесс начался давно. Печатные СМИ, формировавшиеся на протяжении столетий, испытали первое потрясение с началом массового распространения радиоприемников среди населения. Затем появилось телевидение, к концу прошлого века завоевавшее внимание большинства потребителей информации. В последнее десятилетие громогласно заявили о себе интернет-технологии.

О конвергенции СМИ можно говорить на примере ранних радийных жанров - газетных

новостей в дикторском исполнении, обзорах печатных публикаций. Так проходил процесс механического объединения прессы и радио. Однако постепенно инициативные и творчески одаренные радиожурналисты поняли и стали использовать возможности звучащего слова. Тогда и появились такие жанры, как радиорепортаж, радиоинтервью.

Схожий процесс наблюдался и в последующие годы. Теперь уже телевидение пользовалось творческим багажом предшественников. Вспомним западные «мыльные оперы», перекочевашие из радиоэфира на «голубые экраны». Или советские телевыступления И. Л. Андроникова - яркие, но напоминающие зрителям известных радиочтецов. Однако достаточно быстро на телевидении оформились и новые жанры, и направления вещания. Лидерами в этом были западные тележурналисты. Правда, в постперестроечные годы Россия быстро наверстала упущенное. Может, даже слишком быстро. Отсюда - столь тревожащее засилье скандальных реалити, развлекательных ток-шоу и квазидокументалистики.

Телевидение в своем арсенале имеет множество средств донесения информации: звук, титры, фотографии, видео. Однако о мультимедийных технологиях заговорили вместе с массовым распространением персональных компьютеров. Сам термин «мультимедиа» связан с развитием компьютерных аудиосистем и записи с помощью CD-ROM4. Но, по сути, все возможности мультимедиа высветил именно Интернет. Всемирная сеть пролила свет на важную составляющую мультимедийного информационного продукта - интерактивность. Как отмечает И. Кирия, «мультимедийный язык является интерактивным, так как он позволяет при помощи

различных вариантов и различных смысловых схем получать информацию, используя данные самой природой человеку возможности»5.

На наш взгляд, именно в интернет-журналистике ярко проявился переход от механического соединения разнородных информационных сред (конвергенции) к творческому синтезу новых форм и методов деятельности (мультиме-дийности). Скажем, в последнее время появились такие формы представления информации, как аудиослайдфильм, интерактивная видеоколонка, инфографика6. На сайте «Эхо Москвы» сравнительно недавно запущен уникальный сервис «Кардиограмма эфира», сочетающий видеоконтент и интерактивность7. В аспекте интерактивности можно назвать несколько направлений сетевой журналистики: рассылки по электронной почте, заставившие говорить об активном отборе информации ее потребителем и создании персонального СМИ; блоги, заметно преобразившие современную гражданскую журналистику8; пользовательский подкастинг, благодаря которому формируется отличная от ведущих СМИ «повестка дня»9.

Ярким примером мультимедийной журналистики, реализуемой в конвергентной редакции, является деятельность сотрудников медиахолдинга «Евразия» из города Орска. В рамках этого предприятия объединены четыре БМ-радиостанции (три сетевых и одна самостоятельная), три телеканала (федеральные СМИ с возможностью включения местного эфира), городской информационный интернет-портал и журнал. Медиахолдинг начал сове формирование в 1999 году с местного радиоэфира на базе партнерских отношений с ВГТРК. Объем местного вещания и аудитория постепенно выросли. И тогда было решено создать новую городскую радиостанцию с круглосуточным вещанием. Важным моментом стало заметно увеличившееся время прямого эфирного общения с радиослушателями, что стало первым шагом на пути развития интерактивного вещания. Далее в структуре «Евразии» появляется еще несколько радиостанций и собственные телепрограммы в федеральном эфире.

В последнее время по темпам роста аудитории и, соответственно, рекламных доходов от рекламы лидируют интернет-СМИ. Об этом свидетельствуют данные, связанные с размещением рекламы в российских СМИ10. Подобные оценки в свое время и привели к идее создания в рамках медиахолдинга «Евразия» сетевого медиа, разностороннего по темам и формам, опе-

ративного и доступного широкому потребителю. Им стал первый в городе информационно-аналитический интернет-портал Orsk.ru11.

Первоначально портал воспринимался жителями Орска как интерактивное дополнение к радио- и телепрограммам медиахолдинга «Евразия». Аудитория имела возможность отправлять сообщения на сайт и таким образом высказывать мнения, участвовать в дискуссиях, задавать вопросы ведущим. На сайте действовала доска бесплатных объявлений и пользовательский форум.

Затем была сформирована отдельная редакция интернет-портала Orsk.ru, перед которой поставили задачу поднять рейтинг нового СМИ, сделав его контент более привлекательным для аудитории. Ставка была сделана на высокую оперативность новостей, тематическое разнообразие материалов, интерактивные сервисы, благодаря которым рядовой пользователь мог стать своеобразным сотрудником редакции. Все это вместе взятое в короткие сроки привлекло на портал тысячи новых посетителей. Сегодня от пользователей регулярно поступают сообщения, а также видеоролики и фотографии о разных происшествиях. В рамках городского портала ведется онлайновое радиовещание, работают веб-камеры на улицах города, проводятся онлайн-консультации, выкладываются фото- и видеорепортажи с основных городских событий, созданы блоги.

Руководство «Евразии», убежденное в перспективности новых информационных технологий, активно развивало сайт. Выросший штат интернет-СМИ стал важнейшей структурой компании, а потому было принято решение выпускать телеверсию самых горячих онлайновых новостей. При этом материалы создаются сообща сотрудниками разных редакций. Так началось становление интернет-телевидения в Орске. Сегодня на портале Orsk.ru размещена самая разная телепродукция: выпуски новостей, программы для молодежи, телеконсультации, событийные видеорепортажи.

Процесс конвергенции в медиахолдинге «Евразия» повлек за собой значительные изменения в системе информационного производства. Публикация в одном медиа становится частью процесса создания общего мультимедийного продукта, к которому далее присоединяются остальные редакции. Дальнейшую жизнь такого продукта определяет активная аудитория, которая оставляет собственные комментарии на портале.

Таким образом, можно утверждать, что онлайновые медиа, в отличие от традиционных, позволяют запустить интеграционные механизмы в журналистской деятельности на полную мощность. При этом совершенствуются не только интернет-СМИ. Изменения затрагивают радио и телевидение. Все вместе они создают новый мультимедийный продукт. На наш взгляд, именно в сетевых медиа ярко проявляется переход от конвергенции как механического соединения разнородных информационных сред к мультимедийности как творческому синтезу новых форм и методов журналистской деятельности.

В завершение обозначим основные специализации в области масс-медиа, связанные с возможностями мультимедийных технологий. В первую очередь, это деятельность блогге-ров, использующих новые аудиовизуальные технологии в своих сообщениях: «Широкие мультимедийные возможности блогов позволяют дополнять текстовое содержание фото-, видео- и аудиофайлами, а также графическими и анимационными изображениями, создавать индивидуальный визуальный и музыкальный дизайн проекта»12. Довольно часто такие мультимедийные блоги ведут профессиональные журналисты. Но есть примеры иного характера, но также имеющие отношение к массовой информационной деятельности: видеоблог Президента России Д.А. Медведева (http://blog. kremlin.ru/); мультимедийный блог протоиерея Дмитрия Смирнова (http://www.dimitrysmirnov. ru/blog/); видеоблог Юлии Высоцкой (http:// www.edimdoma.ru/videoposts).

Большое распространение в последнее время получила профессия контент-менеджера (от англ. content - содержание), которая также самым тесным образом связана с мультимедийным творчеством. Контент-менеджер управляет содержанием и структурой сайта: заказывают штатным и сторонним авторам, пишут и редактируют статьи и заметки; подбирают необходимые иллюстрации (графику, видео, звук); стимулируют интерактивность с помощью гиперссылок, форумов, почтовых и rss-рассылок; контролируют актуальность информации. Помимо хорошего владения языком от контент-менеджера требуется умение работать с обширными архивами и текущим потоком сетевой информации, углубленное знание тематики сайта или отдельных его разделов, как в случае с интернет-СМИ. «Можно сказать, что контент-менеджер - это мастер на все руки. Он

и журналист (если нужно писать материалы самостоятельно), и редактор/корректор (если нужно вычитывать материалы, заказанные на стороне), иногда - фотограф и графический дизайнер»13. Не менее важны технические знания и навыки, связанные с программированием, мультимедийным оформлением и общим функционированием сайтов. Зачастую на должность контент-менеджера (веб-редактора) приглашают именно практикующих журналистов или студентов факультетов журналистики14.

К узким специализациям в мультимедийной журналистике можно отнести создателя и редактора инфографики. Мы уже упоминали об этой достаточно новой для российской журналистики форме представления информации. Основной задачей инфографики является визуально ясное и в то же время подробное изложение конкретного события, набора сведений. Инфографика может быть включена в более сложный журналистский материал или быть самостоятельным информационным объектом. «Идеальная инфографика та, которая в одном кадре вмещает выжимку из нескольких энциклопедических статей и справочников или объясняет событие, которое описано текстом в несколько тысяч знаков»15.

Инфографика за достаточно короткий промежуток захватила Рунет и российское телевидение. Более того, с января 2011 года в России начал выходить специализированный журнал «Инфографика», в котором нет текстов, только качественная графика на тему всего того, что можно подсчитать и измерить16. Главный редактор журнала Николай Романов считает, что для качественной инфографики важны две сферы - с одной стороны, работа с информацией (поиск и изучение интересных данных, вычленение самого важного и визуально пред-ставимого), а с другой стороны, дизайнерское решение (привлекательность графических объектов, их понятность для широкой аудитории). Новое направление информационно-дизайнерской деятельности в настоящее время активно развивается, а потому, по мнению Н. Романова, критерии профессионализма в этой сфере еще не устоялись.

Хочется надеяться, что в категорию инфо-графов в ближайшее время перейдут не только представители дизайнерского цеха (которых, конечно же, большинство в этом направлении информационной деятельности), но и настоящие профессионалы в сфере СМИ. Возможно,

именно журналисты помогут дизайнерам не только сформулировать общие критерии качества всякого инфографического произведения, но и поставить это качество «на поток».

В качестве заключения скажем, что конвергенция средств массовой информации является длительным историческим процессом, а их мультимедийное наполнение характеризует именно нынешний этап этого процесса, связанный с развитием новых информационных технологий и появлением такого явления, как интернет-журналистика.

Примечания

1 Словарь иностранных слов. М., 1990. С. 249.

2 См. определения на сайте «Академик». URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/25382.

3 См.: Вартанова Е. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. № 5. С. 11-14.

4 См.: Мультимедийные ПК // PC Magazine / RE. 28.02.2007. URL: http://www.pcmag.ru/re-views/detail.php?ID=6235.

5 Кирия И. Что такое мультимедиа? // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М., 2010. С. 20.

6 См.: Лосева Н. Конвергенция и жанры мультимедиа // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М., 2010. С. 129-150.

7 Сайт «Эхо Москвы»: настоящее и будущее. URL: http://www.echo.msk.ru/programs/ tochka/703998-echo/.

8 Зиновьев И. Средства массовой информации и коммуникации в Интернете. Екатеринбург, 2007. С. 119; 82.

9 Упорова Е. Возможности Интернета для гражданской журналистики // Мастер радио. Вып. 5. М., 2009. С. 134.

10Рунет опередил печатные СМИ по рекламным доходам. URL: http://www.newsinfo.ru/ news/2011-11-03/internet_marketing/764912/.

11 ORSK.RU - Главный сайт нашего города. URL: http://orsk.ru/.

12 Карякина К. Мультимедиа как фактор трансформации современной медиаиндустрии: генезис и развитие // Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования. Часть 1: Трансформация глобального информационно-коммуникационного пространства в Интернете. М., 2007. С. 167.

13 Контент-менеджер - кто это?. URL: http:// strana-sovetov.com/career/4097-content-manag-er.html.

14 См.: Блог о Екатеринбурге и Свердловской области / Разговоры уральцев и работа в Екатеринбурге. URL: http://uralweb. biz/?tag=zhurnalist; Работа в Одинцово / Контент-менеджер-журналист. URL: http:// www.odjob.ru/job/vac.asp?id=53576; Freelance : Работай удаленно URL: http://freelance-tomsk. ru/tag/menedzher/.

15 Лосева Н. Конвергенция и жанры мультимедиа // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М., 2010. С. 143.

16 Журнал «Инфографика». URL: http:// infografics.livejournal.com/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.