Опыт деятельности учреждений профессионального образования
УДК / UDC 378 Л. К. Артемова
L. Artemova
ВОЗМОЖНОСТИ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА И БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОцЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
POTENTIALS OF MODULE APPROACH, MARK AND RATING SYSTEM EVALUATION OF QUALITY OF TEACHING
Обсуждаются возможности качества обучения в процессе подготовки студентов технического вуза через внедрение модульного подхода и использование балльно-рейтинговой системы оценивания результатов.
The author discusses possible ways of improving the quality of teaching students at technical universities by means of the module approach and the implementation of the mark and rating system evaluation of the educational results.
Ключевые слова: образовательно-профессиональный маршрут, компетентностный, синергетический и модульный подходы, балльно-рейтинговая система оценивания.
Keywords: educational and vocational
trajectory, competent, synergetic and module approaches, mark and rating system evaluation
Переход российской системы образования к ГОС ВПО третьего поколения означает перестройку образовательной политики и практики работы учебных заведений профессионального образования. Перед системой образования выдвигается задача построения компетентностно-ориентированного образования. Соответственно этому меняются задачи профессионального образования, направленные на подготовку конкурентоспособного специалиста.
С позиции компетентностного подхода основным результатом деятельности вуза становится формирование компетентностного выпускника, владеющего определенными компетенциями. В силу того, что одним из составляющих компонентов компетенции является когнитивный (знаниевый) компонент, фундаментальность подготовки будущих специалистов и позволит сформировать компетентного выпускника.
Для студентов технического вуза большую значимость приобретают дисциплины естественно-научного цикла, которые, с одной стороны, обеспечивают фундаментальность образования, его связь с прикладными на-
уками, с другой стороны, закладывают основы формирования общекультурных, общепрофессиональных и научно-исследовательских компетенций.
При организации обучения физике в техническом вузе нами был выбран подход, ориентированный на приобретение определенных компетенций, развитие индивидуальности. В качестве ведущих принципов обучения выступили единство фундаментальной и практической направленности обучения, а также принцип доступности, требующий учета индивидуальных особенностей студентов во всех формах и видах учебной деятельности. Методологическую основу моделирования образовательного процесса составили компетент-ностный и синергетический подходы.
Обучение в логике компетентностного подхода — это обновление организационных форм обучения, приучающих к самостоятельности и самоорганизации; внедрение субъект-субъ-ектных отношений; приоритетное использование активных технологий обучения. Для достижения компетентности в профессиональной деятельности выпускнику вуза необходимо овладеть совокупностью компетенций, являющихся обобщенным показателем фундаментальности получения образования. Именно овладение совокупностью компетенций, которые определяют способность и готовность выпускника решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в профессиональной деятельности, с использованием полученных знаний и умений, становится одним из главных результатов получения высшего образования.
В настоящее время происходят процессы поиска социальной идентичности и перестройки отношений «образование — самообразование», «субъект — социальная среда». В этой связи необходима иная система обучения с учетом сценария развития будущего. Разработка синергетической стратегии процесса современного обучения позволит решить обозначенную задачу.
Vocational Organizations’ Experience
В синергетике сложился собственный предмет исследования — системы открытого типа, ведущим принципом существования которых является самоорганизация, осуществляемая на основе постоянного и активного взаимодействия с внешней средой. К функциональным характеристикам таких систем относятся: взаимодействие, открытость, динамичность, самоорганизация. Такими характеристиками обладает и образовательный процесс, и сам студент. Поэтому синергетический подход позволяет:
• рассматривать студента как сложную вероятностную систему открытого типа, способную при определенных условиях к самореализации и саморазвитию, что позволяет обосновать механизм педагогического содействия становлению студента с точки зрения синергетических законов: дать возможность самоопределиться и помочь ему в этом;
• рассмотреть процесс содействия профессиональному самоопределению студента как нелинейную ситуацию открытого диалога между преподавателем и студентом, в результате которого происходит не только рождение нового знания для студента, но и открытие себя, выбор индивидуальной траектории обучения.
Своеобразие современной образовательной ситуации в нашей стране характеризуется формированием уровневой системы высшего
профессионального образования и внедрением стандартов третьего поколения, реализация которых «ложится на плечи» компетентностно-го подхода. В этой связи подготовку студента к профессиональной деятельности можно рассматривать с позиции формирования образовательно-профессионального маршрута (далее — ОПМ).
Под ОПМ студента мы понимает целенаправленное продвижение к будущей профессиональной деятельности, обеспеченное комплексом педагогических условий, ориентированных на достижение необходимого уровня обученности, на формирование ключевых образовательных и профессиональных компетенций обучающихся с учетом их познавательных возможностей, профессиональных намерений и перспектив.
Реализация ОПМ студентами будет достаточно эффективной, если еще в школе были созданы условия для профессионального самоопределения школьников и подготовки их к обучению в вузе. Однако, как показали наши исследования, некоторые выпускники профильных классов выбрали профессию, сфера которой не соответствует профилю обучения в вузе (рис. 1). Кроме того, исследования других авторов также показали, что доля учащихся, выбравших профиль обучения в вузе, отличный от профиля обучения в школе, достаточно велика (до 33%) [1, с. 221].
23%
I Выпускники гуманитарного класса
I Выпускники физикоматематического класса
I Выпускники не профильных классов
45% —^
Рис. 1. Состав группы студентов технических специальностей
Как показывает практика, одним из средств обеспечения качества обучения становится модульное построение процесса обучения: разбивка учебного материала дисциплины на отдельные, относительно завершенные фрагменты (модули). Но реализация модульного обучения требует некоторых преобразований, затрагивающих обновление содержания обучения, его организацию, систему оценивания. При этом действенным механиз-
мом, обеспечивающим включенность студентов в учебный процесс, усиление личностной направленности и заинтересованности в качестве результатов обучения, может служить использование накопительного формата системы оценивания. Переход на балльно-рейтинговую накопительную систему делает методику оценивания результатов обучения более прозрачной.
Разумный вариант накопительного оце-
нивания результатов разнообразных форм деятельности с обязательным последующим рейтинговым учетом общего результата в итоговой аттестации в конце семестра может дать положительный результат и способствует мотивации обучения и формированию активной деятельной позиции.
В этой связи весь учебный материал в каждом семестра учебного года по предмету «физика» нами был разбит на модули. Для примера приведены модули учебного материала второго семестра для специальности «информатика и вычислительная техника»: кинематика и динамика материальной точки; работа и энергия, динамика твердого тела; основы релятивистской механики; основы молекулярной физики; физические основы термодинамики; реальные газы, жидкости и твердые тела.
Аттестации в едином накопительном формате балльно-рейтинговой системы оценивания подлежали знания (понимание законов и закономерностей физики), а также следующие виды деятельности: посещение лекций, решение задач, выполнение лабораторных работ; умение работать с потоками информации,
способность к анализу — рефлексии, учебноисследовательская деятельность.
В общем объеме часов, выделенных на изучение различного модуля, половина отведена на самостоятельную работу студента. Поэтому важная роль в обучении отводилась прежде всего организации самостоятельной информационно-поисковой деятельности студентов по отбору новой информации, ее анализу и обобщению, выделению в ней главного. Чтобы эта деятельность была успешной и результативной, необходимо организовать формы контроля за самостоятельной работой студентов.
В начале семестра студент получал всю информацию об изучаемом курсе: перечень изучаемых тем, список тем для самостоятельной работы, список тем рефератов, список лабораторных работ, примерные контрольные и тестовые задания по всем модулям и календарный план контрольных точек (таблица, где КТ1, КТ2 — контрольные точки рейтинговой оценки результатов учебной деятельности). Использовались устные, письменные и электронные формы аттестации.
Таблица
Виды контрольных мероприятий и даты их проведения
Название модуля Конкретное контрольное мероприятие Время проведения
Кинематика и динамика материальной точки Самостоятельная работа 3-я учебная неделя
Компьютерное тестирование 4-я учебная неделя
Работа и энергия. Динамика твердого тела Физический диктант 7-я учебная неделя
КТ1 8-я учебная неделя
Основы релятивистской механики Контрольная работа 10-я учебная неделя
Защита рефератов 11-я учебная неделя
Компьютерное тестирование 12-я учебная неделя
Основы молекулярной физики Физический диктант 13-я учебная неделя
Самостоятельная работа 14-я учебная неделя
Физические основы термодинамики КТ2 15-я учебная неделя
Реальные газы, жидкости и твердые тела Компьютерное тестирование 16-я учебная неделя
Умелое сочетание различных средств, методов и форм контроля, использование их в системе позволяло достаточно объективно оценить результаты обучения. Постоянный контроль практически на каждом занятии стимулировал и активизировал самостоятельную
работу студентов, что позитивно влияло на конечный результат.
Внедрение накопительной системы активизировало учебный процесс, о чем свидетельствует увеличение суммарного рейтинга КТ2 в сравнении с КТ1 (рис. 2).
Vocational Organizations’ Experience
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
Ст. А Ст. Б Ст. И Ст. К Ст.М
КТ2
Рис 2. Динамика рейтинговой оценки некоторых студентов при переходе от первой контрольной точки ко второй
Сравнивая результаты при традиционном преподавании дисциплины, когда оценка обучения студентов проходила только на экзаменах, и при модульном обучении (по результатам сдачи сессии с учетом накопительной систе-
мы оценивания), мы должны отметить, что положительная динамика результата очевидна (рис. 3). При этом средний балл оценки на экзамене повысился с 3,8 до 4,5.
100%
80%
60%
40%
20%
0%
92%
71%
A
А і і
\ і і
її і і /
Без использования модульного обучения
С использованием модульного обучения
Рис. 3. Процент студентов, сдавших экзамен по физике
Модульное изучение учебного содержания стимулировало и поощряло систематичность учебной деятельности, создавало условия для проявления самостоятельности, было поддержано системой контролирующих факторов через накопительную систему оценивания и контроля. При такой организации учебного процесса открылись возможности вариативного обучения, адаптации учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам студентов. Расширение вариативности нами было осуществлено через введение исследовательских работ по направлениям, интерес-
ным и значимым для обучающихся с учетом их индивидуальной познавательной деятельности.
Таким образом, использование модульной технологии и синергетического подхода позволило оптимизировать учебный процесс, активизировать и систематизировать аудиторную и самостоятельную деятельность студентов, привести к повышению уровня их знаний.
1. Рубцова И. А. Профильное обучение: проблемы
и практика//Народное образование. — 2011. — № 9. — С. 219—223.