Научная статья на тему 'Возможности модели aglink по обеспечению продовольственной безопасности России (на примере рынка свинины)'

Возможности модели aglink по обеспечению продовольственной безопасности России (на примере рынка свинины) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности модели aglink по обеспечению продовольственной безопасности России (на примере рынка свинины)»

В личных хозяйствах населения в 2006 г. произведено продукции на 2559,8 млн руб., что составляет 73,1% от общего объема производства, в том числе: растениеводство -1769,9 и животноводство - 789,9 млн руб. В 2007 г. произведено в ЛПХ продукции на сумму 3220,9 млн руб., что составляет 74% от общего объема производства по ЕАО. Эффективность функционирования личных подворий существенно может повышаться при оказании им помощи со стороны крупных сельскохозяйственных организаций и мер по оказанию им государственной поддержки. Развитие взаимодействия личных подсобных хозяйств населения с сельскохозяйственными организациями на основе кооперирования связей в производстве, заготовке и реализации продукции позволило бы обеспечить значительное повышение эффективности труда членов ЛПХ, улучшить условия сбыта сельскохозяйственной продукции. При условии достаточного обеспечения кормовыми ресурсами ЛПХ могут иметь в необходимых для личного потребления количествах птицу, мелкий рогатый скот или свиней. В качестве товарной продукции в небольших объемах выступает картофель и овощи. Необходимо подчеркнуть, что труд в личном подсобном хозяйстве одинаково производителен как при производстве сельскохозяйственной продукции для реализации на рынке, так и в целях внутреннего потребления. В обоих случаях предполагается максимальное обеспечение благосостояния семьи.

Заключение. Еврейская автономная область располагает достаточными земельными ресурсами для производства продукции растениеводства и животноводства, и может обеспечить население в

полном объеме картофелем, овощами, в значительных объемах мясом, молоком и яйцом. Правительством области и Законодательным собранием принят ряд мер нормативных актов, предусматривающих льготы иностранным инвесторам в ЕАО, что вызывает активность зарубежных предпринимателей в создании в области совместных и полностью им принадлежащих предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, что также улучшает продовольственное обеспечение области. Многообразие форм собственности, удачное сочетание крупного производства, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подворий, подсобных хозяйств промышленных предприятий и других являются наиболее перспективными в новых рыночных условиях. Именно такой путь развития сельского хозяйства позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции, более полно обеспечить население области продуктами питания за счет местного производства, решить многие социальные проблемы села, а главное вернуть земле хозяина.

Источники

1. Шиндин И.М., Кодякова Т.Е. Состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса Еврейской автономной области // Региональные проблемы. - Биробиджан, 2001. -№ 5. - С. 39-41.

2. Дальний Восток и Забайкалье - 2010: программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года // под ред. П.А.Минакира. - М.: ЗАО «Экономика», 2002 . - 434 с.

3. Кодякова Т.Е., Попова Е.А., Шиндин И.М. Продовольственное обеспечение Еврейской автономной области// Аграрная наука, 2004. - № 4, С. 3-4.

ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕЛИ АОиіЧК ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ (на примере рынка свинины)

А.А. Абрамов, асп., науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Продовольственная безопасность - непременная и весомая составляющая политики в области сельского хозяйства. Не мыслимо ни одно регулирующие воздействие государства без учета его последствий в контексте продовольственной безопасности. А оценить эти последствия максимально дешево и правдоподобно, не осуществляя непосредственно воздействия, позволяет аппарат математического моделирования.

Модель А01Л\1К-СО81МО позволяет учитывать влияние других стран производителей сельскохозяйственной продукции и продукции переработки на Российский рынок. Так же позволяет учитывать отклик других стран на изменения, затрагивающие Российский рынок. Вышеперечисленные свойства А01_11\1К - СОБ1МО делают ее полезным инструментом для обеспечения продовольственной безопасности. Можно, например, оценить последствия той или иной продовольственной политики в той или иной стране или регионе мира. Оценить последствия изменения квот, внутри и внеквотных тарифов, показателей продуктивности и переходящих запасов, как растениеводства, так и животноводства.

Модель А01_11\1К представляет собой динамическую модель частичного равновесия (типа спрос-предложение) мировых агропродовольственных рынков. Модель А01_11\1К состоит из национальных блоков стран членов ОЭСР и ряда других стран, а

также одного связующего наднационального блока. Модель разработана специалистами ОЭСР при помощи экспертов из стран членов этой организации, а также ряда других стран. Данная модель дает оценку годовому производству, потреблению и среднегодовым ценам на основные сельскохозяйственные товары, производимые, потребляемые и продаваемые на внешних рынках каждой страны, представленной в модели.

При построении модели использовались следующие теоретические предпосылки:

1) мировые рынки сельскохозяйственной продукции являются конкурентными. Каждый отдельный продавец или покупатель не имеет возможности влиять на ценообразование. Мировые цены определяются в результате установления равновесия между спросом и предложением на внутренних и мировых рынках;

2) продукты, произведенные внутри страны и завезенные по импорту, рассматриваются как свободно замещаемые и продавцом, и покупателем. Импортеры не проводят различия между товарами в зависимости от страны происхождения;

3) А01Л\1К-СО8|МО является моделью частичного равновесия для основных сельскохозяйственных товаров. Несельскохозяйственная продукция не моделируется и рассматривается как экзогенный показатель для данной модели.

Модель А01_11\1К позволяет строить прогнозы развития мировых агропродовольственных рынков на десятилетний период. Модель ежегодно совершенствуется, в связи с появлением более свежих, данных для предоставления более точных прогнозов. Добавляются новые переменные и уравнения, некоторые старые удаляются. Ведется работа по корректировке коэффициентов эластичности. Ежегодно пересчитывается и прогноз.

В ВИАПИ им. А.А. Никонова, с помощью модели А01_11\1К-СО81МО, был проведен анализ реакции рынков агропродовольственной продукции на регулирующее воздействие государства, а именно анализ влияния изменения объема квот на импорт продукции. И в качестве объекта исследования был выбран рынок свинины, как наиболее динамично развивающийся, по причине роста инвестиций в 2005-2007 гг. в строительство свинокомплексов. Так же 2008 г. отмечен рост импорта свинины как из Евросоюза, так и из США, причем не всегда высокого качества. Значительное снижение цен производителей на свинину в этих странах, связанное с мировым кризисом, является одним из факторов снижения конкурентоспособности отечественного рынка свинины. Поэтому оценка влияния возможных мер государственного регулирования процессов внешнеэкономического обмена, именно на рынке свинины, представилась для нас наиболее актуальной.

Проведенное исследование показало, что последовательное снижение импортных квот на свинину с 500 до 100 тыс. т с шагом в 100 тыс. т при сохранении импортных тарифов на прежнем уровне, практически не оказывает влияние на объем импорта и на объем производства свинины. Фактически, данный регулятор не работает, что связано с низкой ценовой эластичностью как производства, так и импорта свинины.

Второе направление исследования было основано на предположении, что рынок свинины является открытым. Для этого в качестве ограничения (квоты) в модели было поставлено очень большое число - 10 млн т. В базовом же сценарии объем квоты составил 502 тыс. т в каждом году прогнозного периода. Модель А01_11\1К-СО81МО, после расчета, показала следующие изменения значений переменных по отношению к базовому сценарию к концу прогнозного периода: 11%-е увеличение потребления свинины - достигается за счет резкого увеличения импорта свинины (в 2,3 раза к концу прогнозного периода), при этом на четверть падает цена производителя, что влечет за собой сокращение отечественного производства свинины на 17%. Связанные с рынком свинины, рынок говядины и рынок пшеницы на корма демонстрируют снижение объемов как производства, так и потребления.

В третьем направлении исследования был изменен тариф на ввоз свинины вне импортной квоты

до уровня 120% от существующего. При таких изменениях условий, рынок свинины становится неустойчивым. Это выражается в скачкообразном изменении показателей, как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Коридор ежегодных колебаний показателей составляет по производству - 50%, по потреблению - 30%. Цена производителя свинины возрастает на 52% к концу прогнозного периода.

Анализ сценариев регулирования внешней торговли свининой позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, при существующих функциональных зависимостях в модели изменение параметров квоты не дает адекватных результатов, т. е. это не приводит к повышению производства свинины, но при этом повышается потребление, что ведет к росту импорта. Если бы такая взаимосвязь была в реальности, то тогда не имело бы смысл сокращать квоту на 200 тыс. т (то, что предполагается сделать в настоящее время).

Во-вторых, появление расширяющихся колебаний цен на рыке говядины, при изменении вне-квотного тарифа, показывает наличие проблем при построении функциональных зависимостей внутри модели.

В-третьих, необходимо провести дополнительное исследования функциональных зависимостей по внешней торговле свининой для корректировки коэффициентов эластичности с учетом современных тенденции. Новые коэффициенты эластичности должны позволять более адекватно оценивать последствия регулирования внешней торговли сельхозпродукции в России.

Модель А01_11\1К, как и любая другая модель, не способна однозначно просчитать все возможные варианты развития событий, однако результаты моделирования определенно будут отражать тенденции развития рынка.

Рассмотренные сценарии дают представления о возможностях национального блока модели А01_11\1К при анализе различных вариантов воздействия государственных регуляторов на рынки агропродовольст-венной продукции. Использование модели позволяет учитывать влияние мировых продовольственных рынков на ценообразование внутри страны. Позволяет определить предпочтения производителей, обусловленные ценами на продукты питания. Результатом изменения структуры производства продукции сельского хозяйства в стране является изменение структуры импорта и экспорта, что дает возможность оценить конкурентоспособность различных видов продукции. После доработки национального блока модели, настройки ее на информацию, полученную из официальных источников, калибровки коэффициентов эластичности, можно будет с большим уровнем вероятности утверждать, что полученные сценарии достаточно точно отражают реальные процессы, протекающие в АПК России.

РОССИЙСКОЕ ПТИЦЕВОДСТВО МЯСНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

(Работа выполнялась в рамках проекта РГНФ № 08-02-00081 а)

Э.М. Келеметов, науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Мировой финансовый кризис оказал свое не- сохранения потенциала отечественного производст-

гативное влияние и на Россию. Его последствия для ва, накопленного в последние годы. И особенно это

отечественной экономики, не такие тяжелые как на касается сельскохозяйственного производства.

Западе. Тем не менее, необходимо принятие мер для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.